К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.И.ПИРОГОВА
«Вестник хирургии»^2010
© С.А. Симбирцев, О.П. Большаков, 2010 УДК 617(092)Пирогов
С.А. Симбирцев, О.П. Большаков
ВЫДАЮЩИЙСЯ ХИРУРГ-АНАТОМ Н.И.ПИРОГОВ
Кафедра оперативной и клинической хирургии с топографической анатомией (зав. — проф. Е.М. Трунин) Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования; кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии (зав. — проф. Г.М. Семенов) Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова
Ключевые слова: юбилей Н.И. Пирогова, хирургическая анатомия, оперативная хирургия, анатомо-хирургическая подготовка хирургов.
13 ноября (н. ст.) 2010 г. исполняется 200 лет со дня рождения Николая Ивановича Пирогова. Отмечая юбилейные даты, мы всегда стараемся вновь и вновь оценить и переосмыслить личность и научное наследие человека, оставившего глубокий след в человеческой памяти, с позиций нашего времени. В мае 1881 г. в одной из статей, посвященных 50-летию научной деятельности Н.И. Пирогова, говорилось: «Общество наше еще не может оценить заслуги Пирогова. Но чем больше пройдет времени, чем больше будет развиваться общество, тем будет для него величавее фигура нашего знаменитого учителя, тем яснее оно сознает его важное и мировое и национальное значение» [3].
О Н. И. Пирогове после его кончины в 1881 г. написано так много книг и статей, что сказать что-либо новое совсем не просто. Вместе с тем, и сегодня, когда хирургами накоплен огромный багаж знаний, опыта, умения и мастерства, это имя продолжает звучать как символ всего передового и фундаментального, а его труды остаются до сих пор эталоном глубины и добросовестности научного анализа. Не случайно Российское сообщество хирургов называется Пироговским хирургическим обществом.
«Пирогов создал школу. Его школа — вся русская хирургия.., она строилась массой хирургов — академических, университетских, земских, городских... — все эти хирурги группируются вокруг фигуры гениального Пирого-ва» (В.А.Оппель) [цит. по 3].
«Кто был Пирогов по специальности? На это ответить непросто. Прежде всего, Пирогов был широко образованный врач. В то же время он был анатомом, хирургом, патологом, организатором, а также педагогом, общественным деятелем, философом» (И.В.Давыдовский) [цит. по 3].
В нашей статье не ставится задача всеобъемлющей характеристики деятельности Н.И. Пирогова и его вклада в разные медицинские специальности. Мы коснемся близкого для нас раздела — хирургической анатомии и оперативной хирургии.
Введение в систему подготовки хирургов госпитальной хирургической клиники и института прикладной анатомии создало уникальную методологию обучения хирургов. Анатомо-хирургический подход в формировании хирургов, заложенный Н.И.Пироговым, в последующем получил широкое распространение в вузах России и дальнейшее развитие учениками и последователями выдающегося гения XIX столетия. Его творческое наследие продолжает развиваться и исследоваться, и оно по своему объему и содержанию неисчерпаемо. Благодаря исследованиям Н.И. Пирогова воз-
никла эта двуединая специальность, положившая начало анатомо-хирургическому направлению в развитии медицинского образования в нашей стране. В связи с развитием новых медицинских технологий в диагностике и лечении меняются формы, методы преподавания анатомии и оперативной техники. Однако основные идеи, заложенные Н.И.Пироговым, сохраняют свою ценность до настоящего времени.
В канун 200-летнего юбилея Н.И.Пирогова следует вспомнить некоторые первые шаги и стимулы, которые как бы направили Н.И.Пирогова в сторону активного изучения хирургической анатомии. Убеждение в необходимости изучения хирургической анатомии возникло у Н.И.Пирогова в результате анализа состояния отечественной хирургии и еще более укрепилось при посещении медицинских учреждений ряда европейских стран и особенно Германии. Научное изучение анатомии и знание анатомических основ строения и положения органов в Германии в тот период произвели на Н. И. Пирогова удручающее впечатление. Вот как он описывает эти события в своих воспоминаниях [2]: «...я застал ... в Берлине практическую медицину почти совершенно изолированною от главных реальных ее основ: анатомии и физиологии. Было так, что анатомия и физиология — сами по себе, а медицина — сама по себе. И сама хирургия не имела ничего общего с анатомиею. Ни Руст, ни Грефе, ни Диффенбах не знали анатомии.
Руст, говоря однажды на своей клинической лекции об операции Шопара, сказал весьма наивно: „Я забыл, как там называются эти две кости стопы: одна выпуклая как кулак, а другая вогнутая в суставе; так вот от этих двух костей и отнимается передняя часть стопы".
Грефе, при больших операциях, приглашал всегда профессора анатомии Шлема и, оперируя, справлялся постоянно у него: „Не проходит ли тут ствол или ветвь артерии?"».
Свое хирургическое мастерство великий хирург формировал в анатомическом театре в процессе трупосечений и разработки новых анатомически обоснованных приемов хирургической техники. Однако при посещении ведущих клиник западных стран он активно воспринимал и в последующем использовал новые приемы оперативной техники. В своих мемуарах «Вопросы жизни — дневник старого врача» [2] он так описывает мастерство Лангенбека: «К характеристике Лангенбека, как хирурга, относится еще одна весьма важная и оригинальная черта. Он возводил в принцип при производстве хирургических операций избегать давления рукою на нож и пилу.
- Нож должен быть смычком в руке настоящего хирурга.
- Kein Druck, nur Zug (не нажим, только тяга).
И это были не пустые слова.
Лангенбек научил меня не держать нож полною рукою, кулаком не давить на него, а тянуть как смычок по разре-
заемой ткани. И я строго соблюдал это правило во все время моей хирургической практики везде, где можно было это сделать. Ампутационный нож Лангенбека был им придуман именно с той целью, чтобы не давить, а скользить тонким как бритва, и выпуклым, и дугообразно выгнутым лезвием».
1846 г. стал рубежом в развитии анатомо-физио-логического направления в деятельности Н.И.Пирогова. После долгих мытарств конференция Медико-хирургической академии (МХА) утвердила проект института прикладной (практической) анатомии. Проект института был составлен в 1844 г. вместе с К.Бэром и К.Зейдлицем и представлен руководству и попечителям МХА. Надо было обладать глубокой убежденностью и чрезвычайной настойчивостью Н.И.Пирогова, чтобы добиться благоприятного решения. Это был оригинальный проект, подобных учреждений нигде за границей не было, и это являлось одним из аргументов для людей, выступающих против этого проекта. В своем рапорте, при обосновании создания института, Н.И.Пирогов [цит. по 7] отмечал: «Самой высшей для меня наградой я почел бы убеждение, что мне удалось доказать нашим врачам, что анатомия не составляет, как многие думают одну только азбуку медицины, которую можно было без вреда и забыть, когда мы научимся кое-как читать по складам, но что изучение ее так же необходимо для начинающегося учиться, как и для тех, которым доверятся жизнь и здоровье других». Спустя почти полтора года (28 января 1846 г.) последовало «высочайшее повеление»: «Кроме существующих при Императорской Медико-хирургической академии трех кафедр анатомии — описательной, прикладной и сравнительной — учреждено еще особенное по своему назначению анатомо-практическое отделение».
Институт был организован в виде опыта на пять лет. Руководство институтом поручалось Н.И.Пирогову, который был назначен его директором. Для работы в институте Николай Иванович пригласил из Австрии на должность прозектора лучшего ученика проф. Гиртля, эрудированного анатома и непревзойденного мастера по изготовлению анатомических препаратов В.Л.Грубера. Вторым прозектором был назначен Г.Х.Шульц.
В результате создания в Императорской Санкт-Петербургской МХА Анатомического института анатомия как наука заняла почетное место.
Созданием Анатомического института Пирогов стремился достичь нескольких целей [7]: 1) добиться тесного сочетания практических занятий студентов и врачей по оперативной хирургии на трупах с прикладным изучением хирургической и патологической анатомии; 2) организовать анатомический и патологоанатомический музей для обеспечения наглядности преподавания и облегчения усвоения предмета; 3) проводить экспериментальные анатомические и физиологические исследования; 4) готовить преподавателей и прозекторов для академии и других учебно-медицинских заведений России.
На базе института обучались не только слушатели, но и военные хирурги, проходившие усовершенствование в МХА. Анатомический институт открывали как учебно-научный эксперимент на 5 лет. Затем существование его периодически продлевалось, и через 40 лет, уже после Н.И.Пирогова, он был трансформирован в кафедру нормальной анатомии.
В недрах Института прикладной анатомии сформировалась и была открыта в 1865 г. уже после ухода Н.И.Пирогова из МХА двуединая кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии. Кафедра ВМА является наследницей учения Н.И. Пирогова и на протяжении полутора веков успешно развивает топографическую анатомию и оперативную хирургию. Следует отметить, что это единственное учреждение, где бережно хранится бесценное наследие Н.И.Пирогова:
оригинальные тома «ледяной» анатомии и другие издания; инструменты, которыми пользовался сам Николай Иванович и участвовал в разработке некоторых из них в качестве директора Инструментального завода, т. е. все то, что характеризует хирургическую эпоху Пирогова.
Н. И. Пирогов разработал и внедрил принцип анатомического образования врача. Более того, он явился создателем Российской национальной системы преподавания анатомии в соединении с практической хирургией. На протяжении почти полутора веков подобные кафедры, открытые во всех медицинских вузах страны, вносили значительный вклад в дело подготовки хирургов. В свое время Н.И.Пирогов целеустремленно отстаивал идею о передаче преподавания хирургической анатомии в руки хирургов. В предисловии к «Хирургической анатомии артериальных стволов и фасций» [1] он писал: «... что кафедра хирургической анатомии должна принадлежать профессору не анатомии, а хирургии» и далее: «Пусть анатом до мельчайших подробностей изучит человеческий труп, и все-таки он никогда не будет в состоянии обратить внимание учащихся на те пункты анатомии, которые для хирурга в высшей степени важны, а для него могут не иметь ровно никакого значения». Это положение усиливало хирургическую направленность в оценке топографической анатомии.
Во времена Н.И.Пирогова интенсивно развивалась классическая (секционная) анатомия. К концу XIX в. в изучении анатомии стали привлекаться уточняющие методы: микроскопические, гистологические, ультрамикроскопические. Микроструктурный анализ дал толчок развитию микроструктурной анатомии, которая успешно развивается и в настоящее время.
Введение в практику исследования эксперимента позволило сопоставлять структуру с функцией органных и тканевых образований, возникла функциональная анатомия. Оценку функций органа использовал В.Н.Шевкуненко в процессе развития учения об индивидуальной изменчивости, в определении границ между крайними формами анатомического строения, укладывающимися в понятие нормы, от аномалий и дефектов развития.
Конец ХХ и начало XXI в. — период формирования приборно-графической анатомии. Возникновение и развитие компьютерных технологий и видеосистем позволили получать представление о строении органных структур дистанционно, без секционных методик. Революция в компьютерных технологиях продолжается.
На смену высокоразрешающей компьютерной томографии пришла спиральная и в последние годы — мультипланарная компьютерная томография. Спиральная томография открыла возможность создания объемных, так называемых 3Б-изображений. Компьютерная ангиография становится наиболее информативным методом диагностики строения сосудистой системы и ее изменений. Позитронная эмиссионная томография позволяет распознавать раковое поражение лимфатических узлов диаметром менее 1 см. Оптическая когерентная томография, имеющая пространственное разрешение на 1-2 порядка выше ультразвука, делает реальным получение двухмерного изображения оптического среза живых тканей в режиме реального времени. Таким образом, появляется возможность интраоперационной оптической биопсии ткани с разрешением, которое приближается к гистологическому, что помогает более точно определить границы опухолевого роста и судить о наличии метастазов рака.
Компьютерная томография, ядерно-магнитные резонансные исследования, сонографические картины представляют данные о строении различных областей человеческого тела в ином ракурсе, чем в натуральном «анатомическом» варианте.
С.А. Симбирцев, О.П. Большаков
«Вестник хирургии»^2010
Это вызывает необходимость научить не только будущего хирурга, но и врача общей практики сопоставлять данные приборно-графической анатомии с классическим строением тела, уметь идентифицировать детали строения органно-тканевых структур и определять наличие патологических элементов.
В настоящее время преподаватель медицинского вуза должен знать не только топографическую, но и приборно-графическую анатомию, чтобы обучить будущего врача правильной оценке морфологических проявлений при диагностике болезней. Таким требованиям по сложившейся в России после Н.И.Пирогова традиции в наибольшей степени соответствует кафедра оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии (ОХТА).
Появление новых технических возможностей в демонстрации строения и положения органов и тканей в человеческом теле вынуждает преподавателя уклоняться в сторону демонстрационно-информационных методов преподавания. В методологии учебного процесса все большее распространение получают информационные технологии. На додипломном этапе они имеют важное значение для обоснования основных задач и мотивации практического освоения умений и навыков, предусмотренных учебной программой. В процессе дальнейшего практического изучения строения органов и систем, наряду с упражнениями на анатомическом материале, получает распространение виртуальная анатомия [4]. Используя технику компьютерной графики по методике «тюгоБисЬ», можно сконструировать 3-мерную модель любого органа. При этом отпадает необходимость изучения положения и строения органа согласно канонам хирургической анатомии. В качестве наглядных учебных пособий с успехом могут быть использованы также голограммы органов, а для изучения и демонстрации некоторых биомеханических параметров (подвижности, эластичности, деформаций при механических нагрузках) — методы голографической интерферометрии. Однако следует заметить, что эти достижения компьютерных технологий и когерентной оптики базируются на уже сформировавшихся представлениях и знаниях, приобретенных благодаря 3-мерным изображениям, полученным Н.И.Пироговым при анатомировании замороженных объектов. Поэтому использование виртуальных моделей наиболее целесообразно на этапе последипломной подготовки и специализации хирургов, уже получивших базовые сведения по топографической анатомии в объеме вузовской программы.
В пределах отведенного учебного времени сокращаются возможности активного секционного «рукодельного» изучения анатомии и хирургической техники. Не грозит ли этот «информационный сдвиг» утратой возможностей формирования мануальных навыков хирурга? Ведь нельзя забывать, что хирургия остается пока еще по преимуществу мануальной специальностью, несмотря на передачу некоторых особо точных оперативных манипуляций роботу.
Необходимо отметить некоторые аспекты подготовки хирурга на современном этапе. В Институте прикладной анатомии Н. И. Пирогов проводил курс операций на трупах. Позднее этот курс, дополненный операциями на животных, широко использовался как основная методологическая база подготовки хирургов.
В связи с нарастанием демонстрационно-информационных технологий в учебном процессе и вынужденным сокращением объема операций на трупах и животных из-за экономических и юридических ограничений возрастает необходимость использования тренинговых занятий на специальных тренажерах и имитационных объектах для формирования умений и навыков в овладении оперативной техникой.
Следует подчеркнуть еще один аспект рекомендаций Н.И.Пирогова, касающийся преподавания анатомии хирургом, а не анатомом. Николай Иванович имел в виду хирурга-клинициста, знающего хирургическую анатомию, поскольку в тот период преподавателей оперативной хирургии и топографической анатомии еще не было, они не сформировались, преподавание вели оперирующие хирурги.
Выдающийся последователь Пирогова В.Н.Шевкуненко, преподавая оперативную хирургию и топографическую анатомию курсантам ВМедА и врачам-хирургам в Ленинградском институте усовершенствования врачей, считал, что преподаватели на кафедре ОХТА должны иметь опыт в клинической хирургии и лучше, если они продолжают выполнять клиническую работу [5].
Учитывая высказанные пожелания и запросы времени, в СПбМАПО в 1993 г. кафедра ОХТА преобразована в кафедру оперативной и клинической хирургии с топографической анатомией. Кафедра из подразделений смежного преподавания превратилась в кафедру, выполняющую полную программу специализации по хирургии и профессиональной переподготовки с выдачей или подтверждением сертификата специалиста-хирурга. 17-летний опыт подтверждает правомерность и достаточную обоснованность существования анатомо-клинической хирургической кафедры в системе последипломного обучения врачей.
Такой принцип организации учебного процесса на анатомо-хирургических принципах наилучшим образом соответствует рекомендации Н.И.Пирогова о том, что хирургическую анатомию должен преподавать хирург-анатом, знающий, что может интересовать практического хирурга.
Подводя итоги вклада Н. И. Пирогова в отечественную науку, не перестаешь удивляться проявлениям его многогранного таланта во многих областях медицинской науки, педагогики и философии. Его деятельность как гражданина и патриота вызывает глубочайшее преклонение. И.В.Добролюбов [цит. по 3] писал: «Если бы от Пирогова остались только его педагогические сочинения, он и тогда навсегда бы остался в истории науки». Вместе с тем, поражает высочайшая требовательность этого гениального человека, как к себе, так и к окружавшим его молодым хирургам. Вот некоторые его высказывания по этому поводу. «Итак, неоспоримо существуют доказательства моей деятельности с самого же начала вступления моего на учебно-практическое поприще. Но другое дело — вопрос: был ли я тогда действительно тем, кем оказался, кем должен был быть, то есть был ли я настоящим, действительным — не кажущимся — профессором хирургии?.. ловко сделанная хирургическая операция еще не дает права на звание опытного клинициста, которым должен быть каждый профессор хирургии.» «... Молодой человек, как бы он даровит ни был, не может иметь достаточных знаний, ему еще труднее приобрести добросовестную опытность. Молодость, и именно даровитая, еще более чем посредственная, заносчива, самолюбива, а еще чаще тщеславна». «В деле воспитания главное — намерения и убеждения: они зависят от воспитателя..». «Служение науке, вообще всякой — не что иное, как служение истине. Но в науках прикладных служить истине не так легко. Для учителя такой прикладной науки, как медицина, имеющей дело прямо со всеми атрибутами человеческой натуры (как своего собственного, так и другого, чужого Я), для учителя, говорю, такой науки необходима, кроме научных сведений и опытности, еще добросовестность, приобретаемая только трудным искусством самосознания, самообладания и знания человеческой природы». Эти мысли из «Вопросы жизни.» [2] звучат как заповеди для современного поколения молодых ученых, преподавателей и хирургов.
В заключение приводим основные факты биографии Н.И.Пирогова, наиболее полно изложенные Н.Ф.Фоминым [6].
1810 г., 13 ноября — Н. И. Пирогов родился в Москве.
1824-1828 гг. — медицинское отделение Московского университета.
1828-1832 гг. — профессорский институт в г. Дерпте. Работа в клинике проф. И.Ф.Мойера. Защита диссертации на степень доктора медицины (1832 г.).
1833-1835 гг. — заграничная командировка, знакомство с постановкой медицинского образования в Европе и уровнем развития хирургии.
1835-1836 гг. — работа в больницах Санкт-Петербурга (Обуховской, Мариинской). Чтение врачам лекций по хирургической анатомии в морге Обуховской больницы.
1836-1841 гг. — профессура в г. Дерпте. Подготовка и издание труда «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (1837). Присуждение первой Демидовской премии Российской АН (10-й конкурс, 1840 г.).
1841-1856 гг. — работа в МХА на созданной по его проекту кафедре госпитальной хирургии с патологической и топографической анатомией (1841). Выполнение обязанностей технического директора Санкт-Петербургского инструментального завода и консультативная работа в больницах.
1842 (ноябрь) — женитьба на Е.Д.Березиной, 1843 г. — рождение сына Николая, 1846 г. — рождение Владимира, смерть жены.
1846 г. — организация Анатомического института, поездка за границу для его оснащения. Изучение анестезирующих свойств эфира. Поездка на Кавказ, участие в осаде аула Салты (1847). Подготовка и издание цветного атласа «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» (1844). Вторая Демидовская премия Российской АН (13-й конкурс, 1844 г.). Издание атласа для судебных медиков «Анатомические изображения наружного вида и положения органов, заключенных в трех главных полостях человеческого тела.» (1846, 1850).
1848 г., 21 марта — рапорт об уходе из МХА в знак протеста против травли в печати. Начало работ (1849) и выпуск первых частей атласа «Топографическая анатомия поперечных распилов через замороженное тело человека» (1852-1853). Третья Демидовская премия Российской АН (20-й конкурс, 1851 г.) за работу «Патологическая анатомия азиатской холеры» с атласом (СПб., 1850).
1854-1855 гг. — участие в Крымской войне: 1-я поездка — с ноября 1854 г. по июнь 1855 г., 2-я поездка — с сентября 1855 г. по декабрь 1855 г. Организация медицинской помощи раненым. Первый опыт применения в полевых условиях сортировки раненых, внедрения сберегательных методов лечения, гипсовой повязки. Руководство созданной впервые в мире общиной сестер милосердия. Публикация «Вопросов жизни» (1856).
1856 г. — уход из МХА (2 мая — прошение об отставке, 28 июля — увольнение). Увлечение философскими вопросами и вопросами воспитания. Работа попечителем Одесского (с 1856 г.), затем Киевского (1858-1861 гг.) учебных округов. Борьба за совершенствование существующей системы образования.
1860 г. — присуждение четвертой Демидовской премии Российской АН (29-й конкурс) за атлас «Топографическая анатомия поперечных распилов.» (СПб., 1852-1859). Приобретение усадьбы в д. Шереметка под Винницей (село Вишня).
1862-1866 гг. — руководство подготовкой будущих русских профессоров за границей (Германия, Австрия).
Подготовка и издание труда «Начала общей военно-полевой хирургии» (1864). Консультация раненого Гарибальди (г. Специя, 1862).
1866 г. — пребывание в усадьбе Вишня. Практическая лечебная деятельность. Участие в организации земской медицинской помощи. Инспекционные поездки по приглашению общества Красного Креста. Поездки на театры франко-прусской (1870) и русско-турецкой (1877) войны, осмотр военно-медицинских учреждений Русской армии в Румынии и Болгарии.
1879 г. — начало работы над автобиографическими мемуарами «Вопросы жизни. Дневник старого врача.».
1881 г., 24-26 мая — празднование 50-летнего юбилея научной деятельности в Москве. Встреча с И.Е.Репиным, создание живописных и скульптурного портретов Н.И.Пирогова. Консилиум Н.В.Склифософского, Валя и Грубе по поводу опухоли у Н.И.Пирогова. Отказ Пирогова от операции.
1881 г. — поездка к Т.Бильроту за советом. Лечение на Одесском лимане.
1881 г., 27 октября 8 ч 25 мин — прогрессирование болезни. Последняя запись в «Дневнике старого врача.».
1881 г., 23 ноября 8 ч 25 мин — перестало биться сердце Н. И. Пирогова. Бальзамирование тела д-ром Д. И. Выводцевым.
1882 г., 23 февраля — официальные похороны Пирогова.
Памятные даты и события
1895 г., 14 сентября — закладка, 1897 г., 26 октября — открытие музея Н.И.Пирогова в Санкт-Петербурге на Выборгской набережной (здание Русского хирургического общества, где размещался музей, разрушено в 1970 г.).
1898 г., 5 августа — открытие первого памятника Н.И.Пирогову в Москве в канун 12-го Международного конгресса врачей.
1898 г., 17 декабря — переименование Выборгской набережной в Пироговскую в ознаменование 100-летия Императорской ВМедА.
1947 г., 9 сентября — торжественное открытие музея Н. И.Пирогова в селе Вишня Винницкой обл.
1951 г., 25 сентября — открытие Военно-медицинского музея МО СССР и крупнейшей экспозиции, посвященной Н. И.Пирогову.
1952 г., 15 декабря — переименование Максимилианов-ского переулка Ленинграда в переулок Пирогова.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пирогов Н.И. Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций.—СПб.: изд. Н.Н.Цылова, 1881.-187 с.
2. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача.—СПб.: ВМедА, 2008.—392 с.
3. Саркисов Д.С. Пирогов и медицина // Интернет — http://www. svatovo.ws/health-pirogov.
4. Симбирцев С.А., Лойт А.А. Топографическая анатомия и компьютерная анатомия легких.—СПб.: Изд-во СПбМАПО, 1997.—70 с.
5. Симбирцев С.А. В.Н.Шевкуненко — выдающийся топографо-анатом ХХ века.—СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004.— 40 с.
6. Фомин Н.Ф. Curriculum vitae Н.И.Пирогова // Вопросы реконструктивной и пластической хир.—2008.—Т. 2.—С. 46-47.
7. Фомин Н.Ф. Анатомический институт и его роль в развитии отечественного образования и науки // Вопр. реконструктивной и пластической хир.—2009.—Т. 1.—С. 41-44.
Поступила в редакцию 26.05.2010 г.