Научная статья на тему 'Выдающаяся личность XX века. К 100-летию академика Т. С. Хачатурова'

Выдающаяся личность XX века. К 100-летию академика Т. С. Хачатурова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выдающаяся личность XX века. К 100-летию академика Т. С. Хачатурова»

Выдающаяся личность ХХ века1

К 100-летию академика Т. С. Хачатурова

В. К. СЕНЧАГОВ,

доктор экономических наук, академик РАЕН, Москва

Писать о Т. С. Хачатурове (6.10.1906-14.09.1989) в начале XXI столетия нелегко. Ведь ещё при жизни его деятельности посвятили библиографические очерки академики С. Г. Струмилин и А. М. Румянцев2, в 1996 г. Вольное экономическое общество России выпустило его избранные труды в двух томах. Как при жизни Т. С. Хачатурова, так и спустя 16 лет выдающиеся советские и российские ученые высоко оценивали и продолжают ценить многогранную деятельность Тиграна Сергеевича Хачатурова. Даже смена общественно-политического и экономического строя в 1991-1993 гг., всего уклада жизни, ориентиров и мотивов деятельности человека, дифференциация и усложнение научного мышления не привели к переоценке его вклада в экономическую науку и хозяйственную практику.

Человек и учёный

Творческий потенциал человека зиждится и всю жизнь «подогревается» его личностью. Т. С. Хачатуров -одаренная и состоявшаяся личность. Природа наградила его незаурядным умом и волей, красотой и обаянием.

Тигран Сергеевич получил хорошее среднее образование, учился в знаменитом Лазаревском училище, владел, кроме русского, армянским, английским, немецким и французским языками, был высококультурным человеком, хорошо знал живопись, в частности историю создания многих картин Русского музея.

1 В основу положена статья автора, опубликованная в книге «Академики-экономисты России». 2-е доп. изд.. М.: Институт экономики РАН, 1999.

2 Библиография ученых СССР. Тигран Сергеевич Хачатуров. М.: Наука, 1969, 1977.

© ЭКО 2006 г.

160 ЭКО

Ьь Ьь ЛЙ

Нельзя не обратить внимание на несовременное, почти утраченное сегодня качество его личности - достоинство и порядочность. Многие житейские мелочи к нему не «прилипали», он строго держал «уровень» личности академика. Так и хочется сказать словами выдающегося кинорежиссера Кена Лоуча (победитель на Венецианском фестивале 2006 г.), последнего социалиста в Европе, как он сам себя называл: «Раньше у героев был класс», а задолго до него эту мысль выразил поэт М. Ю. Лермонтов - «не то, что нынешнее племя...»

Т. С. Хачатуров - далеко не кабинетный ученый, хотя все важнейшие критерии ученого в нем полностью проявились: многообразные научные интересы, стремление к постановке и решению новых задач, выдающиеся организаторские способности и умение сплачивать коллектив ученых. Масштаб его личности определяется тем, что его творческие искания всегда были связаны с решением практически значимых для экономики задач. Обаяние личности, открытость к новому притягивали к нему молодежь, вчерашних учеников, которые со временем становились учеными и государственными деятелями.

Научное творчество академика Т. С. Хачатурова, даже если оценивать его по самым строгим критериям развития экономической науки конца XX столетия, когда необычайно расширилось поле экономических исследований, исчезли запретные темы, появилась возможность мирного сосуществования различных научных школ, вновь зазвучали забытые имена замечательных ученых, занимает особое место в экономической науке, составляя фундаментальную основу современных экономических знаний. В его научном наследии выделяются три основных блока трудов: по экономике транспорта; по эффективности капитальных вложений; по экономическим проблемам природопользования. На наш взгляд, особую значимость и для теории, и для практики имеют цикл работ по эффективности капитальных вложений и одна из первых монографий на эту тему «Эффективность капитальных вложений» (М., Экономика, 1964)3.

3 Труды Вольного экономического общества России. Т. С. Хачатуров. Т. 1. 1996.

СТРАНИЦЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ 161

6 ЭКО № 9, 2006

В 60-е годы, когда шли дискуссии по вопросам товарно-денежных отношений, ценообразования и эффективности капитальных вложений при социализме, Т. С. Хачатуров, будучи энергичным, умеющим сплотить вокруг себя соратников, вести трудный диалог с власть предержащими, создал школу экономистов, исследующих методологию измерения, анализа и планирования эффективности капитальных вложений. Много лет он возглавлял научный совет АН СССР по проблеме «Экономическая эффективность основных фондов, капитальных вложений и новой техники». О значении научных советов Академии наук 60-70-х годов и экономических дискуссий для решения насущных практических задач, для формирования и становления молодых ученых нужно отдельное исследование. Сейчас лишь хочу подчеркнуть комплексность исследований и организации дискуссий. Этот совет был не только «инкубатором» новых идей, но и оказывал большое влияние на практику - работу Госплана СССР, министерств и ведомств, предприятий, учебных заведений. Надо было видеть, как вел заседания научного совета Т. С. Хачатуров - интеллигентные манеры, прекрасная речь, деликатность.

Говоря о масштабе личности и творчестве Т. С. Хачату-рова, нельзя не заметить, что этот масштаб формировался в уникальной научной среде 60-70-х годов. Сейчас экономисты ставят вопрос о конкурентоспособности производства, экономики и даже граждан страны. Вероятно, не будет ошибочным мнение, что развитие экономической науки в 60-70-х годах происходило во многом благодаря интенсивному научному поиску и своего рода конкуренции лидеров науки. Достаточно вспомнить дискуссии между академиком Т. С. Ха-чатуровым и д. э. н. Л. А. Ваагом, академиком Н. П. Федорен-ко, д. э. н. Я. А. Кронродом и д. э. н. Н. А. Цаголовым и т. д. К сожалению, новаторские научные исследования в эмпирическом анализе советской экономики не были синтезированы в теории политической экономии, товарно-денежные отношения и рынок являлись «пугалом», своего рода идеологическим мерилом ценности научных кадров. Это вело к пробуксовке научных знаний и схоластике. В результате

страна оказалась в конце 80-х - начале 90-х годов неподготовленной к переходу к рынку.

Учитель

Вспоминая о своем учителе, не могу не упомянуть о некоторых чертах его характера. Он был очень требовательным к своим соратникам и ученикам. Однажды в Будапеште (1980 г.) на круглом столе по интенсификации производства я, будучи д. э. н., заместителем директора НИФИ Минфина СССР, получил «взбучку» от Тиграна Сергеевича за опоздание. Другой эпизод: когда я работал в Госплане СССР заместителем начальника отдела (1982-1987 гг.), услышал вопрос от Тиграна Сергеевича, заданный со свойственной ему улыбкой: «Что, надеешься стать членом Политбюро?». Я не стал членом Политбюро, но незадолго до кончины Ха-чатурова в 1989 г. почти единогласно был избран народными депутатами председателем Госкомцен СССР. Кстати, на этом моём наиболее ответственном посту, так же как и на работе в Минфине и в Госплане СССР, мне очень и очень помогли знания по методологии эффективности капитальных вложений, которые были получены в 60-70-е годы.

Размышляя об одном из сложнейших периодов моей жизни, 1990-1998 гг., думаю, что может быть, благодаря дискуссиям и полученным в 60-70-х годах знаниям, у меня сложилось понимание пагубности экономического радикализма, и я направил в Совмин аналитическую записку против безоглядной либерализации цен. По нашим расчетам 1991 г. прогнозировалось, что единовременный переход к свободным ценам приведет к росту потребительских цен в 26-47 раз. Такая большая амплитуда между нижним и верхним значениями зависела от меры компенсации роста цен в доходах населения. К сожалению, наши аргументы и возражения не были приняты, я ушел в отставку в июле 1991 г. , а колесо истории пошло по совершенно неизведанному пути тотальной инфляции и резкого снижения уровня доходов большей части населения.

Думаю, что в 60-70-е годы мне удалось выиграть «входной билет» в сферу экономических знаний, которые служат

фундаментом и сегодня в моих исследованиях эффективности финансово-денежно-кредитной политики и экономической безопасности России.

Еще один общественно значимый эпизод из жизни Т. С. Хачатурова. В качестве главного редактора журнала «Вопросы экономики» Т. С. Хачатурову в то время нужно было иметь мужество давать «добро» на публикацию дискуссионных и спорных статей, поскольку недремлющее око отдела науки ЦК КПСС находилось совсем рядом, в редколлегии. Помню, как проходила через редколлегию одна из первых моих статей о роли прибыли в измерении эффективности производства. Тогда некоторые экономисты пытались «сочинить» свой подлинно социалистический показатель. Например, А. Кац предложил использовать так называемую человеко-фондо-продукцию, а я доказывал, что нужно использовать показатели прибыли и рентабельности. Сейчас это - азбучная истина. А тогда были «запретные» темы и решения. Уязвимые свойства прибыли и в то время были многим понятны, а сейчас стали более очевидными необходимость ее ограничить в оценке эффективности производства и социальные трагедии из-за безудержной погони за сверхприбылью в ущерб достижению общественного благосостояния. Но таковы реалии жизни. В мировой практике разработаны инструменты сдерживания чрезмерного роста прибыли. Когда-нибудь мы научимся их использовать.

В середине - конце 70-х годов ХХ века очень много статей публиковалось о хозяйственном механизме. Я тогда плотно занимался этой проблемой, входил во многие рабочие группы и имел собственную позицию по совершенствованию социалистического хозяйственного механизма. Т. С. Хачатуров опубликовал одну из моих статей. Ядром ее была чистая прибыль, переход к кредитованию капитальных вложений и т. д. Статья вызвала интерес за рубежом, была переиздана в США, я получил приглашение опубликовать свою точку зрения в Венгрии от главного редактора одной из ведущих газет.

Пишу об этом, чтобы опровергнуть мнение некоторых господствующих ныне либералов, которые время отсчета

реформ и научных исследований на эту тему ведут, начиная с 1991 г. Это далеко не так. Кроме того, открытость нужна не только по отношению к западным теориям, но и к наработкам других экономических школ (Китая, Малайзии, Индии), в частности, в их отношении к самому принципиальному вопросу - о роли рынка и социальной справедливости.

Научная школа

Многие экономисты, которые пришли в науку в 60-е годы ХХ века, не могли не испытать на себе той творческой атмосферы, которая в немалой степени основывалась на трудах школы Т. С. Хачатурова. Его внимание к молодым сотрудникам, уважительный стиль в общении с начинающими учеными довелось испытать и мне. Будучи студентом 5-го курса общеэкономического факультета Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, я проходил студенческую практику в отделе Т. С. Хачатуро-ва в ИЭ АН СССР (1963-1964 гг.) под руководством соратника Тиграна Сергеевича, видного ученого, д. э. н. К. И. Клименко. Именно в этом отделе написание диплома на тему «Экономическая эффективность автоматических линий» предопределило последующий выбор профессии ученого-экономиста.

Проблема эффективности в 60-70-е годы была ключевой, накопление знаний и умений в этой специальной области экономической науки открывало путь к исследованиям в других сферах, в частности, в ценообразовании, финансировании и кредитовании капитальных вложений и др. В значительной мере в рамках этой школы формировался теоретический фундамент исследования складывающихся товарно-денежных отношений.

Обсуждение таких проблем, как приемлемость для экономики единого или дифференцированного коэффициента эффективности, различие между абсолютной и относительной эффективностью капитальных вложений, учет фактора времени в экономических расчетах, обоснование целесообразности перевода части капитальных вложений на платную и кредитную основу, и поныне имеют большое значе-

ние для установления цивилизованных форм рыночного хозяйства. Например, методология дисконтирования затрат и капитальных вложений, которая начала развиваться в рамках школы Т. С. Хачатурова, а затем в теории социалистического оптимального функционирования экономики (СОФЭ), в настоящее стала время общей основой в осуществлении финансовых операций, в расчетах бизнес-планов, при определении сроков погашения и возврата кредитов.

Как известно, среди ученых и специалистов в области эффективности капитальных вложений не было единого мнения о том, каким должен быть норматив эффективности капитальных вложений - единым или дифференцированным. Т. С. Ха-чатуров, обладая огромными знаниями и интуицией, отстаивал применение дифференцированного коэффициента. При этом он исходил из различий в технической базе отраслей, разной скорости оборачиваемости основных фондов и оборотных средств, разной фондовооруженности труда и др.

После 1992 г., когда российская экономика совершила быстрый скачок в рынок с единовременной либерализацией цен, установлением единых ставок подоходного налога (с прибыли), одинаковых для всех процентов за кредит, по истечении 2-3 лет стала очевидной несовместимость существующей отраслевой структуры экономики, технологических укладов, с жесткостью бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов. Автор этих строк в кандидатской диссертации 1968 г. ив последующих работах обосновал единство стоимостных измерений. И сейчас, после неудач реформирования, считаю, что механизму действия товарно-денежных и рыночных отношений адекватно присущи единые стоимостные измерители. Вместе с тем переход к единым нормам и ставкам регулирования рыночных отношений должен носить не одномоментный характер, а происходить поэтапно, обеспечивая положительный баланс между негативными и позитивными результатами реформирования.

Время удаляет нас от остроты дискуссий, личных амбиций и обид, объединяет широкий интеллектуальный спектр знаний, в котором имеют право «гражданства» и те идеи, которые как бы стоят в стороне от практики сегодняшних дней.

Сохраняет свое значение цикл работ Т. С. Хачатурова по экономике природопользования. Монография «Экономика природопользования» (выдержавшая два издания, 1982 г. и 1987 г.) отличается системным подходом. Автор ставит и решает задачу создания экономического механизма природопользования. Опираясь на достижения технических наук, систему натуральных и физических данных о количестве и качестве природных ресурсов, их классификацию, Т. С. Ха-чатуров разработал стоимостные измерители основных видов природных ресурсов на основе предложенной им методологии оценки рентного дохода, который создается в процессе эксплуатации природных ресурсов. Многие идеи и синтетические расчеты имеют значение и для настоящего времени. Т. С. Хачатуров одним из первых понял необходимость создания механизма управления природопользованием не только на макро-, но и на микроуровне. Например, он считал, что «стоимость месторождения полезных ископаемых целесообразно определять по величине балансовых (А+Б+С1+С2) и промышленных (А+Б) запасов. Последнюю величину следовало бы зачислять на баланс добывающего предприятия. Если же сохранить существующий порядок, то добывающее предприятие по-прежнему не будет в достаточной мере заинтересовано в правильной эксплуатации месторождения»4.

Сферы научных интересов

Одной из особенностей многогранного таланта Т. С. Ха-чатурова является то, что он всегда очень взвешенно подходил к выбору направлений исследований. С 1926 г. примерно до конца 50-х годов основной сферой внимания ученого являлась одна из важнейших, а на определенном этапе, возможно, и важнейшая отрасль экономики СССР - железнодорожный транспорт.

В самом начале своей творческой деятельности он концентрирует усилия на исследовании проблем экономики транспорта. Понятно, что создание мощного индустриаль-

4 Труды Вольного экономического общества России. Т. С. Хачатуров. Т. 1.1996. С. 244.

ного потенциала СССР не могло происходить без развития транспорта. Правильность такого подхода подтвердила Великая Отечественная война. Т. С. Хачатуров начинает свои исследования с создания фундаментального труда «Размещение транспорта в капиталистических странах и СССР», изданного в 1939 г. и защищенного им в 1940 г. качестве докторской диссертации. В 1941 г. Тигран Сергеевич издает книгу «Пути развития транспорта в СССР», выходит в свет его книга «Великая железнодорожная держава», выдержавшая впоследствии несколько изданий, в 1943 г. -брошюра «Железнодорожный транспорт в Великой Отечественной войне». Завершает этот цикл исследований монография «Экономика транспорта», изданная Академией наук СССР в 1959 г.5

Перечитывая этот труд сегодня, видишь, насколько комплексно и системно походил Тигран Сергеевич к проблемам экономики транспорта. В центре его внимания - ведущая роль транспорта в народнохозяйственном комплексе, методы измерения эффективности реконструкции и нового строительства на транспорте, финансы и планирование. С особым интересом читается глава, посвященная историческим аспектам развития транспорта. Например, обобщая развитие транспорта до Октябрьской революции 1917 г., Тигран Сергеевич, не только обладавший экономическими знаниями, но и хорошо знавший технико-экономическую основу транспорта, пишет: «По конструкции пассажирских вагонов на тележках и по удобству русские железные дороги, безусловно, стояли на первом месте в Европе»6.

Интересна и по сей день дискуссия Т. С. Хачатурова со специалистом по истории народного хозяйства Л. И. Ля-щенко, который считал, что в «железнодорожном деле частные монополистические объединения исключались ввиду сосредоточения преобладающей части железнодорожных

5 Всего за период с 1927 г., когда Тигран Сергеевич начал заниматься этой проблемой, до начала 60-х годов им было опубликовано, помимо крупных работ, около 150 научный статей, докладов, циклов лекций, учебных программ, разделов экономических и даже детских энциклопедий.

6 Труды Вольного экономического общества России. Т. С. Хачатуров. Т. 2. С. 99.

линий в руках казны»7. Т. С. Хачатуров, оспаривая это мнение, пишет, что накануне первой мировой войны 1/3 общей протяженности железных дорог являлась частной собственностью, характерной особенностью которой была высокая степень монополизации и концентрации капиталов в шести крупнейших объединениях. Не признавая, говоря современным языком, тотального огосударствления железнодорожного транспорта, Т. С. Хачатуров подчеркивал важную роль государства в его развитии. Он пишет, что «частные железнодорожные монополии были тесно связаны с государством. В частности, государством утверждались тарифы на перевозку грузов и пассажиров, осуществлялось общее направление над организацией перевозок и технической политикой, применялись некоторые меры, общие для всей сети железных дорог, например, разрабатывались технические условия на постройку железных дорог, устав железных дорог, правила взаимного пользования вагонами, введенные в 80-х годах»8.

И еще об одном мифе, согласно которому железнодорожный транспорт России был создан иностранным капиталом. Т. С. Хачатуров показывает, что железнодорожные компании являли собой примеры сращивания промышленного капитала с финансовым. За спиной ряда банков стояли иностранные банки. Однако, по его мнению, «большие средства были мобилизованы внутри страны и казной, и отдельными собственниками. Кроме того, огромные прибыли, получаемые иностранными капиталистами, в несколько раз окупали вложения иностранного капитала»9. Аналогичной позиции придерживался и академик С. Г. Струмилин.

Работы Т. С. Хачатурова о развитии железнодорожного транспорта переведены на английский, китайский, немецкий, польский, чешский, венгерский, болгарский и другие языки, в том числе и языки народов СССР. Особенно активно они переводились и издавались в первой половине 50-х годов, когда Советский Союз восстанавливал свою эконо-

7 Труды Вольного экономического общества России. Т. С. Хачатуров. Т. 2. С. 95.

8 Там же. С. 97.

9 Там же. С. 98.

мику и начал активно встраиваться в систему международных социалистических экономических отношений и вступать в диалог со странами капиталистического мира.

В последующий период прослеживаются несколько основных направлений деятельности Т. С. Хачатурова. Он активно работает в руководящих органах Академии наук СССР, являясь в 1949-1953 гг. сначала членом бюро, а затем заместителем академика-секретаря Отделения экономики и права АН СССР. Ведет большую научно-общественную работу, являясь членом экспертной Комиссии по золотым медалям и премиям при Отделении технических наук АН СССР (1956-1960 гг.), а с 1957 г. - председателем научного совета по проблеме «Экономическая эффективность основных фондов, капитальных вложений и новой техники» при Отделении экономики АН СССР.

Другим важным направлением работы Т. С. Хачатурова было участие в редакционно-издательской деятельности. В течение 1946-1949 гг. он является главным редактором журнала «Техника железных дорог», в 1949-1953 гг. -членом редакции журнала «Известия Академии наук СССР» по проблемам экономики, философии и права, в 1952-1953 гг. - председателем редакционно-издательского совета Секции общественных наук АН СССР. С 1953 г. в течение долгих лет он работал также заместителем председателя редколлегии серии «Научно-популярная литература» при издательстве «Наука». В 1957 г. Тигран Сергеевич становится членом редколлегии журнала «Вопросы экономики», а с 1966 г. - его главным редактором (в этой должности он проработал более 20 лет). С 1958 г. Т. С. Хачату-ров являлся также членом редколлегии журнала «Вестник Академии наук СССР».

В течение долгих лет Т. С. Хачатуров - ответственный редактор сборников научной информации на тему: «Методы и практика определения экономической эффективности капитальных вложений». Эта оперативная и высококачественная научная информация для многих специалистов и ученых долгое время служила настольной книгой и была вне конкуренции в этом жанре экономической литературы.

Став в 1957 г. председателем Научного совета по экономической эффективности основных фондов, капитальных вложений и новой техники при Отделении экономики АН СССР, Т. С. Хачатуров оказался в самом центре круга специалистов, изучающих эти проблемы. Ему исполняется 51 год, он, видимо, чувствует в себе еще большие силы, чтобы активно работать в достаточно новой для себя сфере.

В начале 60-х годов Т. С. Хачатуров активно включается в работу международной правительственной экономической организации стран социалистического содружества - Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), созданного в 1949 г. В 1962 г. его избирают председателем международной рабочей группы по вопросам эффективности капитальных вложений СЭВ, а в 1967 г. - членом экономической комиссии СЭВ. В 1967-1971 гг. академик Хачатуров является академиком-секретарем Отделения экономики АН СССР и одновременно в 1967 г. он становится заместителем председателя Комиссии по международным научным связям при секции общественных наук Президиума АН СССР. Для него открываются возможности общения с зарубежными учеными.

Международную известность Тигран Сергеевич получил в 60-70-е годы прошлого века. В 1966-1967 гг. за рубежом, прежде всего в странах социалистического содружества, выходит очень много его работ по вопросам эффективности, как уже опубликованных, так и написанных по заказу из других стран - Венгрии, Польши, Германии.

С конца 1960-х годов, как представляется, начинается третий этап творческой, преподавательской и научно-общественной деятельности Т. С. Хачатурова. В этот период в России и других странах социалистического содружества происходит активный процесс поиска путей реформирования экономики, сопровождавшийся и рядом потрясений, таких, например, как небезызвестные события в Чехословакии в 1968 г. Страны СЭВ стремятся также к созданию собственной системы международного социалистического разделения труда. Все отношения, процессы как внутри нашей

страны, так и в рамках социалистической системы хозяйствования существенно ускоряются. Выходят работы, в которых все более комплексно анализируются проблемы, связанные с экономикой социализма. Продолжая заниматься широким кругом проблем эффективности народного хозяйства, академик Т. С. Хачатуров переходит к изучению более общих проблем политической экономики социализма.

В 1971 г. выходит в свет его монография «Социалистическое расширенное воспроизводство», затем в 1975 г. -«Советская экономика на современном этапе», в том же году он принимает участие в подготовке и издании учебника для экономических вузов «Политическая экономия. Социализм - первая фаза коммунистического способа производства».

Т. С. Хачатуров все чаще принимает участие в работах по долгосрочному планированию и прогнозированию социалистической экономики, в 1973 г. он выступает с докладом на научной конференции, организованной Комиссией по изучению производительных сил и природных ресурсов при Президиуме АН СССР на тему «Природные ресурсы и планирование народного хозяйства». Всё более углубляя исследования в области экономики природопользования, параллельно он публикует научные работы по проблемам политической экономики социализма.

Завершающей работой третьего этапа научных исследований Тиграна Сергеевича была книга «Экономика природопользования», вышедшая в 1987 г. В 1996 г. в связи со 100-летием со дня рождения академика Т. С. Хачатурова Вольным экономическим обществом России был издан двухтомник его работ, в который вошли наиболее значимые, в том числе и последняя его работа.

За свою долгую и плодотворную жизнь академик Т. С. Хачатуров неоднократно был награжден орденами и медалями Союза ССР. Первый орден - орден Трудового Красного Знамени - он получил в 1942 г. за успешное выполнение заданий правительства и военного командования по организации перевозок оборонных и народнохозяйствен-

ных грузов. В 1945 г. его награждают орденом Красной Звезды за самоотверженную и плодотворную работу, способствовавшую выполнению заданий правительства и военного командования по железнодорожным перевозкам в период Великой Отечественной войны. В этом же году он становится кавалером второго ордена Трудового Красного Знамени за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники в связи с 220-летием Академии наук СССР, а в 1966 г. за заслуги в области экономической науки и в связи с 60-летием со дня рождения он награждается третьим орденом Трудового Красного Знамени. В 1975 г. он награжден орденом Октябрьской Революции за заслуги в развитии советской науки, в связи с 250-летием АН СССР.

Научное наследие академика Т. С. Хачатурова велико. Им опубликовано около 300 работ. «Он работал в жанре ученого-экономиста XIX века: сам читал, сам писал», - пишет о нем в некрологе профессор Г. Х. Попов. Он лично прочитывал все предлагавшиеся к публикации материалы в тех редколлегиях, членом которых он являлся. «Он никогда не был замкнутым кабинетным ученым, а всегда сочетал научные исследования с организаторской, педагогической и общественной деятельностью». Он был «одним из ведущих экспертов в правительстве, возглавляемом А. Н. Косыгиным, при подготовке и проведении экономических реформ», - пишет о нём академик Л. И. Абалкин во вступительной статье к двухтомному изданию избранных произведений Т. С. Хачатурова.

Что бы сейчас ни говорили о людях этого поколения, в чём бы их по незнанию не укоряли и не превозносили, ясно одно - многие из них были людьми высокой культуры и нравственности, видевшими смысл своей жизни в научном творчестве и общем благе. И хотя социалистической экономики, которой они посвятили свою жизнь, уже нет, тот бесценный вклад, который они внесли в историю развития нашей страны, позволяет новым поколениям исследователей сохранять свое достоинство в это суетное время, служа великим целям процветания Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.