ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2006. № 5
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
(к 100-летию академика Т.С. Хачатурова)
В 2004 г. отмечались столетние юбилеи выдающихся российских академиков-экономистов H.A. Вознесенского и A.A. Арзума-няна, в 2005 г. — А.М. Румянцева, в нынешнем году исполняется сто лет со дня рождения H.H. Некрасова и Т.С. Хачатурова. Празднуя подобные юбилеи, мы не просто сохраняем память о своих предшественниках. Более важно другое — уловить связь времен, сохранить и умножить традиции научного поиска. Общество в целом и научное в том числе, забыв свое прошлое, не имеет шансов на будущее.
К 275-летию со дня создания Российской академии наук Институт экономики выпустил книгу, посвященную всем российским академикам-экономистам начиная с первых избранных в состав Академии в 1929 г. — Н.И. Бухарина, П.П. Маслова и С.И. Солнцева1. Все они жили в определенной социально-экономической и политической среде, были детьми своего времени. Но это относится не только к ним. Живущие ныне ученые и политики в такой же степени являются детьми своего времени. Мы пережили и переживаем последствия развала Советского Союза, огромный спад производства, разрушение науки, массовую бедность, рост коррупции и крушение нравственных идеалов. О нашей научной и гражданской позиции будут судить с учетом сказанного. Сохранение исторической памяти — непременное условие самоопределения России.
Страницы жизни. Среди академиков-экономистов Тигран Сергеевич Хачатуров выделяется как крупный ученый, талантливый педагог и выдающийся общественный деятель. Он был и всегда оставался гражданином великой державы, упорно работавшим во имя ее подъема и процветания. Это был патриот и интеллигент. О жизни, научном творчестве и общественной деятельности Т.С. Хачатурова написано в двух библиографиях, выпущенных издательством «Наука» под редакцией академиков С.Г. Струмилина и А.М. Румянцева2. В 1996 г. к девяностолетию Т.С. Хачатурова
1 Академики-экономисты России. 275 лет Российской академии наук. 2-е изд., доп. VI.. 1999.
2 Тигран Сергеевич Хачатуров. Материалы к библиографии ученых. VI.. 1969, 1977.
Вольное экономическое общество России выпустило двухтомник его избранных трудов с большой библиографией написанных им работ и книг, вышедших под его редакцией3.
Тигран Сергеевич родился 6 октября 1906 г. в Москве в семье адвоката. В 1923 г. семнадцатилетним юношей он поступил на статистическое отделение факультета общественных наук Московского государственного университета. И именно школа, полученная здесь, во многом заложила отличительные черты его научного творчества. Он навсегда сохранил любовь к цифре, к конкретике и точному расчету, решительно отвергая «общие слова» об экономике и всевозможные рассуждения об абстракциях. Как это было принято в то время, параллельно с учебой он работал в торговой секции Промышленно-экономического совета, ВСНХ и в Центральном статистическом управлении страны.
После окончания университета он стал научным сотрудником Научно-исследовательского института экономики транспорта, совмещая эту работу с преподаванием в МГУ. В 1940 г. (в 34 года) он защищает докторскую диссертацию и становится профессором, в 1941 г. — заместителем директора Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, а с 1945 г. — его директором.
В 1943 г., в середине Великой Отечественной войны, когда Т.С. Хачатурову исполнилось лишь 37 лет, он становится членом-корреспондентом Академии наук. В 1966 г. он избирается академиком, а вскоре академиком-секретарем Отделения экономики Академии наук СССР (1967-1971).
Он работал во многих ведущих учреждениях страны, был директором Института комплексных транспортных проблем, членом Комиссии по изучению производительных сил и природных ресурсов.
Мне выпала честь в течение почти двадцати лет в той или иной форме сотрудничать с Тиграном Сергеевичем. В 1970-е гг. он был одним из ведущих экспертов при правительстве, возглавляемом А.Н. Косыгиным, и участвовал в подготовке и проведении экономических реформ, в разработке путей и механизмов повышения эффективности капитальных вложений. Он активно работал в этой сфере и, обладая огромными профессиональными знаниями, заслуженно пользовался огромным авторитетом у политиков, ученых и практических работников. Мы сотрудничали с ним и в те годы, когда он готовил аспирантов в Академии общественных наук, принимали участие во многих российских и международных конференциях.
3 См.: Хачатуров Т.С. Избр. труды: В 2 т. // Труды Вольного экономического общества. VI.. 1996.
Много полезного и поучительного я получил, работая под его руководством в составе редколлегии журнала «Вопросы экономики». Он был объективен и требователен в отношении статей, выносимых на обсуждение редакции, настаивал на глубине освещаемых вопросов и максимальной конкретности доказательств. Он прочитывал все, что рассматривалось на заседании, и тем самым повышал чувство ответственности у каждого члена редколлегии за качество журнала.
Хочу вспомнить и о том, что в далеком 1971 г. в издательстве «Наука» вышла одна из первых моих монографий «Экономические законы социализма», ответственным редактором которой был Тигран Сергеевич.
Научная деятельность. Публикации Т.С. Хачатурова, если по ним оценивать его научную деятельность, охватывают более шестидесяти лет. В их составе можно выделить три блока проблем, раскрывающих развитие его взглядов: экономику транспорта, прежде всего железнодорожного; эффективность капитальных вложений; экономические проблемы природопользования.
Транспортная система в условиях России была важнейшим звеном формирования единого народно-хозяйственного комплекса страны, целостности самого государства. При этом особая роль принадлежала именно железным дорогам, которые при наличии огромной территории и полярности климатических условий были той кровеносной системой, которая связывала в единое целое экономику страны.
Свою первую крупную работу «Размещение транспорта в капиталистических странах и СССР» он выпустил в 1939 г. и в следующем году защитил ее в качестве докторской диссертации. В 1944 г. выходит в свет его новая монография «Основы экономики железнодорожного транспорта». Завершает этот цикл работ выпущенная в 1959 г. издательством Академии наук работа «Экономика транспорта». По широте охвата проблем она представляет не только исторический интерес, но и затрагивает многие современные проблемы, ведь железные дороги строить и реконструировать мы пока не перестали. Еще многое предстоит сделать для обновления транспортной инфраструктуры как условия и «локомотива» экономического роста — достаточно напомнить о поставленном президентом России В.В. Путиным вопросе о проведении железнодорожной магистрали до Якутска.
Работы по транспорту имели широкий международный резонанс и были переведены на английский, немецкий, китайский, польский, чешский, венгерский, болгарский языки и на языки народов, населяющих Советский Союз.
Второй этап научных исследований академика Т.С. Хачатурова связан с исследованием проблем эффективности капитальных вложений. В течение многих лет он возглавлял Научный совет Акаде-
мии наук СССР по проблеме «Эффективность основных фондов, капитальных вложений и новой техники». Руководя работой совета, Т.С. Хачатуров со временем становится создателем научной школы по изучению эффективности капитальных вложений. Подготовленная Научным советом «Типовая методика определения эффективности капитальных вложений и новой техники» была востребована жизнью и издавалась четыре раза. Она оказала существенное влияние на работу Госплана, министерств и ведомств, предприятий и учебных заведений.
В те годы среди ученых и практиков велась активная дискуссия о том, должен ли быть норматив эффективности капитальных вложений единым или дифференцированным. Т.С. Хачатуров, опираясь на свой огромный опыт, выступал за применение дифференцированного коэффициента эффективности. Его подход вполне логичен, поскольку он исходил из объективных различий в технической базе тех или иных отраслей, разной скорости оборачиваемости основных и оборотных фондов, разной фондовооруженности труда. Его противники отстаивали применение единого норматива.
Кто был прав в споре? Отвечая на этот вопрос, мы обращаемся к одному из фундаментальных положений современной науки. В споре вокруг проблем, рожденных реальными запросами практики, ни одна из научных школ не обладает монопольным правом на истину. Вернемся, для примера, к широко ведущейся сегодня дискуссии об измерении темпов экономического роста. Большинство измеряет его по темпам прироста валового внутреннего продукта, хотя в мировой и отечественной литературе написана масса статей о недостатках данного показателя. Ведь оказывается, что рост преступности в стране и расходы на судебные издержки, как ни странно, увеличивают темпы роста ВВП.
Рядом преимуществ обладает измерение темпов экономического роста по показателю национального дохода. Но его, к сожалению, с определенного времени наша статистика перестала рассчитывать. Остался один, причем далеко не совершенный показатель. Монополия на истину взяла верх над потребностями практики.
По проблемам эффективности капитальных вложений Т.С. Хачатуров опубликовал две крупные монографии — «Экономическая эффективность капитальных вложений» (1964) и «Капитальное строительство в СССР» (1967). В течение многих лет он был ответственным редактором сборников научной информации «Методика и практика определения экономической эффективности капитальных вложений».
Третий этап научных исследований Т.С. Хачатурова был связан с анализом экономических проблем природопользования. Данная тема оказалась достаточно актуальной для страны, и ее постановка требовала серьезной научной интуиции и предвидения. Тогда,
т.е. в начале 1970-х гг., о данной теме почти ничего не говорилось в средствах массовой информации, не было и широкого движения «зеленых», столь активно выступающих за чистоту окружающей среды. Но уже в 1973 г. на научной конференции, организованной Комиссией по изучению производительных сил и природных ресурсов при Президиуме АН СССР, Тигран Сергеевич выступил с докладом «Природные ресурсы и планирование народного хозяйства».
Продолжая работать над обозначенной темой, он, как это было принято в его практике, реализует свои замыслы в серии монографий. В 1980 г. он выпускает в изданиях Института экономики коллективную работу «Охрана окружающей среды и ее социально-экономическая эффективность». Через два года в издательстве Московского государственного университета выходит также коллективная монография «Экономические проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды». Затем двумя изданиями выходит в издательстве «Наука» работа «Экономика природопользования». В 1989 г. уже посмертно публикуется монография «Инвестиционная политика природопользования».
Поставленные Тиграном Сергеевичем вопросы рационального природопользования и охраны окружающей среды не только носят пионерный характер, но и служат методологическим ключом к разработке и практическому решению острейших проблем экономической безопасности современной России.
Педагогическая деятельность. Составной частью работы Т.С. Хачатурова была подготовка молодежи, передача научных знаний студентам и аспирантам. Он работал в Московской партийной школе и Академии общественных наук при ЦК КПСС, готовил сотрудников Института экономики к научной деятельности. Заведовал кафедрами и преподавал в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта и в Академии железнодорожного транспорта. Но, пожалуй, главным его вниманием была aima mater — Московский государственный университет. Он начал здесь преподавать вскоре после его окончания. Заведовал здесь лабораторией экономического прогнозирования (1976— 1979), а потом стал организатором и заведующим кафедрой экономики природопользования (1978—1989)4.
В своем некрологе профессор Г.Х. Попов писал, что «именно эти — порой сгибающиеся под ветром до земли, но так и не сломленные, не потерявшие себя — люди были для нас, молодых, той опорой, которая помогала и нам становиться на ноги. Как это ни парадоксально, но именно такие учителя в силу своей близости нам в значительно большей степени влияли на нас, чем
4 Профессора Московского университета: Биографический словарь. T. II. VI.. 1999.С. 590.
те, кто шел в лагеря или уезжал за границу. Роль этого слоя интеллигенции еще предстоит осмыслить»5.
О роли Тиграна Сергеевича как учителя, наставника будущего ученого рассказал в своих воспоминаниях профессор В.К. Сенча-гов. «Многие экономисты, которые пришли в науку в 1960-е годы, не могли не испытать на себе той творческой атмосферы, которая во многом основывалась на трудах школы Т.С. Хачатуро-ва. Его личное обаяние, внимание к молодым сотрудникам, уважительный стиль в общении с начинающими учеными, так называемыми "м. н. е.", довелось испытать и мне, автору этих строк. Будучи студентом 5-го курса общеэкономического факультета МИНХим. Плеханова, я проходил студенческую практику в отделе Т.С. Хачатурова в ИЭ АН СССР... Именно в этом отделе при написании диплома "Экономическая эффективность автоматических линий" мне удалось почувствовать все грани научного творчества, что и предопределило последующий выбор профессии — ученого-экономиста»6.
Общественная деятельность. Эта деятельность академика Т.С. Хачатурова была весьма широкой и разнообразной. Он был членом экспертной Комиссии по золотым медалям и премиям при Отделении технических наук, членом Научного совета по выставкам, членом редколлегии ряда журналов, входил в состав Научного совета по комплексной теме «Экономическое соревнование двух систем». Его назначили председателем Комиссии по определению ущерба, нанесенного железнодорожному транспорту во время Великой Отечественной войны. Он избирался председателем международной рабочей группы по вопросам эффективности капитальных вложений СЭВа, а также членом его экономической комиссии. Т.С. Хачатуров был президентом Ассоциации советских экономических научных учреждений. В течение почти тридцати лет он являлся членом Государственной экспертной комиссии Госплана СССР.
Однако из всех видов многообразной общественной деятельности Тиграна Сергеевича мне хотелось бы остановиться лишь на двух моментах. В течение тридцати лет он был связан с работой журнала «Вопросы экономики» сначала как член его редколлегии, а затем на протяжении двадцати двух лет как его главный редактор. В то время это был не просто один из многих журналов. Он выпускался издательством «Правда», а тираж составлял примерно 70 тыс. экземпляров, поступая во все библиотеки райкомов пар-
3 Попов Г.Х. О Тигране Сергеевиче (памяти академика Т.С. Хачатурова) // Вопросы экономики. 1989. Nb U.C. 160.
6 Сенчагов В.К. Академик Хачатуров Т.С. // Академики-экономисты России. С. 160.
тии. Поэтому позиция журнала во многом определяла состояние и культуру экономического мышления в стране.
Отбор статей проводился достаточно строго. Авторы ежемесячно приглашались на заседание редколлегии и выслушивали там массу пожеланий, если статья принималась к публикации, или получали отказ. Зная такую работу по своей практике, могу сказать, что это было не совсем приятно. В заключение по каждой статье выступал Т.С. Хачатуров, а прочитывал он все статьи и рецензии. Его мнение было, как правило, решающим. Так он работал в самые разные, образно говоря, эпохи: при Н.С. Хрущеве, Л.И. Брежневе и М.С. Горбачеве, стараясь сохранить позиции ведущего теоретического журнала по экономической теории и хозяйственной практике. И этот факт тоже сохранится в нашей исторической памяти.
В феврале 1979 г. в связи с 50-летием журнал был награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии экономической науки.
В начале 1980-х гг. встал вопрос о возрождении общества экономистов, в состав которого вошли бы ученые и преподаватели вузов, руководители экономических ведомств и директора предприятий. Такой союз экономистов стал бы одним из институтов гражданского общества и продолжил традиции Вольного экономического общества, созданного Екатериной II в 1765 г. В то время различные научно-технические общества входили в состав ВСНТО, председателем которого был академик А.Ю. Ишлин-ский. От Академии наук работу по созданию Научного экономического общества (НЭО) инициировали академики Т.С. Хачатуров и А.Г. Аганбегян, директор Института экономики Е.И. Капустин, профессора Московского государственного университета Г.Х. Попов и А.Д. Шеремет.
Председателем оргбюро по подготовке к созданию Научного экономического общества стал Т.С. Хачатуров, а его замом — В.Н. Красильников. О нем надо сказать особо как о человеке-организаторе, являющемся для России редким талантом. И именно с его помощью удалось создать общество не сверху, а снизу — через областные центры, избрание правлений на местах и тд.7 В итоге, в декабре 1982 г. в Актовом зале МГУ состоялся учредительный съезд Научного экономического общества. Его первым президентом стал академик Т.С. Хачатуров. И сегодня в здании Вольного экономического общества России, название которому было возвращено в 1992 г., среди портретов всех его президентов,
7 См.: Шинкаренко Л.В. Возрожденный Феникс // Вольное экономическое общество России. VI.. 2005. С. 168-173.
начиная с первого среди них — A.B. Олсуфьева, висит портрет Тиграна Сергеевича8.
Советское государство высоко оценило научную и гражданскую деятельность Т.С. Хачатурова. Он награжден орденами Октябрьской Революции (1975), четырьмя орденами Трудового Красного Знамени (1942, 1945, 1966, 1971), Красной Звезды (1945) и многими медалями.
Его имя широко признано и в международной научной среде. Он является почетным членом Венгерской академии наук, иностранным членом Польской академии наук, почетным доктором наук Вроцлавской экономической академии им. О. Ланге и Варшавского университета.
8 Наша власть: дела и лица. Спецвыпуск. 240 лет Вольному экономическому обществу. VI.. 2005. С. 14-15.
Л.И. Абалкин
BECTH. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2006. № 5
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЭНЕРГОРЕСУРСАМИ
В МИРЕ И РОЛЬ РОССИИ
27 апреля 2006 г. в рамках научной конференции «Ломоносовские чтения» на экономическом факультете МГУ кафедра экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей провела круглый стол, посвященный проблемам энергообеспеченности мировой экономики и места России в данной области. В его работе приняли участие преподаватели московских вузов, ученые институтов РАН, ВНИИВС, сотрудники ряда фирм.
Конференцию открыл декан экономического факультета МГУ, докт. экон. наук В.П. Колесов. Он отметил, что динамика мирового развития обостряет вопрос обеспеченности энергоресурсами. Весьма существенна в данной сфере роль экологических императивов. Индикатором напряженности в этой области является постоянное повышение цен на энергоносители. У России как одного из крупнейших поставщиков энергоресурсов существует целый ряд проблем, требующих пристального внимания и изучения. В первую очередь это проблема деформации структуры российской экономики, связанная с деиндустриализацией экономики и наличием целого ряда признаков «голландской болезни». Существуют проблемы эффективного улавливания и использования ренты, необходимости инвестиций и модернизации топливно-энергетической