Научная статья на тему 'Выдающаяся личность (на примере Пауля Клее)'

Выдающаяся личность (на примере Пауля Клее) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
345
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ВЫДАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ АКТ / СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ОДЕРЖИМОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / OUTSTANDING PERSONALITY / CREATIVITY / CREATIVE ACT / STATE OF CONSCIOUSNESS / CREATIVE OBSESSION / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боровецкая Вероника Владимировна

В статье представлены некоторые универсальные аспекты креативной выдающейся личности на примере знаменитого художника авангардиста Пауля Клее. Раскрыты автобиографические моменты жизни и творчества П. Клее, синхронно перекликающиеся с результатами исследований и выводами научных работ по изучению феномена креативной творческой личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выдающаяся личность (на примере Пауля Клее)»

Outstanding personality (the example of Paul Klee)

Borovetskaya V. (Russian Federation)

Выдающаяся личность (на примере Пауля Клее)

Боровецкая В. В. (Российская Федерация)

Боровецкая Вероника Владимировна /Borovetskaya Veronika - студент, отделение профессиональной переподготовки, направление «Психология»,

Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики, г. Москва

Аннотация: в статье представлены некоторые универсальные аспекты креативной выдающейся личности на примере знаменитого художника авангардиста Пауля Клее. Раскрыты автобиографические моменты жизни и творчества П. Клее, синхронно перекликающиеся с результатами исследований и выводами научных работ по изучению феномена креативной творческой личности.

Abstract: the article presents some universal aspects of creative outstanding personality on the example of the famous avant-garde artist Paul Klee. Disclosed autobiographical moments of the life and creativity of P. Klee, synchronous interface with research results and conclusions of the scientific studies on the phenomenon of creative personality.

Ключевые слова: выдающаяся личность, креативность, творческий акт, состояние сознания, творческая одержимость, личностные качества.

Keywords: outstanding personality, creativity, creative act, state of consciousness, creative obsession, personal qualities.

Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок.

Артур Шопенгауэр

Следуя за профессором кафедры психологии личности НИУ ВШЭ Старовойтенко Е. Б., отмечу, что идеальный субъект отношений - это, скорее всего, ребёнок во взрослом. Уверена, что сохранность ребёнка во взрослом - одно из отличий многих выдающихся людей, что особенно бросается в глаза, когда мы смотрим на продукты творчества художников сюрреалистов, авангардистов, кубистов и др., смежных с этими художественных течений. В своей книге «Психология и психодиагностика общих способностей» [2] В. Н. Дружинин показывает, что сензитивный период развития креативности приходится на 3 -5 лет. И это связано с тем, что в данном возрасте ещё не сформировалось сознание, наполненное стереотипными шаблонами, и ребёнок способен действовать, опираясь на свои не осознанные чувства, ему легче, чем интеллектуальному взрослому извлечь образы из своего бессознательного. Как отмечает Дружинин В. Н.: «Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием» и далее: «Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи и сами творцы подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом» [2]. Следовательно, те образы, которые извлекают творцы авангардизма и сюрреализма из своего бессознательного, иногда нравятся детям больше (им это ближе), чем взрослым. В связи с чем, думаю, что в детском возрасте, когда мне нравилось сюрреалистическое и смежные с ним течения в искусстве, я бы, возможно, пошла на выставку Пауля Клее намеренно. В данный период жизни посещение экспозиции именно этого художника было случайным моментом в целенаправленном посещении ГМИИ им. Пушкина в феврале 2015 года. После выставки, в рамках которой организаторы с любовью приоткрыли личность Пауля Клее, я была уверена, что одну из своих работ я посвящу теме личностного фактора, влияющего на способности и одарённость, венцом которых является выдающаяся личность.

Смею предположить, что слово «выдающийся» происходит от слова «выдавать», «давать». И, прежде всего, с выдающейся личностью мы ассоциируем её продуктивность и креативность - то качество и количество, которые далеко не каждый способен дать. Если говорить о количественной стороне продуктивности, то, безусловно, 9 тысяч картин, которые за свою жизнь написал Пауль Клее, более чем впечатляющая цифра (для сравнения, у абсолютно всем известного Винсента Ван Гога - около тысячи картин). Своему девизу «Nulla dies sine linea» («Ни дня без линии») Пауль оставался верен всю свою жизнь и обозначил этот девиз в каталоге под номером 365. Показательно, что он выбрал число, соответствующее количеству дней в году, а работа под этим номером называлась «Одержимый». Неимоверный труд и воля, абсолютная одержимость и стремление к совершенству, действительно отличает всех выдающихся людей, известных человечеству. Всемирно известный американский изобретатель Томас Эдисон, получивший за свои изобретения 1093 патента, как -то сказал: «Гений - это на один процент вдохновение и на девяносто девять процентов потение». При этом он полностью подтвердил это высказывание своим личным примером, работая по 16-19 часов в сутки вплоть до самого преклонного возраста. Поражает фантастическая неустанность, повышенная работоспособность и вера в идею, позволившие Эдисону перебрать 6 тысяч (!) образцов материалов для нити накаливания электрической лампы, пока он не выбрал наиболее подходящий - карбонизированный бамбук. А проверяя характеристики угольной цепи лампы, он провёл в лаборатории около 45 часов без отдыха. Также среди

фактов о многих известных отечественных учёных, есть немало, подтверждающих их невероятно интенсивную работу в течение нескольких суток без малейшего отдыха (!). Шевелев И. однажды сказал: «В творчестве максимальная отдача не истощает, а тонизирует». А Дружинин В. Н. подметил то, что «творческое состояние превращается в процесс и захватывает основную часть жизни, внутренняя работа души отвлекает человека от внешней стороны бытия. Он как бы выпадает из пространства и времени. <...> Поэтому равнодушие к делам семьи, общественным и служебным обязанностям, не привязанность к месту и времени типичны для творческого человека. Об этом писал еще в XIX веке итальянский психиатр и криминолог Чезаре Ломброзо.<...> Так, например, Ньютон и Ландау забывали, обедали они сегодня или нет, ибо творческий процесс выталкивает человека из состояния «здесь и сейчас». <...> Создавая новую реальность, какой смысл считаться с реальностью как таковой?» (В. Н.Дружинин, 2000 [3]). К равнодушию в семейных делах Пауль Клее, как и большинство великих выдающихся личностей, тоже имеет отношение. Так, на просьбу жены о помощи в воспитании ребёнка, он отмахивается, ссылаясь на то, что у него столько работы, что совсем нет свободного времени. После настойчивых упрёков жены он всё-таки кое-что делает для сына, а именно - мастерит кукол в своей художественной мастерской. Его детьми были его картины, о чём он напишет в переписке со своим сыном Феликсом в 1939 году (год, в котором ему удалось создать 1250 произведений): «Производительность наращивает темпы, я не поспеваю за этими детьми. Они вырываются на свободу.»

Источник своего творчества Клее видел в инстинктивных ощущениях. Искусствовед, профессор Вернер Хафтманн, прочитав записи Клее, так описывал это: «Призванный к действию в момент вдохновения, он начинает безо всякого сознательного, а уж тем более нацеленного на тему намерения». В результате, произведения Клее вырастали подобно, например, растениям. Они не осуществлялись в обычном смысле слова, а постепенно образовывались из первоначального хаоса. Готовность к восприятию своих подсознательных мотивов и фантазий, по мнению многих учёных (например, Ф. Бэррон [5]), является личностной особенностью выдающихся творцов. Здесь также вспоминается В. Н. Дружинин, который сделал акцент на роли бессознательного и изменённости состояния сознания во время творческого акта великих творцов: «Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи и сами творцы подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.<...> Например, М. Арнаудов отмечает, что все поэты и художники подчеркивали бессознательную активность духа в творческом процессе. <...> Можно привести характерные высказывания А. де Виньи: «Я свою книгу не делаю, а она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод»; В. Гюго: «Бог диктовал, а я писал»; Августина: «Я не сам думаю, но мои мысли думают за меня»; Микеланджело: «Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение рука, которая держит его, направляет и руководит им: он действует под давлением посторонней силы» - и так далее. <...> То есть сознание становится пассивным - экраном, на который человеческое бессознательное отображает себя. <...> Творец всегда испытывает замешательство при попытках объяснить причину, источник своих фантазий. С. О. Грузенберг выделяет несколько вариантов объяснения художниками творческой одержимости.

Наиболее распространены «божественная» и «демоническая» версии атрибуции причины творчества. Причем художники и писатели принимали эти версии в зависимости от своего мировоззрения. Если Байрон полагал, что в человека вселяется «демон», то Микеланджело полагал, что его рукой водит Бог: «Хорошая картина приближается к Богу и сливается с ним». (Дружинин В. Н., 1994 [2]).

Вернёмся к экспозиции Пауля Клее, которую открывает зал «Натуралистические штудии», посвященный первым художественным опытам Пауля. Здесь показаны его детские рисунки и юношеские работы, среди которых копии картин швейцарских художников. Как известно из исследований Н. М. Гнатко [1] и Е. А. Корсунского [4, с. 103-104] [2], подражание и «копирование образца» являются высоко определяющими на начальном этапе становления творческой личности, что в дальнейшем должно способствовать выходу за пределы своего отождествления с «творческим героем» и нахождения собственного, ни на кого не похожего пути, что, как мы видим, подтверждается опытом Пауля Клее, который, предварительно впитав в себя опыт многих художников и течений, в дальнейшем обрёл свою индивидуальность и с полным правом (по мнению художника Ильи Клейнер) может быть назван пионером модернизма. Свое кредо он сформулировал в начатом в 1918 году сочинении «Творческое вероисповедание»: на первом плане должно стоять не максимально точное отображение реальности, а ее индивидуальное восприятие. «Новое искусство формирует не предметы, а ощущения по отношению к предметам. Художник воспроизводит не саму природу, а, скорее, закон природы», - записал Клее в своем дневнике в июне 1905 года. Пауль всегда верил, что изобразительное искусство «не передаёт только видимое, а делает зримым тайно постигнутое». Вспоминается цитата крупнейшего русского историка Василия Ключевского: «Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни». И ради этого человек готов даже переступить через себя, забыв о способах гедонического наслаждения, о многогранности жизни с её многочисленными соблазнами, а, сконцентрировав всю свою волю и др. личностные качества, отдаться делу своей жизни. Ведь, как точно подметил Василий Ключевский: «Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим».

Литература

1. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания Н. М. Гнатко. - М.: ИП РАН, 1994. - 269 с.

2. Дружинин В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей. - М.: Наука, 1994.

3. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М: «Персэ» - СПб.: «Иматон-М», 2000.

4. Дружинин В. Н. Творчество: природа и развитие. Из книги «Когнитивные способности: структура, динамика, развитие», 2001 г. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 3. С. 91107.

5. Barron F. Puttins creativitu to work. // Sternberg R., Tardif T. (eds). The nature of creativity. - Cambridge Cambr. Press, 1988/ - P / 76-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.