• репетиционно-постановочная работа с исполнителями.
Одним из критериев при подборе репертуара для детского
хореографического коллектива является его реальность, соответствие репертуара возможностям учащихся. При создании репертуара хореографического коллектива важно учитывать определённые требования:
• соответствие постановок возрасту и уровню развития учащихся, танцевальные номера должны быть понятны учащимся;
• использование постановок разного жанра: игрового, сюжетного;
Библиографический список
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специаль-
ность 050700 Педагогика балета. Квалификации: педагог-балетмейстер, педагог бального танца. Регистрационный № 552 ИСК/СП (утв. Минобразованием РФ 11.02.2003).
2. Зарецкая, И.И. Профессиональная культура педагога Учебное пособие. - М., 2007.
3. Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства: учеб. пособие для вузов. - СПб., 2008.
4. Брусницына, А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного
образования детей: личностно-деятельностный подход: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.
5. Фокина, Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2002.
6. Тарасов, Н.И. Классический танец. - СПб., 2005.
7. О концепции непрерывного хореографического образования // Хореографическое образование: тенденции развития: сб. тезисов научно-практической конф. - М., 2001.
8. Андреева, Т.Ф. Построение урока классического танца методом одного «pas» // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы пятой Всероссийская научно-практич. конф. - М., 2007.
9. Кузнецова, Т.М. Индивидуальный стиль педагога-хореографа и его формирование: автореф. дис. канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 1992.
Bibliography
1. Gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya v oblasti kuljturih i iskusstva. Specialjnostj 050700 Pedagogika baleta. Kvalifikacii: pedagog-baletmeyjster, pedagog baljnogo tanca. Registracionnihyj № 552 ISK/SP (utv. Minobrazovaniem RF 11.02.2003).
2. Zareckaya, I.I. Professionaljnaya kuljtura pedagoga Uchebnoe posobie. - M., 2007.
3. Tarasov, N.I. Klassicheskiyj tanec. Shkola muzhskogo ispolniteljstva: ucheb. posobie dlya vuzov. - SPb., 2008.
4. Brusnicihna, A.N. Vospitanie tancevaljnoyj kuljturih shkoljnikov v khoreograficheskikh kollektivakh uchrezhdeniyj dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj: lichnostno-deyateljnostnihyj podkhod: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2008.
5. Fokina, E.N. Khoreografiya v obtheobrazovateljnoyj shkole kak sredstvo garmonizacii razvitiya lichnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Tyumenj, 2002.
6. Tarasov, N.I. Klassicheskiyj tanec. - SPb., 2005.
7. O koncepcii neprerihvnogo khoreograficheskogo obrazovaniya // Khoreograficheskoe obrazovanie: tendencii razvitiya: sb. tezisov nauchno-prakticheskoyj konf. - M., 2001.
8. Andreeva, T.F. Postroenie uroka klassicheskogo tanca metodom odnogo «pas» // Vuz kuljturih i iskusstv v obrazovateljnoyj sisteme regiona: materialih pyatoyj Vserossiyjskaya nauchno-praktich. konf. - M., 2007.
9. Kuznecova, T.M. Individualjnihyj stilj pedagoga-khoreografa i ego formirovanie: avtoref. dis. kand. ped. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 1992.
Статья поступила в редакцию 08.02.14
УДК 379.8.093
Shvetsova I.V. THE PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MODERN TECHNOLOGIES IN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES USED FOR INTELLECTUAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN IN AN ELEMENTARY SCHOOL. The article presents a long investigation of psychological aspects of a creative personality. The author made an attempt to define the criteria, stages, diagnostic methods, distinguishing features and psychological qualities of a creative personality. The work shows the necessary of the use of technologies in social and culture activity.
Key words: creative process, unconscious, spontaneity, inside, «point of creative frustration», mythological and divergent thinking, pedagogy of social and culture sphere.
И.В. Швецова, преп. СПб ГБОУ ДОД «Детская школа искусств №11», г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрываются психологические аспекты творческого процесса, определяются критерии, фазы, излагаются методы диагностики, рассматриваются отличительные черты и психологические особенности творческой личности, доказывается необходимость использования современных технологий социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: творческий процесс, бессознательность, спонтанность, инсайт, «точка креативной фрустрации», «янусианское мышление», мифологическое и дивергентное мышление, педагогика социально-культурной сферы.
• постановки учитывают учебно-тренировочные цели;
• постановки рассчитаны на весь коллектив.
С помощью компетентностного подхода педагогу-хореогра-фу предоставляется возможность реализации не только творческой (постановочной) деятельности, накопленный ранее им в сценической деятельности, но и проявить компетентность и приобрести опыт в управленческо - организаторской работе, что позволяет педагогу-хореографу увидеть и развить новые творческие возможности в педагогической деятельности.
Вопросам исследования творческого процесса в научных трудах уделяется большое внимание. Особый интерес вызывают закономерности протекания творческого процесса. Проведенный нами анализ наиболее значимых для нашего исследования категорий творческого процесса позволит нам определить авторскую точку зрения, выявить и проанализировать их взаимосвязь и взаимодействие, разработать на их основе методики интеллектуально-творческого развития ребенка в системе дополнительного музыкального образования. В соответствии с этим задачами данной статьи являются: анализ категорий творчества; конструирование матрицы из взаимосвязи и выбора методов диагностики творческого процесса по его результату и особенностям его протекания.
Творчество, как производство нового - продукта, произведения, идеи, видения, выражения и т.д. - является исключительно человеческим производством. Человек по настоящему творит не только из потребности создать нечто для удовлетворения непосредственной нужды, но и тогда, когда он от этой нужды свободен. И создает новое не только из потребности, но и из возможности - от избытка и игры своих творческих сил, от умения видеть и передать так, как никто до него еще не передавал. Человеческое творчество, многогранно и многолико, поэтому существуют множество взглядов и определений этого понятия.
Я.А. Пономарев [1] предлагает рассматривать творчество с обозначившихся в традиционной психологии, трех позиций. Первая из них рассматривает творчество как деятельность человека, созидающего новые ценности (в области искусства, техники, науки, практики), имеющие общественную значимость. Вторая - связывает творчество с деятельностью человека, направленной на самовыражение, самоактуализацию личности. Третья - исследует творчество как решение задач [1].
Для нашего исследования актуальна вторая позиция, так как она тесно связана с областью побуждений индивида к творческой деятельности и затрагивает мотивационный аспект. Способность человека к творчеству, являясь истинно человеческой способностью, означает новый уровень приспособления к действительности и смысл самих отношений с ней. Творческое поведение в целом выступает как умение быстро и правильно реагировать в непредсказуемых, иногда в экстремальных ситуациях. Следовательно, именно творчество является в подлинном смысле слова адекватным поведением в мире, который постоянно находится в движении и непрестанно изменяется. Творческая деятельность является основой и условием развития человека. Если импульс к творчеству как активности самоутверждения не получает разрешения и человек не соединяет себя с миром в акте творчества, то сила этого импульса может обратиться на разрушение, а его утверждение выльется в извращенные или деструктивные формы, в агрессию. Истинный творец не может быть разрушителем или злодеем. Эту философско-психологическую и экзистенциально-этическую проблему рассматривает в своей драме «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин.
Творческая активность это подлинное осуществление свободного проявления духовной природы личности. «''Творчес-кость'' (креативность) не есть некоторая характеристика познавательных процессов, а представляет собой одну из самых глубоких характеристик личности» [2]. Творческая составляющая человеческого интеллекта определяется его социальной природой и, в частности, диалогической природой его формирования и функционирования. Известный ученый В.С. Библер доказал, что диалогически организованное мышление эволюционировало к возникновению такого его качества, как диалогика. Диалогика, в том числе и логика педагогического диалога, рассматривается «во всей его самостоятельной ценности и значимости в процессе образования и воспитания, прежде всего, как функциональный метод в обширном педагогическом пространстве, в ходе которого вступают в диалог составляющие его типы различных культур» [3].
В отличие от других существ, креативность человека определяется его природой как существа, не только адаптирующегося к природной действительности, но и преобразующего ее, создающего «вторую природу». Следовательно, развитие научнотехнического прогресса, зависит от творческих процессов, что обуславливает необходимость изучения их психологических аспектов. Усилия психологов направлены здесь на выявление сущностных признаков и закономерностей творческого процесса, разработку методов его диагностики и стимуляции. Творческий процесс - это высокоорганизованная интеллектуальная деятель-
ность, основанная на взаимодействии психической и физической активности индивида. В.Н. Дружинин [4] определяет творческий процесс как реальность, спонтанно возникающую и завершающуюся, и выделяет две формы внешней активности человека: адаптивное поведение и преобразование. Адаптивное поведение включает реактивное поведение, т. е. индивид реагирует на изменение внешней среды. Преобразование включает творчество и разрушение. В отличие от предметной деятельности, которую В.Н. Дружинин относит к адаптивным формам поведения, творческий процесс относится к преобразованию как форме внешней активности и принципиально отличается от предметной деятельности. Отличие заключается в том, что предметная деятельность исчерпывает себя по достижению цели, ее результат всегда предсказуем. В то время как в творческом процессе происходит рассогласование цели и получаемого результата. Творческий человек видит «побочные продукты» предметной деятельности, которые, по сути, являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижению цели, проходя мимо новизны. Если говорить о признаках творческого процесса, то практически все исследователи подчеркивают его непредсказуемость.
Результаты исследований многих ученых (Д. Бери и Д.Э. Бродбент, М. Рей и Р. Майерс [5] и др.), которые занимались проблемой бессознательного, показали, что сознание только в конце творческого процесса готово принять продукт творчества. Но сам процесс творческого поиска происходит на бессознательном, или интуитивном уровне. Таким образом, первый признак творческого процесса - бессознательность. Однако эта бессознательность подготовлена всем ходом предшествующей деятельности индивида. Второй признак - спонтанность, внезапность, кажущаяся независимость от внешних причин. Третьим признаком является - непредсказуемость результата. В качестве четвертого признака, можно выделить
- автономность, которая характеризуется как бесконтрольность, независимость и самостоятельность протекания творческого процесса. Помимо выше перечисленных признаков, профессор Е.П. Ильин характеризует творческий процесс, как единую целостную систему [6].
Для разных областей знания, творческий процесс является специфичным, но обладает некоторыми общими характеристиками. Этой общей характеристикой являются этапы или фазы творческого процесса. Это накопление, вынашивание и озарение. На первом этапе - накопления, идет активный сбор информации, который может заключаться: в чтении соответствующей литературы, беседах с экспертами, наблюдении, записях, измерениях и т. д. Вторая фаза заключается в том, что автор идеи размышляет над проблемой. Концентрируясь, он мысленно моделирует ситуацию. В это время, художник задумчиво смотрит на чистый холст, писатель - на чистый лист бумаги, музыкант сидит за инструментом, инженер - часами «гипнотизирует» чертеж, не находя нужного решения. Третья фаза - вынашивания, заключается в прекращении попыток решить проблему, и полном переключении деятельности. Отключившись от творческого процесса, человек решает сходить прогуляться, сесть за руль автомобиля или просто вздремнуть. И если у творца в голове накопилось достаточное количество информации по интересующей проблеме, и он достиг психологического состояния, необходимого для прорыва, то фаза вынашивания завершается озарением. Похожую периодизацию приводит Я.А. Пономарев в своей работе «Перспективы развития психологического творчества» [1]. Итак, первая фаза - это фаза постановки проблемы, сбора, накопления и обработки материала. Я.А. Пономарев называет ее начальным этапом творческого процесса, при котором активным является сознание субъекта. Вторая фаза - созревание. На этом этапе в основном работает подсознание. Решение проблемы, как бы, отложено на время, а человек живет повседневной жизнью. Третья - фаза озарения, или инсайта. В этот момент решение полностью появляется в сознании, иногда совершено неожиданно. Вторую и третью фазы Я.А. Пономарев называет этапом решения, когда активно бессознательное. Четвертая фаза - это фаза проверки или контроля, сознание активно. Эту фазу Я.А. Пономарев называет этапом развития идеи, ее окончательным оформлением и проверки [1, с. 181].
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе нередко встречается большее количество фаз или этапов творческого процесса. Так, например, Майерс Рон добавил в процесс креативности пятую фазу, которую назвал «Пер-
вый инсайт» - эта стадия предшествует фазе подготовки [7, с. 194]. Именно здесь впервые может «промелькнуть» мысль возникновения оригинальной идеи. Американский ученый Р. Мэй [8], анализируя данное явление, назвал эту стадию - исходной точкой возникновения идеи. Он констатировал тот факт, что у людей, в этот момент, происходят психофизиологические изменения на неосознанном уровне: сужается поле зрения, снижается аппетит, наблюдается общее беспокойство.
Российский исследователь Г.А. Зайниев в работе «Эволюция и изобретатель» [9] говорит о том, что: «новые цели, для достижения которых необходимо переделать концепцию процесса, позволяют снять психологическую инерцию и увидеть новые ресурсы развития процесса» [9, с. 116]. Ученый изложил последовательность творческого процесса: период творческой готовности, зарождение идеи, стадия поисков решения, получение принципа изобретения, построение упрощенной модели и совершенствование ее; оценка альтернативных вариантов [9, с. 117].
Однако, нам ближе трактовка творческого процесса, предложенная А.Л. Галиным [10], т.к. она непосредственно ориентирована на музыкально - творческий процесс. А.Л. Галин, рассматривает психологические характеристики личности и акцентирует внимание на том, том, что стадии творческого процесса
- не просто некие «действия» внутренне-однообразного человека, но различные состояния его психики в целом или его души. В связи с этим А.Л. Галин дает психологическую характеристику творческого процесса, и выделяет следующие его составляющие: начало творчества - интерес к явлению; наблюдение за явлением - подразумевает рациональную деятельность человека; осмысление явления и появление в сознании нового целого; состояние внутренней свободы и появление «грезы» как переходного состояния между подсознанием и сознанием; прозрение и связанное с ним ощущение внутренней целостности [10, с. 8-9]. В этом перечне преимущественное значение формированию нового в подсознании в виде некоторого собирательного образа, вобравшего в себя иногда не явно выраженные чувства и мысли; состояние внутренней свободы, представляющих собой отталкивание от логики и аналитического мышления; прозрение, позволяющее, с одной стороны фантазировать, разворачивать образы, но, с другой стороны сохраняется способность к осознанию и воплощению первоначально возникших неясных мыслей и чувств. Следовательно, принципиальная схема творческого процесса, не смотря на многообразие описаний, состоит в присутствии осознаваемых и неосознаваемых этапов, пассивной и активной фазах сознания, а так же наличия определенных психологических качеств человека. Однако все авторы схожи в одном - запуск механизма творческого процесса происходит в сфере сознания, затем продолжается в его сфере бессознательного и, в конечном итоге, возвращается в область сознания.
Для любого творческого процесса общей является его структура. Структурно-уровневая модель психологического механизма творчества, разработанная Я.А. Пономаревым [1] представляет собой две взаимопроникающие сферы, внешние границы которых - это абстрактные границы мышления. Снизу находится сфера интуитивного, сверху - логического мышления. Я.А. Пономарев характеризует творческий процесс, как уровне-вый переход, где встречаются логика и интуиция. Чтобы передать это решение другому человеку, интуитивное решение необходимо вербализовать, формализовать - оформить логически. Отсюда эффект опережения «эмоциональным решением» решения «интеллектуального» [1, с. 185].
Эмпирическое изучение творческого процесса реализуется с использованием следующих методов: анализ процесса решения малых творческих задач; использование наводящих задач; методы экспертной оценки; шкалы личностных опросников и проективных тестов (например, ММР1, тест Роршаха), которые могут давать информацию о выраженности творческого начала [2]. В педагогической практике широко используются специальные тесты креативности, использующие задачи, так называемого «открытого типа», т.е. задачи, имеющие несколько вариантов ответов. Эти задачи принципиально отличаются от тестов интеллекта, подразумевающих один ответ.
Факторы влияющие на интенсивность и продуктивность творческой деятельности подразделяются на ситуативные и личностные. К личностным - «относятся устойчивые свойства, черты личности или характера, которые могут на состояние, вызванное той или иной ситуацией» [2, с. 168]. Личностные фак-
торы могут быть и положительными, и отрицательными. К числу последних относятся конформизм, устойчивое доминирование отрицательных эмоций; доминирование мотивации избегания неудач над мотивацией стремления к успеху, наличие фиксированной установки на конкретный результат, и др. [2, с. 168]. Аналогично и ситуативные факторы подразделяются на негативные и позитивные. К негативным ситуативным факторам относятся состояние стресса, состояние повышенной напряженности, слишком сильная или слишком слабая мотивация, эмоциональная подавленность.
Сложность и многогранность самого феномена «творческий процесс» вызывает взаимопроникновение ряда его составляющих. Мы выполнили попытку структурирования основных характеристик творческого процесса.
При структурировании основных характеристик творческого процесса целесообразно использовать метод пересекающихся параметров. Использование этого метода требует выделения наиболее общих групп с последовательным их разукрупнением по ряду параметров. Крупные группы сформированы по психологическим признакам последовательности творческого процесса (этапы процесса): активное накопление знания; работа на уровне подсознания; сознательное или бессознательное, спонтанное вдохновение; полное включение сознания. Каждому этапу творческого процесса характеризуется специфическим набором фаз и критериев творчества.
На этапе активного накопления знаний начальной фазой является постановка проблемы, затем на подсознании срабатывает фаза созревания и только после этого возникает «сырая», но оригинальная идея. С позиций психологии каждой фазе соответствуют как интуитивное преодоление логически - устоявшихся критериев, ярко выраженное эмоциональное состояние. Этап творчества на уровне подсознания содержит фазу созревания и фазу озарения. Первая характеризуется не просто ощущением, но осмысленным пониманием новизны результата, на второй фазе происходит процесс осознания того факта, что происшедшая неожиданность не была случайной, а имеет связь с тем, что случилось непосредственно перед точкой неожиданности [11]. Бессознательная деятельность протекает с различной интенсивностью, и при вяло текущей деятельности озарение не наступает.
Анализируя третий этап творчества - сознательное или бессознательное, спонтанное вдохновение, мы опираемся справедливость народной мудрости о том, что успех - это 10% таланта и 90% тяжелой работы. Этот этап творчества проявляется по-разному в науке и в искусстве. В научном процессе реализуется природа ума, здесь вдохновение не главное. Вдохновение - это состояние, а оно бывает спонтанным и подготовленным. Научное исследование имеет «ключи» вдохновения и его можно подготовить. На вопрос, что такое вдохновение в искусстве человечество ищет ответ много веков. Факт в том, без вдохновения нет озарения, что оно редкий «гость» в психической жизни человека, что оно спонтанно. Вдохновение - результат интенсивных процессов в бессознательном, опирающийся на «продуктивный спонтанный слой предмышления» [12].
Этап полного включения сознания в науке содержит фазы осознанного принятия решений, контроля и проверки идеи и конечного результата. В искусстве, если вернуться к народной мудрости, этот этап содержит 90% тяжелой работы.
Опираясь на полученные данные, мы можем говорить о том, что творчество - это сложная взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов, которые на определенных фазах переплетаются и дополняют друг друга.
В изучении психологических аспектов творческого процесса важным представляется вопрос о «нормативности» творческого процесса, о его доступности для всех или только для определенных лиц в редкие моменты вдохновения. С одной стороны, если творческий процесс признать нормативным, то можно сделать вывод о том, что он присущ каждому человеку, будь то взрослый или ребенок. Следовательно, творческий процесс можно тренировать. Однако многие ученые (С.Д. Смирнов, Ф. Барон, Х. Груббер и С. Девис, Б. Хеннеси и др.) считают, что способность к творчеству тренировать нельзя. «Можно ли научить творчеству, «сформировав» творческую деятельность, и получить необходимые «приращения на полюсе субъекта?» Ответ может быть только отрицательным. Творчество есть прерогатива свободной, способной саморазвитию личности» [2].
В современных условиях для раскрытия интеллектуальнотворческого потенциала и дальнейшего совершенствования приобретенных знаний, умений и навыков, наиболее эффективными являются технологии социально-культурной деятельности, включающие все многообразие форм, методов и средств. Социально-культурная деятельность, это не статичное понятие, а живой, динамичный процесс, развивающийся во времени и отражающий социокультурную ситуацию в обществе. Поэтому основное содержание социально-культурной деятельности диктуется особенностями сложившейся системы социально-культурных общественных отношений: противостоять подмене понятий ценностей культуры и ее девальвации, способствовать сохранению культурного наследия; создавать условия и способствовать повышению уровня общей культуры каждого человека; осуществлять дифференцированный подход, обеспечивая, продвинутому в культурном отношении контингенту реализацию интеллектуального и творческого потенциала; эффективно использовать в социально-культурной работе популярные у общества перспективные формы и средства досуговой деятельности; стимулировать развитие творческой активности в создании различных самодеятельных творческих объединений [13, с. 45].
Основным принципом педагогического воздействия на развитие интеллектуально-творческих способностей личности в условиях досуга, является учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов человека. Опираясь на принципы общей педагогики, педагогика социально-культурной сферы имеет свои особенности, которая заключается в том, что ребенку деятельность не навязывается педагогом, а создаются пси-холого-педагогические условия для его социализации и инкуль-турации. В предлагаемой нами программе развития интеллектуально-творческих способностей детей 6-9 лет, делается акцент на стимулировании познавательной активности детей в нестандартной ситуации. Исследование поведения младших школьников в экстремальных ситуациях показало, что независимо от возрастных особенностей основная тенденция заключается в пассивно-выжидательной реакции детей на нестандартную ситуацию, в то время как решение интеллектуально-творческих задач требует от человека максимальной активности и мобилизации внутреннего потенциала. Этот факт потребовал проанализировать связь творческого процесса с другими когнитивными процессами, в частности, с интеллектом. Психологические эксперименты показывают, что лица с низким интеллектом не обладают способностью к творчеству, то есть достаточный уровень интеллекта является необходимым его условием. Так, например, М.А. Холодная в своей работе «Психология интеллекта», говорит о том, что креативность невозможна при низком уровне конвергентных способностей, но и высокий уровень не гарантирует высокую креативность. Однако надо заметить, что наивысшие показатели креативности демонстрировали испытуемые с максимальным коэффициентом Ю [13, с. 45]. В рамках нашего исследования интеллект рассматривался как способность к усвоению, накоплению и практическому использованию знаний индивидом. Анализ полученных данных, в ходе анкетирования учащихся преподавателями Детских школ искусств и Детских музыкальных школ, показал, что в период с 1992 г. -2012 г. интеллектуальный уровень поступающих детей снизился в два раза. Также мы можем констатировать тот факт, что сузился круг познавательных интересов и наблюдается ярко выраженная пассивность в отношении какой-либо деятельности, в том числе и творческой.
Обычно человек с нормальным интеллектом обладает и нормальными творческими способностями. Научно доказано, что пути интеллекта и творчества начинают расходиться в области Ю, который равен коэффициенту 120 (пороговая теория). Установлен тот факт, что творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. В творческом процессе присутствует так называемое «янусианское мышление», которое выражается в способности человека, мыслить в двух противоположных направлениях. Помимо «янусианского мышления», присутствуют и два других вида мышления: научное и мифологическое. Психологическая наука рассматривает творческий процесс, как результат дивергентного мышления, как, интуитивный процесс, позволяющий анализировать проблему в различных направлениях. Дивергентное мышление (от лат. divergere - расходиться), определяется как, метод творческого мышления, применяемый для решения проблем и задач. Этот вид мышления, в отличие от конвергентного позволяет разно-
образить пути решения поставленной задачи, приводит к оригинальным идеям, неожиданным выводам и результатам. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных и разнообразных идей, отличающихся не предсказуемостью и не стандартностью.
Исследованиями дивергентного мышления занимались и занимаются как зарубежные (Е. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс), так и отечественные исследователи [14; 15]. В своих исследованиях ученые подчеркивают - цель дивергентного мышления, это поиск новых форм деятельности и развитие исследовательского интереса. Отличительной особенностью этого вида мышления является способность человека строить гипотезы, давать оценку, анализировать и классифицировать полученные знания. Основные характеристики дивергентного мышления выражаются в - целостности и системности; рефлексивности; инновационности; критичности; самоопределение в ситуации неопределенности; гибкости; продуктивности. Процесс развития дивергентного мышления детей должен быть направлен на активизацию их внутренних личностных интеллектуально-творческих ресурсов с тем, чтобы, включаясь, в дальнейшем, в профессиональную или иную деятельность, они смогли полностью реализовать заложенный в них творческий потенциал. Поэтому, суть творчества состоит не в особенностях мыслительных операций, а в способности преодолевать стереотипы на заключительном этапе мыслительного синтеза. Если говорить о психологических особенностях творческой личности, то наряду с такими качествами как непосредственность, острота восприятия, непредсказуемость, спонтанность, наиболее ярко выраженной чертой является такая черта, как «детскость», которая порой доходит до инфантилизма. Однако секрет творчества и заключается в сохранении ощущения детства и юности на всю жизнь. В детстве нет никаких ограничений для того, чтобы свободно творить.
Спонтанность творческого процесса создает достаточно трудностей в его изучении. Поэтому для его диагностики, используются различные методы: анализ решения проблемных ситуаций и творческих задач; шкалы проективных тестов; метод экспертных оценок; метод анализа продуктов деятельности для определения новизны и оригинальности.
Существующие методы делятся на две группы: методы, которые диагностируют творческий процесс по его результату и методы, диагностирующие особенности его протекания. Очевидно, что большинство существующих и используемых в настоящее время методов относятся к первой группе. Однако анализ категорий творческого процесса и, выявление их взаимосвязи, позволяет утверждать, что механизм творческого процесса имеет достаточно сложную природу, и на сегодняшний день актуальным является поиск методов второй группы, которые позволили бы определить закономерности творческого процесса, его сущностные характеристики.
Вывод. Исследование творческого процесса является составной частью психологии личности, психологии мотивации, общей и музыкальной педагогики, философии и ряда других наук, что неизбежно приводит к разнообразию формулировок творческого процесса. Но при всем разнообразии общим является то, что творчеству нельзя научить, а сама творческая личность
- это, прежде всего, личность, свободная от предрассудков и стереотипов. Творческое начало присутствует в самом определении «деятельность». Эта категория в философско-педагогической литературе определяется как творческое преобразование окружающей действительности. В этом процессе человек, прежде всего, изменяет самого себя, совершенствует (или деградирует) свою психику и способности. Понимание деятельности как творчества дает возможность выявить те пути, которые позволят решить проблемы ряда педагогических наук и в т.ч. музыкальной педагогики. Признаки, этапы и критерии творческого процесса находятся в диалектическом единстве и взаимопроникновении. Однако диагностика творческого процесса, столь необходимая для интеллектуально-творческого развития ребенка в музыкальном классе в системе дополнительного образования, привела к необходимости изучения их взаимного действия. Выполненное нами структурирование признаков, этапов и критериев творческого процесса необходимо для научной разработки методов оптимизации развития ребенка и используется в практике педагогического процесса с целью его совершенствования.
Библиографический список
1. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / под. ред. Д.В. Ушакова. - М., 2006.
2. Смирнов,С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов по направлению и специальностям психологии. - М., 2007.
3. Корнющенко,Д.И. Интегральная диалогика: интенсивная технология гуманитарного образования : учебно-методический курс. -М., 2009.
4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. Электронная библиотека Попечительского совета механико-математического факультета Московского государственного университета Добавлена в каталог: 13.02.2007.
5. Рон, М. Привычки высокоэффективных христиан. - СПб., 2006.
6. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб., 2011.
7. Рон, М. Привычки высокоэффективных христиан. - СПб., 2006.
8. Мэй, Р Искусство психологического консультирования (The art of counselling : как давать и обретать душевное здоровье). - М., 2012.
9. Зайниев, Г.А.Эволюция и изобретатель. - М., 2007.
10. Галин, А.Л. Соотношения активностей сфер чувств и мысли в психологическом развитии человека: учеб. пособие. - Новосибирск, 2005.
11. [Э/р]. - Р/д: http://www.psychologos.ru/%D0%9E%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
12. [Э/р]. - Р/д: http://www.s-genius.ru/pedagogica/vdochnovenije.htm
13. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.Г. Григорьевой. - Тамбов, 2005.
14. Спиркин, А.Г. Философия. - М., 2005.
15. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 2006.
Bibliography
1. Psikhologiya tvorchestva: shkola Ya.A. Ponomareva / pod. red. D.V. Ushakova. - M., 2006.
2. Smirnov,S.D. Pedagogika i psikhologiya vihsshego obrazovaniya: ot deyateljnosti k lichnosti: ucheb. posobie dlya studentov po napravleniyu i specialjnostyam psikhologii. - M., 2007.
3. Kornyuthenko,D.I. Integraljnaya dialogika: intensivnaya tekhnologiya gumanitarnogo obrazovaniya : uchebno-metodicheskiyj kurs. - M., 2009.
4. Druzhinin, V.N. Ehksperimentaljnaya psikhologiya. Ehlektronnaya biblioteka Popechiteljskogo soveta mekhaniko-matematicheskogo fakuljteta Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta Dobavlena v katalog: 13.02.2007.
5. Ron, M. Privihchki vihsokoehffektivnihkh khristian. - SPb., 2006.
6. Iljin, E.P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. - SPb., 2011.
7. Ron, M. Privihchki vihsokoehffektivnihkh khristian. - SPb., 2006.
8. Mehyj, R. Iskusstvo psikhologicheskogo konsuljtirovaniya (The art of counselling : kak davatj i obretatj dushevnoe zdorovje). - M., 2012.
9. Zayjniev, G.A.Ehvolyuciya i izobretatelj. - M., 2007.
10. Galin, A.L. Sootnosheniya aktivnosteyj sfer chuvstv i mihsli v psikhologicheskom razvitii cheloveka: ucheb. posobie. - Novosibirsk, 2005.
11. [Eh/r]. - R/d: http://www.psychologos.ru/%D0%9E%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
12. [Eh/r]. - R/d: http://www.s-genius.ru/pedagogica/vdochnovenije.htm
13. Sovremennihe tekhnologii socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti: ucheb. posobie / pod nauch. red. prof. E.G. Grigorjevoyj. - Tambov, 2005.
14. Spirkin, A.G. Filosofiya. - M., 2005.
15. Bochkarev, L.L. Psikhologiya muzihkaljnoyj deyateljnosti. - M., 2006.
Статья поступила в редакцию 10.02.14
УДК 378.316.6
Anufrieva J.V PROCESS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF PREPARATION OF SPECIALISTS IN ECONOMICS IN AN EDUCATIONAL SYSTEM «SCHOOL-UNIVERSITY-INDUSTRY-BUSINESS». The paper answers the questions of management of forming of a personality through creation of pedagogical conditions and methods that allow modifying the process of continuous training of specialists in Economics in an educational system «school-university-industry-business». The work shows the results of the investigation of motivational orientation of the students. Some other questions of pedagogical management in the system of education of economists are considered.
Key words: motivational orientation, moral and labor component, profile classes, leader group, training of masters, economic thinking, process of pedagogical management.
Ю.В. Ануфриева, канд. пед. наук, доц. каф. «Экономика транспорта» ФГБОУ ВПО СГУПС, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ-ПРОИЗВОДСТВО-БИЗНЕС»
Статья содержит вопросы управления становлением личности через создание педагогических условий и методов позволяющих корректировать процесс непрерывной подготовки кадров направления «Экономика» в образовательной системе «школа-вуз-производство-бизнес». Представлены результаты исследований мотивационных установок обучающихся. Рассматриваются вопросы педагогического менеджмента в системе подготовки экономических кадров.
Ключевые слова: мотивационные установки, нравственно-трудовая составляющая, профильные классы, лидерская группа, подготовка магистров, ядро педагогики, экономическое мышление, процесс педагогического менеджмента.
Одним из важнейших механизмов успешных бизнес-процессов, влияющим на экономическую эффективность работы высшего учебного заведения является качество образования. Внимание к этой проблеме связано с особенностями в структуре национального богатства России, когда 50% составляет человеческий капитал. Как следствие, любые экономические преоб-
разования с точки зрения внедрения инноваций и новых технологий не возможны без повышения качества всей системы непрерывного образования «школа-техникум-вуз-бизнес», модернизацию высшей школы. На наш взгляд, «качество» - это категория не только технологическая, организационная, но психоло-го-педагогическая.