Научная статья на тему 'ВЫБРАННЫЕ ФОРМЫ И РАЗМЕРЫ БЕЗДОМНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА'

ВЫБРАННЫЕ ФОРМЫ И РАЗМЕРЫ БЕЗДОМНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМ / СОЦИАЛЬНАЯ СВОЕОБРАЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Габаник Томаш

Бездомность представляет в настоящее время актуальное и нежелательное социальное явление, наличие которого отрицательно влияет на нынешнее общество. Потеря жилья сопровождается несколькими факторами, которые влияют друг на друга. Данная статья занимается теоретическим анализом типологии и отдельных размеров бездомности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTED FORMS AND DIMENSIONS OF HOMELESSNESS AND THEIR IMPACT ON INDIVIDUALS

Homelessness is currently active and undesirable social phenomeon whose presence has a negative impact on today's society. Loss of home is accophanied by a number of factors that influence each other. The allowance is focused on theoretical analysis and typology of the various dimensions of homelessness.

Текст научной работы на тему «ВЫБРАННЫЕ ФОРМЫ И РАЗМЕРЫ БЕЗДОМНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА»

ВЫБРАННЫЕ ФОРМЫ И РАЗМЕРЫ БЕЗДОМНОСТИ _И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

Томаш Габаник

Д-р философии внутренний докторант Университет св. Кирилла и Мефодия в Трнаве Факультет социальных наук - Кафедра социальных служб и консультаций

Словацкая Республика

SELECTED FORMS AND DIMENSIONS OF HOMELESSNESS AND THEIR IMPACT ON INDIVIDUALS

PhDr. Tomás Habánik, Internal Doctoral Candidate Ss. Cyril and Methodius University Faculty of Social Sciences -

Department of Social Services and Consulting, Slovakia

АННОТАЦИЯ

Бездомность представляет в настоящее время актуальное и нежелательное социальное явление, наличие которого отрицательно влияет на нынешнее общество. Потеря жилья сопровождается несколькими факторами, которые влияют друг на друга. Данная статья занимается теоретическим анализом типологии и отдельных размеров бездомности.

ABSTRACT

Homelessness is currently active and undesirable social phenomeon whose presence has a negative impact on today's society. Loss of home is accophanied by a number of factors that influence each other. The allowance is focused on theoretical analysis and typology of the various dimensions of homelessness.

Ключевые слова: Бездомность. Дом. Социальная своеобразность. «FEANTSA».

Keywords: Homelessness. Home. Social exlusion. FEANTSA.

Современное общество, несмотря на существенный прогресс во многих областях, должно противостоять различным проблемам и нежелательным явлениям. Под влиянием социальной стратификации также происходит углубление разницы внутри общества между богатством и бедностью [4]. К таким социально-патологическим явлениям можно отнести и бездомность или, говоря иными словами, жизнь на улице и без дома. Люди без дома представляют специфическую субкультуру внутри общества, которая характеризуется экстремальной формой социальной своеобразности, сопровождающей жизнь в полной нищете, различными типами зависимости либо проблемами со здоровьем [14].

Наверное, самым существенным знаком, однако, видится проблематика жилья. Бездомные теряют не только дом, но и наряду с домом теряют чувство безопасности и уверенности. С потерей дома в то же время происходит повреждение или исчезновение имеющихся ценностей асоциальных связей и исчезновение возможности выполнения определенных ролей, которые отдельный человек до потери дома выполнял [10]. Согласно Глассеру и Бридгману (1999) можно подразделить людей без дома на две основные группы, причем первую группу составляют люди, ищущие помощь в доступных социальных заведениях, предназначенных для этой целевой группы, с другой стороны, имеются бездомные, отказывающиеся от любой помощи [7].

Бенева (2008) в рамках основной типологии различает следующие формы бездомности:

1) видимая бездомность - к этой группе относятся отдельные люди, которые открыто декларируют свой статус человека, живущего на улице, посредством поведения или преимущественного стиля жизни (так называемая культура улицы). Отдельные люди, относящиеся к этой группе, видимы, как правило, в местах с высокой концентрацией людей (железнодорожные

вокзалы, парковки крупных торговых центров). В то же время эти люди ищут доступную помощь в рамках предоставляемых социальных служб либо уже с помощью общественного или необщественного предоставления содействия.

2) скрытая бездомность - отдельные люди, относящиеся к этой группе, отказываются от поиска доступных возможностей помощи и также отказываются от любой коммуникации и сотрудничества с учреждениями или медучреждениями. В большинстве случаев они ищут убежище в местах, где обычно люди не задерживаются (леса, дачи, незаконные поселения на чужой земле).

3) потенциальная бездомность - эта группа включает всех лиц, которые, с одной стороны, хотя и имеют жилье, однако, с другой стороны, у этих людей постоянно есть риск потери дома. Округ влияния распространяется на лиц, живущих на границе нищеты в арендованных или иным образом наносящих ущерб здоровью жилищах. Аналогично потенциальными бездомными можно считать людей, которых выпустили из тюремного заключения, или людей, которые после достижения совершеннолетия выходят за ворота детских домов без какой-либо уверенности в будущем [1].

Дикеман (2011) указывает, что человек, который потеряет жилье и вынужден жить на улице, считает это состояние своим абсолютным падением в рамках своего социального статуса, что потом проявляется в мышлении и поведении не только в отношении самого себя, но также и в отношении своих окружающих. Продолжительность пребывания на улице также подписывается под то, что данный отдельный человек еще проявляет интерес к возможностям помощи либо теряет его и смиряется со своей судьбой [6]. Отдельные фазы возникновения или продолжительности бездомности могут отличаться с точки зрения специализированной терминологии. Отдельные стадии согласно

Тврдоня и Касановой (2004) состоят из следующих фаз:

a) первая стадия - человек, который потерял жилье, старается убедить своих окружающих о полной противоположности. На этой первой стадии „новичок на улице" сохраняет чистоту и интеллигентный вид, еще не признаваясь сам себе, что он мог остаться на улице, в результате этого он активно ищет помощь,

b) вторая стадия - речь идет о стадии регрессии, когда этот человек не сумел найти подходящий способ решения своей новой возникшей ситуации и постепенно перестает интересоваться не только своим видом, но и возможностями улучшения своей ситуации в результате постоянного отсутствия жилья,

c) третья стадия - на первое место становится смирение с ситуацией и вытекающая из него апатия, отречение от семьи, друзей, знакомых. До тех пор существующие социальные связи рвутся, упомянутый человек не проявляет интереса ни к каким предлагаемым решениям, в результате этого он официально принимает статус бездомного [15].

В связи с этим, однако, появляются согласно Бо-чаковой (2014) и другие точки зрения по поводу этой области, показывающие четыре уровня, последовательность которых, однако, не всегда должна точно соблюдаться:

1) уровень - человек не сумеет преодолеть барьеры в своей жизни, что проявляется разрывом социальных связей и прекращением прежних социальных ролей,

2) уровень - регрессия - после потери дома человек теряет работу, становится скептическим в отношении всего и всех, у него начинаются проявляться потеря самоуважения и невнимательность к своей внешности,

3) уровень - зависимость - неспособность ухаживать за собой проявляется зависимостью от других людей. Попрошайничество становится одним из основных проявлений нового стиля жизни,

4) уровень - смирение - потеря интересов и апатия приводят к легкомысленному отношению к будущему. Человек очень быстро опускается, во многих случаях уже не проявляет интереса к поиску решения [2].

Причины, по которым люди становятся бездомными, можно подразделить на две основные группы, причем в связи с этим чаще всего применяется понятие фактор, нежели причина. В рамках основного расчленения мы распознаем объективные и субъективные факторы. Если объективные факторы можно обозначить в качестве систематических ошибок, возникающих в имеющейся социально-экономической модели, основанной на базе социальной политики государства наряду с принятыми законодательными мерами, касающимися социальных вопросов. В качестве примера можно привести политику трудоустройства или недостаточную систему социальной защиты людей, находящихся в невыгоде и наиболее подвергающихся опасности [12]. С другой стороны, субъективные факторы совместно влияют на общую ситуацию отдельного человека. К этим факторам можно отнести, например, минимальный уровень образования, который потом проявляется неспособностью найти себе место на трудовом рынке [13].

С точки зрения субъективных факторов мы можем

согласно Градецкой и Градецкого (1996) говорить о комплексе мероприятий, материальных, персональных и взаимосвязанных факторов. Последствия этих факторов потом проявляются в форме долговременной безработицы, нищеты и социального исключения. На практике, однако, зачастую происходит взаимное переплетение субъективных и объективных факторов, в результате чего возникает бездомность благодаря нескольким детерминантам [10]. На основании исследований к самым основным причинам возникновения бездомности можно отнести на первое место потерю работы (23%), потом следуют разводы (20%), распад семей (11%), осуждение и тюремное заключение (5%), неэффективное ведение хозяйства, которые потом проявляются в неспособности обеспечить свои основные жизненные и физиологические нужды (3%) или выход из тюремного заключения или детского дома (2%) [5].

Таким образом, возникновение бездомности с точки зрения взаимосвязи объективных и субъективных факторов Матоушек (2010) обуславливает пятью факторами возникновения:

a) культурное исключение - отсутствие участия в создании и использовании культурных ценностей, которые применяются и признаются в обществе;

b) материальное исключение - недостаточное обеспечение основных физиологических потребностей в результате недостатка финансовых средств;

c) трудовое исключение - потеря работы и вытекающая из этого длительная безработица, недостаток доходов, неспособность найти место на трудовом рынке;

d) социальное исключение - прерывание социальных связей и отношений с людьми, принятие новой идентичности человека, живущего на улице;

e) медицинское обслуживание - человек, живущий на улице, имеет более сложный доступ к медицинскому обслуживанию, недостаточная гигиена может представлять существенный риск и для остальных членов общества в результате распространения инфекционных заболеваний [13].

В связи с этим таким же образом можно согласно Кулгане и Брине (2011) определить разное восприятие проблематики бездомности на уровне отдельных стран. По своей комплексности, однако, это социально-патологическое явление представляет значительную проблему, влияние которой достигло глобальных размеров, в результате этого с ней борются как развитые, так и неразвитые страны на планете [3]. Разный подход к решению этой проблематики характерен на основании самого определения бездомности в законодательной плоскости, от которой потом исходят отдельные меры или возможности решения, а также выполнение системы профилактических мер, предотвращающих потерю жилья.

Цельную типологиюбездомностисогласно Градецко-му (2007) старается демонстрировать «FEANTSA» (Европейская федерация национальных организаций, работающих с бездомными), которая длительное время занимается этой проблемой на международной сцене, предупреждая не только правительства европейских государств, но также и широкую общественность о проблеме бездомности со всеми ее последствиями, а также предлагая помощь и поиск возможных решений

и принятие мер с международной точки зрения. Объем влияния этой организации выходит за границы членских государств Европейского Союза (ЕС) и включает также иные государства на европейском континенте, которые не являются членами ЕС. К главным целям федерации «FEANTSA» можно отнести стремление лучше информировать и заострить интерес широкой общественности по поводу бездомности на уровне общеевропейского пространства, а также вести специализированную и общественную дискуссию либо поиск совместных решений для будущего. В соответствии со своими приоритетами «FEANTSA» представила в 2005 году целенаправленную типологию бездомности под названием «ETHOS»:

Согласно типологии «ETHOS» мы различаем четыре главные категории бездомных:

1) лица без крыши над головой (rooflessness - нет крыши над головой круглосуточно, проживание на улице, в канале, на чужой территории),

2) лица без жилья (houselessness - лица, которые находятся в разных общежитиях, приютах),

3) лица, проживающие в непостоянных условиях (неспособность оплаты арендной платы и вытекающая из этого опасность судебного изъятия и выселения, жертвы домашнего и сексуального насилия),

4) лица, проживающие в несоответствующих условиях (неподходящие и вредные для здоровья жилые помещения в плохом техническом состоянии, переполненные помещения, недоступность инженерных сетей) [11].

Согласно Габанику (2015) проблематике бездомности в развитых государствах длительное время не уделяли внимание. Люди без дома, живущие в абсолютной нищете и страдающие экстремальной формой социального исключения, оставались на периферии общества, несмотря на то, что они также являются составной частью этого общества, как и живущее большинство. В связи с этим, таким образом, остается неизбежной не только взаимная кооперация на международном уровне и принятие локальных или национальных стратегий, направленных на решение проблемы бездомности, но также и просветительская деятельность общественности об этой проблематике при содействии проводимых исследований и сбора данных, которые в будущем могут помочь при снижении бездомности и поиске постоянных решений [9].

Библиография:

1. BENOVÄ, N. 2008. Bezdomovci, I'udia ako my. Bratislava: Proti prndu, 2008, 78 s. ISBN 978-80-9699241-6.

2. BOCÄKOVÄ, O. 2014. Chudoba a bezdomovectvo ako socialny problem. In: BOCÄKOVÄ, O. - JANAS, K. (ed.) Aktualne otazky politiky III. Trencin: TnUAD, 2014, s. 114-123, ISBN 978-80-8075-630-7.

3. CULHANE, P. D. - BYRNE, T. 2010. Homelessness and Housing Exclusion in Europe: Challenges and Opportunities for Research and Policy. In: O'SULLIVAN, E - BUSCH-GEERTSEMA, V. - QUILGARS, D. - PLEACE, N. (ed.) Homelessness research in Europe. Brusel: FEANTSA, 2010, p 9-14. ISBN neuvedene.

4. CEMEZ, A. 2015. Stat: sluzobnik alebo pan? In: BOCÄKOVÄ, O., KUBiCKOVÄ, D. (ed.) Sympozium socialnych sluzieb vo verenej sprave. Brno: Tribun EU, 2015, s. 31-39, ISBN 978-80-263-0959-8.

5. DRAGANOVÄ, A. a kol. 2006. Socialna starostlivosf. Martin: Vydavatel'stvo Osveta, 2006, 196s. ISBN 978-80-8063-240-3.

6. DYKEMAN, B.F. 2011. Intervention Strategies with the Homeless Population. In Journal of Instructional Psychology, Vol. 38, n.1, 2011, p. 32-39, ISSN 0094-1956.

7. GLASSER, I. - BRIDGMAN, R. 1999. Braving the Street: The Anthropology of Homelessness. New York - Oxford: Berghahn Books, 1999, 132p. ISBN 9781571810977.

8. GIDDENS, A. 2013. Sociologie. Praha: Argo, 2013, 1049s. ISBN 978-80-257-0807-1.

9. HABÄNIK, T. 2015. Homelessness as an Undesirable Phenomenon of Society. In: Revue Internationale des Sciences humaines et naturelles, 2015, c. 4, s. 35-43, ISSN 2235-2007

10. HRADECKÄ, V. - HRADECKY, I. 1996. Bezdomovstvi - extremni vylouceni. Praha: Nadeje, 1996. 107 s. ISBN 80-902292-0-4.

11. HRADECKY, I. a KOL. 2007 Definice a typologie bezdomovectvi. Praha: Nadeje, 2007, 52s. ISBN 978-8086451-13-8.

12. MAREK, J. - STRNAD, A. - HOTOVCOVÄ, L. 2012. Bezdomovectvi v kontextu ambulantnich socialnych sluzeb. Praha: Portal, 2012, 176 s. ISBN 978-80-2620090-1.

13. MATOUSEK, O. 2010. Socialni prace v praxi. Praha: Portal, 2010, 352 s. ISBN 978-80-7367-818-0.

14. PAVELKOVÄ, J. 2014. Bezdomovci a zebraci. Spolocensko-ekonomicky znevyhodneni jedinci. Trnava: Fakulta socialnych vied UCM v Trnave, 2014, 186s. ISBN 978-80-805-572-0

15. TVRDON, M. - KASANOVÄ, A. 2004. Chudoba a bezdomovstvo. Nitra: Fakulta socialnych vied a zdravotnictva UKF v Nitre, 2004, 141s. ISBN 80-8050776-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.