Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ И МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЫГАНСКИМИ ОБЩИНАМИ'

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ И МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЫГАНСКИМИ ОБЩИНАМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ROMA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Horváthová Silvia

В статье говорится о культурной и этнической специфики цыган, о миссионерской деятельности, сотрудниках социальной службы, работающих непосредственно в цыганских общинахThis paper deals with ethnic cultural specificities of Roma. We focus on missionary work, the work of social workers, who work directly in their environment. We describe the importance of social work

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ И МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЫГАНСКИМИ ОБЩИНАМИ»

other actors. As the active support and solidarity in solving difficult situations. Aide's position therefore has an irreplaceable role [6, p. 81]. Finally it should be added that social norms governing the mutual relations of people in a given social environment are part of the social changes related to old age. Determine whether the person is perceived as an object or entity. Helus (2007) defines the role of man in building external influences as is determined by the environment in which he lives. It is influenced by the cultural pattern as the sum of social needs, norms, typical of certain social environment (village, city, nation, state), differentiates between grandparents, active or passive seniors, etc. [4]. Furthermore, social customs -what is and what is not, their failure causes mild sanctions (irony, ridicule, reprimand), moral customs - which is in the society moral and immoral which are a measure of moral behavior. Although it is therefore necessary to know the reaction of the human psyche as it is closely linked to social interaction, where one meets the particular needs of primary or secondary, biological or social. Patterns of social changes in the context of age also takes place in connection with satisfying the needs. During this period the elderly particularly vulnerable in relation to their fulfillment.

CONCLUSION

In the professional plane in contact with older people we are more concerned with symptoms of life the problems than causes. Due to inadequate behavior as apathy, second, aggressiveness, sensitivity, anxiety and fear, depressions and so on. In many cases as a result of an unspoken requests, unmet emotional support, inability to independently identify and solve the problem. It is not always possible to completely meet the needs of elderly clients. However, there is always space for constructive dialogue. Build the client face to face, to encourage openness, as spokesperson for both the primary needs. It can say that without communication support helping professions senior moves to contain its own space and ideas. But after that it can not even respect the rules laid down. No communication with affection is limited to their own loneliness without integration in the environment. Here again we see an important aspect of the intervention action of helping professions, that can just appropriate and targeted communication to create a relationship.

In addition to fulfilling its primary and secondary needs, communication guarantees an individual relationship with someone who clearly need it. At the same time we are building relationships even among seniors themselves. Let us create space for specialist contact helping professions, which uses therapeutic effects of intensive and effective communication. Therefore, we especially suggest precisely this model of intervention for secondary qualitative fulfillment needs of higher age client. Do not be afraid to bring new topics in a dialogue about living with elderly individuals.

Bibliography

1. BOCAKOVA, O. 2015. Dimenzie diskriminacie v konkurencnom ekonomickom prostredi. In Sympozium socialnych sluzieb vo verejnej sprave. Brno: Tribun EU, 2015. 176 s. ISBN 978-80-263-0959-8. ss. 5-26

2. HASAN, L. 2015. Za 90 dm blizsie k MILOSRDENSTVU. Trnava: Fakulta socialnych vied UCM, ZAEX, 2015. 94 s. ISBN 978-80-85413-91-5.

3. HAYES, N. 2013. Principles of social psychology. Praha: Portal, 2013. 168 p. ISBN 978-80-262-0534-0.

4. HELUS, Z. 2007. Socialni psychologie pro pedagogy. Praha: GRADA, 2007. 280 s. ISBN 978-80-247-1168-3.

5. HELUS, Z. 2011. Uvod do psychologie. Ucebnice pro stredni skoly a bakalarska studia na VS. Praha: GRADA, 2011. 320 s. ISBN 978-80-247-3037-0.

6. HROZENSKA, M. a kol. 2008. Socialna praca so starsimi I'ud'mi a jej teoreticko - prakticke vychodiska. Martin, Osveta, 2008. 186 s. ISBN 978-80-8063-282-3.

7. HROZENSKA, M. - DVORACKOVA, D. 2013. Socialni pece o seniory. Praha: GRADA, 2013. 192 s. ISBN 978-80-247-4139-0.

8. KOPECKA, I. 2011. Psychologie. Ucebnice pro obor socialni cinnosf. Praha: GRADA, 2011. 200 s. ISBN 97880-247-3875-8.

9. KUBICKOVA, D. 2015. Seniori a socialna starostlivosf. In Sympozium socialnych sluzieb vo verejnej sprave. Brno: Tribun EU, 2015. 176 s. ISBN 978-80-2630959-8. ss. 118-128

10. MACKINOVA, M. - MUSILOVA, M. 2013. Deti a seniori jako klienti socialni prace. Ceske Budejovice, Nova Forma, 2013. 178 s. ISBN 978-80-7453-310-5.

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ И МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С _ЦЫГАНСКИМИ ОБЩИНАМИ

PaedDr. Silvia Horvathova

Университет Св. Кирилла и Мефодия в Трнаве Институт физиотерапии, курортологии и реабилитации, Пьештяны

внешний аспирант

SPECIFICS OF SOCIAL AND MISSIONARY WORK WITH THE ROMA COMMUNITY

PaedDr. Silvia Horvathova, University Sv. Cyril and Methodius in Trnava, Institute of Physiotherapy, Balneology and Rehabilitation, Piestany, external PhD student АННОТАЦИЯ

В статье говорится о культурной и этнической специфики цыган, о миссионерской деятельности, сотрудниках социальной службы, работающих непосредственно в цыганских общинах. ABSTRACT

This paper deals with ethnic cultural specificities of Roma. We focus on missionary work, the work of social workers, who work directly in their environment. We describe the importance of social work.

Ключевые слова: Цыгане. Этнос. Социальная работа. Сотрудник социального учреждения. Работа миссионера. Социальная помощь.

Keywords: Roma. Ethnicity. Social work. Social operator. Missionary work. Social help.

Этническую и культурную специфику цыган Vankova (2009 г.) определяет так [5]:

- отличие языка, речи, диалекты

- -низкая информированность вследствие культурной асоциальной изолированности многих поселений

- низкое национальное подсознание, причина которого объясняется недостаточным уровнем образования и культуры

- разница в понятии воспитательной функции , по сравнению с целым населением (патология и риск окружающей среды. Другие традиции, обычаи, навыки, недооценка значения воспитания и образования

- отличие в оценке общественных ценностей

- низкая жизненная культура, повышенная заболеваемость, часто приводящая к инвалидности (в том числе и психической)

- различие в навыках питания, а так же частое недоедание

- повышенное употребление алкогольных напитков

- плохие социальные и экономические условия в цыганских семья, живущих в посёлках, способствуют росту криминальной обстановки

- жизнь цыганских семей, проживающих в плохих социальных и моральных условиях, находится на грани человеческой достойности (в переполненных бараках, без электричества, с загрязненным источником питьевой воды, без удобных подъездных дорог, в экологически загрязнённой окружающей среде)

- семьи в таких поселениях создают отдельные группировки

- в семьях выявляется высокая степень безработицы и частая инвалидность кормилица семьи

- низкое знание юридических законов

- в последнее время наблюдается повышенная иммиграция цыганских семей за границу в поисках лучшей жизни

Это все те проблемы, которые общество старается решить с помощью поддержки и защиты данной этнической группы, повышения её жизненного уровня. Важная роль социальной деятельности отводится профилактике, и прежде всего, в помощи социальных и миссионерских сотрудников. Цыгане являются социально элиминированной общиной, подвергающейся систематическому процессу маргинализации, изоляции и ослаблении социальных взаимосвязей. Это явление видим , как на отдельной личности,такинаинацелойгруппе.Данныенеравенства проявляются в экономическом, социальном, культурном, политическом , пространственном и символическом ограничении (изоляции) [3].

Роль социального работника заключается в мотивации этой общины (коммуны) изменить образ жизни, мышления и социализировать их, а этим самым элиминировать ярко выраженную разницу в образе жизни между цыганской общиной и майоратным обществом. Необходимо начинать формирование цыганских детей, как личность, с раннего детства. Этим должны заниматься педагоги и ассистенты специализированных школ, а так же миссионеры, занимающиеся, профилактикой и интервенцией в цыганской общине.

В целях профилактики завязываются связи с цыганскими общинами - интересуются их проблемами, юридическим воспитанием подрастающего поколения, возникшими социальными вопросами, проблемой безработицы, религии, наркомании, сексуальным воспитанием и подготовкой к созданию семьи, вопросами ведения хозяйства, гигиены и другими. В рамках интервенции работают, как защитники (попечители), при решении возникающих проблем, и имеют связи с местными управлениями, биржей труда, с гигиенистами, эпидемиологами, школами, церковью, стараясь при этом, решать вопросы дефицита. Помогают организовывать досуг, оказывают материальную помощь, тем, кому это необходимо. Не менее важной деятельностью работников, является социальная реабилитация, просвещение семей, организация образовательных курсов, адаптация цыганских детей в школах, организация помощи алкоголикам, наркоманам, бывшим заключённым (вышедшим из заключения), сиротам... [2] Для такой деятельности необходима специальная подготовка, возможно и высшее образования, в основном, что касается социологии. Бедность связана с такими понятиями, как материальной нужды, социальной необходимости. Это глобальная проблема, которая не избежать Словакию. Феномен бедности стал получать по информированию общественности Словакия после 1989 года [1].

Цыганам оказывают помощь в рамках миссионерства. Христианское учение о любви к ближнему элиминирует агрессию, домашнюю тиранию, эмоцианальные реакции цыган. Сотрудникам социальной службы и миссионерам необходимо работать непосредственно внутри цыганских общин, выслушать их, понять кругозор,понять их менталитет, эмоциональность и показать им, что делается всё для их благополучия. Дать возможность цыганам узнать собственные проблемы, мир и жизненную философию. И всё это презентовать так, чтобы они поняли и приняли, и при этом, стараться не затрагивать их самолюбие [4].

ЛИТЕРАТУРА:

1. BOCÄKOVÄ, O. 2015. Chudoba ako jedna zo socialnych rizik 21. storocia. In Socialne rizika v 21. storoci a moznosti ich riesenia. Nemsova : J+K, s.r.o., 2015. s. 5-16. ISBN 978-80-89788-01-9.

2. HANESOVÄ, D. 2006. Specifika socialnej a misijnej prace s romskou komunitou. In: zbornik Zvysovanie ürovne socializacie romskeho etnika prostrednictvom systemov vzdelavania socialnych a misijnych pracovnikov a asistentov ucitel'a. Nitra : Univerzita Konstantina Filozofa, 2006. s. 51 - 52. ISBN 80-8050-987-5.

3. JURÄSKOVÄ, M. 2004. Podoby a mechanizmy socialneho vylücenia romskych komunit na Slovensku. In Romska marginalita.. Presov : Centrum antropologickych vyskumov, 2004. s. 61-73. ISBN 80-968905-3-0.

4. SOLTESOVÄ, V. - ROBERTSON, R. 2004. Misiologia so zameranim na romske komunity. Banska Bystrica : Pedagogicka fakulta UMB Banska Bystrica, Katedra evanjelikalnej teologie a misie, 2004. 86 s. ISBN 80-8055-936-8.

5. VANKOVÄ, K. 2009. Prostrednictvom interkultürnych a multikultürnych konstant k pochopeniu

fenoménu identity rómskeho etnika. In: Kultúrne kontexty zmiesanych lokálnych spolocenstvách.. Nitra : FSVaZ sociálnej interakcie a sociálnej komunikácie v etnicky UKF, 2009. s. 365-401. ISBN 978-80-8094-644-9.

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУЩЕСТВУЕТ И В НАШЕ ВРЕМЯ

Томаш Бечар

докторант

Университет св. Кирилла и Мефодия Факультет социальных наук Словакия

TASTE ASSIST WEAKER STILL EXISTS

PhDr. Tomás Becár, Doctoral Student, Университет св. Кирилла и Мефодия, Факультет социальных наук, Словакия

АННОТАЦИЯ

В Словакии - добровольческая деятельность (волонтёрство - от лат. voluntaries - добровольно) имеет давнюю традицию. Ещё в средневековье появились первые детские дома, приюты, хосписы, где свою роль сыграли церковь и монахи, которые помогали больным, одиноким и умирающим. ABSTRACT

Slovakia has a long tradition of volunteering. Already in the Middle Ages arise in our area first orphanages, shelters, hospices, where his role was played by the Church and religious who devote sick, abandoned and dying. Ключевые слова: На добровольных началах. Гоажданская ассоциация. Молодые люди. Key words: Volunteering. Civic Association. Young people.

А в эпоху просвещения стали появляться добровольческие общества с литературной, культурной и просвещенской деятельностью и ремесленной. Наибольший размах добровольческая деятельность достигла в средние века и в новой эре, но в 20 веке 1-ая и 2-ая мировые войны, коммунистический режим способствовали тому, что в Словакии добровольческие общества были или закрыты или принудительно принимали участие в бригадах социалистического труда, в субботниках и подобное.

В 1989 году начинают опять возрождаться принципы добровольчества. Появляются новые вне государственные организации, которые не могли бы представить свою деятельность, без участия добровольцев (волонтёров). В сферу их деятельности входят: работа с молодёжью, детьми, инвалидами, оказание им помощи в решении культурных, социальных, спортивных проблемах, вопросах образования, а так же с проблемами, которые до тех пор были неизвестны: наркотики, насилие, бомжи, торговля людьми и подобное. В Словакии было проведено несколько исследований с целью привлечения граждан к добровольческой деятельности, но, если сравнивать количество волонтёров в других странах Европы, то Словакия значительно отстаёт. Особое внимание придаётся развитию волонтёрской деятельности в вузах.

Кто является добровольцем?

Каждый человек, который оказывает безвозмездную помощь другому человеку, в своё свободное время, может быть назван добровольцем. Это в основном активные люди: и работающие, и студенты, и пенсионеры. [1]

В своей статье хотел бы рассказать об обществе «Сильные слабым», которое объединяет группы молодых людей, занимающихся волонтёрской деятельностью, а так же хотел бы представить один их самых больших проектов 2015 года.

Это общество направлено на работу с людьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации, либо психически неполноценными, или имеющие материальные проблемы. Главная цель групп - дети и молодёжь из детских домов, из неблагополучных семей. Добровольцы организуют для них программы, с помощью которых помогают преодолеть существующее предубеждение между группами и учат их понимать друг друга (найти взаимопонимание). Кроме того, добровольцы организуют группы, в которые входят , как здоровые, так и умственно неполноценные дети (молодёжь), для совместного участия в драматических кружках ,в совместных туристических походах (однодневные и семи дневные).

Общества волонтёров работают на добровольных началах. Свою деятельность осуществляют с помощью спонсоров, 2% налога от организаций и частных лиц , а так же стараются найти возможность гранта. [2]

Один из грантов - в рамках программы «Erasmus plus « ,которая прошла под названием «Малая школа жизни» - это обмен молодёжью(детьми), и целью её были дети из детских домов, а так же семей из Словакии и Чехии.

Во время летних каникул 11 дней дети провели в красивой области Белых Карпах , на границе с Моравией в окрестности деревни Кукула, где учились основам жизни в условиях, когда выйдут из детского дома. В течение всего пребывания проводилась программа повышения компетенции в вопросах коммуникации (общения), освоения аудиовизуальной техники и другие практические вопросы. Кроме того, рассматривались темы: забота о семье, поиск работы, проведение досуга. Большое значение имели встречи с приглашёнными гостями, во время которых молодые люди могли применить приобретённый опыт общения ,а беседы с гостям дали возможность понять, что жизнь и её этапы совсем не простые, гости приводили примеры из своей жизни, говорили о мотивации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.