И.В. ТИТОВА
ВЫБОРЫ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ЧУВАШСКОЙ АССР 1938 ГОДА
Характерной чертой любого современного государства, претендующего на статус демократического, являются выборы представительных органов власти. Другие способы формирования парламентов (наследование, назначение, кооптация и др.) не находят всеобщего признания. Выборы являются таким социальным институтом, который на протяжении всей истории существовал в том или ином виде и эволюционировал в связи с развитием избирательного права.
С конца XVIII в. выборы начали рассматривать как универсальное средство легитимизации политической власти. Введение цензовых, а затем всеобщих выборов стало средством социальной трансформации общества. Со временем выборы начали восприниматься как единственно возможная и разумная форма участи населения в управлении государством через парламент.
В конце XIX - начале XX вв. сложилось представление о парламенте как институте власти, способном устранить любой недостаток политического строя. Так, идеолог социал-демократии К. Каутский отмечал, что выборы - это эффективнейшее средство «поставить парламент в зависимость от массы населения и сделать его верным выразителем господствующих в нем стремлений». Рассуждая о выборности, известный государствовед Н.И. Лазаревский писал: «Выборность создает тесную нравственную связь парламента с народом и является источником политической силы народного представительства... выборность народного представительства создает его полную независимость от бюрократического механизма». Однако определенная степень идеализации данных институтов стала очевидна в ходе работы Государственных дум Российской империи. Так, выдающийся государственный деятель С.А. Корф отмечал, что «с течением времени оказалось, что в положении парламента имелись и крупные недостатки и что сам парламент был далеко не всегда в состоянии искоренить несовершенства государственной жизни... Тем не менее, следует помнить, что отрицательные моменты в их деятельности не должны служить отрицанию пользы данного органа, а наоборот, лишь его усовершенствованию» [1].
После октября 1917 г. новой формой государственной власти России стали Советы - органы народного представительства. Новшеством было то, что они формировались выборным путем и по инициативе снизу. Идея создания таких органов родилась в народных массах, открыто выступивших против самодержавия. Советы возникали на основе стачечных комитетов, рабочих комиссий, собраний рабочих старост. РСДРП(б) начала участвовать в их создании и деятельности только после того, как массы проявили инициативу в создании новых, неизвестных ранее, организаций. В.И. Ленин отмечал: «...новая форма политической власти была наготове и нам оставалось только несколькими декретами превратить власть Советов из того эмбрионального состояния, в котором она находилась в первые месяцы революции, в форму законно признанную, утвердившуюся в Российском государстве, - в Российскую Советскую республику» [2]. Позднее Сталин в работе «К вопросам ленинизма» писал, что Советы стали «рычагами», при помощи которых партия управляет страной с ее в основном беспартийным населением.
В советский период возникло и развивалось тщательно разработанное избирательное право, на основе которого регулярно проводились выборы в Советы, образующие единую систему снизу доверху. В первые годы советской власти существовали ограничения в правах для некоторых категорий населе-
ния. Так, права избирать и быть избранными были лишены «лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли; частные торговцы; служители религиозных культов; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления» и др. [3]. На граждан оказывалось серьезное партийно-идеологическое давление, но в то же время следует отметить, что для абсолютного большинства населения выборы были участием в реальном формировании высшего органа законодательной власти страны.
С принятием Конституции СССР 1936 г. решительно изменилась прежняя система выборов в Советы, в которые стали избирать не по предприятиям, т. е. не по производственному, а по территориальному принципу. Неравные и непрямые открытые выборы были заменены равными, прямыми и тайными. Были отменены все прежние ограничения по избирательному праву. Вместо системы Всесоюзных съездов Советов, избираемых нерегулярно и с разным составом, был образован Верховный Совет СССР, который по ряду признаков походил на парламенты западных стран. Но сохранялось главное отличие: Советы остались по-прежнему однопартийными, в них была представлена только ВКП(б) - КПСС. Однако нужно отметить, что со временем выборы, проводившиеся под непосредственным руководством партийных органов, утратили свою изначальную сущность.
Выборы в Советском Союзе проводились на основе системы принципов избирательного права, но с определенной спецификой. Так, безусловно соблюдались такие нормы, как обязательность, т.е. выборы являлись единственным легитимным способом формирования избираемых населением представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, и периодичность, которая обязывала проводить очередные выборы через строго установленные законодательством временные интервалы, без необоснованных отсрочек и переносов. Строгая периодичность выборов была и остается призванной служить гарантией против узурпации власти народным избранником. Лишь единожды выборы в Верховные Советы второго созыва и в Советы других уровней Советского Союза, в том числе и Чувашской АССР, не были проведены в установленные сроки. Полномочия Советов первого созыва были продлены в связи с началом Великой Отечественной войны в июне 1941 г. Очередные выборы высшего органа государственной власти Чувашской автономной республики состоялись 9 февраля 1947 г.
Сложнее обстояло дело с принципом свободы (права) выбора [4]. Чаще всего при рассмотрении данной проблемы обращается внимание на необходимость ограждения избирателей от каких-либо форм давления на них, чтобы обеспечить их свободу волеизъявления. Но свобода (право) граждан в ходе выборов начинается с момента принятия решения - участвовать или не участвовать в них. Сторонники принудительного порядка участия граждан в выборах объясняют свою позицию тем, что в противном случае избираемые органы могут представлять не основную массу населения, а даже его меньшинство. Это квалифицируется уже как отход от демократической формы правления. В современных условиях неучастие в выборах, если оно не является результатом давления на граждан, определяется как политическая пассивность, своеобразная форма проявления «права выбора».
Важной особенностью советской избирательной системы являлось то, что она регулировалась не только правовыми нормами, но и своеобразными традициями. Например, никакими нормами не устанавливалось, что кандидат в депутаты по каждому округу должен быть только один, что определенный процент кандидатов должны были составлять женщины, рабочие, колхозники, беспартийные граждане, но на практике все это строго соблюдалось и пред-
ставляло собой важные черты советской избирательной системы. С этой точки зрения Верховный Совет представлял собой отражение социальнопрофессиональной структуры общества. Следует отметить, что понятие «избирательная система» впервые в советском законодательстве было использовано в Конституции СССР 1936 г. Так называлась ее вторая глава, посвященная выборам [5]. Однако нормы, регулировавшие выборы, содержались практически во всех российских конституциях.
Основной задачей, стоявшей перед организаторами выборной кампании, являлась явка избирателей, которую была призвана обеспечить широко развернутая агитационная кампания. Согласно «Положению о выборах в Верховный Совет РСФСР и Верховные Советы автономных республик» коллективы различных организации, учреждений, предприятий вели агитацию за выставленного кандидата на собраниях, в печати или иными способами [6]. Например, за 3 предвыборных месяца 1938 г. в эфире Чувашского радио «кандидаты в депутаты Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета Чувашской АССР, агитаторы выступали 33 раза, члены избирательных комиссий - более 40 раз, партийно-комсомольские работники - 24 раза, председатели сельсоветов, колхозов - 21 раз, стахановцы и отличники учебы - 32 раза. Всего за это время было организовано выступление 218 знатных людей.» [7]. Массовой формой охвата избирателей являлось собрание, после которого организовывались бесплатные сеансы кино или концерты. Кроме того, раздавались газеты «Красная Чувашия» и «Чаваш коммуне», содержавшие текст Положения о выборах в Советы, пропаганду успехов «социалистического хозяйственного и культурного строительства и национально-государственной политики», а также агитационные листовки с материалами о кандидатах в депутаты.
Отличительной особенностью советских выборов было то, что важный элемент советского избирательного законодательства - альтернативность - не находил реализации. Сложившаяся в Советском Союзе практика выдвижения на каждое депутатское место одного кандидата и активная роль Коммунистической партии в формировании высшего органа государственной власти вызывали неоднозначное отношение как внутри государства, так и за рубежом.
Вполне понятно, что отсутствие конкуренции кандидатов на выборах в представительные органы власти в условиях однопартийной системы порождало критические высказывания «идейных противников» социалистической демократии. Но и в среде советских избирателей, принявших участие в выборах 1938 г. и сознательно относившихся к этой процедуре, возникали разные кривотолки о подмене выборов обязательным голосованием, лишении населения избирательных прав, нарушении сталинской Конституции, искажении советской демократии и т.д. Некоторые советские граждане задавались логичными вопросами: «Почему нарушена 141-я статья Конституции СССР и 146-я статья Конституции РСФСР, которые предусматривают выставление кандидатов «коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами», и почему произведена замена этих нескольких списков кандидатов, предусмотренных означенными статьями Конституции, одним списком блока коммунистов и беспартийных? Почему в СССР только одна партия? [8].
На вопросы избирателей в ходе предвыборной кампании отвечали агитаторы. Специально для них была разработана серия «Материалы в помощь лектору», служившая своеобразным пособием. Эти брошюры содержали ответы на все предполагаемые вопросы населения. Так, они давали следующее обоснование положения «один кандидат - один депутат»: «Советское общество состоит из
дружественных классов и социальных групп, у которых единые цели и задачи, единая идеология, выразителем которой является Коммунистическая партия... В этих условиях совершенно естественно, что трудящиеся на своих собраниях свободно договариваются о выдвижении по каждому из избирательных округов единого кандидата» [9]. Далее упоминалось, что Конституция СССР и советское избирательное законодательство «разрешало» регистрацию в одном избирательном округе и нескольких кандидатов. Таким образом, законодательно было соблюдено условие демократичности советских выборов, но фактически сложилась практика выдвижения одного кандидата.
В этой связи любопытной представляется точка зрения Ю.Н. Жукова о том, что якобы И.В. Сталин выступал за альтернативность при выборах в Советы, чтобы «подшевелить» партократию, но та воспротивилась и была принята схема: «один кандидат - один депутат» [10]. На наш взгляд, и в случае альтернативности, дело ограничилось бы выбором из утвержденных и подконтрольных ВКП(б) кандидатов, а это практически не меняло суть дела.
Правила выдвижения кандидатов в депутаты Советов всех уровней были одинаковы для всех, за исключением сроков. Право выдвижения имели центральные, республиканские, областные и районные органы общественных организаций и обществ трудящихся, а также общие собрания: рабочих и служащих - по предприятиям, учреждениям, совхозам; красноармейцев - по воинским частям; крестьян по колхозам. Для регистрации кандидатов было необходимо представить в окружную избирательную комиссию протокол собрания или заседания по выдвижению и заявление кандидата о согласии баллотироваться по округу от данной организации. После регистрации кандидат включался в избирательный бюллетень.
Вескими аргументами выдвижения той или иной кандидатуры на роль народного избранника являлись: профессиональные успехи, преданность делу партии, участие в революционной борьбе, социальное происхождение (желательно, из «низов»). Как правило, это были передовики производства. Бытовало мнение, что стахановец может показать образец успешной работы и в Верховном Совете. Кроме того, 95% состава первого созыва высшего органа государственной власти Чувашской АССР составили члены и кандидаты в члены ВКП(б), комсомольцы [11]. Что касается социального происхождения, то подавляющее большинство депутатов были из крестьянских семей. Установить точные данные не представляется возможным, так как при заполнении «Личного листка учета кадров» депутаты путались в графах «социальное происхождение» и «социальное положение», что выявлялось при сопоставлении информации о роде деятельности родителей народного избранника и его лично.
В результате агитационной и пропагандистской работы 26 июня 1938 г. на выборы пришли и проголосовали 551133 избирателя, что составляло 99% от всего населения Чувашской АССР, обладавшего правом голоса [12]. В Докладе мандатной комиссии Верховного Совета первого созыва день выборов характеризуется так: «во всех районах день 26 июня превратился в подлинно народный праздник. С раннего утра к избирательным урнам явилось большое количество избирателей, к 12 часам дня от 70 до 80% избирателей уже проголосовали. Повсюду играла музыка, пели, плясали избиратели всех возрастов» [13].
Успех выборов в значительной степени был предрешен. Во-первых, сработало положение «один кандидат - один депутат», когда в случае несогласия с предложенной кандидатурой избиратель мог отказаться от голосования, вызвав общественное возмущение или проголосовать «против». Согласно Положения о выборах в Верховный Совет Чувашской АССР недействительными
считались бюллетени не установленного образца и цвета (учитывались бюллетени голубого цвета); поданные без конверта или в конверте не установленного образца (позднее конверты будут отменены); а также с количеством голосов, превышающим число избираемых депутатов [14].
Во-вторых, кандидаты выдвигались от «блока коммунистов и беспартийных». Мотивами создания «блока коммунистов и беспартийных» могли быть: политический - в конце 1930-х годов молодое советское государство должно было продемонстрировать миру свою нерушимость, сплоченность и даже готовность отразить агрессию, идеологический - каждый гражданин чувствовал себя необходимой и неотъемлимой частью целого. Создание такого блока, безусловно, было в интересах ВКП(б). В этой ситуации она могла опровергнуть высказывания европейских государств об отсутствии демократии в СССР, торжественно провозглашенной в «самой демократичной» «сталинской» Конституции 1937 г., и об узурпации власти членами партии.
Спецификой этого образования было то, что оно «объединяло» не всегда единые по идейным взглядам категории населения. Заведомое преобладание коммунистов над беспартийными в условиях однопартийной системы привело к тому, что члены ВКП(б) контролировали ситуацию во всех сферах жизни государства, несмотря на то, что члены партии Чувашской АССР составили 0,5% от общей численности населения [15]. Яркой иллюстрацией сложившегося положения является содержание лозунгов, подготовленных к выборам Верховного Совета Чувашской АССР первого созыва (1938 г.): «Товарищи коммунисты! Голосуйте за беспартийных кандидатов так же дружно, как и за кандидатов-коммунистов!» [16]. Несогласие или отход членов «блока коммунистов и беспартийных» от общих его позиций могли расцениваться как саботаж и даже преступление перед обществом. Создание этого блока, на наш взгляд, явилось первым шагом на пути к созданию общности - «советского народа».
Выборы первого созыва высшего органа государственной власти РСФСР и Чувашской АССР проходили в условиях приведения политической надстройки в соответствие с новым экономическим строем и социальной структурой СССР и изменения базового принципа избирательного процесса, став в определенном смысле экспериментальными. Конституция Чувашской АССР 1937 г., по аналогии с Конституцией СССР 1936 г., ввела всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование. Таким образом, был сделан серьезный шаг к достижению максимально полного участия избирателей в политической жизни государства через формирование высшего органа государственной власти республики.
Одной из основных форм влияния избирателей на деятельность депутатов Верховного Совета ЧАССР являлись наказы. Зародившись в первые годы работы высшего органа государственной власти республики, этот институт, известный только социалистическому представительству, наиболее точно отражал суть взаимоотношений между депутатами и избирателями. Наказы, данные депутатам Верховного Совета, выражали, как правило, самые насущные потребности избирателей. Большая часть наказов давалась во время встречи кандидатов в депутаты с избирателями - на предвыборных собраниях. После проведения выборов наказы избирателей обобщались. Затем представительным органом власти разрабатывались и утверждались мероприятия по их осуществлению. Наказы учитывались при разработке планов хозяйственного и социально-культурного строительства и составлении бюджета.
Сами депутаты добивались выполнения наказов избирателей и осуществляли контроль за их реализацией предприятиями, учреждениями и организациями. Если депутат не следовал наказу своих избирателей и терял их дове-
рие или если его поведение оказывалось недостойным звания депутата, он мог быть отозван. В буржуазных государствах депутаты не были связаны какими-либо юридическими обязательствами по отношению к своим избирателям; формально они считались представителями всей нации, а не тех избирательных округов, от которых они избраны.
Состав Верховного Совета Чувашской АССР первого созыва (1938-1946 гг.)*
Первый созыв
чел. %
Всего депутатов: 96 100
мужчин 70 73,9
женщин 26 27,1
Возраст:
20 - 30 лет 27 28,1
31 - 40 лет 49 51,0
41 - 50 лет 16 16,7
51 - 60 лет 4 4,2
61 - 70 лет - -
Национальность:
чуваши 54 56,2
русские 37 38,5
татары 2 2,1
другие 4 4,2
Уровень образования:
высшее 16 16,7
среднее 37 38,5
низшее 43 44,8
Партийность:
члены ВКП(б) 70 73,0
канд. в чл. ВКП(б) 18 18,7
члены ВЛКСМ 2 2,0
беспартийные 6 6,3
Социальное положение:
служащие 26 27,1
рабочие 29 30,2
крестьяне 41 42,7
Существовавшие как традиция наказы впервые были зафиксированы в Законе СССР о статусе народных депутатов СССР 1972 г. Позднее их значимость как формы проявления социалистической демократии, непосредственного участия масс в управлении государством была подтверждена включением нормы о наказах избирателей в Конституцию СССР 1977 г. и в Основной Закон Чувашской АССР 1978 г., соответственно [17].
Выборы Верховного Совета Чувашской АССР первого созыва (26 июня 1938 г.) были проведены в соответствии с новым Основным Законом республики [18] (таблица). Представительный характер Верховного Совета проявился прежде всего в его количественном составе. Значительное число депутатов позволило большему числу граждан выразить волю народа и пройти школу государственного управления. От численности депутатов высшего представительного органа власти зависела и его работоспособность.
Сложной была проблема определения количества депутатских мест в Верховных Советах автономных республик. До принятия Конституции Чувашской АССР 1978 г. в Основном Законе устанавливалась норма представительства, ставившая в прямую зависимость рост численности населения республики и увеличение числа депутатов ее высшего органа власти. Так, согласно ст. 22 Консти-
* ГИА ЧР. Ф. 1041. Оп. 7. Д. 12-79; ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 19. Д. 19. Л. 35-39.
туции 1937 г., Верховный Совет республики избирался «гражданами Чувашской АССР по избирательным округам сроком на четыре года по норме: один депутат на 12 тысяч населения» [19]. В результате, в состав высшего органа государственной власти республики вошли 96 народных избранников (см. табл.). Фиксированное же количество депутатских мандатов, а именно - 200, было определено только Конституцией Чувашской АССР 1978 г. [20].
Время наложило отпечаток на процесс формирования представительного и законодательного органа Чувашской АССР и других республик. Так, под номером один в списке избранных депутатов Верховного Совета республики первого созыва был И.В. Сталин, выдвинутый по Канашскому избирательному округу № 56 [21]. Кроме того, депутатами Верховного Совета нашей республики были избраны крупные государственные и политические деятели страны - В.М. Молотов, М.И. Калинин, Н.И. Ежов, К.Е. Ворошилов, А.А. Жданов, Л.М. Каганович, А.И. Микоян. В этом нашло отражение сложившееся в 1930-е годы правило номинального выдвижения в представительные органы руководителей страны, что должно было подчеркивать единение народа с высшими слоями партийного и государственного руководства.
Итак, выборы Верховного Совета Чувашской АССР первого созыва стали поистине значительным событием для республики. Во-первых, был создан новый орган государственный власти, призванный придать воле народа форму закона. Во-вторых, выборы прошли в условиях действия новой избирательной системы, провозглашенной Основным Законом СССР 1936 г. Принципы, заложенные в ее основу, были самыми демократичными. Они предполагали периодичность, альтернативность выборов, свободу волеизъявления и равные права граждан, тайну голоса. Как показала история нашего государства, законодательная теория значительно отличалась от практики. Однако сам факт возникновения идеи демократичных выборов и попытки ее воплощения в столь сложных социально-политических условиях заслуживает признания.
На следующий год после принятия Закона о выборах народных депутатов СССР 1988 г. впервые в общесоюзном масштабе были проведены выборы, на которых довольно свободно конкурировали кандидаты, представлявшие самые различные взгляды относительно политического развития страны. Но проблема демократичности избирательного процесса остается актуальной. Нормы, регулирующие процедуру выборов, неоднократно изменялись с целью повышения эффективности данного механизма формирования представительного органа власти и адаптации к сложившимся социально-экономическим и общественно-политическим условиям.
Литература и источники
1. Цит. по: Панкратов В.В. Избирательная система России как результат правового регулирования выборов в представительные органы власти: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2005. С. 13, 14.
2. Цит. по: Советы: история и современность: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию первых Советов, Иваново, май 1985 г. М.: Мысль, 1987. С. 120.
3. Конституция (Основной Закон) Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики. Ст. 75 /Законы и постановления о Советах Чувашской АССР (1920-1987 гг.): Документы и материалы. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. С. 70-71.
4. Конституция СССР 1936 г. Ст. 104.
5. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика, перспективы. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. С. 20.
6. Положение о выборах в Верховный Совет Чувашской АССР. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1938. 32 с. Ст. 60.
7. ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 19. Д. 180. Л.162.
8. Советская жизнь. 1945-1953. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. С. 417 402.
9. Калинин Ю.В. Коренные преимущества советской избирательной системы перед буржуазной. (Материалы в помощь лектору). Минск: Общ-во «Знание», 1979. 18 с. С. 6.
10. Жуков ЮН. Репрессии и Конституция СССР 1936 г. // Вопросы истории. 2002. № 1. С. 3-26.
11. ГИА ЧР. Ф. 1041. Оп. 7. Д. 12-79; ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 19. Д. 19. Л. 35-39.
12. ГИА ЧР. Ф. 1041. Оп. 1. Д. 35. Л. 17.
13. Там же. Л. 30.
14. Положение о выборах в Верховный Совет Чувашской АССР. Ст. 79.
15. ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 20. Д. 191. Л. 8, 10.
16. Там же. Оп. 19. Д. 180. Л. 49.
17. Филиппов Н.К. Конституция Чувашской Республики: комментарий. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. С. 277.
18. Там же. С. 212.
19. Там же. С. 200.
20. Там же. С. 239.
21. ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 19. Д. 19. Л. 39.
ТИТОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА родилась в 1979 г. Окончила Чувашский государственный университет. Аспирант кафедры Отечественной истории ХХ-ХХ| веков Чувашского университета. Имеет 5 научных статей по истории представительных органов власти Чувашской Республики.