ш
и <
1= О
УДК 327
Михаил Ведерников
m ш
Выборы в Словакии и первые
внешнеполитические шаги Роберта Фицо
Аннотация. В статье анализируются итоги парламентских выборов в Словакии осенью 2023 г. и разбираются первые действия правительства Р. Фицо во внешней политике. Отмечено, что общенациональное голосование показало, что словаки видят себя неотъемлемой частью евро-атлантического пространства при условии сохранения национальной специфики. Первые шаги Р. Фицо на дипломатическом треке подтвердили его приверженность этой позиции: прежде всего это выразилось в том, что он поддержал выделение Украине нового пакета финансовой помощи и озвучил одобрение её евроинтеграционных устремлений. В то же время премьер подтвердил решимость не оказывать военную помощь Киеву и высказался против членства Украины в НАТО. Что касается отношений с Россией, то он выступал за «стандартизацию» отношения с ней ввиду выгодности торгово-экономического сотрудничества.
Ключевые слова: Словакия, Россия, Украина, Р. Фицо, Д. Шмыгаль, российско-украинский кризис
© Ведерников Михаил Владимирович - к.и.н., в.н.с. Отдела исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН. E-mail: vishma@mail.ru
30 сентября 2023 г. в Словакии состоялись внеочередные парламентские выборы, победу на которых одержала партия СМЕР — Словацкая со-Ё циальная демократия (22,94 % голосов избирателей). Основной конкурент ^ либеральная партия «Прогрессивная Словакия» во главе с заместителем § председателя Европарламента М. Шимечкой заняла второе место (17,96 %).
00 Тройку победителей замыкали бывшие «смеровцы» из партии «Голос — ^ социальная демократия» (14,7 %), за ними следовали представители преоб-5 разившегося движения «Обычные люди и независимые личности» (ОЛиНЛ) < бывшего премьера Матовича (8,89 %) и участник двух развалившихся
1 с 2020 по 2023 гг. кабинетов «Свобода и солидарность» (6,32 %). Избира-
ш
^ тельный порог также сумели преодолеть старожилы словацкой политики — Христианско-демократическое движение (6,82 %) и Словацкая национальная партия (5,62 % голосов избирателей) (Ууз^ку раг1атепШуЛ voHeb... 2023), которые не были представлены в предыдущих составах Национального Совета страны. Явка на выборах (68,5 %) оказалась чрезвычайно высокой и была рекордной с момента вступления страны в ЕС.
По итогам переговоров, касавшихся формирования нового кабинета министров, в относительно непродолжительный срок уже 11 октября было объявлено о подписании соглашения между СМЕР — ССД, Голосом — СД и СНП о создании нового коалиционного правительства. Согласно нему председателем правительства в четвертый раз в истории страны становился Р. Фицо, а возглавляемая им партия СМЕР получила шесть министерских портфелей, «Голос» — семь позиций в правительстве и пост председателя Национального Совета, а СНП — закрепила за собой три министерства.
Полной неожиданностью словацкого голосования стало непрохождение в парламент правой партии «Республика», которой накануне выборов соцопросы гарантировали около 10 %. Более того, лидер СМЕР Р. Фицо называл эту политическую силу как одного из потенциальных коалиционных партнеров. Провал «Республики» связан с тем, что в сознании многих словаков эта партия, осколок крайне правой «Народной партии — Наша Словакия», до сих пор напрямую ассоциировалась с её одиозным лидером М. Котлебой. Несмотря на стремление умеренной части бывших «котлебовцев» организовать политическую партию дале- < кую от крайних националистических лозунгов с разумной национально о ориентированной повесткой, избиратели со схожими взглядами повели себя иначе, отдав предпочтение в пользу СМЕР и СНП. Отчасти это дела- < лось из-за желания вернуться к прежней «нормальности», представление ¡^ о которой связывалось с пребыванием этих партий в коалиционном правительстве в 2006-2010 и 2016-2020 гг. — наиболее экономически успешное и социально стабильное время в истории страны.
ск I
ч
0
1_
ш
С
Провал по-настоящему русофильской «Республики», которая отводила важное место в своей предвыборной программе сотрудничеству с Россией и ратовала за выход страны из ЕС и НАТО, стал свидетель-~ ством того, что местное население не видело альтернативы евроат-§ лантической интеграции Словакии. Нарочито пророссийская позиция оо партии отпугивала даже традиционно испытывающих теплые чувства ^ по отношению к России словаков, которые при любом раскладе не хо-5 тели бы лишиться и преимуществ, полученных страной в годы пребы-< вания в Европейском союзе.
Итоги выборов отчётливо показали существование двух равновели-
ш
^ ких политических лагерей в словацкой партийно-политической жизни. Победитель 2023 г. смог собрать вокруг себя людей, для которых важны соблюдение принципов социальной справедливости и защита национальных интересов на всех уровнях внешней и внутренней политики. С другой стороны, их визави выступали за углубление интеграции страны в военно-политические структуры на пространстве Евро-Атлантики без учёта словацкой специфики и особенностей менталитета местного населения. Наличие такого глубокого антагонизма могло усиливать внутриполитические дестабилизационные процессы.
Парламентские выборы отчетливо продемонстрировали приверженность словацкого населения евро-атлантическому развитию, несогласие с поворотом на восток и опасения по поводу возможных разногласий с ключевыми игроками в западных военно-политических структурах. В то же время словаки приветствовали проведение особой национальной («словацкой») политики, под которой подразумевался курс, который в основе имел проевропейский и проамериканский фундамент, но в частных вещах отражал местную специфику и соответствовал государственным интересам. Помимо учета мнения словацкого электората Р. Фицо находился под давлением со стороны зарубежных партнеров, которые ставили ему в вину подрыв европейской солидарности, которая была продемонстрирована в начале украинского кризиса, и со стороны мировых СМИ. Даже после завершения избирательной кампании в Словакии последние не оставляли без внимания Р. Фицо и его действия на премьерском посту, не скупясь на громкие заголовки: «Словакия движется в прошлое», ^ «Политика ЕС столкнулась со словацким испытанием», «Почему Фицо о ненавидит Украину?»
Р. Фицо, будучи одним из самых опытных европейских полити- < ков, не мог не обратить внимание на подобную риторику, исходящую из Брюсселя, но в то же время он был убежден в правильности своего внешнеполитического курса, который был поддержан голосами словацкого избирателя на октябрьских выборах. Говоря о сути заграничной
политики Словакии Р. Фицо, прежде всего подчеркивал необходимость развивать отношения со всеми странами «во всех четырех сторонах
о
света», если это соответствует долгосрочным интересам страны. В этой ^ связи он изначально не ставил каких-либо запретов на сотрудничество § и был готов взаимодействовать в случае необходимости продвижения
00 или защиты государственных интересов со всеми потенциальными ^ партнерами.
Тем не менее в конце 2023 — начале 2024 гг. словацкая внешняя < политика продолжила выстраиваться вокруг украинской проблематики,
1 которая подразумевала две темы: выделение военной помощи Украине
I м
^ и поддержка Словакией пакета финансовой помощи ЕС на сумму 50 млрд евро. По первому вопросу позиция Р. Фицо была конкретной и ясной. Она исходила из того, что Словакия на тот момент предоставила Киеву всё доступное свободное вооружение и военную технику, находящуюся на армейских складах. Что касается новых поставок за счет государственного бюджета, то он отрицал такую возможность, поскольку это напрямую сказывалось как на обороноспособности страны, так и на благополучии рядовых граждан. В то же время он приветствовал заключение украинской стороной контрактов со словацкими предпринимателями, занимающимися производством, ремонтом и техническим обслуживанием военной техники. Это вполне соответствовало его прагматичной позиции, которая сводилась к поддержке отечественного производителя.
Последний момент, однако, не учитывался критиками премьера, которые формировали его образ как исключительно пророссийского и украинофобского политика, который был готов одобрить расчленение Украины и поддержать выход Словакии из ЕС и НАТО. Для полноты картины отметим, что лейтмотив всех заявлений Фицо по украинскому кризису сводился к констатации признания территориальной целостности Украины, осуждению специальной военной операции и обозначению действий Кремля как нарушение международного права. Впрочем, он был последователен и в несогласии с членством Украины в НАТО, что, по его мнению, могло привести к началу Третьей мировой войны, в которой Словакии пришлось бы принимать участие на стороне Североатлантического альянса. Осознавая, что в подобном международном конфликте будет использовано тактическое ядерное оружие, Р. Фицо о вполне обоснованно полагал, что Словакия станет вероятной целью противоположной стороны. Что касается возможного окончания российско-украинского конфликта, то он призывал начать мирные переговоры с Россией, поскольку не видел военного решения проблемы из-за высокого военного потенциала Москвы и наличия у нее ядерной триады. В этом деле, по мнению Р. Фицо, необходимо было активизировать потенциал
европейской дипломатии и использовать структуры ЕС для дипломатического урегулирования.
Что касается второго вопроса, формирующего украинскую повестку ^ словацкой внешней политики — выделения ЕС 50 млрд транша Украине, § то здесь позиция премьера была, как показали события, достаточно не-m однозначной. После начала его правления в либеральных СМИ формиро-^ вался образ Фицо как «второго Орбана», который будет препятствовать 5 помощи Киеву; также делались прогнозы о возможности появлении < центральноевропейской венгеро-словацкой коалиции, способной забло-I кировать принятие важных решений на уровне ЕС. Не вдаваясь в подроб-
ш
ности межправительственных переговоров и заявлений, озвучиваемых в Брюсселе, можно было сделать предположение, что словацкий премьер идет именно по этому пути, тем более что он часто приводил в пример В. Орбана, который представал в его высказываниях как образец национального лидера, отстаивающего интересы своего народа на международном уровне. Более того, один из первых государственных визитов (16 января 2024 г.), которые нанес Р. Фицо в иностранное государство, состоялся в Венгрию, где лидеры стран горячо приветствовали друг друга и обоюдно в своих выступлениях подчеркивали высокий уровень отношений между Будапештом и Братиславой (Robert Fico v Budapesti...). Это было показательно, учитывая, что 23-24 ноября в Чехии, двусторонние отношения с которой характеризовались в предшествующие годы как «сверхстандартные», Фицо получил достаточно прохладный прием. Несмотря на встречи с ключевыми политиками страны, эксперты отмечали, что между Чехией и Словакией «существует напряжение» (Fico: Vzt'ahy SR a CR... 2023). Говоря о проблемных темах в словацко-чешских отношениях, Р. Фицо указывал на противоположные взгляды по военным поставкам на Украину, в то же время план финансовой помощи Киеву не вызывал споры у двух сторон. Можно предположить, что Словакия была готова дать добро инициативе ЕС, однако требовала соблюдения нескольких условий: выделение дополнительных средств должно было быть обусловлено жёсткими финансовыми гарантиями и часть европейских денег, должна была пойти на восстановление словацкой инфраструктуры в пограничных регионах и достаться словацким компаниям в ходе < послевоенного восстановления Украины. о
15 декабря 2023 г. на саммите ЕС Словакия, несмотря на опасения со стороны некоторых экспертов и политиков, проголосовала за выделе- < ние Украине финансового транша в размере 50 млрд на четырехлетний срок. Впрочем, решение не было принято из-за позиции Венгрии. Примечательно, что в дальнейшем в ходе выступлений и интервью Р. Фицо выражал скепсис по поводу необходимости такого шага со стороны
Брюсселя: «Через два-три года мы окажемся на прежнем месте. Только ЕС станет на €50 млрд беднее, а на Украине будут тысячи погибших сол-Ё дат на кладбищах... Очевидно, что происходит напрасная трата людских ^ и денежных ресурсов. Также время не ухудшает переговорную позицию § России, а, наоборот, усиливает её» (Robert Fico: Strategia... 2024). Несмотря m на то, что Р. Фицо продемонстрировал солидарность с партнерами по ЕС, ^ т.е. постарался избавиться от реноме «второго Орбана», его оппоненты 5 в том числе, представляющие Словакию в Европарламенте (например, < лидер «Прогрессивной Словакии» М. Шимечка), постарались испортить I образ страны, запустив слухи о несогласии Фицо с членством Украины
I и
в ЕС. Публично словацкий премьер подчеркивал: «Если Украина видит себя в ЕС, пусть получит этот шанс, при условии, что она будет соответствовать всем выдвигаемым требованиям. Мы будем рады помочь» (Robert Fico: Strategia. 2024). При скептическом отношении к украинской власти можно предположить, что Фицо, рассматривая Украину как «самое коррумпированное государство Европы», осознавал нереалистичность её евроинтеграции при его правлении. Не говоря напрямую, он также подразумевал, что вступление Украины в ЕС не должно было сказаться на финансовом положении Словакии, которая получала значительные европейские дотации.
Подобное многоуровневое отношение к Украине объяснялось высокой зависимостью Словакии от её газотранспортной системы. Через неё в страну поступал российский газ, обеспечивавший значительную часть (более 90 %) её потребностей в этом ресурсе. Будучи одной из самых зависимых стран от российского «голубого топлива», Словакия, с одной стороны, не имела альтернативных источников энергии, с другой — российский газ, несмотря на все геополитические перемены, оставался дешевле норвежского или американского аналогов, переход на которые анонсировали предыдущие правительства. Впрочем, Р. Фицо, осознавая, что значительные успехи словацкой индустрии в 2000-2010-е гг. были реализованы за счет низкой стоимости газа и получаемого дохода от его транзита в третьи страны, не мог допустить прекращения его использования. А такая перспектива замаячила, когда в ноябре 2023 г. прозвучало заявление украинского «Нафтагаза» о планах завершить прокачку газа 2 с января 2025 г. Эта новость ставила вопрос о рентабельности в будущем о словацкого производства и перспективах переноса предприятий в другие регионы Европы или за её пределы. <
В этой связи стабилизация отношений с Украиной была необходима для Р. Фицо, несмотря на его негативное отношение к киевскому руководству и лично В.А. Зеленскому. Значительным событием стала встреча премьера с украинским коллегой Денисом Шмыгалем 24 января 2024 г.
в закарпатском Ужгороде. Хотя выбор города демонстрировал сохранение противоречий между Украиной и Словакией (в Киеве Фицо пришлось Ё бы встретиться с Зеленским), публично оглашенные результаты перегово-^ ров официально закрепили позицию Словакии. Подобный официоз был § необходим прежде всего для словацкой стороны, поскольку тем самым m убирались все противоречия, имевшие хождение в СМИ, относительно ^ словацко-украинских отношений. Итоговые решения не обозначили 5 «разворот на 180 градусов» (Slovakia's prime minister. 2024) словацкой < политики, как это решили продемонстрировать некоторые журналисты, I но они упорядочили систему координат. Во-первых, Братислава обязалась
I и
не блокировать покупку оружия и техники у словацкого бизнеса и содействовать в поставке техники для возведения оборонительных укреплений на территории Украины. Также Словакия возмещала расходы на приобретение украинской стороной оборудования для разминирования «Божена». Во-вторых, Р. Фицо пообещал поддержать выделение Киеву 50 млрд евро на саммите Евросоюза 1 февраля. В-третьих, словацкий премьер заверил коллегу в поддержке евроинтеграционных устремлений Украины (До чего договорились. 2024). В-четвертых, Р. Фицо подтвердил свое несогласие со вступлением Украины в НАТО. Хотя на официальном уровне украинские власти не озвучили готовность обеспечивать транзит российского газа после 2025 г. в Словакию, следом за двусторонней встречей в СМИ стали появляться новости о подобном решении. Это может свидетельствовать о заключении негласной договоренности.
На фоне всех внешнеполитических действий Словакии в конце 2023 — начале 2024 гг. громко звучали заявления Р. Фицо о России. Руководствуясь принципом «развивать отношения на все четыре стороны», премьер отводил важное место контактам с представителями России, указывая на необходимость «стандартизации» отношений, как и с Украиной. Хотя речь о визите в Москву не поднималась, и скорее всего для Р. Фицо это могло бы стать неоправданным жестом, за которым последовали бы новые обвинения в связях с Кремлем, однако в первые дни своего нового срока (30 ноября) он встретился с послом РФ в Словакии Игорем Братчиковым. Примечательно, что в этот же день он пообщался и с американским дипломатом, что он объяснял тем, что «не носит чер- 2 но-белые очки» (Премьер Словакии Фицо. 2023). В частых интервью о он всегда высказывался за упорядочивание отношений Братиславы с Москвой (Fico: Stabilita a europska... 2024). Он считал: «Я по-прежнему убе- < жден, что мы должны вернуться к забытой европейской риторике о том, что ЕС и Россия в какой-то мере связаны между собой и они нуждаются друг в друге. Как премьер-министр Словацкой Республики, я не буду распространять враждебность по отношению к какой-либо стране мира,
^ я также выступаю за постепенную стандартизацию отношений между
странами-членами ЕС и Россией» (Robert Fico: Strategia Zapadu... 2024). Ё Начало перезагрузки было положено в наименее конфликтной
^ области двусторонних отношений, а именно сфере культуры. 20 янва-
§ ря 2024 г. министр культуры Словакии Мартина Шимковичова сняла
m запрет на культурное сотрудничество с Россией и Белоруссией (Druzby,
^ zahranicne cesty... 2024).
<
Первые шаги Роберта Фицо в премьерском кресле показали, что несмотря на свои отчасти популистские заявления, звучащие достаточно вызывающе на фоне европейского мейнстрима, он является убежденным сторонником евро-атлантической ориентации и избегает всех возможностей для её дискредитации. В отличие от соседней Венгрии, которая не получила в полном объеме средства из постпандемийного фонда, предшественники Фицо обеспечили страну этими финансами, поэтому нынешнему премьеру нет необходимости усложнять работу центральных органов Брюсселя, используя право вето. В то же время Словакия, исходя из особенностей своей энергетической структуры, сформированной в годы существования Чехословакии и напрямую связанной с поставщиками ресурсов из России, вынуждена балансировать между поддержкой Украины и сотрудничеством с Москвой в энергетической сфере. Будучи прагматичным и расчётливым политиком, отстаивающим интересы национальной индустрии, Р. Фицо не готов отказаться от российского «голубого топлива» ввиду его выгодной цены. В этой связи продолжение российско-украинского кризиса, который делает непредсказуемой судьбу энергетического комплекса Украины, заставляет премьера прилагать все возможные усилия по его скорейшему прекращению. Впрочем, возможности центральноевропейского политика сильно ограничены, что, однако, не отменяет важность подобных усилий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
До чего договорились словацкий и украинский премьеры. Коммерсант. 24.01.2024. Available
at: https://www.kommersant.ru/doc/64668687ysclid4rw4quzjsk556271432 (accessed < 27.01.2024). О
Премьер Словакии Фицо принял российского посла. РИА новости. 30.11.2023. Available at: https://ria.ru/20231130/slovakiya-1912980335.html7yscHd4rw6n0p45f911241651 (accessed 27.01.2024).
Druzby, zahranicne cesty aj vymena citlivych informacii. Simkovicova obnovila kuMrnu < spolupracu s Ruskom a Bieloruskom. Pravda. 20.01.2024. Available at: https://spravy.pravda. sk/domace/clanok/696357-kulturne-otvoreni-rusku-a-bielorusku-simkovicova-povolila-spolupracu-s-putinovym-rezimom/ (accessed 27.01.2024).
к
<
CK I
ч
О
и <
1= О
< I
<
Fico: Stabilita a europska perspektiva Ukrajiny je aj v nasom zaujme. Teraz. 27.01.2024. Available at: https://www.teraz.sk/publicistika/fico-stabilita-a-europska-perspektiva/770276-clanok. html?utm_source=teraz&utm_medium=organic&utm_campaign=click&utm_content=. %25 3Bw %253BwIndex %253Btop %253Bimg (accessed 27.01.2024).
Fico: Vziahy SR a CR narusil zub casu, musime im dai konkretny obsah. Ürad vlady Slovenskej republiky. 24.11.2023. Available at: https://www.vlada.gov.sk/fico-vztahy-sr-a-cr-narusil-zub-casu-musime-im-dat-konkretny-obsah/?csrt=9758098630068807601 (accessed 27.01.2024).
Robert Fico v Budapesti: Krajina nemoze by( potrestana za to, ze bojuje za svoju suverenitu. Ürad vlady Slovenskej republiky. 16.01.2024. Available at: https://www.vlada.gov.sk/robert-fico-v-budapesti-krajina-nemoze-byt-potrestana-za-to-ze-bojuje-za-svoju-suverenitu/?cs rt=9758098630068807601 (accessed 27.01.2024).
Robert Fico: Strategia Zapadu na Ukrajine jednoducho nefunguje. Pravda. 09.01.2024. Available at: https://nazory.pravda.sk/analyzy-a-postrehy/clanok/695354-robert-fico-strategia-zapadu-na-ukrajine-jednoducho-nefunguje/ (accessed 27.01.2024).
Slovakia's prime minister U-turns on Ukraine support during visit. FT. 24.01.2024. Available at: https://www.ft.com/content/d033d429-d6d5-4c45-ae17-8169356d51dc (accessed 27.01.2024).
Vysledky parlamentnych volieb 2023. SME. Vol'by. Available at: Available at: https://volby.sme.sk/ parlamentne-volby/2023/vysledky (accessed 30.10.2023).
ELECTIONS IN SLOVAKIA AND THE FIRST FOREIGN POLICY STEPS OF ROBERT FICO
Mikhail Vedernikov Institute of Europe, RAS; Moscow, Russia; e-mail: vishma@mail.ru
Abstract. The article analyzes the results of the parliamentary elections in Slovakia in the fall of 2023 and examines the first actions of the government of R. Fico in foreign policy. It was noted that the national vote showed that the Slovaks see themselves as an integral part of the Euro-Atlantic space, subject to the preservation of national specifics. R. Fico's first steps on the diplomatic track confirmed his conviction in this position: first of all, this was expressed in the fact that he supported the allocation of a new package of financial assistance to Ukraine and voiced approval of its European integration aspirations. At the same time, the prime minister confirmed his determination not to provide military assistance to Kyiv and spoke out against its membership in NATO. As for relations with Russia, he advocated "standardization" of relations with it due to the benefits of trade and economic cooperation.
Key words: Slovakia, Russia, Ukraine, R. Fico, D. Shmygal, Russian-Ukrainian crisis <