Научная статья на тему 'Выборы в республике Южная Осетия в контексте партийно-политических процессов'

Выборы в республике Южная Осетия в контексте партийно-политических процессов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выборы в республике Южная Осетия в контексте партийно-политических процессов»

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

Выборы в Республике Южная Осетия в контексте партийнополитических процессов

Л.Х. Дзахова*

Содержание и формы политических процессов зависят от множества объективных и субъективных факторов. Важнейшим среди них выступает электоральный процесс, который завершается организацией выборов. Выборы в органы власти - закономерный и решающий итоговый акт в системе деятельности политических сил и движений. Проведение выборов является решающим проектом для политических партий, главная задача которых - борьба за власть, вхождение во власть, осуществление власти. В целом стратегии и тактики политических партий в электоральном процессе развиваются в соответствии с общими закономерностями организации выборов. Здесь имеют значение нормативно-правовая база выборов, политическая доктрина государства, а также уровень политической социализации масс. Также фактором электорального процесса выступает политическая воля конкретных лидеров и авторов политического процесса в его внутри- и внешнеполитической ипостасях.

Это в полной мере касается выборов в парламент, которые состоялись в Республике Южная Осетия в мае 2009 г. Выборы в условиях достижения национального суверенитета по своей сути являются катализаторами политического процесса и динамичного развития всего республиканского сообщества. В то же время именно современные политические процессы обусловили результаты выборов [1].

В республике отмечаются типичные для Большого Кавказа политические процессы и сюжеты [2]. Значимой политической реальностью является многопартийность, конкуренция и противостояние политических партий. Также очевидной тенденцией выступает активное формирование институтов гражданского общества, в том числе национально-культурных организаций и национально-культурных автономий [3]. Эти организации заметны в общественно-политических про-

цессах, в отношениях с властью и органами местного самоуправления. В то же время содержание политического процесса в целом и электорального процесса в частности зависит от условий и факторов регионального уровня [4]. Логистика, технология и техника выборов в Республике Южная Осетия во многом определяется общими политическими декорациями вокруг и внутри Южной Осетии. Магистральным фактором выступает новый уровень суверенитета республики, которая провозглашена субъектом международного права.

Прошедшие в республике выборы как политический проект связаны с событиями августа 2008 г. Так, позиция грузинского руководства -негативная по содержанию и агрессивная по форме - привела к масштабным трансформациям расстановки политических сил на Большом Кавказе. Политические риски в Республике Южная Осетия, прежде всего, обусловлены внешним фактором - «фактором Саакашвили». Дискриминационный, националистический режим руководства Грузии стал одной из причин электоральной активности граждан Республики Южная Осетия» [5]. Этот фактор как негативный детерминировал военную агрессию против населения. В то же время этот фактор катализировал процесс гражданского единения на основе идеологии суверенного государства, прав человека и гражданина. Также в качестве креативной политической доктрины выступила доктрина единства разделенного осетинского народа и единства с Россией.

В основе современной политической культуры граждан республики лежит идея национальной независимости, реализации права наций на самоопределение. Эта идея является не новой для югоосетинского сообщества, она сопровождала политическую историю народа. Вместе с тем именно агрессивный курс политического руководства Грузии придал данной идее но-

Л.Х. Дзахова - к.и.н., доцент, зав.кафедрой СОГУим. К.Л. Хетагурова.

ВЕСТНИК

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА

ДЗАХОВА Л.Х. В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ В КОНТЕКСТЕ ... 63

вый импульс и актуализировал пути ее реализации. В то же время на политическую культуру жителей республики влияют такие традиционные черты менталитета, как общинность, уважение к старшим, строгое следование этикету семейно-брачных и половозрастных отношений.

Выборы в парламент Республики Южная Осетия имели решающее значение для всего республиканского политического процесса. Они носили новационный характер, так как проходили в суверенном государстве впервые. Организация и проведение выборов выявили несколько типичных тенденций, среди них:

■ стремление населения к консолидации на базе идей национальной независимости, суверенитета;

■ нацеленность граждан на ликвидацию последствий событий августа 2008 г., на позитивную социальную динамику;

■ стремление республиканского сообщества позиционировать себя в международных отношениях;

■ тяготение политических кругов к публичным заявлениям своих позиций и приобретению сторонников.

Также важной тенденцией всего электорального процесса является противостояния действующей власти и оппозиции, что свидетельствует о полноценности политической жизни республиканского сообщества. Несмотря на внешние угрозы и существенные социально-экономические и политические проблемы внутри республики, потенциал политической конкуренции и политической борьбы между республиканскими партиями весьма высок. При этом борьба не приняла фатальных форм, так как республиканское сообщество нацелено на гражданское единство.

Процесс выборов свидетельствовал о том, что в республике немало внутренних проблем, которые прежде всего проявляются в системе отношений: власть - общество, партии - общество, партии - партии. В этой связи важнейшей задачей политико-административного управления является достижение единства республиканского социума.

Выборы в республиканский парламент Южной Осетии 31 мая явились магистральным событием политической жизни республики. Республиканское сообщество нацелено на демократизацию и позитивную динамику, что актуализировало в предвыборных программах идеи динамичного развития, повышения уровня жизни, решения социальных проблем. В предвыборной борьбе республиканских партий именно на этих направлениях деятельности акцентировала внимание партия «Единство», лидером которой является З. Кокоев [6].

Партия «Единство» одной из первоочередных задач видит создание благоприятных условий для развития промышленного сектора, для становления малого и среднего бизнеса. Для поднятия данного сектора нужна здоровая политика в сфере налогового, таможенного и тарифного регулирования. И именно это намерена отстаивать партия «Единство» [7]. В ряду неотложных задач она также видит развитие агропромышленного комплекса, которое невозможно без действенной государственной поддержки.

В основе социальной политики партии - формирование общества здоровых, образованных, материально обеспеченных людей. При активном участии партии «Единая Россия» намечено строительство спортивных сооружений. Большое внимание также уделяется молодежной политике. Повторяя опыт единороссов, «Единство» создало «Молодую гвардию», через которую намерена продвигать молодежь в структуры власти.

Примечательно, что выборы в Республике Южная Осетия стали фактором не только внутриполитических, но и внешнеполитических отношений. Организацию выборов наблюдали представители не только России, но и Европы - Германии, Италии и Польши, Чехии. Также на выборах присутствовали наблюдатели из Республики Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики, Нагорно-Карабахской Республики, Республики Беларусь, Украины, Молдовы, Таджикистана, Кыргызстана и др.

Международными наблюдателями был отмечен высокий уровень организации и проведения выборов. В частности, депутат Европарламента, представитель Италии Дж. Кьеза назвал состоявшиеся выборы большой победой Южной Осетии, которая, безусловно, будет затрагивать международные отношения. «Это в том числе ваша личная заслуга, потому что проведение выборов через год после известных событий - это очень смелый шаг. Я считаю, что хорошая демократия - это самая успешная защита независимости. Продвигаться по этому направлению будет положительно для республики» [6]. Представитель Польши М. Пискорский отметил: «Мы убедились, что у вас нет проблем с демократическими стандартами. Мы рады видеть, что у вас развиваются институты демократического, признанного и суверенного государства» [6]. Многие международные наблюдатели отметили высокий организационный уровень выборов, следование демократическим стандартам, а также лучшим образцам электоральных технологий.

В то же время отмечается негативная реакция со стороны политических противников нового независимого государства. Прежде всего закономерной является резкая реакция Грузии на сам факт выборов и их результаты. Министерство

ВЕСТНИКВД

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА 2 0 10

64

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

иностранных дел этой страны назвало выборы, «проведенные на оккупированной территории... не более чем постановочным фарсом» [6].

Также симптоматичным является реакция Государственного департамента США, который в официальном заявлении дал негативную оценку прошедшим выборам. Так, ее официальный представитель Роберт Вуд заявил о намерении США оказывать поддержку независимости и территориальному единству Грузии [6]. Также о непризнании легитимности выборов заявил Европейский Союз.

В то же время в самой Южной Осетии республиканские политики подчеркивают легитимность выборов и их политическую значимость для республики, а также для общей политической ситуации на Большом Кавказе.

В результате выборов избран легитимный парламент Южной Осетии, состав которого отражает многопартийную систему. Так, в парламенте представлены 17 депутатов «Единства», 9 депутатов Народной партии, 8 депутатов Коммунистической партии.

Политические пристрастия обозначенных партий несколько разнятся, тем не менее в одном они едины. Независимость Южной Осетии и сближение с Россией - это главные приоритеты. Что касается основных предвыборных лозунгов, то они следующие: лидеры РПП «Единство» З.Р.

Кокоев, М.В. Цховребова, И.Е. Баззаев своей главной целью считают отстаивание свободы республики, обеспечение достойной жизни нынешнему и будущим поколениям Южной Осетии, защиту общего культурного пространства, возрождение единой Осетии в составе великой России [8].

Коммунистическая партия активно использовала лозунг «за единую Осетию, за народовластие и социализм». Приоритетами для нее обозначены объединение двух Осетий в составе великой России, народовластие в форме Советов, восстановление народного хозяйства, создание новых рабочих мест.

По мнению лидеров народной партии К.К. Плиева, Г.Г. Чочиева, С.В. Харебова, основными целями и стремлениями возглавляемой ими партии являются: борьба за достойную оплату труда, создание рабочих мест, повышение доходов населения, ликвидация бюрократических барьеров, гарантия частной собственности, создание благоприятных условий для инвестиций.

Политический сезон лета 2009 г. обозначил типичные тенденции и закономерности политического процесса в республиканском масштабе. Состоявшиеся в республике выборы вызвали оживление политического процесса и в Республике Северная Осетия-Алания, прежде всего на уровне общественно-политического дискурса.

Литература

1. Захаров В.А , Арешев А.Г. Правовые аспекты признания Абхазии и Южной Осетии // Современный Кавказ: геополитический выбор. - М.-Пятигорск: ПГЛУ, 2009. С. 114-131.

2. Современный Кавказ: геополитический выбор. - М.- Пятигорск: ПГЛУ, 2009.

3. Аствацатурова М.А., Савельев В.Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнопо-литических процессах. - Ростов-на-Дону-Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2000.

4. Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа / Отв. ред. академик Г.Г. Матишов, В.А. Авксентьев. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008.

5. Российский Кавказ. Книга для политиков. / Под ред. В. Тишкова. - М.:Росинформагротех, 2007.

6. Багаева С. Сила Парламента Южной Осетии оказалась в «Единстве» // Осетия сегодня, № 20 (175). Июнь 2009.

7. Келехсаев А. Наша партия - вместе с «Единой Россией» // «Южная Осетия», 29 мая 2009 г. № 54.

8. Кокоев З.Р. Предвыборная программа РПП «Единство» // «Наш выбор» ЦИК РЮО.

ВЕСТНИК

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.