Научная статья на тему 'Избирательная кампания как политический проект российских партий (региональные обобщения)'

Избирательная кампания как политический проект российских партий (региональные обобщения) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
310
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избирательная кампания как политический проект российских партий (региональные обобщения)»

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКИХ

ПАРТИЙ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБОБЩЕНИЯ)

Масштабный политический проект 2007 г. - выборы в Государственную думу ФС РФ успешно осуществились в содержательном и формальном планах. Результаты выборов свидетельствуют о нескольких очевидных тенденциях, среди которых выделяется активизация политических партий во всей системе общественно-политических отношений. Эта активизация является закономерным процессом, так как именно выборы предоставляют партиям наибольшие возможности для воплощения политического активизма и вхождения во власть.

Выборы в Государственную думу ФС РФ качественно отличались от предыдущих выборов по многим параметрам. Эти отличия отмечаются исследователями политических процессов, которые рассматривают закономерности партогенеза и партийного строительства на федеральном и региональном уровнях. Качественные отличия базируются, прежде всего, на состоявшейся стратификации политических сил и партий, которая осуществилась на основе нового законодательства о политических партиях и на основе изменений и дополнений законодательства о выборах [1 ].

В выборах 2007 г политические партии в своем деятельностном аспекте отразили динамику политической социализации населения, новации политических взглядов и интересов электората. При этом состоялись очевидные процессы, в том числе разочарование избирателей в идейных концептах и организационных ресурсах демократических сил [2]. Такие партии, как «Союз правых сил», «Российская демократическая партия "Яблоко"», «Демократическая партия России», «Социал-демократическая партия России» не сумели предложить избирателям конструктивных и привлекательных программ на фоне несостоявшихся попыток объединения на общей платформе. Часть прокоммунистичес-ки настроенного электората также выразила недоверие своим политическим полпредам, хотя КПРФ сохраняет свои позиции - позиции партии, выражающей политические интересы существенной социальной и демографичес-

Л. Х. ДЗАХОВА

кой прослойки российского общества. В целом состоялась поляризация политических партий по линии «партия власти» «Единая Россия» -«партии оппозиции», среди которых выделяются «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР [3].

Предпочтения населения отразили выраженное стремление к умеренному политическому центризму, который олицетворен в политической программе «Единой России». Преобладание «Единой России» в предвыборной борьбе объясняется, прежде всего, мощным административным ресурсом партии. Именно этот ресурс позволил организации эффективно реализовать управление функциональными подсистемами политической организации. Так, были успешно решены вопросы маркетинга, менеджмента, PR партийной организации в концентрации голосов избирателей [4].

Общероссийские тенденции концентрации и перераспределения политических симпатий электората нашли свое воплощение в субъектах Южного федерального округа. Здесь в числе магистральных жизненных потребностей избирателей выделяются обеспечение безопасности, профилактика терроризма и религиозного экстремизма, достижение стабильности общественных отношений, повышение уровня жизни. Политические интересы населения субъектов ЮФО, а, соответственно, политические стратегии политических партий в регионе обусловлены уровнем социально-экономического развития, в частности, Северо-Кавказского [5].

В субъектах Северо-Кавказского региона отразились содержание и формы общероссийского избирательного процесса. Так, в Республике Северная Осетия - Алания (далее - РСО - Алания) региональным отделением общероссийской партии «Единая Россия были использованы действенные формы и методы программно-целевого управления в ходе политического проекта - выборов. В воплощении основных целей, стадий и этапов избирательного проекта был задействован мощный административный ресурс. Так, секретарем Политического совета Северо-Осетинского регионального отделения Всероссийской партии

«Единая Россия» является глава РСО - Алания. Все главы районов республики, всех районов столицы РСО - Алания г Владикавказа также являются членами партии «Единая Россия». Типично, что избирательные штабы в подавляющем большинстве возглавили главы районов, обеспечив содержательную и организационную поддержку соответствующих кандидатов.

Содержание избирательной кампании «партии власти» в республике соответствовало федеральному заказу. Активно внедрялись лозунги и слоганы: «План Путина - Победа России», «Верим в Россию. Верим в себя», «Победа Путина - Победа России», «За Путина. За Единую Россию». Общероссийская риторика использовалась во всей системе управления в избирательной кампании - в массовых мероприятиях и адресных встречах с населением, в акциях. Важнейшей идеей выборной кампании являлся тезис о том, что выборы тождественны референдуму по поддержке курса действующего Президента РФ.

Также в систему креативного управления в избирательной кампании входила реализация целевых социальных проектов. Так, Се-веро-Осетинским региональным отделением партии «Единая Россия» реализовались проекты: «Профессиональная команда страны», «Наш город», «Наши родители», «Новые дороги городов "Единой России"», «Профессиональная команда страны», «Юридический десант». В ходе проектов выделены активисты мероприятий - «лица проекта» (координатор, коммуникатор, ответственный исполнитель, эксперт, консультант), популяризированы идеи грантовой, проектной деятельности. Эти идеи в полной мере отвечают принципам развития гражданского общества, которое базируется в Северо-Кавказском регионе, в том числе и на традиционных фамильных, клановых, общинных, диаспорных связях [6].

Проектам обеспечены информационная поддержка, внимание СМИ, разъяснительная работа среди потенциальных участников проекта. Региональное отделение партии вовлекло в реализацию проектов министерства и ведомства республики. Примечательно, что в ходе осуществления проектов были созданы региональные экспертные советы из профессионалов, общественных активистов, активистов бизнеса и предпринимательства. Таким образом, политическая партия действовала в нескольких направлениях: решение актуальных социальных проблем, консолидация усилий власти и общества, вовлечение в обществен-

ную активность бизнес-кругов, сотрудничество с институтами гражданского общества.

Реализация проектов сопровождалась публичными акциями представления участников, награждения победителей, обозначения перспектив развития. Конкурсы, организованные в рамках проекта, в полной мере отвечают потребностям развития гражданского общества, а именно становлению и совершенствованию моделей самоорганизации, самопомощи, самоуправления. Крайне важным аспектом проведения конкурсов является развитие трехстороннего взаимодействия: органов власти и управления, институтов гражданского общества, бизнес-кругов.

Усилия партии не остались безрезультатными. В целом можно отметить становление в РФ новой когнитивной модели электорального поведения, которое концептуально отличается от такового же в советский период [7]. Во мнении избирателей деятельность «Единой России» соотносится, во-первых, с повышением авторитета России на международной арене; во-вторых, со стабилизацией экономической ситуации и общественно-политических отношений внутри страны; в-третьих, с упрочением авторитета государства и власти. Также важнейшим ресурсом «Единой России» являляется отождествление ее деятельности с деятельностью первого лица государства - Президента РФ, что впоследствии подтвердилось рядом целевых политических акций. В то же время даже избиратели «партии власти» критично относятся к таким характеристикам партии, как явная близость к административно-чиновничьему аппарату, заорганизованность, определенное «огосударствление» деятельности.

Выборы в Республике Северная Осетия -Алания подтвердили общероссийские тенденции, прежде всего, повышение процента проголосовавших. Так, явка избирателей составила 60,33 %, или 286 1 1 1 человек. При этом за Всероссийскую политическую партию «Единая Россия» проголосовали 70,60 %, или 204 132 избирателя [8].

Примечательно, что в разных районах республики процент проголосовавших разнится. Так, в столице республики г. Владикавказе разные показатели активности отмечаются даже в разных районах. В Левобережной части города за «Единую Россия» проголосовали 48169 человек, или 70,78 % избирателей, в Правобережной части города - 34 783 человека или 68,45 % избирателей. Наибольшая активность в поддержке «партии власти» продемонстри-

ровали жители Алагирского района 1 3 662 человека, или 80,25 % избирателей [9].

Наряду с «партией власти» наиболее активно избирательную кампанию провели региональные отделения политических партий «Справедливая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Аграрная партия России».

В РСО - Алании как и в других субъектах в политических отношениях в качестве конкурента фавориту выборов проявилось региональное отделение «Справедливой России». Партийная организация использовала традиционные формы и методы менеджмента политической организации в главном политическом проекте - выборах. «Справедливая Россия» применила большое количество агитационного материала, проведение пикетов, расклейку плакатов, растяжек, информационных листков. Также повсеместно распространялась газета «Справедливая Осетия», в которой представлена программа партии и критикуется позиция главного оппонента - фаворита избирательного процесса - «Единой России». Региональное отделение «Справедливой России» акцентировало внимание избирателей на близости «партии власти» к чиновничьему аппарату, на «сожительство» партии «Единая Россия» и власти. Также критиковалось лояльное отношение «партии власти» к проблемам и противоречиям социальной сферы.

В ходе избирательной кампании использовался весь набор традиционных политических технологий [10]. Использовалась технология систематического «аудита» с целью оперативного обновления всего комплекса мероприятий и акций политических организаций. Также в рамках нескольких агитационных волн применялась технология «направленного удара», т. е. проведения мобилизационных встреч, диалогов, дискуссий с активистами производства, общественных отношений, авторитетными главами и членами фамилий для формирования необходимого мнения. Широко внедрялись «формирующие опросы», анкетирования, интервью, как негативного, так и позитивного типа, которые акцентировали проблемы безопасности, стабильности, прав человека. Также использовались политические перформансы с применением «перевода стрелок», «зацепок», «фокусов», «действ», «поездок», «акций», «флэш-мобов».

В целом в избирательной кампании были применены креативные формы предвыборной борьбы. Ряд из них обусловлен этнокультурными особенностями республиканского сообщества. Так, для ведения агитационной

работы использовались традиционные национальные праздники (прежде всего «Джиоргу-ба»), на которых распространялась атрибутика политических партий.

Повышение активности избирателей обусловлено обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера. Прежде всего, это стабилизация ситуации на Северном Кавказе, снижение риска терроризма и религиозного экстремизма, прекращение открытых манифестных этнополитических конфликтов, исчерпание залповой эвакуационной миграции в субъекты региона, вызванной конфликтами на Южном Кавказе. Для населения республики важнейшими факторами, стабилизирующими общественное настроение, являются: блокирование осетино-ингушского конфликта; адаптация мигрантов из Южной Осетии; достижение нового качества единства североосетинского сообщества [11].

Вместе с тем факторами социальных противоречий являются: пролонгированные политические, социальные и психологические следствия террористического акта в Беслане; выраженное экономическое, социально-статусное расслоение населения; коррумпированные проявления в системе политико-административного управления. Также неоднозначные оценки в общественном мнении находят методы борьбы политических сил и партий, к которым прибегают региональные и местные отделения политических партий и отдельные активисты политического истеблишмента [12].

Повышению политической лояльности и, в целом, политической активности способствует позитивная динамика социально-экономического развития РСО - Алании, а, соответственно, и возможность решения комплекса общественно-политических и социальных проблем. Так, 2007 г. отличался ростом основных социально-экономических показателей. В соответствии с инициативами федерального центра по развитию Северо-Кавказского региона осуществляется привлечение в республику инвестиций. Например, в ближайшие три года в республику будет привлечено в качестве инвестиций около 30 млрд рублей [13]. При этом руководство республики на уровне официальных деклараций провозглашает курс на социальную справедливость, достижение высокого уровня экономического развития, предупреждение социальных противоречий. Также важной проблемой управленческого и общественного дискурса является упрочение положения РСО - Алании в межрегиональных отношени-

ях Южного федерального округа и в отношениях с федеральным центром.

Сам ход избирательной кампании актуализировал главные проблемы, волнующие избирателей. Они, прежде всего, имеют социально-экономическую природу. Это: до-тационность республиканского бюджета при ежегодном выполнении установленных Федеральной налоговой службой России заданий по мобилизации платежей в бюджет. Существенной проблемой является высокий уровень безработицы, особенно среди женщин и молодежи, в сельских районах республики. Рынок труда характеризуется спросом на рабочие специальности при дефиците предложения и вместе с тем при большом предложении специалистов с высшим техническим и гуманитарным образованием. Несмотря на наличие сложившегося производственного комплекса, который обеспечивается заводами «Электроцинк», Владикавказский вагоноремонтным заводом (ВВРЗ), «Радуга» и «Электроконтактор», физические объемы выпускаемой продукции недостаточны.

Типичной проблемой является рост потребительских цен на товары и услуги, рост цен в жилищно-коммунальной сфере. В целом уровень жизни населения республики ниже среднего уровня жизни населения развитых регионов страны, что проявляется, прежде

всего, в уровне жизни и социальных перспективах социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения. Исследователи социальных процессов, социального настроения и социальных устремлений жителей республики в 2006-2007 гг. отмечают комплекс проблем, которые волнуют население республики. Это: угроза терактов; низкий уровень доходов; рост цен на товары и услуги; коррупция, взяточничество в правоохранительных органах и во властных структурах; рост наркомании, алкоголизма. Также это - авторитет страны на международной арене, укрепление обороноспособности, развитие патриотизма [14].

Основной выход из создавшейся ситуации республиканская власть видит в грамотной инвестиционной политике, модернизации производства и ориентации на выпуск инновационной продукции. Будущее республики видится ее политико-административной элите в решении социальных проблем. Это направление является наиболее выигрышным, так как движение общества к социальному порядку и социальной справедливости отождествляется с движением к безопасности и прогрессу. В организации этого движения свою роль могут и должны сыграть региональные отделения всероссийских партий, получившие мандат доверия жителей республики.

1. См.: Партии и партийные системы в современной России и послевоенной Германии/Отв. ред. Я. А. Пляйс. М. Рос-тов/нД: Изд-во СКАГС, 2004.

2. Зырянов С. Г Электоральные процессы в современной России: институциональный и поведенческий подходы к анализу. Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2007. С. 156-170.

3. Гаман-Голутвина О. В. Политико-финансовые кланы и политические партии как селекторат в процессах парламентского представительства в России//Политические элиты России в региональном измерении. М. — Ростов н/Д, 2004.

4. Ануфриков А. Особенности национальной охоты за голосами избирателей//Политический маркетинг, 2001. № 3; Базаров А. Лоббисты четвертого созыва//Профиль. № 46/10 дек. 2007. С. 39-42; Рудаков В. Председатель партии//Про-филь. № 46/10 дек. 2007. С. 12-16.

5. Вартумян А. А. Региональное партстроительство: политические процессы и региональная специфика/политические партии в избирательном процессе. Российские и зарубежные сравнения. Сб. ст. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2008.

6. См.: Аствацатурова М. А. Диаспоры в Российской Федерации. Формирование и управление. Ростов н/Д — Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2002. С. 439-457.

7. Пушкарева Г В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели//Полис, 2003. № 3.

8. Отчет об итогах избирательной кампании по выборам в Государственную думу ФС РФ V созыва Северо-Осетинско-го регионального избирательного штаба Всероссийской политической партии «Единая Россия».

9. Отчет об итогах избирательной кампании по выборам в Государственную думу ФС РФ V созыва Северо-Осетинско-го регионального избирательного штаба Всероссийской политической партии «Единой России».

10. См.: Савченко И. А., Шпак В. Ю., Юрченко В. М. Технология политического действия. Краснодар: Кубанский гос. унт., 2007.

11. См.: Партии обрушат на избирателей старые обещания//Северная Осетия, 2007, 1 2 сент.; О стабильности говорят все партии//Северная Осетия, 2007, 20 ноябр.; Рязанов В. Куда дует политический ветер//Северная Осетия. 2007. 8 дек.

1 2. Рязанов В. «Что меняется в политическом спектре республики?». Северная Осетия, 2007. 14 марта.

13. См.: В парламенте республики. Информационно-аналитический центр Парламента РСО-А. Северная Осе-тия//2008. 31 мая; Все решения должны служить благу республики. На заседании правительства//Слово. 2008. 1 2 апр.

14. Рязанов В. О чем расскажут рейтинги?//Северная Осетия, 2007, 25 окт.; Рязанов В. С чем идут во власть?//Север-ная Осетия. 2007, 2 окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.