Научная статья на тему 'Выборы в Европейский парламент в законодательстве Европейского союза и Республики Польша'

Выборы в Европейский парламент в законодательстве Европейского союза и Республики Польша Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
721
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ELECTIONS / EUROPEAN PARLIAMENT / ELECTORAL RIGHTS / ELECTORAL DISTRICT / EUROPEAN UNION LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Люльковский Андрей Эдуардович, Онаш Мачей

В современных демократиях выборы в органы законодательной власти осуществляются посредством прямых всеобщих выборов. Как правило, процедура избрания парламентариев определена на национальном конституционном уровне. Особенным в данном контексте представляется законодательный орган Европейского союза, избираемый, начиная с 1979 г., путем прямых выборов и представляющий на сегодняшний день интересы более чем 500 млн граждан 28 стран ЕС. Компетенции по законодательному регулированию избирательного права при выборе депутатов Европарламента поделены между Сообществом и национальными властями. Основными требованиями избирательного права, установленными правом ЕС, являются соблюдение пропорциональной формулы проведения выборов, а также наделение избирательными правами всех граждан ЕС, проживающих на территории стран ЕС, вне зависимости от национальной принадлежности. Выборы в Европарламент не имеют закрепления в польской Конституции, а их процедуры регулируются правовыми актами ЕС, а также Избирательным кодексом Республики Польша. Сложность избирательного процесса в значительной мере искажает пропорциональность представительства в Европарламенте отдельных регионов Польши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The elections into the legislative bodies in contemporary democracies take part through the direct general election. The procedure of the election of the parliament members usually takes place at the national level. So the special place here has the election of the European Union legislative body, that has being electing since 1979 using the direct elections, and representing now the interests of more than 500 million citizens of the 28 countries of the EU. The legislative competence for the regulation of the suffrage in the choice of members of the European Parliament, divided between the European Community and national authorities. The main requirements of the EU electoral law are the compliance with the proportional formula of elections, as well as the granting of the electoral rights (both active and passive) to all EU citizens, residing on the territory of the EU. Election of the European Parliament is a unique procedure because it has no any defined status in the Polish Constitution, and the election procedures are regulated by the legal acts of the EU and the Electoral code of the Republic of Poland.

Текст научной работы на тему «Выборы в Европейский парламент в законодательстве Европейского союза и Республики Польша»

- Polityka w Polsce w latach 90: Wybrane problemy [Politics in Poland in 1990s: Selected Issues]. Wroclaw. 1999. P. 95-114.

Antoszewski A. Political System Transformation in Poland (methodological comments). - Respublika Polsha 1989—2009 Izbrannye problemy (pod. red. K. Leschinskoi) [Republic of Poland 1989—2009. Selected Issues (ed. K. Leszinska)]. Torun. 2011.

Balobaev V.A. K voprosu o razvitii instituta parlamentarizma v Pol'she [To the Question of the Parliament Institution Development in Poland]. - Vestnikof IKBFU. 2012. No 6. P. 79-85.

Horowitz D. Comparing Democratic Systems. - Journal of Democracy. 1990. No 4. Vol. 1. P. 73-79. Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubeznuh stran (pod red. B.A. Strashuna) [Constitutional Law in the Foreign Countries (ed. B.A. Strashun)]. 3rd edition, revised. M.: Norma Publ. 2008. 1136 p.

Lijphart A. Patterns of Democracy. Government Forms and Performance in Thirty-Six Countries. - New Haven, CT: Yale University Press. 1999.

Linz J. The Perils of Presidentialism. - Journal of Democracy. 1990. No 4. Vol. 1. P. 51-69. Luchak A. Soglashenie za «Kruglym stolom». [«Round Table» Agreement]. - Respublika Polsha 1989—2009. Izbrannye problemy (pod. red. K. Leschinskoi) [Republic of Poland 1989-2009. Selected Issues. (ed. K. Leszinska)]. Torun. 2011.

Lykoshina L.S. Osobennosti formirovanija pol>skogo parlamentarizma: obzor [Special Features of the Polish Parliament Formation: review]. - Processy demokratizacii v Vostochnoj Evrope: ozhidanija i real>nost> [Democratization Processes in the Eastern Europe: Expectations And Reality]. M.: RAS INION Publ. 2002. P. 63-74.

Mojak R. The Institution of the President of Poland in Time of Constitutional Transitions. Warsaw, Wydawnictwo Sejmowe Publ. 1994. 311 p.

Siaroff A. Comparative Presidencies: The Inadequacy of the Presidential, Semi-Presidential and Parliamentary Distinction. - European Journal of Political Research. 2003. No 42(3). P. 287-312.

Tarasov I.N. Vybor formy pravleniya kak institucional'naya problema postkommunizma: opyt stran Central'no-Vostochnoj Evropy [The Choice of the Governance Form as the Institutional Problem of the Post-Communism: the Experience of the Central and Eastern Europe]. - Politicheskaya e'kspertiza. 2010. No 1. P. 83-94.

Zaznaev O.I. Dihotomija versus trihotomija: problema tipologii sistem pravlenija v politologii [Dichotomy Versus the Trichotomy: the Problem of the Typology of the Governance Systems in the Political Science]. -Problemy politicheskoj nauki [The Problems of the Political Science (ed. by M.X. Farukshin)]. Kazan>: The Center of the Innovative Technology Publ. 2005.

Zhukovskii I.I. Stanovlenie partijnoi sistemy Respubliki Polsha: monografia [Building of the Party System in Poland]. Kaliningrad: IKRSU Publ. 2010. 183 p.

УДК 324 342.8

ЛЮЛЬКОВСКИИ Андрей Эдуардович - магистр, аспирант кафедры политических систем Института политологии Лодзинского университета

90-127, Польша, г. Лодзь, ул. Складова, 41/43. [email protected]

ОНАШ Мачей - магистр, аспирант кафедры политических систем Института политологии Лодзинского университета [email protected]

ВЫБОРЫ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША

Аннотация. В современных демократиях выборы в органы законодательной власти осуществляются посредством прямых всеобщих выборов. Как правило, процедура избрания парламентариев определена на национальном конституционном уровне. Особенным в данном контексте представляется законодательный орган Европейского союза, избираемый, начиная с 1979 г., путем прямых выборов и представляющий на сегодняшний день интересы более чем 500 млн граждан 28 стран ЕС. Компетенции по законодатель-

ному регулированию избирательного права при выборе депутатов Европарламента поделены между Сообществом и национальными властями. Основными требованиями избирательного права, установленными правом ЕС, являются соблюдение пропорциональной формулы проведения выборов, а также наделение избирательными правами всех граждан ЕС, проживающих на территории стран ЕС, вне зависимости от национальной принадлежности. Выборы в Европарламент не имеют закрепления в польской Конституции, а их процедуры регулируются правовыми актами ЕС, а также Избирательным кодексом Республики Польша. Сложность избирательного процесса в значительной мере искажает пропорциональность представительства в Европарламенте отдельных регионов Польши.

Ключевые слова: выборы, Европейский парламент, избирательные права, избирательный округ, законодательство Европейского союза

В демократических государствах избрание депутатов законодательных органов происходит посредством всеобщих и прямых выборов по принципам, как правило, закрепленным на конституционном уровне.

История Европарламента хронологически неразрывно связана с историей самого Европейского союза, однако сегодняшние полномочия данная структура обрела сравнительно недавно.

На сегодняшний день Европарламент обладает 4 основными группами полномочий: законодательными (в рамках которых на основании Лиссабонского договора Европарламент совместно с Советом ЕС принимает законодательные акты, обладая при этом правом законодательной инициативы); бюджетными (на основании того же Лиссабонского договора Европарламент совместно с Советом ЕС принимает годовой бюджет ЕС и имеет при этом решающий голос); контрольными (Европарламент обладает широким кругом контрольных полномочий, гарантирующих правильное исполнение бюджета, а также функционирование органов и институтов ЕС); контактными (речь идет, прежде всего, о поддержании контактов с национальными парламентами стран ЕС посредством проведения совместных заседаний)1. В настоящее время Европарламент является единственным органом ЕС, выбираемым посредством прямых выборов. На сегодняшний день орган состоит из 751 депутата из 28 стран, представляющего интересы более 500 млн граждан ЕС.

Уникальной особенностью избирательной процедуры депутатов Европарламента является отсутствие общего унифицированного порядка проведения выборов. Связано это, прежде всего, с тем, что при присвоении Европарламенту статуса избирательного органа в странах — членах ЕС уже функционировали сложившиеся, чаще всего многолетние, конституционные традиции.

Из указанных законодательных актов ЕС следуют 3 общих для всех 28 членов ЕС требования, касающихся избрания депутатов Европейского парламента.

1. ТФЕС (ст. 22) предусматривает активное и пассивное избирательное право для граждан ЕС, проживающих в государстве — члене ЕС, но не являющихся его гражданами.

2. Выборы депутатов Европарламента во всех странах ЕС должны проводиться по пропорциональной системе (в большинстве стран избиратели голосуют за партийные списки, а в некоторых странах используется система одного «передаваемого» голоса).

3. Запрет совмещения мандата депутата Европарламента с другими должностями (перечень должностей предусмотрен несколькими правовыми актами ЕС). Среди прочих, депутат Европарламента не может исполнять обязанности депутата национального парламента, а также быть членом Европейской комиссии.

Кроме того, в исключительной компетенции ЕС находится определение числа

1 Официальный сайт Европейского парламента. Доступ:

http://www.europarl.europa.eu/aboutparliament/pl/0081f4b3c7/Szczeg%C3%B3%C5%82y-procedury-prawotw%C3%B3rczej.html; http://www.europarl.europa.eu/aboutparliament/pl/003dcd400l/Wszystko-o-procedurze-bud%C5%BCetowej.html; http://www.europarl.europa.eu/aboutparliament/pl/00b9de8689/ Funkcje-nadzorcze-i-kontrolne.html; http://www.europarl.europa.eu/aboutparliament/pl/006d1cec56/ Parlamenty-krajowe-pa%C5%84stw-cz%C5%82onkowskich.html (проверено: 05.07.2014).

мандатов для каждого государства — члена ЕС. Все, что выходит за рамки указанных выше требований, находится в законодательной компетенции членов ЕС.

На примере Республики Польша рассмотрим основные элементы национальной избирательной системы при избрании депутатов Европейского парламента.

Порядок выборов в Европейский парламент, в отличие от выборов представителей национальной власти, не закреплен на конституционном уровне. Причиной этого, прежде всего, служит факт принятия в 1997 г. Конституции РП, а также факт наличия основных требований к избирательной системе в указанных выше правовых актах ЕС.

На национальном уровне основным правовым актом, регулирующим порядок избрания депутатов Европарламента, является Избирательный кодекс (далее — Кодекс), который вступил в силу 1 августа 2011 г.1, заменив действующий прежде закон о выборах в Европейский парламент2.

Кодекс представляет собой реализацию идеи создания единственного консолидированного правового акта, регулирующего порядок проведения выборов в Польше. Наиболее важными для проведения выборов в Европейский парламент являются нормы раздела I и раздела VI Кодекса.

Выборы в Европарламент на территории Польши объявляет президент РП, утверждая дату проведения выборов в соответствии с союзным законодательством.

Активное и пассивное избирательное право в выборах в Европарламент регулируются соответственно ст. 10 и 11 Кодекса. Правом выбирать обладает каждый гражданин РП, достигший на день проведения выборов 18 лет, а также граждане ЕС, не являющиеся гражданами РП, достигшие на день проведения выборов 18 лет и постоянно проживающие на территории РП. Правом быть избранным обладают граждане, обладающие активным избирательным правом в выборах в Европарламент, достигшие 21 года на день голосования и постоянно проживающие, как минимум, 5 лет на территории РП или иного государства ЕС. Такие же требования функционируют в большинстве стран ЕС3 [Rulka 2013: 29]. Правом быть избранным не обладают лица, лишенные политических прав вступившим в силу приговором суда, лишенные избирательных прав вступившим в силу приговором Государственного трибунала, а также лица с ограниченной на законных основаниях правосубъектностью. Кроме того, пассивного избирательного права лишены лица, приговоренные вступившим в силу приговором суда к лишению свободы за умышленное преступление публичного обвинения, за умышленное экономическое преступление, а также лица, в отношении которых вступило в законную силу решение суда об утрате пассивного избирательного права в связи с так называемой люстрационной ложью4.

Законодатель с целью упрощения голосования лицам с ограниченными физическими возможностями закрепил в Кодексе возможность голосования через уполномоченных лиц, а также удаленного голосования. Обе возможности, однако, не оправдали надежд на увеличение избирательной явки, что, скорее всего, связано с низким уровнем информированности граждан о подобных возможностях [Wiçckowska 2012: 35-53].

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным комитетам. Комитеты регистрируют избирательные списки в округах, при этом действует система квот. Каждый список может иметь от 5 до 10 кандидатов, на практике чаще всего встречаются списки с десятью кандидатами.

В выборах 2014 г. зарегистрировано 20 комитетов, из которых 12 зарегистриро-

1 Закон от 5 января 2011 г. Избирательный кодекс (Dz.U. z 2011 г. Nr 21, poz. 112 ze zm.).

2 Закон от 23 января 2004 г. «О выборах в Европейский парламент» (Dz. U. z 2004 г. Nr 25, poz. 219 ze zm.).

3 Среди 28 стран ЕС в 12 условием обладания пассивным избирательным правом является достижение 18 лет, в 10 - 21 года, в 3 - 25 лет.

4 Сокрытие факта службы в органах безопасности государства либо сотрудничества с ними в период 1944- 1990 гг. лицами, находящимися на государственной должности либо баллотирующимися на государственную должность. Закон от 18 октября 2006 г. об огласке информации о документах органов государственной безопасности в период 1944- 1990 гг., а также содержания таких документов (Dz. U. z 2006 г. Nr 218, poz. 1592 ze zm.).

вали избирательные списки, из них 9 — во всех избирательных округах. Только 10 из 130 списков кандидатов не были полными, только 3 из 117, зарегистрированных комитетами, имели списки кандидатов во всех округах.

Избирательная кампания начинается в день оглашения постановления президента РП о выборах, а заканчивается за 24 часа до начала голосования (день тишины). Законодательство гарантирует всем избирательным комитетам, независимо от характера, равные права и возможности в реализации избирательной кампании. Этому служат в т.ч. установление верхней границы расходов избирательных комитетов, дотация из государственного бюджета в зависимости от числа полученных мандатов, а также право на бесплатное распространение агитационных материалов через публичные радио- и телеканалы. Лимит расходов установлен на уровне около 0,60 польских злотых (около 0,1^!) на каждого избирателя, внесенного в списки избирателей.

Для проведения выборов в Европейский парламент используется разделение на избирательные округи. На практике (Польша поделена на 16 воеводств), выборы проходят в 13 округах: 7 созданы из отдельных воеводств, 4 из двух воеводств и 2 округа представляют части одного воеводства (столица Варшава с прилегающими территориями и остальная часть Мазовецкого воеводства). Подобный раздел на избирательные округи в сочетании с формулой пересчета голосов на мандаты является причиной того, что часть воеводств имеет неадекватное по отношению к числу жителей представительство. Так, например, Лодзинское воеводство, если бы была использована традиционная формула разделения мандатов (по методу Хэйра-Нимейера) имело бы 4 представителей в Европейском парламенте по результатам выборов 2014 г., а не двух2 [Michalak 2010: 7-26]. Использованный метод распределения мандатов позволяет говорить не столько об избирательных округах, сколько о субокругах и квазиокругах.

Государственная избирательная комиссия (далее — ГИК) после получения итогов голосования во всех областях производит раздел 51 присужденного Польше мандата между избирательными комитетами, используя метод д'Ондта. Разделение мандатов, полученных комитетом, между списками кандидатов происходит по методу Хэйра-Нимейера, а мандаты, полученные данным списком кандидатов, получают кандидаты, набравшие большее число голосов в порядке очередности. Используемая методика, несомненно, является весьма сложной, из-за чего может быть непонятной не только избирателям, но и кандидатам, о чем свидетельствуют их заявления. По окончании подсчета голосов ГИК объявляет в официальном информационном издании результаты проведенных выборов, после чего маршал сейма РП передает председателю Европейского парламента уведомление об избрании депутатов.

Выборы в Европейский парламент, несмотря на то что функционируют вместе с иными видами выборов, имеют собственную специфику, которая вытекает из их транснационального характера. И хотя они являются скорее 28 отдельными выборами в один законодательный орган, нежели одними общими европейскими выборами, выборы в Европарламент обладают чертами, четко отличающими их от выборов депутатов национальных парламентов, а их общий, транснациональный характер будет набирать все большую выраженность. Несомненно, вместе с развитием внутренней консолидаци ЕС и ее официальных органов институт выборов депутатов Европейского парламента будет являться интереснейшим полем исследований.

Список литературы

Michalak B. 2010. Dlaczego obecny model podzialu na okrQgi wyborcze do Parlamentu

1 Распоряжение Председателя Совета Министров от 23 декабря 2013 г. о среднем курсе польского злотого к евро, являющееся основанием расчета стоимости государственных заказов (Эъ. и. ъ 2013 г. роъ. 1692).

2 Сообщение Государственной избирательной комиссии от 26 мая 2014 г. о результатах выборов депутатов Европейского парламента, проведенных 25 мая 2014 г. Доступ: http://pkw.gov.pl/g2/oryginal/2014_0 5/966Ъе725а42а277а1са313Ъа2аШе6£раГ (проверено 05.07.2014).

Europejskiego w Polsce jest wadliwy i czy jest dla niego alternatywa? — Studia Wyborcze. 10/2010. Lodz: Lodzkie Towarzystwo Naukowe. S. 7-26.

Rulka M. 2013. Regulacja wyborow do Parlamentu Europejskiego w prawie Unii Europejskiej. — Studia Wyborcze. 16/2013. Lodz: Lodzkie Towarzystwo Naukowe. S. 25-55.

WiQckowska M. 2012. Wplyw nietradycyjnych technik glosowania na frekwencjQ podczas wyborow i referendow. — Studia Wyborcze. 14/2012. Lodz: Lodzkie Towarzystwo Naukowe. S. 35-53.

LIULKOUSKI Andriei Jeduardovich, MSc, postgraduate of the Department of Political Systems, Institute of Political Studies, University of Lodz (Sktadowa str., 41/43, Lodz, Poland, 90-127; [email protected])

ONASZ Maciej, MSc, postgraduate of the Department of Political Systems, Institute of Political Studies, University of Lodz; ([email protected])

ELECTIONS TO THE EUROPEAN PARLIAMENT IN THE EU LEGISLATION AND IN THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF POLAND

Abstract. The elections into the legislative bodies in contemporary democracies take part through the direct general election. The procedure of the election of the parliament members usually takes place at the national level. So the special place here has the election of the European Union legislative body, that has being electing since 1979 using the direct elections, and representing now the interests of more than 500 million citizens of the 28 countries of the EU. The legislative competence for the regulation of the suffrage in the choice of members of the European Parliament is divided between the European Community and national authorities. The main requirements of the EU electoral law are the compliance with the proportional formula of elections, as well as the granting of the electoral rights (both active and passive) to all EU citizens, residing on the territory of the EU. Election of the European Parliament is a unique procedure because it has no any defined status in the Polish Constitution, and the election procedures are regulated by the legal acts of the EU and the Electoral code of the Republic of Poland.

Keywords: elections, European Parliament, electoral rights, electoral district, European Union legislation

References

Michalak B. Why Does the Current Model of Electoral Constituencies for the European Parliament Is Flawed and if There Is an Alternative for It? - Electoral Studies. 10/2010. Lodz: Lodzkie Towarzystwo Naukowe Publ., 2010. P. 7-26.

Rulka M. Law Regulation Elections to the European Parliament in the European Union Law. — Electoral Studies. 16/2013. Lodz: Lodzkie Towarzystwo Naukowe Publ. 2013. P. 25-55.

WiQckowska M. The Influence of Non-traditional Voting Techniques on Turnout in Elections and Referendums. - Electoral Studies. 14/2012. Lodz: Lodzkie Towarzystwo Naukowe Publ. 2012. P. 35-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.