ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ВЫБОРЫ В ДЕ-ФАКТО ГОСУДАРСТВАХ: СЛУЧАЙ АБХАЗИИ
МИРОНОВ Евгений Витальевич
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, аспирант, направление подготовки «Политические науки и регионоведение», e-mail: [email protected]
В статье на примере Абхазии рассматривается специфика проведения парламентских и президентских выборов в де-факто государствах. Анализируется выборный процесс, начиная с момента формирования данного де-факто государства и до парламентских выборов 2017 года. Рассматриваются особенности электорального поведения граждан республики, транзит власти от одной элиты к другой, а также проблемы, стоящие на пути демократизации выборов в республике.
Ключевые слова: Абхазия, выборы, де-факто государства.
Постановка научной проблемы
Политические проблемы государств с частичным или отсутствующим международным признанием рассматриваются, обычно, в рамках международных отношений, геополитики или конфликтологии. Намного реже де-факто государства попадают в сферу интересов ученых, занимающихся изучением внутриполитических процессов, в частности - выборов. Недостаточная изученность электоральных процессов в де-факто государствах ведет к ряду заблуждений - например, к представлению о том, что в таких странах внутренняя политика полностью определяется более сильным государством-покровителем. Однако при более детальном изучении становится ясно, что де-факто государства следуют общемировой тенденции демократизации внутриполитических процессов и создания реальной политической конкуренции или хотя бы ее видимости. Это связано, пре-
жде всего, с тем, что демократизация повышает престиж государства в глазах мирового сообщества, что для стран, борющихся за международное признание, является вопросом принципиальной важности. В данной статье мы попытаемся провести анализ электоральных процессов в частично признанной республике Абхазия, рассмотреть специфику и проблемы, стоящие перед институтом демократических выборов в данной стране.
Президентские выборы в Абхазии
Прежде, чем перейти к анализу выборного процесса в Абхазии и особенностям каждого электорального цикла, следует обратить внимание на несколько важных особенностей, присущих избирательной системе Абхазии. Президент республики избирается всеобщим голосованием на срок 5 лет. Один и тот же человек не может занимать президентское кресло более двух сроков подряд [1; с. 45]. Интересно, что, в отличие от некоторых других стран бывшего Советского Союза, в Абхазии не предпринималось попыток внесения изменений в действующий закон с целью продления срока полномочий одного лидера и обеспечения таким образом несменяемости правящей элиты. Более того, смена элиты в государстве происходила демократическим путем в ходе выборов, хоть и была сопряжена с событиями, чуть было не приведшими к вооруженному конфликту.
Важная деталь избирательного законодательства заключается в том, что, согласно конституции, президентом может стать только этнический абхаз, прошедший специальный экзамен по абхазскому языку [1; с. 45]. Сами абхазы объясняют эту норму сложной демографической обстановкой в прошлом, когда они долгое время являлись национальным меньшинством на территории современной Абхазии. Кроме того, абхазы считают, что дело строительства национального государства должно быть, в первую очередь, их проектом, так как представители других наций уже имеют собственные национальные государства.
Еще одна этническая проблема, о которой необходимо упомянуть в рамках анализа выборного процесса в Абхазии, это
проблема паспортизации проживающих в Гальском районе мегрелов. Согласно внесенным в 2009 году поправкам в закон о выборах, активным избирательным правом обладают только лица с абхазским паспортом. Однако массовая выдача паспортов мегрелам Гальского района, которая должна была начаться после выборов 2009 года, так и не была проведена. Таким образом, значительное количество жителей Гальского района просто исключены из избирательного процесса.
Президентские выборы 1999 года
Первые президентские выборы в частично признанном государстве прошли в 1999 году (в 1994 году президент был назначен парламентом). Отличительной чертой этих выборов стала их безальтернативность. Удачно пройти через регистрационные барьеры удалось лишь одному кандидату - действующему президенту Владиславу Ардзинбе. Двум другим кандидатам было отказано в регистрации.
Эти выборы были совмещены с важным для страны референдумом о независимости и конституции Абхазии. Процедурная и организационная сторона избирательного процесса была несколько хаотичной: в частности, не было точных данных о явке, так как перепись населения в республике еще не проводилась и были использованы данные переписи 1989 года. Избирательная комиссия объявила о превышении порога явки в 50% и объявила выборы состоявшимся. Владислав Ардзинба набрал на выборах 98% голосов избирателей.
Президентские выборы 2004 года
Более серьезный характер носила выборная кампания 2004 года, в которой основное противоборство развернулось между преемником уходящего с должности президента Раулем Хаджимбой и представителем оппозиционных сил Сергеем Ба-гапшем. Данный выборный цикл интересен тем, что в его ходе, несмотря на усилия действующей власти, произошла смена правящей элиты на оппозиционную.
Предвыборная кампания характеризовалась напряженностью, множеством нападок и провокаций. В частности, Сергея Багапша обвиняли в лоббировании интересов Грузии, а также в связях с организованной преступностью.
Основными лозунгами в избирательной кампании Багапша были ротация элит, сближение с Россией при учете интересов абхазского народа, демократизация, повышение прозрачности политических институтов, улучшение инвестиционного климата [2]. В то время как Рауль Хаджимба выступал с более консервативной повесткой пошаговых реформ и преемственности власти. Стоит отметить еще один немаловажный пункт предвыборной кампании Багапша: нормализация отношений с проживающими в Гальском районе мегрелами. С одной стороны, это подлило масла в огонь обвинений Багапша в отстаивании интересов Грузии (мегрелы - этнически близкий грузинам народ). В тоже время, это обеспечило поддержку со стороны довольно крупной мегрельской общины, что, возможно, и стало решающим фактором в победе Багапша в первом туре с результатом в 50,08% голосов.
Однако Рауль Хаджимба отказался признавать победу своего оппонента на выборах, что привело к политическому кризису и чуть было не вылилось в вооруженный конфликт. Сергей Багапш, хотя и не обладал государственным военным ресурсом, сумел получить поддержку со стороны влиятельного общества ветеранов грузино-абхазской войны «Амцахара». Однако при вмешательстве России стороны пришли к компромиссу и обеспечили бескровный транзит власти в ходе повторно проведенных выборов. На этих выборах Сергей Багапш в паре с баллотирующимся на пост вице-президента Раулем Хаджимбой набрал 90,1%, одержав победу над оппонентом в лице Якуба Лакобы.
Президентские выборы 2009 года
Этот электоральный цикл прошел после международного признания республики Россией, Никарагуа и Венесуэлой, что считалось несомненной заслугой действующего президента Сергея Багапша. С признанием пришла и большая открытость:
выборы посетил ряд международных наблюдателей, не только из России, но из европейских стран и США [3, с. 119].
Еще одним новым фактором в этом электоральном цикле стала обострившаяся проблема Гальского района. Нововведением президентских выборов 2009 стало голосование по абхазскому паспорту. Однако из более чем 140000 паспортов, выданных гражданам Абхазии, лишь около 3,5 тысяч пришлось на жителей Гальского района (около 30 тыс. населения). Несмотря на принятые поправки о массовой паспортизации мегрелов Гальского района, реализация этого решения была отложена на срок после окончания выборов. Это было связано с возражениями оппозиции, которая считала, что таким образом действующий президент, выдвигающийся на второй срок, пытается обеспечить себе голоса мегрелов Гальского района. Таким образом, из-за решения не допускать к голосованию людей без паспорта количество проголосовавших в Гальском районе сократилось с 14 тыс. в 2004 г. до 4 тыс. в 2009 г. Конечно, 10 тыс. человек - это очень значительное число, учитывая, что участие в выборах 2009 г. приняло всего около 100 тыс. человек.
Несмотря на описанные выше обстоятельства, Багапшу удалось одержать победу в первом туре, получив 61,16% голосов, уверенно обойдя своего ближайшего оппонента Рауля Хаджим-бу, который набрал лишь 15,32%. ЦИК и международные наблюдатели не зафиксировали серьезных нарушений на выборах, однако команда Рауля Хаджимбы выборы не признала и заявила о готовности обжаловать их результаты. На этот раз недовольство результатами выборов не вылилось в политический кризис и осталось в рамках правового поля. В целом выборы 2009 года прошли значительно спокойнее предшествующего голосования.
Также стоит отметить неожиданно высокую явку на этих выборах, которая составила 73%, в то время как в 2004 г. явка едва превысила 50%.
Президентские выборы 2011 года
Президентские выборы 2011 г. были внеочередными в связи со скоропостижной кончиной президента Сергея Багапша. Экс-
перты предсказывали напряженную борьбу между кандидатами. Все три кандидата обладали значительным влиянием, что представляется довольно редкой ситуацией для постсоветского пространства. В выборах приняли участие Александр Анкваб, бывший вице-президентом при Сергее Багапше, а на момент перед выборами занимавший должность врио президента, а также премьер-министр Сергей Шамба и лидер оппозиционной партии «Форум народного единства Абхазии» Рауль Хаджимба.
Рауль Хаджимба в ходе этой президентской кампании большой упор делал на националистическую повестку и даже призывал к пересмотру некоторых «нечестных» договоренностей с Россией. Сергей Шамба вступил в предвыборную гонку под лозунгом перемен, а Александр Анкваб высказывался за преемственность власти и постепенные, пошаговые реформы.
Однако несмотря на предсказанную напряженную борьбу, Александр Анкваб выиграл выборы со значительным отрывом в 35% от ближайшего конкурента. По мнению абхазского политолога Ираклия Хинтбы, это свидетельствовало о деидеологиза-ции абхазского общества, о переходе от массовой мобилизации для противостояния внешней угрозе к умеренному прагматизму и стремлению к стабильности. Харизматичная легитимность, в таких обстоятельствах, уступает место рациональной. В то же время, Ираклий Хинтба отметил укрепившийся в обществе запрос на сильную руку, который он связывает с ростом коррупции, несправедливости и социального расслоения в абхазском обществе [4].
Президентские выборы 2014 года
Во внеочередных выборах 2014 года, вызванных отставкой в результате острого политического кризиса действующего президента Александра Анкваба, приняли четыре кандидата: Рауль Хаджимба, Аслан Бжания, Леонид Дзяпшба и Мераб Кишмария. Предвыборная кампания проходила в весьма напряженной атмосфере и сопровождалась обвинениями, скандалами и эпизодическим насилием. Примечательна, в частности, неудачная попытка заставить главу ЦИК и государственного новостного агентства
уйти в отставку [5]. Кроме того, команда Рауля Хаджимбы сразу же заявила, что не признает результаты выборов, если они не закончатся победой их кандидата, что добавило напряженности в это противостояние. По итогам голосования Рауль Хаджимба одержал победу в первом туре, набрав 50,57% голосов, при результате ближайшего соперника Аслана Бжании в 35,91%.
Стоит также отметить очередной виток развития проблемы с мегрельским населением Гальского района. Около 23-х тысячам граждан (около 15% от общего числа проголосовавших) было отказано в праве участия в выборах на основании якобы имеющегося у них грузинского гражданства (по конституции двойное гражданство в Абхазии предусмотрено только с Россией). В то же время, были установлены избирательные участки за пределами Абхазии: в Стамбуле и неподалеку от Черкесска в России. По мнению некоторых экспертов, эти шаги позволили обеспечить Раулю Хаджимбе победу в первом туре [5].
Подводя итоги исследования динамики президентских выборов в частично признанном государстве Абхазия, можно сделать следующие выводы. Президентские выборы в Абхазии характеризуются наличием реальной политической конкуренции между кандидатами. В 2004 году в результате процедуры выборов власть перешла от одной правящей элиты к другой, а затем в 2014 году от власти был отстранен Алекснадр Анкваб (преемник Сергея Багапша) и пост президента занял его давний оппонент Рауль Хаджимба. Выборы проводятся при участии наблюдателей как от кандидатов, так и от других государств. Исследователи, изучающие выборные процессы в непризнанных республиках, отмечают демократичность абхазских выборов. Однако определенное беспокойство вызывает отсутствие избирательных прав у мегрелов в силу проблем с их паспортизацией.
Парламентские выборы в Абхазии
Хоть парламент страны, именуемый Народным Собранием, имеет меньшее значение в политической системе, нежели президент республики, выборы в орган законодательной власти проходят в условиях конкурентной борьбы. За время существо-
вания Народного Собрания в стране прошло пять парламентских выборов (1996, 2002, 2007, 2012, 2017 годы).
В отношении депутатов не действует никаких ограничений этнического или языкового характера, однако большую часть парламента, тем не менее, занимают этнические абхазы. Так, по результатам выборов 2017 г. в парламенте полностью отсутствуют представители мегрелов и русских. Тенденция сокращения представительства нацменьшинств в Народном Собрании наметилась еще в 2012 году, когда в парламент не было избрано ни одного этнического русского.
Долгое время в этом вопросе действовало «джентльменское соглашение» о том, что на выборах три места будет отдано представителям армянской диаспоры, в то время как у мегрелов и русских будет по два места. Однако на данный момент места в парламенте сохранились только у армян.
Одним из возможных решений данной проблемы мог бы стать переход от мажоритарной системы к смешанной. Однако, хотя этот вопрос не раз обсуждался, решение о смене избирательной системы принято не было.
Еще одной особенностью парламентских выборов является постоянная ротация депутатов. Так, в 2007 году из 26 депутатов повторно избираться в парламент смогли лишь 10. Этот тренд лишь продолжает усиливаться. В 2012 году из 21 депутата пере-избраться удалось лишь 5, а в 2017 году - из 23 всего 8. Это свидетельствует о недовольстве абхазского народа работой парламента, а также подчеркивает еще одну особенность абхазского электората. В такой маленькой стране как Абхазия, люди привыкли голосовать не за программы и партии, а за конкретные личности, с которыми они зачастую лично знакомы. В силу данного обстоятельства и мажоритарной избирательной системы, любой репутационный урон - будь то некорректное поведение или несдержанное обещание избирателям - отражается на шансах переизбрания политика намного сильнее, чем во многих других странах.
Стоит отметить, что, несмотря на ограниченные полномочия и общую лояльность парламента по отношению к президенту, исполнительная власть не способна решительно повлиять на состав
парламента - и в Народное Собрание могут избираться представители оппозиции. Так, на выборах 2017 года в парламент прошел бывший президент республики Александр Анкваб, отстраненный от власти в ходе политического кризиса 2014 года [6].
Выводы
Таким образом, выборные процессы в Абхазии, несмотря на отсутствие полного международного признания, проходят в духе современных демократических принципов. Выборы носят конкурентный характер; на них всегда присутствуют наблюдатели от разных - как внутренних, так и международных - общественных сил. Зафиксирован транзит власти от одной правящей элиты к другой в ходе выборов 2004 года. Голосование всегда происходит при довольно высокой явке: за последние три выборных цикла она не падала ниже отметки в 70%. Остаются, однако, и нерешенные проблемы. К главным из них можно отнести тот факт, что значительная часть мегрелов, проживающих в Гальском районе, исключена из выборного процесса вследствие проблем с их паспортизацией. Также остро стоит вопрос о недостаточном представительстве национальных меньшинств в Народном Собрании Абхазии: в частности, это касается русской и мегрельской общин. Решение этих вопросов и дальнейшее укрепление демократической тенденции - один из необходимых шагов на пути к международному признанию, которое необходимо стране как для решения проблем безопасности, так и для улучшения инвестиционного климата и развития экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Абхазии // Государственное информационное агентство республики Абхазия. URL: http://www.apsnypress.info/apsny/ constitution/ (дата обращения: 19.12.2017 г.)
2. Предывборная программа кандидата в президенты Абхазии С.В. Багапша // Сайт «Кавказский узел». URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/62124/ (дата обращения: 19.12.2017 г.)
3. Платонова М. Президентские и парламентские выборы в республике Абхазии после признания независимости // Полития. 2013. № 1. C. 117-126.
4. Хинтба И. Президентские выборы в Абхазии: изменяющееся общество в застывшем контексте // Абхазская интернет-библиотека. URL: http://apsnyteka.Org/602-khintba_i_izbrannye_stati.html#3 (дата обращения: 19.12.2017 г.)
5. О Beachain D. Elections without recognition: presidential and parliamentary contests in Abkhazia and Nagorny Karabakh // Caucasus Survey. 2015. Vol. 3. URL: https://www.academia.edu/17533377/Elec-tions_with-out_recognition_presidential_and_parliamentary_contests_in_Abkhazia_and_ Nagorny_Karabakh (дата обращения: 19.12.2017 г.)
6. Скаков А. Выборы - 2017 в Абхазии и Южной Осетии // Россия и новый государства Евразии. 2017. № 2. URL: https://www.imemo.ru/ files/File/magazines/rossia_i_novay/2017_02/Vybory2017_Skakov.pdf (дата обращения: 19.12.2017 г.)
ELECTIONS IN DE-FACTO COUNTRIES: ABKHAZIA Mironov Evgeny Vitalyevich, Tambov State University named after G.R. Der-zhavin, postgraduate student in Political Science, e-mail: [email protected]
The article demonstrates case of Abkhazia in parliamentary and presidential elections in de facto states. It analyses dynamics of electoral process from the foundation of the de facto state to the parliamentary elections in 2017. The article examines electoral behavior of Abkhazian citizens, transition of power from one elite to another and problems that stand in the way of democratization of elections in Abkhazia.
Key words: Abkhazia, elections, de facto states.