Научная статья на тему 'ВЫБОРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ВЫБОРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
195
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
РОССИЯ / ВЫБОРЫ / ИНТЕРНЕТ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТОРАТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимов Марат Абдулмукминович

Проанализированы основные современные избирательные технологии, используемые кандидатами в представительные органы власти и их представителями. Акцентировано внимание, что работа с электоратом проводится с учетом траектории развития государства, сложившихся традиций, политической культуры, региональных особенностей. На основе экспертного опроса и авторского социологического исследования раскрыт потенциал телевидения, печатных и электронных СМИ, радио и разнообразных форумов, телеграмм-каналов и прочих в сети интернет. Обоснован тезис о целесообразности законодательного регулирования политической рекламы в СМИ на основе ранее приведенных политических кампаний, в том числе в ходе организации и проведения выборов в представительные органы власти. Парламентские и новые политические партии будут максимально использовать все легальные избирательные технологии с учетом целевой аудитории. Доказано, что результаты выборов в Государственную Думу Российской Федерации не приведут к существенным изменениям в сложившейся политической системе. При этом запрос общества на ротацию ее состава будет в определенной мере удовлетворен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ибрагимов Марат Абдулмукминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIONS OF REPRESENTATIVE AUTHORITIES: FEATURES AND PERSPECTIVES

The main modern electoral technologies used by candidates for representative authorities and their representatives were analyzed. It is emphasized that work with the electorate is carried out taking into account the trajectory of the development of the state, established traditions, political culture, regional characteristics. Based on an expert survey and author's sociological research, the potential of television, print and electronic media, radio and various forums, telegram channels and others on the Internet has been revealed. The thesis on the advisability of legislative regulation of political advertising in the media on the basis of previously cited political campaigns, including during the organization and conduct of elections to representative authorities, is justified. Parliamentary and new political parties will make maximum use of all legal electoral technologies, taking into account the target audience. It has been proved that the results of the elections to the State Duma of the Russian Federation will not lead to significant changes in the current political system. At the same time, the company's request for rotation of its composition will be somewhat satisfied.

Текст научной работы на тему «ВЫБОРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

М.А. Ибрагимов ВЫБОРЫ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Проанализированы основные современные избирательные технологии, используемые кандидатами в представительные органы власти и их представителями. Акцентировано внимание, что работа с электоратом проводится с учетом траектории развития государства, сложившихся традиций, политической культуры, региональных особенностей. На основе экспертного опроса и авторского социологического исследования раскрыт потенциал телевидения, печатных и электронных СМИ, радио и разнообразных форумов, телеграмм-каналов и прочих в сети интернет. Обоснован тезис о целесообразности законодательного регулирования политической рекламы в СМИ на основе ранее приведенных политических кампаний, в том числе в ходе организации и проведения выборов в представительные органы власти. Парламентские и новые политические партии будут максимально использовать все легальные избирательные технологии с учетом целевой аудитории. Доказано, что результаты выборов в Государственную Думу Российской Федерации не приведут к существенным изменениям в сложившейся политической системе. При этом запрос общества на ротацию ее состава будет в определенной мере удовлетворен.

Ключевые слова:

Россия, выборы, интернет, избирательный процесс, электорат.

M. Ibragimov

ELECTIONS OF REPRESENTATIVE AUTHORITIES: FEATURES AND PERSPECTIVES

Abstract

The main modern electoral technologies used by candidates for representative authorities and their representatives were analyzed. It is emphasized that work with the electorate is carried out taking into account the trajectory of the development of the state, established traditions, political culture, regional characteristics. Based on an expert survey and author's sociological research, the potential of television, print and electronic media, radio and various forums, telegram channels and others on the Internet has been revealed. The thesis on the advisability of legislative regulation of political advertising in the media on the basis of previously cited political campaigns, including during the organization and conduct of elections to representative authorities, is justified. Parliamentary and new political parties will make maximum use of all legal electoral technologies, taking into account the target audience. It has been proved that the results of the elections to the State Duma of the Russian Federation will not lead to significant changes in the current political system. At the same time, the company's request for rotation of its composition will be somewhat satisfied.

Key words:

Russia, elections, Internet, electoral process, electorate.

Мировой политический процесс развивается динамично и противоречиво. В зависимости от интересов политической элиты, электоральной культуры, сложившихся в обществе традиций, а также на основе избирательного законодательства в государстве проходят выборы представительных органов власти. Обратим внимание, что «При принятии законов законодатели исходили прежде всего из удовлетворения интересов правящего политического класса, интересов собственных, а также рядовых граждан страны» [12, с. 13]. При этом на первом месте интересы лиц, находящихся на уровне принятия решений и заинтересованных в поддержание сложившейся политической системы.

Политтехнологи, социологии и иные специалисты в области организации и проведения выборов учитывают как интересы кандидатов в органы государственной власти, так и общественно-экономические условия, которые необходимо учитывать в ходе избирательных кампаний [14; 15; 16; 17].

Проведенный автором экспертный опрос среди российских политологов в мае 2021 г. (20 экспертов из академической и научной среды городов Москвы и Санкт-Петербурга) позволил выделить две основные модели при организации выборов на постсоветском пространстве, в том числе в Российской Федерации. Данные модели преимущественно различаются в зависимости по какой траектории будет дальнейшее развитие государства. Первый путь связан с демократизацией всех государственных органов власти и либерализацией всех сфер жизнедеятельности. Второй - сохранение компетентными органами государственной власти охранительского пути социально-политического развития. Применительно к предстоящим выборам в Государственную Думу РФ осенью 2021 года наиболее вероятным является второй путь. Об этом свидетельствуют данные, полученные автором в апреле 2021 года в ходе проведенного социологического опроса электората в двух федеральных округах - Южном и Северо-Кавказским (1800 респондентов; выборка квотная).

К выбору данного пути имеются серьезные предпосылки в виде обострения геополитической и социально-экономической ситуации в стране в контексте противоречий между основными мировыми политическими акторами.

Необходимо поддержать тезис российских политологов А.Г. Арутюнова, О.А. Нестерчук, А.М. Тюленёва, что при «проведении избирательных кампаний в контексте политической стабильности необходимо также

учитывать пространственный критерий, а именно количественный (территория, количество населения и др.) и качественный аспекты (традиции, культура, уровень жизни в регионе), как объективную сторону политической реальности, что задает неоднородность избирательным кампаниям одного периода в стране... Существуют «среднестатистические регионы» центральной части России, в которых избирательные кампании имеют схожие модели с учетом пространственного критерия. Важно отметить еще один качественный аспект, от которого зависит организация и проведение избирательной кампании, — это удаленность от центра. Так наблюдаются совершенно другие концепты управления, голосования и принципы функционирования политической жизни региона в относительном большинстве регионов Северного Кавказа, а именно тяготение к построению и упрочению (в некоторых случаях трансформации) старых патриархальных институтов (советов старейшин, патриархальных общественных структур), неформальным практикам. Неформальные связи, построенные на альтернативных, характерных региональным особенностям, оказываются по влиянию на ход избирательной кампании сильнее и прочнее формальной политической жизни, очерченной законодательством Российской Федерации» [6, с. 65].

Рассмотрим некоторые технологические ресурсы, которые способны оказать влияние на политическое сознание электората при их выборе при голосовании на избирательном участке, либо дистанционно. При этом нельзя не учитывать фактор абсентеизма, который устойчиво сохраняется на выборах всех уровней власти, в том числе федеральной.

Вопрос регулирования интернет-пространства, в том числе социальных сетей является не только дискуссионным, но и предметом законодательного регулирования [3]. Также имеется прецедент с замедлением работы социальной сети Twitter со стороны Роскомнадзора, вызванный тем, что компания недостаточно работает над удалением запрещенного на территории Российской Федерации контента [11].

Представляется, что в таком случае для медиа сопровождений избирательных кампаний будут задействованы в основном традиционные СМИ, в особенности - телевидение, в меньшей степени - печатные СМИ и радио. Однако, есть также основания полагать, что масштабных санкций против социальных сетей в России применять не будут, поэтому обозна-

ченные нами приемы и методы медиа сопровождения будут только наращивать свою актуальность. Рассмотрим их более подробно.

Акцентируем внимание на тот факт, что использование социальных сетей для медиа сопровождения избирательных кампаний может быть разным. Особенно хотелось бы отметить такой актуальный на сегодняшний день инструмент, как таргетированная реклама. Такой инструмент может быть использован только в период предвыборной агитации, однако, сейчас назрела необходимость принятия отдельного федерального закона о политической рекламе.

Российские исследователи весьма активно занимаются изучением использования таргетированной рекламы для медиа сопровождения избирательных кампаний. Например, Н.О. Куракиным были проанализированы примеры использования таргетированной рекламы в социальных сетях партией «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы 2016 года [5, с. 196-202]. В свою очередь, Д.А. Башкатов, А.С. Береговая и К.С. Никонов проанализировали таргетированную рекламу в социальной сети «ВКонтакте» и то, как ее использует известный российский политик В.В. Жириновский и его команда [1, с. 8-11].

Сущность таргетированной рекламы состоит в том, чтобы настроить подачу информации для конкретной целевой аудитории по ряду параметров: возраст, пол, географическое положение, круг интересов и т.д. Приоритетным критерием в ходе избирательной кампании, на наш взгляд, является географический, поскольку кандидату интересен его конкретный избирательный округ, и воздействие нужно оказать на людей, в нем проживающих.

Как справедливо отмечает Н.О. Куракин, партия «Единая Россия» за пять дней до выборов на протяжении трех дней опубликовала сразу семь тизерных объявлений (формата «изображение + текст»). Эти объявления были заточены под необычную целевую аудиторию - автомобилистов. В качестве заголовка была вынесена следующая фраза: «На страже идей автомобилистов». При этом критериями определения целевой аудитории стали два показателя: мужской пол и возраст старше 45 лет. Именно эти параметры являются типичным портретом российского владельца автомобиля. В основе месседжа для данной аудитории лежало представление о необходимости сохранения собственности, которую удалось заработать за долгие годы жизни, т.е. сохранить статус-кво, законсервировать имею-

щееся положение вещей. Для этого, в свою очередь, необходимо проголосовать за правящую партию.

Для женщин партия «Единая Россия» использовала таргетированные объявления, связанные с детьми и здоровьем. Например, было распространено объявление со следующим заголовком «50 тысяч школьников отдохнули по программе «Единой России», а также «Мы добились открытия медпункта в Молжаниново». Для молодежи, в свою очередь, был предложен лозунг «Ты молодой и активный? Сделай свой выбор сейчас!». Таким образом, сотрудники предвыборного штаба партии разработали свой месседж для каждой аудитории, что является важным элементом любой избирательной кампании. В итоге партии удалось добиться абсолютной победы на выборах депутатов Государственной Думы 2016 года.

Д.А. Башкатов, А.С. Береговая и К.С. Никонов, отмечая особенности таргетированной политической рекламы в социальной сети «ВКонтакте», предложили свою стратегию для В. В. Жириновского. Отметим, что сейчас у политика есть как личная официальная страница в данной социальной сети, так и сообщество, созданное в целях его поддержки. С помощью таргетированной рекламы «ВКонтакте» можно охватить аудиторию более чем в 1 млн человек, при этом стоимость будет составлять всего 175 рублей за 1000 показов, т. е. стоимость охвата миллионной аудитории составит всего 175 000 рублей, что для бюджета избирательной кампании политика федерального уровня составляет лишь незначительную часть расходов.

Отдельно хотелось бы отметить существующие на сегодняшний день способы обхода ограничений, связанных с политической рекламой. Отсутствие четких законодательных норм, расплывчатые формулировки в нормативных правовых актах создают всевозможные «лазейки» для избирательных штабов кандидатов и партий. Так, в период между выборами, когда агитировать официально запрещено, типичным является использование следующего приема: номинально рекламируется не призыв отдать свой голос за того или иного кандидата или партию, а сообщается какая-либо информация, выставляющего их в положительном свете.

Так, например, партией ЛДПР была закуплена реклама на автомобилях такси, где на заднем стекле было указано название партии, а также место приема граждан. В Калининградской области партия «Единая Россия» развешивала баннеры, на котором отмечались ее достижения, например увеличение зарплаты медиков на 40% [8].

Другой распространенный способ обхода ограничений - проведение мероприятия (лекции, круглого стола, семинара) с участием потенциального кандидата или членов партии, которые собираются участвовать в выборах. Формально это мероприятие преподносится как общественное или научное, фактически же оно представляет собой способ сагитировать граждан в свою сторону вне предвыборного периода.

В целом можно сказать, что использование социальных сетей для медиа сопровождения избирательных кампаний в современной России -это качественный и эффективный инструмент для кандидата или партии донести свой месседж до избирателя. Поэтому данный метод медиа сопровождения представляется актуальным для использования.

Телеграм-каналы также являются одним из эффективных инструментов медиа сопровождения избирательной кампании в современной России. Однако эффективность их использования во многом зависит от уровня избирательной кампании и от региона. Зачастую в приоритете у избирательного штаба должны быть другие мессенджеры: WhatsApp и Viber. Это в основном касается регионов, где большинство избирателей -это граждане среднего и старшего возраста. Стоит понимать, что Telegram все еще остается преимущественно молодежной площадкой, а также приложением, которое используется представителями «свободных профессий». Несмотря на его широкое распространение в нашей стране, его достоинства не стоит переоценивать. Так, например, вряд ли создание телеграм-канала кандидатом в областную Думу в одном из регионов Поволжья или республик Северного Кавказа станет эффективным инструментом медиа сопровождения.

Однако Telegram в последние годы приобрел значительную популярность, особенно у оппозиционных кандидатов. Одним из ярких примеров его использования стали президентские выборы 2018 г. Как отмечает авторитетный исследователь Н.С. Раджапова, целый ряд телеграм-каналов занимались трансляцией различного рода информации о кандидатах на пост президента. Среди наиболее популярных телеграм-каналов выделяются такие, как «PolitRussia» (5 тыс. подписчиков), Ortega (13,6 тыс. подписчиков), Караульный (123,1 тыс. подписчиков). Также отмечается, что кандидатом Ксенией Собчак был создан собственный телеграм-канал, где она публиковала свои размышления и обращалась напрямую к своему электорату [9].

В настоящий момент целый ряд российских политиков завели свои телеграм-каналы. Телеграм-канал главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова имеет 54,2 тыс. подписчиков, и это самый крупный телеграм-канал представителя действующей российской власти [13].

В целом можно сказать, что Telegram для российских политиков стал местом, где можно в относительно свободной форме опубликовать свои мысли, поделиться мнением, донести свой месседж до потенциального электората.

Работа с «негативом» является неотъемлемым звеном любой избирательной кампании. Чем выше уровень кампании и чем серьезнее «ставки», тем выше шанс того, что против кандидата будут разработаны информационные вбросы, целью которых будет дискредитировать его, создать ему негативный образ в сознании граждан. По данным Международного института новейших государств (МИНГ), в период проведения избирательных кампаний частота использования провокаций многократно усиливается [4]. К числу типичных информационных вбросов негативного характера относятся: обвинения в коррупции, скандальные подробности из личной жизни, неудобные факты из биографии, качества или действия, которые идут вразрез с культурой общества, в котором проводятся выборы и т.д.

Однако, частота негативных информационных вбросов породила их изучение, в результате чего были разработаны эффективные способы противодействия им. Негатив в социальных сетях примечателен по двум причинам. Во-первых, сами пользователи социальных сетей любят его больше, чем позитив, поэтому он пользуется повышенной популярностью. Во-вторых, негатив в адрес кандидата в социальной сети, в отличие, например, от аналогичного сообщения ему в личные сообщения или на электронную почту, отличается тем, что он доступен для просмотра всем пользователям, т.е. не ответить на него нельзя, иначе есть риск «потерять лицо» перед остальными избирателями.

Среди основных правил работы с негативом можно отметить следующие. Во-первых, всегда необходимо сохранять спокойствие. Никогда нельзя отвечать резко или грубо, избиратели этого не поймут. Поэтому не рекомендуется отвечать на негатив моментально, т.к. есть риск «сорваться» и ответить «на эмоциях». Во-вторых, несмотря на предыдущий совет, реагировать на негатив нужно быстро, желательно - в течение 30-60 ми-

нут, максимальный срок на ответ составляет одни сутки. В-третьих, всегда нужно быть вежливым. Даже если сообщение в адрес кандидата несет исключительно негативный характер, отвечать нужно тактично, вежливо, с соблюдением принципов гуманности. Это позволит обеспечить моральное превосходство в дискуссии в глазах других наблюдателей. В -четвертых, отвечать всегда нужно публично. Часто можно встретить просьбу описать проблему подробнее в личных сообщениях, однако такой подход не является оправданным, поскольку другие пользователи не увидят, разрешилась ли в итоге проблема. К тому же это может выглядеть как попытка уклонения от публичной дискуссии. В-пятых, к негативу (если это не очевидные вбросы от «ботов» и «интернет-троллей»), нужно относиться серьезно. Зачастую он дает реальную возможность исправить имеющиеся ошибки кандидата и найти слабые места в избирательной кампании. Нужно использовать негатив как шанс стать лучше. К тому же рядовой избиратель, не являющийся прямым сторонником кандидата, может закономерно чем-то возмутиться или задать уточняющий вопрос. Таким образом, работать с негативом важно и нужно, поскольку это важный элемент избирательной кампании. Дискуссионным остается вопрос о том, стоит ли удалять явно провокационные комментарии на странице кандидата в социальных сетях. Делать этого не стоит, поскольку факты удаления сообщений и блокировки отдельных пользователей затем могут использоваться конкурентами кандидата.

Флешмобы также являются актуальным инструментом медиа сопровождения избирательных кампаний в современной России. Политические флешмобы приобретают все большую популярность в нашей стране. В целом история политических флешмобов в России имеют богатую историю применения. Так, еще в 2004 году в Новосибирске А. Лоскутовым были придуманы флешмобы, призванные показать отсутствие публичной политики в стране. В ходе таких флешмобов люди выходили на первомайские демонстрации со странными и нелепыми лозунгами, в стиле «Хороший президент - плохой танцор» и др.

Если же говорить конкретно о флешмобах, которые устраивают кандидаты в ходе предвыборных кампаний, то здесь стоит выделить два основных вида флешмобов: цифровой и оффлайновый. Цифровой флешмоб отличается своей простотой, однако он с меньшей вероятностью выльется в реальную поддержку на выборах, в то время как оффлайновый флеш-

моб организовать гораздо сложнее, зато его участники с большей вероятностью поддержат кандидата в день голосования.

Весьма активно флешмобы организовывают новые политические партии. Так, партия «Зеленая альтернатива» запустила флешмоб «Лукойл убивает природу». Он не является откровенно политическим, хотя и имеет соответствующий подтекст. Для участия во флешмобе участникам предлагается распечатать стикеры, предложенные партией, и расклеивать их в публичных местах, чтобы обратить внимание на проблему загрязнения экологии крупными корпорациями.

В свою очередь, партия «Новые люди» организовала флешмоб «Новые люди здесь». В рамках флешмоба люди с плакатами с символикой партии выходили на центральные площади городов и по команде поднимали их вверх. Представляется, что это эффективный инструмент привлечения общественного внимания как к факту существования партии, так и к ознакомлению с ее повесткой и предвыборной программой.

Анализируя использование «ботоферм» для медиа сопровождения избирательных кампаний в современной России, можно выделить наметившуюся тенденцию для отказа от их применения. Эта тактика действительно выглядит несколько топорной и уже не работает столь эффективно, как раньше. Однако своеобразным аналогом данного метода стало использование технологии «краудсорсинга», т.е. мобилизации «толпы», своих сторонников под реализацию определенной задачи.

Наконец, сохранение использования традиционных СМИ для медиа сопровождения избирательных кампаний в России - один из наиболее актуальных трендов. Результаты социологических опросов наглядно показывают, что они (в особенности - телевидение), сохраняют за собой ведущую роль в качестве источника новостей для граждан нашей страны и по-прежнему пользуются огромной популярностью. Так, согласно исследованию, проведенному Фондом общественного мнения, более 60% россиян смотрят телевизор почти ежедневно. При этом самой распространенной причиной просмотра телевизора (44%) была названа потребность «ориентироваться в текущих событиях в нашей стране» [2].

В то же время, нельзя не отметить, что по данным компании Deloitte, уровень доверия к телевидению российских граждан составляет лишь около 23%. Меньше всего доверяют телевидению жители г. Москва, городов-миллионников и студенты. Больше всего доверяют телевидению

жители Северного Кавказа, сотрудники органов государственной власти, лица старше 55 лет и военнослужащие [7].

В результате с традиционными СМИ кандидату тоже нужно работать, ориентация исключительно на новые медиа в России еще никогда не приводила к победе на выборах. В связи с этим медиа сопровождение с помощью традиционных СМИ должно стать важным элементом избирательной кампании любого уровня. Причем нужно использовать не только телевидение, но и газеты, радио. Представляется, что это особенно актуально на выборах муниципального или регионального уровня, где граждане лучше знают кандидатов и предпочитают получать информацию об их деятельности из такого рода источников.

Согласно данным информационно-аналитического доклада «Российское общество после президентских выборов-2018: запрос на перемены», подготовленного Институтом социологии Российской Академии наук, в апреле 2018 г. отмечался невысокий уровень социальной напряженности среди граждан. Акцентируем внимание, что около 60% опрошенных утверждают, что напряженность в стране либо остается неизменной, либо снижается. Однако около 40% российских граждан отметили рост напряженности. При этом в пределах конкретной местности своего проживания граждане видели ситуацию еще более спокойной. Россияне также склонны оценивать ситуацию в месте своего проживания более оптимистично, чем в стране в целом. Больший оптимизм наблюдается и в оценке ситуации по региону. Ситуацию как катастрофическую оценило лишь 6% респондентов.

Весьма значительный интерес представляет динамика того, как российские граждане оценивают вероятность протестных выступлений. Институт социологии РАН предложил анализ по данным за 2007-2018 гг., и эти данные указывают на то, что «градус напряженности» в российском обществе рос с 2007 по 2009 гг., однако, к 2018 году снизился всего до 5%, что меньше показателей 2007 года (8%). При этом выросла доля респондентов, которые считали, что протестные выступления маловероятны.

Медиа постепенно превращаются в ключевой фактор победы на выборах. В перспективе именно «новые медиа» будут оказывать наибольшее влияние, и поэтому кандидатам нужно активно заниматься их освоением, что позволит значительно улучшить свой имидж среди избирателей и обеспечить качественную обратную связь [18; 19; 20].

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что существенных изменений на политическом поле современной России в среднесрочной перспективе не прослеживается, следовательно, на выборах в Государственную Думу РФ (осень, 2021 г.) победят преимущественно парламентские партии. При этом возможно незначительная ротация среди партийных кандидатов и одномандатников. Некоторые, так называемые «новые партии», весьма вероятно преодолеют ограничительные барьеры и будут иметь свое представительство в законодательных органах власти.

Литература

1. Башкатов Д.А., Береговая А.С., Никонов К.С. Таргетированная реклама в социальных сети «Вконтакте» как стратегия продвижения политика, на примере В.В. Жириновского // Кронос: общественные науки. 2019. №1(15).

2. Более 60% россиян смотрят телевизор почти каждый день, показал опрос // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20180514/1520486867.html (дата обращения 06.04.2021).

3. Госдума приняла поправку об обязанности соцсетей блокировать запрещенный контент // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4626414 (дата обращения 12.04.2021).

4. Информационные вбросы в преддверии выборов // Известия. URL: https://iz.ru/705757/angelina-galanina/informatcionnye-vbrosy-v-preddverii-vyborov (дата обращения 12.04.2021).

5. Куракин Н.О. Новейшие тренды интернет-технологий на выборах депутатов ГД ФС РФ 18 сентября 2016 г. // Pro Nunc. Современные политические процессы. 2016. №1.

6. Нестерчук О.А., Арутюнов А.Г., Тюленёва А.М. Региональные избирательные кампании в контексте обеспечения политической стабильности и актуальных практик субъектов РФ // PolitBook. 2021. №1.

7. Опрос: телевидению доверяют 23% россиян // Полит.ру. URL: https://polit.ru/news/2020/10/27/tvopros/ (дата обращения 12.04.2021).

8. Политическая реклама: кто и как обходит закон? Часть 1 // Центр Сулакшина. URL: https://rusrand.ru/analytics/poNticheskaya-reklama-kto-i-kak-obhodit-zakon-chast-1 (дата обращения 11.04.2021).

9. Раджапова Н.С. Политические технологии в выборах 2018: игра теней // Образ будущего: 2030. Сборник тезисов IX Международной молодежной научной конференции. Москва, 2018.

10. Российское общество после президентских выборов - 2018: запрос на перемены // Институт социологии РАН. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Ros_obschestvo_posle_prezident_vyborov_2 018.pdf (дата обращения 12.04.2021).

11. Роскомнадзор продлил срок замедления Twitter // РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/05/04/2021/606ab6789a79473e7ea0e975 (дата обращения 22.04.2021).

12. Сковиков А.К. Электоральная активность женщин и интересы правящего класса Украины // Женщина в российском обществе. 2012. №3(64).

13. Telegram-каналы Россия: Политика // Telegram Analytics. URL: https://tgstat.ru/politics (дата обращения 22.04.2021).

14. Тимошенко В.И., Салыков Д.Н. К теории партий и партийных систем // PolitBook. 2016. №2.

15. Шумилов А.В. Манипулирование выборами в странах «молодых длемократий» // В^ник Одеського нацюнального уыверситету. Соцюлопя i пол^ичы науки. 2013. Т. 18. №2-3 (18).

16. Шумилов А.В. Факторы формирования электоральной политики в молодежной среде // PolitBook. 2012. №1.

17. Gerstle J., Nai A. Negativity, emotionality and populist rhetoric in election campaigns worldwide, and their effects on media attention and electoral success // European Journal of Communication. 2019. Vol. 34. №4.

18. Gunn E. Twitter as arena for the authentic outsider: exploring the social media campaigns of Trump and Clinton in the 2016 US presidential election // European Journal of Communication. 2017. Vol. 2. №1.

19. Sinpeng A., Gueorgiev D., Arugay A. Strong Fans, Weak Campaigns: Social Media and Duterte In The 2016 Philippine Election // Journal of East Asian Studies. 2020. Vol. 20. №3.

20. Stier S., Bleier A., Lietz H., Strohmaier M. Election Campaigning on Social Media: Politicians, Audiences, and the Mediation of Political Communication on Facebook and Twitter // Political Communication. 2018. Vol. 35. №1.

References

1. Bashkatov D.A., Beregovaya A.S., Nikonov K.S. Targetirovannaya reklama v sotsial'nykh seti «Vkontakte» kak strategiya prodvizheniya politika, na primere V.V. Zhirinovskogo // Kronos: obshchestvennye nauki. 2019. №1(15).

2. Bolee 60% rossiyan smotryat televizor pochti kazhdyi den', pokazal opros // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/20180514/1520486867.html (data obrashcheniya 06.04.2021).

3. Gosduma prinyala popravku ob obyazannosti sotssetei blokirovat' zapreshchennyi kontent // Kommersant". URL: https://www.kommersant.ru/doc/4626414 (data obrashcheniya 12.04.2021).

4. Informatsionnye vbrosy v preddverii vyborov // Izvestiya. URL: https://iz.ru/705757/angelina-galanina/informatcionnye-vbrosy-v-preddverii-vyborov (data obrashcheniya 12.04.2021).

5. Kurakin N.O. Noveishie trendy internet-tekhnologii na vyborakh deputatov GD FS RF 18 sentyabrya 2016 g. // Pro Nunc. Sovremennye politi-cheskie protsessy. 2016. №1.

6. Nesterchuk O.A., Arutyunov A.G., Tyuleneva A.M. Regional'nye izbiratel'nye kampanii v kontekste obespecheniya politicheskoi stabil'nosti i aktual'nykh praktik sub"ektov RF // PolitBook. 2021. №1.

7. Opros: televideniyu doveryayut 23% rossiyan // Polit.ru. URL: https://polit.ru/news/2020/10/27/tvopros/ (data obrashcheniya 12.04.2021).

8. Politicheskaya reklama: kto i kak obkhodit zakon? Chast' 1 // Tsentr Sulakshina. URL: https://rusrand.ru/analytics/politicheskaya-reklama-kto-i-kak-obhodit-zakon-chast-1 (data obrashcheniya 11.04.2021).

9. Radzhapova N.S. Politicheskie tekhnologii v vyborakh 2018: igra tenei // Obraz budushchego: 2030. Sbornik tezisov IX Mezhdunarodnoi molo-dezhnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 2018.

10. Rossiiskoe obshchestvo posle prezidentskikh vyborov - 2018: zapros na peremeny // Institut sotsiologii RAN. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Ros_obschestvo_posle_prezident_vyborov_2 018.pdf (data obrashcheniya 12.04.2021).

11. Roskomnadzor prodlil srok zamedleniya Twitter // RBK. URL: https://www.rbc.ru/society/05/04/2021/606ab6789a79473e7ea0e975 (data obrashcheniya 22.04.2021).

12. Skovikov A.K. Elektoral'naya aktivnost' zhenshchin i interesy pravyashchego klassa Ukrainy // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2012. №3(64).

13. Telegram-kanaly Rossiya: Politika // Telegram Analytics. URL: https://tgstat.ru/politics (data obrashcheniya 22.04.2021).

14. Timoshenko V.I., Salykov D.N. K teorii partii i partiinykh sistem // PolitBook. 2016. №2.

15. Shumilov A.V. Manipulirovanie vyborami v stranakh «molodykh dlemokratii» // Visnik Odes'kogo natsional'nogo universitetu. Sotsiologiya i politichni nauki. 2013. T. 18. №2-3(18).

16. Shumilov A.V. Faktory formirovaniya elektoral'noi politiki v molodezhnoi srede // PolitBook. 2012. №1.

17. Gerstle J., Nai A. Negativity, emotionality and populist rhetoric in election campaigns worldwide, and their effects on media attention and electoral success // European Journal of Communication. 2019. Vol. 34. №4.

18. Gunn E. Twitter as arena for the authentic outsider: exploring the social media campaigns of Trump and Clinton in the 2016 US presidential election // European Journal of Communication. 2017. Vol. 2. №1.

19. Sinpeng A., Gueorgiev D., Arugay A. Strong Fans, Weak Campaigns: Social Media and Duterte In The 2016 Philippine Election // Journal of East Asian Studies. 2020. Vol. 20. №3.

20. Stier S., Bleier A., Lietz H., Strohmaier M. Election Campaigning on Social Media: Politicians, Audiences, and the Mediation of Political Communication on Facebook and Twitter // Political Communication. 2018. Vol. 35. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.