Научная статья на тему 'Выбор транспортных агрегатов для технологических процессов береговой сплотки леса'

Выбор транспортных агрегатов для технологических процессов береговой сплотки леса Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
280
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор транспортных агрегатов для технологических процессов береговой сплотки леса»

ВЫБОР ТРАНСПОРТНЫХ АГРЕГАТОВ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ БЕРЕГОВОЙ СПЛОТКИ ЛЕСА

А. А. КАМУСИН, профессор, зав. кафедрой транспорта леса МГУЛа,

С.Ю. М ИХ АЙ ЛЕ НК О, аспирант кафедры

Процесс береговой сплотки заключается в общем случае в выполнении комплекса технологических и переместительных операций. Состав операций и последовательность их выполнения определяют природнопроизводственные условия конкретного берегового склада. Однако во всех случаях удельный вес переместительных операций в общей продолжительности цикла сплотки леса и транспортировки пучка к месту укладки (в плот, штабель, судно) или сброски на воду весьма значителен. Поэтому эффективность работ по береговой сплотке во многом определяется правильным выбором подъемно-транспортного оборудования.

В настоящее время установились два основных направления, базирующиеся на применении принципиально различных технических средств для выполнения переместительных операций, а именно:

- мобильные машины (транспортные, сплоточно-транспортные и сплоточно-транс-портно-штабелевочные агрегаты);

- грузоподъемные машины в комплексе с различным вспомогательным оборудованием.

Первое направление уже получило широкое распространения. К настоящему времени это направление располагает большой группой механизмов (ЛТ-185А, ЛТ-159,

ЛТ-84А, ЛР-166 и др.), а также современными и более совершенными агрегатами. Все они создавались по принципу агрегатирования базовой тяговой машины (трактора или автомобиля) со специальным прицепом или полуприцепом (санного или колесного типа) для работы в навигационный и зимний периоды.

Второе направление развито на принципе использования грузоподъемного оборудования на береговых складах круглогодового действия.

Большое разнообразие природнопроизводственных условий работы береговых складов затрудняют определение оптимального набора механизмов с учетом конкретных условий. К числу задач оптимизации, которые необходимо решать при выборе оборудования для переместительных операций с береговой сплоткой древесины, могут быть отнесены следующие:

1. Тип оборудования (мобильные агрегаты, краны, грузоподъемные машины в комплексе с другим механизмами).

2. Агрегаты с требуемыми функциональными возможностями (транспортный, сплоточно-транспортный или сплоточно-транспортно-штабелевочный агрегат).

3. База агрегата (колесная или гусеничная и др.).

Некоторые из этих задач частично решаются путем логического анализа условий работы склада и функциональных возможностей оборудования.

Однако при таком анализе невозможно учесть динамику процесса, влияние предшествующих и последующих операций и еще целый ряд важных факторов. Для создания оптимальной производственной системы необходимо знать ее количественные и качественные закономерности, которые могут быть получены только в результате математического моделирования.

При моделировании процессов береговой сплотки леса все элементарные операции по характеру их воздействия на предмет труда были сведены к двум комплексным операциям или фазам, условно обозначенным как технологическая и транспортная. Каждая комплексная операция заключается в последовательном выполнении элементарных операций, имеющих единую цель и предназначенных для осуществления более или менее самостоятельной части процесса. В ходе выполнения технологической фазы изменяется структура, форма и размеры пакета лесоматериалов, и в результате получается готовая сплоточная единица - пучок. К транспортной фазе отнесены операции по захвату готового пучка, транспортировке его к месту укладки или сброски на воду и холостой ход транспортного средства.

Выявление комплексных операций позволило в значительной степени упро-

стить структуру процесса береговой сплотки. Все возможные варианты построения процесса были сведены к двум формализованным схемам, совмещенной и раздельной При совмещенной схеме все операции по сплотке и транспортировке пучков выполняют механизмами одного типа - сплоточнотранспортными агрегатами; при раздельной же схеме сплоточный механизм выполняет технологические операции, а транспортный агрегат отвозит готовые пучки.

Для формализованных схем методами исследования операции можно получить аналитические зависимости показателей качества функционирования процесса от его основных параметров, которые позволят решить конкретные задачи оптимизации, в том числе и задачи оптимизации выбора оборудования для переместительных операций.

В соответствии с выбранной методикой, критерием оптимальности приняты затраты, связанные с работой и простоями всех элементов рассматриваемой производственной системы, поэтому практические рекомендации по использованию результатов математического моделирования могут быть получены только путем техникоэкономических расчетов. Причем большое разнообразие природно-производственных условий не позволяют дать такие рекомендации однозначно. В этих условиях целесообразно определить границы эффективного применения того или иного оборудования.

Последовательность решения задач оптимизации по выбору оборудования для переместительных операций на примере определения границ оптимального применения агрегатов на гусеничной и колесной базе заключается в следующем.

В условиях увеличивающихся расстояний транспортировки пучков особенно остро встает проблема повышения скоростей движения сплоточно-транспортных агрегатов и транспортных агрегатов, так как время на перемещение пучка и обратный ход агрегатов начинает доминировать в общей продолжительности цикла. Гусеничные агрегаты в силу своих конструктивных особенностей не могут обеспечить существенного увеличения скорости, поэтому при определенном расстоянии транспортировки пучков их применение становится неэффективным. Агрегаты на колесной базе обладают гораздо большими возможностями в отношении скоростей движения. Однако они, как правило, дороже гусеничных машин и имеют более низкую проходимость.

Поэтому задача определения зон оптимального (по расстоянию транспортировки пучков и объемам сплотки на складе) применения агрегатов на гусеничной и колесной базе требует решения и необходимости разработки алгоритма.

Таким образом, для решения этой задачи необходимо разработать алгоритм. В качестве исходных данных можно использовать технические и эксплуатационные характеристики серийного и перспективного оборудования. С учетом условий поставленной задачи, за варьируемые переменные можно принять расстояние транспортировки пучков и сменный объем сплоточных работ (от него легко перейти и к годовому грузообороту склада).

При решении задачи фиксированные значения сменной производительности поточной линии ц./, позволят определить значения критерия оптимальности

X (мО -/(/) и З'Ьи) = ./(/), где Зг, Зк - затраты при использовании агрегатов соответственно на гусеничной и колесной базе; / - расстояние транспортировки пучков.

По результатам расчетов строят графики зависимостей. Совокупность точек, полученных при различных значениях параметров, определяют границу зон оптимального применения агрегатов на гусеничной или колесной базе.

Аналогично можно решать и другие задачи оптимизации выбора оборудования для переместительных операций по береговой сплотке. Для этого требуется дополнительные исследования и фактические материалы по лесопромышленным предприятиям с береговой сплоткой леса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.