ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ СХЕМ РАБОТЫ АГРЕГАТОВ ДЛЯ СПЛОТКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ПУЧКОВ НА БЕРЕГОВЫХ СКЛАДАХ
A.A. КАМУСИН, профессор, зав. кафедрой транспорта леса МГУЛа, A.A. БРОННИКОВ, аспирант кафедры
Применение сплоточно-транспортных средств на береговых складах оказывает существенное влияние на повышение всего комплекса работ по формированию лесосплавных пучков и плотов. В связи с запрещением молевого лесосплава объемы береговой сплотки будут возрастать. Увеличение объемов сплотки приводит к возрастанию транспортной работы по перевозке пучков и пачек из сортиментов или хлыстов от мест их формирования до плотбища к местам укладки в плот или штабель. На сплоточно-транспортных работах предприятий используют специализированные агрегаты следующих типов: В-43, ЛТ-159, ЛТ-158, ЛТ-84А, В-69, ЛР-166, ЛР-165 и другие. Применение агрегатов на береговой сплотке во всех случаях имеет большую эффективность по сравнению с трелевочными тракторами. Агрегаты используют на предприятиях с резко отличающимися природно-производственными условиями и в различных технологических схемах.
К природно-производственным условиям можно также отнести объем пучка, расстояние транспортировки, наличие дорог и другие факторы.
На береговых складах агрегаты выполняют операции по следующим основным схемам: «лесонакопитель - плот - вода - буферный склад», «буферный склад -вода» и другие.
Эти схемы включают весь комплекс сплоточно-транспортных работ и рабочие, обслуживающие агрегат, обычно входят в состав бригады раскряжевочно-
сортировочного потока. Например, на многих плотбищах Северо-Двинского, Вычегодского бассейнов агрегаты заняты только транспортировкой готовых пучков. В этом случае пучки речного типа формируют и обвязывают непосредственно в лесонакопителях. В Камском бассейне пучки формируют трелевочными тракторами, на котором установлены упоры и бухты с обвязочным материалом. По этой схеме работы пучок после сплотки остается у лесонакопителей сортировочного конвейера. В Ангаро-Енисейском бассейне применяют следующую схему, агрегат, забрав пачку круглых лесоматериалов из лесонакопителя, транспортирует ее к торцовочно-обвязочному устройству, а затем перемещает пучок к месту его укладки.
Анализ структуры циклов агрегатов на базе гусеничных и колесных тягачей, проведенный по результатам хрономет-ражных данных показывает, что доля времени на выполнение транспортных операций по отвозке пучков в зависимости от расстояний от 24 % до 82 % у гусеничных и от 18 % до 68 % у колесных агрегатов. Общая продолжительность цикла у колесных агрегатов в 1,5-3 раза меньше чем у гусеничных. По данным хронометражных наблюдений построены графики зависимости времени холостого и грузового ходов, продолжительности циклов с обвязкой и без обвязки пучков от расстояния транспортировки, которые приведены на рис. 1 для гусеничных, а на рис. 2 для колесных -сплоточно-трелевочного агрегатов.
144
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2000
480
960
1440
1920 Э.м
Рис. 1. Зависимости: 1 - го =А.Ь); 2 - = /(5); 3-гг =/(,<?); 4-гх =/(<>), где?г-время грузового хода, мин; /х- время холостого хода, мин; Го - продолжительность цикла с обвязкой, мин: г. -продолжительность цикла без обвязки, мин; 5 - расстояние транспортировки, м
1920 5,м
Рис. 2. Зависимости: 1 - /, =/[5"); 2 - /в = /(5); 3
Выбор оптимальной схемы работы агрегатов выполняют по минимальному значению затрат Ц. При заданной производительности потока Пт и известной производительности агрегата Па, а также известных эксплуатационных затрат в смену потока Ст и агрегата Са величина затрат составит
(вн+м) птк '
где В = Ст/Са; Н - число сортировочных конвейеров, шт.; М - число агрегатов, шт.;
Ц =
Пт - производительность конвейера, м /см; К - коэффициент использования конвейера, который определяется по формуле
К
1 +
8
\ + a{\ + ag)
где g
-Е
п.
Величина параметра а в этой формуле равна
а :
и
1,
где tn - общая продолжительность цикла, мин.; ¿з - продолжительность захвата пучка, мин.
Анализ расчетов по этим формулам показывает, что с увеличением В, загрузка агрегата уменьшается.
При малых значениях параметра В независимо от наличия резервных лесонакопите-лей агрегаты используют ниже своих возможностей. Поэтому крупным резервом повышения показателей эффективности является концентрация работ на береговых складах. Подтверждается это и фактическими результатами анализа работ на действующих лесопромышленных предприятиях по береговой сплотке. Улучшение показателей работы потоков на 10-15 % достигается, например, только за счет подготовки пучков у конвейеров, но с обязательной заменой лесонакопителя каким-либо другим устройством для приема лесоматериалов. Сформированный пучок, находясь в лесо-накопителе. является причиной остановки сортировочного конвейера и всего потока. Значительные резервы имеются у агрегатов на базе колесных тягачей. Помимо снижения эксплу-тационных затрат, они повышают пропускную способность системы. Так, если один колесный агрегат заменит по производительности на два гусеничных, при этом производительность системы возрастает на 8-15 % за счет параметра уменьшения загрузки, который влияет на величину коэффициента К.
Внедрение на предприятиях оптимальных схем работы и агрегатов позволит повысить эффективность работы всего комплекса по береговой сплотке леса.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2000
145