Научная статья на тему 'Выбор стратегии выживания компаний после пандемии'

Выбор стратегии выживания компаний после пандемии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
863
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономический кризис 2020 года / государственная поддержка бизнеса / стратегическое управление / антикризисная программа / стратегии выживания / socio-economic crisis of 2020 / state support for business / strategic management / anti-crisis program / survival strategies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киргизова Наталья Петровна, Дурынин Вячеслав Викторович

пандемия изменила реальный мир, обнажила многие проблемы и усугубила начавшийся социально-экономический кризис. Экономики практически всех стран мира серьезно пострадали. И в этих условиях, в условиях возвращения к нормальному укладу жизни, особую актуальность приобретают вопросы, как с наименьшими потерями сохранить бизнес, какую в связи с этим выбрать стратегию развития, на какую государственную помощь можно рассчитывать?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOOSING A STRATEGY FOR COMPANIES ' SURVIVAL AFTER THE PANDEMIC

the pandemic changed the real world, exposed many problems, and aggravated the socio-economic crisis that had begun. The economies of almost all countries in the world have been severely affected. And in these conditions, in the conditions of returning to a normal way of life, the questions of how to save business with the least losses, what development strategy should be chosen in this regard, and what state assistance can be counted on?

Текст научной работы на тему «Выбор стратегии выживания компаний после пандемии»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

УДК 378.01(045)

ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ КОМПАНИЙ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

CHOOSING A STRATEGY FOR COMPANIES ' SURVIVAL AFTER

THE PANDEMIC

Киргизова Наталья Петровна, старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, ФГКВОУ ВО «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного», г. Санкт-Петербург, Россия, natalya-kirgizova@yandex.ru

Дурынин Вячеслав Викторович, доцент, кандидат технических наук, ФГКВОУ ВО «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного», г. Санкт-Петербург, Россия

Natalya P. Kirgizova, senior researcher, candidate of pedagogical sciences, Military Telecommunications Academy, Saint Petersburg, Russia , natalya-kirgizova@yandex.ru

Vyacheslav V. Durynin, associate professor, candidate of technical sciences, Military Telecommunications Academy, Saint Petersburg, Russia

Аннотация: пандемия изменила реальный мир, обнажила многие проблемы и усугубила начавшийся социально-экономический кризис. Экономики практически всех стран мира серьезно пострадали. И в этих условиях, в условиях возвращения к нормальному укладу жизни, особую актуальность приобретают вопросы, как с наименьшими потерями сохранить бизнес, какую в связи с этим выбрать стратегию развития, на какую государственную помощь можно рассчитывать?

Summary: the pandemic changed the real world, exposed many problems, and aggravated the socio-economic crisis that had begun. The economies of almost all

countries in the world have been severely affected. And in these conditions, in the conditions of returning to a normal way of life, the questions of how to save business with the least losses, what development strategy should be chosen in this regard, and what state assistance can be counted on?

Ключевые слова: социально-экономический кризис 2020 года, государственная поддержка бизнеса, стратегическое управление, антикризисная программа, стратегии выживания.

Keywords: socio-economic crisis of 2020, state support for business, strategic management, anti-crisis program, survival strategies.

Казалось совсем недавно, в 2008-2009 году мы переживали тяжелый финансово-экономический кризис. Но то, что мир столкнется с такими серьезными испытаниями, вызванными пандемией коронавируса, не мог предсказать ни один аналитик. Карантинные меры и закрытие границ, безусловно, благотворно повлияли на сдерживание и дальнейшее не распространение COVI19. Однако негативно отразились на развитии экономики и бизнеса, привели к падению доходов населения, естественному снижению потребительского спроса, породили безработицу. О масштабах разрушительного влияния COVI19 на мировую экономику мы подробно писали в предыдущей статье.

Сегодня, мы наблюдаем усиление связи государства и бизнеса в различных странах. Правительствами многих стран предпринимаются беспрецедентные меры по поддержанию бизнеса, экономики и социальной сферы. Рассмотрим это на примерах.

По данным ООН, коронавирус может нанести мировой экономике ущерб в 1 трлн. долларов США и затормозить рост мирового ВВП на 1,9%. В России на борьбу с последствиями коронавируса выделено 300 млрд. рублей. Об этом 17 марта заявил премьер-министр Михаил Мишустин.

Часть из этих средств пойдет на поддержку российского бизнеса. Среди первоочередных мер:

1. Отмена до 1 мая контрольно-надзорных мероприятий, в том числе налоговых и таможенных. Исключение — внеплановые проверки по причине причинения вреда жизни.

2. Расширение для малого и среднего бизнеса программы льготного кредитования и возможностей реструктуризации. Ставка по кредитам, которые рефинансируются по старому лимиту в 175 млрд. рублей, сокращается до 4% при максимальной ставке в 8,5%. Мера также предполагает докапитализацию региональных микрофинансовых организаций (с апреля 2020 года им выделяется дополнительно 500 млрд. рублей) и рост размера выдаваемых субсидий.

3. Временная отсрочка платежей за аренду государственного и муниципального имущества.

4. Возможная трехмесячная отсрочка уплаты страховых взносов для малого и среднего бизнеса.

5. Налоговые каникулы для туриндустрии и авиаперевозчиков на квартал. Меру планируется расширить также на малый и средний бизнес.

6. Приостановка процедур банкротств по инициативе кредиторов для компаний из пострадавших отраслей.

7. Субсидирование ставок кредитов для компаний, формирующих стратегические торговые запасы.

8. Покрытие ущерба транспортных компаний, связанного с невозвратными тарифами по авиаперевозкам и вывозом граждан из-за рубежа.

9. Отсрочка до полугода выплат дивидендов госкомпаниями.

10. Отмена ограничений на въезд грузового транспорта торговых сетей в города.

11. Возможность онлайн-продажи безрецептурных препаратов.

12. Покрытие убытков спортивных учреждений.

13. Докапитализацация для лизинговых компаний.

14. Обнуление ввозных пошлин для перечня товаров (на утверждении).

15. Возможное ограничение экспорта по ряду позиций.

Однако, по мнению отраслевых бизнес-объединений, этого недостаточно. Например, ими предлагается рассрочку уплаты налогов и социальных сборов продлить до августа-сентября, мораторий на проверки — до 2021 года, оплату больничных осуществлять за счет средств Фонда социального страхования. Кроме того, бизнес-сообщества предлагают выделить госсубсидии на аренду частных площадей.

Агентство стратегических инициатив считает необходимым в число мер поддержки также включить пролонгацию действия лицензий и аккредитаций до 1 сентября. А Торгово-промышленная палата — снизить ставку НДС для малых и средних предприятий до 10%, запретить блокировку банковских счетов до полной стабилизации ситуации. «Деловая Россия» считает также необходимым отменить штрафы, не связанные с угрозой жизни.

На восстановление китайского бизнеса выделено 79 млрд. долларов США. 10 февраля Центробанк выделил банкам Китая льготных кредитов на 300 млрд. юаней (около 43 млрд. долларов). Существенно увеличен фонд государственных займов для бизнеса (1,7 трлн. юаней), понижена кредитная ставка на 0,05-0,10%, отменены выплаты пени, вводятся отсрочки платежей выплат по кредитам, снижены ставки налогов и аренды (в первую очередь из сфер транспорта, туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса). Например, от НДС полностью освобождены логистические и курьерские компании, доставляющие гражданам необходимые для жизни товары.

Министерство торговли Китая также выпустило документ, обязывающий местные власти помогать компаниям с иностранным капиталом. Кроме того, в задачи местных властей входит оптимизация административных процедур для упрощения входа иностранных инвесторов на китайский рынок.

Для восстановления экономики правительство Италии планирует потратить 340 млрд. евро (374 млрд. долларов США). 8 марта было объявлено,

что любой компании, выручка которой сократилась более чем на 25%, будет предоставлен налоговый кредит. Ранее же были продлены сроки сдачи налоговых деклараций. Дополнительно в марте был утвержден план помощи бизнесу на 25 млрд. евро, предполагающий льготное кредитование и субсидирование наиболее пострадавших компаний, а также ипотечные и налоговые каникулы.

На поддержку экономики Америка предполагается выделить 850 млрд. долларов США. Среди мер поддержки бизнеса — льготные кредиты со сроком погашения до 30 лет по ставкам 3,75% для малого бизнеса и 2,75% для некоммерческих предприятий. Также на срок в три месяца для малого и среднего бизнеса вводятся налоговые каникулы. Помимо этого, предложено уменьшить до 0% payroll tax как для работников, так и для работодателей.

В марте 2020 года правительство Испании объявило, о выделении 4 млрд. евро на борьбу с коронавирусом. Среди мер поддержки бизнеса: шестимесячная беспроцентная рассрочка по выплате налогов, что, по словам премьера страны Педро Санчеса, «позволит влить 14 млрд. евро в производственную систему» страны.

Правительство Германии разработало пакет мер для спасения немецкой экономики на 610 млрд. евро. Господдержка в первую очередь коснется сфер авиаперевозок, туризма и ресторанного бизнеса. Меры поддержки включают:

• государственные гарантии по кредитам;

• правительственные кредиты с фондом в 550 млрд. евро (605 млрд. долларов США);

• гранты с суммарным фондом в 10 млрд. евро.

Правительство Франции выделит на поддержку экономики 500 млрд.

евро (550 млрд. долларов США). Еще 45 млрд. выделит Париж. 2 млрд. выделено для поддержки ресторанов и туристического сектора. Среди мер поддержки — государственные гарантии до 90% по кредитам для малого и среднего бизнеса. Помимо прочего, отменены штрафы за задержки выполнения госконтрактов компаниями, пострадавшими от коронавируса.

Последние также получат отсрочку по уплате налогов и выплат в социальные фонды.

Правительством Великобритании выделено 350 млрд. фунтов стерлингов на поддержку пострадавшего от коронавируса бизнеса и населения, что составляет более 15% британского ВВП и более трети годового бюджета страны. Среди мер поддержки бизнеса:

• льготные кредиты;

• снижение налогов для ретейлеров и представителей индустрии гостеприимства;

• помощь компаниям в выплате пособий и больничных тем, кто оказался в самоизоляции;

• налоговые каникулы сроком на 1 год для представителей микробизнеса в индустрии досуга;

• гранты для малого бизнеса в размере не менее 3 тыс. фунтов стерлингов. Пабам, клубам и театрам выделены разовые гранты в размере до 25 тыс. фунтов стерлингов. Другой малый бизнес может рассчитывать на разовые гранты в размере до 10 тыс. фунтов стерлингов.

Помимо прочего, 11 марта уровень ключевой ставки был снижен в три раза с 0,75% годовых до 0,25% годовых. Рассматривается возможность снижения НДС и освобождения бизнеса от уплаты муниципального налога.

На восстановление экономики правительство Японии выделит 193 млрд. долларов США, из них 20 млрд. уже сейчас выделены на кредитование малого и среднего бизнеса.

Все приведенные показатели позволяют сделать вывод о том, что экономика и бизнес становятся ближе к государству. Государство может выступать в качестве «спасательного круга» для урегулирования кризисной и посткризисной ситуации. И как не парадоксально, лучше и эффективнее с этим справляются страны с централизованной моделью экономики, примером тому может быть Китай. Поэтому модель устойчивого бизнеса после кризиса будет основана на близости к государству. Антонио Фаллико в интервью

газете «Коммерсант» отмечает: «Нынешний кризис стал очередным актом драмы, начавшейся в 2008-2009 годах, когда сломалась господствовавшая глобальная экономическая модель, и она не поддавалась реанимации в качестве монопольной и единственно возможной. Новая экономика, которая вырастет из пепла пандемии, должна основываться на других принципах, должна радикально измениться. Я вижу ее открытой, ориентированной на ответственное и социальное развитие, поставленной на службу человеку».

Таким образом, можно констатировать, что продуктивный результат в экономическом развитии показывают страны ориентированные на социально-экономическое развитие жизни общества.

Полагаю, рассуждения об эффективной экономической модели посткризисного периода могут быть предметом исследования следующих статей. А сейчас хотелось бы от общего перейти к частному, а именно - меры предпринимаемые государством в поддержке бизнеса, как мы отмечали, беспрецедентны, но далеко не достаточны. Многие компании, чтобы как-то справиться с ситуацией в экстренном режиме перестраивают бизнес-процессы: фокусируются на онлайн-продажах, сокращают объемы производства, отправляют работников в отпуска, а главное пытаются найти ответ на главный вопрос: как нивелировать последствия пандемии, так, чтобы выжить. В этих условиях компании стоят перед выбором дальнейшего пути развития и выбором стратегии выживания.

Обратимся к теории менеджмента. В условиях кризиса компаниям не зависимо от их размера, необходимо провести антикризисную работу, включающую, как мы уже отмечали, анализ и сравнение с докризисным периодом финансовых показателей и объема продаж, определение целей, плана и задач, и, наконец, выбор стратегии. Все это возможно при создании антикризисной команды. Крупные компании для этих целей используют внутренние резервы (кризис-менеджеров), средние, обычно нанимают профессионалов. Стратегия антикризисного управления позволяет установить:

- каким образом компании могут противостоять изменениям внешней среды;

- с помощью, каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.

С чего же лучше всего начать антикризисные мероприятия? Большинство практиков предлагают первым шагом определить базовую стратегию, адекватную рыночной ситуации, состоянию бизнеса и возможностям и целям компании.

Например, стратегия экспансии, предполагающая расширение на своих и смежных рынках. Данная стратегия применима для компаний, которые оказали «на гребне волны» в период пандемии. К ним относятся, Интернет-сервисы, службы доставки, интернет-продажи, фармацевтические компании и другие.

Еще одной эффективной стратегией является стратегия прорыва, которая предполагает делать ставку на новую технологическую разработку, товар-продукт или рыночную возможность. При этом все ресурсы компании вкладываются в эту разработку. В последнее время мы все чаще говорим о цифровизации, много интересных разработок к области микробиологии (в частности открытие вакцины от пандемии и.т.д.).

Следующая стратегия - стратегия выхода из бизнеса. Специфическая стратегия, в рамках которой предпринимаются меры для изъятия прибыли и ее максимизации любой ценой. Сокращаются инвестиции, прекращается воспроизводство и увеличивается износ активов — всё в целях увеличить сумму, полученную от продажи и изъятия средств.

Существует ее нелегитимная версия — наращивание долгов, изъятие-вывод средств и активов и последующее (управляемое) банкротство.

И наконец, стратегия сохранения бизнеса. Это самая распространенная стратегия, когда компания не просто сохраняет и развивает ключевые функции и компетенции, но и их носителей — сотрудников. Одновременно компания избавляется от второстепенных и непрофильных функций,

процессов, активов. Возможна даже частичная или полная консервация активов. Расширение присутствия и рост объемов происходит после восстановления роста экономики.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что любой кризис это не только экономический спад производства и безработица, это время для поиска новых стратегий и способов развития бизнеса. Пандемия актуализировала необходимость цифровизации и внедрения новых технологий, меняющих операционные процессы в бизнесе. Карантинные меры позволили в режиме онлайн повысить свое профессиональное образование, на онлайн курсах преподаватели-практики продемонстрировали возможности новых

направлений в бизнесе. Оптимальная стратегия выживания в современных условиях, «идти вперед», пассивная стратегия «выжидания», приведет только к краху. Хотелось бы закончить статью словами известными всем: «Дорогу осилит идущий».

Литература

1. Антонио Фаллико: Мировая экономика выйдет из пепла пандемии другой // Коммерсант, 22.04.2020. www.kommersant.ru

2. Белостоцкая Н. Меры государственной поддержки бизнеса в период коронавируса. www. kachesnvo.pro

3. Какие меры для поддержки экономики вводили в разных странах в связи с коронавирусом, 20 апреля 2020 г. www.tass.ru

4. Киргизова Н.П. Анализ факторов экономического кризиса 2020 года // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» № 9/2020. URL: https://stud.net.ru/anaHz-faktorov-ekonomicheskogo-krizisa-2020-goda

5. Коротков Э.М. Стратегия и тактика в антикризисном управлении, Москва: «ИНФРА-М», 2007 г.

6. Поддержка малого и среднего бизнеса в связи с коронавирусом в 2020 году. www.ria.ru

References

1. Antonio Fallico: The world economy will emerge from the ashes of a pandemic. Kommersant, 22.04.2020. www.kommersant.ru

2. Belostotskaya N. Measures of state support of business in the period of coronavirus. www. kachesnvo.pro

3. What measures to support the economy were introduced in different countries in connection with the coronavirus, April 20, 2020. www.tass.ru

4. Kirgizova N. P. (2020). Analysis of the factors of the economic crisis of 2020. Scientific and educational magazine for students and teachers «StudNet», No. 9. URL: https://stud.net.ru/analiz-faktorov-ekonomicheskogo-krizisa-2020-goda

5. Korotkov E. M. (2007). Strategy and tactics in anti-crisis management, Moscow: INFRA-M.

6. Support for small and medium-sized businesses in connection with coronavirus in 2020. www.ria.ru

© Киргизов;! Наталья Петровна, Столыпинский вестник 2/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.