Научная статья на тему 'ВЫБОР СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА'

ВЫБОР СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПЛАН АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бажин А.С., Чамбайшин Е.М., Подорванова А.С.

В статье рассматриваются экономические особенности прохождения состояния экономического кризиса коммерческими организациями. Показаны основные механизмы, при помощи которых, компании в сложный экономический период могут сохранять финансово-экономическую устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

исследования данных спортивных показателей студентов в среде SPSS // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 6 (18). С. 25.

7. Муллинов Д.О., Винокуров А.С., Баженов Р.И. Разработка в среде SPSS регрессионной модели рынка автомобилей // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 6 (18). С. 24.

8. Лагунова А.А., Муллинов Д.О., Баженов Р.И. Применение программной среды SPSS для исследования данных психологических методик // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5446 (дата обращения: 24.06.2015).

9. Муллинов Д.О., Баженов Р.И. Разработка в среде eviews регрессионной модели рынка гаражных помещений г. Биробиджана // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 1 (13). С. 43.

10.Пронина О.Ю., Баженов Р.И. Исследование методов регрессионного анализа программной среды eviews // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 1 (13). С. 45.

Бажин А. С. доцент

кафедра управления персоналом и экономики труда

Чамбайшин Е.М. студент

направление подготовки «Управление персоналом»

Подорванова А. С.

студент

направление подготовки «Управление персоналом» Дальневосточный федеральный университет

Россия, г. Владивосток ВЫБОР СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

КРИЗИСА

Аннотация. В статье рассматриваются экономические особенности прохождения состояния экономического кризиса коммерческими организациями. Показаны основные механизмы, при помощи которых, компании в сложный экономический период могут сохранять финансово-экономическую устойчивость.

Ключевые слова: экономический кризис, антикризисная стратегия, адаптация, план антикризисных мер, организация

На сегодняшний день для передовых экономистов уже не секрет, что глобальный экономический кризис - это явление, случающееся с периодическим постоянством. При этом предугадать наступление кризиса практически невозможно, поскольку факторов, которые могут его запустить, слишком много. Оттого компании разрабатывают «стратегии выживания»,

чтобы при наступлении экономического кризиса сохранить своё существование. После «депрессии» 2008 года такие меры начали применяться и в России. Рассмотрим же основные секреты и факторы данных стратегий.

Экономические кризисы, как мировые, так и локальные, были, есть и будут всегда. Оттого все предприятия должны в обязательном порядке побеспокоиться о возможности своего «выживания» в самые тяжелые времена [6, с. 23]. Для начала нужно воспринимать глобальный кризис, как своеобразную «очистку» экономики, проходящую путём естественного отбора самых жизнестойких представителей бизнеса во всех его сферах [1, с. 18]. Потому что, в отличие от локального, мировой кризис ставит все предприятия в одинаковые условия перед возникшими трудностями. В истории бизнеса есть множество примеров разорения передовых «гигантов» и успешного выживания средних компаний с ограниченными возможностями в условиях «депрессии». Ведь экономический кризис - это спад любого производства из-за низкой покупательной способности потребителей [5, с. 33]. И в таких условиях перед всеми предприятиями ставятся три задачи:

- сохранить имеющиеся позиции на рынке и уровень производства всех или хотя бы основных товаров - для этого разрабатывается «оборонительная антикризисная стратегия»;

- поиск новых способов реализации своей деятельности, быстрая адаптация к сложившимся условиям - как правило, мировой кризис является «переходным» этапом от старых принципов экономики на новые, которые ещё формируются, и главная задача предприятия - быстро войти в новую «струю»;

- рост прибыли компании - независимо от того, является кризис «застоем» или «распадом» экономики, хозяйственная жизнь всё равно сохраняется, и потребитель тоже есть, но стоит отметить, что увеличение прибыли возможно лишь при выполнении первых двух задач [4, с. 3].

Важно учитывать, что каждая экономическая «депрессия» по-своему уникальна, так как причины и условия её возникновения всегда разные [5, с. 56]. Соответственно, план антикризисных мер для предприятий с разным видом деятельности и возможностями тоже индивидуален, но общие задачи у всех одни. И реализовываться они должны в строгом порядке: оборона -адаптация - рост. Для этого используются стратегические решения, которые разделяются на определенные категории.

Финансовые решения. В докризисных условиях работы предприятия, как правило, позволяют себе жить на «широкую ногу», выделяя финансирование на проекты, филиалы, отделы и прочие издержки, которые не играют важной составляющей роли для деятельности компании. К таким расходам можно отнести, например, обширный автопарк, явно завышенное количество работников или филиалов, элитный офис, щедрые премиальные

и многое другое. Просто работникам компании (начиная от руководителей высшего звена и заканчивая рядовыми сотрудниками) так удобнее выполнять свою повседневную работу. В обычных условиях это вполне допустимая роскошь, но во время экономического кризиса руководство должно быть готово принимать радикальные меры.

Однако перед тем, как осуществлять меры по оптимизации расходов, нужно видеть не какое-то абстрактное число, полученное «котловым» методом подсчёта, а иметь добытую системным подходом финансового анализа информацию по конкретным затратам. В противном случае можно получить неэффективную «экономию на скрепках», которая не только не снизит уровень затрат, но и ухудшит показатели производительности [3].

Перед началом принятия финансовых решений экономист должен провести подробный анализ для выявления финансовых резервов, утечек и прибылей компании. Нужно чётко установить расходы:

- обязательные для сохранения прежнего уровня производства;

- второстепенные, от которых можно избавиться;

- обязательные расходы, которые можно минимизировать.

Затем формируется бюджетный план и осуществляется его внедрение. Расходные части, которые требуют немедленного анализа:

- размещение компании - офисы, здания, гаражи, земельные участки;

- производственные мощности деятельности компании -технические средства, использование программного обеспечения, закупка расходных материалов;

- реализация сбыта предлагаемой продукции - реклама, транспортировка, магазины, филиалы;

- денежные операции - банки, кредиты, займы, инвестирование, спонсорство, зарплаты;

- организационная структура предприятия - штат сотрудников, количество руководителей, отделов, дочерних предприятий;

- взаимодействие с другими организациями - партнёрские соглашения, слияния, присоединение;

- Цели компании - текущие и будущие проекты.

Самое главное при формировании бюджета - привлекать руководителей, отвечающих за тот или иной сектор, для определения более эффективных методов оптимизации расходов. Таким образом, в реструктуризации фонда заработной платы должен принимать участие HR-директор, за производственные мощности отвечать начальник производства, за реализацию продукции - руководитель сбыта и т.д. К примеру, одним из популярных методов экономии является сокращение расходов на интернет. Но если компания занимается изучением и анализом какой-либо информации, то подобная экономия лишь снизит производительность, так как интернет является главным источником данных [3].

Также к финансовым решениям относится не только экономия, которая при грамотном анализе может составлять 20-50% без потери уровня производительности. Оптимизация позволит лишь переждать некоторое время упадка покупательской способности у производителя. Но постепенное «проедание» финансового ресурса может привести к банкротству компании. Поэтому ещё одним фактором является активное использование финансовых инструментов как источника дохода. Имеется ввиду известный принцип «деньги должны делать деньги». Здесь могут иметь место новые, ранее не привлекающие руководство компании инвестиции, начало финансирования новых проектов, покупка ценных бумаг и т.д.

Маркетинговые решения. Для начала нужно уточнить, что маркетинг не является рекламой. Это система мер, предназначенная для решения проблемам производства и сбыта продукции. Поскольку потребительские способности резко изменились, отдел маркетинга составляет план развития деятельности компании, как для сохранения имеющихся позиций, так и для захвата новых рынков сбыта.

Для осуществления маркетинговых решений осуществляется:

- изучение рынков сбыта, потребительских способностей и потребностей;

- анализ экономических, политических, технологических, социальных, международных факторов, влияющих на производство и сбыт продукции;

- исследование текущего состояния компании, её возможностей, потребностей, эффективности;

- выявление конкурентов, их доли в контроле над рынком, стратегии, уязвимости, возможности;

- выдвижение новых целей и задач, их оценка и установление иерархии;

- становление методов целевых сегментаций (разделений) рынка (в случае снижения потребительских возможностей важно обеспечить потребности каждого потребителя по отдельности, для чего и осуществляется разделение рынка);

- анализ стратегических альтернатив;

- принятие и реализация решений для охвата рынка.

Маркетинговая стратегия не является планом немедленных мер, а

устанавливает общие направления, продвижение по которым должно обеспечить желаемый рост эффективности работы предприятия. К таким мерам могут относиться изменения условий производства, дополнительное обучение персонала по сбыту, заключение партнёрских договоров с конкурентами, корпоративная атака на них или, наоборот, избегание, а также множество других мер [2].

Как и в случае с финансовыми решениями, в процессе реализации маркетинговой стратегии высшее руководство компании должно

демонстрировать гибкость суждений и творческий подход к возможным нововведениям. К примеру, «гигант» американского автопрома General Motors не смог пережить финансовый кризис 2008 года и объявил банкротство в 2009 из-за неспособности сократить количество своих филиалов и заключить партнёрские соглашения с некоторыми из своих конкурентов для использования их производственных мощностей [6].

Организационные решения. Нередко в условиях кризиса необходимо прибегать к изменениям организационно-правовой формы, структуры производства и управления компанией, а также состава штатного персонала. Например, для сохранения своего существования в особо сложные периоды экономического кризиса компаниям приходится объединять свои производственные мощности, осуществлять слияния компаний в одну, поглощать предприятия из альтернативных сфер деятельности, чтобы расширить свои возможности на рынке. Иногда приходится и, наоборот, присоединяться к более жизнестойким конкурентам [4, с. 8].

Ещё одна возможность - осуществить перестановку руководительского состава, если в новых условиях их методы управления не эффективны. Как правило, такие меры предпринимаются для внедрения людей со «свежим взглядом» на организацию производства компании. Другим распространенным вариантом является сокращение персонала. Нередко это приводит к снижению расходов до 30%, а также становится возможностью обновления кадров.

Одним из примеров организационных решений является ООО «Рекламное агентство Лаяда». Вследствие эффективных действий были не только сохранены позиции на рынке, но и снижены расходы на 60%. Достичь такого результата удалось благодаря переводу всех сотрудников на удалённый метод работы. Теперь все специалисты, вне зависимости от рода занятий, работали на дому, поддерживая рабочую связь через интернет. После отказа от аренды офиса, обслуживания технических средств, а также увольнения ряда сотрудников, в которых больше не было необходимости (уборщица, охранники, мастера техподдержки и другие), расходы предприятия значительно сократились, ведь все остальные траты оставшиеся специалисты несли самостоятельно. При этом уровень зарплат работников был сохранён на прежнем уровне и появилась возможность ввести гибкие системы скидок для привлечения клиентов.

Поэтому организационная структура работы компании иногда может оказать решающую роль в выживании предприятия, без изменения сферы деятельности.

Инновационные решения. Так как осуществлять инновации в условиях мирового экономического кризиса достаточно непросто, поскольку опасно финансировать рискованные идеи и проекты, то для эффективной работы предприятия руководство должно быть готово к непрерывным обновлениям и улучшениям техники, технологии и организации труда, товарной и

рыночной политики. Как показала практика финской компании Nokia, из десяти инноваций только одна оказывается успешной, но готовность профинансировать любую идею окупает расходы на неудавшиеся [2]. Однако внедрять инновации в условиях кризиса имеет смысл только в случае экономической стабильности или при наличии внушительного финансового резерва компании.

Каждая компания самостоятельно определяет стратегию выживания, основываясь на своих уникальных особенностях производства. Но главными качествами для формирования долгосрочных решений, в первую очередь, должен обладать руководитель предприятия. И чтобы в условиях экономической нестабильности и быстро меняющейся конъюнктуры рынка всегда оставаться «на плаву», ему нужно уметь предугадывать возможные проблемы, всегда быть готовым к неожиданным изменениям в методах производства и уметь подстраиваться под новую рыночную политику. Так, выживание в условиях глобального экономического кризиса - это не только способность держаться на плаву, но и осуществлять постоянный поиск новых способов реализации, первым вносить трансформации в процессы деятельности, чтобы постоянно увеличивать прибыль своей компании. А четыре стратегических решения, которые будут присутствовать в любом антикризисном пакете, являются основой для формирования долгосрочных стратегических проектов.

Использованные источники:

1. Ильин А. Школа выживания в условиях экономического кризиса. / А. Ильин. - Москва: Изд-во Эксмо-Пресс. 2001. - 178 с.**6

2. Маркетинговая стратегия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.center-yf.ru**7

3. Оптимизация затрат в условиях экономического кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grossbuhp.kz**8

4. Economic Sciences / Z. Kucerova: Bulletin of the Transilvania University of Brasov - Vol. 3 (52) - 2010. - 10**1

5. Final Report of the National Commission on the Causes of the Financial and Economic Crisis in the United States / Official Government Edition U.S.A., 2011. - 662**2

6. Financial crisis: Theory and Practice / Ramirez, D.; D. Ceballos; K. Cortez and M. Rodriguez: American Economic Review, 2008. - 149**3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.