Научная статья на тему 'Выбор стратегии развития текстильной промышленности Тайваня'

Выбор стратегии развития текстильной промышленности Тайваня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / INTERNATIONAL ECONOMICS / LIGHT INDUSTRY / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яо Шинь-чуань

Проведен анализ развития текстильной промышленности Тайваня. Разработаны основные элементы стратегии развития текстильной промышленности Тайваня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF DEVELOPMENT STRATEGY OF THE TEXTILE INDUSTRY IN TAIWAN

Development of the textile industry of Taiwan is analyzed. Key elements of a strategy for developing textile industry in Taiwan are elaborated.

Текст научной работы на тему «Выбор стратегии развития текстильной промышленности Тайваня»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

ЯО ШИНЬ-ЧУАНЬ

президент Тайваньского института текстильной промышленности,

г. Тайбэй

ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТАЙВАНЯ

В период перехода Тайваня от сельскохозяйственной экономики к промышленно развитой текстильная промышленность была признана приоритетной. Это послужило базой для развития других отраслей промышленности Тайваня, ускорило темпы роста всей его экономики.

В развитии текстильной промышленности Тайваня в послевоенное время выделяется шесть этапов (реконструкция, развитие, экспортная экспансия, рост, зрелость и трансформация), которые, по существу, корреспондируются с направлениями стратегического развития всей экономики, начиная от самодостаточности, сопровождаемой экспортной экспансией, и заканчивая индустриальной модернизацией и трансформацией. В условиях развитой конкуренции отрасли промышленности используют различные стратегии развития с целью завоевания конкурентных преимуществ. Учитывая изменение экономических условий, которое привело к смене используемых ресурсов и применяемых технологий, можно сказать, что текстильная промышленность Тайваня прошла в своем развитии путь от трудоемкого до капиталоемкого производства. В результате она стала более конкуренто-

способной, особенно в таком трудоемком производстве, как производство одежды и аксессуаров.

Основной особенностью текстильной промышленности Тайваня, которую необходимо учитывать при разработке стратегии дальнейшего ее развития, является ее замкнутый характер — от первичного сырья до готовых изделий. В то же время из-за недостатка природных ресурсов в Тайване химическое волокно стало преобладающим сырьем. Хорошо развитая нефтехимическая промышленность полностью обеспечивает производство химического волокна, что способствует дальнейшему развитию всей текстильной промышленности Тайваня. Однако поскольку Тайвань испытывает недостаток нефти, его текстильная промышленность весьма восприимчива к проблемам с ее поставками, что необходимо учитывать при разработке стратегии ее развития.

Следует отметить, что, сталкиваясь с конкуренцией, нужно в зависимости от поставленной цели выбрать одну из трех конкурентных стратегий, описанных М. Портером1. При этом существуют общие условия, наличие которых необходимо для достижения стратегических целей (табл. 1).

Таблица 1

Требования к технологии и ресурсам для реализации стратегий

Стратегия Ресурсные и технические условия

Лидерство затрат Большие капитальные вложения со свободным доступом к капиталу. Технология конвейерного производства. Жесткий контроль за работой персонала. Легкая для производства продукция. Низкозатратная система распределения

Дифференциация Большие маркетинговые возможности. Технология ручного производства. Инновации. Устойчивая инфраструктура НИОКР. Компания должна обладать репутацией производителя высококачественной продукции или технологического лидера

Концентрация Комбинация вышеупомянутых стратегий, которая способствует достижению стратегических целей

© Яо Шинь-Чуань, 2007

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Кроме того, для выбора и обоснования стратегии развития текстильной промышленности Тайваня следует применить теорию жизненного цикла товара. Так, в период индустриального развития многие отрасли промышленности после стремительного преодоления стадии роста вступают в относительно умеренную стадию, т.е. стадию зрелости. В стадии зрелости все больше и больше конкурентов соперничают за долю рынка. Потребители также могут изменить свои предпочтения и выбрать новые марки товаров. К тому же и конкуренты, и потребители уделяют большее внимание цене и качеству обслуживания. Увеличившиеся объемы производства или качество рабочей силы в данной стадии не являются решающим фактором экономического роста, так как в контексте усилившейся международной конкуренции будут иметь преимущества изменения в производстве, продажах и НИОКР. Прибыль предприятий может снизиться, тем самым подталкивая промышленность к организационным преобразованиям и внедрению научно-технических достижений. Организационная структура промышленности также подвергается изменениям в стадии зрелости и приобретает интернациональный характер. Это, в свою очередь, поддерживает конкурентное преимущество компаний.

Основное условие для интернационализации отраслей промышленности состоит в том, что фирмы в целях получения экономических выгод могут объединиться на международном рынке, что позволит им добиться конкурентных преимуществ за счет глобализации. Существует четыре основных источника глобальных преимуществ: традиционное сравнительное преимущество; экономия на масштабах производства; преимущества, вызванные дифференцированием продукции; общественный характер товаров под влиянием рыночной информации и технологии. Обычно эти факторы взаимодействуют друг с другом. Например, экономия на масштабах производства является основанием для выхода на внешний рынок, что, в свою очередь, приведет к экономическим выгодам.

Наиболее важные тенденции в условиях глобализации состоят в том, что она нивелирует экономические различия (доходы, затраты на производство и распределение)

между развитыми странами и новыми индустриальными странами (НИС). Кроме того, мобильность технологий позволяет большему количеству конкурентов (включая НИС) осуществлять инвестирование и внедрять современное оборудование.

В рамках этих тенденций в последние два десятилетия появились новые индустриальные страны, использующие традиционные преимущества (дешевая рабочая сила или природные ресурсы), что позволило им успешно участвовать в конкурентной борьбе при производстве текстиля, игрушек, обуви и т.д. Со временем в новых индустриальных странах получили развитие и капиталоемкие отрасли промышленности (например, судостроение, производство стали и химического волокна). Отдельные страны, экономика которых была менее развита (страны АСЕАН, Китайская Народная Республика, Индия, страны Латинской Америки и т.д.), в результате изменений условий производства также постепенно создали конкурентоспособную текстильную промышленность и стали конкурировать с развитыми странами и НИС.

В настоящее время производство текстиля промышленного назначения в Тайване находится в начальной стадии. Таким образом, необходимо продолжать исследования, направленные на разработку новых изделий, совершенствование производства, расширение системы продаж и маркетинга. В первую очередь нужно определить величину внутреннего спроса и потенциальных рынков для экспорта продукции, а затем следует выбрать виды продукции, наиболее отвечающие спросу. Даже в том случае если уровень экспорта текстиля промышленного назначения, изготовленного из синтетического волокна (главным образом используемого в других отраслях), не превысит уровень экспорта иных видов текстильной продукции, он, тем не менее, будет вносить существенный вклад в активное торговое сальдо и способствовать получению экономических выгод национальной экономикой.

Стратегия развития текстильной промышленности Тайваня должна исходить из принципов «улыбающейся кривой» (рис.), а также сосредоточиться на создании добавленной стоимости для расширения пределов возможностей и увеличения значимости текстильной промышленности в национальной экономике.

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

ЯО ШИНЬ-ЧУАНЬ

Инновации / исследования Производство Достоверность/сервис/торговая марка и разработки / дизайн

Цепочка образования потребительской стоимости Стратегия развития текстильной промышленности Тайваня

Таблица 2

Плановые показатели экономического развития текстильной промышленности Тайваня

Показатель 2000 г. 2010 г.

Общая стоимость продукции, выпущенной предприятиями текстильной промышленности, млрд новых тайваньских долларов 554 650

Объем расхода волокна в процессе, 1 тыс. т 3750 4600

Внутренний спрос на волокно, 1 тыс. т 360 450

Потребление волокна на человека, кг 17,1 18,7

Экспортная стоимость текстиля, млрд дол. 15,6 25,0

Средняя экспортная стоимость ткани, дол./т 4650 6000

Показатель строительства для планирования бизнес-ресурсов (ERP) на 0,1 млрд новых тайваньских долларов, % — 80

Коэффициент производства различного химического волокна, % 14 60

Коэффициент использования текстиля для производства одежды, обивочного текстиля и технического текстиля, % 80:10:10 60:20:20

Общий объем производства химического волокна, 1 тыс. т 3250 4150

Источник: Taiwan Industrial Outlook, 2003.

Учитывая особенности текстильной промышленности, которая уже прошла стадию зрелости, некоторые производители текстильной продукции приняли стратегию глобализации с ее мобильностью ресурсов и технологий, использовали сравнительные преимущества, например размещая заводы в местах с более низкими производственными издержками. Все это создало благоприятные условия для развития текстильной промышленности во вновь возникающих производственных базах (Китайская Народная Республика, страны АСЕАН, Центральной и Южной Америки) при уменьшении экономических различий между развитыми странами, НИС (Тайвань, Южная Корея, Сингапур и Бразилия) и слаборазвитыми странами. План развития текстильной промышленности

Тайваня основывается на общей стратегии конкурентоспособности (табл. 2).

Согласно концепции, предложенной Ротвеллом и Зегвельдом2, с развитием S-образного классического жизненного цикла товара может произойти замещение уходящих с рынка товаров новыми, выявление их свойств, технологическая модернизация или продление стадии зрелости в производстве текстильной продукции, что должно привести к следующему жизненному циклу данной промышленности.

Примечания

1 Porter M.E. Competition strategy. Taipei, 1998.

2 Rothwell R., Zegveld W. Reindustrialization and technology. Longman, Harlow, 1985.

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.