Научная статья на тему 'Выбор стратегии бюджетирования для предприятий жилищно-коммунального хозяйства'

Выбор стратегии бюджетирования для предприятий жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ЖКХ / BUDGETING OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ / FUNCTIONAL BUDGETS / ПРИНЦИП "ОТ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ" / PRINCIPLES "FROM THE REPORT ON FINANCIAL RESULTS" / БЮДЖЕТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BUDGETS OF INCOMES AND EXPENSES BY TYPES OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брагина Г.Н.

В статье представлены обоснования в пользу выбора системы бюджетирования по принципу «от отчета о финансовых результатах», представлены функциональные бюджеты, создаваемые по такому принципу. Кроме того, показаны недостатки применения данной модели бюджетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTING BUDGET STRATEGY FOR HOUSING AND UTILITIES

The article presents the rationale for choosing a budgeting system based on the "from the financial results report", and presents the functional budgets created according to this principle. In addition, the disadvantages of using this model of budgeting are shown

Текст научной работы на тему «Выбор стратегии бюджетирования для предприятий жилищно-коммунального хозяйства»

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

УДК 336.1

ВЫБОР СТРАТЕГИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО-

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Брагина Г.Н., д.э.н., доцент, ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,

e-mail: bragina174@mail.ru

Аннотация

В статье представлены обоснования в пользу выбора системы бюджетирования по принципу «от отчета о финансовых результатах», представлены функциональные бюджеты, создаваемые по такому принципу. Кроме того, показаны недостатки применения данной модели бюджетирования.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, бюджетирование ЖКХ, функциональные бюджеты, принцип «от отчета о финансовых результатах», бюджеты доходов и расходов по видам деятельности.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) - одна из крупнейших отраслей российской экономики, представляющая собой многофункциональный комплекс, который включает взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. По мнению А.П. Суходолова, «жилищно-коммунальное хозяйство - это совокупность предприятий, служб и хозяйств, призванных обеспечить населению комфортное проживание путем предоставления жилищно-коммунальных услуг, отвечающих современным стандартам качества»1. Л.Д. Шестакова также выделяет такую функцию жилищного хозяйства, как «доведение жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) до непосредственных потребителей»2. На наш взгляд, целесообразно присоединиться к мнению А.П. Суходолова, поскольку сущность понятия определяется им достаточно четко и полно.

Производственная структура ЖКХ в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности, ключевыми из которых являются жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод3.

Рассмотрение выбора стратегии бюджетирования обусловлено необходимостью разработки методических положений к прогнозированию и планированию деятельности, разработке эффективной системы бюджетирования на предприятиях ЖКХ.

Бюджетирование - один из инструментов обеспечения обоснованности управленческих решений на предприятии. Бюджетирование является технологией планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме, который выполняет различные функции внутрифирменного планирования (прогнозирование, контроля и координации планов).

При разработке системы бюджетирования управляющих компаний ЖКХ необходимо учитывать наличие нормативно-правовой базы отрасли. В частности, одним из важнейших нормативно-правовых актов является Жилищный кодекс РФ4. К специальному законодательству отрасли относится Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»5, Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»,

Постановление Правительства РФ «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»6, ряд других нормативно-правовых и подзаконных актов.

Норма закона декларирует основным источником поступлений в оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, оплату собственником за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос за капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги7.

Характер управленческого вознаграждения на предприятиях отраслей ЖКХ обусловлен порядком денежных притоков. В этой связи, для предприятий ЖКХ остается актуальным вопрос о внедрении системы экономического планирования и бюджетирования. Система бюджетирования предприятий ЖКХ представляет собой процесс разработки и организации выполнения операционного и финансового бюджета.

По нашему мнению, бюджетирование на предприятиях ЖКХ призвано связывать стратегическое управление с оперативным. Поэтому цикл мероприятий по внедрению эффективной системы бюджетирования должен включать следующую цепь взаимозависимых событий: на первом этапе проводится разработка классификаторов бюджетирования, затем проводится классификация затрат по признакам. Далее необходимо определить тип хозяйственных операций и документально оформить их. Относительно выделенных хозяйственных операций назначаются ответственные лица, которые определяют методы управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости. После этого руководителями центров ответственности разрабатываются внутренние положения и инструкции по бюджетированию.

Исходя из специфики деятельности предприятий ЖКХ, а также источников поступления финансовых ресурсов, можно выделить три основных функциональных бюджета: натурально-стоимостные, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. В их составе одно из ключевых мест занимают бюджет доходов и расходов, а также бюджет движения денежных средств. Основными показателями данных бюджетов являются выручка от оказания жилищно-коммунальных услуг, текущие затраты, прибыль, денежные притоки и оттоки. Последние должны быть систематизированы в рамках определенного календарного периода.

В составе натурально-стоимостного функционального бюджета выделяются бюджет закупок основных средств и нематериальных активов, и бюджет реализации основных средств и нематериальных активов. В бюджете доходов и расходов можно выделить три бюджета, характеризующих основные направления деятельности любого предприятия -финансовой, инвестиционной и прочей деятельности. Характеризуя состав бюджетов движения денежных средств, выделим бюджет поступлений и выплат по финансовой деятельности, бюджет поступлений и выплат по инвестиционной деятельности, бюджет поступлений и выплат по прочей деятельности.

Бюджеты, объединяемые натурально стоимостным блоком, формирует бюджет доходов и расходов по инвестиционной деятельности предприятия. Он, в свою очередь, составляет основу для бюджета поступлений и выплат по инвестиционной деятельности. Бюджет доходов и расходов по финансовой деятельности формирует бюджет поступлений и выплат по финансовой деятельности. В свою очередь, бюджет доходов и расходов по прочей деятельности формирует бюджет поступлений и выплат по прочей деятельности соответственно. Наглядно соотношение видов функциональных бюджетов и взаимосвязь составляющих их бюджетов представлены на рисунке 1.

Такая взаимосвязь бюджетов обуславливает формирование бюджетной модели по принципу «от отчета о финансовых результатах». Основной смысл функционирования такой бюджетной модели заключается в сведении бюджетов таким образом, чтобы они давали окончательный финансовый результат деятельности компании - прибыль или убыток. Можно утверждать, что для предприятий малого и среднего бизнеса такая модель бюджетов является оптимальной и характеризуется комплексностью видения доходов и расходов компании, а также простотой системы бюджетирования.

Рис. 1. Модель бюджетирования, функционирующая по принципу «от отчета о финансовых результатах»

Однако необходимо отметить и ряд недостатков, характеризующих систему бюджетирования, построенную по принципу «от отчета о финансовых результатах», главным из которых является отсутствие балансировки между показателями бюджетов. В частности, наглядно не описана дебиторская и кредиторская задолженность. В целях нивелирования этого недостатка целесообразно вести бюджет задолженностей. Кроме этого, не описана процедура расчетов по налогу на добавленную стоимость: по какой стоимости отражать закупленные запасы в натурально-стоимостных бюджетах (с учетом НДС или нет) и как данные расчеты повлияют на другие налоговые бюджеты. Все эти недостатки можно преодолеть путем создания отдельных бюджетов. Все необходимые расчеты можно вести дополнительно и прилагать к основной бюджетной модели, в качестве управленческих отчетов.

Что касается крупных компаний, для них более приемлема балансовая бюджетная модель, в которой каждый бюджет подотчетен своему центру ответственности. Суть данного метода экономически сводится к подсчету оборотов по дебету и кредиту системы бухгалтерских счетов, на основании которых главный бухгалтер составляет баланс.

В целом внедрение системы бюджетирования по принципу «от отчета о финансовых результатах» в деятельность предприятий жилищно-коммунальной сферы позволит руководству получать информацию о текущей деятельности, а также финансовую информацию, с целью видения конечного результата деятельности предприятия ЖКХ и принятия обоснованных управленческих решений. Кроме этого, появится возможность

осуществлять комплексный анализ и мониторинг деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений.

Примечания

1 Суходолов А.П. Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области: состояние и проблемы // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - № 5 (73). - С. 46-56.

2 Шестакова Л.Д. Изменение качества жизни населения в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства (на примере Республики Саха (Якутия)): автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 23 с.

3 Портал Всероссийского научно- исследовательского института потребительского рынка и маркетинга. [Электронный ресурс]. - URL: www.vniiprim.ru/shop/cat_show.php?cat_id=40

4 Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057

5 О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства // Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69936

6 О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации // Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038 (ред. от 15.12.2017) [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154589

7 Ст.4 Жилищного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru/document/cons doc LAW 51057

SELECTING BUDGET STRATEGY FOR HOUSING AND UTILITIES

Bragina G.N., Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, South-Ural Institute of Management and Economics, e-mail: bragina174@mail.ru

Abstract

The article presents the rationale for choosing a budgeting system based on the "from the financial results report", and presents the functional budgets created according to this principle. In addition, the disadvantages of using this model of budgeting are shown.

Keywords: housing and communal services, budgeting of housing and communal services, functional budgets, principles "from the report on financial results", budgets of incomes and expenses by types of activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.