Научная статья на тему 'Бюджетирование в системе управления коммерческим предприятием'

Бюджетирование в системе управления коммерческим предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
972
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ БЮДЖЕТЫ / ОПЕРАЦИОННЫЕ БЮДЖЕТЫ / BUDGET / BUDGETING / FINANCIAL BUDGETS / OPERATIONAL BUDGETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимов Нозир Алиевич

Одним из наиболее эффективных инструментов современного планирования в системе управления коммерческим предприятием является бюджетирование. В статье рассматриваются основные понятия бюджетирования, осуществляется сравнение финансовых и операционных бюджетов, обозначены преимущества бюджетирования и управления на основе бюджетов, в том числе показаны принципы бюджетирования на предприятиях различных форм собственности. В статье обосновывается необходимость составления на предприятиях следующих финансовых бюджетов: бюджет движения денежных средств; бюджеты доходов и расходов; прогноз статей активов и пассивов баланса. Финансовые бюджеты являются прогнозами (планами) будущей финансовой отчетности. Бюджет продаж, по мнению автора, является начальным и основным этапом бюджетирования, который показывает плановые объемы реализации продукции (услуг, работ) в натуральном и стоимостном выражении. В статье также рассмотрены особенности стратегии развития фармацевтического предприятия, а также наиболее характерные операционные бюджеты данного предприятия. В фармацевтических предприятиях, по сравнению с другими промышленными предприятиями, большая доля затрат приходится на приобретение и содержание оборудования. В статье автор рассматривает затраты, отражаемые в бюджете продаж: на разработку лекарственных средств; на изготовление опытных образцов; на анализ опытных образцов; за проведение клинических исследований, приобретение образцов сравнения для клинических исследований, за страхование больных в клинике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETING IN THE CONTROL SYSTEM OF THE COMMERCIAL ENTERPRISE

One of the most effective instruments of modern planning in a control system of the commercial enterprise is budgeting. In article author considered basic concepts of budgeting; carried out comparison of financial and operational budgets; designated advantages of budgeting and management on the basis of budgets; showed including principles of budgeting at the enterprises of various forms of ownership. In article author justified need of drawing up at the enterprises of following financial budgets: budget of cash flow; budgets of the income and expenses; forecast of articles of assets and liabilities of balance. Financial budgets are forecasts (plans) of future financial statements. The budget of sales, according to the author, is an initial and main stage of budgeting which shows planned volumes of product sales (services, works) in natural and value terms. In article author also considered features of strategy of development of the pharmaceutical enterprise, and also the most characteristic operational budgets of this enterprise. In the pharmaceutical enterprises, in comparison with other industrial enterprises, the big share of expenses is the share of acquisition and the maintenance of the equipment. In article the author considered the expenses reflected in the budget of sales: on development of medicines; on production of prototypes; on the analysis of prototypes; for carrying out clinical trials, acquisition of models of comparison for clinical trials, for insurance of patients in clinic.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование в системе управления коммерческим предприятием»

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

ИБРАГИМОВ НОЗИР АЛИЕВИЧ

Самаркандский Институт экономики и сервиса, г. Самарканд, Республика Узбекистан, e-mail: ibragimov.nozir@gmail.com

Одним из наиболее эффективных инструментов современного планирования в системе управления коммерческим предприятием является бюджетирование. В статье рассматриваются основные понятия бюджетирования, осуществляется сравнение финансовых и операционных бюджетов, обозначены преимущества бюджетирования и управления на основе бюджетов, в том числе показаны принципы бюджетирования на предприятиях различных форм собственности. В статье обосновывается необходимость составления на предприятиях следующих финансовых бюджетов: бюджет движения денежных средств; бюджеты доходов и расходов; прогноз статей активов и пассивов баланса. Финансовые бюджеты являются прогнозами (планами) будущей финансовой отчетности. Бюджет продаж, по мнению автора, является начальным и основным этапом бюджетирования, который показывает плановые объемы реализации продукции (услуг, работ) в натуральном и стоимостном выражении. В статье также рассмотрены особенности стратегии развития фармацевтического предприятия, а также наиболее характерные операционные бюджеты данного предприятия. В фармацевтических предприятиях, по сравнению с другими промышленными предприятиями, большая доля затрат приходится на приобретение и содержание оборудования. В статье автор рассматривает затраты, отражаемые в бюджете продаж: на разработку лекарственных средств; на изготовление опытных образцов; на анализ опытных образцов; за проведение клинических исследований, приобретение образцов сравнения для клинических исследований, за страхование больных в клинике.

Ключевые слова бюджет, бюджетирование, финансовые бюджеты, операционные бюджеты.

Планирование как функция управления задает нужный динамизм менеджменту и всей деятельности хозяйствующего субъекта. Во многих опубликованных научных трудах, специальной литературе «план» отождествляется с термином «бюджет» [1; 2]. В рыночных условиях количественные показатели в планах идут рядом со стоимостными и это, на наш взгляд, отличает бюджеты современного хозяйствующего субъекта от планов предприятий в условиях административно-командной системы.

Мы придаем бюджетированию более широкий смысл и считаем правильнее будет, если дать определение бюджетированию как управление на основе бюджетов. Также можно согласиться и с тем, что бюджетирование является составной частью планирования, поскольку оно основывается на одни и те же источники информации, расчеты, прогнозы.

Различают финансовые бюджеты и операционные бюджеты. Рекомендуется на предприятиях составлять как минимум следующие финансовые бюджеты: бюджет движения денежных средств; бюджеты доходов и расходов; прогноз статей активов и пассивов баланса [3].

Финансовые бюджеты являются прогнозами (планами) будущей финансовой отчетности (Форма № 1 «Бухгалтерский баланс», Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах»...). Обычно, финансовые бюджеты составляются в конце процесса бюджетирования, они основываются на операционные бюджеты предприятия.

Разработка (составление) плана продаж является начальным и основным этапом бюджетирования. Предприятие, исходя из динамики продаж последних лет, проведенных маркетинговых исследований, прогнозов изменений рынка, перспективных планов потенциальных покупателей составляет план продаж. Общий объем продаж зависит от множества факторов и для любого предприятия жизненно важным являются продажи. Именно показатели бюджета продаж будут влиять на все последующие разрабатываемые бюджеты.

Бюджет продаж показывает плановые объемы реализации продукции (услуг, работ) в номенклатурном разрезе в натуральном и стоимостном выражении. В зависимости от запросов менеджмента показатели бюджета продаж могут быть детализированы или сгруппированы в разрезе покупателей, регионов.

N. A. IBRAGIMOV

Если предприятие выпускает разнородную продукцию, для целей анализа бюджет продаж может быть составлен по каждой продукции, в последующем составлен сводный бюджет продаж.

Обычно показатели бюджета продаж и последующих бюджетов рассчитываются в месячном разрезе с промежуточными квартальными и заключительными годовыми итогами.

Наиболее характерными операционными бюджетами фармацевтического предприятия являются:

- бюджет на разработку лекарственных средств и их регистрацию;

- бюджет затрат на производство;

- бюджет на сертификацию готовой продукции;

- бюджет закупок и заготовление сырья, материалов, реактивов;

- бюджет затрат на продвижение и реализацию продукции;

- бюджет административных расходов;

- бюджет финансовых расходов.

Как обычно успешное предприятие разрабатывает стратегию развития как минимум на 3-5 лет [1, с. 2]. Наличие стратегии развития для фармацевтического предприятия крайне важно, поскольку цикл организации производства и начало выпуска продукции весьма длителен - занимает ни один год. Лицензия на получение права занятия фармацевтической деятельностью выдается национальными органами после сертификации производственного комплекса по строгим международно признанным нормам обеспечения качества. Лекарственные средства принимаются к регистрации при наличии предприятия лицензии на фармацевтическую деятельность. Регистрируемые препараты должны быть изготовлены на собственных производственных комплексах, отработаны методы анализа качества лекарств. Процедура регистрации в уполномоченном органе проходит по стандартной, признаваемой Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) схеме и регистрация препаратов занимает не менее 8-12 мес. в зависимости от сложности состава лекарственного средства и методов анализа.

В бюджет на разработку лекарственных средств и их регистрацию включают: расходы на изготовление опытных образцов (необходимое количество для архива, для проведения анализов и исследований в уполномоченном для регистрации органе, для клинических исследований); расходы на анализ опытных образцов в испытательной лаборатории предприятия и в независимой сертифицированной лаборатории; выплаты за регистрацию уполномоченному органу, клинике за проведение клинических исследований, приобретение образцов сравне-

ния для клинических исследований, оплата за страхования больных в клинике.

При закупках и заготовлении сырья, материалов, реактивов дополнительными затратами, характерных для фармацевтической промышленности, являются стоимость образцов, отобранных для анализа и стоимость услуг уполномоченного органа по изучению соответствия характеристик образца данных сертификата производителя.

Особенностью затрат на производства предприятий фармацевтической промышленности является большая, по сравнению с другими промышленными предприятиями, доля вспомогательного оборудования: оборудование по производству и подачи сжатого пара, оборудование по обеспечению должной чистоты, температуры и влажности воздуха в производственных участках. Также является отличием фармацевтического производства наличие расходов на содержание отдела контроля качества (ОКК), одним из задач которого является проведение химических и микробиологических анализов на всех стадиях производственного процесса. Наиболее характерными статьями затрат такого рода являются расходы на реактивы, амортизация лабораторного оборудования, оплата труда специалистов, расходы на содержание архива выпущенной продукции.

Выпущенные из производства лекарственные средства размещаются в отдельный склад с присвоением статуса «Карантин» и отобранные образцы экспертом независимой лаборатории передаются на внешний анализ. Только лишь после получения сертификата качества они могут быть одобрены для гражданского обращения и реализованы. Бюджет расходов на сертификацию состоят из совокупности проводимых анализов за определенный период.

В составе админстративно-управленческих расходов фармацевтических предприятий особенно выделяются существенные затраты на выполнение требований международных стандартов менеджмента качества ISO (ISO 9001:2008, других стандартов) и GMP (Good Manufacturing Practice - Надлежащая Производственная Практика) ВОЗ и соответствующей директивы Европейского Сообщества. Это расходы на оплату труда работников отдела обеспечения качества (ООК), оплата услуг аудиторов международно сертифицированной компании, расходы на внутренние и внешние обучения работников, расходы на валидацию технологического оборудования, методов анализа и технологических процессов. Эти расходы включают постатейно в прочие административно-управленческие расходы.

В зависимости от миссии и задач компании, масштабов и специфических особенностей деятель-

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

ности, информационных потребностей владельцев и менеджмента, состав операционных бюджетов может быть укрупнен или детализирован. Главное -операционные бюджеты должны охватить все виды деятельности, направления затрат и источников поступлений.

Данные бюджетов служат информационным источником для составления Прогноза денежных потоков, бизнес-плана развития компании, принятия решения по привлечению финансовых средств.

В чем преимущества бюджетирования или управления на основе бюджетов?

Во-первых, с помощью финансовых бюджетов менеджмент компаний сможет спрогнозировать прибыль от текущей деятельности и от нового проекта, следовательно, принимать управленческие решения по расширению (сокращению) или поддержанию на нынешнем уровне текущего бизнеса, реализации нового проекта или отказа от него.

Во-вторых, через операционные бюджеты планируются объемы продаж и производства, переменные и постоянные затраты. Они служат системе управления информационной базой для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений по рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достижению высокого конечного результата.

В-третьих, бюджетирование способствует внедрению и укреплению рыночного подхода к организации бизнеса, где первичным является реализация (продажа). Не секрет, на отечественных предприятиях все еще действует производственный принцип, когда чаще всего производят продукцию, а потом думают, как ее реализовать. Бюджетирование должно начинаться с бюджета продаж и, основываясь на его показатели, составлять последующие бюджеты (планы).

В-четвертых, менеджмент получает возможность регулярно сравнивать фактические результа-

ты деятельности, получаемые от системы бухгалтерского учета, с бюджетами, выявлять отклонения. Анализ отклонений будет основой для подготовки и принятия регулятивных решений управления по закреплению положительных, устранению или снижению влияния отрицательных отклонений [1, с. 122].

Бюджетирование даст быстрый и ощутимый эффект, прежде всего, на производственных предприятиях и предприятиях сферы услуг. Оно также применимо и способствует улучшению финансовых результатов в других сферах экономики.

Реализация принципов бюджетирования на предприятиях различных форм собственности кардинально улучшить управление, повысить уровень его нацеленности на конечный финансовый результат и на повышение конкурентоспособности предприятия на внутренним и внешних рынках.

Литература

1. Шаховская Л. С., Хохлов В. В., Кулакова О. Г. Бюджетирование: теория и практика. М.: КНОРУС, 2009. С. 4.

2. Хруцкий В. Е., Хруцкий Р. В. Системы бюджетирования. Семь шагов по эффективной постановке бюджетирования. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 177.

3. Хруцкий В. Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 3.

References

1. Shakhovskaya L. S., Khokhlov V. V., Kulakova O. G. Byudzhetirovaniye: teoriya i praktika. M.: KNORUS, 2009. S. 4.

2. Khrutskij V. Ye., Khrutskij R. V. Sistemy byudzhetirovaniya. Sem' shagov po effektivnoj postanovke byudzhetirovaniya. M.: Finansy i statistika, 2007. S. 176.

3. Khrutskij V. Ye., Sizova T. V., Gamayunov V. V. Vnutrifirmennoye byudzhetirovaniye. M.: Finansy i statistika, 2002. S. 3.

* * *

BUDGETING IN THE CONTROL SYSTEM OF THE COMMERCIAL ENTERPRISE

IBRAGIMOV NOZIR ALIYEVICH Samarkand Institute of Economics and Service, Samarkand, Republic of Uzbekistan, e-mail: ibragimov.nozir@gmail.com

One of the most effective instruments of modern planning in a control system of the commercial enterprise is budgeting. In article author considered basic concepts of budgeting; carried out comparison of financial and operational budgets; designated advantages of budgeting and management on the basis of budgets; showed including principles of budgeting at the enterprises of various forms of ownership. In article author justified need of drawing up at the enterprises of following financial budgets: budget of cash flow; budgets of the income and expenses; forecast of articles of assets and liabilities of balance. Financial budgets are forecasts (plans) of future financial statements. The budget of sales, according to the author, is an initial and main stage of budgeting which shows

N. A. IBRAGIMOV

planned volumes of product sales (services, works) in natural and value terms. In article author also considered features of strategy of development of the pharmaceutical enterprise, and also the most characteristic operational budgets of this enterprise. In the pharmaceutical enterprises, in comparison with other industrial enterprises, the big share of expenses is the share of acquisition and the maintenance of the equipment. In article the author considered the expenses reflected in the budget of sales: on development of medicines; on production of prototypes; on the analysis of prototypes; for carrying out clinical trials, acquisition of models of comparison for clinical trials, for insurance of patients in clinic.

Key words: budget, budgeting, financial budgets, operational budgets.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.