Научная статья на тему 'Выбор стиля педагогического общения как важнейший фактор эффективности преподавания иностранного языка'

Выбор стиля педагогического общения как важнейший фактор эффективности преподавания иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВО / КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карчава О. В., Ефимова А. Н.

Данная статья посвящена вопросу значимости выбранного преподавателем стиля педагогического руководства для предмета иностранный язык. В статье дается характеристика основных стилей педагогического общения, а также раскрываются некоторые факторы, способствующие повышению эффективности преподавания иностранного языка и взаимодействия со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор стиля педагогического общения как важнейший фактор эффективности преподавания иностранного языка»

5. Бойденко В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап / В.И. Бойденко. - изд. 2-е. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.

6. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ 1997.

ВЫБОР СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© Карчава О.В.*, Ефимова А.Н.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

Данная статья посвящена вопросу значимости выбранного преподавателем стиля педагогического руководства для предмета иностранный язык. В статье дается характеристика основных стилей педагогического общения, а также раскрываются некоторые факторы, способствующие повышению эффективности преподавания иностранного языка и взаимодействия со студентами.

Ключевые слова педагогическое общение, стиль педагогического руководство, коммуникативная методика преподавания иностранного языка.

Особенностью современного этапа развития образования является приоритет человеческого фактора, усиление внимания к личности студента. Гуманизация образования - необходимое направление, которое продиктовано временем. Особое место в системе высшего образования отводится духовному и культурному росту личности, который, в свою очередь неизменно связан с изучением иностранных языков и потребностью в межкультурной коммуникации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что овладение иностранным языком является необходимым условием личностного роста и социализации студента. Реализация этого направления невозможна без решения проблемы формирования культуры общения у людей. Общение выступает как ценность образовательного процесса.

Деятельность преподавателя всегда строится по законам общения. Вне общения со студентом нет ни воспитания, ни обучения. В условиях современной высшей школы значение общения преподавателя и студента в процессе формирования личности значительно возрастает. А особенно важную роль в процессе общения между преподавателем и студентом играет коммуникативный аспект педагогического общения [1].

* Преподаватель кафедры Технического иностранного языка.

* Старший преподаватель кафедры Технического иностранного языка.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом высшей школы, входит организация продуктивного педагогического общения. И очень важно так организовать общение со студентами, чтобы этот неповторимый процесс состоялся наиболее эффективно. Значительную роль здесь играет, выбранный педагогом стиль общения. Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности преподавателя, является четкость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога - это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися. Именно поэтому стиль педагогического общения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности, а в целом и с педагогическим профессионализмом.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру преподавателя и его профессионализм [3].

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которая широко используется и на сегодняшний день. Итак, общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности, как студенческого коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к обучению и воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие воспитанников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Как показали исследования, педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание, неадекватность оценок, основанных лишь на показателях успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках учащегося, но при этом не принимает во внимание его

мотивы. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на занятии и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких коллективах, как правило, неблагополучная. Ролевая позиция этих педагогов объектная. Личность и индивидуальность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения - характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами студенческого коллектива. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля над деятельностью учащихся и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина у таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Педагог тогда оказывает воспитывающее воздействие на учащегося, когда он умеет (или научается, хотя это необычайно трудно) сопереживать, сочувствовать, проявлять чувство сопричастности, дифференцированно, интуитивно постигая реальное состояние того или иного студента. А эта выдающаяся способность подлинного воспитателя, если она у него, конечно, уже есть, в свою очередь сопрягается с другим свойством его личности - с умением ставить себя на место учащегося, видеть все происходящее не только своими глазами, непредвзято воспринимать его маленькие и большие проблемы, понимать порождающие их причины.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения педагога с учащимися -единственный реальный способ организации их сотрудничества.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны объективно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое внимание к учащемуся, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологи-

ческий климат в их коллективах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создаёт возможности для взаимной персонализации педагога и учащихся.

Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в «чистом» виде, вместе с тем в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с группами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль общения; позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия [4].

История методики преподавания иностранных языков насчитывает много попыток найти наиболее эффективный метод овладения языком. Коммуникативная методика базируется целиком и полностью на законах общения, язык в ней выступает как инструмент, обслуживающий это всепоглощающее и вездесущее явление человеческого бытия. Жизнь современного человека невозможно представить без общения. Общение отражает образ жизни людей, формирует и воздействует на их личность. И поэтому было бы нерациональным не использовать тех широких возможностей, которые присущи предмету иностранный язык для овладения нормами, законами и стратегиями общения [2].

Коммуникативный значит речевой, и соответственно коммуникативное обучение - это обучение речевой деятельности. Таким образом, главной задачей коммуникативного методического направления является научить студентов участвовать в речевой деятельности. Ведь, как известно, все чему обучается человек, он приобретает для того, чтобы использовать эти навыки в предстоящей деятельности. Также известно, что практическое применение знаний, навыков, умений основано на переносе, а успешность переноса зависит прежде всего от того, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти знания, навыки и умения предполагается использовать. Из вышесказанного следует, что готовить студентов к участию в процессе иноязычной коммуникации нужно непосредственно в условиях иноязычной коммуникации, созданных в аудитории. Это и определяет сущность коммуникативного обучения, которая заключается в том, чтобы процесс обучения являлся моделью процесса общения [5].

В связи с вышесказанным, мы можем сделать вывод о том, что обучение иностранному языку в контексте коммуникативной методики представляет собой имитацию реальных ситуаций общения, его в некотором смысле иг-

ровую «модель». И в этой «модели» действуют те же самые законы, что и в реальном общении. И большую роль здесь играет выбранный преподавателем стиль педагогического руководства. Сложно организовать общение на занятии по иностранному языку, руководствуясь авторитарными принципами, позицией диктаторства и психологическим давлением на учащихся. В данном вопросе приоритет должен отдаваться сотрудничеству и стремлению создать комфортную психологическую атмосферу на уроке. Очень важную роль играет и доброжелательное отношение преподавателя к учащимся, ведь ученые давно установили факт, что человек лучше всего запоминает то, что вызывает у него положительный эмоции. И напротив, наше сознание стремиться вытеснить те объекты, которые связаны со стрессом и чувством страха. Мы считаем, что самым оптимальным и уместным для преподавателя иностранного языка является демократический стиль педагогического руководства, так как именно он способствует активизации речевых умений и творческих способностей.

Список литературы:

1. Бодалев А.А. Психология общения [Текст]. - М.: Педагогика, 1983. -С. 44-46.

2. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М.Л. Вайсбурд. - Обнинск: Титул, 2001. - С. 7-8.

3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение [Текст]. - М.: 1979. - С. 75-78.

4. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов [Текст]. - М.: Академия, 2002. - С. 342-345.

5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М: Просвещение, 1991. - С. 5-10.

ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ ДЛЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Мартынова Е.А.*

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

В статье приведены принципы инклюзивного образования инвалидов, выработанные международным сообществом, и их отражение в

* Профессор кафедры Общей и профессиональной педагогики, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.