Научная статья на тему 'Педагогическое общение на уроке иностранного языка и автономность обучаемого'

Педагогическое общение на уроке иностранного языка и автономность обучаемого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
799
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамонина Г. Н.

Статья посвящена педагогическому общению в обучении и воспитании как инструменту воздействия на личность обучаемого. Автономность обучаемого в процессе изучения иностранных языков (на материале использования проектной технологии) рассматривается как один из обязательных критериев уровня владения изучаемым языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамонина Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Interaction in the Foreign Language Classroom and Lerners Autonomy

The article deals with the pedagogical interaction in the educational process as a tool of influence on the students personality. It also focuses on the development of learners autonomy in the project-based foreign language studies as one of the compulsory criteria for the level of language competence.

Текст научной работы на тему «Педагогическое общение на уроке иностранного языка и автономность обучаемого»

Г. Н. Шамонина

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И АВТОНОМНОСТЬ ОБУЧАЕМОГО

На сегодняшний день эффективная организация процесса педагогического общения призвана обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт между педагогом и обучаемым. К числу наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, относятся: организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений; преодоление разнообразных психологических барьеров, возникающих в процессе взаимодействия; перевод студентов из привычной для них позиции «ведомых» на позицию сотрудничества и превращение их в субъектов педагогического творчества.

Ведущим направлением современных исследований в сфере обновления теории и практики образования выступает личностный подход, который получил концептуальную разработку в трудах известных педагогов и психологов. Несомненная актуальность и эври-стичность личностной парадигмы образования привлекают все большее число исследователей. Однако на деле образовательная практика, складывающаяся сегодня в высшей школе, еще далека от идеалов полноценного личностного роста обучаемых, что стимулирует поиск новых образовательных технологий1.

Иностранный язык (ИЯ) как учебный предмет обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления студентов. На современном этапе развития болгарской системы образования социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачи развития личности учащегося, усиления гуманистического содержания обучения, наиболее полного раскрытия воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого обучаемого. Поэтому не случайно, что основным объектом обучения ИЯ в новой образовательной парадигме является личность студента, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении иноязычной речевой деятельностью.

Признавая приоритет психологической науки как базисной с точки зрения подхода к человеку и обучения его иноязычной речи, остановимся на проблеме педагогического общения в учебной деятельности по овладению изучаемым языком как инструмента воздействия на личность обучаемого и развития автономии студентов. При этом уровень автономии, самостоятельности, в процессе изучения иностранных языков рассматривается как один из обязательных критериев оценки уровня владения изучаемым языком.

Очень важно в этой связи упомянуть о таком разделе возрастной психологии, как «акмеология» (от греческого «акмэ» — период наивысшего расцвета человеческой личности), родоначальником которого является Н. А. Рыбников, и который впоследствии развивался Б. Г. Ананьевым и его учениками (Е. И Степановой и др.). Данный раздел психологии занимается проблемами зрелой личности. Вслед за Н. А. Рыбниковым акмеологию стали

© Г. Н. Шамонина, 2008

определять как «науку о зрелости, вершинах человеческой деятельности»2. Однако содержание акмеологии, как следует из самого определения, не исчерпывается только проблемами обучения — эти вопросы входят в данный раздел психологической науки как существенные, но все же частные моменты. Поэтому, говоря об обучении, мы предпочитаем оставаться в рамках устоявшегося термина «педагогика», но рассматриваем при этом педагогические проблемы расширенно — в свете акмеологии, т. е. говорим об обучении взрослого человека, или зрелой личности. Существуют различные взгляды на периодизацию зрелости. В данном исследовании мы придерживаемся точки зрения Дж. Беррена, который подразделяет зрелость на раннюю (17-25 лет), собственно зрелость (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет)3. Процесс обучения в соответствии с университетскими бакалаврскими и магистерскими программами охватывает первые два этапа зрелости.

В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Например, А. Н. Леонтьев определяет педагогическое общение как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива»4. Педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть «условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся»5.

Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, связанных с индивидуальными качествами педагога. Ответ на вопрос о том, какой из стилей общения является оптимальным, не может быть однозначным. Если придерживаться традиционного критерия классификации ролей участников педагогического процесса, то необходимо выбирать между авторитарным и демократическим стилями и даже крайней противоположностью первого стиля — попустительским, а в другой трактовке — между «регламентированным» и «импровизационным»6. Возможны также и другие варианты: общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание или общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В чистом виде стили не существуют, в их спектрах возможны нюансы, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

Достоинства того или иного стиля спорны; оптимальным представляется гармоничное сочетание в педагогическом процессе элементов регламентации и импровизации, что позволяет одновременно соблюсти необходимые требования к процессу и результату обучения, не ущемлять свободу проявления индивидуальных склонностей и особенностей характера, а также при необходимости скорректировать механизмы взаимодействия с учетом возрастающей роли учащегося как участника равноправного диалога.

В психолого-педагогическом плане развитие личности в системе высшего образования может носить динамичный и плодотворный характер, если в этой системе возможности и условия полноценной самореализации личности будут рассматриваться как целевые и ценностные измерения самой этой системы, предполагающей, во-первых, развитие смысловой устремленности обучаемого и его способности к самоопределению, во-вторых, расширение сферы его личностных компетентностей и, в-третьих, развитие внутренней ответственности обучаемого в ходе вузовской подготовки.

В практическом плане персонализация процесса обучения достигается в том случае, если применяемые образовательные технологии направлены преимущественно

на формирование субъектной позиции обучаемого в целостном образовательном процессе вуза, и строятся на механизме диалогичности, рефлексивности и сотрудничества7. Диалогичность понимается как наличие интенсивного обмена мыслями, идеями, позициями участников педагогического процесса, возможность субъект-субъектного взаимодействия. Рефлексивность — обеспечение достаточного спектра обратной связи между всеми участниками педагогического процесса по поводу текущего состояния и изменений, происходящих с ними в процессе и результате взаимодействия. Сотрудничество — возможность передачи части образовательных функций самим обучаемым, их авторское включение в педагогический процесс на правах партнеров по совместному конструированию и обеспечению этого процесса.

На основе данного механизма с использованием проектной технологии нами сделана попытка смоделировать процесс обучения ИЯ как языку специальности. Разработка курса делового языка на ИЯ (русском, английском) в виде выполняемых проектов позволила нам реализовать несколько целевых установок — достижение субъективно-значимого и отвечающего культуре (профессии, социуму) образа «Я», расширение сферы «Я-компетентно-стей» и развитие личной ответственности студента за то, что он делает, его сопричастности учебному процессу и толерантности. Проектная технология реализует оптимальным образом указанные три компонента, т. к. в ней сочетается учебная деятельность, направленная на развитие ценностно-смысловой устремленности личности; на личностное образование, интегрирующее знание, умение, понимание и способность к творчеству; на сопричастность своему делу, работе, другим людям, социуму, миру в целом. Одновременно с этим проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую) и в конечном итоге направлена на развитие автономного студента, отвечающего за траекторию своего личностного и профессионального развития. В проектной технологии мы можем оптимально сочетать разные стили педагогического общения в зависимости от этапа развития проекта, изменяя функциональные обязанности преподавателя и студента и их роли. Студент активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания конкретного проекта, преподаватель предстает в качестве консультанта, координатора, помощника и партнера. Стиль педагогического общения во время осуществления языкового проекта в самом обобщенном виде можно определить как общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Использование метода проектов повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, развивает коммуникативные навыки и самостоятельность мышления, позволяет каждому участнику творчески проявить себя, укрепляет межличностные отношения, учит толерантности и создает комфортный психологический климат в студенческой группе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Приобретение студентом исследовательских навыков ориентирования в потоке информации, освоение им способов ее анализа и обобщения, умение видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения будут способствовать в дальнейшем более легкой адаптации студента к меняющимся условиям жизни в силу более высокого образовательного уровня.

Главные цели введения в практику обучения ИЯ метода проектов:

♦ реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем и донести их до заинтересованной аудитории;

♦ показать умение использовать приобретенный исследовательский опыт;

♦ продемонстрировать уровень обученности иностранному языку, совершенствовать умения участвовать в коллективных формах общения;

♦ подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Понятие автономности логично вплетается в контекст проектной методики, является одной из его целей, поскольку учебная деятельность по осуществлению проекта характеризуется самостоятельностью, свободой от контроля со стороны преподавателя, способностью принять на себя ответственность за процесс собственного овладения иностранным языком8. Автономное обучение предполагает сотрудничество обучающихся: они обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. Поэтому значительное место отводится работе в парах, группах, командах. Работая в группах или командах, каждый получает возможность реализовать наиболее полно свои индивидуальные характеристики, проявить свои сильные стороны и получить помощь в том, в чем он слабее других. В ходе работы над проектом студенты отбирают темы для изучения, планируют занятия совместно с преподавателем, влияют на темп прохождения материала и выбор форм его усвоения, при необходимости консультируются с педагогом, получая от него дополнительную информацию или же добывая эту информацию из различных источников. Обучающиеся сами инициируют и организуют проведение поисковых видов работ на уроке и во внеурочное время, размышляют о процессе усвоения языка, влияют на то, как и когда исправляются ошибки, высказывают свое мнение по поводу выполненных видов деятельности и проделанных упражнений. Все это способствует созданию ситуации взаимной поддержки, облегчает формирование коммуникативных умений, стимулирует речевое творчество. Таким образом, автономность обучаемого становится сущностной характеристикой проектной методики и пронизывает весь процесс обучения ИЯ.

Применение проектной технологии в процессе обучения ИЯ позволяет наилучшим способом (с точки зрения снижения затрат ресурсов) создать естественную среду обучения (natural environment), т. е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования коммуникативной компетентности учащихся. Значительное внимание при этом уделяется стилю педагогического общения, так, чтобы в конечном счете реализовать основные цели обучения, развить личность студента.

1 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухар-кина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. М., 2000.

2 Возрастная психология: Личность от молодости до старости / М. В. Гамезов, В. С. Герасимов, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова. М., 1999. С. 247.

3 Степанова Е. И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. СПб., 2000.

4 Леонтьев А. Н. Педагогическое общение // Педагогика и психология. 1979. № 1. С. 3.

5 Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991. С. 29.

6 Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. М.; Воронеж, 1998.

7 Грачев В. В. Педагогические условия персонализации образования в высшей школе. М., 2006.

8 Newell R. J. Passion for Learning: How Project-Based Learning Meets the needs for 21st Century Students. Lanham, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.