УДК 336.6
Ванданимаева Оюна Машбатовна
преподаватель кафедры оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения Московского финансово-промышленного университета «Синергия» [email protected] Oyuna M. Vandanimayeva
teacher of chair of estimated activity, stock market and taxation of the Moscow financial and industrial university "Sinergiya" [email protected]
ВЫБОР ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА
GOING CONCERN CONCEPT VS LIQUIDATION CONCEPT: IMPLEMENTATION IN BUSINESS VALUATION
Аннотация. Выбор предположения о перспективах развития коммерческой организации представляется важным для грамотной реализации процедуры расчета стоимости бизнеса коммерческой организации. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты выбора предположения о перспективах развития коммерческой организации.
Ключевые слова: оценка бизнеса, финансовая информация, действующее предприятие, ликвидация.
Annotation: Choice assumptions about the prospects of the firm is important for competent implementation in business valuation. This paper discusses the key aspects of selecting assumptions about the prospects of the firm.
Keywords: business valuation, financial information, going concern concept, liquidation concept.
Оценка имущества, в том числе бизнеса коммерческой организации, рассматривается как совокупность профессиональной и предпринимательской деятельности в области определения стоимости объектов оценки. Регламентация, стандартизация и контроль оценочной деятельности в Российской Федерации предполагает реализацию принципов саморегулирования оценочной деятельности, что означает ограничение вмешательства государства в деятельность как оценочных организаций, так и оценщиков. При этом контроль за осуществлением оценщиками оценочной деятельности осуществляется СРОО, в том числе через контроль выполнения требований системы стандартов оценки.
Указания о необходимости выбора российскими оценщиками подходов и методов оценки содержатся в Федеральных стандартах оценки и Стандартах и правилах оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков.
Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки, однако в их текущем виде дают
лишь общие определения подходов и методов и предпосылок для их применения. Стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков и не могут противоречить федеральным стандартам оценки [1, ст. 20].
По состоянию на текущий момент принято шесть федеральных стандартов оценки, касающихся общих понятий оценки, целей оценки и видов стоимости, требований к отчету об оценке, кадастровой оценки, понятию экспертизы и требованиям к ее проведению, а также требований к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков. Однако указанные стандарты носят общий характер и не предполагают развернутого описания методик оценки стоимости имущества различного назначения. Решением данной проблемы должны стать разрабатываемые Минэкономразвития России специализированные стандарты оценки по основным направлениям оценки. В частности, согласно плану работы Минэкономразвития России по формированию системы стандартов в области оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки, разработка и утверждение ФСО «Оценка акций, долей в уставном (складочном) капитале (бизнеса)» запланирована на июль 2014 г. [4].
По результатам анализа стандартов и правил оценочной деятельности 14 саморегулируемых организаций оценщиков было выявлено, что требования по выбору предположения о перспективах развития бизнеса присутствуют в стандартах и правилах тех СРОО, которые допускают использование Международных стандартов оценки 2007 или Международных стандартов оценки 2011 [3,5].
Учитывая требования подобного рода, необходимо обратиться к Международным стандартам оценки (МСО) (International Valuation Standards (IVS)) как первоисточнику таких требований.
Основополагающим определением при проведении любой оценки является база стоимости. МСО определяют рыночную стоимость как основную базу стоимости, а также выделяют базы стоимости, отличные от рыночной (инвестиционная стоимость, справедливая стоимость, специальная стоимость и си-нергетическая стоимость). Необходимость введения различных баз стоимости возникает по причине того, что стоимость является многогранным понятием, и попытки определить для объекта оценки единственный вариант стоимости будут неправильными. Корректнее говорить, что для одного и того же объекта оценки, в зависимости от различных исходных данных и оценочных допущений, можно рассчитать различные виды стоимости. По сути, база оценки описывает основополагающие принципы измерения в стоимостной оценке, которые могут быть различными в зависимости от цели и задачи оценки. При этом база оценки не является ни описанием используемого метода, ни описанием состояния актива или активов при их обмене. Таким образом, следует выделять базы стоимости, при которых формируются основные принципы измерения стоимости при проведении оценки, и допущения, которые могут потребоваться для разъяснения особенности применения выбранной базы оценки в конкретной ситуации.
Такие допущения (определенные термины, которые часто используются
при описании оценки) не являются отдельными базами оценки, поскольку они описывают статус или состояние актива или предполагаемые обстоятельства его обмена, а не определяют лежащую в основе цель измерения.
Примеры таких допущений приведены в п. 50 Принципов МС0-2011:
• допущение о том, что бизнес передается в сделке как полноценное действующее предприятие;
• допущение о том, что в сделке передаются активы, незадействованные в бизнесе - либо по отдельности, либо как одна целая совокупность;
• допущение, что отдельно оцениваемый актив передается совместно с другими дополнительными активами;
• допущение, что определенное количество акций передается либо как пакет акций, либо по отдельности;
• допущение о том, что занятое собственником имущество освобождено им в гипотетической сделке.
«Действующее предприятие» имеет несколько смыслов в бухгалтерском учете и оценке. В некоторых контекстах «действующее предприятие» служит предпосылкой, при которой оценщики и бухгалтеры рассматривают бизнес как сложившееся предприятие, которое будет продолжать функционировать в течение неопределенного времени.
В МСО-2011 указывается, что «...стоимость действующего предприятия: описывает ситуацию, когда весь бизнес продается как действующее предприятие. Альтернативными сценариями могут быть — продажа всех активов организации целиком, но сопровождаемая закрытием самого бизнеса, или продажа по отдельности активов, в настоящее время используемых в бизнесе» [5].
В отечественной практике аудиторской деятельности рассматриваемая концепция действующего предприятия нашла свою реализацию в Федеральном правиле (стандарте) № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности» [2]. Данный стандарт является аналогом международного стандарта аудита «Допущение о непрерывности деятельности предприятия» (МСА 570), который предполагает, что предприятие будет продолжать нормальную хозяйственную деятельность в обозримом будущем, то есть по крайней мере в течение одного года после отчетной даты.
Предпосылка действующего предприятия служит альтернативой предпосылке ликвидации. Принятие предпосылки действующего предприятия позволяет оценивать бизнес по стоимости выше ликвидационной, и играет существенную роль для оценки рыночной стоимости бизнеса.
Согласно МСО-2011 «.ликвидационная стоимость описывает ситуацию, когда группа активов, совместно используемая в бизнесе, предлагается для продажи по отдельности, обычно после закрытия бизнеса. Хотя она часто ассоциируется с вынужденной продажей, эти понятия имеют различные значения. Нет никаких причин, из-за которых активы не могут ликвидироваться в ходе обычных (размеренных) продаж после надлежащего маркетинга» [5].
При ликвидациях стоимость большинства нематериальных активов (например, гудвилла) обычно тяготеет к нулевой, а стоимость всех материаль-
ных активов отражает обстоятельства ликвидации. Связанные с ликвидацией расходы (сбор с продаж, комиссии, налоги, другие затраты при заключении сделок, административные затраты в связи с закрытием предприятия и потеря стоимости запасов) рассчитываются и вычитаются из расчетной величины стоимости бизнеса. Данное указание требует от оценщика признать, что продолжение функционирования бизнеса не всегда является лучшей предпосылкой для оценки стоимости, так как ликвидация предприятия целиком или его части может привести к более высокой оценке.
Итоговая величина стоимости бизнеса коммерческой организации в существенной степени зависит от того, какой сценарий ее дальнейшего развития будет использоваться в процессе оценки. В результате выбор стандарта стоимости напрямую обуславливается целью оценки, а также задачей оценки и предположениями о перспективах развития бизнеса.
Оценка бизнеса имеет двойственную природу: с одной стороны, в рамках финансового менеджмента основной его целью провозглашается увеличение (рост) благосостояния владельцев капитала, и в этом случае оценка бизнеса является инструментом в системе стоимостно-ориентированного менеджмента, фактически выступая частью финансового менеджмента. С другой стороны, оценка бизнеса - это процедура по установлению какой-либо стоимости оцениваемого бизнеса в соответствии с требованиями профессиональных стандартов оценки. В этой ситуации деятельность профессионала в области оценки бизнеса представлена двумя направлениями:
1. Оказание консультационных услуг по оценке бизнеса, в том числе по вопросам принятия управленческих решений, как стратегического, так и операционного характера, в рамках стоимостно-ориентированного менеджмента.
2. Оказание оценочных услуг по оценке бизнеса в случае проведения обязательных оценок, а также ситуаций, связанных с отчуждением бизнеса, доли в нем или имущественного комплекса организации.
В рамках первого направления задача оценки формулируется заказчиком оценки, исходя из заданных собственниками компании и ее топ-менеджментом условий развития бизнеса.
Второе направление оценки бизнеса предполагает, что задача оценки (предполагаемое использование результатов оценки) представляет собой дальнейшее использование полученной стоимости объекта оценки, которое связано с осуществлением каких-либо гражданско-правовых сделок с данным объектом.
Таким образом, если задача оценки четко сформулирована, то есть у заказчика есть точное понимание того, для чего будут использованы результаты оценки, то процедура выбора предпосылки развития компании существенно упрощается. Однако если заказчик обратился за оценкой в процессе консультирования, и оценщику как консультанту предстоит совместно с заказчиком определить основные положения предполагаемого использования результатов оценки, то выбор предпосылки о перспективах развития компании выступает на первый план. В итоге, принятие управленческого решения о дальнейшем
развитии бизнеса в обязательном порядке должно учитывать текущую стадию жизненного цикла организации. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть перспективы развития бизнеса организации в разрезе стадий ее жизненного цикла. Резюмируя вышесказанное, отметим, что выбор предпосылки (допущения) оценки стоимости бизнеса как «действующего предприятия» или как «ликвидации бизнеса» является важнейшей процедурой процесса оценки.
Литература:
1. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
3. Международные стандарты оценки. Восьмое издание. 2007. - М.: СРОО «РОО», 2009.
4. Концепция формирования системы стандартов в сфере оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки (проект) [Электронный ресурс] / Сайт Минэкономразвития - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/cor pmanagment/activity/doc20140120_6. - Загл. с экрана.
5. Международные оценочные стандарты (IVSs) [Электронный ресурс] / Сайт The International Valuation Standards Council (IVSC) - Режим доступа: http://www.ivsc.org/products. - Загл. с экрана.
Bibliography
1. Federal law dated July 29,1998 № 135-FZ "On appraisal activities in Russian Federation ".
2. Resolution of the Government of the Russian Federation from 23.09.2002, № 696 "On approval of Federal regulations (standards) of auditor activity".
3. International valuation standards. Eighth edition. 2007. - M: sroo "RSA ", 2009.
4. The concept of forming the system of standards in the field of valuation activity with regard to international valuation standards (draft) / the Website of the med -Mode of access: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/cor pmanagment/activity/doc20140120_6. - Sagl. from the screen.
5. The International Valuation Standards (IVSs) [Electronic resource] / the Website of The International Valuation Standards Council (IVSC) - Mode of access: http://www.ivsc.org/products. - Sagl. from the screen.