Научная статья на тему 'Выбор оптимального варианта аварийно-спасательной техники для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на малообъемных и рассредоточенных объектах с использованием инверсной формы функционально-стоимостного анализа'

Выбор оптимального варианта аварийно-спасательной техники для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на малообъемных и рассредоточенных объектах с использованием инверсной формы функционально-стоимостного анализа Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
250
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ / МАЛООБЪЕМНЫЕ И РАССРЕДОТОЧЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ / CHOOSING THE BEST OPTION / EMERGENCY RESCUE EQUIPMENT / EMERGENCY RESCUE AND OTHER URGENT WORK / SMALL-VOLUME AND DISPERSED OBJECTS / FUNCTIONAL AND COST ANALYSIS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Масаев С.Н., Масаев В.Н., Минкин А.Н., Едимичев Д.А., Мочалов Д.Ю.

Статья посвящена возможности использования функционально-стоимостного анализа, как одного из методов эвристического анализа, цель которого заключается в выборе оптимального варианта аварийно-спасательной техники для выполнения задач по предназначению на рассредоточенных и малообъемных объектах при минимальных затратах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Масаев С.Н., Масаев В.Н., Минкин А.Н., Едимичев Д.А., Мочалов Д.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF THE OPTIMAL VERSION OF EMERGENCY RESCUE EQUIPMENT FOR EMERGENCY RESCUE AND OTHER URGENT WORK ON SMALL-VOLUME AND DISPERSED OBJECTS USING THE INVERSE FORM OF FUNCTIONAL AND COST ANALYSIS

The article is devoted to the possibility of using functional-cost analysis as one of the methods of heuristic analysis, the purpose of which is to select the optimal version of emergency rescue equipment for performing tasks for the intended use in dispersed and low-volume facilities at minimum costs.

Текст научной работы на тему «Выбор оптимального варианта аварийно-спасательной техники для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на малообъемных и рассредоточенных объектах с использованием инверсной формы функционально-стоимостного анализа»

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА

УДК 614.8.084

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ НА МАЛООБЪЕМНЫХ И РАССРЕДОТОЧЕННЫХ ОБЪЕКТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНВЕРСНОЙ ФОРМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНО-

СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА

С.Н. Масаев, В.Н. Масаев, А.Н. Минкин, Д.А. Едимичев, Д.Ю. Мочалов

Статья посвящена возможности использования функционально-стоимостного анализа, как одного из методов эвристического анализа, цель которого заключается в выборе оптимального варианта аварийно-спасательной техники для выполнения задач по предназначению на рассредоточенных и малообъемных объектах при минимальных затратах.

Ключевые слова: выбор оптимального варианта, аварийно-спасательная техника, аварийно-спасательные и другие неотложные работы, малообъемные и рассредоточенные объекты, функционально-стоимостный анализ.

Анализ современного состояния специализированной техники, используемой в качестве аварийно-спасательной техники показывает, что при ликвидации последствий многих чрезвычайных ситуаций достигнуты значительные результаты в развитии технологии процессов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).

Оптимально сжатые сроки выполнения АСДНР зависят от характера разрушений, типов сооружений, объемов и ряда других факторов. Для конкретных условий эти сроки определяются различными видами работ и наличием требуемой аварийно-спасательной техники (далее - АСТ). В одном случае крайне важно спасение жизни людей, находящихся под обломками зданий, в заваленных подвалах и убежищах, когда оказание помощи пострадавшим людям не терпит промедления. В другом - это возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов и разрушений.

Успешное завершение комплексной механизации АСДНР будет в значительной мере зависеть от правильного решения вопросов механизации мелких (малообъемных) и рассредоточенных работ. Малообъемные и рассредоточенные работы имеют значительный удельный вес в различных видах АСДНР. Наиболее типовыми видами рассредоточенных

АСДНР являются разборка завалов объектов малоэтажного строительства1 и т.п.

Показатели завалов зданий являются определяющими при выборе технологии спасательных работ и подразделяются непосредственно на показатели,

характеризующие завал (дальность разлета обломков, высоту завала, объемно-массовые характеристики завалов, структуру завала по весу обломков, строительных элементов и арматуры), и показатели, характеризующие обломки завала (вес обломков, геометрические размеры, структуру и содержание арматуры).

Анализ натурных завалов разрушенных зданий позволяет упрощенно представить завал как геометрические фигуры с прямоугольными основаниями, расположенными в параллельных плоскостях (рис. 1). и показателями, характеризующимися геометрическими

размерами основания здания А, В и высотой завала И и дальностью разлета обломков Ь.

Длина завала - геометрический размер завала в направлении наибольшего размера А здания, м:

1 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017)

азав - 2l + a •

(1)

Ширина завала - геометрический размер завала в направлении наименьшего размера В здания, м:

бш = 2ь + б , (2)

где

ь - дальность разлета обломков, м

ь = н / 2...н

При разрушении площадь верхней грани здания по размерам меньше площади основания. Длина и ширина верхней грани здания для этого случая соответственно равна, м:

(3)

Дальность разлета обломков

рассчитывается из условия, что угол наклона

боковых сторон обелиска равен углу естественного откоса, м:

l - h+h

3 4

(4)

где: н - высота зданий.

Объем завала разрушенного здания с учетом расчетной схемы (рис. 1), м3:

п(5)

V - h [AB + (A + Азав ) ■ (Bj + ВЗАВ ) + Аз. 6

где:

, Бмв - размеры нижних граней, длина и ширина завала, м.

лш = 2Ь + л и бш = 2Ь + б , (6)

где:

Л и В - размеры верхних граней разрушенного здания, м.

л = 2ь + л и в = 2ь + б. (7)

При разрушении зданий на ступень ниже полной в расчетах можно принять, что объем завалов составляет примерно 50% от объемов завалов зданий в случае их полного разрушения.

В табл. 1 и табл. 2 приведены показатели, характеризующие завал и обломки завала при АСДНР на малообъемных объектах.

Рис. 1. Расчетные схемы завалов при разрушении объекта

Таблица 1

Общие объемы погрузочно-разгрузочных и демонтажных работ при АСДНР на малоэтажных зданиях

Группы зданий Погрузочно-разгрузочные работы, т Демонтажные работы Площадь выполнен. АСР, м2

Вес сборных элементов, кг Кол-во сборных элементов, шт

наибольший наименьший

Жилые здания (одно-, двух-, трехэтажные) от 350 до 3300 3000 20 от 120 до 2800 от 20 до 1000

(наибольшее количество элементов весом до 0,5 т)

Гражданские здания (одно-, двухэтажные) от 330 до 3300 1500 || 80 До 3000 от 15 до 2700

(наибольшее количество элементов весом до 0,5 т)

Сельскохозяйственные здания от 230 до 4000 3700 || 30 от 125 до 4500 от 15 до 700

(наибольшее количество элементов весом до 0,5 т)

Таблица 2

Примерные объемы демонтажных АСДНР на малоэтажных объектах различного назначения,

выполняемые за одну смену

Группа зданий Этажность Степень сборности Подъемно-транспортные (демонтажные) работы

Демонтаж конструкций и вертикальный транспорт, т Погрузочно-разгрузочные работы, м3 Погрузочно-разгрузочные работы, т

Наибольший вес элементов, т Наибольшая высота подъема грузов, м

Жилые дома 1 Сборные, неполносборные 0,5 5 20 30 30

Несборные 0,1 5 20 30 30

2 Сборные, неполносборные 1,5 11 25 30 35

Несборные 0,5 11 20 30 30

3 Сборные, неполносборные 3 14,5 25 50 40

Несборные 0,5 14,5 20 50 40

Медицинские учреждения 3 Неполносборные 1,5 13,5 20 100 25

Несборные 0,5 9 20 100 25

Учебные учреждения 2 Неполносборные 1,5 12 40 100 50

Несборные 0,5 12 35 100 40

Культурно -зрелищные учреждения 2 Неполносборные 1,5 16 30 100 35

Боксы, автомастерские 2 Сборные 3,5 7 25 85 25

Неполносборные 2 7 20 150 25

Склады 2 Несборные 0,3 7 15 150 50

Несборные 0,1 12 20 150 40

Как видно из представленных данных, завала, погрузке, разгрузке, расчистке и

даже на малообъемных объектах имеется складировании строительного боя бетона,

значительное многообразие работ, кирпича, арматур и т.п. (рис. 2).

заключающихся в разборке образовавшегося

Рис. 2. Виды разрушенных бетона, кирпича, арматур

Четкого определения понятия «малообъемности» и «рассредоточенности» аварийно-спасательных работ пока еще нет. Необходимо определять эти термины исходя из определения категории объектов:

«рассредоточенный» и «малообъемный».

Рассредоточенный и малообъемный объект - это тип здания и сооружения, связанный с характером:

нахождения отдельных однотипных и разнотипных объектов (в жилищном, культурно-бытовом и загородном строительстве);

отдельно стоящих, но расположенных на относительно небольшом расстоянии друг от друга объектах (автодорог, железных дорог, трубопроводов и т. п.);

однотипных повторяющихся (комплекс) объектов, каждый из которых в отдельности является небольшим по объему (жилые малоэтажные поселки и т. д.).

Специфика условий выполнения АСДНР на малообъемных и рассредоточенных объектах имеет много общего, независимо от конкретных конструктивных решений, конфигураций, габаритов и др., что определяется:

технологической организацией

производства АСДНР, не требующей сооружения временных баз для стоянки, хранения и обслуживания;

преимущественным использованием универсальной АСТ с широкой номенклатурой и многофункциональностью рабочих органов;

применением мобильной или легко транспортируемой АСТ;

использованием широкой номенклатуры малогабаритной АСТ;

комплектацией АСТ по показателям надежности, эффективности и энергосбережения.

Погрузочно-разгрузочные работы на малообъемных и рассредоточенных объектах в технологии выполнения АСДНР влияют на скорость проведения и требуют комплексной механизации, хотя часто их относят к вспомогательным.

Погрузочные операции в первую очередь зависят от выбора способа погрузки и типа АСТ по наиболее часто встречающимся материалами, убираемыми с объекта ЧС, и которые можно классифицировать на:

сыпучие среднекусочные и мелкокусковые материалы (бой кирпича, бетона и т.п.);

объемные элементы строительных конструкций (плиты перекрытия, панели, металлопрокат и т.п.).

АСДНР являются одним из направлений деятельности, подчиняются общим законам и направлениям технического развития. Несмотря на серийную концепцию специализированной техники (по назначению, инструктивному исполнению и др.), существуют общие принципы, подходы, методы и закономерности, которые могут быть применены при выборе любой единицы техники в качестве АСТ.

Процесс выбора аварийно-спасательной техники происходит в условиях межвидовой и внутривидовой борьбы, конкуренции между типами, моделями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика отвергает все неэффективное. Новые идеи, удачные решения постепенно побеждают в естественной конкуренции и распространяются в определенной сфере деятельности, имеющей определенную специфику. Малозаметные количественные изменения перерастают постепенно в качественные, приводят к скачкам, техническим переворотам, к замене устаревших моделей новыми, а новых - новейшими.

История развития техники - это эволюционный процесс отбора наиболее совершенных видов (типов) и моделей техники. Появление и внедрение совершено новых, качественно отличных конструкций не приводит к скачкообразному изменению характеристик техники, и темпы этих изменений не велики и постоянны.

По мере накопления суммы малых сдвигов происходят изменения в характеристиках АСТ и эти изменения имеют уже эволюционный характер. Поэтому основные тенденции развития конструкций АСТ являются стабильными, а общее развитие идет по эволюционному коридору, хотя и выражается техническими изменениями большего или меньшего значения.

Учет и прогнозирование этих тенденций дает возможность выбрать перспективные направления разработок, оценить целесообразность их реализации в данный период времени, установить влияние изменений в конструкции АСТ на основные технико-экономические параметры выбираемой техники, спрогнозировать темпы технического прогресса. Как показывает опыт, тенденции эти универсальны, интернациональны, долговременны и достаточно устойчивы. Согласно проведенным исследованиям необходимо отметить основные тенденции развития, сформировавшиеся к настоящему времени в мировой практике машиностроения, табл. 3.

Таблица 3

Анализ развития специальной техники

Направление Характеристика Вывод

Поиск принципиально новых технических решений Разработка принципиально новых конструкций (рабочих органов, силовых трансмиссий, двигателей и других элементов) и технологических процессов составляют главное направление в конструировании Наиболее перспективный, именно такие решения создают общий прогресс и задают темп эволюции техники

Разработка принципиально новых, отличных от традиционных, компоновочных схем полноприводные шасси Преимущества по устойчивости, тяговому усилию, долговечности и плавности хода и приемлемым тягово-динамические качествам

шарнирно сочлененная рама

гусеничный движитель

Гидрофицирование силовых трансмиссий Мехатроника (mechatronics) -результат слияния механики, гидравлики, электроники и информационных технологий с целью разработки передовой продукции, процессов и систем Снижение габаритов соответствующих систем, упрощение кинематических схем привода исполнительных устройств и механизмов, обеспечение высоких рабочих усилий и бесступенчатого изменения скоростей и показателей ремонтопригодности

Комплексная автоматизация техники и технологических процессов. Использование системы управления в виде микропроцессоров, микроЭВМ или аналоговых вычислительных устройств Автоматизация систем управления несколькими параметрами, такими как курсовая устойчивость, стабилизация позиционирования рабочих органов для обеспечения продольных и поперечных уклонов, заданной технологической скоростью перемещения, оптимальной загрузкой ДВС при минимальном расходе топлива и другими параметрами, определяющими функциональное назначение - Снижение психофизических нагрузок операторов, повышение производительности. - Контроль за работой различных узлов и агрегатов. - Система управления работой дизеля и коробкой передач. - Система топливоподачи и нейтрализации отработавших газов при адаптации ДВС к параметрам силовых нагрузок выполняемого СДМ рабочего процесса

Интенсификация технологических процессов. Увеличение производительности спецтехники и улучшение качества реализации технологических операций Растут скорости (рабочие, холостые) рабочих органов

Повышение универсальности Увеличение числа сменных рабочих органов для выполнения разных работ одной и той же моделью. Универсальность достигается также установкой на одном шасси нескольких рабочих органов или видов рабочего оборудования, позволяющих одновременное или поочередное их использование. Рост числа моделей и типоразмеров - Использование модульных принципов, совершенствование методов конструктивной унификации. - Создание многофункциональных и многоцелевых моделей. - Создание многоцелевого рабочего органа к базовому шасси, способного выполнять функции двух-трех специализированных единиц; - Разработка комплекта сменных рабочих органов, легко навешиваемых на базовое шасси, в зависимости от характера выполняемых работ

Унификация Эффективный и экономичный метод создания конструктивно унифицированных рядов одинакового или различного функционально-эксплутационного назначения, объединенных на основе конструктивной общности их сборочных единиц (узлов, агрегатов, - Сокращение номенклатуры запасных частей выпускаемых изделий. - Сокращается продолжительность ремонтных работ. - Снижается объем и стоимость резервного фонда запасных частей

модулей) и деталей

Специализация производства Специализированные производства стандартных сборочных единиц и деталей с высокой степенью их взаимозаменяемости ДВС, гидрокомпоненты (насосы, моторы и контрольно-распределительные элементы, узлы трансмиссий и ходовых систем, а также элементная база систем управления и др. Высокий технический уровень, качество и надежность изделий. Инженерная техника, использующаяся при строительстве, успешно применяется для ведения аварийно-спасательных работ

Повышение надежности и безопасности конструкции Изменение требований по улучшению сервиса и технического обслуживания Внедряют электронную систему контроля предупреждения о неисправностях, выявленных электронными датчиками управления всех главных систем

Эргономическое и эстетическое совершенствование Учет антропометрических, эргономических и психологических факторов оператора. Используются различные технические решения - Повышение управляемости и производительности - Повышение комфортабельности

Экологичность Снижение техногенного воздействия на окружающую среду Защита окружающей среды от вредного воздействия на экосистему, заключающегося в генерации отработавших газов ДВС, высокого уровня шума и вибрации, в том числе и на рабочем месте оператора

Стоимость Снижение расходов на эксплуатацию СДМ, ремонт и техническое обслуживание Повышение сопровождается снижением или, по крайней мере, стабилизацией удельных расходов на единицу производимой работы

Необходимо отметить, что основные тенденции развития конструкций и параметров специальной техники взаимосвязаны.

Использование их в процессе АСДНР обусловлено необходимостью повышения эффективности. По мере возрастания требований к специальной технике производители гибко меняют свою стратегию, учитывая многообразие факторов, в том числе возможность использования в смежных направлениях. Прогнозируя тенденции развития конструкций и параметров специальной техники, которая может быть использована в качестве АСТ, необходимо отметить внедрение новых прогрессивных направлений в их развитие. Одним из главных направлений технической политики при разработке и создании новых видов АСТ становится системная унификация.

Стандартизация и унификация, особенно в части системной проработки требований и формировании модульных стратегий, находят применение в реализации модульных конструкций.

Существующие методы оценок эффективности использования АСТ

рассматривают варианты технических решений с позиций экономики труда и всех других видов ресурсов, обусловленных эксплуатацией АСТ.

Количественный анализ сравнительной

экономичности состоит в расчете и сравнении по вариантам технических решений,

соответствующих частных и обобщающих показателей затрат. Анализ соответствующий технической литературы показал, что предлагались следующие критерии: минимум приведенных затрат; максимум роста производительности и др.

Впервые детальный анализ

экономической эффективности применения специальной техники дается в работе С.Е. Конторера [4]. С учетом обобщений основные направления повышения эффективности использовании АСТ при ликвидации ЧС могут быть сведены к достижению экономического эффекта за счет:

- снижения затрат на эксплуатацию АСТ в установленный промежуток времени:

^(/-^V (с* о + рстсмо -1)

(8)

- сокращения продолжительности работ на объекте:

(9)

Э - Нрqy-n (1 -1/Кгв)

где К,, - коэффициент накладных расходов на затраты по эксплуатации АСТ;

н - нормативы в % амортизационных

э

к

100

отчислений на затрачиваемый временной промежуток;

С - балансовая стоимость АСТ;

ч„ - число АСТ;

м '

кго - степень увеличения объемов работ;

кгв - коэффициент, учитывающий увеличение нормативной выработки АСТ;

К ч - коэффициент увеличения среднечасовой выработки АСТ;

С -

р.о

стоимость замены сменной

оснастки;

стсм о - стоимость топлива, смазочных и

обтирочных материалов, израсходованных за фактический промежуток времени при проведении АСДНР;

Н -

размер накладных расходов;

Цу_п - условно-постоянная часть

накладных расходов.

В общем случае сопоставимость АСТ производится по результатам их применения, т.е. по объему и характеру выполненной работы:

ху = z / пэ; руб/ед. выработки, (10)

где t - фактический промежуток времени проведения АСДНР;

z - приведенные затраты, рубЛ; пэ - эксплуатационная

производительность АСТ.

Приведенные затраты рекомендуется определять по зависимости

z = и + к(р + ен)+енкэ, (11)

где и - текущие затраты на эксплуатацию АСТ без учета отчислений на реновацию, рубЛ;

К - капитальные затраты, связанные с вводом в эксплуатацию АСТ;

р - доля отчислений от суммы капитальных затрат на реновацию;

е = 0,15 - нормативный коэффициент эффективности;

к

сопутствующие капитальные

вложения, связанные с созданием нормальных условий эксплуатации АСТ.

Зависимость (10) не учитывает время работы АСТ на конкретном объекте, затраты, связанные с перебазировкой и др. Детальный анализ эффективности эксплуатации специальной техники с учетом указанных факторов дан в работе Е.М. Кудрявцева [4 - 6]. Приведенные затраты рекомендуется определять:

z = с0 + енкг0 / тп, (12)

где Са - себестоимость механизированных работ

на конкретном объекте ЧС;

Т и Т - соответственно время работы

на объекте и время работы АСТ в течение требуемого промежутка времени.

В работах Е.М. Кудрявцева решены многие экономические задачи: формирование оптимальных комплектов и комплексов специальной техники, оптимальное

использование сменного рабочего оборудования, прогнозирование эффективности комплексной механизации работ и др.

Экономический эффект от применения новой или модернизированной АСТ, находящейся в эксплуатации, составит

э =^у -гу)• п"э, (13)

где Zy и Zy - соответственно удельные

приведенные затраты по базовой и новой АСТ;

пэ - эксплуатационная

производительность модернизированной АСТ.

Входящие в состав критериального

уравнения величины С0 и К рекомендуется определять решением следующих равенств:

С = (С • ч + С .)• К + Р • ч • К, (14)

о \ мч мч мд / 1 м мч 2 У/

Смч = Смр • Нам • (Тгч "100) + С^ + З, (15)

к = (слр / тгч )• нмм , (16)

(17)

Г,.. =

мр гч / м.ч > ТфРсм'чмч чмч (1 + ^См t р )+ t (1 + ptCм t р )

где сж - себестоимость 1 раб. ч. работы АСТ без учета единовременных затрат, руб;

Чмч - число раб. ч. работы АСТ на

объекте;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с - единовременные затраты на

монтаже и демонтаже АСТ, руб;

К - коэффициент, учитывающий размер

накладных расходов на зарплату персонала, занятого управлением АСТ;

р м - часовая заработная плата

вспомогательного персонала, участвующего в механизированном процессе;

К2 - коэффициент, учитывающий прямые расходы на эксплуатацию АСТ;

С.„ -

мр

инвентарно-расчетная стоимость

АСТ, руб;

нам - норма амортизационных

отчислений от стоимости АСТ;

Тгч - число часов работы АСТ в

фактический промежуток времени проведения АСДНР;

Р - коэффициент интенсивности работы

АСТ;

стэ - эксплуатационные затраты на 1 час работы АСТ без учета зарплаты персонала, руб;

з - зарплата персонала, занятого управлением АСТ и ежесменным ее обслуживанием, руб/ч;

Тф - фактический промежуток рабочего времени проведения АСДНР;

t

t..

- время перебазировки АСТ с

количество времени

объекта на объект, ч;

и

нахождения АСТ в техническом обслуживании и ремонте в течение работы на объекте и на 1 ч перебазировки АСТ своим ходом, ч.

При расчете режима работы АСТ в условиях проведения АСДНР необходимо учитывать особенности технического

обслуживания и ремонта [7]. Техническое обслуживание и ремонт на объекте ЧС, как правило, включает в себя заправку горючесмазочными материалами, необходимую замену рабочих органов, мелкосрочный ремонт и др.

Время нахождения АСТ в техническом обслуживании и ремонте в сутки определяется, час:

t

(24 - Т )К • П • Р

V п у см см ч

(18)

1 + К • П • Р

см см ч

где Тп - перерывы в работе АСТ в сутки по всем причинам, кроме перерывов для технического обслуживания и ремонта, ч;

Ксм - количество смен работы в сутки; Псм - продолжительность смены, ч; Рч - количество часов нахождения АСТ в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного рабочего времени машины. Величина Рч принимается на основании показателей, содержащихся в эксплуатационной документации, по ГОСТ 2.601, заводов-изготовителей и фактических сведений по аналогичным машинам.

Если эти данные отсутствуют, то Рч определяется по формуле

£К • П

Р =__р • К , (19)

ч Ц п

где Ктор - количество технических обслуживаний и ремонтов АСТ за один ремонтный цикл;

Пр

продолжительность одного

технического обслуживания и ремонта соответствующего вида машин в рабочих сутках;

Ци - продолжительность ремонтного цикла в моточасах.

При наличии счетчика моточасов время нахождения АСТ в техническом обслуживании и ремонте в сутках можно определить:

Т • Р

мч_ч

К

где Тмч - наработка машины в моточасах;

Кп - коэффициент отношения наработки машины в моточасах к сменному рабочему времени, за которое она получена.

Анализ методических материалов по оценке эффективности использования средств механизации позволяет утверждать, что в основе количественного анализа чаще всего используется критерий минимума приведенных затрат, а методика анализа предусматривает решение следующих вопросов:

составление всевозможных комплектов или отдельных АСТ для выполнения заданного технологического процесса;

определение временного режима работ комплекта АСТ;

расчет капитальных затрат; расчет текущих издержек; расчет приведенных затрат по всем вариантам;

расчет сравнительного временного экономического эффекта.

С увеличением объема АСР на объектах расширяется область эффективного применения АСТ, так как затраты времени сокращаются tnep^ 0, а, следовательно, Тгч^ max, То^Тгч и Z^min. Для получения максимальной эффективности необходимо произвести их оптимальное распределение по объектам ЧС, а также привести оптимальную эксплуатацию.

Изменившиеся условия проведения АСДНР (характер и объем работ на объектах, дальность их расположения друг от друга), а также имеющаяся номенклатура АСТ и их состояния требует несколько иного подхода к условиям их эффективного использования.

В условиях действующей рыночной экономики проявляется процесс наличия у различных ведомств и организаций в заданном населенном пункте определенной требуемой номенклатуры единиц специальной техники, которые могут быть использованы для проведения АСДНР при ЧС. Эти изменения происходят по двум направлениям модернизации и восстановления старых наиболее эффективных АСТ и появлением новых, иногда совершенно новых АСТ для реализации наиболее прогрессивных технологий.

Влияние структурных изменений, изменение методов хозяйствования, влияние рынка требуют каждый раз по-своему рассматривать необходимость и эффективность привлечения специальной техники в качестве АСТ.

Общеизвестно, что, проводя прикладное исследование, необходимо найти объект такой структуры, которая обеспечила бы выполнение им своих функций, учитывая субъективные

требования (вид потребляемой энергии, мощность, долговечность, себестоимость и т.п.).

Особенностью объекта является то, что множество входных воздействий состоит из используемых известных законов, а множество выходных параметров - из показателя качества его функционирования.

В послевоенные годы родилось самостоятельное направление технико-экономического анализа. В 40-х годах американский ученый Л.Д. Майлс предложил методику новых принципиальных технических решений, при которой предлагается анализировать абстрактные функциональные связи в существующем изделии с учетом затрат на их реализацию. Это технико-экономическое направление получило название «функционально-стоимостного анализа» (далее - ФСА). При проведении ФСА необходимо иметь четкое понимание разграничения понятий «цель», «результат», «действие», «элемент», «связь», «функция», «свойство».

В течение более чем 40 лет ФСА использовалась в различных областях промышленности: на предприятиях

Минуглепрома, Минэлектротехпрома,

Минстанкопрома, Минприбора и других министерств бывшего СССР. Практика применения ФСА в различных странах показала его эффективность, целесообразность и возможность применения в различных областях промышленности. Разработкой теоретической базы применения ФСА занимались ученые М.Г. Карпунин, Н.К. Моисеева, Ю.М. Соболев и др. [8 - 10].

В зависимости от специфических особенностей рассматриваемого объекта исследования методики ФСА отличаются друг от друга способом оценки и анализа решений, но основные положения остаются в каждой из этих методик.

На рисунке 3 приведена схема проведения ФСА при проведении выбора оптимального варианта АСТ для малообъемных и рассредоточенных объектов.

В соответствии с «Основными положениями методики проведения ФСА» [11] весь процесс условно может быть разбит на этапы, табл. 4:

Таблица 4

Этапы выбора оптимального варианта АСТ для проведения АСДНР на малообъемных и

рассредоточенных объектах

Этап Проводимые действия

Подготовительный Рассматриваются вопросы, связанные с состоянием и перспективами применения

Информационный Сбор, систематизация и всестороннее изучение имеющихся сведений

Аналитический Ставится задача выявить причины возникновения высоких затрат и недостаточного уровня качества исполнения функций

Творческий С помощью различных методов проводится поиск эффективных технических и организационных решений по улучшению исполнения функций

Исследовательский Проводится комплексная оценка существующего варианта исполнения изделия и варианта, полученного с учетом предложений, возникших в ходе реализации анализа

Рекомендательный Разработка и согласование рекомендаций по результатам анализа

Внедрения Проведение анализа планов-графиков внедрения этих рекомендаций

Применение ФСА при выборе оптимального варианта АСТ целесообразно выполнять с помощью особой инверсной формы. Суть инверсного метода заключается в том, что необходимо ответить на вопрос: как или как иначе использовать уже произведенное изделие?

Анализ результатов ФСА показал, что инверсная форма может быть применена для решения следующих задач выбора АСТ при проведении АСДНР:

поиск и выбор областей применения, расширение направлений деятельности;

поиск и выбор новых областей применения;

поиск и выбор сфер использования новых

средств;

поиск и выбор частных технических решений для получения решения при унификации конструкций изделия, оснастки или оборудования.

Рис. 3. Схема проведения функционально-стоимостного анализа

В задачах, решаемых с применением ФСА, пока еще отсутствуют вопросы повышения эффективности эксплуатации АСТ. В условиях ликвидации ЧС эта задача весьма актуальна.

Функционально-стоимостной анализ, как один из наиболее результативных инструментов экономии ресурсов, позволит решать задачи их эффективной эксплуатации АСТ.

Библиография

1. Масаев В.Н. Аварийно-спасательная техника для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на малообъемных и рассредоточенных объектах / Масаев В.Н., Минкин А.Н., Сергеев И.Ю. // Сибирский пожарно-спасательный вестник. - 2018. - №1. - C. 23-26. -Режим доступа: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/uploads/2018/v8/N8_23-26.pdf свободный. -Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

2. Масаев В.Н., Бушуев Р.С. Определение критерия выбора аварийно-спасательного инструмента для проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях / В.Н. Масаев, Р.С. Бушуев // Сибирский пожарно-спасательный вестник. -2017 -, №2. - C. 14-19. - Режим доступа: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-

content/uploads/2017/v5/N5_14-19.pdf свободный. -(Дата обращения: 28.06.2018).

3. Методы обоснования эффективности применения машин в строительстве / С.Е. Конторер. - М.: Стройиздат, 1969.

4. Кудрявцев Е.М. Строительные машины и оборудование: учебник / Е.М. Кудрявцев. - М.: Издательство АСВ, 2012. - 328 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кудрявцев Е.М. Комплексная механизация строительства: учебник / Е.М. Кудрявцев. -Издание третье, перераб. и доп. - М.: Издательство АСВ, 2010. - 464 с.

6. Кудрявцев Е.М. GPSS World. Основы имитационного моделирования различных систем /Е.М. Кудрявцев. - М.: ДМК Пресс, 2004. - 332 с

7. МДС 12-13.2003. Механизация строительства. Годовые режимы работы строительных машин.

8. Справочник по функционально-стоимостному анализу / Ковалев А.П., Моисеева Н.К., Сысун В.В. [и др.] под ред. Карпунина М.Г., Майданчик Б.И. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 432 с.

9. Соболев Ю.М. Конструктор и экономика: ФСА для конструктора / Ю.М. Соболев. - Пермь, 1987. - 102 с.

10. Куликов Я.В. Особенности развития функционально-стоимостного анализа в России / Я.В. Куликов // Вестник Пермского университета. - 2011. - Экономика Вып. №4(11). - C. 57-63.

11. Система функционально-стоимостного анализа. Основные положения. (РД 16 60.001-85. -Отраслевая система функционально-стоимостного анализа). - 40 с.

References

1. Masaev V.N. Avarijno-spasatel'naya tekhnika dlya provedeniya avarijno-spasatel'nyh i drugih neotlozhnyh rabot na maloob "emnyh i rassredotochennyh ob"ektah / Masaev V.N., Minkin A.N., Sergeev I.YU. // Sibirskij pozharno-spasatel'nyj vestnik. - 2018. - №1. - C. 23-26. - Rezhim dostupa: http://vestnik. sibpsa. ru/wp-

content/uploads/2018/v8/N8_23-26.pdf, svobodnyj. -Zagl. s ehkrana. — YAz. rus., angl.

2. Masaev V.N., Bushuev R.S. Opredelenie kriteriya vybora avarijno-spasatel'nogo instrumenta dlya provedeniya avarijno-spasatel'nyh rabot pri dorozhno-transportnyh proisshestviyah / V.N. Masaev, R.S. Bushuev // Sibirskij pozharno-spasatel'nyj vestnik. - 2017 -, №2. - C. 14-19. -Rezhim dostupa: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/uploads/2017/v5/N5_14-19.pdf svobodnyj. -(Data obrashcheniya: 28.06.2018).

3. Metody obosnovaniya ehffektivnosti primeneniya mashin v stroitel'stve / S.E. Kontorer. - M.: Strojizdat, 1969.

4. Kudryavcev E.M. Stroitel'nye mashiny i oborudovanie: uchebnik / E.M. Kudryavcev. - M.: Izdatel'stvo ASV, 2012. - 328 s.

5. Kudryavcev E.M. Kompleksnaya mekhanizaciya stroitel'stva: uchebnik / E.M. Kudryavcev. - Izdanie tret'e, pererab. i dop. - M.: Izdatel'stvo ASV, 2010. -464 s.

6. Kudryavcev E.M. GPSS World. Osnovy imitacionnogo modelirovaniya razlichnyh sistem / E.M. Kudryavcev. - M.: DMK Press, 2004. - 332 s

7. MDS 12-13.2003. Mekhanizaciya stroitel'stva. Godovye rezhimy raboty stroitel'nyh mashin.

8. Spravochnik po funkcional'no-stoimostnomu analizu /Kovalev A.P., Moiseeva N.K., Sysun V.V. [i dr.] pod red. Karpunina M.G., Majdanchik B.I. - M.: Finansy i statistika, 1988. - 432 s.

9. Sobolev YU.M. Konstruktor i ehkonomika: FSA dlya konstruktora / YU.M. Sobolev. - Perm', 1987. -102 s.

10. Kulikov YA.V. Osobennosti razvitiya funkcional'no-stoimostnogo analiza v Rossii / YA.V. Kulikov // Vestnik Permskogo universiteta. - 2011. -EHkonomika Vyp. №4(11). - C. 57-63.

11. Sistema funkcional'no-stoimostnogo analiza. Osnovnye polozheniya. (RD 16 60.001-85. -Otraslevaya sistema funkcional'no-stoimostnogo analiza). - 40 s.

THE CHOICE OF THE OPTIMAL VERSION OF EMERGENCY RESCUE EQUIPMENT FOR EMERGENCY RESCUE AND OTHER URGENT WORK ON SMALL-VOLUME AND DISPERSED OBJECTS USING THE INVERSE FORM OF

FUNCTIONAL AND COST ANALYSIS

The article is devoted to the possibility of using functional-cost analysis as one of the methods of heuristic analysis, the purpose of which is to select the optimal version of emergency rescue equipment for performing tasks for the intended use in dispersed and low-volume facilities at minimum costs.

Key words: choosing the best option, emergency rescue equipment, emergency rescue and other urgent work, small-volume and dispersed objects, functional and cost analysis.

Масаев Сергей Николаевич,

кандидат технических наук, доцент,

ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет, Институт Нефти и Газа, Россия, г. Красноярск, + 79135507006, faberi@list.ru Masaev S.N.,

Ph.D., Associate Professor,

FSAEI of HE Siberian Federal University, Institute of Oil and Gas, Russia, Krasnoyarsk.

Масаев Виктор Николаевич,

кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой пожарной и аварийно-спасательной техники, ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Россия, г. Железногорск, + 7, masaev.ru@mail.ru Masaev V.N.,

PhD,

Head of the Department of Fire and Rescue Equipment,

FGBOUIN Siberiafire and rescue academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia,

Russia, Zheleznogorsk.

Минкин Андрей Николаевич,

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой пожарной безопасности,

ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет, Институт Нефти и Газа, Россия, г. Красноярск, + 79029424983, minkin. 1962@mail.ru Minkin A.N.,

Ph.D., Associate Professor,

Head of the Department of Fire Safety,

FSAEI of HE Siberian Federal University, Institute of Oil and Gas, Russia, Krasnoyarsk.

Едимичев Дмитрий Александрович,

кандидат технических наук, доцент,

ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет, Институт Нефти и Газа,

Россия, г. Красноярск,

+ 79832836663,

edimichev@inbox.ru

Edimichev D.A.,

Ph.D., Associate Professor,

FSAEI of HE Siberian Federal University, Institute of Oil and Gas,

Russia, Krasnoyarsk, Мочалов Дмитрий Юрьевич,

заместитель начальника пожарной части 2 ГПС МЧС,

Главное управление МЧС России по Красноярскому краю,

Россия, г. Красноярск,

+ 79130311848,

dimasic1977@ya.ru

Mochalov D.Y.,

Deputy Head of the Fire Department 2 of the State Fire Service of the Emergencies Ministry,

The Main Administration of EMERCOM of Russiafor the Krasnoyarsk Territory, Russia, Krasnoyarsk.

© Масаев С.Н., Масаев В.Н., Минкин А.Н., Едимичев Д.А., Мочалов Д.Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.