УДК 004.031.42
Плевако А.В. студент-магистрант 1 курса
Расули Д.А. студент-магистрант 1 курса Кузьмичева Т.Г. студент-магистрант 1 курса Институт инженерных технологий и естественных наук Белгородский Государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород ВЫБОР НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА, ИСПОЛЬЗУЯ
МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ Аннотация: в статье дается описание понятиям туристического бизнеса и туристической индустрии. Далее происходит описание некоторых туристических информационных систем, выбранных для сравнения между собой с помощью программного продукта СППР «Решение», использующего для расчетов метод анализа иерархий (МАИ). В завершение статьи подведены итоги сравнения систем и выбрана самая оптимальная из них.
Ключевые слова: туристический бизнес, туристическая индустрия, метод анализа иерархий, оптимальность, решение, система поддержки принятия решений.
Plevako A. V.
Rasuli D.A.
Kuz'micheva T.G.
Students-magisters
1 year, Institute of Engineering Technology and Natural Sciences BELGOROD NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY
BELGOROD
THE CHOICE OF THE OPTIMAL INFORMATION SYSTEM IN THE SPHERE OF TOURISM USING ANALYTIC HIERARCHY PROCESS Abstract: the article describes the concepts of tourism and the tourism industry. Next is a description of some tourist information systems selected for comparison are using the software product DSS "Decision", using for calculations the analytic hierarchy process (AHP). In conclusion, the results of the comparison of the systems and selected the most optimal of them.
Key words: tourism, tourism industry, analytic hierarchy process, optimality, decision support system decision-making.
В настоящее время в сфере туристического бизнеса имеет место огромная конкуренция.
Туристический бизнес - это не одна разновидность бизнеса, а сразу несколько видов деятельности, каждый из которых имеет свою особенную специфику.
Туристическая индустрия - это, прежде всего, гостиницы, а также другие средства размещения. Кроме того, в понятие туристической индустрии также входят транспортные средства, объекты общественного питания и объекты развлечения. Для туристической индустрии характерно наличие оздоровительных, спортивных, деловых и развлекательных объектов.
В данной области придают особую важность программным продуктам туристических фирм. Функциональные возможности данных информационных систем должны обеспечивать редактирование, ввод и хранение всей информации о бронировании тура, гостиницах, различных заявках, клиентах; должен быть включен вывод информации, представленный в виде документов, таких как: ваучеры, описания туров, стоимости туров с учетом скидок и курса валют, контроль на оплату туров, контроль финансовой отчетности, переноска данных в другие программные продукты (1С, MS Word) и другие.
Теперь необходимо вспомнить, что же такое программное обеспечение? Программное обеспечение - это компьютерные данные, которые необходимы для решения многочисленных задач и хранящиеся на машинных носителях. Системное программное обеспечение - это основа персонального компьютера, а именно, операционная система, в нашем случае Windows, далее к нему добавляется прикладное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение можно использовать и на малых предприятиях, независимо от деятельности компании.
Далее необходимо выявить программные продукты, относящиеся к специальному программному обеспечению. Программные комплексы: «Мастер-Тур», «САМО-Тур» и «TurwinMultiPro». Данные программные продукты имеют практически идентичные свойства, такие как:
- создание и редактирование информации, содержащейся в справочнике;
- мгновенное оформление заказов и выставление счета;
- формирование туристических программ: по категориям (малая, большая группа; большая, либо малая страна);
- осуществление операция для работы с персональными данными;
- контроль рейсов и бронировании туров;
- отслеживание скидок и рассылка информации клиентам.
Для того, чтобы выявить, какой программный продукт наиболее
оптимален для той или иной компании, было решено использовать метод анализа иерархий (МАИ). Программный продукт, использующийся в данном исследовании - СППР «Решение». На рисунке 1 представлена иерархия критериев и альтернатив, сгенерированная в автоматическом режиме, по
Рисунок 1 - Иерархия проблемы «Сравнение туристического ПО»
В ходе исследования были опрошены пользователи программных продуктов и найдена информация в сети Интернет. Для сравнения программных продуктов (Мастер-Тур, САМО-Тур, ТигшпМиШРго) были выявлены следующие критерии:
- Удобство использования (комфорт работы с программным продуктом, простота и интуитивность интерфейса);
- Требования к архитектуре (требовательность к аппаратным средствам, например: частота процессора, количество памяти ОЗУ и др.);
- Стоимость путевок;
- Ассортимент туров;
- Количество локализаций;
- Актуализация данных (частота обновления данных на серверах).
На рисунке 2 показано количественное сравнение критериев.
1. 2. 3. 4. 5. 6. Приоритеть
1. УДОБСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ VI из 1/6 1/5 1/2 1/4 3,042
2. ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРЕ 3/1 1/1 1/4 1/3 2/1 1/2 »ГЮ1
3. СТОИМОСТЬ ПУТЕВОК 5/1 4/1 1/1 2/1 5/1 3/1 :,381
4. АССОРТИМЕНТ ТУРОБ 5/1 3/1 1/2 1/1 4/1 2/1 :,252
5. КОЛИЧЕСТВО ЛОКАЛИЗАЦИИ 2/1 № 1/5 1/4 1/1 1/3 :,об4
6, АКТУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ 4/1 2/1 1/3 1/2 3/1 1/1 Э, 160
6,126 ИС: 0Г025 ОС: 0Г020
Рисунок 2 - Сравнение критериев
Результаты исследования показаны на рисунке 3.
Тиг ш ¡пМи ШРго (50,1 %)
САМО-Тур(18,5%)
Мастер-Тур(31,4%) |
Рисунок 3 - результаты исследования.
Как показано на рисунке, наибольшей оптимальностью обладает программный продукт «ТигшпМиШРго». Данный программный продукт лидирует в большем количестве критериев.
В ходе исследования было дано определение таким понятиям, как ; были определены свойства для каждого программного продукта для того, чтобы отслеживать контроль рейсов и бронирование туров; учитывать скидки и производить туристические рассылки клиентам. Хотелось бы отметить, что система принятия решения является удобной в использовании как для больших, так и для малых предприятий.
1. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А., Туризм как вид деятельности, 2005. 288 с.
Использованные источники: