Научная статья на тему 'Технологии повышения спроса на туристические услуги'

Технологии повышения спроса на туристические услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ПРОДВИЖЕНИЕ / CRM-СИСТЕМЫ / АУТСОРСИНГ / TECHNOLOGY / TRAVEL AGENCIES / INFORMATION TECHNOLOGY / FRANCHISING / PROMOTION / CRM-SYSTEM / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассуль Салим Масир Аль Малеки

В статье представлены технологии, оказывающие положительное влияние на рост спроса туристических услуг. К данным технологиям относятся: франчайзинг, информационные технологии, событийный маркетинг, CRM-системы, аутсорсинг. Отмечено, что туристические агентства не всегда могут самостоятельно внедрять CRM-систему «Клиент плюс», поскольку порой не имеют специалистов в данной области, поэтому часто применяется аутсорсинг ИТ-услуг за счет передачи непрофильных функций осуществления своей деятельности сторонним организациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES TO INCREASE DEMAND FOR TOURIST SERVICES

The article presents the technology has a positive impact on the growth of demand for tourist services. For these technologies include:franchising, information technology, event marketing, CRM-system, outsourcing. It was noted that travel agencies are not always able to implement their own CRM-system “Client plus” because sometimes do not have the skilled in the art, so often used to outsource IT services through the transfer of noncore functions of its activities to third parties.

Текст научной работы на тему «Технологии повышения спроса на туристические услуги»

направленности хозяйственной деятельности формирующихся агропромышленных кластеров с существующим потенциалом неформальных институтов в форме накопленных традиций и опыта хозяйствования.

Литература:

1. Вершинина А.А.Методика определения факторов, влияющих на привлекательность регионов России для прямых иностранных инвестиций\\Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. Новосибирск:ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2014, №1, с.13-17

2. Вершинина А.А., Максимова ТП, ГоряиноваЛ.В. Экономическая теория\\Под ред. В.Ф.Максимовой.Учебник для бакалавров. М.Юрайт, 2014, 540 с.

3. Гончаров В.Д., Хоружий В.И.,Котеев С.В. Размещение и специализация агропромышленного производства в России\\Моно-графия. М.:Энциклопедия российских деревень, 2015.- 173с.

4. Жданова О.А. Функции инноваций как катализатора развития экономики и общества\\Экономика и современный менеджмент: теория и практика.Новосибирск.:НП СибАК, 2014, №35, с.66-70

5. Книпович Б.Н. К методологии районирования. М.:Издательская группа Трилобит, 2003

6. Максимова Т.П., Вершинина А.А., Жданова О.А. Концептуальные аспекты экономической науки и прикладного инвестирования: монография\ под ред О.Е.Рязановой.-М.:ИИУ МГОУ, 2015-300с.

7. Максимова ТП Агропромышленные кластеры в экономике Российской Федерации: теория и практика\\ Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов. Тамбов.: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2015, 184 с.

8. Маршалл А. Принципы политической экономии. Пер. с англ.\М.: Прогресс -1984 (1993; 2010) т.3, 416 с.

9. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января-августа 2015г. Мониторинг Минэкономразвития РФ\М., Минэкономразвития РФ,101с. [economy.gov.ru Электронный ресурс: официальный сайт Минэкономразвития; дата обращения 15.10.2015]

10. Портер М. Конкуренция.\\Пер. с англ. - М.: Вильямс», 2005. - 608 с.

11. Тюнен Й.Изолированное государство^ М.:Экономическая жизнь, 1926-326 с.

12. Челинцев А.Н. Сельскохозяйственные районы РСФСР // Экономическая география. Т. 2: СССР / Под ред. Н.Н. Баранского. М.: Изд-во Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова, 1929.; c.438

13. Ястремский Б.С. Связь между элементами крестьянского хозяйства в 1917 и 1919 годах //«Вестник статистики», 1920, с 19-21 ( Цит. по Б. Дюран, П. Оделл. Кластерный анализ. М.: Статистика 1977.)

14. Krugman, Paul. Increasing Returns and Economic Geography. The Journal of Political Economy, Vol. 99, No. 3, pp. 483-499.

УДК 338. 485

ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ СПРОСА НА ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Рассуль Салим Масир Аль Малеки, аспирант кафедры организационно-управленческих инноваций, ФГБОУВПО «Российский

экономический университет имени Г.В. Плеханова»

В статье представлены технологии, оказывающие положительное влияние на рост спроса туристических услуг. К данным технологиям относятся: франчайзинг, информационные технологии, событийный маркетинг, CRM-системы, аутсорсинг. Отмечено, что туристические агентства не всегда могут самостоятельно внедрять CRM-систему «Клиент плюс», поскольку порой не имеют специалистов в данной области, поэтому часто применяется аутсорсинг ИТ-услуг за счет передачи непрофильных функций осуществления своей деятельности сторонним организациям.

Ключевые слова: технологии, туристические агентства, информационные технологии, франчайзинг, продвижение, CRM-системы, аутсорсинг.

TECHNOLOGIES TO INCREASE DEMAND FOR TOURIST SERVICES

Rassoul Salim Al Maleki Masire, the post-graduate student, Organizational and managerial innovation chair, FSEIHPE «Plekhanov Russian

University of Economics»

The article presents the technology has a positive impact on the growth of demand for tourist services. For these technologies include: franchising, information technology, event marketing, CRM-system, outsourcing. It was noted that travel agencies are not always able to implement their own CRM-system "Client plus" because sometimes do not have the skilled in the art, so often used to outsource IT services through the transfer of non-core functions of its activities to third parties.

Keywords: technology, travel agencies, information technology, franchising, promotion, CRM-system, outsourcing.

Усилия туристических агентств должны быть направлены на высококачественное обслуживание туристов, как на территории России, так и за рубежом во время выезда на конференции, детский отдых или У1Р-туры.

Качество оказываемых туристических услуг повышается за счет использования современных информационных технологий и систем.

Для обслуживания туристов туристические агентства используют автоматизированные системы онлайн-бронирования, что позволяет сократить время на оформление тура, тем самым повысить количество оформленных туристических путевок, а также не допускать потери информации о турах и клиентах агентства [1].

Современные туристические агентства должны развивать собственную франчайзинговую сеть, предлагая партнерам самые выгодные условия:

- использование бренда;

- сертификаты по реализации туристического продукта международного туроператора;

- предоставление униформы, обучение персонала для работы с автоматизированной системой.

Развитие франчайзинга позволяет повысить спрос на услуги туристических агентств и способствует росту популярности на рынке оказания туристских услуг.

Особое значение туристические агентства должны уделять и своей маркетинговой деятельности, а именно: анализу целевой аудитории, для чего проводится анкетирование, изучается потребительский спрос постоянных клиентов [2].

В основе плана маркетинга находится концепция развития туристического агентства, в которой отражены основные маркетинговые цели и задачи, используемые для дальнейшего развития туристических услуг.

До наступления сезона рекламная компания носит информационный характер, отражая информацию о существующих акциях и скидках для покупателей, а во время сезонных продаж рекламная компания направлена на стимулирование сбыта существующих туристических пакетов и новых предложений. Особенно актуальным является использование рекламных роликов для стимулирования сезонных продаж туристических пакетов.

Кроме рекламных роликов, туристические агентства используют печатную рекламу (каталоги, брошюры, рекламные листовки), кото-

Рис. 1. Маркетинговые коммуникации межличностного взаимодействия туристических агентств

рая размещена как в офисе компании, так и распространяется через франчайзинговую сеть, что позволяет увеличить прямые продажи туристических продуктов [3].

В настоящее время туристические агентства уделяют большое значение такому средству маркетинговых коммуникаций как туристические выставки. Участие в выставках и их проведение позволяет расширить контактную аудиторию, способствует повышению имиджа компании и информированию клиентов про популярные виды туристических услуг.

После проведения или участия в выставках, используются маркетинговые коммуникации межличностного взаимодействия с контактной аудиторией, характеристики которых приведены на рисунке 1.

В качестве событийного маркетинга во время проведения туров, компании используют туристскую анимацию, которая разрабатывается с учетом особенностей выбранного туристического тура, обусловленного географическим положением, особенностями гостиничного комплекса.

Эффективным средством продвижения услуг является официальный сайт компании, размещенный в сети «Интернет» [4].

Для стимулирования сбыта на туристические продукты работа на сайте автоматизирована. Сайт поддерживает функцию онлайн бронирования, то есть при выборе туристической поездки для посетителей мгновенно представляется полная информация и возможность получения счета на оплату.

Выполненный обзор существующего программного обеспечения показал, что в настоящее время наибольшую популярность на рынке программного обеспечения России получили такие CRM-системы как Monitor CRM» консалтинговой группы «Бизнес Навигатор», CRM-лайт» группы компаний «Мегаплан» и «Клиент плюс» компании «ROST-PRO Ltd».

Данные программы позволяют автоматизировать основные процессы обслуживания клиентов, повысить скорость обработки больших потоков информации, улучить качество обслуживания и эффективность деятельности компании.

CRM-система Monitor CRM» позволяет выполнить следующие процессы:

- организовать коммуникативное обслуживание клиентов;

- вести полную статистику обращений клиентов, создавать их личные карточки;

- имеет накопительную систему скидок для обеспечения лояльности клиентов;

- поддерживает возможность ведения базы поставщиков и посредников;

- минимизировать процессы закупки материалов и сырья;

- обновляемость и онлайн поддержку. К конкурентным преимуществам данной программы также относится возможность проведения маркетинговых исследований и анализа [5].

Система «CRM-лайт» в отличие от «Monitor CRM», которая может функционировать в локальном режиме относится к онлайн-системам, то есть является Интернет решением.

Среди рассмотренных систем наибольшим функционалом наделена CRM-система «Клиент плюс», которая включает следующие возможности:

- управлять контактной базой и вести хронологию взаимодействия с клиентами;

- создать АРМ сотрудника и клиента;

- включает органайзер с адаптацией на любой платформе;

- имеет внутреннюю систему документооборота;

- автоматическая рассылка сообщений и возможность создания поддержки социальных групп.

Данная CRM-система не требует установки дополнительного ПО, имеет интерактивный интерфейс, обновления программы находятся в открытом доступе и бесплатны.

Сравнительный анализ описанных программных решений представлен в таблице 1.

Туристические агентства не всегда могут самостоятельно внедрять CRM-систему «Клиент плюс», поскольку порой не имеют специалистов в данной области.

Поэтому часто применяется аутсорсинг ИТ-услуг за счет передачи непрофильных функций осуществления своей деятельности сторонним организациям, что позволит получить эффективный результат, снизить риски внедрения CRM-системы «Клиент плюс» и подключить ее к имеющемуся сайту для усиления взаимодействия с клиентами, а также использовать профессиональных специалистов для развития продвижения на предприятии.

Принципы аутсорсинга основаны на делегировании функций в области обслуживания, повышения эффективности работы программного обеспечения для развития автоматизации на предприятии, в данном случае CRM-системы [6].

Отношения между основными участниками процесса аутсорсинга регламентируются за счет заключения договора или контракта как на краткосрочной, так и на долгосрочной перспективе.

Следовательно, аутсорсинг ИТ-услуг - это эффективный инструмент для совершенствования политики продвижения за счет современных информационных технологий, который будет используется в целях улучшения взаимодействия, формирования конкурентных преимущества, за счет квалифицированной поддержки инновационного потенциала сторонней организацией, а также совершенствования управления продажами туристических агентств [7].

Таблица 1. Сравнительный анализ программных продуктов

Литература:

1. Особенности применения информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия. Меркулина И.А., Саф-ронова А.А. Транспортное дело России. 2014. №1. С.30.

2. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. /И.К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 288 с. - ISBN 5-94723-357-6

3. К вопросу о продаже и сопровождении туристического продукта. Кирпичёва М.А., Блаженкова Н.А. Инновационная экономика и современный менеджмент. 2015. №3 (4). С. 48-53

4. Гарин М. С., Кравец А. Г., Романенко Е.В. Автоматизация бизнес-администрирования в туристической фирме // Известия

Волгоградского государственного технического университета, 2011 - №6 - С. 117

5. Егоров, А.Ю., Сафронова, А.А., Товсултанова, С.В. Информационно-коммуникационная составляющая инновационного потенциала экономических систем: методы анализа и оценки. Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 290-298.

6. О эффективных инструментах продвижения туристических услуг. Кирпичева М.А., Сафронова Р.А., Кабаев Р. Инновационная экономика и современный менеджмент. 2015. №1-2(3). С. 8-15.

7. Инновационные стратегии развития предприятия с применением концепции маркетинга. Кирпичёва М.А. Транспортное дело России. 2009. №8. С.36-41.

УДК 332.1:339.187

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО

КЛАСТЕРА

Чернова Д.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой Коммерции и сервиса, ФГБОУВО «Самарский государственный экономический

университет», e-mail: kafedra-ks@yandex.ru Ионова А.В., к.э.н., преподаватель кафедры Коммерции и сервиса ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический

университет», e-mail:nastena_ionova@bk.ru

В статье рассмотрены показатели эффективности элементов логистической инфраструктуры туристско-рекреационного кластера Самарской области. Актуальность данной темы обусловлена распространением кластерной формы как одной из моделей стратегического управления в российской экономике, а также необходимостью детального анализа особенностей взаимодействия участников кластерных механизмов, связанных с использованием инструментов государственно-частного партнерства. Оценка эффективности элементов регионального туристско-рекреационного кластера Самарской области необходима для обоснования привлекательности данного проекта с целью привлечения для его реализации государственного и частного субсидирования. Сложность проведения подобной оценки вызвана ее комплексностью, так как она должна включать в себя как общественную (социальную), так и коммерческую эффективность. Авторами статьи предложена система сбалансированных показателей ориентированных и сгруппированных относительно классических «ключевых показателей эффективности».

Ключевые слова: кластер, логистическая инфраструктура, государственно-частное партнерство, социальная эффективность, коммерческая эффективность.

EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE ELEMENTS OF LOGISTIC INFRASTRUCTURE OF REGIONAL TOURISM AND RECREATION CLUSTER

Chernova D., Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Commerce and Services chair, FSEIHE «Samara State University of

Economics», e-mail: kafedra-ks@yandex.ru Ionova A., Candidate of Economic Sciences, lecturer of the Commerce and Services chair, FSEI HE «Samara State University of Economics»,

e-mail: nastena_ionova@bk.ru

The article describes the performance indicators of elements of logistics infrastructure of tourist-recreational cluster of Samara Region. The relevance of this topic due to the proliferation of cluster shapes like one of the models of strategic management in the Russian economy, and the need of detailed analysis of the interaction mechanisms of cluster members associated with the use of tools of public-private partnerships. Evaluating the effectiveness of the elements of regional tourism and recreation cluster of Samara Region is needed to support the attractiveness of the project in order to attract to its implementation of public and private subsidies. The complexity of such an evaluation is caused by its complex, as it should include both public (social), and the commercial efficiency. The authors proposed balanced scorecard oriented and grouped with respect to the classic "keyperformance indicators".

Keywords: cluster, logistics infrastructure, public-private partnerships, social efficiency, commercial effectiveness.

Происходящие в мире структурные изменения в высокотехнологичных отраслях экономической деятельности, насыщение предложениями рынка товаров и услуг, вступление России во Всемирную торговую организацию и создание Евразийского экономического союза, - эти и многие другие факторы определяют основные векторы экономического развития стран.[3]

Для России, с учетом ее сильных экономических и демографических диспропорций по регионам, существует объективная необходимость выбора оптимальной модели стратегического управления экономикой.

Инновационные кластеры, уже созданные и формирующиеся в российских регионах, становятся инструментами повышения конкурентоспособности основных отраслей экономики.[4]

Активная кластерная политика Самарского региона и реализация программ развития кластеров, основу которых составляют средства федерального бюджета, позволила за период с 2012-2014 гг. увеличить производительность труда в аэрокосмическом кластера более чем в два раза. На сегодняшний день, существует потреб-

ность региона в развитие кластера туристско - рекреационной направленности.

Основы развития кластера данной направленности обозначены в государственной программе Самарской области «Развитие туристско - рекреационного кластера в Самарской области» на 2015-2025 годы.

На сегодняшний день, существует проект ТРК «Жигулевская Жемчужина», в рамках которого предполагается развитие существующих туристических объектов, расположенных на правом берегу р. Волга: в с.п. Рождествено, с. Подгоры и Выползово, а также создание новых рекреационных объектов, с учетом туристического потенциала региона.

В связи с затрудненной транспортной доступностью правого берега р. Волга, особенно в периоды межсезонья, одним из элементов логистической инфраструктуры туристско-рекреационного кластера Самарской области является пассажирская подвесная канатная дорога, обеспечивающая бесперебойное транспортное сообщение и генерирующая туристический поток.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.