Научная статья на тему 'Внедрение механизмов аутсорсинга в туриндустрию республики Бурятия'

Внедрение механизмов аутсорсинга в туриндустрию республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / TOURISM / COMPETITIVENESS / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивоваров Александр Николаевич

Конкурентоспособность предприятий и организаций сферы туризма зависит от качественного исполнения основных функций по развитию туристических услуг. Для повышения эффективности деятельности туристических компаний предлагается передача некоторых второстепенных функций на аутсорсинг, что в свою очередь будет способствовать развитию малых предприятий в кластере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пивоваров Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of outsourcing mechanisms in tourism industry of the Republic of Buryatia

Competitiveness of tourist enterprises and organizations depends on qualitative execution of the basic functions, concerning development of tourist services. For improvement the efficiency of tourist companies activity it is suggested to transfer some minor functions on outsourcing, this will contribute the development of small enterprises in cluster of tourism.

Текст научной работы на тему «Внедрение механизмов аутсорсинга в туриндустрию республики Бурятия»

кутска от 28 сентября 2007 г. № 004-20-410627/7 «Об утверждении Программы комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008-2020 годы» по разделу «Туризм».

По интернет-данным, в г. Иркутске 4241 место в коллективных средствах размещения.

В Улан-Удэ действуют 60 гостиниц на 1806 мест.

Представленный анализ основных показателей социально-экономического развития ориентирует органы местного самоуправления городского округа «город Улан-Удэ» сосредоточиться на решении следующих задач:

- привлечение инвестиций по всем сферам;

- снижение дотационности бюджета;

- снижение муниципального долга;

- улучшение собираемости налогов и сборов;

- концентрация ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах.

Управление муниципальным социальноэкономическим развитием города нацелено на

производство и потребление общественных благ, что в конечном счете будет способствовать улучшению качества жизни населения.

Литература

1. Решение Думы г. Иркутска от 28.09.2010 г. № 00420-4106227/7 «Об утверждении Программы комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008-2020 годы».

2. http://www.kemerovo.ru/?page=530

3. http://www.admkrsk.ru/citytoday/economics/Pages/ situation.aspx

4. http://www1.irkutsk.ru/?rubr=695

Прокопьев Владимир Борисович - канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, тел. 8 (301-2) 21-35-06.

Prokopiev Vladimir Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of state and municipal management department, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24 a, tel. 8 (301-2) 21-35-06.

УДК 347.736 (075.8)

А.Н. Пивоваров

Внедрение механизмов аутсорсинга в туриндустрию Республики Бурятия

Конкурентоспособность предприятий и организаций сферы туризма зависит от качественного исполнения основных функций по развитию туристических услуг. Для повышения эффективности деятельности туристических компаний предлагается передача некоторых второстепенных функций на аутсорсинг, что в свою очередь будет способствовать развитию малых предприятий в кластере туризма.

Ключевые слова: туризм, конкурентоспособность, регион.

ЛЖ Pivovarov

Introduction of outsourcing mechanisms in tourism industry of the Republic of Buryatia

Competitiveness of tourist enterprises and organizations depends on qualitative execution of the basic functions, concerning development of tourist services. For improvement the efficiency of tourist companies activity it is suggested to transfer some minor functions on outsourcing, this will contribute the development of small enterprises in cluster of tourism.

Keywords: tourism, competitiveness, region.

Приоритетной задачей социально-экономического развития Республики Бурятия является обеспечение роста уровня и качества жизни населения. Для достижения этих стратегических целей поставлены три задачи, решение которых позволит республике выйти из числа депрессивных и дотационных регионов Российской Федерации:

Первая задача связана с повышением конкурентоспособности экономики республики за счет улучшения инвестиционного и предпринимательско-

го климата, внедрение кластерных подходов в управлении, создание туристско-рекреационных зон.

Вторая направлена на снижение дотационно-сти республиканского бюджета и с повышением доходной базы.

Третья задача определяет модернизацию и развитие инфраструктуры (транспортной, дорожной, коммунальной, энергетической, социальной и др.).

Развитая инфраструктура позволит в сочетании с привлеченными частными инвестициями

создать условия для отдыха российских туристов и одновременно сформировать новый центр мирового туризма на востоке России. Байкальский регион географически близок к растущему азиатскому рынку туристических услуг. Туристов из Европы и США привлекает первозданность и разнообразие природы, самобытность этнокультурного наследия. Бурятия как никакой другой регион отвечает таким требованиям. А это. в свою очередь, позволит увеличить объем экспорта туристических услуг на востоке России. По оценке специалистов, республика может принимать до 1 миллиона туристов в год без ущерба для экологии и зарабатывать до 2,5 млрд р. Вместе с тем было бы ошибочным считать, что задачи развития туристско-рекреационного комплекса республики могут быть решены без проведения серьезных экономических преобразований, только за счет инвестиционных возможностей особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Под серьезным преобразованием понимается структурная перестройка регионального хозяйственного комплекса по кластерному типу. Формируемый в республике кластер туристических услуг относится к категории региональных кластеров. Такие кластеры обычно состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, что участники менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах. Кластер является объектом поддержки в рамках стратегии регионального развития, предусматривающей меры по формированию кластеров в расчете на повышение производительности, инновационности, конкурентоспособности и занятости в находящихся в данном регионе фирмах.

В настоящее время предприятиям российской индустрии туризма ввиду отсутствия финансовой поддержки, дефицита знаний в сфере управления, несовершенства нормативно-правовой системы, поддержки государственных органов трудно противостоять зарубежным компаниям, занимающимся туристической деятельностью. Для бурятского региона помимо вышеперечисленных проблем характерна слаборазвитая индустрия гостеприимства и развлечений, низкое качество услуг, фактическое отсутствие инновационных технологий в туристической отрасли. Более того, короткий летний период, плохое состояние сети федеральных и республиканских дорог, ограничение возможности перемещения туристов воздушным

путем из-за дороговизны авиабилетов в значительной мере снижают приток путешественников в регион. Одним их путей преодоления трудностей в жесткой конкуренции является внедрение в практику работы предприятий туриндустрии Республики Бурятия механизмов аутсорсинга. В отличие от субподряда аутсорсинг - это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, он предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании.

Исследователи аутсорсинга условно разграничивают два вида аутсорсинга - производственный аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов.

Производственный аутсорсинг предполагает передачу части производственных процессов или всего цикла производства сторонней компании. Кроме того, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга. Исследования Американской ассоциации менеджмента (American Management Association) показали, что уже в 1997 г. более половины промышленных компаний передало на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса. Производственный аутсорсинг позволяет компании, во-первых, сосредоточиться на разработке новых продуктов и услуг, что важно в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса для обеспечения конкурентного преимущества; во-вторых, увеличить гибкость производства - на небольших заводах проще заниматься перестройкой производственного процесса и диверсифицировать выпускаемую продукцию. Использовать дополнительные преимущества от ведения бизнеса на рынках с дешевой рабочей силой.

Аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, бизнес-образующими. На аутсорсинг могут быть отданы управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика.

Аутсорсинг, как известно, это передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании. Это объективно обусловлено следующими причинами:

1) острая потребность в снижении затрат;

2) желание сосредоточиться на основных видах деятельности;

3) необходимость повышения качества обслу-

живания, что немаловажно в сфере туризма;

4) дефицит административного или технического опыта для производства нужных изделий и услуг;

5) наличие квалифицированных специалистов по снабжению;

6) процесс приобретения, который обычно связан с меньшими накладными расходами.

В сфере туризма наиболее применимы следующие виды аутсорсинга:

• аутсорсинг бизнес-процессов. Данный вид аутсорсинга включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для туристической компании (гостиницы, фирмы, агентства) основными, бизнес-образующими. Из их числа на аутсорсинг могут быть переданы управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика, охрана объектов;

• аутсорсинг информационных технологий

- это передача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями, а именно обслуживание сетевой инфраструктуры туристической компании; проектирование и планирование автоматизированных систем бронирования и резервирования с последующим постоянным развитием и сопровождением; системная интеграция; размещение корпоративных баз данных на серверах компаний индустрии туризма; создание и поддержка публичных веб-серверов; управление информационными системами; приобретение в лизинг компьютерного оборудования, оффшорное программирование.

Производственный аутсорсинг подразумевает, что туристическая компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней компании. Кроме того, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга. Данный вид аутсорсинга является наиболее динамично развивающимся в сфере туризма, поскольку многие предприятия индустрии гостеприимства передают специализированным организациям такие производственные функции, как производство продуктов питания; ремонт номерного фонда крупного гостиничного комплекса; производство моющих средств, сувениров, фирменных товаров туристической фирмы или гостиницы и т.д.

Туристическая компания-заказчик может, используя аутсорсинг второстепенных функций,

сконцентрироваться на своих основных функциях, которые свойственны именно ей, на своей специфике: формирование и организация туров, работа с клиентами, заключение договоров с поставщиками услуг и т.д. Данный механизм позволяет повысить эффективность выполнения определенных функций в области информационных технологий, обслуживания, финансов, обеспечения персоналом и т.д.

Аутсорсинг - это практика, помогающая туристической компании решить проблему сокращения издержек, увеличения приспособляемости к условиям внешней среды, улучшения качества предоставляемых услуг, уменьшения рисков, которые могут возникнуть особенно при использовании услуг сторонних предприятий, а именно:

■ потеря контроля;

■ незащищенность от рисков поставщиков: финансовая нестабильность, задержки выполнения или невыполнения договорных обязательств. Отсутствие обещанных элементов, необязательность, низкое качество;

■ незапланированные выплаты или дополнительные расходы;

■ ограничения поставок;

■ вероятность привязки к устаревшей технологии.

К сожалению, предприятия туриндустрии Республики Бурятия, опасаясь вышеперечисленных причин, неохотно используют преимущества аутсорсинга, однако есть надежда, что данный механизм будет востребован, так как он имеет и кластерный эффект, способствующий появлению новых производств, непосредственно связанных с туристической отраслью, а это позволит повысить конкурентоспособность региональных туристических предприятий и обеспечить им устойчивое функционирование и развитие в условиях рыночной экономики.

Литература

1. Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология). М.: Канон +, 2007.

2. Лившиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие. М.: Высшее образование, 2007.

Пивоваров Александр Николаевич - канд. экон. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, тел.: 8 (301-2) 21-35-06.

Pivovarov Aleksander Nikolaevich - candidate of economical sciences, associate professor of department of state and municipal management, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24 a, tel.: 8 (301-2) 21-35-06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.