Научная статья на тему 'Современные информационные технологии в организации эффективного управления логистикой туристической отрасли Крыма'

Современные информационные технологии в организации эффективного управления логистикой туристической отрасли Крыма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна, Гришин Игорь Юрьевич

В статье проанализировано состояние информатизации туристической отрасли Крыма. Выявлены проблемы и факторы, оказывающие сдерживающее влияние на темпы внедрения современных информационных технологий в туристическую отрасль Крыма. Обоснована целесообразность разработки и внедрения целевой программы развития информационных технологий в туристической сфере региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern information technologies in organizing effective logistics management tourism industry of Crimea

The article analyzes the state of informatization of the tourism industry of the Crimea. The problems and the factors that have a moderating influence on the pace of modern information technologies in the tourism industry of the Crimea. The expediency of the development and implementation of specific programs of development of information technologies in the tourism sector in the region.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии в организации эффективного управления логистикой туристической отрасли Крыма»

Р. Р. Тимиргалеева, И. Ю. Гришин

УДК 007.51:338.48

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КРЫМА

0 овременное общество характеризуется быстрым распространением новых информационных технологий и радикальными изменениями социально-экономической жизни под влиянием этих процессов. Проникновение во все сферы жизни информационных технологий не оставило в стороне от этой тенденции и туризм как сферу экономики, сферу деятельности и сферу занятости. Последнее десятилетие ознаменовались устойчивой тенденцией развития информатизации процессов управления предприятиями туристической сферы.

Туризм сегодня - это глобальный бизнес, в котором принимают участие крупные авиакомпании, гостиницы и туристические корпорации всего мира, а туризм в Крыму -одна из самых перспективных индустрий региона. Туристский бизнес, являясь одной из активно развивающихся сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную сферу, где сбор, хранение, обработка и передача информации являются важнейшим и необходимым условием функционирования. Поэтому активное внедрение современных информационных технологий в организацию логистической деятельности предприятий сферы туризма является сегодня необходимым условием их успешной работы,

т. к. точность, надежность, оперативность и высокая скорость обработки и передачи информации определяет эффективность управленческих решений в данной сфере, ведёт к вертикальной, горизонтальной и диагональной интеграции предприятий данной отрасли.

Информационные технологии обеспечивают значительный рост производительности в сфере туристических услуг. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, а именно, автоматизируются процессы обоснования и принятия решений, автоматизируется процесс их выполнения, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых управленческой деятельностью. Использование современных информационных технологий в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, её точности, объективности, оперативности и, как следствие этого, возможности принятия своевременных управленческих решений на основе моделирования, анализа и прогнозирования [4, 5].

Останавливающим фактором для качественного развития туризма в Крыму является недостаточное использование современных информационных технологий, способствующих повышению эффективности управления логистикой как отдельных предприятий сферы туризма, так и всей туристической отрасли в целом.

Проблемам эффективного использования информационных технологий в туризме посвящены научные разработки ряда отечественных и зарубежных ученых [1-13]. Так, в монографии С. В. Мельниченко раскрыты теоретико-методологические основы и практический инструментарий применения информационных технологий в туристическом бизнесе, определена роль и место информационных технологий в менеджменте и маркетинге туристических предприятий. Даны практические рекомендации по модификации организационных структур управления туристиче-

20/.///-

скими предприятиями и системы менеджмента в целом под влиянием информационных технологий [8, с. 5].

М. Желени рассматривает развитие информационных технологий в туризме, акцентируя внимание на том, что рост роли информации в туризме сопровождался появлением различных технологий. Он акцентирует внимание на том, что целью современных туристических предприятий является сбережение и защита сетей поддержки технологий, обеспечение их стабильности [6, с. 206]. По мнению В. А. Квартальнова, новые информационные технологии и эффективные коммуникации обеспечивают стремительное развитие рынка международного туризма.

Большое значение в туризме имеют глобальные компьютерные сети. Благодаря внедрению современных информационным технологий возрастает эффективность маркетинга в туризме, потребитель может быстро получать необходимую и качественную информацию о туристическом продукте не выходя из дома [10, с. 275]. В работе В. Г. Гуляева акцентировано внимание на процессе автоматизации фирмы с помощью офисных программ, компьютерной техники, которая применяется в работе туристической фирмы, созданных эффективных сайтов и серверов туристической фирмы, а также на состоянии и перспективе использования Интернета в туристическом бизнесе [3, с. 87].

Вместе с тем практически неизученными остаются вопросы использования современных информационных технологий в организации управления логистикой туристической отрасли.

Целью статьи является обоснование необходимости использования современных информационных технологий в организации эффективного управления логистикой туристической отрасли Крыма.

Основным направлением деятельности предприятия туристской отрасли является процесс разработки и эффективного продвижения туристского продукта на рынок. Процесс разработки нового туристского продукта

является наиболее ответственным, поэтому именно этот этап нуждается в создании программного продукта, обеспечивающего информационную поддержку процесса принятия решения [8; 12; 13].

Для принятия решения в сфере организации эффективного управления логистикой на предприятиях туристической отрасли наиболее важными являются такие аспекты: во-первых, быстрота процесса принятия решения; во-вторых, обоснованность выбора маар-шрута, транспортных средств, места проживания. Для этого необходимо создание модели, позволяющей варьировать возможные варианты маршрутов, просчитывать наиболее выгодные из них, осуществлять ценовую проработку, прогнозировать спрос и популярность новых туров, проводить модельный эксперимент, имитирующий «экспериментальный заезд».

Индустрия туризма настолько многолика и многогранна, что требует применения разнообразных информационных технологий, начиная с разработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизацию работы отдельной туристской единицы, до использования глобальных компьютерных сетей. На сегодняшний день в туризме используется достаточно много новейших компьютерных технологий, например, глобальные компьютерные системы резервирования, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа, Smart Cards, информационные системы менеджмента и др. [3].

Анализ существующего программного обеспечения для туристских предприятий показал, что подавляющая масса программ предоставляет возможность для ввода, редактирования и хранения логистической информации о турах, гостиницах, клиентах, расписании транспортных средств и поступлении заявок. Все они без исключения дают возможность печатания множества различных документов - от анкет, ваучеров и списков туристов до описания гостиниц, туров и т. д. Большинство программных продуктов позво-

ляют контролировать оплату туров, печатать платежные документы, вести учёт мест в гостинце и на транспорте. Одной из важных функций подобных программ является также автоматический расчёт стоимости туров с учётом индивидуальных и групповых скидок, комиссионных, курсов валют и других факторов [1; 2; 10; 12].

Что же касается туристской отрасли Крыма, то её эффективное функционирование невозможно без использования современных информационных технологий. Специфика технологии разработки и реализации турпро-дукта требует таких систем, которые в кратчайшие сроки могли бы представить сведения о доступности транспортных средств и возможностях размещения туристов, обеспечивали бы быстрое резервирование и бронирование мест, автоматизацию решения вспомогательных задач при организации логистики туристических услуг. Это достижимо при условии широкого использования в туризме современных компьютерных технологий обработки и передачи информации.

Компьютерные системы резервирования CRS (Computer Reservation System), появившиеся в середине 60-х гг. XX в., позволили ускорить процесс резервирования авиабилетов и осуществить его в режиме реального времени. В результате этого повысилось качество логистики сервисных услуг за счет уменьшения времени обслуживания клиентов, увеличения объемов и разнообразия предлагаемых услуг; появились возможности обеспечения оптимизации загрузки авиалайнеров, реализации стратегии гибкого ценообразования, применения новых управленческих методов и т.д. Высокая надежность и удобство этих систем резервирования способствовали их быстрому и широкому распространению.

В настоящее время формирование тур-продукта предусматривает использование глобальных распределительных систем GDS (Global Distribution System), обеспечивающих быстрое и удобное осуществление целого ряда логистических функций: бронирование

билетов на транспорте, резервирование мест в гостиницах, прокат автомобилей, обмен валюты, заказ билетов на развлекательные и спортивные программы. Активно развиваются корпоративные системы бронирования через Интернет. К глобальным относят четыре основные системы бронирования: Amadeus, Galileo, Sabre и Worldspan. Вместе эти системы насчитывают примерно 500 000 терминалов, установленных в отелях по всему миру, что составляет более 90% рынка, неслучайно их называют «золотой четверкой». 10% занимают региональные системы резервирования и системы, которые находятся в стадии слияния с одной из вышеперечисленных. Каждая GDS, хотя и является глобальной, имеет свой арсенал распространения. Для Amadeus и Galileo - это, прежде всего, Европа, для Sabre и Worldspan - Америка. Интересно, что система Galileo используется в 116 странах мира более чем 45 тысячами агентств. По итогам 2008 Galileo имеет наиболее прочные позиции в Великобритании, Италии, Греции, Швейцарии, Португалии. В целом, доля этой системы на рынке Европы - 29,8 % (второе место). Таких результатов Galileo достигло за три года работы на мировом рынке. Система Galileo позволяет обеспечивать туриста и турагента информацией о туристических продуктах и услугах, автоматизировать процесс бронирования авиабилетов, прямой обмен сообщениями и заказ дополнительных услуг [8, с. 236]. На сегодня этой системой активно пользуется 89 агентств в России и Азербайджане, но не пользуются в Крыму.

Не менее известная в мире система бронирования Sabre, которая предоставляет туристу информацию об оказании услуг переводчиков, аренде автомобилей, бронировании мест в гостиницах, организации экскурсий, прогнозе погоды, курсе валют, обеспечивает демонстрацию географических карт, видео и фото с мест отдыха. Использование этой системы в туристических фирмах Крыма позволило бы внедрить систему с доступом к широкому спектру туристических услуг,

осуществлять продажу туристических продуктов, дистрибуцию и разработку технологических решений для туристической сферы Крыма.

Компьютерная система бронирования Worldspan осуществляет резервирование мест на авиатранспорте, в театрах и других учреждениях культуры, гостиниц, экскурсий, компаниях по сдаче в аренде автомобилей, предоставляет дополнительную информацию, связанную с туризмом.

В современных условиях невозможно обеспечить качественное ведение туристического бизнеса без внедрения и применения новейших информационных технологий. Именно их использование на практике обеспечивает соблюдение субъектами туристической деятельности комплекса взаимодействующих и взаимодополняющих требований, формирующих качество туристических услуг.

Одним из основных направлений применения информационных технологий в туризме является внедрение мультимедийных технологий, в частности, справочников и каталогов. Электронные каталоги позволяют виртуально путешествовать по предлагаемым маршрутам, просматривать эти маршруты в активном режиме, получать информацию о стране, объектах по трассе маршрута, данные о гостиницах и других средствах размещения, ознакомиться с системой льгот и скидок, а также с законодательством в сфере туризма. Кроме того, в этих каталогах обычно приводится информация о правилах оформления туристских документов, туристские формальности, модели поведения туриста в экстремальных ситуациях и т. д. Клиент может спланировать программу тура, выбрать его по заданным оптимальным параметрам (цена, система льгот, система транспорта, сезон и

др.).

В области менеджмента в туристском бизнесе произошли также кардинальные изменения. Современный уровень развития турбизнеса и жёсткая конкуренция в этой области придают особую важность информа-

ционным системам туристских агентств. Функциональные возможности этих систем должны обеспечивать ввод, редактирование и хранение информации о турах, гостиницах, клиентах, о состоянии заявок, предусматривать вывод информации в форме различных документов: анкет, ваучеров, списков туристов, описаний туров, гостиниц; рассчитывать стоимость туров с учётом курса валют, скидок, контролировать оплату туров, формирование финансовой отчетности, перевод экспорт-импорт данных в другие программные продукты (Word, Excel, бухгалтерские пр ограммы) и прочие возможности. Эти системы не только ускоряют логистические процессы, связанные с расчётом и формированием документов, но и позволяют уменьшить стоимость услуг (турпакета), выбрав оптимальный по цене вариант доставки клиентов, размещения. Практически все программные комплексы обеспечивают формирование бухгалтерской отчётности и часто экспорт-импорт данных в специализированные бухгалтерские программы такие, как 1С и др .

Наряду с автоматизацией туристских фирм ведётся аналогичная разработка программ автоматизации деятельности гостиниц, ресторанов и других предприятий туристической отрасли. Применение информационных систем в этой области приводит к существенным изменениям в менеджменте, а также повышает качество обслуживания [7; 10].

Современные информационные технологии способны кардинально изменять методическую, информационную и технологическую составляющие управленческих процессов и осуществлять их на качественно новом, более эффективном уровне. Однако в настоящее время всё ещё существует ряд объективных факторов, оказывающих сдерживающее действие на темпы их внедрения в туристическую отрасль Автономной Республики Крым, к которым можно отнести следующие: экономическая нестабильность; «пробелы» в законодательном обеспечении; слабые коммуникации.

Большинство сайтов туристических предприятий используются как информационно-рекламный канал, который предоставляет актуальную информацию, которая постоянно обновляется. Но проведённые исследования доказали, что в среднем только 12,3% туристических фирм Крыма имеют собственный сайт. В других он вообще отсутствует или с момента создания не обновлялся и удерживает устаревшую информацию. Кроме того, сайты крымских туристических фирм содержат в себе ограниченный объём информации, являются однотипными и характеризуются отсутствием явной направленности на развитие комплекса в целом:

- недостаточный уровень образования управленческих кадров в сфере информационных технологий. Основной проблемой при установке программного обеспечения на крымских туристических предприятиях, кроме технических вопросов, является недостаточная квалифицированность персонала. Подавляющее число рабочих туристической отрасли должно иметь гуманитарное образование, что вызывает определённые трудности в работе с компьютером и Интернетом. Обучение сотрудников или наём профессионалов требует дополнительных финансовых средств, и далеко не все туристические предприятия Крыма могут позволить себе содержать в штате специалистов по информационным технологиям;

- дефицит специалистов в области информатизации;

- недостаточная компетентность как руководства всех уровней управления предприятием, так и рядовых работников управленческой сферы в отношении вопросов автоматизации (внедрения новых информационных систем и технологий);

- большинство крымских туристических фирм дают далеко не полную информацию клиентам на своих сайтах о месте расположения отеля или пансионата (очень часто отсутствует информация по местонахождению объектов «от моря»), информация о стоимости предлагаемых услуг нередко бывает устаревшей и неточной;

- недостатки в системе бронирования и резервирования гостиничных номеров. Большее распространение получила система резервирования номеров, когда турист приобретет номер в гостинице, но не знает названия этого отеля до самого приезда. Такая система называется у разных операторов по-разному: ROULETTE, TEZ-EXPRESS и другие. Многие туристы отдают предпочтение именно такой системе, так как она позволяет значительно экономить бюджет на поездку и, если повезет, попасть в хороший отель. Зачастую, результат не оправдывает надежд туриста;

- отсутствие государственной электронной системы обеспечения субъектов туристической деятельности оперативной информацией о спросе, предложении, цене, тарифах и др.;

- приверженность традиционному подходу в сфере управления.

Отдельная проблема - внедрение современных информационных систем требует изменения существующей системы управления, формирования корпоративных систем управления, к чему сегодня не готовы туристические предприятия Крыма. И, как следствие, необходимость организационной перестройки, как в производственном, так и в управленческом секторе.

Таким образом, учитывая возрастающую роль современных информационных технологий в туристической отрасли Крыма, считаем необходимым их постепенное внедрение, что предполагает реализацию первичной, базовой системы, расширение круга пользователей, увеличение числа прикладных задач, интеграцию.

Компьютерные информационные технологии имеют тенденцию стремительно эволюционировать и дальше, давая толчок в развитии экономических наук и управленческих информационных технологий и приобретая всё большую значимость как важнейший инструмент научно-технического и социально-экономического развития общества.

Туристские организации производят в основном информационные услуги, а вся

отрасль является информационно-насыщенной. Поэтому применение современных информационных технологий становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности любого туристского предприятия.

Вместе с едиными потребностями всей туристской отрасли в применении информационно-компьютерных технологий для производства и продажи турпродукта каждый вид туризма нуждается в специфическом информационном обеспечении. Однако, несмотря на разнообразие спроса на информационные услуги, для их реализации целесообразно создавать единые интегрированные информационные структуры, в которых одни и те же универсальные средства используются для передачи, обработки и отображения различной информации в интересах различных пользователей. Вместе с тем единая политика и единые стандарты построения информационного обеспечения в туринду-стрии сегодня отсутствуют.

Информационно-телекоммуникационные технологии спровоцировали создание и применение принципиально новых электронных маркетинговых каналов продвижения и сбыта, которые можно рассматривать как основу новых технологий формирования турпродукта.

Выявление основных проблем туристических предприятий Крыма указывает на целесообразность разработки целевой программы развития информационных технологий в деятельности предприятий туристической сферы, которая, в свою очередь, позволит учесть комплекс мероприятий по улучшению действующей системы использования различных видов информационных технологий и способствовать развитию новых механизмов государственного регулирования в этой сфере. Для крымских туристических компаний существует много путей повышения эффективности деятельности.

Таким образом, активное использование современных информационных технологий в организации управления логистикой туристи-

ческой отрасли Крыма позволит туристическим предприятиям существенно сократить время на обслуживание клиентов, обеспечить резервирование в режиме он-лайн, снизить себестоимость услуг, оптимизировать формирование маршрута по цене, времени полёта. Это не только позитивно отразится на качестве туристических услуг, но и будет способствовать повышению привлекательности Крыма для туристов.

АННОТАЦИЯ

В статье проанализировано состояние информатизации туристической отрасли Крыма. Выявлены проблемы и факторы, оказывающие сдерживающее влияние на темпы внедрения современных информационных технологий в туристическую отрасль Крыма. Обоснована целесообразность разработки и внедрения целевой программы развития информационных технологий в туристической сфере региона.

Ключевые слова: управление, современные информационные технологии, туристическая отрасль, регион.

SUMMARY

The article analyzes the state of informatization of the tourism industry of the Crimea. The problems and the factors that have a moderating influence on the pace of modern information technologies in the tourism industry of the Crimea. The expediency of the development and implementation of specific programs of development of information technologies in the tourism sector in the region.

Key words: management, modern information technology, tourism industry, region.

ЛИТЕРАТУРА

1. Готинян В. С. Можливост WEB- та ПС/ДЗЗ-технологш в туризмi / В. С. Готинян , А. В. Семененко , О. В. Томченко. [Електронний ресурс: http: // www.pryroda. gov.ua/ua/index.php?newsid=945].

2. Гриценко Ю. Интернет и бренд турфирмы / Ю. Гриценко // Турбизнес. -2003. - № 11. - С. 23.

3. Гуляев В. Г. Новые информационные технологии в туризме : [учебное пособие для

вузов] / В. Г. Гуляев. - М.: ПРИОР, 2009. -144 с.

4. Информационные технологии управления : учебник / [под ред. проф. Г. А. Тито-ренко].- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 267 с.

5. Информационные технологии управления : учебник / [под ред. Ю. М. Черкасова]. -М.: ИНФРА-М, 2001. -413 с.

6. Информационные технологии в бизнесе : энциклопедия / [под ред. Милана Желены]. - СПб., М., Харьков, Минск : ПИТЕР, 2002. - 1120 с.

7. Квартальнов В. А. Туризм/ В. А. Квар-тальнов - М.: Финансы и статистика, 2004. -320 с.

8. Мельниченко С. В. Информационные технологии в туризме: теория, методология, практика: [монография]. - К. : Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2008. - 493 с.

9. Шнчук Н. С. 1нформацШт системи i технологи в маркетингу / Н. С. Птнчук, Г. П. Галу-зинський, Н. С. Орленко. - К., 2005. - 352 с.

10. Плотникова Н. И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Информационные технологии в турфирме : [учебно-метод. пособие] / Н. И. Плотникова. - М. : Советский спорт, 2001. - 320 с.

11. Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта в условиях применения новых информационных технологий : [Препринт] / Ю. В. Чернякова. - СПб. : СПбГУЭФ, 2003. - 12 с.

12. Чернякова Ю. В. Формирование туристского продукта с применением новых информационных технологий : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2009. - 15 с.

13. Широкова Г. В. Применение информационных технологий в индустрии туризма. : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2008. - 22 с.

14. UNWTO World Tourism Barometer interim Update, November 2011/ [Електронний ресурс]. Режим доступу : www.unwto.org.

А. Н. Казак

УДК 379.025.75:304.318(407.08)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОРНОЛЫЖНОГО КУРОРТА В КРЫМУ

У орнолыжный туризм представляет собой бурно растущий рынок не только в странах дальнего зарубежья, но и в Украине и сопредельных странах (при правильной постановке дела можно рассчитывать на большой поток, в частности, российских туристов). И сегодня в Крымских горах катаются на лыжах, но всё организовано на полукустарном уровне. У нас снег на северных склонах лежит в среднем 3-4 месяца в году, трассы можно сделать длиной до 1,5-1,7 км (что для большинства категорий горнолыжников вполне приемлемо).

Опыт ряда западноевропейских (прежде всего Франции - при создании горнолыжного комплекса «Три долины» во Французских Альпах в результате истощения рудников депрессивные горные деревни превратились в Куршавели), латиноамериканских стран свидетельствует, что реализация горнолыжных проектов на уровне международных стандартов превращала даже депрессивные регионы в локомотивы развития экономики страны. Аналогично в России стартовала реализация проекта туристического кластера на Северном Кавказе, где к 2020 году должны появиться пять новых горнолыжных курортов. Общая стоимость проекта весьма внушительная - 15 миллиардов долларов. Это в 1,52 раза превышает инвестиции в олимпийскую стройку 2014 в Сочи.

Организация Украиной проведения чемпионата Европы по футболу в 2012 г. однозначно свидетельствует о необходимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.