УДК 656.07
ВЫБОР МЕТОДОВ СБАЛАНСИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Григорян М.Г., д.э.н., профессор экономики водного транспорта, ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного
флота имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: [email protected]
Кононова Г.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
В статье рассматривается выбор методов сбалансированного управления транспортной организацией, раскрывается процесс оценки сбалансированности управления. Предлагается по результатам определения изменений в уровне сбалансированности организации оценивать эффективность деятельности ее отдельных управленческих служб.
Ключевые слова: сбалансированное управление, транспортная организация, методы управления, оценка сбалансированности управления.
DETERMINATION OF BALANCED MANAGEMENT METHODS AT TRANSPORT
ENTERPRISE
Grigorjan M., Doctor of Economics, professor of the Economy of water transport chair, FSEIHE «Admiral Makarov State University of
Maritime and Inland Shipping», e-mail: [email protected] Kononova G., Doctor of Economics, professor of the Management chair, State University of Economics, Finance, Law and Technologies
The article is devoted to determination of balanced management methods, description of management balance evaluation process. It is assumed that performance ofparticular departments can be measured according to the results of changes in the enterprise balance level.
Keywords: balanced management, transport enterprise, methods of management, evaluation of management balance.
Функциональная устойчивость транспортной организации, риск утраты которой существенно возрастает в ситуации экономической нестабильности, во многом зависит от степени развития системных свойств организации. Среди свойств, присущих организации, как социально-экономической системе, особое место занимает сбалансированность, обеспечивающая гармоничное и равновесное развитие организации по всем проекциям бизнеса1.
К настоящему времени в отечественной и зарубежной экономической литературе достаточно подробно и разнообразно исследована и представлена методология выбора показателей, количественно отражающих состояние каждой из проекций бизнеса [1; 2-6; 8-14]. Однако, процедуры общей оценки системной сбалансированности организации, использование которых необходимо для обоснованного выбора методов сбалансированного управления, пока еще заслуживают дополнительного внимания исследователей.
Не отрицая возможности оценки сбалансированности управления организацией и по иным признакам, в нашем случае считаем управление транспортной организацией сбалансированным, когда оно обеспечивается такими управленческими воздействиями, которые актуализированы по силе своего влияния и дифференцированы по проекциям бизнеса, а критерием эффективности управленческих воздействий принято достижение уровня сбалансированности организации, установленного с учетом сложившейся ситуации. В связи с этим представляется важным уточнить методические вопросы оценки сбалансированности транспортной организации, что и является предметом рассмотрения в нашей статье. В процессе исследования были приняты определенные допущения:
• оценка сбалансированности транспортной организации выполняется на основе информации о результативности деятельности организации, дифференцированной по проекциям бизнеса;
• число и название проекций бизнеса устанавливается субъектом оценки с учетом специфики деятельности конкретной транспортной организации, ее размера и других факторов;
• периодичность выполнения и глубина оценки сбалансированности организации зависят от цели оценки, а также от уровня профессионализма аналитиков;
• в малых транспортных организациях специальное выполнение оценки сбалансированности организации с целью выбора методов управления представляется нецелесообразным, так как характерное для этого типа организаций совмещение управленческих функций затрудняет или вообще исключает четкое разделение управленческой деятельности по отдельным проекциям.
Рассмотрим далее алгоритм определения уровня сбалансированности организации и выбора на этой основе методов сбаланси-
рованного управления (рис. 1), а также общие вопросы информационного обеспечения оценки сбалансированности транспортной организации.
На первых этапах оценки определяются и актуализируются цели функционирования и развития транспортной организации. Для этого аналитиками могут быть использованы следующие методы:
• определение и актуализация целей функционирования и развития управления транспортной организацией на основе информации, содержащейся во внутрифирменных документах, и информации о ситуации на рынке транспортных услуг. В перечень таких документов могут быть включены: устав транспортной организации, программа ее стратегического развития, сведения о портфеле заказов на перевозки, план инвестиций и инвестиционный бюджет, информация о поступивших жалобах и претензиях клиентов, деловая переписка, производственная программа организации, информация о конкурентных преимуществах других транспортных организаций и т. п.;
• определение и актуализация целей функционирования и развития управления транспортной организации в процессе подготовки и проведения производственного совещания. Например, руководители и специалисты транспортной организации получают общий перечень всех заранее сформулированных экспертами целей организации и путем проведения «мозгового штурма» или в ходе деловой игры, уточняют формулировки целей и определяют наиболее актуальные из них. При этом уточнение, дополнение и актуализация целей транспортной организации выполняется с учетом сущности каждой из проекций бизнеса.
Важно отметить, что при уточнении и актуализации целей транспортной организации по каждой из проекций бизнеса должны быть достигнуты: обзорность целей, для чего по каждой проекции бизнеса целесообразно выделить не более 2-4 целей, представляющихся наиболее значимыми; конкретность формулировок целей, когда они в окончательном виде представлены как краткий тезис, что способствует лучшей коммуникации и запоминанию; компле-ментарность целей управленческих воздействий, направленных на решение каждой из рассматриваемых проблем.
Следующие этапы процесса выбора методов сбалансированного управления связаны с формированием оценочной базы: с выбором и дифференциацией показателей оценки по каждой из проекций бизнеса, а также с обоснованием значимости каждого из показателей.
При определении объема и состава выборочной совокупности показателей необходимо учитывать, что должны быть обеспечены:
• полнота представления проекций бизнеса;
• регламентация набора оценочных показателей, обязательно
1 Проекция бизнеса представляет собой структурированную форму отображения некоторых особых состояний определенного подпроцесса функционирования и (или) развития организации.
Рис. 1. Выбор методов сбалансированного управления транспортной организацией
включающего в себя показатели, по которым принимаются приоритетные управленческие решения;
• специфика деятельности транспортной организации.
При определении состава выборочной совокупности показателей целесообразно использовать:
• метод экспертных опросов. В качестве экспертов могут выступать специалисты и менеджеры самой организации, представители заинтересованных сторон (например, клиенты транспортной организации), а также независимые консалтинговые или исследовательские организации;
• метод аналогий. В этом случае вывод о составе оценочных показателей выполняется по аналогии с существующим опытом такого выбора в других транспортных организациях. Специалистами и менеджерами организации изучаются специальные журналы по экономическим проблемам транспорта и логистики, где опубликованы статьи об опыте внедрения сбалансированной системы показателей, используемых для оценки деятельности транспортных организаций. Рассматривается и обобщается опыт тех передовых транспортных организаций, на которых формирование и корректировка системы оценки результатов работы на основе ключевых показателей деятельности строго регламентирована. Например, на железнодорожном транспорте к настоящему времени сложилась система показателей, отвечающая реализации общекорпоративных целей и задач ОАО «РЖД» [2].
Генеральная совокупность показателей достижения целей организации по отдельным проекциям бизнеса может быть достаточно объемной. Приведем как пример только часть генеральной совокупности показателей, дифференцированных по проекциям бизнеса, которые могут быть использованы в грузовых автотранспортных организациях (табл. 1).
Из генеральной совокупности показателей следует выбрать не более 6-ти ключевых показателей по каждой из проекций бизнеса. Эти показатели должны отражать именно те цели организации, которые были актуализированы с учетом сложившейся ситуации.
Для того чтобы обеспечить соизмеримость и сопоставимость выбранных и сгруппированных по проекциям бизнеса показателей, их следует трансформировать в безразмерные величины путем расчета индексов. Индексы выражают степень достижения нормативного значения той или иной социально-экономической характеристики организации и определяются следующим образом: пфакт
I
I
Р
рр
факт
Р.
соответственно фактически достиг-
Таблица 1. Генеральная совокупность показателей, которые можно использовать для оценки сбалансированности организации (фрагмент)
Проекция бизнеса
Финансовый результат
Отношения с клиентами
Процесс перевозки грузов
Потенциал развития организации
Доход от перевозок грузов
Себестоимость перевозок в целом и по статьям затрат Доходы на машино-день в работе Балансовая прибыль Рентабельность перевозок
Чистая прибыль Рентабельность активов
Коэффициент финансовой автономии Коэффициент абсолютной ликвидности Коэффициент исполнения текущих обязательств организации
Время простоя транспортного средства под погрузкой и разгрузкой
Скорость перевозки груза
Регулярность прибытия груза Транспортные издержки клиентов на доставку груза Сохранность груза Своевременность доставки груза Наличие дополнительных услуг Платежеспособность клиентов
Возраст транспортных средств Объем перевозок Грузооборот Время в наряде и на маршруте Коэффициент выпуска подвижного состава
Пробег подвижного состава
Коэффициент использования грузоподъемности Коэффициент износа основных средств Количество собственного (арендованного) подвижного состава Эксплуатационная (техническая) скорость транспортного средства
Коэффициент инвестиционной активности
Кадровая укомплектованность организации
Доля рынка, занимаемая транспортным предприятием Производительность труда в целом и по категориям работников
Показатели использования рабочего времени
Уровень социальной напряженности в коллективе Объем инвестиций Возможный рост дохода (прибыли) в результате внедрения инноваций
рить о достаточно высоком уровне сбалансированности организации по проекциям бизнеса. Если значение индикатора находится в интервале от 0,31 до 0,70, то делается вывод о допустимом уровне сбалансированности. В этом случае, на основе значений коэффициента вариации средних значений индексов, определяются проекции (или проекция) бизнеса, которые вызывают (или вызывает) существенное отклонение от искомого уровня сбалансированности. В границах выявленных таким образом проекций бизнеса формируются и реализуются конкретные компенсаторные управленческие воздействия. Если же значение индикатора менее 0, 30, то это свидетельствует о возникновении угрозы разбалансированности системы и, как следствие банкротства транспортной организации. В этом случае действия менеджеров должны носить не традиционно регламентированный, а форс-мажорный характер. При таком развитии событий менеджменту следует использовать методы антикризисного управления, достаточно хорошо описанные в [7].
Кратко остановимся на проблемах информационного обеспечения оценки сбалансированности транспортной организации.
Основной проблемой является формирование банка данных, используемых при расчете нормативных и фактических показателей оценки. Успешное решение этой проблемы обеспечивает интеграцию информации, возможность многократного и комплексного ее использования без дополнительных преобразований и дублирования.
Организация информационных массивов должна обеспечивать группировку данных по проекциям бизнеса (по области принятии управленческих решений) и полный учет возможных источников информации.
Примерный состав источников информации, дифференцированных по областям принятия управленческих решений, определенный нами в ходе исследований на грузовых автотранспортных предприятиях, приведен в табл. 2.
Структура и содержание информации в каждом из ее блоков зависят, прежде всего, от цели оценки, а также от специфики деятельности конкретной транспортной организации, времени ее пребывания на рынке транспортных услуг, квалификации и стажа работы менеджеров, выполняющих оценку.
Для определения полноты и достоверности информации, используемой в процессе оценки сбалансированности управления транспортной организацией, предлагается использовать комплекс методов, в частности:
• экспертный метод, заключающийся в получении и обобщении оценок необходимого объема и содержания информации, данных, как специалистами и менеджерами самой организации, так и внешними экспертами. К экспертным методам можно отнести метод логической проверки, с помощью которого выясняется, насколько
Таблица 2 - Источники информации, используемые в процессе оценки сбалансированности транспортной организации
Область принятия управленческих решений Источник информации
Оценка и планирование финансовых результатов деятельности транспортной организации Законодательные и нормативные акты Данные оперативного контроля, расходов, доходов, прибыли и других финансовых показателей организации Бухгалтерский баланс Данные статистического учета и отчетности о финансовом состоянии организации и др.
Организация отношений с клиентами Структура клиентской базы Рекламации (претензии) клиентов Список ненадежных клиентов Данные о платежеспособности клиентов Нормативные документы, регламентирующие отношения с клиентами и др.
Организация бизнес-процесса Производственная программа по перевозкам Производственная программа по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава Информация об использовании ресурсов организации и др.
Выбор и реализация методов повышения потенциала развития транспортной организации Информация об экономическом, техническом и технологическом уровне развития конкурентов Макроэкономические показатели и индикаторы, характеризующие ситуацию на рынке транспортных услуг Данные об изменениях в нормативной базе организации перевозок Данные анализа факторов развития трудового потенциала организации Сведения об инновационных технологиях перевозок и о результатах их использования и др.
нутое и нормативное значения г-го показателя по ]-й проекции бизнеса.
Фактические данные о величине показателей содержатся в формах статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности транспортной организации. Нормативные величины показателей определяются с учетом ситуации и возможностей организации и могут иметь разную степень жесткости. Например, если приоритетная цель грузового автотранспортного предприятия заключается в повышении качества транспортного обслуживания клиентов, то устанавливаются «жесткие» базовые значения таких показателей, как: своевременность перевозки, регулярность прибытия груза в место назначения, сохранность груза и др.
По каждой проекции бизнеса транспортной организации определяется среднее значение индекса. Поскольку индексы представляют собой относительные величины, то в расчетах принимается их средняя геометрическая величина:
I, = n П(I)
На основании средних значений индексов по каждой проекции бизнеса транспортной организации рассчитывается коэффициент вариации:
V
Ij max -1j min
1ср
где j max, j min - соответственно, максимальное и минимальное значения индекса по каждой проекции бизнеса;
j ср - среднее арифметическое значение индекса.
Vij
Коэффициент вариации J характеризует степень расхождения величины показателей результатов деятельности транспортной организации по проекциям бизнеса. Тогда сбалансированность организации, оцениваемая степенью согласованности проекций бизнеса, определится следующим образом:
Кб = 1 - Vj
Если значение данного индикатора более 0, 71, то можно гово-
можно доверять данным внутренней и внешней информации об объекте оценки. В этом случае, как и при любой экспертной оценке, выводы аналитика во многом зависят от его квалификации и опыта практической деятельности;
• метод прямой счетной проверки. Для простоты использования этого метода целесообразно разработать макеты специальных таблиц счетной проверки, содержащих указание на то, какие данные должны сопоставляться и какие именно арифметические действия должны проводиться в процессе проверки;
• метод встречной проверки, предполагающий сопоставление информации, полученной из различных источников, а также последующее выяснение причин выявленных расхождений и соответствующую корректировку информации.
Итак, выбор методов управления, позволяющий менеджерам организации принимать достаточно результативные и согласованные решения в области управления финансами, организации отношений организации с клиентами, совершенствования производственного процесса, развития потенциала организации и по другим проекциям бизнеса, должен основываться на оценке сбалансированности транспортной организации. По результатам определения изменений в уровне сбалансированности организации может определяться эффективность деятельности отдельных управленческих служб транспортной организации с позиций достижения определенного уровня ее сбалансированности.
Литература:
1. Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.
2. Григорян М.Г., Коваленок Т.П., Артимович В.М. Методика расчета интегральной оценки результативности деятельности структурных подразделений на полигоне железной дороги // Известия Петербургского университета путей сообщения. Вып. 4, СПб.: ПГУПС, 2010. С. 5-15.
3. Катернюк А.В. Ввыбор сбалансированной системы показа-
телей для экспресс-диагностики системы управления компанией // Управленческий учет и финансы. 2007. № 2. С. 118-135.
4. Клюева Е.Ю. Максимизация стоимости компании на основе использования сбалансированной системы показателей // Научные труды SWorld. 2012. Т. 20. № 3. С. 3-5.
5. Кононова Г.А. Бутко Е.Я., Циганов В.В. Методологические проблемы оценки деятельности субъектов региональной экономики // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 3. С. 223-228.
6. Королева Е.А., Филатова Е.В. Проблемы формирования качества транспортно-экспедиционного обслуживания в сфере морских перевозок // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Вып. 1, СПб.: ГМРФ, 2015.
7. Курошева Г.М., Гуляевский С.Е. Теория антикризисного управления предприятием. СПб.: Изд-во ООО «Типография «НП-Принт»», 2014.
8. Нельсон Р. Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. - М.: Дело, 2002.
9. Нивен П. Диагностика сбалансированной системы показателей. М.: Баланс Бизнес Букс, 2006.
10. Пантина Т.А., Белый А.В. и др. Экономика транспорта: управление в рыночных условиях / Монография: под общей ред. А.В. Белого., СПб.: Изд-во «Наука», 2014.
11. Рамперсад К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
12. Bischof J. Die Balanced Scorecard als Instrument einer modernen Controlling - Konzeption. - Wiesbaden: Stakeholder - Ansatzes, 2002.
13. Cortada, James W. «Balancing Performance Measurements and Quality».Quality Digest, December 1994.
14. Kaplan R.S., Norton D.P. The Strategy - Focused Organization. - Boston (Ma., USA): Harvard Business School Press, 2001.