Экономика и управление
М.А. ЗОТКИНА
Концепция системы сбалансированных показателей как инструмент снижения затрат перевозки грузов автомобильным транспортом в условиях нестабильной экономической среды
Дана характеристика деятельности предприятий грузового автомобильного транспорта в современных условиях. Рассмотрена концепция системы сбалансированных показателей, предпосылки ее использования, взаимосвязь с факторами внешней и внутренней среды, влияние на результаты деятельности предприятий и снижение эксплуатационных затрат.
Ключевые слова: грузовой автомобильный транспорт, система сбалансированных показателей, затраты, бизнес-среда.
Concept of balanced indicators system as tool to reduce the cost of freighting in conditions of non-stable economic environment. M.A. ZOTKINA.
The characteristic of road freight transport enterprises activity in modern conditions is given. Concept of system of balanced indicators, preconditions of its using, interconnection with internal and external environment factors, influence on results of enterprises activity and reducing of operating costs are considered.
Key words: road freight transport, system of balanced indicators, costs, businessenvironment.
В настоящее время грузовой автомобильный транспорт претерпевает серьезные изменения. При видимой стабильности за последние 10 лет согласно статистическим данным по объемам перевозок и грузооборота произошла структурная перестройка отрасли, кардинально поменялись формы собственности.
Переход к рыночным отношениям, наметившийся с 1990-х гг., привел к снижению результатов деятельности грузообразующих и грузопоглощающих хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, вызвало резкое падение спроса на автомобильные перевозки. В Омской области это послужило причиной разукрупнения автотранспортных предприятий -перехода их из категории крупных и средних в категорию средних и мелких - либо их распада в результате банкротства.
Уменьшение количества предприятий государственной собственности в то же время содействует росту численности частных предприятий. В России в настоящее время на транспорте согласно данным Росстата доля организаций частной формы собственности составляет более 80 % от общего числа компаний.
Для автотранспортных предприятий переход к рыночным отношениям ознаменовался получением полной свободы действий в хозяйственных вопросах. Однако практически нерегулируемое формирование рынка в системе грузоперевозок привело к тому, что автотранспортные предприятия вынуждены функционировать в режиме выживания в условиях нестабильной экономической среды при невостребованности автоуслуг по перевозке грузов.
Данную ситуацию усугубляет рост конкурентной напряженности, спровоцированной колебаниями стоимости на автотранспортную продукцию в результате несопоставимости тарифных схем при формировании тарифной политики [5, с. 80]. Количественное преимущество мелких предприятий автомобильного транспорта над крупными позволяет им диктовать цены на рынке услуг. Стоимость, устанавливаемая малыми организациями, демпинговая (необоснованно заниженная), поскольку определяется отсутствием хозяйственных баз, а такая деятельность бесперспективна. Себестоимость, сформированная мелкими организациями, является в этой ситуации мнимой: затраты, принимаемые к учету в мелких организациях, не охватывают все расходы, необходимые для осуществления деятельности в организациях крупных.
Подобное неравенство при жесткой рыночной ситуации ставит перед предприятиями различной мощности задачу быстрой и успешной адаптации к современным нестабильным экономическим условиям. Это должно выражаться в развитии рационального сочетания таких свойств, как гибкость, подвижность, устойчивость. Формируя адаптационную стратегию собственного развития, предприятие ориентируется на определенную временную перспективу, поскольку увеличивающийся динамизм внешней среды сказывается на надежности системы управления. Для обеспечения эффективной работы и конкурентоспособности предприятию необходимо постоянно приспосабливаться к изменениям внешней среды.
Взаимосвязь предприятия с внешней средой выражается во взаимовлиянии факторов в процессе хозяйственной деятельности. Так, изменение цен на материалы, коммунальные услуги, пересмотр величины налогов ведут к росту себестоимости и, соответственно, ориентированы на динамизм тарифов конечного продукта производства - автотранспортные услуги. Но установившаяся в настоящее время целевая стоимость на перевозки грузов автомобилями не способствует повышению показателя прибыльности. Укрепление финансового состояния любого предприятия с учетом активного влияния внешней среды целесообразно осуществлять прежде всего исходя из снижения себестоимости перевозок, поскольку она влияет на формирование тарифов, прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности.
Производственно-хозяйственная система автотранспортного предприятия в силу специфичности перевозочного процесса (неотделимость процесса производства и реализации продукции) в рыночных условиях уязвима в отношении воздействия бизнес-среды. Для восстановления позиций на рынке услуг предприятия грузового автомобильного транспорта должны уделять большое внимание стратегическому управлению, потому что именно оно концентрируется на внешних факторах, в отличие от оперативного. которое направлено на внутренние процессы. происходящие в организации.
Современные методы стратегического управления базируются помимо финансового, налогового, производственного на управленческом учете. Будучи инструментом принятия решений, направленных на эффективность производства, он, кроме того, соответствует целям предпринимательской деятельности и отражает связи финансовых результатов с ценой, себестоимостью, объемом реализации, выручкой и прибылью. Данные управленческого учета позволяют получать ежедневную оперативную информацию о внутренних процессах организации. Для осуществления управления требуется детальное рассмотрение затрат, необходимых для производственной деятельности, выявление их взаимосвязей и взаимодействия с факторами внешней среды.
Концепцией управленческого учета, рассматривающей совокупность воздействия на объект факторов внешней и внутренней среды, в начале 1990-х гг. стала система сбалансированных показателей (ССП, или BSC - Balanced Scorecard). Ее основатели Роберт Каплан и Дейвид Нортон применили при учете работы вместе с финансовыми и нефинансовые критерии. Это позволило улучшить результаты деятельности, повысить эффективность производственного процесса.
При использовании нефинансовых аспектов на начальном этапе возникли трудности, связанные с необходимостью приведения их к некой соразмерности с финансовыми: пришлось оценивать такие понятия, как лояльность клиентов, качество их обслуживания, востребованность на рынке автоуслуг, инновационный потенциал компании. Перспективность метода заключалась в том, что измеренные ключевые показатели охватывали все сферы деятельности компании, учитывая их динамизм в свете влияния факторов внутренней и внешней среды. По этой позиции ССП совпадает с управленческим учетом, но обладает более широкими возможностями в плане методологии и предвидения изменений характеристик протекающих производственных процессов.
Предшественниками ССП в российской экономической практике были такие зарубежные системы учета затрат, как АВС и «директ-кост». Они дополнили и обогатили методической базой применяемый в стране нормативный метод, разработанный на базе американского «стандарт-кост».
Важным содержанием системы нормативного учета и методики «стандарт-кост» стало предотвращение неоправданных затрат. Потребность в этом привела от учета затрат к полному контролю использования
ресурсов. Внедренная в практическую деятельность Ч. Гариссоном в 1911 г система «стандарт-кост» явилась основой для формирования новых технологий управленческого учета.
В сравнении с прочими стратегическими технологиями учета затрат ССП выступает весьма эффективным механизмом, поскольку является результатом многостороннего осмысления существующих систем управления затрат. Ее корпоративная стратегия реализуется с помощью планирования, учета, контроля и анализа сбалансированных показателей и мотивации персонала к их достижению. Преимущество ССП в том, что она гарантированно дает полную и достоверную оценку эффективности деятельности организации.
Специфичность процесса перевозок обусловливает особенности применения этой методики в грузовых автотранспортных предприятиях. Так, финансы и бизнес-процессы выступают как содержание производственного процесса. Он включает в себя структуру, ресурсы, производство, финансы и бухгалтерский учет. Но, являясь достоянием предприятия, финансы поступают в него из внешней среды.
Производственная деятельность, направленная на выполнение услуг, также не может существовать обособленно от внешней среды, поскольку перевозки производятся не на территории организации. Кроме того, предприятие, как открытая система, зависит от поставок всех видов ресурсов: материальных, трудовых.
Клиенты или потребители услуг, как представители внешних условий, в значительной степени влияют на внутрипроизводственную деятельность, заставляя комплектовать подвижной состав под определенные виды грузов (использование специальных типов кузова; наращивание для подвижного состава бортов; применение стоек для полуприцепов-площадок; оборудование автомобилей промышленными тентами; укомплектование самосвального и бортового транспорта пологами и т. д.).
Составляющая обучения и развития персонала также находится под воздействием двух сред. Повышение квалификации может проходить как на предприятии, так и за его пределами. Кроме того, развитие персонала подразумевает повышение мотивации сотрудников, основанной на повышении доходности услуг, получаемых из внешней среды (заключение договоров с высоким уровнем тарифа, формирование мер по снижению себестоимости перевозок, экономия ресурсов). Это является основой повышения оплаты труда.
Таким образом, вся система показателей построена на взаимосвязи внешней и внутренней среды, на оказании влияния факторов этих двух областей друг на друга [1].
Объединением стратегий четырех направлений ССП являются причинно-следственные связи, выявляющие присущую бизнесу логику, следование которой должно привести к успеху. Оказывающие влияние факторы подразделяются в зависимости от среды воздействия (табл. 1, 2). Целостная картина стратегий развития компании помогает расставить приоритеты и предвидеть последствия принимаемых решений. Уровень
стратегической ориентированности руководства фирмы в части управленческого учета значительно возрастает.
Таблица 1
Причинно-следственные связи влияния внешней среды на деятельность автотранспортного предприятия
Причина (фактор) Действие Следствие
Географическое положение Поиск заказчиков автоуслуг с пунктами погрузки или разгрузки, расположенными недалеко от АТП Снижение эксплуатационных затрат
Климатическая зона Создание условий содержания транспорта при низких температурах Повышение качест увеличение сро транспо ва автоуслуг, ка службы рта
Политическая и экономическая ситуация в стране Состояние ВВП, индекс инфляции Возможность осуществления производственной деятельности потенциальных заказчиков автоуслуг Возрастание спроса на автоуслуги
Уровень жизни, благосостояние населения Возрастание спроса на автоуслуги
Наличие потребителей автоуслуг Расширение сети клиентов Увеличение объема перевозок
Нормативноправовая база государства Совершенство законодательства, оказывающее влияние на успешную работу АТП Выбор системы налогообложения Снижение эксплуата- ционных издержек
Приобретенные материалы и сырье Выбор продукции по качеству и уровню цен Снижение эксплуатационных расходов
Кадры предприятия Повышение уровня образования и квалификации Повышение производительности труда Снижение эксплуата- ционных расходов
Конкуренция на рынке автоуслуг Совершенствование и повышение качества перевозочного процесса, применение инновационных технологий Снижение эксплуатационных расходов
Информационная база (услуги логистики) Развитие системы информационной базы потребителей автоуслуг Повышение информационности рынка
Формы расчетов потребителей автоуслуг Повышение расчетов в денежной массе, снижение иных форм оплаты Увеличение свободных денежных средств
Таблица 2
Причинно-следственные связи влияния внутренней среды на деятельность автотранспортного предприятия
Причина (фактор) Действие Следствие
Мощность предприятия 1. Использование всех резервов предприятия 2. Трансформация предприятия в условиях рынка Снижение затрат, увеличение прибыли
Ассортимент транспортных услуг Адаптация к требованиям рынка Снижение затрат, увеличение прибыли
Квалификация водителей Повышение качества услуг Спрос на рынке
Качество предоставляемых услуг
Система налогообложения Выбор системы Снижение затрат
Экономия ресурсов 1. Выработка рациональной политики предприятия. 2. Усиление роли центров ответственности
Учет и контроль расходов (мониторинг)
Резервы предприятия Использование всех ресурсов Повышение платежеспособности и прибыли
Менеджмент предприятия Поиск альтернативных путей снижения затрат Снижение себестоимости
Мотивация работников 1. Повышение производительности труда 2. Экономия ресурсов
Одной из задач повышения доходности предприятия является сокращение затрат. Анализ затрат и их учет напрямую связаны с измерением соответствующих параметров. Благодаря ССП можно точно ответить на вопросы о росте дохода, за счет чего он повышается, о том, какие клиенты его обеспечивают, каковы скрытые резервы предприятия, возможности снижения себестоимости.
Задачу по снижению уровня себестоимости необходимо выполнять через воздействие на ее компоненты. Кроме того, следует учитывать сбалансированность показателей, отвечающих целям развития предприятия. Исходя из того, что себестоимость - это часть продукции, которая в процессе обращения переходит в форму производственного капитала, можно принять к рассмотрению показатели, несущие в себе информацию о финансовых потоках предприятия, его устойчивости, стабильности, производственных процессах, конечных результатах выполненных работ, об организации и прибыльности.
В результате обобщения существующих методик проведения анализа были выделены показатели платежеспособности, финансовые и про-
изводственные коэффициенты. Такая совокупность показателей позволяет оценивать одновременную связь различных факторов, воздействующих на процесс производства, и их область влияния. Исследование объекта, проводимое не обособлено, а во взаимодействии внешней и внутренней сред, расширяет границы восприятия функций организации, раскрывает новые возможности корректировки ее деятельности в вопросах снижения затрат и повышения устойчивости.
Выделение наиболее значимых взаимосвязанных критериев, определенных стратегическими целями, осуществляется через мониторинг показателей. Эту задачу позволяет решить корреляционный анализ, выявляющий связи между случайными переменными путем точечной и интервальной оценок. Для определения вероятностной зависимости между переменными при выборе функции и аргумента был рассчитан коэффициент корреляции. Стремление этого показателя к 1 показывает более тесную связь выбранных величин. Выявленные таким образом сбалансированные показатели представляют собой финансовые и производственные коэффициенты, нацеленные на повышение устойчивости предприятия при снижении себестоимости.
Для предприятий грузового автомобильного транспорта (ГАТП) г. Омска анализ деятельности, проводимый в период с 2006 по 2010 г., показал тесную взаимосвязь выбранных коэффициентов. Все исследуемые компании относятся к разным формам собственности, выполняют перевозки по г. Омску, области или на междугородних маршрутах. Кроме того, предприятиями используется большегрузный подвижной состав, работающий на дизельном топливе, перевозящий в основном строительные грузы, оборудование, автошины.
Коэффициентами, наиболее четко демонстрирующими связь с коэффициентом финансовой устойчивости, являются показатели ликвидности денежного потока (К ), производительности персонала (Пп), финансирования (Кфин), рентабельности текущих затрат (Ртекзат.) и деятельности (Р ) (табл. 3).
4 деят/ 4 7
Таблица 3
Коэффициент корреляции сбалансированных показателей по исследуемым предприятиям
Организация Клдп Пп Кфин. р А тек.зат. р А деят.
ГАТП 1 0,69045 0,94979 0,99831 0,69045 0,99992
ГАТП 2 081842 0,72201 0,99656 0,78545 0,99347
ГАТП 3 0,86615 -0,98215 0,99276 0,86615 0,99978
ГАТП 4 0,92633 0,76927 0,99775 0,92633 0,88342
ГАТП 5 -0,90053 0,74297 0,99847 0,90053 0,86069
ГАТП 6 -0,95883 -090364 0,82386 -0,95883 0,88311
ГАТП 7 -0,93739 -0,80261 0,99716 -0,93739 0,85526
Окончание табл. 3
Организация К-ЛДП Пп Кфин. р А тек.зат. р А деят.
ГАТП8 0,91208 0,91282 0,91533 0,89634 0,9999
ГАТП9 0,96883 0,74138 0,98989 0,96882 0,99995
ГАТП 10 0,96625 0,83288 0,98671 0,95797 0,98645
Зависимость финансовой устойчивости предприятий от эксплуатационных затрат и общехозяйственных расходов при учете не только финансовых, но и производственных показателей позволяет расширить границы методов исследования воздействий на управление затратами грузовых автотранспортных предприятий. Такие возможности предоставляет система сбалансированных показателей. С помощью BSC, по словам Р. Каплана, рассматривается детализированная информация о способах достижения реального роста выручки или повышения производительности [4].
Для улучшения эффективности работы организации в части повышения доходности и качества обслуживания потребителей необходимо одновременно со снижением издержек рассматривать подлинно стратегические процессы. В самой формулировке «система сбалансированных показателей» заложено условие соблюдения равновесия между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, внешними и внутренними факторами деятельности. Большое значение создатели ССП придавали обратной связи, которая является проверкой правильности и жизнеспособности выработанной стратегии [2].
Система сбалансированных показателей - это инструмент, позволяющий полномасштабно увязать стратегию предприятия с оперативным бизнесом. Новая система дает возможность принимать объективные решения в области распределения и экономии ресурсов. Возможность снижения себестоимости рассматривается не только в краткосрочном периоде, но и в перспективе развития. «Детализация информации» по четырем рыночным факторам - финансовым показателям, человеческому потенциалу, операционной эффективности, взаимоотношениям с потребителями - и взаимодействие показателей позволяет оценивать темпы роста бизнеса.
При такой многоплановости стратегическое управление бизнесом, по мнению Д. Нортона, не должно быть привилегией одного должностного лица. В этом случае руководителю необходимо опираться на работу сформированной команды, где ответственность за каждый блок показателей несет назначенный специалист [3].
Литература
1. Зоткина М.А. Формирование задач управления себестоимостью на основе карты сбалансированных показателей // Актуальные вопросы экономики и управления российскими предприятиями: сб. науч. тр. Омск: СибАДИ, 2009. Вып. 4. С. 43-48.
2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп.: пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 320 с.
3. Нортон Д. Внедрение BSC: советы от автора концепции // Финансовый директор. 2006. № 4.
4. Секреты применения BSC от Роберта Каплана. - Режим доступа: www. iteam.ru [Дата обращения 10.04.2010 г.]
5. Эйхлер Л.В., Зоткина М.А. Совершенствование методики управления затратами предприятий грузового автомобильного транспорта в современных условиях // Ekonomiczne nauki. Przemysl: Nauka i studia, 2011. St. 80-84. (Materialy VII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konfe-recji «Dynamika naukowych badan - 2011»; vol. 3).
© Зоткина М.А., 2011 г.