Научная статья на тему 'Выбор кратчайших сетевых расстояний перевозок лесоматериалов по лесовозным автодорогам'

Выбор кратчайших сетевых расстояний перевозок лесоматериалов по лесовозным автодорогам Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
55
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРООБМЕН / СМЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГРУЗООБОРОТ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Нахаев З. Н., Сушков А. С.

Нахаев З.Н., Сушков А.С. ВЫБОР КРАТЧАЙШИХ СЕТЕВЫХ РАССТОЯНИЙ ПЕРЕВОЗОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ ПО ЛЕСОВОЗНЫМ АВТОДОРОГАМ. В статье рассмотрены организационные принципы управления транспортно-технологическими связями лесных предприятий на основе логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nahaev Z.N., Sushkov A.S. CHOICE OF THE SHORTEST NETWORK DISTANCES OF TRANSPORTATION OF FOREST PRODUCTS ON CARRY-WOOD TO MOTORWAYS. In article organizational principles of management transport are considered by technological connections of the wood enterprises on the basis of logistic.

Текст научной работы на тему «Выбор кратчайших сетевых расстояний перевозок лесоматериалов по лесовозным автодорогам»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Равномерному движению тел постоянной массы соответствует скорость

u0 = ( 2# / Схр S )1/3. (22)

Второму режиму движения соответствует условие

F - F = С * 0 с2 = 0 (23)

или

mu = (F - F)t = С, t. (24)

При С > 0 имеет место ускоряющееся движение, а при С, < 0 - отсутствие движения. Из (24) определим скорость движения по формуле

и = С m"1 t = a t, (25)

где параметр а можно рассматривать как ускорение, которое постоянно для тел с неизменяющейся массой и переменно для тел с переменной массой (уменьшается при возрастании массы и увеличивается при ее уменьшении).

Согласно формулам (2, 3, 23) и (25) для плотов можно записать выражение

N = S cxpSu3 + m au, (26)

или

Ид = S cjpSa3 t3 + ma2 t. (27)

Формула (27) позволяет установить наиболее экономичное изменение мощности двигателя при разгоне транспортного средства.

Третьему режиму как обобщающему соответствует значение постоянных интегри-

рования С, = ma * 0 и С2 = m0u0 * 0, поэтому выражение для мощности двигателя можно выразить зависимостью

N = S c4pS(u0 + at)3 + ma(u0 + at), (28)

Установлено, что при ускорении а > 0 происходит разгон движения от равномерного, при а < 0 имеет место торможение.

Таким образом, построенные режимы движения являются основными энергосберегающими при транспортировке лесоматериалов водным путем.

Для оценки изменения массы транспорта древесины в процессе лесосплава можно воспользоваться формулами водопоглощения, полученными в [4].

Библиографический список

1. Минаев, А.Н. Вариационный метод решения задачи транспорта лесоматериалов / А.Н. Минаев, М.В. Тарабан // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. - СПб., 2005. -Вып. 172. - С. 59-64.

2. Арнольд, В.И. Математические методы классической механики / В.И. Арнольд. - М.: Наука, 1974. - 431 с.

3. Камусин, А.А. Водный транспорт леса / А.А. Ка-мусин и др.; под общ. ред. В.И. Патякина. - М.: Из-во МГУЛ. - 434 с.

4. Патякин, В.И. Проблема повышения плавучести круглых лесоматериалов / В.И. Патякин. - М.: Лесная пром-сть, 1976. - 264 с.

ВЫБОР КРАТЧАЙШИХ СЕТЕВЫХ РАССТОЯНИЙ ПЕРЕВОЗОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ ПО ЛЕСОВОЗНЫМ АВТОДОРОГАМ

З.Н. НАХАЕВ, Институт лесоведения РАН, канд. техн. наук,

А.С. СУШКОВ, студент ВГЛТА

При разработке моделей необходимо иметь данные о вывозе-ввозе, для расчета которых требуется информация о смежных производствах. В свою очередь, масштабы производства можно обосновать, имея данные о ввозе-вывозе лесоматериалов. Поэтому определение согласованных данных производится в итеративном процессе, включающем следующие процедуры:

1. Предварительный расчет контрольных цифр развития экономического района (по объему производства), определение ориентировочных размеров ввоза-вывоза по смежным производственным процессам лесных грузов.

2. Корректировка полученного товарообмена, включение его в конечный продукт и вычисление новых объемов производства.

3. Анализ производства и корректировка производства и товарообмена в смежных процессах.

4. Проверка размеров товарообмена на соответствие возможностям смежных производств (т.е. исчисление объемов производства по конечному продукту, в который включены скорректированные показатели товарообмена лесными грузами в смежных производствах).

Таким образом, сначала рассчитывается ряд относительных показателей, характеризующих товарность продукции в целом у; ввоз

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

69

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

продукции отраслей X; ассортиментный обмен 3, имеющий контрольное значение (рассчитывается только по смежным отраслям)

Y = V / X; 3 = W / P; (1)

X(1) = W / (W + V); X(2) = V / (W + V); (2) X(3) = W / V, (3)

где V, W - соответственно ввоз и вывоз;

X, P - объем производства и общий объем.

Коэффициент перевозимости определяется с учетом его динамики за установленный период и тенденций изменения на перспективу. При этом учитываются как общие, так и специфические факторы для каждого производственного процесса лесных материалов[1].

Наибольшие трудности вызывает определение на перспективу средней дальности перевозок. В данном случае предварительно необходимо проектировать схемы развития грузопотоков по смежным производственным направлениям, линиям и участкам сети путей сообщения и по ним определять грузооборот.

Такой подход связан с реализацией довольно сложных расчетов, для которых требуются большие объемы детализированной исходной информации. Основанием для его применения служат территориальные балансы производства и обусловливаемые ими детальные схемы прикрепления поставщиков к потребителям. Учитывая, что такими данными сложно обеспечить анализ и разработку плана развития транспортных связей на определенный период, реализацию разработки балансов производства и распределения продукции по экономическим регионам страны.

Другой подход предусматривает определение средней дальности как промежуточного показателя, а итоговым является грузооборот. При этом используется экспертная оценка изменения средней дальности исходя из направлений размещения смежных производственных процессов. Расчет при этом должен базироваться на учете планируемых укрупненных пропорций в размещении производства и связанных с ними закономерностей в развитии межрайонных, межрегиональных связей [2].

Укрупненная модель расчетов

^=*ВД, (4)

у

где Яср - средняя дальность перевозок, км;

K - поправочный коэффициент, учитывающий кружные перевозки;

Yj, R. - удельный вес перевозки (в долях единицы от общего объема лесных грузов) и соответственно дальность перевозок груза в соответствующих внутрирегиональных и межрегиональных связях;

i, j - индексы (номера) выделяемых регионов (Европейская часть, Урал).

В данной модели выбор регионов должен быть обусловлен теми резервами, которые принимаются для анализа территориальных сдвигов на этапе производства основных параметров и процессов смежных производств. Использование модели предполагает предварительное определение дальности перевозок по обобщенным внутрирайонным и межрайонным связям исходя из отчетных данных о межобластном обмене лесных грузов и на основе кратчайших сетевых расстояний. При этом проверяются и устанавливаются тенденции в изменении удельного веса отправления, прибытия, внутрирайонных и межрайонных перевозок по заданным регионам страны. На перспективу эти показатели устанавливаются с учетом помещаемых сдвигов в размещении производства и потребления конкретной продукции и коэффициентов перевозимости грузов по европейским и восточным регионам страны. Для остальных видов транспорта при расчетах можно исходить из сложившихся тенденций в распределении грузооборота.

Общая сумма доходов от смежных производственных процессов формируется с использованием коэффициентов (удельных весов по отношению к доходам от перевозочной деятельности) погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспидиционного обслуживания, хранения и др. Норматив удельного грузооборота и доходов от перевозок лесных грузов устанавливается конкретно по каждой номенклатуре.

Библиографический список

1. Лесдон Л.. Оптимизация больших систем / Л. Ле-сдон. - М.: Наука, 1975. - 432 с.

2. Николайчук В.Е., Кузницов В.Г. Теория и практика управления материальными потоками (логистическая концепция). / В.Е. Николайчук, В.Г. Кузницов. - Донецк: «КИТИС», 1999.

70

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.