ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Равномерному движению тел постоянной массы соответствует скорость
u0 = ( 2# / Схр S )1/3. (22)
Второму режиму движения соответствует условие
F - F = С * 0 с2 = 0 (23)
или
mu = (F - F)t = С, t. (24)
При С > 0 имеет место ускоряющееся движение, а при С, < 0 - отсутствие движения. Из (24) определим скорость движения по формуле
и = С m"1 t = a t, (25)
где параметр а можно рассматривать как ускорение, которое постоянно для тел с неизменяющейся массой и переменно для тел с переменной массой (уменьшается при возрастании массы и увеличивается при ее уменьшении).
Согласно формулам (2, 3, 23) и (25) для плотов можно записать выражение
N = S cxpSu3 + m au, (26)
или
Ид = S cjpSa3 t3 + ma2 t. (27)
Формула (27) позволяет установить наиболее экономичное изменение мощности двигателя при разгоне транспортного средства.
Третьему режиму как обобщающему соответствует значение постоянных интегри-
рования С, = ma * 0 и С2 = m0u0 * 0, поэтому выражение для мощности двигателя можно выразить зависимостью
N = S c4pS(u0 + at)3 + ma(u0 + at), (28)
Установлено, что при ускорении а > 0 происходит разгон движения от равномерного, при а < 0 имеет место торможение.
Таким образом, построенные режимы движения являются основными энергосберегающими при транспортировке лесоматериалов водным путем.
Для оценки изменения массы транспорта древесины в процессе лесосплава можно воспользоваться формулами водопоглощения, полученными в [4].
Библиографический список
1. Минаев, А.Н. Вариационный метод решения задачи транспорта лесоматериалов / А.Н. Минаев, М.В. Тарабан // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. - СПб., 2005. -Вып. 172. - С. 59-64.
2. Арнольд, В.И. Математические методы классической механики / В.И. Арнольд. - М.: Наука, 1974. - 431 с.
3. Камусин, А.А. Водный транспорт леса / А.А. Ка-мусин и др.; под общ. ред. В.И. Патякина. - М.: Из-во МГУЛ. - 434 с.
4. Патякин, В.И. Проблема повышения плавучести круглых лесоматериалов / В.И. Патякин. - М.: Лесная пром-сть, 1976. - 264 с.
ВЫБОР КРАТЧАЙШИХ СЕТЕВЫХ РАССТОЯНИЙ ПЕРЕВОЗОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ ПО ЛЕСОВОЗНЫМ АВТОДОРОГАМ
З.Н. НАХАЕВ, Институт лесоведения РАН, канд. техн. наук,
А.С. СУШКОВ, студент ВГЛТА
При разработке моделей необходимо иметь данные о вывозе-ввозе, для расчета которых требуется информация о смежных производствах. В свою очередь, масштабы производства можно обосновать, имея данные о ввозе-вывозе лесоматериалов. Поэтому определение согласованных данных производится в итеративном процессе, включающем следующие процедуры:
1. Предварительный расчет контрольных цифр развития экономического района (по объему производства), определение ориентировочных размеров ввоза-вывоза по смежным производственным процессам лесных грузов.
2. Корректировка полученного товарообмена, включение его в конечный продукт и вычисление новых объемов производства.
3. Анализ производства и корректировка производства и товарообмена в смежных процессах.
4. Проверка размеров товарообмена на соответствие возможностям смежных производств (т.е. исчисление объемов производства по конечному продукту, в который включены скорректированные показатели товарообмена лесными грузами в смежных производствах).
Таким образом, сначала рассчитывается ряд относительных показателей, характеризующих товарность продукции в целом у; ввоз
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008
69
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
продукции отраслей X; ассортиментный обмен 3, имеющий контрольное значение (рассчитывается только по смежным отраслям)
Y = V / X; 3 = W / P; (1)
X(1) = W / (W + V); X(2) = V / (W + V); (2) X(3) = W / V, (3)
где V, W - соответственно ввоз и вывоз;
X, P - объем производства и общий объем.
Коэффициент перевозимости определяется с учетом его динамики за установленный период и тенденций изменения на перспективу. При этом учитываются как общие, так и специфические факторы для каждого производственного процесса лесных материалов[1].
Наибольшие трудности вызывает определение на перспективу средней дальности перевозок. В данном случае предварительно необходимо проектировать схемы развития грузопотоков по смежным производственным направлениям, линиям и участкам сети путей сообщения и по ним определять грузооборот.
Такой подход связан с реализацией довольно сложных расчетов, для которых требуются большие объемы детализированной исходной информации. Основанием для его применения служат территориальные балансы производства и обусловливаемые ими детальные схемы прикрепления поставщиков к потребителям. Учитывая, что такими данными сложно обеспечить анализ и разработку плана развития транспортных связей на определенный период, реализацию разработки балансов производства и распределения продукции по экономическим регионам страны.
Другой подход предусматривает определение средней дальности как промежуточного показателя, а итоговым является грузооборот. При этом используется экспертная оценка изменения средней дальности исходя из направлений размещения смежных производственных процессов. Расчет при этом должен базироваться на учете планируемых укрупненных пропорций в размещении производства и связанных с ними закономерностей в развитии межрайонных, межрегиональных связей [2].
Укрупненная модель расчетов
^=*ВД, (4)
у
где Яср - средняя дальность перевозок, км;
K - поправочный коэффициент, учитывающий кружные перевозки;
Yj, R. - удельный вес перевозки (в долях единицы от общего объема лесных грузов) и соответственно дальность перевозок груза в соответствующих внутрирегиональных и межрегиональных связях;
i, j - индексы (номера) выделяемых регионов (Европейская часть, Урал).
В данной модели выбор регионов должен быть обусловлен теми резервами, которые принимаются для анализа территориальных сдвигов на этапе производства основных параметров и процессов смежных производств. Использование модели предполагает предварительное определение дальности перевозок по обобщенным внутрирайонным и межрайонным связям исходя из отчетных данных о межобластном обмене лесных грузов и на основе кратчайших сетевых расстояний. При этом проверяются и устанавливаются тенденции в изменении удельного веса отправления, прибытия, внутрирайонных и межрайонных перевозок по заданным регионам страны. На перспективу эти показатели устанавливаются с учетом помещаемых сдвигов в размещении производства и потребления конкретной продукции и коэффициентов перевозимости грузов по европейским и восточным регионам страны. Для остальных видов транспорта при расчетах можно исходить из сложившихся тенденций в распределении грузооборота.
Общая сумма доходов от смежных производственных процессов формируется с использованием коэффициентов (удельных весов по отношению к доходам от перевозочной деятельности) погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспидиционного обслуживания, хранения и др. Норматив удельного грузооборота и доходов от перевозок лесных грузов устанавливается конкретно по каждой номенклатуре.
Библиографический список
1. Лесдон Л.. Оптимизация больших систем / Л. Ле-сдон. - М.: Наука, 1975. - 432 с.
2. Николайчук В.Е., Кузницов В.Г. Теория и практика управления материальными потоками (логистическая концепция). / В.Е. Николайчук, В.Г. Кузницов. - Донецк: «КИТИС», 1999.
70
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008