ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ЛЕСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
З.Н. НАХАЕВ, директор Серебряноборского опытного лесничества Института лесоведения РАН, канд. техн. наук
При разработке моделей необходимо иметь данные о вывозе-ввозе, для расчета которых требуется информация о смежных производствах. В свою очередь, масштабы производства можно обосновать, имея данные о ввозе-вывозе лесоматериалов. Поэтому определение согласованных данных производится в итеративном процессе, включающем следующие процедуры:
1. Предварительный расчет контрольных цифр развития экономического района (по объему производства), определение ориентировочных размеров ввоза-вывоза по смежным производственным процессам лесных грузов.
2. Корректировка полученного товарообмена, включение его в конечный продукт и вычисление новых объемов производства.
3. Анализ производства и корректировка производства и товарообмена в смежных процессах.
4. Проверка размеров товарообмена на соответствие возможностям смежных производств (т.е. исчисление объемов производства по конечному продукту, в который включены скорректированные показатели товарообмена лесными грузами в смежных производствах).
Таким образом, сначала рассчитывается ряд относительных показателей, характеризующих: товарность продукции в целом у; ввоз продукции отраслей X; ассортиментный обмен 3, имеющий контрольное значение (рассчитывается только по смежным отраслям), по формулам
Y = V/ X; 3 = W/ P; X(1) = W/ (W + V)
X(2) = V / (W + V); X(3) = W / V, (1)
где V, W - ввоз и вывоз;
X, P - объем производства и общий объем.
Коэффициент перевозимости определяется с учетом его динамики за установленный период и тенденций изменения на перспективу. При этом учитываются как общие, так и специфические факторы для каждого
производственного процесса лесных материалов [1].
Наибольшие трудности вызывает определение перспективы средней дальности перевозок. В данном случае необходимо предварительно проектировать схемы развития грузопотоков по смежным производственным направлениям, линиям и участкам сети путей сообщения и по ним определять грузооборот.
Такой подход связан с реализацией довольно сложных расчетов, для которых требуются большие объемы детализированной исходной информации. Основанием для его применения служат территориальные балансы производства и обусловливаемые ими детальные схемы прикрепления поставщиков к потребителям. Такими данными практически чрезвычайно сложно обеспечить анализ и разработку плана развития транспортных связей на определенный период.
Другой подход предусматривает определения средней дальности промежуточного показателя, а итоговым является грузооборот. При этом используется экспертная оценка изменения средней дальности исходя из направлений размещения смежных производственных процессов. Расчет при этом должен базироваться на учете планируемых укрупненных пропорций в размещении производства и связанных с ними закономерностей в развитии межрайонных, межрегиональных связей.
Укрупненная модель расчетов имеет
вид
R = K 2 YR , (2)
где R - средняя дальность перевозок, км;
K - поправочный коэффициент, учитывающий кружные перевозки;
Yj, Rj - удельный вес перевозки (в долях единицы от общего объема лесных грузов) и дальность перевозок груза в соответствующих внутрирегиональных и межрегиональных связях;
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2007
91