А. В. Голяшев, аспирант,
кафедра социально-экономической географии
зарубежных стран,
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова г. Москва, Россия, [email protected]
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИЕРАРХИЯ ТОРГОВЫХ ПОТОКОВ
В статье рассматриваются различные пространственные уровни (глобальные, региональные и локальные) торговых потоков отдельной страны — на примере экономики США. Для обеспечения сопоставимости разных уровней автором вводится и используется показатель полуоборота внешней торговли — как среднее арифметическое объемов вывоза и ввоза. Отмечено, что межрегиональные и внутрирегиональные потоки страны с большой развитой экономикой (такой, как например США) превосходят ее международные потоки по стоимостному объему как в отраслевом, так и в географическом аспекте. Показано, что для межрегиональных потоков средняя стоимость перевозимых грузов растет параллельно с увеличением средней дальности их перевозки. Автаркичность, то есть самодостаточность, выраженная в виде преобладания внутрирегионального уровня торговых потоков регионов страны сильно разнится в зависимости от особенностей экономического развития (включая географическую изолированность, например Гавайев и Аляски) и соседского положения (по отношению к крупным производственно-потребительским системам). Сделан вывод о том, что выявленные различия в стоимости товаров и дальности перевозок свидетельствуют о функциональной взаимодополняемости торговых потоков разных пространственных уровней, которая способствует сбалансированному развитию большой и неоднородной экономики США..
Ключевые слова: межрегиональная торговля, торговые потоки, грузоперевозки в США, пространственная иерархия, полуоборот торговли, международная торговля, внутрирегиональная торговля, автаркичность регионов, производственно-потребительские системы, товарообмен.
Торговля представляет особый интерес для экономической географии в связи с возможностью изучения пространственных структур товарных потоков (между субъектами вывоза и ввоза), которые можно разделить на три основных уровня: глобальную структуру (международную, макрорегио-нальную, межстрановую), региональную (внутристрановую, межрегиональную), локальную (внутрирегиональную).
В данной статье объектом аналитического исследования являются глобальные, региональные и локальные торговые потоки — на примере экономики США. Цель исследования — анализ соотношения разных пространственных уровней товарных потоков отдельной страны. США хорошо подходит для изучения пространственной иерархии товарообменных процессов
в связи с масштабами американской экономики, позволяющими четко идентифицировать пространственные структуры, и обеспеченностью качественной статистической базой.
Торговля товарами и особенности торговых потоков представлены в литературе довольно хорошо. Классические исследования в данной сфере (по модели Хекше-ра-Олина1 или гравитационным моделям2) проводились на уровне международной торговли. Со временем стала очевидной актуальность изучения межрегионального товарообмена — появились исследования вну-тристрановой торговли в рамках экономики крупных стран, в том числе США и Кана-ды3. Новизна данной работы — в одновременном рассмотрении и анализе разных пространственных уровней товарообмена.
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
Измерение и сравнение торговых потоков. Любые торговые потоки в зависимости от уровня, с которого они изучаются, являются либо внешними (тогда они могут быть вывозными или ввозны- :
ми), либо внутренними (тогда они представлены перемещением товара внутри некоторой территории, и неважно, какие две точки территории такой поток связывает). Объем внутренней торговли количественно равен как сумме всех вывозных потоков, так :
и сумме всех ввозных потоков (с оговоркой, что потери при перевозке и другие расхождения данных отсутствуют). В то же время объем внешней торговли стандартно характеризуется показателем оборота, который рассчитывается как сумма вывоза и ввоза.
При сопоставлении разных пространственных уровней торговли одни и те же потоки могут быть рассмотрены и как внутренние, и как внешние. В такой ситуации важно, чтобы какой-либо ключевой показатель внешней торговли более низкого уровня (например, регионального) был равен одному из показателей внутренней торговли следующего уровня. Сумма внешнеторговых оборотов всех регионов отдельной страны в два раза превышает объем внутренней торговли этой страны, поскольку включает сумму всех вывозных и всех ввозных потоков, то есть каждый поток (межрегиональный, но внутренний для страны) учитывается дважды.
Адекватным автору в этой ситуации представляется введение показателя «полуоборота» внешней торговли, представляющего собой среднее арифметическое объемов
Сумма внешнеторговых оборотов всех регионов отдельной страны
в два раза превышает объем внутренней торговли этой страны, поскольку включает сумму всех вывозных и всех ввозных потоков, то есть каждый поток (межрегиональный, но внутренний для страны) учитывается дважды.
стороны, учитывает объемы и вывоза и ввоза (хотя и упускает их соотношение), а с другой, равен объему внутренней торговли следующего пространственного уровня, обеспечивая тем самым сопоставимость разных уровней.
Методы исследования. В статье использована статистика товарных перевозок США за 2007 год, публикуемая Федеральной дорожной администрацией в рамках программы Freight Analysis Framework = (FAF)4. В ней приведены подробные данные (отраслевая структура в стоимостных и весовых характеристиках) как по торговым потокам между штатами США и внутри них, так и по внешней торговле США (но для внешнеторговых потоков отсутствуют данные по дальности перевозок). Отраслевое деление, применяемое в FAF, основано на американской торговой классификации товаров SCTG, включающей более 40 категорий.
На основе статистики FAF в программе MS Excel автором построена сводная таблица с четырьмя измерениями: территориальная структура мест отправления (51 регион США, то есть 50 штатов плюс округ Колумбия), внутренняя структура торговых потоков (43 категории), иерархия потоков (3 уровня: внутрирегиональный, межрегиональный, международный), территориальная структура мест назначения (51 регион США).
Общие особенности. Проведенные расчеты показывают, что и внутрирегиональные и межрегиональные торговые потоки США серьезно превосходят внешнеторго-
вывоза и ввоза. Такой показатель, с одной вый полуоборот страны по общей стоимо-
Таблица 1
Пространственные уровни торговых потоков США, 2007 год
Уровень Общая стоимость, трлн. долл. Средняя стоимость, долл./кг Средняя дальность, км
1. Внутрирегиональный 7,2 0,66 137
2. Межрегиональный 6,3 1,43 1241
3. Международный (полуоборот)* 1,6 1,74 -
* Справочно: экспорт 1,2 2,01 -
* Справочно: импорт 2,0 1,60 -
ВСЕГО, по трем уровням 15,1 0,93 -
Рис. 1. Отраслевой разброс торговых потоков разных уровней Примечание: увеличенные маркеры точек соответствуют средним значениям по каждому из уровней.
сти, однако уступают ему по средней стоимости товаров, а экспортируемые США товары в среднем на 25% дороже импортируемых (табл. 1).
Отраслевые особенности. Отраслевой анализ показывает, что межрегиональным потокам (кроме углеводородного топлива) свойственна прямая зависимость увеличения средней стоимости товаров и средней дальности перевозок (рис. 1), а для внутрирегиональных подобная зависимость отсутствует — все товары перевозятся на малые расстояния (до 200 км).
Разложение стоимости перевозок по пространственным уровням показывает доминирование внутрирегионального уровня для многих категорий товаров (рис. 2). Доля международных потоков превышает долю внутрирегиональных лишь для трех категорий: это нефть, значительные объемы которой США ввозят, а также транспорт и слож-
ная аппаратура — важные составляющие высокотехнологичного экспорта США.
Региональные особенности. Географическое распределение потоков разных уровней оказывается более концентрированным, чем отраслевое, хотя и с единичными «выбросами» (рис. 3). По средней дальности межрегиональных потоков лидируют Аляска и Гавайи (более 5 тыс. км), а из смежных штатов — Калифорния. Полуоборот Гавайев и Калифорнии также представлен самыми дорогими межрегиональными потоками.
Сравнение стоимости внутрирегиональных потоков и полуоборотов межрегиональных и международных потоков, относящихся к экономике каждого региона (в данном случае — штата США), позволяет нам оценить открытость или, наоборот, автаркичность региональных экономик (рис. 4).
Доля внутренних грузоперевозок в суммарном объеме всех грузоперевозок (то
100%
| 80%
60%
40%
й.
С.
20%
0%
* 4» *
* ♦ ♦ * ♦ *
* • * . • ♦ ^ * » * ф. ВСЕГО * * ♦ ♦ • ** . ♦ Нефть
' * + Прочий транспорт Сложная (ж'д, самолеты, аппаратура корабли, др.)
0% 10% 20% 30% 40%
Доля международных потоков, %
50%
Рис. 2. Уровневая структура отраслевых торговых потоков
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций *
а
I
£ %
£
3 а
и
: II (Гамйи)
СЛ (Калифорния)
НУ .
тк • • *
»
(Ж \УА
•тх *
ш. ш *
I .....
€ . 1.Л .
4
• СО
> го
о
юоо
мт
2000 3000 4000 Средняя дальность, км
АК I Аляска)
5000
6000
* Внутрирегиональные • Межрегиональные
Рис. 3. Разброс торговых потоков разных уровней по штатам США
есть самодостаточность экономики на региональном уровне, что важно для оценки экономической связности США) в среднем по стране составляет 47%, а без учета международных потоков — 53.
Наиболее автаркичными (самодостаточными) штатами являются Гавайи (68%), Калифорния (61%) и Техас (59%), при этом Гавайи демонстрируют наибольшую автар-кичность в силу своей географической изолированности от основной части страны. При этом также изолированная Аляска имеет этот показатель в 31%, поскольку является рекордсменом по связям с мировыми рынками — на них приходится 54% суммарного полуоборота всех уровней торговли штата; без учета международной торговли автаркич-ность Аляски достигает 68%. Лидирующие по автаркичности среди смежных штатов Калифорния и Техас лидируют также и по абсолютным объемам межрегиональных грузоперевозок. Такой парадокс объясняется
тем, что экономики этих штатов достаточно велики для формирования собственных относительно закрытых систем производства и потребления товаров.
Самым открытым штатом с наименьшим показателем автаркичности (26%) является Теннесси — ведущий поставщик фармацевтической продукции в пределах США. Высокую открытость также показывают Делавэр, Нью-Гэмпшир, Западная Виргиния, округ Колумбия и Род-Айленд. Абсолютные показатели этих регионов невелики, поскольку они являются окраинами крупных производственно-потребительских систем и сильно связаны с экономиками соседей. Эти регионы вынуждены быть открытыми, чтобы успешно развиваться, — в мирохозяйственном масштабе подобная ситуация наблюдается с целыми странами, такими как Бельгия, Нидерланды и др.
Итак, в статье на примере США проанализированы отраслевые и географические
I
¡1 ^ -е-
100
10
0,1
0,01
* *
»»' <% 1 7 V . " • У
Ж ! / * * \ . » / •. / • Нефть
А 1 4 - \ . у г / • Уголь
500
1000
1500
2000
Средня
| дальность, км
к Внутрирегиональные • Межрегиональные
Рис. 4. Вовлеченность штатов США в торговлю разных уровней
аспекты соотношения международного, межрегионального и внутрирегионального пространственных уровней товарных потоков отдельной страны. Выделен ряд тенденций:
♦ межрегиональные и внутрирегиональные потоки страны с большой развитой экономикой превосходят ее международные потоки по стоимостному объему как в отраслевом, так и в географическом аспектах;
♦ для межрегиональных потоков средняя стоимость перевозимых грузов растет параллельно с увеличением средней дальности перевозок;
♦ автаркичность регионов страны сильно разнится в зависимости от особенностей экономического развития и соседского положения.
Таким образом, выявленные различия в стоимости товаров и дальности перевозок позволяют говорить о функциональной взаимодополняемости торговых потоков раз-
ных пространственных уровней в отдельной стране (средняя стоимость, или ценность, перевозимых грузов растет при переходе от внутрирегиональных к межрегиональным и международным потокам), что способствует сбалансированному развитию национальной экономики.
Литература
1. Samuelson P. International Trade and the Equalization of Factor Prices // Economic Journal, 1948, no. 230, pp. 163-184.
2. Tinbergen J. Shaping the World Economy: Suggestions for an International Economic Policy. — New York: Twentieth Century Fund, 1962.
3. McCallum J. National Borders Matter: Canada-U.S. Regional Trade Patterns // American Economic Review, 1995, vol. 85, no. 3, pp. 615—623.
4. Freight Analysis Framework [Электронный ресурс]. Официальный сайт Национальной лаборатории США Oak Ridge. Режим доступа: http://faf.ornl.gov/ fafweb/Default.aspx (дата обращения: 27.03.2014).
SPATIAL HIERARCHY OF TRADE FLOWS
A. V. Golyashev, Postgraduate, the department of socio-economic geography of foreign countries, Lomonosov Moscow State University Moscow, Russia, [email protected]
This article considers different spatial levels (global, regional and local) of trade flows of certain country by the example of USA economics. In order to provide comparability of different levels the author introduces and uses the index of external trade half-turn as an arithmetic average of import and export values. It is marked that inter-regional and internal-regional flows of the country with great developed economics (like USA's economics) exceed its international flows according to price value in trade and geographical section. It is shown that average price for cargos rises with length of transportation in inter-regional flows. Autarky or self-sufficiency expressed in the form of internal-regional trade flows level prevalence differs and depends to peculiarities of economic development (including geographical isolation in the cases of Hawaii and Alaska) and neighbor's position (against big industrial and consumer systems). There is a conclusion that the differences in prices of goods and transportation lengths claim about functional complementarity of trade flows of different spatial levels, which promotes balanced development of big and heterogeneous economics of USA.
Key words: inter-regional trade, trade flows, trucking in the USA, the spatial hierarchy, half-turn trade, international trade, intra-regional trade, autarkic regions, production and consumer systems, barter.
References
1. Samuelson P. International Trade and the Equalization of Factor Prices. Economic Journal, 1948, no. 230, pp. 163-184.
2. Tinbergen J. Shaping the World Economy: Suggestions for an International Economic Policy. New York, Twentieth Century Fund, 1962.
3. McCallum J. National Borders Matter: Canada-U.S. Regional Trade Patterns. American Economic Review, 1995, vol. 85, no. 3, pp. 615-623.
4. Freight Analysis Framework. Available at: http://faf. ornl.gov/fafweb/Default.aspx (accessed 27.03.2014).