Научная статья на тему 'Выбор, контроль и корректировка электролита цинкования восстанавливаемых поверхностей деталей автомобилей'

Выбор, контроль и корректировка электролита цинкования восстанавливаемых поверхностей деталей автомобилей Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
854
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЛИТ / ЦИНКОВАНИЕ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ПЛОТНОСТЬ ТОКА / КОНЦЕНТРАЦИЯ / ГАЛЬВАНИЧЕСКОЕ ПОКРЫТИЕ / ЭЛЕКТРОЛИЗ / PASSIVE FILM / ADSORPTION / SEDIMENTATION PRODUCTIVITY / ELECTROCRYSTALLIZATION / MECHANICAL ACTIVATION / CRYSTAL LATTICE

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Захаров Ю.А., Мусатов Г.А.

Выбор электролита для осаждения гальванических покрытий является одним из основополагающих моментов в обеспечении высокого качества и надежности восстановления поверхностей деталей машин. Цинковые гальванические покрытия в настоящее время находят свое применение в автомобилестроении и авторемонтном производстве в основном в качестве защитных покрытий. Однако, кроме защитных свойств, цинковые гальванические покрытия обладают достаточной твердостью и износостойкостью, а также виброгасящими свойствами. От состава и типа электролита зависит качество получаемого осадка, его сплошность, физико-механические свойства, адгезия с подложкой, а также производительность процесса осаждения, срок службы электролита и частота его обслуживания, механизм протекания электролиза, виды и скорость протекания электрохимических процессов. В статье рассматриваются критерии выбора электролита, приводится состав выбранного электролита цинкования, описывается методика его контроля и корректировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Захаров Ю.А., Мусатов Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choice, control, and correction of electrolyte galvanizing restoring of surfaces of details of cars

The choice of the electrolyte for the galvanic deposition of coatings is one of the fundamental points to ensure high quality and reliability of the reconstruction of surfaces of machine parts. Zinc electroplated coatings currently used in the automotive and car repair production mainly as protective coatings. However, in addition to the protective properties of zinc galvanic coating has sufficient hardness and wear resistance, and damping characteristics. From the composition and type of the electrolyte depends on the quality of sediment, its continuity, physical and mechanical properties, adhesion to the substrate, and the performance of the deposition process, the service life of the electrolyte, and the frequency of service (filtering, correction, and so on), the mechanism of occurrence of electrolysis, types and rate of the electrochemical processes. When the metal plating of zinc are used mainly the following types of electrolytes: slightly acidic; acidic, coroborate, chloride, soleplate; alkaline, and mixed electrolytes. In use, in practice, the greatest use of acid, weakly acidic and alkaline. The optimal choice of the electrolyte galvanizing ambiguous, as the process of electrolysis depends on many factors and is characterized by more than twenty different indicators. The analysis showed that the main selection criteria are: quality of galvanic sludge corrosion resistance, adhesion to the substrate, the distribution of sediment thickness, aromatherapist, flexibility, adaptability to soldering and decorative properties; technological parameters of deposition the range of the cathodic and anodic current density, the productivity of the deposition, the temperature of the electrolyte, the velocity of the electrolyte, etc.; safety for humans and the environment; saving resources and costs; the stability of the electrolyte and ease of maintenance.

Текст научной работы на тему «Выбор, контроль и корректировка электролита цинкования восстанавливаемых поверхностей деталей автомобилей»

Выбор, контроль и корректировка электролита цинкования восстанавливаемых поверхностей деталей автомобилей

Ю.А. Захаров, Г.А. Мусатов Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация: Выбор электролита для осаждения гальванических покрытий является одним из основополагающих моментов в обеспечении высокого качества и надежности восстановления поверхностей деталей машин. Цинковые гальванические покрытия в настоящее время находят свое применение в автомобилестроении и авторемонтном производстве в основном в качестве защитных покрытий. Однако, кроме защитных свойств, цинковые гальванические покрытия обладают достаточной твердостью и износостойкостью, а также виброгасящими свойствами. От состава и типа электролита зависит качество получаемого осадка, его сплошность, физико-механические свойства, адгезия с подложкой, а также производительность процесса осаждения, срок службы электролита и частота его обслуживания, механизм протекания электролиза, виды и скорость протекания электрохимических процессов. В статье рассматриваются критерии выбора электролита, приводится состав выбранного электролита цинкования, описывается методика его контроля и корректировки.

Ключевые слова: электролит, цинкование, восстановление, плотность тока, концентрация, гальваническое покрытие, электролиз.

Выбор электролита для осаждения гальванических покрытий является одним из основополагающих моментов в обеспечении высокого качества и надежности восстановления поверхностей деталей машин. Цинковые гальванические покрытия в настоящее время находят свое применение в автомобилестроении и авторемонтном производстве в основном в качестве защитных покрытий. Однако, кроме защитных свойств, цинковые гальванические покрытия обладают достаточной твердостью и износостойкостью, а также виброгасящими свойствами. В связи с чем, возможно применение цинковых гальванопокрытий для восстановления изношенных поверхностей деталей машин.

От состава и типа электролита зависит качество получаемого осадка, его сплошность, физико-механические свойства, адгезия с подложкой, а также производительность процесса осаждения, срок службы электролита и частота его обслуживания (фильтрации, корректирования и так далее),

механизм протекания электролиза, виды и скорость протекания электрохимических процессов.

При нанесении гальванопокрытий из цинка применяются, в основном, следующие виды электролитов: слабокислые (чаще всего хлоридные или хлорамонийные); кислые (сульфатные), фтороборатные, хлоридные, сульфаматные; щелочные (аминокомплексные, пирофосфатные, глициновые цианидные, цинкатные), а также комбинированные электролиты [1-3].

В процессе использования на практике наибольшее применение нашли кислые (сульфатные), слабокислые (хлоридные и хлорамонийные) и щелочные (цианидные и цинкатные) [1-3].

Выбор оптимального электролита цинкования неоднозначен, так как процесс электролиза зависит от большого количества факторов и характеризуется более двадцати различными показателями.

Анализ показал, что основными критериями выбора являются:

1. качество гальванического осадка - устойчивость к коррозии, адгезия к подложке, распределение осадка по толщине, хроматируемость, пластичность, приспособленность к пайке и декоративные свойства;

2. технологические показатели осаждения - диапазон катодной и анодной плотности тока, производительность осаждения, температура электролита, скорость протока электролита и т.д.;

3. безопасность для человека и окружающей среды;

4. экономия ресурсов и затрат;

5. стабильность электролита и простота его обслуживания.

Наиболее существенными показателями, при восстановлении

поверхностей деталей автомобилей, являются: устойчивость к коррозии, адгезия к обрабатываемой поверхности (подложке), безопасность для человека и окружающей среды, распределение осадка по толщине, стабильность и простота обслуживания.

Рассмотрев информацию по составу и особенностям применяемых в производстве электролитов цинкования, пришли к заключению о том, что по таким показателям как производительность осаждения, диапазон рабочего тока и температуры электролита, степень наводораживания обрабатываемой поверхности и осадка, а также, экологическая безопасность - оптимальными являются кислые (сульфатные) растворы. Учитывая простоту формы восстанавливаемых поверхностей деталей машин и невысокие требования по декоративным свойствам, для реализации высокопроизводительного осаждения цинковых гальванопокрытий следует отдать предпочтение сульфатным растворам.

Среди сульфатных электролитов различают четыре основных типа: сильнокислые (рН=1), кислые (рН=3,5-4,5), слабокислые (рН = 4,5-6,3) и борфтористоводородные (рН = 3-4). Основным компонентом является сульфат цинка, концентрация которого может колебаться в пределах 20.. .800 г/л. Электролиты с высокой концентрацией сульфата цинка (от 300 г/л и более), в основном, применяют на поточных высокопроизводительных линиях и конвейерах.

Для улучшения качества осадков путем регулирования кислотности раствора у восстанавливаемой поверхности в сульфатные электролиты цинкования добавляют соли алюминия, магния, аммония и уксуснокислый натрий. Известно, что с увеличением кислотности электролита можно увеличивать предельную плотность тока, однако излишняя кислотность ведет к снижению выхода цинка по току и росту скорости растворения цинковых анодов. Особенно это заметно, если в электролите присутствуют металлы, более электроположительные, чем цинк.

Поэтому сильнокислые электролиты цинкования применяют совместно с нерастворимыми анодами, что ведет к необходимости осуществления корректирования электролита по количеству сульфата цинка.

Улучшить рассеивающую способность кислого электролита поможет добавление в раствор таких органических веществ, как желатин, меласса, декстрин, лакрица, глюкоза, Р-нафтол, технический или сульфированный крезол, фенолы, бисульфит натрия, антрагидрохинон или глицерин [1]. Однако, при осаждении цинковых гальванических покрытий, происходящего при высоких плотностях электрического тока подобные добавки не вводят в состав электролита [1, 4-6].

К вредным примесям в сульфатных электролитах цинкования относят соли металлов более электроположительных, чем цинк. Например, соли сурьмы, свинца, меди, мышьяка, соли азотной кислоты и др. При наличии таких металлов в кислом растворе на катодной поверхности формируются «губчатые» осадки [1, 4, 6-8].

Олово не влияет на внешний вид цинкового гальванопокрытия при невысокой концентрации (< 0,3 г/л). С увеличением концентрации (до 1 г/л) и высокой плотности тока (около 100 А/м) осаждаемый слой темнеет, становится рыхлыми [1, 8-11].

Исходя из проведенного анализа, наиболее рациональным, на наш взгляд, является применение сернокислого электролита цинкования высокой концентрации. Состав такого раствора следующий: сернокислый цинк 7пБ04,

г/л .........400-700; сернокислый алюминий или алюмокалиевые квасцы, г/л

...........30-50; сернокислый натрий, г/л..................50-100.

Количество 7пБ04 выявляли объемным методом, применяя «трилон Б» в фильтрате, проведя сначала отделение железа и алюминия. Титровали «трилоном Б» до изменения цвета окраски на синий, после чего определяли количество цинка в растворе и переводили в 7пб04, умножая, полученное значение, на коэффициент 4,39 [1, 5-6, 12-14].

Алюминий и железо определяли также применяя «трилон Б». Из оставшегося после определения цинка осадка гидроокиси железа и

алюминия, готовили раствор. Затем, переведя железо в трёхвалентное, вновь проводили титрование «трилоном Б» вплоть до устранения лиловой окраски сульфалицилата железа. После титрованием избытком «трилона Б» 0,1 н. раствора хлорного железа до появления характерной кирпичной окраски выявляли алюминий в растворе. Затем по известным зависимостям определяли количество железа и алюминия в растворе [1, 8].

Количество (N^0^ определяли по разности после определения в электролите общего содержания Б04, связанного с А1, 7п и № [1-3, 7-10].

От электроположительных металлов избавлялись проработкой подкисленного электролита на постоянным токе при плотности тока 0,5-2 А/дм2. Вредные органические примеси удаляли проработкой постоянным током с применением нерастворимых свинцовых анодов, обработкой активированным углем или перекисью марганца и т.д.

Соль железа удаляли в состоянии гидроокиси, проведя нейтрализацию раствора бикарбонатом натрия с добавлением перекиси водорода и нагревая раствор до 70-100 С°. Отстоявшийся осадок гидроокиси железа фильтровали.

Кислотность раствора контролировали рН-метром рН - 340. Постоянную кислотность можно поддерживать добавлением в раствор подкисленной дистиллированной воды [1,13-14].

Выбранный высококонцентрированный сернокислый электролит цинкования вполне способен обеспечить надлежащее качество восстановления деталей машин, с высокой производительностью процесса осаждения, при своевременном контроле и корректировке его состава.

Литература

1. Захаров Ю.А. Совершенствование технологии восстановления посадочных отверстий корпусных деталей проточным электролитическим

цинкованием: дис. ... канд. техн. наук: 05.20.03: защищена 20.12.01: утв. 26.04.02 / Захаров Юрий Альбертович. Пенза, 2001. 170 с.

2. Захаров Ю.А., Ремзин Е.В., Мусатов Г.А. Основные дефекты корпусных деталей автомобилей и способы их устранения, применяемые в авторемонтном производстве // Инженерный вестник Дона, 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2584.

3. Захаров Ю.А., Спицын И.А., Ремзин Е.В., Мусатов Г.А. Устройство для гальваномеханического осаждения покрытий на внутренние цилиндрические поверхности деталей автомобилей // Инженерный вестник Дона, 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2676.

4. Schwarz Guenter, K. // Oberflaeche Surface. 1984. 25. №6. P.165.

5. D'Angelo, M.P. // Plat and Surface Finish. 1986. 73. №9. P.20.

6. Захаров Ю. А., Рылякин Е. Г., Семов И. Н. Восстановление посадочных поверхностей корпусных деталей машин проточным гальваническим цинкованием // Молодой ученый. 2014. №17. С. 58-62.

7. Захаров Ю. А., Рылякин Е. Г., Семов И. Н. Восстановление корпусных деталей гальваническим цинкованием // Актуальные вопросы современной науки. Научный журнал. № 4 (4). 2014. С. 11-16.

8. Захаров Ю.А., Ремизов Е.В., Мусатов Г.А. Анализ способов восстановления корпусных деталей транспортно-технологических машин и комплексов // Молодой ученый. 2014. №19. С. 202-204.

9. Захаров Ю.А., Ремизов Е.В., Мусатов Г.А. Преимущества гальваномеханического осаждения металлов при восстановлении деталей мобильных машин // Молодой ученый. 2015. №1. С. 66-68.

10. Захаров Ю.А., Спицын И.А., Ремзин Е.В., Мусатов Г.А. К вопросу о совершенствовании гальванических способов восстановления деталей мобильных машин // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. №4(12). С. 99-104.

11. Захаров Ю.А., Спицын И.А., Ремзин Е.В., Мусатов Г.А. Совершенствование технологического процесса гальванического цинкования деталей транспортно-технологических машин и комплексов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. №4(12). С. 105-111.

12. Захаров Ю.А., Мусатов Г.А. Оценка качества гальванического покрытия деталей автомобилей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 URL: web.snauka.ru/issues/2015/02/46872.

13. Захаров Ю.А., Мусатов Г.А. Предварительная подготовка поверхности деталей машин к гальваническому осаждению покрытий // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 URL: web.snauka.ru/issues/2015/02/46539.

14. Пат. 2155827 РФ, МПК: 7C 25D 5/06 A. Устройство для электролитического нанесения покрытий / И.А. Спицын, Ю.А. Захаров; заявитель и патентообладатель ФГОУ ВПО "Пензенская государственная сельскохозяйственная академия" (RU). № 99115796/02, заявл. 16.07.1999; опубл. 10.09.2000, Бюл. № 25. - 8 с.

References

1. Zakharov Yu.A. Sovershenstvovanie tekhnologii vosstanovleniya posadochnykh otverstiy korpusnykh detaley protochnym elektroliticheskim tsinkovaniem [Improvement of technology of restoration of landing openings of case details flowing electrolytic galvanizing]: dis. ... kand. tekhn. nauk: 05.20.03: zashchishchena 20.12.01: utv. 26.04.02 / Zakharov Yuriy Al'bertovich. Penza, 2001. 170 p.

2. Zaharov Yu.A., Remzin E.V., Musatov G.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2584.

3. Zaharov Yu.A., Spicyn I.A., Remzin E.V., Musatov G.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2676.

4. Schwarz Guenter, K. Oberflaeche Surface. 1984. 25. №6. pp.165.

5. D'Angelo, M.P. Plat and Surface Finish. 1986. 73. №9. pp.20.

6. Zakharov Yu. A., Rylyakin E. G., Semov I. N. Molodoy uchenyy. 2014. №17. pp. 58-62.

7. Zakharov Yu.A., Rylyakin E.G., Semov I.N. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki. Nauchnyy zhurnal. № 4 (4). 2014. pp. 11-16.

8. Zaharov Yu.A., Remizov E.V., Musatov G.A. Molodoj uchenyj. 2014. №19. pp. 202-204.

9. Zaharov Yu.A., Remizov E.V., Musatov G.A. Molodoj uchenyj. 2015. №1. pp. 66-68.

10. Zaharov Yu.A., Spicyn I.A., Remzin E.V., Musatov G.A. Modeli, sistemy, seti v ehkonomike, tekhnike, prirode i obshchestve. 2014. №4(12). pp. 99-104.

11. Zaharov Yu.A., Spicyn I.A., Remzin E.V., Musatov G.A. Modeli, sistemy, seti v ehkonomike, tekhnike, prirode i obshchestve. 2014. №4(12). pp. 105-111.

12. Zaharov Yu.A., Musatov G.A. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2015. № 2 URL: web.snauka.ru/issues/2015/02/46872.

13. Zaharov Yu.A., Musatov G.A. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2015. № 2 URL: web.snauka.ru/issues/2015/02/46539.

14. Pat. 2155827 RF, MPK: 7C 25D 5/06 A. Ustroystvo dlya elektroliticheskogo naneseniya pokrytiy [The device for electrolytic drawing coverings] I.A. Spitsyn, Yu.A. Zakharov; zayavitel' i patentoobladatel' FGOU VPO "Penzenskaya gosudarstvennaya sel'skokhozyaystvennaya akademiya" (RU). № 99115796/02, zayavl. 16.07.1999; opubl. 10.09.2000, Byul. № 25. 8 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.