Научная статья на тему 'Повышение технологической надежности подготовки деталей мобильной техники к гальваническому осаждению цинковых покрытий'

Повышение технологической надежности подготовки деталей мобильной техники к гальваническому осаждению цинковых покрытий Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
163
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЛЬВАНОПОКРЫТИЕ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ / ТРАВЛЕНИЕ / ОБЕЗЖИРИВАНИЕ / МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА / CASE DETAIL / RESTORATION / REPAIR / DEFECT / RESOURCE WAY OF RESTORATION / CAR REPAIR PRODUCTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Захаров Ю. А., Спицын И. А., Мусатов Г. А.

Цинковые гальванические покрытия достаточно широко применяются как защитные покрытия деталей мобильной техники. Цинковые покрытия обладают высокой прочностью сцепления и могут применяться для восстановления размеров поверхностей деталей. Обеспечение высокой прочности сцепления покрытия с основой возможно только при тщательном соблюдении технологического процесса предварительной подготовки поверхности к осаждению и непосредственно самого осаждения. В данном случае, технологической надежностью подготовки деталей к цинкованию является величина, выраженная в процентах восстановленных деталей, имеющих высокую прочность сцепления. При этом, процесс подготовки рассматривается как техническая система, содержащей в качестве структурных элементов технологические операции. Совершенствование технологического процесса восстановления цинковым гальванопокрытием заключается в осуществлении анодного травления детали в рабочем электролите цинкования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Захаров Ю. А., Спицын И. А., Мусатов Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of technological reliability of preparation of details of mobile equipment for galvanic sedimentation of zinc coverings

Zinc electrodeposits gained the distribution generally thanks to high protective properties. However it is possible to apply zinc electroplated coatings and at restoration of worn-out surfaces of details of cars. Thus zinc electrodeposits possess the high durability of coupling with a substrate that is pledge of long-term service of the details restored by zinc. Ensuring high durability of coupling of zinc electroplated coating with a basis possibly only at careful observance of technological process of preliminary preparation of a surface for sedimentation and directly the sedimentation. Some researchers suggest to estimate the received durability of coupling of a covering with a basis from the point of view of the theory of reliability. Technological reliability of process of preparation of details for galvanizing is meant as percent of the restored details, with a high durability of coupling. Process of preparation represents technical system in which operations act as elements. Reliability of technical system are defined by quantity and reliability of elements, their functional communication. And reliability of elements, is defined by technology factors and depends on quality of carrying out the previous operation. Refusal of any of elements causes refusal of all technical system. That is communication between elements of system consecutive and it is possible to apply the second theorem of probabilities according to which the probability of joint emergence of several dependent events is equal to work of probability of one of them on conditional probabilities of all others to it. It is necessary to understand change of reliability of an element in time as stability of reliability. For the purpose of improvement of technological process of galvanizing it is possible to perform operation of anode etching directly in galvanizing electrolyte. Thus the block diagram of preparation of a detail can be submitted as follows: machining; degreasing of surfaces of a detail Vienna lime; washing in cold water; anode etching galvanizing electrolyte; removal of products of etching from the covered surfaces and an exit to the mode; galvanizing.

Текст научной работы на тему «Повышение технологической надежности подготовки деталей мобильной техники к гальваническому осаждению цинковых покрытий»

N Инженерный вестник Дона №1, ч.2 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nlp2y2015/2809

Повышение технологической надежности подготовки деталей мобильной техники к гальваническому осаждению цинковых покрытий

12 1 Ю.А. Захаров , И.А.Спицын , Г.А. Мусатов

1 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства 2Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация: Цинковые гальванические покрытия достаточно широко применяются как защитные покрытия деталей мобильной техники. Цинковые покрытия обладают высокой прочностью сцепления и могут применяться для восстановления размеров поверхностей деталей. Обеспечение высокой прочности сцепления покрытия с основой возможно только при тщательном соблюдении технологического процесса предварительной подготовки поверхности к осаждению и непосредственно самого осаждения. В данном случае, технологической надежностью подготовки деталей к цинкованию является величина, выраженная в процентах восстановленных деталей, имеющих высокую прочность сцепления. При этом, процесс подготовки рассматривается как техническая система, содержащей в качестве структурных элементов технологические операции. Совершенствование технологического процесса восстановления цинковым гальванопокрытием заключается в осуществлении анодного травления детали в рабочем электролите цинкования.

Ключевые слова: гальванопокрытие, предварительная подготовка, технологическая надежность, травление, обезжиривание, механическая обработка.

Цинковые гальванопокрытия получили свое распространение в основном благодаря высоким защитным свойствам от воздействия агрессивных сред и коррозии. Однако цинковые гальванические покрытия возможно применять и при восстановлении изношенных поверхностей деталей машин. Цинковые гальванопокрытия обладают не только высокими защитными свойствами, но и хорошо гасят вибрации (благодаря своей пластичности). При этом цинковые гальванопокрытия обладают высокой прочностью сцепления с подложкой, что является залогом долгосрочной службы деталей восстановленных цинком.

Прочность сцепления гальванического покрытия с основой является одним из наиболее важных критериев оценки качества полученного осадка, если не самым важным. В процессе работы детали восстановленной или защищенной гальваническими цинковыми покрытиями подвергаются значительным температурным, механическим, вибрационным, и другим

нагрузкам. При этом возникают усилия (от температурной деформации или при отрыве, сдвиге изломе и так далее) стремящиеся отделить осажденный слой цинка от поверхности, на которую он осажден. Степень адгезии (сцепления) осаждаемого цинка с основой обуславливает прочность сцепления покрытия и основы, определяя при этом надежность и долговечность восстановленной или защищённой поверхности. Невысокая прочность сцепления гальванопокрытия с основой приводит к отслоению, выкрашиванию, вспучиванию, покрытию трещинами и так далее, осажденного слоя. При этом поверхность детали, покрытая гальваническим слоем, перестает полноценно выполнять свое предназначение, отрицательно влияя на сопрягаемые с ней детали вплоть до полного выхода из строя всего узла или механизма.

Обеспечение высокой прочности сцепления цинкового гальванического покрытия с основой возможно только при тщательном соблюдении технологического процесса предварительной подготовки поверхности к осаждению и непосредственно самого осаждения. То есть, для повышения технологической надежности осаждения гальванического покрытия необходимо, прежде всего, обеспечить должный уровень технологической надежности процесса предварительной подготовки восстанавливаемой поверхности к осаждению.

Некоторые исследователи предлагают использовать теорию надежности при оценке прочности сцепления гальванопокрытия с основой [1-3]. В данном случае, технологической надежностью подготовки деталей к цинкованию является величина, выраженная в процентах восстановленных деталей, имеющих высокую прочность сцепления. При этом, процесс подготовки рассматривается как техническая система, содержащей в качестве структурных элементов технологические операции. При этом, технологическая надежность этой системы будет зависеть от количества и

надежности составных элементов, а также их взаимосвязи. Надежность этих составных элементов, будет зависеть от различных технологических факторов (температура электролита, плотность рабочего тока, время обработки и так далее). Кроме того, на качество проведения предшествующей технологической операции будет в значительной мере оказывать влияние на надежность каждого элемента. При отказе одного структурного элемента приведет к отказу технической системы в целом. Таким образом, взаимосвязь структурных элементов такой системы носит последовательный характер. В этом случае возможно применение второй теоремы вероятностей, которая гласит: «Вероятность совместного появления нескольких зависимых событий равна произведению вероятности одного из них на условные вероятности всех остальных».

В общем случае, предварительная подготовка поверхностей восстанавливаемых деталей к электролитическому осаждению цинкового покрытия включает: их механическую обработку, обезжиривание и травление с промывками теплой и холодной водой [1-2, 4-15].

Если принять вероятность проведения высококачественной механической обработки поверхности, зачистки её наждачной шкуркой и установки устройства для гальванического осаждения цинка равной 1, то для схемы 1 (табл.) получаем следующее [1, 3]:

Рсц1(0=Роб(0-Рпр1(0 -Рпр2(0 -Ртр(1) -Рпрз(0 -Рпр4(0 -Рвыд(1) -Рвых(1), (1)

где Роб (1) - вероятность качественного обезжиривания;

Рпр1(1) ... Рвых (1) - условные вероятности.

Для проведения априорной оценки вероятность безотказной работы каждого из структурных элементов технической системы за большой промежуток времени принимается равной 0,99 [1, 3]. В этом случае, априорная оценка рассматриваемых технологических систем принимает вид: Рсц1(1)=0,998=0,92; Рсц2(1)=0,996=0,94; Рщз(1)=0,997=0,93; РЩ4(1)=0,996=0,94.

Таким образом, от 6 до 8 процентов брака из-за низкой прочности сцепления заложено в самой структуре технологического процесса предварительной подготовки подложки к гальваническому покрытию цинком. При этом, технологическая надежность всей технической системы будет зависеть от надежности самого слабого структурного элемента.

Таблица

Технологические процессы предварительной подготовки деталей к

гальваническому цинкованию

Операция (структурный элемент) Схемы

1 2 3 4

Механическая обработка восстанавливаемой поверхности + + +

Зачистка поверхности наждачной шкуркой + + +

Обезжиривание химическое +

Промежуточная промывка холодной водой +

Монтаж устройства для гальванического цинкования + + + +

Обезжиривание поверхности электрохимическое + +

Промежуточная промывка горячей водой + +

Промежуточная промывка холодной водой + +

Анодное травление в 30 %-ном растворе И2304 + + +

Анодное травление в электролите цинкования

Промежуточная промывка холодной водой + +

Анодное травление совместно с обезжириванием +

Промежуточная промывка холодной водой + +

Промежуточная промывка горячей водой + +

Промежуточная промывка холодной водой +

Подача электролита цинкования и выдержка без тока + + + +

Подача электролита цинкования и выход на режим + + + +

Стабильность технологической надежности это изменение во времени уровня надежности. Во время подготовки деталей к цинкованию проточным

способом по приведенным выше схемам надежность технической системы снижается ввиду частичного смешения рабочих растворов, в результате изменения их технологических свойств.

Проведение анодного травления детали непосредственно в электролите цинкования позволит усовершенствовать техническую систему. В этом случае процесс предварительной подготовки детали будет включать: механическая обработка; обезжиривание «венской известью»; промывка в холодной воде; анодное травление непосредственно в электролите цинкования; удаление продуктов травления с обрабатываемой поверхности; выход на режим и собственно само цинкование [1-2, 7-12].

Если надежность каждого структурного элемента предлагаемой технической системы принять равной надежности элементов существующих систем (1-4) Рi (1) = 0,99, то получаем априорную оценку ее технологической надежности по прочности сцепления следующего вида [1, 3]:

Рсцпр (1) = Роб (1) • Рпр (1) • Ртр (1) • Рвых (1) = 0,994 = 0,96 (2)

То есть, совершенствование технологии предварительной подготовки позволило на 2 ... 4 % повысить технологическую надежность цинкования.

Это возможно при обеспечении надежности введенных элементов не менее надежности замененных. Например, в сравнении со схемой 3 (табл.):

Ртр (1) • Рвых (1) > Ртр3 (1) • Рпр3 (1) • Рвых3 (1) (3)

Проведение такого совершенствования рационально при получении величины прочности сцепления покрытия с основой не менее чем в существующих технологиях, то есть [1, 3]:

асцпр > асцсущ (4)

Таким образом, технологическая надежность предварительной подготовки деталей к электролитическому осаждению цинка играет огромную роль в получении высокой прочности сцепления покрытия с основой и обеспечения технологической надежности осаждения.

Литература

1. Захаров Ю.А. Совершенствование технологии восстановления посадочных отверстий корпусных деталей проточным электролитическим цинкованием: дис. ... канд. техн. наук: 05.20.03: защищена 20.12.01: утв. 26.04.02 / Захаров Юрий Альбертович. Пенза, 2001. 170 с.

2. Захаров Ю.А., Ремзин Е.В., Мусатов Г.А. Основные дефекты корпусных деталей автомобилей и способы их устранения, применяемые в авторемонтном производстве // Инженерный вестник Дона, 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2584.

3. Митряков А.В. Надежность восстановительной технологии. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1979. 183 с.

4. Захаров Ю.А., Спицын И.А., Ремзин Е.В., Мусатов Г.А. Устройство для гальваномеханического осаждения покрытий на внутренние цилиндрические поверхности деталей автомобилей // Инженерный вестник Дона, 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2676.

5. Schwarz Guenter, K. // Oberflaeche Surface. 1984. 25. №6. P.165.

6. D'Angelo, M.P. // Plat and Surface Finish. 1986. 73. №9. P.20.

7. Захаров Ю.А., Рылякин Е.Г., Лахно А.В. Анализ способов восстановления посадочных отверстий корпусных деталей машин // Молодой ученый. 2014. №16. С. 68-71.

8. Захаров Ю. А., Рылякин Е. Г., Семов И. Н. Восстановление посадочных поверхностей корпусных деталей машин проточным гальваническим цинкованием // Молодой ученый. 2014. №17. С. 58-62.

9. Захаров Ю. А., Рылякин Е. Г., Семов И. Н. Восстановление корпусных деталей гальваническим цинкованием // Актуальные вопросы современной науки. Научный журнал. № 4 (4). 2014. С. 11-16.

10. Захаров Ю.А., Ремизов Е.В., Мусатов Г.А. Анализ способов восстановления корпусных деталей транспортно-технологических машин и

комплексов // Молодой ученый. 2014. №19. С. 202-204.

11. Захаров Ю.А., Ремизов Е.В., Мусатов Г.А. Преимущества гальваномеханического осаждения металлов при восстановлении деталей мобильных машин // Молодой ученый. 2015. №1. С. 66-68.

12. Захаров Ю.А., Спицын И.А., Ремзин Е.В., Мусатов Г.А. К вопросу о совершенствовании гальванических способов восстановления деталей мобильных машин // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. №4(12). С. 99-104.

13. Захаров Ю.А., Спицын И. А., Ремзин Е.В., Мусатов Г.А. Совершенствование технологического процесса гальванического цинкования деталей транспортно-технологических машин и комплексов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. №4(12). С. 105-111.

14. Захаров Ю.А., Мусатов Г.А. Оценка качества гальванического покрытия деталей автомобилей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 URL: web.snauka.ru/issues/2015/02/46872.

15. Захаров Ю.А., Мусатов Г.А. Предварительная подготовка поверхности деталей машин к гальваническому осаждению покрытий // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 URL: web.snauka.ru/issues/2015/02/46539.

References

1. Zakharov Yu.A. Sovershenstvovanie tekhnologii vosstanovleniya posadochnykh otverstiy korpusnykh detaley protochnym elektroliticheskim tsinkovaniem [Improvement of technology of restoration of landing openings of case details flowing electrolytic galvanizing]: dis. ... kand. tekhn. nauk: 05.20.03: zashchishchena 20.12.01: utv. 26.04.02. Zakharov Yuriy Al'bertovich. Penza, 2001. 170 p.

2. Zaharov Yu.A., Remzin E.V., Musatov G.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus),

II Инженерный вестник Дона №1, ч.2 (2015) НИ ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nlp2y2015/2809

2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2584.

3. Mitryakov A.V. Nadezhnost' vosstanovitel'noj tekhnologii [Reliability of recovery technology]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo universiteta, 1979. 183 p.

4. Zaharov Yu.A., Spicyn I.A., Remzin E.V., Musatov G.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2676.

5. Schwarz Guenter, K. Oberflaeche Surface. 1984. 25. №6. pp.165.

6. D'Angelo, M.P. Plat and Surface Finish. 1986. 73. №9. pp.20.

7. Zakharov Yu.A., Rylyakin E.G., Lakhno A.V. Molodoy uchenyy. 2014. №16. pp. 68-71.

8. Zakharov Yu. A., Rylyakin E. G., Semov I. N. Molodoy uchenyy. 2014. №17. pp. 58-62.

9. Zakharov Yu.A., Rylyakin E.G., Semov I.N. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki. Nauchnyy zhurnal. № 4 (4). 2014. pp. 11-16.

10. Zaharov Yu.A., Remizov E.V., Musatov G.A. Molodoj uchenyj. 2014. №19. pp. 202-204.

11. Zaharov Yu.A., Remizov E.V., Musatov G.A. Molodoj uchenyj. 2015. №1. pp. 66-68.

12. Zaharov Yu.A., Spicyn I.A., Remzin E.V., Musatov G.A. Modeli, sistemy, seti v ehkonomike, tekhnike, prirode i obshchestve. 2014. №4 (12). pp. 99-104.

13. Zaharov Yu.A., Spicyn I.A., Remzin E.V., Musatov G.A. Modeli, sistemy, seti v ehkonomike, tekhnike, prirode i obshchestve. 2014. №4 (12). pp. 105-111.

14. Zaharov Yu.A., Musatov G.A. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2015. № 2 URL: web.snauka.ru/issues/2015/02/46872.

15. Zaharov Yu.A., Musatov G.A. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2015. № 2 URL: web.snauka.ru/issues/2015/02/46539.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.