УДК 32
ВЫБОР КАНАЛА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОДВИЖЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ПОЛИТИКИ
Фомина Арина Юрьевна
Выпускник, бакалавр, кафедра медиадизайна и информационных технологий, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Санкт-Петербургский государственный университет [email protected]
В статье автор рассматривает популярные площадки для политической коммуникации, анализирует различные современные способы политического продвижения, а также оценивает эффективность подобного политического взаимодействия с электоратом в зависимости от выбора канала продвижения. В материале говорится о важности пребывания политиков в digital-пространстве, так как цифровая политика сегодня неотделима от реальной. Исследование показало: в связи с блокировкой различных интернет-ресурсов, социальных сетей и СМИ существующие каналы продвижения будут преобразовываться под новые реалии, а политики будут вынуждены создавать новые форматы взаимодействия с аудиторией.
Ключевые слова: журналистика, СМИ, медиа, цифровая политика, канал политического продвижения, социальные сети, YouTube, TikTok, ВКонтакте.
CHOOSING A CHANNEL FOR POLITICAL PROMOTION IN THE ERA OF DIGITAL POLITICS
Fomina Arina Yurievna
Graduate, Bachelor, Department of Media Design and Information Technology, Institute "Higher School of Journalism and Mass Communications" St. Petersburg State University [email protected]
In the article, the author considers popular platforms for political communication, analyzes various modern methods of political promotion, and also evaluates the efficiency of such political interaction with the electorate, depending on the choice of promotion channel. The material talks about the importance of politicians being in the digital space, because today digital politics is inseparable from the real one. The research showed that due to the blocking of various Internet resources, social networks and the mass media, existing promotion channels will be transformed to new realities, and politicians will be forced to create new formats for interacting with the audience.
Key words: journalism, mass media, media, digital politics, political promotion channel, social networks, YouTube, TikTok, VKontakte.
Вопрос о выборе канала политического продвижения на сегодняшний день особо актуален. В нынешней реальности, когда происходит блокировка интернет-ресурсов, социальных сетей и СМИ, мы понимаем, что запрос на политическую коммуникацию не становится меньше, а наоборот возрастает. Социальные сети, как один из способов продвижения, выступают каналом между политиками и избирателями, появляется формат диалога, а это, в свою очередь, влияет и на ход предвыборных кампаний, агитацию, пропаганду идеологии партии и т.д. Можно сказать, что цифровая политика теперь неотделима от реальной, так как эти два вида
политической коммуникации с электоратом дополняют друг друга, а иногда первый формат может заменять второй. Поэтому политическим партиям необходимо присутствовать в ^^-пространстве, чтобы не терять связь с аудиторией, а также заявлять о себе.
Мы понимаем, что в текущей ситуации может быть несколько вариантов развития каналов продвижения. Первый - на смену одним способам продвижения придут другие. В этом случае, придется осваивать новые алгоритмы, заново набирать аудиторию на этих площадках или переводить с прошлых. Здесь можно отметить одно достоинство: в новом
канале продвижения политические силы, даже независимо от направленности и идеологии партии, уравнивают свои шансы на взаимодействие с аудиторией, так как новые модели коммуникации либо еще не созданы, либо не преобразованы из старых.
Второй вариант - это использование тех каналов, которые остались в разрешенном поле. В этом случае повышается трафик на этих площадках, формируется переизбыток информации. Это приведет к естественному отбору среди политических субъектов. Не каждый сможет выдержать конкурентную борьбу в цифровой политике, так как многие политики либо не делают ставку на digital-пространство, либо не понимают механизмы формирования медиаобраза в социальных сетях.
Третий вариант - это преобразование уже существующих каналов продвижения с учетом новых реалий. Здесь многое зависит не только от пользователей, но и от разработчиков. Они внедряют на свои платформы похожие инструменты и функции, которые прежде были на других площадках, ставших недоступными или ограниченными для пользователей России. С помощью этого на действующие каналы продвижения приходит аудитория, которая уже ушла с других площадок, но еще находится в поиске способа реализации своего контента. Например, сейчас так поступает социальная сеть «ВКонтакте». У них на платформе есть stories, контент в которых действителен 24 часа; также есть преобразованный рекламный кабинет, чтобы запускать таргетированную рекламу, в настоящее время функционал будет расширяться; еще одно нововведение, которое помогает в продвижении - VK Клипы, где можно выкладывать вертикальные видео. Эти инструменты были позаимствованы из социальной сети Instagram (на сегодняшний день компания Meta запрещена в России), которая официально не может функционировать в России, а также из платформы TikTok, которая временно приостановила свою деятельность в стране. Этот пример показывает нам, что уже известные и апробированные каналы продвижения подстраиваются под новую реальность и дают политическим силам возможность выстраивать коммуникацию с аудиторией, которая потеряла привычные способы потребления контента. Однако, по возрасту аудитория не всегда отличается в вышеперечисленных каналах продвижения (отличатся только из TikTok, там преимущественно молодежь), различия заключаются в способе подачи контента. В Instagram (на сегодняшний день компания Meta запрещена в России) и TikTok преобладал визуальный и аудио-визуальный контент, во «ВКонтакте» - текстовый формат.
Несмотря на то, что TikTok временно недоступен пользователям России для выкладывания видео и проведения прямых эфиров, он остается политическим каналом продвижения. Важно отметить, что в этой социальной сети сидела преимущественно молодая аудитория [10] (43% - аудитория 13-17 лет, 33% - аудитория 18-24), поэтому и контент должен был соответствовать запросам и интересам молодежи. Также важным инструментом этой площадки являлась возможность перевода аудитории на другие социальные сети или интернет-ресурсы, что актуально для политической коммуникации.
На наш взгляд, TikTok в последнее время являлся действенным способом политической пропаганды, поэтому его активно использовали политики и политические сообщества. В этой социальной сети был раздел «рекомендации», в который пытались попасть большинство пользователей. Если видеоролик «залетал», то становился популярным и чаще показывался другим пользователям. Получается, что контент из «рекомендаций» становился вирусным и создавал определенные эталоны для размышления и поведения, провоцируя людей на необходимые политикам смыслы и ассоциации. Также считает и М.В. Плотникова и описывает это в статье «Воздействующий потенциал дискурса «новых медиа» в молодежной среде (на примере социальной сети TikTok)»: «По нашему мнению, учитывая описанный принцип функционирования TikTok, именно страница рекомендаций делает данную платформу столь эффективным инструментом пропаганды в молодежной среде: пользователи стремятся попасть в рекомендации, следуя трендам сети, и вместе с тем многократно увеличивают потенциал влияния тренда; таким образом, субъективная модальность становится объективной - сеть формирует определенные поведенческие паттерны молодежи по принципу симуляции» [5]. Вирусные политически направленные ролики создавали определенную модель поведения, тем самым выполняя воздействующую функцию. На наш взгляд, подобные видео особенно влияли на молодых людей, так как у них, в силу возраста, не всегда есть устоявшаяся политическая позиция.
Часто политический контент в TikTok становится популярным. Примером этому могут служить видео, где политики танцуют под современную музыку [1], или видео, в которых политики пытаются использовать молодежные тренды [2] для политической коммуникации. Так проще попасть в «рекомендации» и продвигать дальше свою позицию новым сторонникам, которые подписываются на аккаунт из-за развлекательного контента.
Также одной из площадок для политического продвижения является YouTube. Эта платформа хороша тем, что на ней можно выкладывать разнообразный аудиовизуальный контент: от коротких агитационных роликов до больших аналитических материалов. Сегодня политики развивают разные форматы видеороликов для привлечения или удержания аудитории. Есть даже развлекательные политические программы и реалити-шоу. Здесь в пример можно привести первое в России политическое реалити-шоу «ДебатыКандидаты», которое выходило на YouTube-канале партии «Новые люди» [4]. Цифровая политика всё больше сливается с направленностью новых медиа. Пока что нельзя точно дать оценку этому явлению, так как область цифровой политики находится в развитии и, по нашему мнению, пока не достигла своего апогея. В ближайшие годы мы будем наблюдать серьезное преобразование политической медиасферы, даже несмотря на блокировки и закрытие СМИ. В будущем мы сможем увидеть большее количество разнообразных политических форматов.
YouTube выполняет пропагандистские функции для политиков, так как на этой платформе довольно легко продвигать свои идеи. Необходимо отметить, что на данной площадке размещаются разные политические силы: и провластные, и либеральные. Однако, в последнее время мы сталкиваемся с ситуацией, когда некоторые каналы блокируются руководством YouTube. К примеру, на видеохостинге теперь недоступны каналы российских СМИ, ориентированных на зарубежных пользователей, например, канал Russia Today (RT) и Sputnik [6]. 9 апреля 2022 года был заблокирован официальный YouTube-канал Государственной Думы РФ «Дума ТВ» [7], также блокируются каналы парламентских депутатов [8]. Это приводит к односторонней подаче информации, что усложняет для пользователей площадки критический анализ политической ситуации в стране и в мире. Эту ситуацию прокомментировала официальный представитель МИД России Мария Захарова [3]. Вероятно, подобные действия со стороны YouTube в будущем могут привести к блокировке платформы в стране. С другой стороны, подобное явление можно назвать подтверждением значимости видеохостинга YouTube как важного канала политического продвижения. Информационные войны за мнение и позицию избирателей - новый способ
политической коммуникации, который влияет на формирование политической картины мира.
Особое место занимают телеграм-каналы. На наш взгляд, это довольно популярная платформа для продвижения у разной аудитории. Этот вывод доказывает исследование [9] компании «Мегафон», проведенное в марте 2022 года. Компания анализировала мобильный интернет-трафик и использовала инструменты Big Data. Также в исследовании сообщается, что «Telegram стал не только инструментом общения, но одним из главных источников информационного контента» [9]. Telegram считается самой безопасной площадкой для общения из-за политики конфиденциальности, однако, здесь, в связи с этим, процветает большая вседозволенность в плане информации и ее подачи. По нашему мнению, этот мессенджер проявит себя с другой стороны в ближайшее время: из-за блокировки других интернет-ресурсов многие перекочуют сюда. В политической коммуникации телеграм-каналы выполняют свои функции: информируют, агитируют, преподносят свою идеологию и способ восприятия политической реальности, призывают к политической активности.
Важно заметить, что цифровые платформы для продвижения не ограничены в тайминге для транслирования информации. Политики сами выбирают, какое количество контента предоставлять. Даже в TikTok, несмотря на ограничение видеороликов по времени, можно загружать неисчисляемое количество материалов. В этом случае тайминг не будет иметь значения.
Подводя итог, можно сказать, что сегодня существует довольно большое количество каналов политического продвижения. Несмотря на блокировки и запреты, политики находят новые пути информирования, новые способы привлечения аудитории. Во времена сложных политических ситуаций на плаву в digital-пространстве остаются только самые выносливые и те, кто может и готов приспосабливаться под новые реалии. Сейчас, в эпоху цифровой политики, часто происходит обмен ролями между избирателями (то есть потребителями контента) и политическими субъектами: теперь политикам нужно подстраиваться под аудиторию и выстраивать коммуникацию на ее языке и на комфортном для нее информационном ресурсе. А избиратели, в свою очередь, сами диктуют тренды и создают новые форматы диалога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Видео с В.В. Жириновским. Т'кТок-канал заместителя руководителя молодежной организации ЛДПР Александра Устинова «depustinow1». 30.12.2021. https://vt.tiktok.com/ZSdupGSeP/?k=1 (дата обращения 10.05.2022)
2. Видео с Ф.С. Тумусовым. TikTok-канал депутата Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» Федота Тумусова «fedot_tumusov». 13.05.2021 URL: https: / /vt.ti ktok. com/ZSdupa4Hk/?k= 1 (дата обращения 10.05.2022)
3. Захарова заявила, что YouTube «подписал себе приговор». РБК. Электронный ресурс. 09.04.2022. URL: https://www.rbc.ru/politics/09/04/2022/625143379a79470b91075e04 (дата обращения 10.05.2022)
4. Первое в России политическое реалити-шоу «ДебатыКандидаты». YouTube-канал партии «Новые люди». URL: https://www.youtube.com/watchiV=lzZVc0Ezl-A&list=PLhDNXTi7NLZOlOWtwuANqhaZ8WzLlmCmV (дата обращения 29.04.2022)
5. Плотникова М.В. Воздействующий потенциал дискурса «новых медиа» в молодежной среде (на примере социальной сети TikTok) // Вопросы управления. - 2021. - №2(69). - С. 16-30.
6. Google заблокировал каналы RT и Sputnik в Европе. Интерфакс. Электронный ресурс. 01.03.2022. URL: https://www.interfax.ru/world/825395 (дата обращения 10.05.2022)
7. Google заблокировал YouTube-канал «Дума ТВ». Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Электронный ресурс. 09.04.2022. URL: http://duma.gov.ru/news/54023/ (дата обращения 10.05.2022)
8. Google приступил к блокировке аккаунтов депутатов Госдумы. Ведомости. Электронный ресурс. 08.05.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2022/05/08/921338-google-pristupil (дата обращения 10.05.2022)
9. Telegram стал самым популярным мессенджером в России. Сайт компании «Мегафон». Электронный ресурс. 21.03.2022. URL: https://corp.megafon.ru/press/news/federalnye_novosti/20220321-1047.html (дата обращения 12.05.2022)
10. TikTok в цифрах: 15 главных фактов для маркетолога и блогера. Онлайн-сервис аналитики и статистики контента сообществ в социальных сетях «Popsters». 09.09.2021. URL: https://popsters.ru/blog/post/tiktok-v-cifrah (дата обращения 07.06.2022)