Научная статья на тему 'ВЫБОР И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ВЫБОР И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / УЧАСТНИКИ РЫНКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НИОКР / ТАКТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рухмалева Анастасия Евгеньевна, Варфоломеева Вера Александровна

В статье проанализирована инновационная стратегия на предприятии, рассмотрены особенности выбора и внедрения инновационной стратегии, выявлены основные критерии отбора, учтены различные факторы, такие как конкуренция, спрос на рынке, обозначены теоретические аспекты и понятие инновационной стратегии, обобщены последние тенденции. Авторы приходят к выводу, что для реализации инновационной стратегии необходимо учесть финансовую нагрузку, высокую квалификацию административно-управленческого состава фирмы, наличие позитивных прогнозов развития страны и отрасли в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION AND IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE STRATEGY AT THE ENTERPRISE

The article analyzes the innovation strategy at the enterprise, considers the features of choosing and implementing an innovation strategy, identifies the main selection criteria, takes into account various factors such as competition, market demand, identifies theoretical aspects and the concept of innovation strategy, and summarizes the latest trends. The authors come to the conclusion that in order to implement an innovative strategy, it is necessary to take into account the financial burden, the high qualifications of the administrative and managerial staff of the company, and the presence of positive forecasts for the development of the country and the industry as a whole.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_12_76 УДК 330.34

ВЫБОР И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Рухмалева Анастасия Евгеньевна,

студент кафедры экономики высокотехнологичных производств, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия, е-mail: aruhmaleva@mail.ru

Варфоломеева Вера Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики высокотехнологичных производств, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия, е-mail: varfvera@yandex.ru

В статье проанализирована инновационная стратегия на предприятии, рассмотрены особенности выбора и внедрения инновационной стратегии, выявлены основные критерии отбора, учтены различные факторы, такие как конкуренция, спрос на рынке, обозначены теоретические аспекты и понятие инновационной стратегии, обобщены последние тенденции. Авторы приходят к выводу, что для реализации инновационной стратегии необходимо учесть финансовую нагрузку, высокую квалификацию административно-управленческого состава фирмы, наличие позитивных прогнозов развития страны и отрасли в целом.

Ключевые слова: инновационная стратегия; участники рынка; предприятие; развитие; инновационная деятельность; НИОКР; тактика.

UDC 330.34

SELECTION AND IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE STRATEGY

AT THE ENTERPRISE

Rukhmaleva Anastasia Evgenievna,

student of the Department of Economics of High-Technological Production, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, е-mail: aruhmaleva@mail.ru

Varfolomeeva Vera Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of High-Technological Production, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, e-mail: varfvera@yandex.ru

The article analyzes the innovation strategy at the enterprise, considers the features of choosing and implementing an innovation strategy, identifies the main selection criteria, takes into account various factors such as competition, market demand, identifies theoretical aspects and the concept of innovation strategy, and summarizes the latest trends. The authors come to the conclusion that in order to implement an innovative strategy, it is necessary to take into account the financial burden, the high qualifications of the administrative and managerial staff of the company, and the presence of positive forecasts for the development of the country and the industry as a whole.

Keywords: innovation strategy; market participants; company; development; innovative activity; R&D; tactics.

В связи с постоянно развивающейся и воз -растающей конкуренцией многие предприятия пытаются оторваться от конкурентов в своей области. Решающее и главное значение в этом вопросе играет инновационная стратегия предприятия, что является важнейшим фактором конкурентоспособности и выживания на рынке.

Следовать последним трендам, быть в курсе новшеств конкурентов, продлевать «жизнь» предприятию позволяет внедрение инновационной стратегии. Научные исследования показывают, что проблемы создания, выбора и внедрения инновационной стратегии на предприятии остаются актуальными и требуют достаточного исследования специалистами [8, с. 255].

Так, можно уделить особое внимание изучению организаций, которые занимаются инновационной деятельностью или вопросу выбора стратегии инновационного развития. На сегодняшний день задачи проведения инновационной деятельности, ее выбор и внедрение на предприятии остаются актуальными [5, с. 111].

Цель статьи - осветить структуру, сущность, виды и методы инновационной стратегии развития, основные функции ее главных видов, факторы внедрения инновационной стратегии на предприятии. Проанализировать стратегии развития и создать рекомендации по аргументации наилучшего варианта стратегии с помощью научных статей на эту тему, литературы по инновационной стратегии и других источников информации.

Различные бизнес-проекты могут включать в себя инновационные инвестиционные стартапы, представляющие большой риск для компании и являющиеся новым предметом для управляющего состава предприятия. Вкладывать деньги в такие проекты крайне рискованно, на это могут решиться только предприниматели, тщательно взвешивающие свои риски и осознающие их.

Управление потоками крупных изменений, связанных с корпоративной реструктуризацией, требует сочетания принятия стратегических решений и решения финансовых, научно-технических и маркетинговых вопросов для стабилизации повседневной работы производственного процесса. Для инновационной стратегии необходимо множество факторов: определение задач, стратегиче-

ских целей, финансовых источников, денежных средств, условия управления организацией [9].

Чтобы достичь поставленных целей, нужно грамотно взвешивать риски и уметь справляться с ними, ведь использование новой тактики может привести к непредсказуемым результатам, что еще больше подтверждает неизвестность правильности использования той или иной тактики для следования стратегии компании [3, с. 399]. В каждом новом инновационном проекте заложено определенное новшество для решения вопросов потребителей в различных сферах жизни для товаров, работ или услуг. Наилучшим способом реализации проекта является анализ, выбор и рациональное, взвешенное использование ресурсов.

Существуют различные инновационные стратегии, различающиеся целью, вектором использования, методом применения. Инновационная стратегия основывается на множестве тактик: наступательной, оборонительной, поглощающей, имитационной и других [4, с. 2620]. В зависимости от приведенных тактик различают шесть основных разновидностей инновационных стратегий [6, с. 1517]:

1. Оборонительная, защитная. Ее главная задача и цель - снизить риски. В основе лежат уже проверенные, раннее использованные проекты. Инновации данного типа характеризуются достаточно скромными издержками производства, именно поэтому этому способу отдают предпочтение средние и малые предприятия, которые занимают усредненную позицию на рынке, они далеко не ведущие в позициях среди своих конкурентов, запас ресурсов у них ограничен. Эти фирмы устремлены на конкретную область рынка, пытаются сохранить свое положение. У таких организаций скрыт огромный потенциал для инновационных введений в своей сфере деятельности.

2. Наступательный способ инновационной стратегии. Он базируется на личном выведении качественно новых способов прогресса и развития. Этот способ позволяет сконцентрировать ресурсы и направить их на выпуск нужного вида товаров. Однако благодаря ему нужно достаточное количество материальных ресурсов, чтобы с его помощью достичь желаемого результата. В таком типе тактики

важно увидеть и оценить необходимые ресурсы, заметить потенциал в высококвалифицированных дальновидных сотрудниках, придумать и реализовать инновации. Наступательный способ инновационной политики связан с высоким уровнем риска, компенсирует это высокая эффективность. Такой метод обычно выбирают большие предприятия-лидеры в своей отрасли, однако и некоторые маленькие фирмы останавливают свой выбор на нем, готовые жертвовать своей деятельностью в случае неудачи проекта.

3. Промежуточная инновационная стратегия. Эта стратегия пользуется спросом среди компаний, пытающихся сохранить свои лидирующие позиции среди конкурентов. Используя этот метод, предприятие отказывается от соперничества с компаниями-гигантами в производстве некоторых типов товаров. Клиенты этих компаний обладают специфическим вкусом и спросом на добротные, высококачественные товары, поэтому предприятия направляют свою инновационную деятельность на удовлетворение таких потребностей покупателей и на изучение их предпочтений. Но у малых и средних компаний есть преимущества - огромный размах производства фирм-гигантов не всегда помогает чутко и молниеносно реагировать на спрос и желания покупателей.

4. Разбойничья инновационная стратегия. Для предприятий, выбирающих эту стратегию, принципиально важны инновационные разработки, заметно различающиеся от ныне действующих видов товаров, работ

или услуг. Ничего криминального, кроме названия, этот метод в себе не несет, однако эта стратегия ведет к обвалу рынка действующих товаров, вымещению производителей с их ниши. Например, с появлением смартфонов отпала необходимость пользоваться проводными телефонами. Эту тактику любят маленькие фирмы, решившие принципиально сменить сферу деятельности с целью покорения нового пространства рынка.

5. Имитационная инновационная стратегия. Эта стратегия используется в компаниях с устоявшейся культурой и традициями производства товаров. «Имитационная инновационная стратегия» предполагает изменение, улучшение и внедрение других, ранее известных, инноваций. Эта стратегия имеет ряд преимуществ: возможность улучшить уже существующие идеи, не тратить время на придумывание новых стратегий, лидерское и рыночное преимущество перед другими участниками рынка.

6. Поглощающая стратегия инновационного развития. Она базируется на разработках научных сообществ, различных предприятий. Если у организации нет средств на научные исследования для дальнейшего внедрения инновационных стратегий, она обращается к научным разработкам и исследованиям. Фирмы могут «заимствовать» разработки не из своего круга новаторских идей.

Основные функции видов инновационных стратегий можно для наглядности представить в виде табл. 1 [2, с. 1294].

Вид инновационной стратегии Функция инновационной стратегии

Оборонительная инновационная стратегия Предприятие пытается минимизировать возможные проблемы и риски, после производства продукции с инновационными интеграциями фирмы пытаются поддерживать выпуск новых товаров в течение длительного периода

Наступательная инновационная стратегия Анализ потенциальной инновационной стратегии - отличительная функция наступательной инновационной стратегии. Риски велики. Есть прогноз на повышение эффективности функционирования предприятия после введения инноваций

Промежуточная инновационная стратегия Предприятия вычисляют неуспешные и непопулярные сегменты конкурентов, заполняют рынок своими инновационными разработками на пустующих нишах

Разбойничья инновационная стратегия Повышение полезного использования действующего продукта путем инновационных стратегий - функция разбойничьей инновационной стратегии. Если конкурент преуспел в научных разработках, предприятие «вдохновится» его идеями и воплотит их на своем производстве

Имитационная инновационная стратегия Улучшить существующий продукт с помощью инновации - функция имитационной инновационной стратегии. Предприятие может повторить успех фирмы - инициатора инновационной идеи, даже вследствие собственных улучшений выйти в преимущество

Таблица 1 - Функции видов инновационной стратегии

Поглощающая инновационная стратегия

Достать инновацию любой ценой - функция поглощающей инновационной стратегии. Предприятие генерирует свои идеи инноваций, если они в дефиците, заимствует их от сторонних организаций. Впоследствии они могут быть перепроданы другим компаниям

Можно выделить несколько критериев для выбора, внедрения и обоснования инновационной стратегии на предприятии [7, с. 455].

Во-первых, это анализ окружающей среды. Это отправная исходная точка для заложения основ инновационной стратегии предприятия. С помощью анализа можно обнаружить возможности и угрозы, преимущества и недостатки в экономической обстанов -ке. Для успешного внедрения инновационной стратегии на предприятии нужен детальный анализ нынешнего состояния экономики, перспектив изменений, которые могут быть вызваны введением инноваций. Стоит отметить, что в экономически-хозяйственные резервы относят продукто-технологические инновации, являющиеся фактором повышения эффективности хозяйственно-экономической деятельности. Инновации помогают повысить уровень конкурентоспособности благодаря тщательному изучению интересующих инноваций, предложению рынку принципиально новых товаров, работ или услуг.

Во-вторых, анализ внутренней среды. Можно сказать, что это проведение SWOT-анализа предприятия: нужно определить слабые, сильные стороны, возможности и угрозы для фирмы. Как правило, приоритетными областями для анализа являются: маркетинг, производство, бухгалтерия, человеческий капитал, администрация, научные исследования. С точки зрения введения инноваций нужно тщательно проанализировать фирму на предмет научных разработок, ее научного потенциала, внедрения нововведений в сфере улучшения, выбора и внедрения стратегии инновационного технологического развития. Эта информация позволит на этапе плана развития вычеркнуть альтернативы, не имеющие опыта или с неразвитой инфраструктурой.

В-третьих, продумывание стратегий. Здесь производится анализ хозяйственной деятельности предприятия для вложений средств в прибыльные и потенциально развивающиеся направления, исключение трат на неэффективные, незарекомендовавшие себя проекты. Предприятию нужно эконо-

мически просчитать все возможные варианты подходящих стратегий и разработать альтернативу, соразмерить затраты. Важны типы, размеры инноваций, решение для компании - лучше внедрить качественно новые инновации или улучшенные версии уже существующих вариантов. В зависимости от ответов на эти вопросы нужны различные средства и типы инновационной поддержки.

В-четвертых, разработка планов СБЕ, то есть стратегических бизнес-единиц. Здесь составляется план для всех отделов предприятия, изучение выбранных стратегий на вопрос сроков, ресурсов, исполнителей. Нужна детальная пофункциональная оценка разработанных стратегий для избегания неопределенного результата от нововведенной стратегии. Самое важное для этого этапа -сделать инновационную стратегию высокоэффективной и снизить затраты.

В-пятых, бюджетирование. Важно оценить инновационно-стратегический потенциал предприятия в разрезе обеспечения ресурсами эффективно функционирующей стратегии и инновационной деятельности.

В-шестых, цикличность. Факторы, методы выбора, внедрение инновационной стратегии объединяют стратегический менеджмент в единый цикл. Следует обращать внимание на оценку и анализ реализованных технологических стратегий. Нужно учитывать ошибки прошлых инновационных стратегий для разработки более усовершенствованной модели инновационной стратегии на предприятии.

Приведенные выше этапы можно считать наиболее значимыми с точки зрения инновационного развития предприятия [1, с. 51].

Таким образом, для эффективного, успеш -ного функционирования предприятия необходимо комбинировать типы инновационных стратегий на предприятии. Помимо этого, следует учесть финансовую нагрузку для реализации инновационной стратегии, высокую квалификацию административно-управленческого состава фирмы, наличие позитивных прогнозов развития страны и отрасли в целом.

Внедрение инновационной стратегии на предприятии сопровождается рисками, однако может способствовать повышению конкурентоспособности фирмы, финансовых

показателей и т.д. Инновационная стратегия - ключ к действиям для достижения стра -тегических целей предприятия.

Список литературы_

1. Акчулпанов Ю. К. Разработка методического инструментария оценки инновационной компоненты региональной экономики // Российское предпринимательство. 2014. Т. 15. № 16. С. 49-57.

2. Берг Т. И., Демченко С. К., Шаров В. С. Оценка влияния потребления на формирование и развитие экономики инновационного типа: кейнсианский подход // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 2. С. 1293-1306.

3. Богомолова И. П., Кривенко Е. И., Стряпчих Е. С., Шевалдова Т.В. Инновационное развитие как эффективная стратегия организации // Вестник ВГУИТ. 2018. Т. 80. № 1. С. 398-412.

4. Дрок Т. Е. Методический подход к разработке инновационной стратегии развития малого предприятия // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 16. С. 2619-2634.

5. Ломакин А. Ю. Инновационный потенциал как основа стратегии развития организации // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, июнь 2013 г. СПб.: Реноме, 2013. С. 111-114.

6. Пищулин В. Н. Региональный кадровый потенциал как базовый фактор развития инновационной экономики // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 4. С. 1515-1524.

7. Туменова С. А., Жерукова А. Б. Вопросы обеспечения конкурентоспособности экономических систем в инновационной экономике // Вопросы инновационной экономики. 2018. Т. 8. № 3. С. 453-464.

8. Яшин С. Н., Кошелев Е. В., Купцов А. В. Разработка и финансовое обеспечение инновационной стратегии предприятия : учеб. пособие; НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Н. Новгород, 2012. 313 с.

9. Harvard Business Review / You-need-an-innovation-strategy. URL: https://hbr.org/2015/06/you-need-an-innovation-strategy (дата обращения: 05.10.2022).

References_

1. Akchulpanov Yu.K. Development of methodological tools for assessing the innovative component of the regional economy. Russian entrepreneurship. 2014. Vol. 15. No. 16. Pp. 49-57.

2. Berg T.I., Demchenko S.K., Sharov V.S. Assessment of the impact of consumption on the formation and development of an innovation-type economy: a Keynesian approach. Economic relations. 2019. Vol. 9. No. 2. Pp. 1293-1306.

3. Bogomolova I.P., Krivenko E.I., Stryapchikh E.S., Shevaldova T.V. Innovative development as an effective strategy of the organization. Vestnik VSUIT. 2018. Vol. 80. No. 1. Pp. 398-412.

4. Drok I.E. A methodological approach to the development of an innovative strategy for the development of a small enterprise. Russian entrepreneurship. 2015. Vol. 16. No. 16. Pp. 2619-2634.

5. Lomakin A.Yu. Innovative potential as the basis of an organization's development strategy. Problems and prospects of economics and management: Materials of the Second International Scientific Conference, St. Petersburg, June 2013 St. Petersburg: Renome, 2013. Pp. 111-114.

6. Pishchulin V.N. Regional human resource potential as a basic factor in the development of innovative economy. Issues of innovative economy. 2019. Vol. 9. No. 4. Pp. 1515-1524.

7. Tumenova S.A., Zherukova A.B. Issues of ensuring competitiveness of economic systems in innovative economy. Issues of innovative economy. 2018. Vol. 8. No. 3. Pp. 453-464.

8. Yashin S.N., Koshelev E.V., Kuptsov A.V. Development and financial support of the innovative strategy of the enterprise: textbook. manual; NSTU named after R.E. Alekseev. N. Novgorod, 2012. 313 p.

9. Harvard Business Review/ You need an innovative strategy. URL: https://hbr.org/2015/06/you-need-an-innovation-strategy (accessed: 05.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.