Научная статья на тему 'Выбор экзистенциальной логики жизни в молодости, зрелости и старости'

Выбор экзистенциальной логики жизни в молодости, зрелости и старости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1446
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЛОГИКА ЖИЗНИ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / EXISTENTIAL LIFE LOGIC / WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сапогова Елена Евгеньевна, Чадаева Кира Дмитриевна

Анализ частоты выбора респондентами экзистенциальных логик жизни в зависимости от возраста испытуемых показал, что возможно выделить преимущественную экзистенциальную логику, которой руководствуются люди молодого, зрелого и пожилого возрастов, а также ту логику, которая преимущественно ими отрицается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE OF EXISTENTIAL LIFE LOGICS AT YOUNG, ADULT AND OLD AGES

The analysis of the frequency of existential life logic selection depending on a respondents ’ age showed that it is possible to distinguish both the prevailing existential logic used as a guide by people of young, adult and old age and the life logic they often deny.

Текст научной работы на тему «Выбор экзистенциальной логики жизни в молодости, зрелости и старости»

CHARACTERISTICS OF PERSONAL VALUE AND SEMANTIC SPHERE AND

COPING STRATEGIES.

N.R. Salikhova, M. V. Klementyeva

The authors present the results of theoretical and empirical study of correlation between the intensional and dynamic characteristics of individual value and semantic sphere with copings. The results of the study show the predominant correlations of coping strategies and affiliative values. No correlation was found between the value realizability mechanism and copings.

Key words: personal value, value realizability, value barrier, coping behavior, coping strategies.

Salikhova Nailya Rustamovna, Doctor of Psychological Sciences, Professor, nsali-hov@yandex.ru, Russia, Kazan, Kazan Federal University,

Klementyeva Maria Victorovna, fifth-year student of Psychology and Education Institute, KFU, specialty "Psychology", kleme-mariya@yandex.ru, Russia, Kazan, Kazan Federal University .

УДК 159.9

ВЫБОР ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ ЖИЗНИ В МОЛОДОСТИ, ЗРЕЛОСТИ И СТАРОСТИ

Е.Е. Сапогова, К.Д. Чадаева

Анализ частоты выбора респондентами экзистенциальных логик жизни в зависимости от возраста испытуемых показал, что возможно выделить преимущественную экзистенциальную логику, которой руководствуются люди молодого, зрелого и пожилого возрастов, а также ту логику, которая преимущественно ими отрицается.

Ключевые слова: экзистенциальная логика жизни, жизненный путь.

Структура и содержание образа индивидуального будущего, механизм его возникновения и стратегии его развития детерминированы совокупностью факторов, в которые входят как историко-культурные, так и возрастные аспекты. Образ будущего как некий социальный проект, ожидание желательной или нежелательной, но вероятной перспективы может служить одним из существенных параметров для характеристики порождающей его социальной реальности. Изучение стратегий поведения позволяет понять, насколько оправдывает человек тот образ жизни, который ведет, и желает ли его изменения или стагнации в будущем.

Е.Е. Сапоговой выделены семь возможных вариантов персональных экзистенциальных логик, каждая из которых отражает определенную «принятую субъектом внутреннюю логику организации его жизни, выведенные им для себя принципы поведения и деятельности как распорядителя и автора собственного жизненного ресурса» [2, с. 42]. Мы предположили, что существуют возрастные различия в выборе или отрицании той или

иной жизненной логики, т. е. в определенном возрасте может быть предпочитаемая логика, отражающая характеристики, личные цели и социальные задачи возраста.

Методика

Для анализа экзистенциальных логик жизни (ЭЛЖ) нами была разработана методика «Русский фольклор» (Е.Е. Сапогова, К.Д. Чадаева) [3]. Поскольку русский фольклор является неотъемлемой частью социального и языкового опыта человека, которые формируют своеобразные представления человека о себе и о мире, то в соответствии с содержанием каждой из «логик жизни» были тщательно подобраны русские пословицы. Всего было собрано 35 пословиц: по 5 для характеристики каждой из семи «логик жизни». Каждая пословица раскрывает содержание соответствующей ей логики. Испытуемому предлагается выбрать с помощью четырехбалльной шкалы, в какой степени в своей жизни он руководствуется теми принципами жизни, смысл которых заложен в пословицах, какие из пословиц характеризуют именно его образ жизни.

Обработка результатов производится в соответствии с ключом. Баллы по каждой ЭЛЖ суммируются. Их максимальные значения в пределах одной ЭЛЖ могут колебаться от -10 до +10.

Количественные уровни могут иметь следующие значения: от -10 до -6 - абсолютное отрицание (АО), от -5 до -2 - отрицание (О),

от -1 через 0 до +1 - нейтральное отношение (НО),

от +2 до +5 - принятие (П),

от +6 до +10 - абсолютное принятие (АП).

Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

Выборка. С помощью данной методики нами были обследованы 44 респондента. Выборка была ранжирована на 3 группы. Первая группа -молодые люди от 18 до 29 лет (N=15). Вторая группа - взрослые люди от 30 до 59 лет (N=15). И третья группа - пожилые люди от 60 лет (N=14). В выборку вошли люди разного пола, с разным уровнем образования.

Далее по результатам исследований нами проводилось сравнение возрастных групп, т. е. можно выделить преимущественную ЭЛЖ, которой руководствуются люди одного возраста, а также ту логику, которая преимущественно ими отрицается.

Статистическую обработку данных мы проводили с помощью пакета статистических программ SPSSv.21 с модулем AMOS.

Анализ результатов Результаты обследования респондентов разных возрастов по методике «Русский фольклор» представлены в таблице. Были обнаружены значимые различия между группами.

Результаты выбора экзистенциальной логики жизни в молодости, зрелости, старости

Молодые (18-29 лет)

Взрослые (30-59 лет)

Пожилые (от 60 лет)

Функционально-гомеостатическая жизнь «Живу, удовлетворяя свои потребности»

Индуцированно-императивная жизнь «Живу так, потому что жизнь заставила»

Стереотипно-нормативная жизнь «Живу так, как принято»

Хронотопическая

жизнь «Живу так, потому что сейчас все так живут»

Осмысленная жизнь «Живу, делая то, что для меня действительно важно»

Вероятностно-возможностная

жизнь «Почему бы не попробовать жить так»

Холистическая жизнь «Живу так, потому что так устроен мир»

Для описания результатов исследования в таблице и интерпретации полученных данных были использованы следующие условные обозначения:

— абсолютное отрицание (АО) 1—1 отрицание (О)

нейтральное отношение (НО)

_ принятие (П)

П абсолютное принятие (АП)

Перейдем к анализу результатов различий во всех возрастных группах по данным показателям в рамках каждой из экзистенциальных логик.

Функционально-гомеостатическая жизнь («Живу, удовлетворяя свои потребности»): «человек сводит жизнь по преимуществу к распознаванию своих потребностей и "сканированию" реальности на предмет их объективации и удовлетворения» [2, с. 43]. Из таблицы видим, что в каждом возрасте с небольшими отличиями в количественных показателях есть те, кто согласен с логикой функционально-гомеостатической жизни, есть те, кто нейтрально относится, и те, кто ее отрицает. Это наводит нас на мысль о том, что возрастные особенности не играют значительной роли в выборе подобной стратегии для своей жизни. Скорее, здесь определяют поведение некие характерологические особенности человека и особенности его социального опыта и воспитания. Необходимо отметить следующие тенденции: доля принятия ЭЛЖ функционально-гомеостатической жизни выше у молодежи (9,1 % - АП, 36,4 % - П), по сравнению с возрастами взрослости (26,7 % - П) и старости (33,3 % - П), что и понятно, ведь молодые люди пока живут «в свое удовольствие», они только в поисках профессиональной деятельности, в поисках партнера, детей обычно еще нет. К тому же они выросли на девизе «бери от жизни все». Количество респондентов, отрицающих логику функционально-гомеостатической жизни, увеличивается с возрастом и достигает 44,4 % к старости. Взрослые и пожилые люди в большей степени ответственны за близких, ведь в их задачи возраста входят забота, передача опыта молодому поколению, поэтому среди них увеличивается количество человек, которые считают, что жить нужно не только для себя.

Индуцированно-императивная жизнь («Живу так, потому что жизнь заставила»): «человек делает нечто и «жертвует» этому жизнь, поскольку для этого был или есть сильный стимул, индуцирующий, вменяющий определенное поведение и действия, фактически, ограничивающий возможность личного выбора» [2, с. 43-44]. В пределах ЭЛЖ индуциро-ванно-императивной жизни в таблице четко прослеживается тенденция уменьшения отрицательных оценок данного подхода к жизни с возрастом. Т. е. в молодости мы наблюдаем высокую степень отрицания (18,2 % - АО,

27,3 % - О), в зрелом возрасте показатели распределяются следующим образом: 6,7 % - АО, 20 % - О, - а к старости степень АО снижается до 11,1 % и значительно увеличивается доля НО (55,6 %). Это в значительной мере демонстрирует «юношеский максимализм», когда молодые люди со всей своей пылкой верой в «светлое будущее» отрицают, что нечто извне может повлиять на их жизнь, они уверены, что сами управляют своей судьбой и вся жизнь у них еще впереди и ничто не может их заставить «охладить пыл». С возрастом эти представления изменяются, углы сглаживаются, люди зрелые и пожилые набираются опыта и уже терпимее относятся ко всему и к логике данной жизни тоже. Процент принятия инду-цированно-императивной жизни значительно выше среди зрелых людей (53,3 %), по сравнению с молодыми (36,4 %) и стариками (33,3 %). Часто подведение итогов в зрелости приводит к тому, что многое в жизни сложилось не так, как хотелось бы, и некоторые люди вместо того, чтобы принять ответственность за свои прошлые решения начинают успокаивать себя тем, что выхода, в общем-то, и не было.

Стереотипно-нормативная жизнь («Живу так, как принято»). «человек "плывёт по течению" - не выходит своей жизнью за границы воспроизведения "классических" схем и стереотипов. Системообразующая смысловая единица - "следовать заданному образцу"» [2, с. 45]. Из таблицы очевидно увеличение почти в три раза оценок абсолютного принятия от молодости (9,1 % - АП, 27,3 % - П) к зрелости (26,7 % - АП, 33,3 % - П) и сохранение их на таком уровне до старости (33,3 % - АП, 33,3 % - П). Происходит это за счет сокращения нейтральных показателей до нуля. С возрастом снижается насыщенность событиями жизни человека, степень его поведенческой активности, поэтому этот удобный экономичный способ жизни кажется привлекательным, он дает свои плоды при минимальных энергетических затратах.

Хронотопическая жизнь («Живу так, потому что сейчас все так живут»): «следование клише и шаблонам текущего хронотопа, формирующимся в нём социальным нормативам, образцам и ожиданиям. Системообразующая смысловая единица - "быть как все сейчас"» [2, с. 46]. Интересную закономерность мы наблюдаем в таблице в рамках ЭЛЖ хро-нотопической жизни: заметное снижение частоты принятия данного способа жизни вплоть до полного исчезновения к старости; вместе с тем, резкое увеличение числа несогласных с данной логикой. Итак, в молодости (36,3 % - П) люди обычно следят за модой, интернет-новинками, им это необходимо в силу возраста, зачастую помогает в поисках партнера, помогает выстроить отношения в профессиональной сфере, так как там необходим новаторский подход и всегда требуются современные люди. К зрелому возрасту принятие снижается до 13,3 % наряду с ростом отрицания (20 % - АО, 33,3 % - О), потому что в этом возрасте уже не хочется «быть как все», хочется счастья и удовлетворенности от того, что у тебя уже есть; и

новый телефон может только отвлечь, но не заменить необходимые отношения. В старости стремление жить так, «потому что сейчас все так живут», полностью заменяется отрицанием (0 % - П, 33,3 % - АО, 44,4 % -О). Пожилые люди в своей молодости жили в другую эпоху, без технических новинок, сознание к старости становится достаточно ригидным и овладение новшествами современных технологий затруднено. Многие считают, что ими даже и не нужно пользоваться, хотя эти изобретения значительно снижают физическую нагрузку на человека. Тем более что все это дорогостоящие новинки, и многие пенсионеры без помощи близких не могут себе этого «позволить».

Осмысленная жизнь («Живу, делая то, что для меня действительно важно»), «человек ставит хорошо продуманные, ориентированные на себя и обоснованные цели, следует выбранным принципам, действует определенным образом, поскольку связывает со всем этим некие значимые последствия в индивидуально выстраиваемой системе отношений "Я -Мир". Системообразующая смысловая единица - "следовать тому, что считаю значимым"» [2, с. 47]. Результаты обследования (таблица) показывают высокий уровень принятия осмысленной жизни среди молодежи (63,3 %). Мы предполагаем, что данное обстоятельство демонстрирует нам те особенности социально-исторической эпохи, в которой они выросли. Если пожилые люди жили во время войны или восстановления страны после разрушительной войны, у них не было времени и возможности думать о том, «что для меня действительно важно», надо было выживать и «поднимать страну». Люди зрелого возраста в «лихие 90-е» пытались наладить быт и «поднять детей». Теперь у молодежи благодаря стараниям их родителей и прародителей сейчас появилась возможность ставить перед собой интересные цели, реализовывать свои планы, следовать тому, что значимо для самой личности, идти вперед в своем развитии, не оглядываясь на мнение большинства. Также велик процент принятия ЭЛЖ осмысленной жизни среди взрослых людей (33,3 % - АП, 40 % - П). Принятие ответственности, самореализация, «генеративность» как раз являются основными задачами зрелого возраста, что позволяет зрелым людям двигаться в направлении достижения собственных целей и смыслов. Резкое снижение согласия с ЭЛЖ осмысленной жизни для стариков (11,1 % - АП, 22,2 % -П) связано с ограничением профессиональной деятельности, спадом социального функционирования, с состоянием здоровья, т. е. со всем комплексом. Ведущими становятся телесные потребности, они зачастую становятся «самыми важными» для человека, затмевая собой следование целям и принципам. Хотя некоторые молодые, да и взрослые люди говорят: «Выйду на пенсию, у меня будет много времени, я смогу заниматься тем, чем действительно хочу», - на деле это оказывается совсем не так, и результаты исследования подтверждают это. Уровень отрицания осмысленной жизни малозначительно изменяется от возраста к возрасту, являясь след-

ствием характерологических особенностей и особенностей социализации респондентов.

Вероятностно-возможностная жизнь («Почему бы не попробовать жить так?»): «человек демонстрирует постоянные индивидуальные уклонения от нормативного и одобряемого социумом построения жизненного пути в пользу обретения нового опыта, открытия неизвестных ранее жизненных возможностей, экзистенциальных "прорывов". Системообразующая смысловая единица - "искать иное, становиться иным"» [2, с. 48]. Описание человека, выбирающего способом жизни вероятностно-возможностную жизнь: «Его мало беспокоят достижения прошлого этапа жизни или возможные будущие риски, он всё время движется вперёд, в неизведанное» [2, с. 48], - как нельзя лучше характеризует молодых людей. Вот почему 18,2 % абсолютно принимают, а 36,4 % принимают данную логику, и среди наших респондентов не нашлось молодых людей, которые отрицают данную логику в принципе. Молодые люди зачастую стремятся совершить переворот, попробовать новые пути решения старых проблем, у них еще свежий взгляд и много времени на то, чтобы испробовать все, найти «себя» в чем-то новом. У зрелых людей доля принятия данной логики еще больше: (40 % - АП, 26,7% - П). Что не удивительно, поскольку люди взрослые переосмысливают свое место в социуме, в мире и стремятся достичь равновесия и удовлетворенности, то это «их последний шанс» найти новые способы приложения себя и ощутить полноту индивидуального бытия. Вероятнее всего, это люди амбициозные с претензиями на более высокий статус, социальное и материальное положение.

В пределах ЭЛЖ вероятностно-возможностной жизни четко прослеживается тенденция увеличения степени негативного отношения к ней с возрастом. Видимо, некоторые взрослые считают, что «риск - благородное дело», но это удел молодых, да и к тому же уже есть что терять. А «искать иное и становится иным» в старости уже нет сил и возможности. В условиях нашей действительности сложно представить себе бабушку семидесяти лет, которая поедет в Лас-Вегас ставить на «зеро» вместо того, чтобы выращивать огурцы на даче или помогать своим детям по хозяйству, или нянчить правнуков.

Из таблицы видно, что для людей всех возрастов значимой является ЭЛЖ холистическая жизнь («Живу так, потому что так устроен мир»), при этом процент положительного отношения к логике с возрастом значительно увеличивается, то есть если среди молодых людей находятся еще те, кто отрицает данную «логику» (9,1 % - АО, 9,1 % - О) или относится к ней нейтрально (18,2 %), у людей зрелого возраста уровень отрицания и нейтрального отношения снижаются (6,7%), то у пожилых людей с холистической жизнью в той или иной степени согласны абсолютно все (44,4 % - АП, 56,6 % - П). Это можно объяснить, учитывая возрастные особенности респондентов: обычно уровень поведенческого, динамическо-

го компонентов структуры образа будущего снижаются к старости, то есть пожилые люди обычно менее активны, чем молодые или даже взрослые в различных сферах жизни, но, с другой стороны, пожилые люди уже умудрены опытом, они знают, как много может пережить человек, что все преходяще в мире. К тому же с возрастом возрастает ощущения себя частью человечества, и собственная жизнь начинает восприниматься по-другому. Также на таких показателях сказывается состояние здоровья и относительная близость смерти для пожилых людей, так как ее нельзя предугадать, нельзя предотвратить, можно положиться на судьбу и делать то полезное, что еще возможно.

Стоит отдельно отметить то, что 73,3 % людей зрелого возраста абсолютно принимают ЭЛЖ холистическая жизнь. Как раз люди в этом возрасте подводят определенную черту, сопоставляя свои ожидания и достигнутые результаты, идет переоценка ценностей, зрелые люди переосмысливают свою жизнь, появляется возможность по-новому взглянуть на свою жизнь в более широком контексте «вписывания себя в универсум» [1, с.406].

Выводы

1. ЭЛЖ холистическая жизнь «Живу так, потому что так устроен мир» является универсальной для возрастов молодости (18 % - АП, 45,5 % - П), взрослости (73,3 % - принятие), старости (44,4 % - абсолютное принятие, 56,6 % - принятие). Во время проведения тестирования мы застаем людей в определенном хронотопе, обстоятельства жизни могут быть разными в тот или иной момент, выбор предпочитаемой логики жизни может меняться в зависимости от возраста, накопленного опыта, определенной жизненной ситуации, в которую попал человек. Поэтому формулировка холистической жизни «Живу так, потому что так устроен мир» находит отклик практически у каждого человека, независимо от его возраста. Да и к тому же, зачастую люди не хотят брать на себя ответственность за свою жизнь, они не всегда готовы, когда это возможно, активно влиять на исход жизненной ситуации. В таком случае проще бывает «уповать на Бога», верить в судьбу, поэтому частота выбора холистической жизни в качестве основного жизненного сценария настолько велика.

2. Для молодых людей наиболее предпочтительными являются следующие экзистенциальные «логики жизни»:

1) осмысленная жизнь «Живу, делая то, что для меня действительно важно» (63,6 % - П). Для молодых людей в данной жизненной ситуации, достаточно благоприятной, без социальных потрясений и катаклизмов, есть возможности реализовывать себя. Молодость - это время возможностей, а их в настоящее время предостаточно, стоит только выбрать занятие «по душе» и осознанно идти к намеченной цели, что и стремится делать молодежь.

2) вероятностно-возможностная жизнь «Почему бы не попробовать жить так» (36 % - П, 18 % - АП), причем данный способ не находит отрицания среди молодых людей вообще, в результате получается либо благосклонное, либо нейтральное отношение. Такое отношение к жизни у молодых людей вполне оправдано психологическими особенностями развития возраста, ведь перед ними «открыты все горизонты», относительно самостоятельная жизнь только начинается, можно выбирать жизненный путь, определятся в профессиональном, семейном, личностном планах. На все это еще есть предостаточно времени, можно все попробовать и все исправить.

Самая отрицаемая ЭЛЖ среди молодежи - индуцированно-императивная жизнь «Живу так, потому что жизнь заставила» (18,2 % -АО, 27,3 % - О). Данное обстоятельство наглядно показывает, что у молодежи еще есть все возможности, еще есть та светлая вера в будущее и в себя, еще не было достаточно серьезных столкновений с жизнью, а те вещи, которые могут угнетать людей более старших поколений, кажутся вполне преодолимыми. А главное, есть еще силы и «запал», которые действительно помогают сделать все, несмотря ни на какие трудности. Ведь это отличительная черта возраста: «стремление к личностной экспансии, к самовыражению» [1, с. 377], и молодым хочется, и они свято в это верят, что могут оседлать жизнь и подчинить ее себе, поэтому выражение «Живу так, потому что жизнь заставила» встречает сопротивление.

3. Для зрелых людей достаточно велик разброс предпочитаемых и отрицаемых ЭЛЖ. Так, если в возрастах молодости и старости это достаточно однозначно: две-три «излюбленные» логики и одна достаточно явно отрицаемая, - то у взрослых это пять ЭЛЖ с высоким уровнем принятия. Это объясняется тем, что возраст зрелости занимает срединное положение между возрастами молодости, где направление движения обычно только вперед, и старости, где уже зачастую происходит остановка, хотя и накоплено много опыта. В зрелом возрасте у человека соединяются характеристики этих возрастов, расширяются горизонты наряду с тем, что у него накапливается опыт, появляется высокая степень осмысленности жизни. Это самый продуктивный период жизни человека и все люди подходят к этому рубежу со своим «багажом». Как раз сейчас есть возможность переосмыслить содержание своей жизни, принять ответственность за ее течение и в случае необходимости найти новые пути самоактуализации. При такой степени осмысленности появляется такое разнообразие в принятии ЭЛЖ, т. к. человек может критически отнестись к своей жизни, подвести некую черту и ответить правдиво, хотя бы для себя, на вопросы «почему я поступал именно так в своей жизни?», «насколько мне это доставляет удовольствие?» и «куда я пойду дальше?» И в зависимости от ответов на эти вопросы респонденты выбирают разные описания для своей жизни:

1) индуцированно-императивная жизнь «Живу так, потому что жизнь заставила» (53,3 % - П) - для тех взрослых, кто не в силах изменить обстоятельства своей жизни, хотя они совсем не устраивают, и выхода из сложившейся ситуации человек не видит;

2) стереотипно-нормативная жизнь «Живу так, как принято» (26,7 % - АП, 33,3 % - П) - для тех, кто привык «плыть по течению», причем в этом варианте люди достигают определенных успехов, хотя полного удовлетворения от этого нет;

3) вероятностно-возможностная жизнь «Почему бы не попробовать жить так» (40 % - АП, 26,7 % - П) - выбирают те, кто решил кардинально поменять свой привычный уклад жизни, или те, кто активно ищут все новые способы самореализации;

4) осмысленная жизнь «Живу, делая то, что для меня действительно важно» (33,3 % - АП, 40 % - П) - для тех, кто нашел пути к ответственной самостоятельной жизни и успешно реализует свою потребность в генеративности.

Самая распространенная ЭЛЖ, которая приходится «не по душе» зрелым респондентам - хронотопическая жизнь («Живу так, потому что сейчас все так живут»» (20 % - АО, 33,3 % - О), то есть для зрелых людей такая позиция неприемлема, ведь они стремятся стать независимыми, самостоятельными, найти свое призвание, индивидуальный жизненный стиль, становиться опорой и наставниками для более молодого поколения. Поэтому «быть как все сейчас» приведет их лишь к застою и кризису.

4. У пожилых людей самую высокую степень признания наряду с ЭЛЖ холистической жизни нашла ЭЛЖ стереотипно-нормативной жизни «Живу так, как принято» (33,3 % - АП, 33,3 % - П). В старости большинство жизненных процессов «обретают устойчивый характер, что и рождает переживание «завершенности жизни»» [1, с. 413], спад физических возможностей, социальной и профессиональной активностей приводят к тому, что пожилые люди соглашаются жить так, «как жили от веку», такая жизнь экономит и силы и деньги. В этом возрасте сокращается будущая перспектива, человек живет в основном настоящим и очень большую роль играют воспоминания о прошлом, о том, как «раньше было лучше». Поэтому использование тех старых стереотипных схем упрощает жизнь и воспринимается как должное.

Самая отрицаемая ЭЛЖ среди стариков - хронотопическая жизнь «Живу так, потому что сейчас все так живут»» (33,3 % - АО, 44,4 % - О). «Гнаться за модой» не в обычаях пожилых людей, их интересы сосредоточены в области духовных ценностей, да и нет возможностей, особенно материальных, так как все современные новинки достаточно дороги.

Таким образом, нам удалось подтвердить, что для возрастов молодости, взрослости и старости могут быть характерны определенные экзи-

стенциальные логики, хотя это не единственный фактор, влияющий на персональный выбор.

Список литературы

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.

2. Сапогова Е.Е. Смысловые измерения автобиографирования // Психология смысла жизни: методологические, теоретические и прикладные аспекты: сб. науч. ст. / ГрГУ Я. Купалы; науч. ред. В.Э.Чудновский, К.В.Карпинский. Гродно: ГрГУ, 2014. С. 33-71.

3. Чадаева К.Д. Анализ структуры и содержания образа индивидуального будущего в молодости, взрослости и старости: исследовательский инструментарий // Психологическая студия: сб. науч. тр. молодых исследователей, магистрантов, аспирантов и студентов кафедры психологии ТулГУ. Вып. 10 / под ред. Е.Е. Сапоговой. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 174-194.

Сапогова Елена Евгеньевна, д-р психол. наук, проф., зав. тф., esapo-gova@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Чадаева Кира Дмитриевна, аспирант, kira-chadaeva@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

CHOICE OF EXISTENTIAL LIFE LOGICS AT YOUNG, ADULT AND OLD AGES

E.E. Sapogova, K.D. Chadaeva

The analysis of the frequency of existential life logic selection depending on a respondents' age showed that it is possible to distinguish both the prevailing existential logic used as a guide by people of young, adult and old age and the life logic they often deny.

Key words: existential life logic, way of life.

Sapogova Elena Evgenyevna, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of Psychology Department, esapogova@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Chadaeva Kira Dmitrievna, post-graduate student, kira-chadaeva@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.