Научная статья на тему 'Образ будущего в разных возрастах'

Образ будущего в разных возрастах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3815
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ БУДУЩЕГО / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ / FUTURE IMAGE / AGE SPECIALTIES / COGNITIVE COMPONENT EMOTIONAL COMPONENT / BEHAVIOR COMPONENT / EXISTENCE COMPONENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чадаева К. Д.

Представлена авторская позиция, которая заключается в том, что изучение возрастной динамики структурных элементов образа будущего позволит построить модель, определяющую специфику представлений о будущем в разных возрастах. В качестве структурных компонентов образа будущего выделены и описаны следующие: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, смысловой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE IMAGES IN DIFFERENT AGES

This article represents author position on studying future images structural elements in aging dynamics to build model which determines future image specifics in different ages. Structural components of future images are cognitive, emotional, behavior, and existence.

Текст научной работы на тему «Образ будущего в разных возрастах»

Chueva N.A.

The structure and the matter of vital designing are considered. Three forms of the vital design are evolved: the event design, the design of change of personal characteristics, the existential design. The existential design is considered as the most complex form of the vital design. The existential reflexion is considered as the basic mechanism of formation of the existential vital design.

Key words: vital designing, the vital design, existential reflexion, event, the meaning

oflife.

Chueva Natalia Aleksandrovna, the post-graduate, natashka-barashka@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 159.922

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В РАЗНЫХ ВОЗРАСТАХ

К.Д. Чадаева

Представлена авторская позиция, которая заключается в том, что изучение возрастной динамики структурных элементов образа будущего позволит построить модель, определяющую специфику представлений о будущем в разных возрастах. В качестве структурных компонентов образа будущего выделены и описаны следующие: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, смысловой.

Ключевые слова: образ будущего, возрастные особенности, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент, смысловой компонент.

В исторической ретроспективе человек, осознав, что его жизнь протекает во времени, перешел к более высокой ступени существования, к планированию своей жизни, к самостоятельному выбору приоритетных направлений развития. Время в условиях постоянных системных изменений, которые сопровождают нашу жизнь, являет собой ресурс человека для адаптации к современным условиям его бытия. Вторжение новых информационных компьютерных технологий во все сферы общества, возникновение в связи с этим новых задач и возможностей позволяет определить специфические особенности психологического времени человека, дает возможность по-новому выстраивать временную перспективу жизни. Чем быстрее меняется окружение, тем больше требуется чувство будущего. Утрата перспектив собственного будущего, т. е. деформация временного поля сознания, влечет за собой дезадаптацию поведения. Эти аспекты наталкивают нас на мысль о необходимости изучения временной перспективы, связанной с будущим человека.

В выделении компонентов образа будущего мы опирались на теорию жизненного пути и психологического времени личности (К.Л. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, С.Л. Рубинштейн и др.), интегральную периодизацию общего психического развития (В.И. Слободчиков и др.). В работе мы предлагаем авторский взгляд на структуру представлений о будущем. Обозначенные нами компоненты представлений о будущем включают в себя параметры оценки картины будущего, отдельные структурные элементы жизненного планирования, выделенные различными исследователями (Е.И. Головаха,

О.С. Гурова, А.А. Кроник и др.).

Для начала выделим эти структурные компоненты, с помощью которых можно представить образ будущего. В качестве таких структурных составляющих предлагаем к рассмотрению когнитивный, эмоциональный, поведенческий, смысловой компоненты образа будущего. В результате сопоставления полученных данных по каждому из компонентов в последствии возможно будет оценить степень выраженности и «вклад» каждого компонента в структуру образа будущего на том или ином возрастном этапе, а так же определить тенденцию в изменении показателей от одного возраста к другому. Рассмотрим модель образа будущего (рис.1).

Ведущая временная Ценностная ориентация

наполненность

Подлинность жизни

Степ ень п роя вл ения активности

Склонность к риску

Количество

оставшегося

.Скорость протекания времени

Количество событий Характер событий

Реализованность жи зни

Удовлетворенность жи знью

Целостность жи зни

Управл ение временем

Трудность жизни

когнитивным компонент поведенческии компонент

эмоциональный компонент смысловой компонент

Рис. 1. Модель образа будущего.

Раскроем содержательные аспекты каждого из них.

Когнитивный компонент, составляющий представление о будущем. Он отражает совокупность ожидаемых и планируемых событий, то, как человек понимает образ будущего, какие выделяет для себя основные эта-

пы предстоящей жизни, какими событиями насыщает картины будущего, их глубину и хронологический размах. В рамках когнитивного компонента каждый для себя определяет, насколько быстро течет время. Предположим, что этот показатель меняется от одной возрастной категории к другой; ведь дети часто говорят, что время тянется бесконечно в ожидании чего-то, а взрослые, особенно после 30 лет, твердят, что время «пролетает все быстрее».

В когнитивном плане приходит осознание конечности собственной жизни и субъективная оценка временного интервала, «отмеренного судьбой», ограниченность временной перспективы будущего. Оба эти аспекта зависят от содержательной наполненности течения жизни, психологического возраста индивида и особенностей его психического уровня организации. Когнитивный компонент наполнен индивидуальным для каждого человека содержанием; при этом единицей анализа содержания является событие, которое субъективно для участников воспринимается по-разному.

Эмоциональный компонент модели восприятия образа будущего. Эмоциональный компонент включает в себя разные стороны эмоционального отношения к будущему и отражает личностный смысл, который человек придает своей жизни. Оценить его возможно по результативности жизни, с опорой на которую строится образ будущего. Результативность складывается из реализованности жизни (каким образом человек осуществил заложенный в жизни потенциал, успешность человека) и удовлетворенности ей (суммарная оценка удовлетворенности результатами в отдельных сферах жизни). Объединяющим принципом здесь является эмоционально-позитивное отношений к жизни, хотя критерии удовлетворенности различны у всех людей. Позитивное эмоциональное отношение к жизни складывается из положительной оценки пройденного отрезка жизни, ощущения того, насколько прожитая ее часть была продуктивна и осмысленна. Человек, удовлетворенный жизнью, испытывает удовольствие от итогов самореализации.

В случае, если человеку не удалось осуществить свою жизненную программу, если у него нет значимых достижений и успехов, возникает кризис нереализованности жизни. Данный кризис характеризуется отсутствием значимого психологического прошлого в субъективной картине жизненного пути, т. е. такой человек не нашел себя в жизни, в связи с чем ему достаточно трудно строить планы на будущее на негативном эмоциональном фоне.

Еще один критерий описания эмоционального компонента образа будущего включает в себя оценку целостности жизни и ее трудности. Целостность жизни переживается человеком, как наличие закономерных связей между событиями, как непрерывное течение времени.

Поведенческий компонент модели восприятия образа будущего. Представляет он собой совокупность тенденций к реализации определенных форм поведения и жизненного стиля, выступает следствием функционирования специфики содержания и взаимосвязи ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих жизненных перспектив личности. Поведенческий компонент образа будущего включает в себя управление временем как одно из форм проявления активности. Человек в зависимости от поставленных целей в ближайшей перспективе начинает активно планировать свою жизнь и действовать в направлении реализации планов или покоряется судьбе. Действуя в направлении далекой перспективы жизни, человек использует жизненные стратегии, жизненные стили (А. Адлер), жизненные сценарии (Э. Берн).

Поведенческий компонент включает в себя степень проявления активности, заинтересованности в жизни то насколько человек готов проявлять себя, активно преобразовывая мир вокруг, участвуя в реализации разнообразных проектов в различных сферах жизнедеятельности, или просто приспосабливаться, плывя по течению.

Также мы предполагаем поведенческий компонент поделить на разные направления, в которых реализуется деятельность человека. Основными сферами деятельности являются: работа, учеба, общение, взаимодействие, любовь, дружба, игра и др. С нашей точки зрения, каждая их этих сфер в разной степени представлена в возрастах молодости, зрелости и старости.

Смысловой компонент заключается в способности индивида актуализировать содержательно-смысловые грани субъективного образа будущего, показывает его личностное развитие и уровень идентичности.

В настоящий момент в науке нет определения подлинности жизни, но существует множество определений понятия «подлинность». Объединив их все, можно говорить, что подлинность жизни состоит из: оригинальности жизни (отличие от жизни других, жизнь не по образцу, не по подражанию), искренности жизни (нефальшивость, неподдельность, не показная жизнь, натуральная, неприкрашенная), точности жизни (правота, безошибочность, верность), удовлетворенности жизни (позитивное эмоциональное отношение к жизни), аутентичности жизни (чувство причастности к своей жизни).

Временная перспектива на уровне личностных смыслов включает долгосрочное планирование, основанное на осмысленном отношении к личностному опыту и объективной действительности, преемственность представлений о себе в прошлом, настоящем и будущем в становлении идентичности. Мы предполагаем, что для разных возрастных групп становление идентичности характеризуется доминированием ценности будущего, настоящего или прошлого, при этом происходит перетекание времени жизни из менее ценной его составляющей в более ценную.

Направление этого субъективного перераспределения времени связано со степенью реализованности жизненных смыслов на разных этапах жизни и наличием перспективы в будущем.

Следующий уровень системы личностных смыслов отражает смысложизненные отношения человека. Это уже целостное восприятие человеком своей жизни как значимости. Временная перспектива охватывает широкий спектр событий прошлого, настоящего и будущего. Личностные смыслы на этом уровне выполняют функцию генерализации и операционализации смыслов нижележащих уровней и выступают в качестве смысложизненных ориентаций личности. Соответственно личностные конструкты, в которых проявляются личностные смыслы, имеют широкий диапазон и четкую структурную соподчиненность. Отношение человека к себе, его Я-концепция определяются идентичностью себя как субъекта жизни, за которую человек принимает и несет ответственность.

Система личностных смыслов находится в непрерывной динамике, однако, рассматривая тот или иной уровень индивидуальной смысловой системы, необходимо помнить, что причинность реакции, действия, поступка, жизнедеятельности не может находиться снаружи или внутри психологического события. Внешние факторы подвергаются оценке и обработке со стороны внутренних факторов. Она охватывает взаимодействие человека и действительности в целом. Построение образа будущего зависит от индивидуальной представленности в структуре личности таких компонентов, как ценности, убеждения, мировоззрения, настроение, самооценка и т.д.

Итак, выделив структурные компоненты образа будущего, мы предполагаем, что их значение, степень их выраженности изменяются при переходе от возраста молодости, к зрелости и к старости, причем разница заметна как на уровне представленности общего структурного компонента, так и на уровне его характеристик.

Наполнение каждого выделенного компонента в структуре образа будущего у человека в молодом возрасте показано на рис. 2.

Ведущая временная, ориентация - на будущее

Ценностная, наполненность

Подлинность жизни

Количество "оставшегося" времени

Степень проявления активности

Скорость протекания времени

Количество будущих событий

Характер событий

,Ре а лиз ов анн о сть жизни Удовлетворенность жизнью Целостность жизни

Трудность жизни

Склонность к риску

Управлениевременем

когнитивный компонент поведенческий компонент

эмоциональный компонент смысловой компонент

Рис. 2. Характеристика образа будущего в молодости

Мы предполагаем, что многие молодые люди достаточно подробно описывают свое будущее, они уже имеют примерное представление о том, что их ждет в будущем, и рефлексивный уровень позволяет осознать перспективу достаточно большого промежутка времени. В молодости человек уже задумывается о количестве отведенного ему времени, что, как мы предполагаем, связано с необходимостью планирования событий и встраивания их во временную перспективу. Но молодой человек еще недостаточно осознает скорость протекания времени, ведь у него еще «вся жизнь впереди», и у него есть большой запас времени для осуществления всех желаний и намерений. Событийная насыщенность достигает максимума в молодости.

Мы предполагаем, что показатели результативности и удовлетве-ренности жизнью меняются с возрастом: в молодости построение планов на будущее с указанием на результативность жизни является достаточно значимым показателем, в то время как проблема удовлетворенности жизнью, вероятно, не актуализируется, т. к. она связана с подведением неких жизненных итогов, а в этом возрасте, возрасте проб и ошибок, представляется, что все еще можно изменить. Молодые люди еще ощущают незавершенность своих устремлений, что толкает их развитие вперед. Т. е. удовлетворенность жизнью является самостоятельной потребностью у молодежи. В целом большинство молодых людей удовлетворены своей жизнью.

Молодому человеку достаточно трудно судить о целостности предстоящей жизни, глобально выстраивать стратегию ее будущего, оценивать трудности с которыми придется столкнуться, ведь еще так много времени в запасе. Образ будущего еще достаточно нечеток, расплывчат, что связано с наличием многих вариантов выбора развития событий, и начинает приобретать очертания к верхней черте временной

границы молодости. Здесь еще, вероятно, имеют влияние примеры развития в этом же возрасте в родительской семье, так поздние дети не спешат заводить детей рано.

В эмоциональном плане мы предполагаем, что молодые люди переживают самобытность собственного существования, события своей жизни они воспринимают как уникальные и неповторимые. В основном молодые люди ощущают соответствие между той жизнью, которую они хотели бы прожить, и той, что есть у них реально. В целом у молодых людей преобладает позитивная жизненная перспектива.

Что касается поведенческого аспекта, то для молодых людей важно ощущать, что именно от них зависит, как сложится их жизнь, что они самостоятельно могут добиться поставленных целей, если захотят, что жизнь в большей мере можно построить по собственному усмотрению.

По степени проявления активности мы предполагаем, что в молодости характер взаимодействия с окружением, большое количество социальных контактов, обширный простор для деятельности в профессиональной самореализации, наличие практически неисчерпаемой жизненной энергии, активный поиск своего любовного партнера, - все это приводит к тому, что молодой человек использует достаточно разнообразный набор форм поведения и взаимодействия, пробуя, исследуя, выбирая. Молодому человеку важны достижения практически во всех сферах жизни, он стремится развить все свои способности, реализоваться в самых разных планах, использовать все возможности, которые предоставляет ему жизнь. Его жизненный стиль еще достаточно гибок по сравнению с предстоящими возрастами. Также нет категории управляемости временем, т.к. еще нет необходимости решать жизненные проблемы. Риск для молодых людей гораздо более привлекателен, чем поиск комфорта и безопасности. Межличностные взаимоотношения (поиск партнера для жизни, близкие дружеские связи, стремление к признанию в референтных группах) наряду с профессиональным самоопределением -главные сферы жизни в молодом возрасте.

Описывая смысловой компонент образа будущего в молодости, необходимо указать на то, что молодость характеризуется активным поиском смысла жизни, что связано с осознанием того, кем молодой человек хочет стать в будущем. Т. к. рефлексия в молодости начинает носить целенаправленный характер, молодые люди достаточно хорошо ориентируются в причинно-следственных связях между происходящими событиями и способны выделить закономерности происходящих перемен. В аспекте временной ориентации в молодости и периоде ранней зрелости основным временным параметром самовосприятия является то, что можно назвать «будущее в настоящем» (жизнь в сегодняшнем дне, но не ради него самого, а ради предвидимого и творимого в нем завтра).

Интенциональный компонент образа будущего в молодости связан со становлением и обретением индивидуальных смысложизненных ориентаций, формулируется в стремлении «быть самим собой», «самореализоваться», «осознавать себя как ценность».

Итак, в молодости, по нашему мнению, в наибольшей степени представлены когнитивный и поведенческий аспекты структуры образа будущего, что связано с психологическими особенностями возраста, т. к. вопрос будущего для молодого становится центральным и требует активного выстраивания путей и способов достижения своих целей.

Зрелось и старость - такие периоды, когда человек уже попробовал себя в разных сферах, занял определенную нишу в обществе, достаточно хорошо изучил самого себя, самоопределился. При рассмотрении в возрастах зрелости и старости представленности структурных компонентов образа будущего мы предполагаем, что изменения будут носить характер тенденции и изменения, произошедшие во взрослости, только усугубятся к старости. Структура образа будущего в зрелости и старости, в соответствии с предложенной моделью, отражена на рис 3. и 4.

Временная ориентация -на настоящее

Ценностная наполненность Подлинность жизни

Количество

оставшегося"

времени

Степень пр оявления активности

Склонность к риску Управлениевременем

Скорость протекания времени

Количество будущих событий

Характер событий

Трудность жизни —/ Целостность жизни

Удовлетворенность

жизнью

Реализованностъ жизни

когнитивныи компонент поведенческии компонент

эмоциональный компонент смысловой компонент

Рис. 3. Характеристика образа будущего в зрелости

Ведущая вр еменная

ориентация - на

Ценностная____—

наполненность Подлинность жизни.

прошлое

Количество оставшегося" времени

.Скорость протекания времени

Степень пр оявления. активности

.Количество будущих событий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Склонность к риску__

Управлениевременем.

.Характер будущих событий

Трудность жизни.

жизнью

жизни

когнитивныи компонент

эмоциональным компонент

поведенческий компонент смысловои компонент

Рис. 4. Характеристика образа будущего в старости

Из представленных моделей видно, что по сравнению с молодостью, в когнитивном аспекте происходят следующие изменения: чем ближе мы приближаемся к старости, тем актуальнее становится переживание количества времени и, как следствие, ограниченности временной перспективы будущего. Каждое решение относительно собственной жизни с этого момента наполняется особенной ценностью, человек сталкивается с неизбежной необходимостью делать сознательный выбор, как жить дальше. С осознанием ограниченности жизни субъективно возрастает и скорость времени, жизнь в целом ускоряет свой ход.

С точки зрения событийной насыщенности все события, которые раньше проецировались в будущее, в зрелости и старости по большей части уже произошли, жизнь приобретает характер линии, на которой все меньше переломных моментов и поворотов. Насыщенность жизни событиями отмечается до середины жизни, а затем постепенно начинает падать, но человека долгое время не покидает ощущение насыщенности времени значимыми моментами. Это может быть связано с субъективным удлинением прошлого, в котором произошло немало важных событий, о которых может вспомнить человек, и с более глубоким и осмысленным отношением к текущему моменту жизни. Момент отдаленного будущего становится психологической реальностью «здесь и сейчас» во взрослом возрасте. В старости временная перспектива сужается, будущее укорачивается, и человек начинает больше ценить сам процесс жизни, чем отдаленные цели.

Молодой человек более других способен строить жизнь по собственному усмотрению и выбирать события, которыми хочет ее наполнить. Пожилой человек хоть и способен осмысленно отнестись к жизни, но его физические возможности, множество ограничений, связанных с неиз-

бежным старением организма, с уменьшением мобильности, не позволяют реализовать его размышления.

Характер событий, которые наполняют жизнь в зрелости и старости, незначительно отличается от других возрастов: люди воспринимают свою жизнь наполненной позитивными, нормативными событиями. Эти особенности восприятия жизни связаны с накопленным опытом, мудростью, присущей возрасту, способностью подходить к своей жизни ответственно и осознанно.

Как видим из графиков, особое содержание в зрелости приобретает смысловая наполненность. Осознав, что половина жизни уже пройдена, набравшись опыта, достаточного для того, чтобы осмыслить всю свою жизнь целиком, для человека особенно важным становится вопрос «для чего все это было?» и «для чего и как жить дальше?» Человек в этом возрасте зачастую сталкивается со своим «экзистенциальным вакуумом» (В.Франкл). Н.А. Шеманова в исследовании кризиса среднего возраста указывает на то, что особое значение в зрелости приобретает вопрос соответствия прожитой жизни той, которая планировалась или той, о которой мечтал человек. Ответ на него является залогом будущего душевного равновесия взрослого человека и желания продолжать двигаться в том же направлении или решения, наконец, все изменить [6].

Рефлексивный уровень позволяет зрелому человеку хорошо ориентироваться в сложных причинно-следственных закономерностях своей жизни, выделять из событий жизни существенные моменты, извлекать из них опыт и так далее. Большая часть смыслового компонента занята подведением итогов прожитой жизни. Успешная самореализация является залогом ощущения подлинности жизни, а неуспешная - тянет за собой переживание упущенных возможностей и мешает построению позитивного образа будущего.

В вопросе о подлинности жизни большинство людей в старости считают свою жизни оригинальной и аутентичной, т. к. человек освобождается от многих социальных и моральных ограничений, от навязанных ему сценариев, жизнь приобретает черты уникальности.

В эмоциональном компоненте, решая вопрос удовлетворенности или неудовлетворенности от прожитой части жизни, зрелый человек обращается к результатам своих достижений, к внутреннему ощущению. Чувство внутреннего комфорта, осознание того, что жизнь была прожита не зря, обеспечивает зрелому и старому человеку продуктивность оставшейся части жизни. В целом среди удовлетворенных своей жизнью людей встречаются такие, которые хотели бы все изменить. Постепенно уходят из жизни яркие, эмоционально заряженные события, и жизнь становится монотонной.

В рамках поведенческого компонента по мере взросления и приближения к кризису середины жизни параметр жизненной активности ме-

няется на противоположный; так к сорока годам человек начинает ценить комфорт, уют и благополучие, когда жизнь течет размеренно и без крутых поворотов. Человеку становится все труднее, и это даже, вероятно, невозможно, перестроить свой жизненный стиль в соответствии с учетом изменения социальной ситуации и постоянным развитием, например, информационных технологий в обществе, ригидность мышления, вероятно, играет здесь свою роль. Жизнь входит все в более привычное русло, она «устаканивается» и не требует уже от индивида такой поведенческой активности, как в молодости. На снижение активности по мере приближения к старости также влияет изменение состояния здоровья и материального обеспечения своей жизни.

Основные значимые для зрелых и пожилых людей события происходят в семье и сфере быта. Амбиции молодости, связанные с реализацией себя в самых разнообразных сферах жизни, отходят на второй план. В сфере управляемости будущим в пожилом возрасте актуализируется вера в судьбу.

Таким образом, восприятие времени и построение будущего в возрастах зрелости и старости становится более осмысленным, глубоким, чем у молодых людей; синтетическая оценка жизни больше апеллирует к эмоциональной сфере личности, чем к когнитивной. В когнитивном плане насыщенность жизни вообще и планирование будущих событий достигает своего максимума в молодости, а затем постепенно падает, приближаясь к старости. Доля поведенческого компонента значительно снижается по мере приближения к старости из-за ограниченности физических ресурсов и переоценки ценностей. Напротив, значительно возрастает смысловой компонент по сравнению с молодостью, что связано с осознанием ограниченности запаса времени по мере старения.

Список литературы

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 256-269.

3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 209 с.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.

5. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 267 с.

6. Шеманова Н.А. Особенности переживания прошлого и будущего мужчинами и женщинами в середине жизненного пути// Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru . 2012. № 1.

Чадаева Кира Дмитриевна, аспирант, domadresa.list.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

FUTURE IMAGES IN DIFFERENT AGES K.D. Chadaeva

This article represents author position on studying future images structural elements in aging dynamics to build model which determines future image specifics in different ages. Structural components of future images are cognitive, emotional, behavior, and existence.

Key words: future image, age specialties, cognitive component emotional component, behavior component, existence component.

Chadaeva Kira Dmitrievna, post-graduate student, domadres@list.ru, Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.