Научная статья на тему 'Ситуационный подход к исследованию компетентности во времени'

Ситуационный подход к исследованию компетентности во времени Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / SITUATIONAL APPROACH / ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / REALITY SITUATION / ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ / REALITY SITUATION SATISFACTION / ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ / INTEREST IN LIFE / PERSONAL TIME COMPETENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Ольга Викторовна

Обосновывается необходимость исследования временной компетентности личности в контексте ситуационного подхода. Представлена характеристика исследований психологического времени с учетом отношения к жизненной ситуации. В работе описана структурно-функциональная модель временной компетентности, выделены ее структурные показатели. Эмпирическое исследование направлено на установление взаимосвязи между показателями временной компетентности личности и удовлетворенности жизнью. Определяется влияние отношения к жизненной ситуации на показатели компетентности во времени. Дисперсионный анализ позволил доказать положение о том, что удовлетворенность жизнью способствует конструктивному развитию показателей ценностно-смыслового, мотивационного, операционально-технологического, познавательного и рефлексивного компонентов временной компетентности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONAL APPROACH TO STUDY COMPETENCY IN TIME

The paper substantiates the necessity for investigating personal time competency in the context of situational approach. It gives a review of the psychological time research in terms of the attitude to reality situations. The author describes the structural and functional model of time competency and its structural components. The empirical study that took place was directed to establish the correlation between personal time competency data and life satisfaction, and to define the impact of the attitude to reality situation on time competency data. The variance analysis that was held during the research allowed to prove the suggestion that life satisfaction facilitates the constructive development of axiological, motivational, operational and technological, cognitive, and reflexive components of personal time competency.

Текст научной работы на тему «Ситуационный подход к исследованию компетентности во времени»

26_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2015. Т. 25, вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9.07 О.В. Кузьмина

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВРЕМЕНИ

Обосновывается необходимость исследования временной компетентности личности в контексте ситуационного подхода. Представлена характеристика исследований психологического времени с учетом отношения к жизненной ситуации. В работе описана структурно-функциональная модель временной компетентности, выделены ее структурные показатели.

Эмпирическое исследование направлено на установление взаимосвязи между показателями временной компетентности личности и удовлетворенности жизнью. Определяется влияние отношения к жизненной ситуации на показатели компетентности во времени. Дисперсионный анализ позволил доказать положение о том, что удовлетворенность жизнью способствует конструктивному развитию показателей ценностно-смыслового, мотива-ционного, операционально-технологического, познавательного и рефлексивного компонентов временной компетентности личности.

Ключевые слова: ситуационный подход, жизненная ситуация, временная компетентность личности, удовлетворенность жизненной ситуацией, интерес к жизни.

Сегодня актуален ситуационный подход к анализу психический явлений и состояний. Индивидуальное поведение, согласно концептуальным основас Д. Магнуссона, следует объяснять через взаимодействие индивида с окружением. Поведение человека как субъекта жизни детерминируется закономерным соотношением внешних и внутренних условий [10].

Сущность ситуационного подхода, сформулированного И.А. Егоровой, заключается в том, что побудительные механизмы поведения находятся в конкретных ситуациях, которые обуславливают эффективность деятельности [7]. В результате исследований ситуационной обусловленности поведения человека Л. Росс и Р. Нисбетт сформулировали три базовых положения такого подхода.

Первое положение раскрывает детерминирующее влияние на человека социальной ситуации, в которой он находится. Второе касается субъективной интерпретации ситуации, которая не является зеркальным отражением внешней ситуации: разные люди по-разному интерпретируют одну и ту же ситуацию. Третье положение описывает взаимодействие индивида и ситуации, стабильность которых поддерживается сложным балансом разнонаправленных сил, находящихся в состоянии динамического равновесия [12].

В рамках ситуационного подхода анализируются и специфика самих ситуаций, и стратегии поведения в них. Успешность ориентировки в ситуации - это основа высокого уровня компетентности личности. Человек, как отмечает Н.И. Леонов с позиции онтологического подхода, не просто реагирует на ситуацию, а определяет ее и себя в ней, тем самым конструируя свой социальный мир [8]. Ситуационные факторы отражаются в сознании посредством воспринимающе-когнитивных систем и оказывают влияние на поведение индивида. Индивидуальные различия в поведении человека могут быть объяснены, согласно концепции Д. Магнуссона, различиями в индивидуальных способах восприятия и познавательного представления этих ситуаций [10]. Ситуация, по мысли В.Н. Воронина и И.Н. Князева, выступает когнитивным конструктом личности, отражающей часть объективной реальности [3].

А.Н. Леонтьев и Ф.Е. Василюк связывают самоопределение в ситуации с переживанием. В их формулировке переживание ситуации понимается как внутреннее отношение человека к тому или иному моменту действительности. Согласно С.В. Духновскому, переживание ситуации представляет собой деятельность, особую работу по перестройке психического мира, направленную на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которого является повышение осмысленности жизни [6]. Н.Г. Осухова выделяет уровни сложности переживания человеком ситуации - от благополучной ситуации обыденной жизни до ситуации выживания, которые характеризуются как экстремальные, чрезвычайные [11].

Адекватное отражение ситуации и применение стратегий поведения, в наибольшей мере соответствующих конкретной ситуации, является важным моментом в компетентностном подходе. Показателем компетентности является также умение вовлекать и использовать весь спектр возможностей в зависимости от условий: внешних (ситуация, партнер, задача) и внутренних (оценка собственного потенциала) [7].

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Временной компонент имплицитно присутствует во всех без исключения личностных и поведенческих характеристиках человека, поскольку формирование самой психики идет во времени. Время личности выступает внутренним организующим фактором, определяющим целостность жизненного процесса личности.

В последние годы актуализируются исследования, ориентированные на анализ психологического времени с учетом отношения к ситуации, в которой развивается жизнедеятельность человека. Так, В.И. Ковалев доказывает, что чувственно-мыслительный образ ситуации влияет на индивидуальную концепцию времени. Этот образ носит ценностно-семантический характер и помогает выявить значения прожитого для определения значения настоящего и раскрыть последнее для будущего.

Причинно-целевая концепция личности Е.А. Головахи и А.А. Кроника направлена на взаимосвязь содержания событий и отношения человека к прошлому, будущему и настоящему. Эмоционально окрашенное переживание событий, представляющее собой субъективный опыт человека, включается в настоящее, детерминирует жизненные планы, трансформируется в индивидуальную концепцию времени личности [4].

Исследование, проводимое В.С. Хомиком, доказывает мысль о том, что переживание критических ситуаций может привести к дезактуализации настоящего при слабой связи прошлого и будущего [13]. С.В. Горбатов и Б.Д. Лысков в ходе анализа факторов социального поведения приходят к выводу, что характер переживания критических ситуаций влияет на концепцию будущего [5]. Анализируя переживания времени в кризисных ситуациях, А.К. Болотова отмечает, что при переживании трудных ситуаций человек обедненно воспринимает событийность своего жизненного пути, перспективы носят негативный характер. Ситуации нестабильности изменяют не только привычную социальную среду человека, но и нарушают его пространственно-временные параметры жизни, вызывая сужение временных перспектив [1]. Переживание критической ситуации, существующие в психике человека как субъективный опыт, согласно выводам Ф.Е. Василюка, способны менять его отношение к настоящему, будущему и прошлому [2]. Прошлое в человеке, согласно утверждению М.Ш. Магомед-Эминова, не умирает, оно обладает способностью оживать, менять свой вклад в личность. В зависимости от трансформации в настоящем оно позволяет судить о характере действия опыта, образованного пребыванием субъекта в критической ситуации [9].

Обзор исследований данной проблемы позволяет констатировать, что они сводятся к изучению взаимосвязи переживания ситуации с направленностью вектора времени на прошлое, настоящее, будущее. Сегодня в психологии назрела необходимость в исследованиях, позволяющих определить особенности влияния восприятия личностью существующей ситуации бытия на показатели временной компетентности как интегральной характеристики, которая проявляется в способности управлять собой в разных временных условиях, через рациональную организацию и использование времени, осознание смысла жизни и построения жизненных стратегий.

На наш взгляд, в рамках компетентностного подхода к исследованию поведенческих характеристик необходимо опираться на единство отражения в сознании наличной ситуации и построения тех стратегий поведения, которые в наибольшей мере соответствуют данной конкретной ситуации. Компетентность, как интегративное новообразование, возникает в ходе освоения деятельности и определяет в сознании индивида психологическое содержание проблемных ситуаций и способов их решений.

Временная компетентность может быть охарактеризована через эффективность оценивания внешней и внутренней ситуации, через эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач. Компетентность во времени предполагает адекватное использование общественно-исторического и собственного опыта, соединение отвлеченных знаний со знаниями конкретной ситуации. Ситуация, в которой разворачивается процесс деятельности, дает возможность реализоваться временной компетентности, задает контекст деятельности и является инструментом проверки тех средств и способов, которые субъект использует для достижения целей.

Анализ современных представлений о временной компетентности показывает, что проблема постижения ее сущности остается далеко не решенной.

Определяя содержание понятия «временная компетентность личности», мы исходим из того, что временная компетентность как социально-психологический феномен представляет собой интегральную характеристику личности, характеризующую органическое единство индивидуальных и социально-психологических особенностей человека, проявляющихся в использовании конструктивных стратегий поведения в жизненных ситуациях различного характера. Компетентность во времени

возникает, развивается и проявляется в деятельности. Она характеризует человека по степени овладения временем, зависит от развития личности в целом, от способа включения ее в социальные процессы. Временная компетентность способствует правильной оценке сложившейся ситуации и принятию в связи с этим соответствующего решения, позволяющего достичь эффективного результата; обеспечивает своевременность, продуктивность, оптимальность личной жизни человека. К существенным характеристикам временной компетентности можно отнести: связность, структурированность событий прошлого, настоящего и будущего в пространстве жизненного мира индивида; регулируемость времени, проявляющуюся в способности человека определять оптимальные для осуществления его деятельности периоды, установления их последовательности и смысловой иерархии; насыщенность, ритмичность, упорядоченность событий.

Временная компетентность вскрывает систему смыслов человека. Это его относительно стабильная диспозиционная характеристика, складывающаяся в определенных ситуациях. Человек, обладающий временной компетентностью, реализует свой операционно-технологический потенциал и трансформирует его в успешную деятельность. Компетентность во времени проявляется в способности управлять собой в различных временных режимах, что раскрывается через возможность правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с ней решение, позволяющее достигнуть успешности в проблемных ситуациях деятельности. Результаты временной компетентности проявляются в точности установления временных затраты на конкретный вид деятельности, в способности оптимального конструирования программы достижения цели во временном пространстве, в умении контролировать временной график выполнения заданий. Развивая в данном методологическом контексте представление о временной компетентности, ее можно определить как интегральное психическое новообразование, возникающее в ходе освоения деятельности, проявляющееся в способности управлять собой в разных временных условиях через рациональную организацию и использование времени, осознание смысла жизни, построение жизненных стратегий.

Организация времени проявляется в способности личности включаться в события и структуры социальной жизни, придающие ее жизни большее ускорение, более продуктивный темп в сферы, развивающие ее. Развитие временной компетентности определяется соотношением внутренней временной организации и заданного социального времени, проявляясь в своевременности, мобильности и оптимальности.

Для целостного представления о временной компетентности личности представим ее в виде структурно-функциональной модели, которая раскрывается как структурированная динамическая совокупность (система) функциональных компонент, необходимых и достаточных для устойчивого достижения заданных результатов деятельности. Функциональные компоненты выступают структурными единицами, посредством которых реализуются регулятивные функции. Совокупность компонентов обеспечивает структурно полноценный процесс, тогда как любой структурно-функциональный дефект, неразвитость межкомпонентных связей ограничивают возможности человека в достижении результатов деятельности.

Структура временной компетентности может быть представлена пятью компонентами: ценностно-смысловым, мотивационным, познавательным, рефлексивным, операционально-технологичным. Ценностно-смысловой компонент включает в себя отношение человека ко времени, осознание социальной значимости эффективной организации времени, личную ответственность за реализацию своего времени как ресурса. Мотивационный компонент раскрывается через силу побуждения к организации времени жизни и деятельности, через стремление реализовать свой потенциал в жизни. Познавательный компонент включает в себя знания технологий, приемов организации времени. Операционально-технологический компонент определяет технологию организации времени жизнедеятельности, проявляется в умении действовать в различных временных режимах. Рефлексивный компонент раскрывает возможности человека заранее предвидеть результаты действий и позволяет осуществлять контроль временных показателей в процессе собственной жизнедеятельности. Все компоненты взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и представляют собой системное образование.

Цель нашего эмпирического исследования - выявить влияние отношения к жизненной ситуации на проявление временной компетентности личности. Изучалось оно через степень удовлетворенности жизнью как отражение общего психологического состояния человека, степени его психологического комфорта и социально-психологической адаптации.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Организация исследования

Цель исследования - установление взаимосвязи между показателями временной компетентности личности и удовлетворенности жизненной ситуацией, а также определение особенностей влияния степени удовлетворенности жизнью на показатели компетентности во времени.

В качестве испытуемых в исследовании приняли участие 592 человека, люди различных профессий, в возрасте от 19 до 55 лет, когда человек занимает активную социальную позицию, получает профессию и реализуется в ней.

Психологическая диагностика осуществлялась с применением следующего инструментария. Особенности отношения к проживаемой ситуации диагностировались с использованием следующих методик: опросник «Удовлетворенность жизнью» (Н.Н.Мельникова) и тест «Индекс жизненной удовлетворенностью» (адаптация Н.В.Паниной). Показатели временной компетентности личности определялись с помощью таких методик, как «Временная компетентность личности (О.В. Кузьмина), «Семантический дифференциал времени (Л.И. Вассерман, О.Н. Кузнецов и др.), «Тест смысложиз-ненных ориентацию» (Д.А. Леонтьев), «Ценность времени» (О.В. Кузьмина), «Временная перспектива» (Зимбардо, адаптация А. Сырцова), «Опросник смысложизненных ориентацию» (Д.А. Леонтьев), опросник «Диагностика самоорганизации личности» (Д. Ишков), «Индекс протяженности временной перспективы» (А. Блюдорна, адаптация Т.А. Нестика).

При математической обработке данных применялись коэффициент корреляции Пирсона, одно-факторный дисперсионный анализ ANOVA. Эмпирические данные обрабатывались с помощью компьютерной программы SPSS STANISNICS 17 в два этапа. На первом - устанавливалась корреляционная связь между показателями удовлетворенности жизни и выраженностью временной компетентности личности. На втором - исследовалось влияние восприятия удовлетворенности жизнью на показатели временной компетентности личности.

Результаты и их обсуждение

Результаты корреляционного анализа, полученные на первом этапе исследования, свидетельствуют о достаточно большом количестве значимых взаимосвязей в каждом компоненте временной компетентности личности (табл. 1).

Ценностно-смысловой компонент компетентности во времени. Чем выше у испытуемых проявляются психологический комфорт, получаемый от жизни, желание проявлять энтузиазм в трудных жизненных ситуациях и стойкость в достижении цели, тем в большей степени для них значимы показатели насыщенности жизни, преобладания в структуре переживаний положительных эмоций и чувств в оценке событий жизни. Чем выше выражены удовлетворенность жизнью, интерес к жизни, решительность в достижении целей, позитивная оценка себя и своих поступков, оптимистический настрой на жизнь, тем значимей для человека структурированность, смысловая наполненность времени, положительная эмоциональная окраска прошлого, настоящего и будущего, интеллектуальная и эмоциональная вовлеченность в актуальные события. Чем выше проявляются характеристики удовлетворения жизнью, тем осмысленнее жизнь, точнее сформулированы жизненные цели и интересней воспринимается сам процесс жизни. Чем выше проявляется интерес к жизни, тем значимей для человека показатели выполнения работы к сроку. Отметим отсутствие корреляционных связей между показателями удовлетворенности жизнью и ограниченностью и независимостью событий друг от друга.

Интересный факт отсутствия какой-либо корреляции можно отметить при анализе взаимосвязи эмоциональной составляющей удовлетворенности жизни, проявляющейся в хорошем настроении, в позитивной оценке себя и своих поступков, со значимостью для личности насыщенности времени, последовательности выполнения действий и необходимости выполнять работу с достаточно высокой скоростью и в срок. Можно сделать вывод, что чрезмерная приверженность к упорядочиванию во времени своей жизни, стремление работать с достаточно высокой скоростью не приводят к ощущению эмоционального комфорта от жизни и увеличению оптимизма, веры в лучшее будущее.

Мотивационный компонент временной компетентности. Чем больше человек увлечен повседневной жизнью, тем в большей степени он старается учитывать прошлый опыт, стремится доводить работу до логического завершения, адаптироваться к ритму и скорости работы других людей. Однако если человек проявляет завышенную самооценку при оценке себя и своих поступков, чрезмерную решительность, стойкость для достижения целей, это не способствует желанию согласовывать временные показатели с другими членами коллектива, синхронизировать свои действия с коллегами и предоставлять работу к сроку.

Таблица 1

Значения статистически значимых корреляционных связей показателей удовлетворенности жизнью с временной компетентностью личности

Компо- Шкалы методик Индекс Интерес к Последо- Согла- Положи- Общий

нент жизнен- жизни ватель- сован- тельная фон на-

ВКЛ ной удовлетворен-ности ность в достижении цели ность между целями оценка себя строения

8 1 Сохранение порядка -0,12** 0,19** 0,11* - - -

Скорость 0,10* 0,09* - 0,10* - -

В * 3 к о Н а ° й о ° 1 « к 8 * § Срок - 0,12** - - - -

Последов ательность 0,10* 0,14** 0,08* - - -

Насыщенность - 0,10* - 0,08* - -

Активность 0,21** 0,22** 0,20** - 0,16** 0,15**

Эмоциональность 0,28** 0,32** 0,26** 0,13** 0,17** 0,17**

Величина 0,23** 0,26** 0,24** - 0,15** -

У § § « ^ § я ¥ о д к а Структура 0,25** 0,25** 0,21** 0,10* 0,18** 0,13**

Ощущаемость 0,21** 0,25** 0,21** - 0,17** 0,96*

Цели жизни 0,27** 0,23** 0,24** 0,20** 0,24** 0,19**

к ^ <5 <и Процесс жизни 0,30** 0,28** 0,28** 0,26** 0,30** 0,23**

СТ & Общий показатель СЖО 0,33** 0,28** 0,30** 0,26** 0,3** 0,25**

5 * дон Потребность выпол- - 0,14** - - - -

нения работы к сроку

^ > 5 ё Временной синтез 0,11** 0,14** - - - -

1 § § Синхронизация 0,13** 0,20** - - - -

Длительность 0,09* 0,12** - - - -

А !§ 4 а ¡2 о 13 с й ^ £ § Интуитивность -0,09* - -0,12** - -0,15** -

организации времени

Результат жизни 0,34** 0,29** 0,27** 0,29** 0,29** 0,27**

Локус контроля - Я 0,29** 0,25** 0,27** 0,21** 0,29** 0,24**

О 58 С з X Локус контроля -Жизнь 0,41** 0,29** 0,35** 0,35** 0,36** 0,29**

О >8 « 5 Целеполагание 0,24** 0,27** 0,26** 0,11** 0,16** 0,21**

Планирование 0,12** 0,15** 0,14** - 0,09* 0,13**

§ & «Ен о Я К к 55 5 Общая самоорганизация 0,21** 0,25** 0,22** 0,13** 0,18** 0,23**

Режим временной - - - - -0,12** -0,08*

неопределенности

Режим временного дефицита - 0,09* - - - -

Контроль времени - 0,10* - - - -

Самоконтроль 0,12** 0,17** 0,16** - 0,11** 0,13**

Ё Анализ ситуации 0,12** - 0,14** - 0,11** 0,11**

ё Коррекция 0,19** 0,22** 0,14** 0,16** 0,18** 0,24**

о с § § « Негативное прошлое -0,40** -0,27** -0,30** -0,32** -0,38** -0,31**

Негативное настоящее - - - - -0,10*

Будущее - 0,08** - - - -

л К « о Позитивное прошлое -0,23** -0,13** -0,13** -0,19** -0,22** -0,24**

Ф аталистическое 0,09* 0,08* 0,11** - - -

« Рч настоящее

Долгосрочное будущее 0,17** 0,14** 0,17** 0,11* 0,16* -

Ближайшее будущее - - - - - -0,12*

Настоящее -0,23** -0,16** -0,18** - -0,17* -0,13*

Ближайшее прошлое -0,20** -0,11* -0,13* - - -0,13*

Примечание: * - уровень достоверности р<0,05; ** - уровень достоверности р<0,01.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Познавательный компонент временной компетентности. С увеличением удовлетворенности жизнью и проявлением активности в достижении жизненных целей снижается интуитивность при организации времени. Люди дополнительно к личной интуиции начитают осваивать приемы осмысленной регуляции времени. Чем больше проявляется удовлетворенность жизнью, уверенность в своих способностях, тем продуктивнее воспринимается человеком собственная жизнь, вера в свои силы и возможности, убежденность в том, что он творец своей жизни.

Операционально-технологический компонент временной компетентности. Чем выше энтузиазм, интерес к обыденной жизни, убежденность в правильности своих целей, положительная оценка своих жизненных достижений, тем точнее человек формулирует эти цели, выстраивает планы. С увеличением интереса к жизни возрастает самоорганизация и желание работать в ситуациях временного дефицита. При увеличении частоты ситуаций временной неопределенности снижается оптимистический настрой на работу, положительная оценка своих поступков.

Оценочно-рефлексивный компонент временной компетентности. С увеличением интереса к жизни, общей удовлетворенности жизненной ситуацией у человека возрастают аналитические способности, контролирующие и корректирующие функции. Он в меньшей степени обращается к прошлому, снижаются временные границы настоящего и ближайшего прошлого, но увеличиваются границы долгосрочного будущего. Чем больше человек проявляет интерес к событиям своей жизни, тем короче для него кажется настоящее и ближайшее прошлое.

Для изучения влияния уровня удовлетворенности жизненной ситуацией на проявление временной компетентности был использован однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. В качестве независимой переменной выступил показатель индекса жизненной удовлетворенности, позволивший разделить выборку на три группы. К первой были отнесены испытуемые с высокой удовлетворенностью жизнью (184 человека). Вторую - со средней жизненной удовлетворенностью (154 человека). Третья группа представлена испытуемыми, не удовлетворенными своей жизненной ситуацией (254 человека). Поскольку выборки различаются по численности, была проведена проверка исходных предположений на однородность дисперсий в сравниваемых группах (критерий Ливена). Для дальнейшей обработки были взяты шкалы методик, в которых отсутствует различие в значениях средних (табл. 2).

Таблица 2

Показатели влияния удовлетворенности жизнью на временную компетентность личности

Компонент ВКЛ Шкалы методик Критерий Ливена Уровень значимости F Уровень значимости

Ценностно-смысловой Сохранение порядка 0,242 0,785 5,316 0,005

Скорость 2,871 0,57 3,863 0,022

Срок 0,091 0,913 3,988 0,019

Ощущаемость 2,130 0,120 15,481 0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели жизни 0,458 0,633 24,841 0,001

Мотив ационный Временной синтез 1,532 0,217 4,825 0,008

Синхронизация 2,326 0,099 5,399 0,005

Познав ательный Интуитивность организации времени 2,478 0,085 3,219 0,041

Результат жизни 0,579 0,546 43,813 0,001

Локус контроля - Я 0,821 0,441 29,277 0,001

Локус контроля - Жизнь 2,895 0,056 65,026 0,001

Операционально-технологический Целеполагание 4,795 0,167 20,49 0,001

Планирование 4,795 0,167 7,738 0,001

Рефлексивный Самоконтроль 0,728 0,483 6,732 0,001

Анализ ситуации 0,788 0,238 5,264 0,005

Коррекция 0,635 0,455 13,314 0,001

Негативное прошлое 2,495 0,083 60,212 0,001

Позитивное прошлое 1,813 0,164 18,026 0,001

Ближайшее прошлое 1,772 0,172 7,151 0,001

Удовлетворенность жизнью способствует развитию у человека таких временных ценностей, как упорядочение во времени своей деятельности, выполнение работы к сроку и с достаточной скоростью, без растягивания во времени процесса деятельности, личная вовлеченность в события настоящего. Жизненная удовлетворенность придает жизни осмысленность, направленность на временную перспективу (табл. 2). Также удовлетворенность жизнью обуславливает проявление двух показателей временной компетентности в мотивационном компоненте. Жизненная удовлетворенность формирует у личности взгляд на жизнь как на единство прошлого, настоящего и будущего. Человек оценивает прошлое и положительное несет в будущее. Удовлетворенность жизнью позволяет легко адаптироваться к ритму и скорости работы других людей, чувствовать партнера при командной работе.

Удовлетворенность жизнью способствует развитию познавательного компонента временной компетентности. У человека, испытывающего интерес к жизни, изменяется соотношение интуитивности и технологичности организации времени в сторону снижения интуитивности. Увеличивается ощущение продуктивности прожитого отрезка жизни, повышается вера в возможности достижения поставленных целей.

Показатели организационно-технологического и рефлексивного компонентов временной компетентности изменяются под влиянием удовлетворенности жизнью. Жизненная удовлетворенность стимулирует процесс жизненного целеполагания и планирования. Цели формулируются точнее, привязываются к временному отрезку. Человек начинает осуществлять самоконтроль времени. Время рассматривается как один из ресурсов развития. Люди начинают в меньшей степени фокусировать свое внимание на событиях прошлого как негативного, так и позитивного характера, снижаются временные границы ближайшего прошлого.

Выводы

Проведенное исследование проявления временной компетентности личности в ситуациях с разной удовлетворенностью жизнью позволяет сделать выводы:

1.Существует взаимосвязь удовлетворенности жизнью с показателями временной компетентности личности во всех пяти компонентах. Большая часть коэффициентов корреляции имеет положительное значение. Это позволяет констатировать то, что, чем больший эмоциональный комфорт получает человек от жизни, чем ярче проявляется его удовлетворенность жизненной ситуацией, тем выше проявляются показатели ценностно-смыслового, мотивационного, познавательного компонентов временной компетентности. Отрицательные значения коэффициентов корреляции позволяют выделить некоторые особенности проявления временной компетентности. Так, в случае снижения показателей удовлетворенности жизнью люди усиленно пытаются упорядочить свое время. У них возрастает пессимизм по отношению к прошлому, появляется ностальгическое к нему отношение, ощущение настоящего и ближайшего будущего становятся более пролонгированным.

2. Удовлетворенность жизнью влияет на развитие и функционирование временной компетентности личности. Жизненная удовлетворенность способствует конструктивному развитию показателей ценностно-смыслового, мотивационного, операционально-технологического, познавательного, рефлексивного компонентов временной компетентности личности. Исключение составляют показатели шкал интуитивной организации времени, негативного прошлого и ближайшего будущего. Снижение значений по данным шкалам позволяет резюмировать то, что человек начинает осваивать приемы самоорганизации во времени, не зацикливаться на негативном прошлом, верить в свои личные силы.

Проведенное исследование расширяет круг психологических знаний о временной компетентности личности и факторах, обуславливающих ее развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотова А.К. Время и его переживание в ситуации социальной нестабильности // Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II науч.-практ. конф. 24 декабря 2003 и 8 декабря 2004 / под ред. Е.А. Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2004. 250 с.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.

3. Воронин В.Н., Князев И.Н. К определению психологического понятия ситуации // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М., 1989. С. 255-258.

4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М., Смысл, 2008. 267 с.

Ситуационный подход к исследованию компетентности во времени 33

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 2

5. Горбатов С.В., Лысков Б.Д. Концепции собственного будущего как фактор регуляции социального поведения // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. 1992. Сер. №6, вып.1. С. 70-77.

6. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2003. 124 с.

7. Егорова И.А. Ситуационный подход к проблеме психологической компетентности преподавателя вуза // Вестн. Таганского ин-та управления и экономики. 2009. № 1. С. 99-104.

8. Леонов Н.И. Модель человека конструирующего // Социальный мир человека: Материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием «Человек и мир: психология конфликта, неопределенности и риска инноваций». 17-19 апреля 2014 г., г. Ижевск / под ред. Н.И. Леонова. Ижевск: ERGO, 2014. С. 12-14.

9. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. 496 с.

10. Магнусон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983. № 2. С. 29-54

11. Осухова Н.Г. Человек в трудной жизненной ситуации: феноменология и психологическая помощь // Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II науч.-практ. конференций 24 декабря 2003 и 8 декабря 2004 / под ред. Е.А.Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2004. 250 с.

12. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999.

13. Хомик В.С. Деформация субъективной картины жизненного пути при ранней алкоголизации: дис. ... канд. психол. наук, М, 1985, 153 с.

Поступила в редакцию 15.04.15

O. V. Kuzmina

SITUATIONAL APPROACH TO STUDY COMPETENCY IN TIME

The paper substantiates the necessity for investigating personal time competency in the context of situational approach. It gives a review of the psychological time research in terms of the attitude to reality situations. The author describes the structural and functional model of time competency and its structural components.

The empirical study that took place was directed to establish the correlation between personal time competency data and life satisfaction, and to define the impact of the attitude to reality situation on time competency data. The variance analysis that was held during the research allowed to prove the suggestion that life satisfaction facilitates the constructive development of axiological, motivational, operational and technological, cognitive, and reflexive components of personal time competency.

Keywords: situational approach, reality situation, personal time competency, reality situation satisfaction, interest in life.

Кузьмина Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент

Уральский гуманитарный институт

620078, Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 63

E-mail: [email protected]

Kuzmina O.V.

Candidate of Psychology, Associate Professor Ural Institute for Humanities

620078Russia, Yekaterinburg, Komsomolskaya st., 63 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.