УДК 656.225(476)
И. А. ЕЛОВОЙ, М. М. КОЛОС (БелГУТ, Беларусь)
ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМ ДОСТАВКИ КАЛИЙНЫХ УДОБРЕНИЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «БЕЛАРУСЬКАЛИЙ»
Розглядаеться методолот та методика вибору ефективних систем доставки калшних добрив. Наведеш результати дослщжень з визначення рацюнальних маршрупв перевезень залежно ввд форс-мажорних обста-вин, фрахтових i тарифних ставок на р1зних видах транспорту.
Рассматривается методология и методика выбора эффективных систем доставки калийных удобрений. Приведены результаты исследований по определению рациональных маршрутов перевозки в зависимости от форс-мажорных обстоятельств, фрахтовых и тарифных ставок на различных видах транспорта.
A methodology and methods of selection of effective delivery systems of potassium fertilizers is considered. Investigation results on determining rational routes dependent on force-majeur circumstances, freight and tariffs rates on different means of transport have been presented.
Производственные мощности по добыче калийных удобрений находятся в 13 странах мира. На долю российских и белорусских предприятий приходится около 1/3 мирового производства данного вида удобрений. ПО «Беларуськалий» отправляет на экспорт около 85 % своей продукции. Роль систем доставки в цене доставляемой продукции значительна, так как калийные удобрения поставляются во многие страны мира от Южной Америки до Юго-Восточной Азии. В этих условиях цена предложения калийных удобрений в значительной мере зависит от транспортной составляющей, характеризуемой транспортно-логистическими затратами.
В конечном итоге создание эффективных систем доставки калийных удобрений направлено на снижение цены предложения в месте их продажи, увеличение прибыли ПО «Бела-руськалий», валового национального дохода Беларуси и налоговых поступлений в государственный бюджет за счет уменьшения транс-портно-логистических затрат [1]. Объектом исследования для достижения данной цели являются материальные, транспортные, информационные потоки при доставке продукции ПО «Беларуськалий» к месту их продажи.
Исходная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач в сфере функционирования видов потоков [2]: 1. Материальный поток: - разработка и экономическое обоснование эффективных систем доставки минеральных удобрений от производителя до пункта продажи при известных объемах поставки в конкретные государства;
- обоснование перевозки калийных удобрений маршрутными, групповыми или пова-гонными отправками с учетом ограниченного числа вагонов.
2. Транспортный поток:
- разработка эффективной системы обновления вагонного парка для доставки продукции ПО «Беларуськалий»: создание операторской компании на основе фирмы «Беларусь-калий-транспорт», использование вагонов, принадлежащих экспедиторам-резидентам Республики Беларусь, перевозка минеральных удобрений в вагонах железных дорог;
- реконструкция станции отправления Калий-3, путевого развития перевалочных терминалов в портах (Клайпеда и др.) с учетом обеспечения потребной перерабатывающей способности.
3. Информационный поток:
- разработка рекомендаций по совершенствованию режимов взаимодействия материального потока с информационным и транспортным в начально-конечных (станция Калий-3 и портовые станции) и транзитных пунктах (разрешение ввоза арендованных вагонов экспедиторами-резидентами Республики Беларусь на срок до одного года);
- выбор рациональной формы транспорт-но-экспедиторского обслуживания при доставке калийных удобрений, включая сквозное экспедирование операторской компанией на базе фирмы «Беларуськалий-транспорт».
4. Финансовый поток:
- выбор рациональной системы оплаты при перевозке калийных удобрений железнодорожным транспортом через экспедиторов-резидентов
или нерезидентов Республики Беларусь, непосредственная оплата отправителем транзитным железным дорогам и другие формы оплаты;
— обоснование эффективной системы продажи на международном товарном рынке продукции ПО «Беларуськалий» аналогично оплате за перевозку: через посредников резидентов или нерезидентов Беларуси;
— создание оптимальной системы финансирования обновления вагонного парка для перевозки калийных удобрений путем выбора из альтернативно возможных: предоставление льготных кредитов, приобретение подвижного состава экспедиторами резидентами Беларуси или ПО «Беларуськалий» и др.
Около 90 % экспортной продукции ПО «Бе-ларуськалий» доставляется через морские порты. Теоретически перегрузка калийных удобрений на морские суда должна осуществляться в одном глубоководном порту, что позволит снизить себестоимость перевалки. Однако при таком подходе форс-мажорные обстоятельства могут привести к сбоям в перевалке, что остановит продвижение материального потока до потребителя и накопления продукции у производителя, увеличив цену предложения. Это требует распределения перевалки калийных удобрений между несколькими портами.
Выполненные исследования показали, что в качестве целевой функции целесообразно использовать маржу дополнительной прибыли, которая формируется за счет эффективных систем доставки и продаж (в качестве целевой функции используется маржа дополнительной прибыли, образуемая за счет эффективных систем доставки и продаж):
1. Продажа калийных удобрений ПО «Беларуськалий» при поставке на условиях ФОБ:
— в качестве переменной используется доля калийных удобрений, реализуемых РУП ПО «Беларуськалий» через порты Вентспилс, Клайпеда и Николаев
^ = ( - Цпвн )вн Опр (1 -Д) +
+((об - ц™)) бпр (1 -Д) +
+( - Цпнри )) Опр (1 -Д)^ тах.
Ограничения:
в качестве переменной используется количество вагонов для перевозки калийных удобрений на Вентспилс, Клайпеду и Николаев
^=(цГ - цпрн)
365 пвнРвн
"ваН ст
+
©в
(цф°б - Ц п?)
+((нфоб - ц пи)
365 пклРкл ваг ст
+
©к
365 п™ Рни
ваг ст
©ни
max.
Ограничения:
365 П Рг
ва^ст < О ■ пвн п™ пни > 0©' ' ваг ваг ваг
Овн + Окл + Они > Опр (1 -Д);
365 п^Р™ + 365 п^ +
©в
©кл
365 п™Рни
+ ©Гст = Опр (1 -Д);
365 п' Р'
"ваН ст < ожд
2. Продажа калийных удобрений международной калийной компанией на условиях СИФ
F2 =
¿¿(цй - ц пврн,/ )н х
вн гI '
I=1 г=1
/ т
+!!(3? - Ц Па) х.
кл
А
I=1 А=1
I=1 к=1 Ограничения:
£¿((5 -Цпнрик/)) ^тах.
Xрвнхг = Хвн ОПр(1 -Д);
г=1
п
Xр^х™ = Хкл Опр (1 -Д);
А=1
¿РОТ = Хни Опр (1 -Д);
к=1
Хвн + Хкл + Хни = 1 - Д ;
Х'Опр (1 -Д)< аг; Хвн, Хкл, Хни >0;
Овн + Окл + Они > Опр (1 -Д).
хгвн, хкл, хки > 0.
3. Продажа калийных удобрений компаниями Республики Беларусь при поставке на условиях СИФ:
F = F1 + F2 ^ max .
Ограничения имеют математическую форму, приведенную в п.1 и 2.
Теоретически максимизация прибыли ПО «Беларуськалий» и посреднических компаний Беларуси по продаже калийных удобрений повысит ВНД нашего государства при поставке их на условиях СИФ.
В вышеприведенных формулах имеются следующие условные обозначения:
Цвфн°б, ЦГ, - соответственно цены покупателя на условиях ФОБ, по которым он готов приобрести калийные удобрения в портах Вентспилс, Клайпеда и Николаев;
ЦпрГ, цпл, Цпр - соответственно цены
продавца (ПО «Беларуськалий»), по которым он готов продать калийный удобрения в портах Вентспилс, Клайпеда и Николаев с учетом издержек производства и обращения (включая тарифы, портовые, страховые сборы и другие транспортно-логистические затраты), стремления получить намеченную прибыль от реализации, производственных возможностей;
Хвн, Хкл, Хни - соответственно доли калийных удобрений от общего объема производства, реализуемые РУП ПО «Беларуськалий» через порты Вентспилс, Клайпеда и Николаев;
А - доля калийных удобрений, реализуемая на экспорт на условиях ДАФ, а также на внутреннем рынке;
2пр - ежегодный объем производства калийных удобрений ПО «Беларуськалий», т/год;
бвн; Ол; Они - соответственно перерабатывающая способность портовых комплексов Вентспилс, Клайпеда и Николаев, резервируемая для ПО «Беларуськалий» и определяемая «узким местом» (пропускной способностью портовой станции, соединительных путей данной станции и портовых причалов и т. п.), наличием калийных удобрений других производителей, а также иных грузов;
пваг, Пваг, п™г - соответственно количество вагонов для перевозки калийных удобрений на Вентспилс, Клайпеду и Николаев, обеспечивающих максимизацию маржи дополнительной прибыли за счет сокращения транспортно-логистических затрат;
©вн, ©кл, ©ни - соответственно оборот вагонов на Вентспилс, Клайпеду и Николаев;
Рст, Рст, Рсни - соответственно статическая нагрузка вагонов при перевозке минеральных удобрений на Вентспилс, Клайпеду и Николаев;
гфоб
гтсиф гтсиф гтсиф "внг/ ' "кл/7 ' "ник/
Рс1, Рф , Р™ - грузоподъемность (грузовместимость) 1-х судов, следующих в 7, ф и Ы-й порты соответственно из портов Вентспилс, Клайпеда и Николаев, используемая для перевозки калийных удобрений ПО «Беларуськалий»;
йЖ4, ОЖл , вжи - соответственно часть наличной провозной способности железнодорожного направления, резервируемая для перевозки калийных удобрений на Вентспилс, Клайпеду, Николаев;
ф ттсиф
цены покупателя при
поставке на условиях СИФ, по которым он готов приобрести калийные удобрения в 7, ф и Ы-й портах, поступающих соответственно из портов Вентспилс, Клайпеда и Николаев в 1-х судах;
Цци, Цпр//, цнрЫ/ - цены продавца (международной калийной компании, белорусских посредников и др.), по которым он готов продать калийные удобрения в г, ф и Ы-м портах при их отправлении соответственно из портов Вентспилс, Клайпеда и Николаев в 1-х судах с учетом издержек обращения (включая фрахт судов, портовые, страховые сборы, другие транспортно-логистические затраты) и содержания необходимых структур, стремления получить намеченную прибыль от реализации;
Xв, Хкл, X™ - соответственно годовое
количество 1-х судов, следующих из портов Вентспилс, Клайпеда и Николаев в г, ф и Ы-е порты.
Совершенствование систем доставки продукции может осуществляться за счет инвестиций, которые в виде кредитов отражаются в цене производителя. В результате возможны следующие варианты изменения цены готовой продукции при обновлении и увеличении собственного вагонного парка фирмы «Беларусь-калий-транспорт»:
— увеличивается на величину банковского кредита, взятого на обновление и увеличение собственного парка минераловозов;
- остается без изменения или уменьшается по причине снижения платы за пользование вагонами железных дорог, улучшения сохранности грузов и других факторов, когда парк собственных вагонов увеличивается за счет средств других физических лиц (банков, экспедиторов, посредников и т. п.). В такой ситуации часть дополнительной прибыли, образуемой за счет обновления или увеличения парка собственных вагонов, передается инвесторам, а государство получает дополнительный доход в бюджет от роста налогов при увеличении прибыли;
— аналогично предыдущему варианту цена продавца остается без изменения или уменьшается при обновлении или увеличении парка собственных вагонов за счет средств государственного бюджета. В данном варианте бюджетные средства пополняются только при увеличении прибыли и налоговых поступлений от нее.
Результаты выполненных исследований показали:
1. Экспортную продукцию ПО «Бела-руськалий» целесообразно перевозить через 3-4 морских порта в северном и южном направлениях, что позволяет учитывать форс-мажорные обстоятельства и обеспечивать максимальную прибыль у производителя, увеличить ВНД и максимально пополнять бюджет Республики Беларусь.
2. Целесообразно выделение базовых потоков для каждого порта перевалки на год и дополнительных потоков в размере 15... 25 %
от базовых, которые будут переключаться между портами в зависимости от форс-мажорных обстоятельств, проводимой тарифной политики железнодорожными администрациями на маршрутные перевозки, фрахтовых ставок на морском транспорте и портовых сборов в конкретных портах.
3. Формирование систем доставки определяется ценами спроса и предложения, которые должны закладывается в основу критерия оценки эффективности транспортно-технологических систем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Еловой И. А. Тарифы логистических транспорт -но-технологических систем (теория и методы расчетов). - Гомель: БелГУТ, 2001.- 336 с.
2. Еловой И. А. Эффективность логистических транспортно-технологических систем (теория и методы расчетов): В 2 ч. - Гомель: БелГУТ, 2000. - 581 с.
Поступила в редколлегию 12.10.2006.