Научная статья на тему 'Выбор эффективных инноваций в системе управления развитием инфокоммуникаций'

Выбор эффективных инноваций в системе управления развитием инфокоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовков Д. В.

В условиях бурного развития научно-технического прогресса в инфокоммуникациях, углубления конвергентных процессов в сферах технологий, услуг, сетей и бизнеса, повышения активности позиций пользователей в восприятии новых технологий приема и передачи цифровой информации мультисервисного характера происходит широкомасштабное появление новшеств, их внедрение и распространение на рынке. Быстрота и масштабы создания инноваций в сфере инфокоммуникаций ведут к тому, что в каждый момент времени имеется значительное число новаций с неизвестными характеристиками результатов внедрения и затрат, объемов потребления, готовности клиентов и организации связи к их реализации. Вот почему для обеспечения конкурентных преимуществ операторов связи, производителей оборудования и других участников инфокоммуникационного рынка, снижения рисков принятия неэффективных проектов необходим инструментарий научного обоснования выбора наиболее эффективных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузовков Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор эффективных инноваций в системе управления развитием инфокоммуникаций»

Выбор эффективных инноваций в системе управления

РАЗВИТИЕМ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ

В условиях бурного развития научно-технического прогресса в инфокоммуникациях, углубления конвергентных процессов в сферах технологий, услуг, сетей и бизнеса, повышения активности позиций пользователей в восприятии новых технологий приема и передачи цифровой информации мультисервисного характера происходит широкомасштабное появление новшеств, их внедрение и распространение на рынке. Быстрота и масштабы создания инноваций в сфере инфокоммуникаций ведут к тому, что в каждый момент времени имеется значительное число новаций с неизвестными характеристиками результатов внедрения и затрат, объемов потребления, готовности клиентов и организации связи к их реализации. Вот почему для обеспечения конкурентных преимуществ операторов связи, производителей оборудования и других участников инфокомму-никационного рынка, снижения рисков принятия неэффективных проектов необходим инструментарий научного обоснования выбора наиболее эффективных инноваций

д.в. КУЗОВКОВ,

ведущий специалист службы управления проектами по услугам системной интеграции ЗАО «ИнсталСайт»

одной стороны, методы,

I принципы и этапы разработки инновационных стратегий и проектов раскрыты в научной литературе по инновационному менеджменту [2]. С другой стороны, кроме указаний на использование методов экспертных оценок для обоснования выбора приоритетных инноваций до последнего времени в научной и практической деятельности отсутствовали соответствующие методические инструменты [4].

Наиболее ответственным этапом обоснования выбора перспективных инноваций является формирование экспертной группы для экспертизы полного списка инноваций с учетом особенностей национального рынка услуг связи и стратегии развития конкретных операторов связи или производителей оборудования, а также сокращенного списка с учетом критериев эффективности внедрения инноваций [1].

Анализ фаз создания и коммерциализации новшеств и этапов жизненного цикла инноваций в сфере инфо-коммуникаций показывает, что при оценке наиболее эффективных инноваций в общем периоде времени от зарождения идеи, разработки, распространения новшеств и использования их в рыночной среде в виде инноваций особенно важен первый этап до выхода на рынок. Выделение двух этапов жизненного цикла — предварительного (до выхода на ры-

с с с

нок) и рыночного, имеет важное значение для установления методов и способов оценки эффективности инноваций. Рыночный этап внедрения и использования инноваций является предметом разработки инновационных проектов и оценки их эффективности на основе стоимостных показателей, методология которых известна и применяется на практике [2]. Предварительный этап жизненного цикла инноваций характеризуется как весьма стохастический, малоинформативный относительно рыночных категорий процесс, требующий обоснования комплексных методов оценки эффективности внедрения инноваций с учетом совокупности эффектов и затрат [3].

Для отбора перспективных инноваций проводится первый тур экспертного оценивания посредством заполнения вопросника, разработанного на основе теоретических положений по анкетированию, требований к анкетам, вопросам и шкалам ответов [4]. Чтобы вопрос был понятным, однозначным, количественно измеряемым и сконцентрированным на одной проблеме, в анкете дается краткое описание инновации (сущность, технология, технические характеристики, сфера использования) и ее принадлежность к кластеру по сфере деятель-

ности, а в ответах предусматривается расшифровка с соответствующим уровнем баллов. Количество инноваций, отобранных экспертами на этапе поиска новшеств, касающихся сферы инфокоммуника-ций, обычно превышает несколько сотен. Так, в ходе исследования было рассмотрено 227 инновационных продуктов и в качестве перспективных отобрано 192 инновации.

Для выбора из перспективных инноваций наиболее эффективных проводится второй тур экспертного оценивания. В вопросах анкеты отражается совокупность условий и факторов реализации инноваций на рынке, доходность инноваций и их влияние на себестоимость услуг, конъюнктуру рынка, затраты производства, уровень риска и технологическая сложность внедрения, а также готовность пользователей к восприятию инновации и операторов связи к ее производству.

Алгоритм проведения процедуры выбора инноваций по методике комплексной оценки их эффективности, представленный на рис. 1, включает последовательность обязательных процедур экспертного оценивания. Начальным этапом является знакомство экспертов с вопросником, отражающим индикаторы эффективности, уровень их значимости для оценки результативной и за-

Июль-август 2009 г.

Алгоритм проведения процедуры выбора инноваций по методике комплексной оценки их эффективности

Знакомство экспертов с индикаторами эффективности их значимостью, шкалами измерения и уточнение параметров комплексной оценки

I

Формирование группы экспертов и оценка их качества по уровню* компетентности

_______________I_______________

Проведение экспертизы

инноваций по индикаторам „ эффективности

Обработка результатов оценки по составляющим эффективности

Анализ отклонение уточнение индикаторов и их шкал измерения или компетентности экспертов

Расчет коэффициентов

эффективности инноваций

-^''Оценка уровня'\^ Исключение

эффективности нет из списка

инноваций эффективных

инновации

да

Включение в список

эффективных инноваций и их

ранжирование

Рекомендации по внедрению

инновации

тратной составляющих эффективности, шкалы измерения параметров комплексной оценки [3].

Разработанный вопросник по оценке эффективности инноваций имеет форму таблицы, в строках которой указываются наименования инноваций, относящихся к определенному кластеру, в графах - индикаторы эффективности с указанием интервалов шкалы измерения в баллах. Простота представления вопросов и однозначность ответов позволяют не только обеспечить достоверность результатов одного тура экспертизы, но и возможность оперативной обработки результатов.

Комплексная оценка эффективности инноваций представляет собой частное от деления средневзвешенной оценки в баллах результативной составляющей на средневзвешенную оценку затратной составляющей (рис. 2). По величине коэффициента эффективности инноваций, а также количественно выраженных индикаторов эффективности можно судить об уровне целесообразности внедрения инноваций по совокупности эффектов и препятствий, а также о характере влияния каждого индикатора на общую оценку.

Век Качества N° 4

Для получения достоверных результатов отбора эффективных инноваций проводится оценка степени согласованности мнений экспертов. Анализ и обсуждение существенных отклонений в оценках экспертов по индикаторам эффективности позволяют уточнить параметры вопросника или компетентность экспертов в вопросах оценки эффектов и препятствий (сложности) реализации инноваций.

Наличие возможности рассмотрения экспертами результатов экспертизы и уточнения параметров экспертных заключений, включая мнение эксперта, реализуемых методом «Дельфи» при выставлении количественных оценок индикаторам составляющих комплексной оценки эффективности, позволяет при одной-двух стадиях экспертизы получить достоверные оценки и ранжировать инновации по уровню эффективности. В результате комплексной оценки эффективности всех актуальных инноваций было отобрано 65 наиболее эффективных. Высокий эффект следует ожидать от внедрения 14 инноваций (21,5 % от общего числа), средний - от 43 инноваций (66 %) и невысокий - от 8 инноваций (12,5 %).

Методика комплексной оценки эффективности инноваций и их ранжирование по величине коэффициента эффективности позволяют легко и однозначно упорядочить инновации по соотношению результатов и затрат, формировать научно обоснованную инновационную стратегию, направлять инвестиции в высокоэффективные проекты и снижать риск принятия ошибочных инновационных решений.

Предлагаемый инструментарий обоснования эффективных инноваций играет связующую роль между созданием инноваций и их реализацией на рынке, позволяет более эффективно осуществить трансфер и коммерциализацию инновации за счет обеспечения доказательной базы принятия эффективных решений всеми участниками инновационного процесса. Поскольку принятие решения представляет собой процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения цели, то ряд этапов процесса принятия инновационного решения базируется на инструментарии обоснования эффективных инноваций по методике комплексной оценки их эффективности.

В результатах научного обоснования эффективных инноваций заинтересованы все участники рынка инфоком-муникационных услуг, каждый из которых разрабатывает сценарии инновационного развития, соответствующие их функциям и сферам деятельности (рис. 3). Предлагаемый инструментарий обоснования выбора эффективных инноваций предоставляет участникам инновационного процесса доказательную базу принятия управленческих решений в сфере научно-технического развития, расширения и модернизации производства и потребления, инвестирования наиболее выгодных инвестиционных проектов стимулирования производства и внедрения инноваций.

Операторские компании, контент- и сервис-провайдеры получают возможность разработать более обоснованную стратегию инновационного развития с учетом совокупности эффектов и препятствий по реализации инноваций, а не только по прогнозируемой отдаче инноваций. Использование эффективных по рыночному потенциалу и затратам инноваций способствует повышению эффективности деятельности телекоммуникационных компаний и получению конкурентных преимуществ.

Производители оборудования, систем передачи информации, сетей и технологических решений получают возможность оперативной переориентации производства на воспринимаемые рынком инновации. Объективная оценка объемов продаж производимого оборудования позволяет не только получить экономическую выгоду, но и организовать прямые договорные поставки в регионы и филиалы компаний связи.

Рис. 1

Содержание комплексной оценки эффективности инноваций в сфере инфокоммуникаций

Комплексная оценка эффективности инноваций

Результативная

составляющая

Прирост Прирост доли

доходов рынка

(абонентов)

Прирост Отношение

прибыли за затрат на

счет снижения внедрение

себестоимости инновации к

услуг стоимости

оборудования

Затратная составляющая

Риск реализации

Отношение затрат на

выручке

Инвесторы получают доказательную информацию о направлениях инвестирования, а также возможность более полного обоснования инвестиционных проектов по разным критериям с учетом прямого и косвенного эффекта. Несовершенство применяемых на практике методов технико-экономического обоснования инвестиционных проектов является одним из существенных факторов, сдерживающих привлечение инвестиций, особенно иностранных, в научно-технические и инновационные проекты. Поэтому

кластерам применения, стадиям жизненного цикла и ранжированных по уровню коэффициента эффективности, получают возможность принять обоснованные решения по определению инновационной стратегии развития отрасли относительно стандартов и сетей новых поколений и регуляторные воздействия по стимулированию производства (отечественного) и внедрению инноваций, а также по обеспечению облегченных условий получения лицензий, выделению ограниченных ресурсов: радиочастотных, нумерации и т.д.

изменение их предпочтений является фактором обратной связи с создателями новшеств, обеспечивая замкнутую цепь инновационного процесса.

Повышение обоснованности управленческих решений и сценариев инновационного развития по широким (стандарты, сети, системы передачи информации) и узким (терминалы, услуги, приложения к ним) вопросам деятельности организаций инфокоммуникаций и участников смежных рынков способствует повышению устойчивости отраслевого экономического роста и развития технологической конкуренции. >>

Литература

1. Голышко А.В., Степанов С.Н., Тихвинский В.О., Терентьев С.В. Экспертноаналитическая система для исследования инновационных решений на телекоммуникационном рынке // Электросвязь. 2007. № 7. С. 32—36.

2. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягу-дин С.Ю. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2003. - 343 с.

3. Кузовкова Т.А., Салютина Т.Ю., Кузовков Д.В. Квалиметрический подход к

Прикладные сферы использования результатов отбора эффективных инфокоммуникационных инноваций

Результаты отбора эффективных инноваций в сфере инфокоммуникаций

Операторы

связи,

провайдеры

Формирование

обоснованной

инновационной

стратегии

развития

I

Повышение

эффективности

производства

услуг

Получение

конкурентных

преимуществ

Производители оборудования Инвесторы Регулирующие органы управления Потребители услуг

П ер еориентация производства

Объективная оценка объемов продаж оборудования и сетей

Корректировка

направлений

инвестирования

Обоснование

инвестиционных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проектов

Определение инновационной стратегии развития отрасли относительно стандартов* сетей новых поколений

I

Формирование

прямых

договоров

поставок

Изучение инноваций, определение готовности к потреблению

Разработка мер по стимулированию производства и внедрения инноваций (лицензии, выделение ограниченных ресурсов)

Изменение потребностей, предпочтений, требований к потребит, ценности

Рис. 2

Рис. 3

применение предлагаемого инструментария, учитывающего эффекты, сложности и риски внедрения инноваций, позволяет повысить объективность и достоверность обоснования инвестиционных вложений.

Регулирующие органы исполнительной власти в сфере инфокомму-никаций на основе отобранных инноваций, систематизированных по

с с с.

Ознакомление пользователей инфокоммуникационных услуг и технологий с инновациями дает возможность определить их готовность к восприятию инноваций, а также учесть изменение их предпочтений и требований к потребительской ценности при разработке маркетинговой и тарифной стратегий. Кроме того, учет новых требований пользователей и

а

оценке эффективности инноваций // Труды МТУСИ. 2007. Вып. 307. 311 с.

4. Малин А.С., Мухин В.Н. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - 399 с.

5. The Technology Radar - an Instrument of Technology Intelligence and Innovation Strategy / K. Rohrbeck,

I. Hener, H. Arnold // IEEE. 2006. № 8.

C. 978-983.

Июль-август 2009 г. 53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.