Оценка
эффективности инновации в сфере „
ИНФОКОММУНИКАЦИИ
Предлагаемый в статье экспертно-квалиметрический подход к построению, методике измерения и анализа результатов комплексной оценки эффективности инноваций и производителей оборудования может быть применен операторами связи и другими организациями при выборе инновационного оборудования
Д.В. КУЗОВКОВ,
ведущий специалист службы управления проектами по услугам системной интеграции ЗАО «ИнсталСайт» ысокие темпы научно-технического прогресса в сфере инфокоммуникаций и сопряженных отраслях экономики в условиях рыночных принципов хозяйствования, обострения конкуренции и повышения роли потребителя определяют необходимость совершенствования методов оценки эффективности инноваций на основе учета множества факторов и параметров процесса создания, производства и реализации новых продуктов. Выведение на рынок инновационных продуктов связано не только с техническими, экономическими проблемами их создания и масштабами реализации, но и с рисками восприятия пользователями. Поэтому для оценки эффективности инноваций уже недостаточно традиционных методов стоимостного измерения эффекта и затрат, а порой они «не работают», оставаясь условными расчетными величинами [2, 3].
Эффективность инноваций, обеспечивающих качественное обновление факторов производства, смену поколений техники и технологий, появление новых и усовершенствованных продуктов и услуг, совершенствование производствен-
Век Качества N° 1
ных процессов, характеризуется множеством проявлений и последствий не только во внутренней, но и внешней средах предприятия. Вот почему для измерения эффективности внедрения инновации по совокупности параметров необходима комплексная оценка. В этой оценке должны найти отражение количественные и качественные параметры эффективности бизнес-процессов и конъюнктуры рынка в результате применения инноваций и инновационных решений.
Для комплексного сопоставления сложно формализуемых результатов от внедрения инноваций и затрат на их внедрение целесообразно использовать экспертно-квали-метрический подход, позволяющий произвести количественную оценку эффективности по определенной системе, в которой эффективность рассматривается как совокупность отдельных свойств [5]. В основе экс-пертно-квалиметрического подхода к оценке эффективности инноваций лежат методы экспертной оценки и комплексный принцип построения на их основе обобщающих показателей, имеющих параметрический, но не обязательно стоимостной характер.
Обоснование выбора эффективных инноваций в сфере инфокомму-никаций связано с рядом трудностей. Это прежде всего отсутствие количественно выраженной информации о результатах, ресурсах и потребностях в реализации инноваций на рынке, о скорости и масштабах появления инноваций, отражающих одинаковые потребности. Для реше-
ния таких неформализуемых проблем предназначены экспертные технологии и методы экспертного оценивания [4]. Применение квалимет-рии к данной проблеме позволяет построить комплексный показатель эффективности инноваций, учитывающий множество эффектов от их внедрения (некоторые из них не могут быть выражены в абсолютных или относительных категориях стоимости), неопределенность последствий выхода инноваций на рынок, а также техническую сложность внедрения оборудования и построения сетей в сфере инфокоммуникаций, которые должны быть сопряжены и совместимы по техническим параметрам.
Методы интегральной оценки уровня качества используются при измерении конкурентоспособности продукции, которая зависит от множества факторов: цены, затрат на эксплуатацию или потребление, предоставляемого сервиса, соотношения между спросом и предложением [2]. По своему содержанию конкурентоспособность близка к понятию экономической эффективности внедрения инноваций. Поэтому применять квалиметрию (а именно методы построения комплексных показателей и способы их измерения) целесообразно для формирования методологии оценки эффективности инноваций на первых стадиях их жизненного цикла.
Вот почему важной методологической задачей является обоснование частных и обобщающих показателей эффективности инноваций, методов измерения, анализа и обра-
ботки данных с учетом неполноты информации и специфики экспертных оценок, характеризующих предвидение уровней и динамики результатов и затрат по отдельным инновациям или их совокупности.
Для получения достоверных и надежных результатов отбора наиболее эффективных инноваций на основе экспертных оценок методика комплексной оценки эффективности инноваций должна быть прозрачной по выбранным индикаторам посредством оценки в баллах их величины (интервалов величин), удобной для восприятия конечных результатов и их представления в виде ранжированных по уровню эффективности инноваций [1].
Методическое обоснование комплексной оценки эффективности инноваций (КОЭИ) включает в себя следующие процедуры:
а) обоснование частных показателей результативной и затратной составляющих эффективности и выбор наиболее значимых индикаторов;
б) определение адекватных каждому из индикаторов шкал измерения для получения однозначного вывода об эффективности;
в) установление значимости (весомости) индикаторов в результативных и затратных показателях эффективности с учетом сегментации инноваций по сферам деятельности;
г) построение интегрального показателя, выражающего оптимальное соотношение эффектов и препятствий в количественном выражении.
Показатели эффективности внедрения новой техники и технологий в инфокоммуникациях отражают: пополнение предприятия современными видами оборудования и сооружений связи; изменение их состава в направлении роста доли прогрессивных систем; повышение производительности труда; снижение материальных затрат и потребления электроэнергии, расходов на обслуживание оборудования и себестоимости услуг; скорость выведения на рынок новых услуг; расширение спектра услуг; рост доли более перспективных качественных услуг и технологий. Все это ведет к улучшению рыночного положения организации и росту ее конкурентоспособности [2, 3]. При этом немаловажное значение имеют затраты на создание и реализацию инноваций, обусловленные не только их стоимостью и размерами инвестиций, а также связанными с ними рисками, но и сложностью технологической реализации, выражающейся в обеспечении совместимости с имеющимися сетями, действующими технологиями и стандартами.
Показатели эффективности инфокоммуникационных инноваций
Эффекты/препятствия Индикатор эффекта Показатель
Результативная составляющая
Увеличение перечня услуг и спроса, Потенциальный рост объема Темпы прироста
производственных мощностей, рынка продаж, доходов от услуг, доходов
удовлетворение новых потребностей абонентской базы, трафика, (абонентов)
в услугах и технологиях качества услуг
Переход к новым услугам и технологиям, Прорывный характер внедрения - Увеличение доли
резкое изменение потребностей и спроса, рост масштабов производства рынка
конкурентное преимущество и потребления
Внедрение прогрессивных технологий, Рост производительности труда Прирост прибыли
экономия материальных ресурсов снижение материалоемкости за счет снижения
и электроэнергии, рост быстродействия и себестоимости услуг себестоимости
оборудования, экономия издержек услуг
Затратная составляющая
Технологическая сложность обеспечения Соизмеримость общих затрат Отношение затрат
технической и организационной сопря- на внедрение инноваций на внедрение
женности с действующими сетями и обо- с затратами на оборудование, инноваций
рудованием, модернизация базовой сети, технологии к стоимости
создание новой сети доступа оборудования
и сервисного обслуживания
Воздействие макро- и микроэкономических Возможность отрицательных Риск - степень
факторов риска в процессе создания последствий внедрения вероятности
и внедрения инноваций. Неготовность инноваций упустить выгоду
рынка к восприятию инновации или понести убытки,
и оператора к ее реализации отсутствие
потребности
Размер стоимости инновации, затраты Соизмеримость общих затрат Отношение затрат
на ее создание и внедрение с учетом на внедрение инноваций на внедрение
сопряженных затрат на модернизацию с доходами от внедрения к выручке
сетей, лицензирование деятельности,
приобретение частотного ресурса,
использование в инновациях дорого-
стоящих ресурсов и средств связи
Комплексная оценка эффективности инноваций
В свете экспертно-квалиметри-ческого подхода эффективность инноваций означает их способность приносить эффект с такими затратами, которые обеспечивают инновациям коммерческую жизнеспособность, а ее комплексная оценка характеризуется системой показателей, отражающих различные эффекты внедрения инноваций по соотношению результатов и затрат на их создание и реализацию.
Разнообразные свойства, составляющие эффективность инноваций, находятся в противоречии между собой: рост одних может привести к ухудше-
нию других. Иными словами, нужно найти наиболее существенные показатели эффективности, которые не противоречат другим и обеспечивают однонаправленность эффекта, что способствует получению однозначной оценки эффективности. Решение состоит в типологизации свойств и показателей эффективности, отражающих ее результативную и затратную составляющие, с целью выбора наиболее значимых индикаторов эффективности инноваций. Для этого нами были произведены идентификация различных проявлений эффектов и препятствий внедрения инноваций и выбор наиболее значимых показателей их эффективности (см. таблицу).
Январь-февраль 2009 г.
(І
КОЭИ представляет собой соотношение результативной и затратной составляющих, выраженных количественно в баллах и отражающих совокупность индикаторов эффектов и затрат создания и внедрения инноваций. В обобщенном виде содержание КОЭИ представлено на рис. 1.
Для практического использования сформированной комплексной оценки эффективности инноваций при выборе наиболее эффективных инновационных решений методический инструментарий дополнен шкалами измерения параметров оценки, оценкой их значимости, алгоритмом проведения экспертизы и оценки ее результатов, а также графическим представлением ранжированных инноваций.
Формализовано параметры составляющих КОЭИ выражаются в баллах, взвешиваются по значимости индикаторов и имеют следующий вид:
^ результативная составляющая эффективности инноваций РИ — это функция от переменных: потенциальный темп прироста доходов от услуг связи (абонентов) ДО, прорывной потенциал развития (прирост рыночной доли) Д^, прирост прибыли за счет снижения себестоимости услуг ДДс: Ри=Г(ДО, даг, ДДс);
Ри=ацДО + а^Д^ + а^ДДс ^ затратная составляющая эффективности инноваций ЗИ — это функция от переменных: технологическая сложность реализации СИТ, риск реализации йИ, экономическая сложность (стоимость) СЭИ:
Зи = ДСит, йи, Сэи);
Зи = Ь1|Сит + ЬяК-и + Ь^сэи;
эффициенты значи-
где а
мости параметров результативной и затратной составляющих эффективности; 1 - число параметров функций эффективности (в данном слу-
Век Качества N° 1
чае 1 = 1 + 3); j - число групп (кластеров) инноваций в зависимости от вида связи, положения на сети связи, типа инноваций (услуги, оборудование, технология).
На основе результатов экспертного оценивания инноваций путем выставления балльных оценок по параметрам результативной и затратной составляющих КОЭИ с учетом их значимости производится количественная комплексная оценка их эффективности по следующей формуле:
Ки = Ри/Зи.
Соотношение средневзвешенных оценок в баллах результативной и затратной составляющих эффективности инноваций дает количественное выражение оценки в виде коэффициента. В зависимости от величины коэффициента устанавливается качественный уровень эффективности внедрения инноваций: при КЭИ много больше единицы (КЭИ > 1,5) эффективность очень высокая; при 1,0 < КЭИ < 1,5 — высокая; при 0,8 < КЭИ < 1,0 — средняя; при 0,5 < КЭИ <
0,8 — низкая, при КЭИ < 0,5 — очень низкая.
Квалиметрический подход к построению комплексного показателя эффективности инноваций в сочетании с экспертным методом оценки его параметров позволяет осуществлять их прямое ранжирование по уровню эффективности, что является особенно важным при принятии стратегических или тактических решений по инвестированию инновационных разработок или покупке новых технологий, систем, оборудования.
Комплексная оценка эффективности производителей оборудования
Предложенный экспертно-ква-лиметрический подход к построению, методике измерения и анализа результатов КОЭИ может быть
применен к выбору операторами связи и другими организациями производителей инновационного оборудования.
Сегодня на российском рынке инфокоммуникационного оборудования доминирует ряд крупных компаний, в том числе: Alcatel, Cisco Systems, ECI Telecom (Veraz Networks), Ericsson, Huawei, IskraTel, Italtel, Lucent, Marconi, Nortel, Siemens, ZTE. Анализ инновационного оборудования ведущих производителей показывает, что почти все они идут в одном направлении, выпускают однотипное оборудование, и трудно отдать предпочтение тому или иному вендору. Все поставщики делают акцент на решения, обеспечивающие повышение надежности оборудования и развертывание новых сервисов, а также на оптимизацию и универсализацию сетевой инфраструктуры, а также экономичность своих продуктов.
Однако при решении вопроса о выборе производителя оборудования критериями являются не только технические и экономические (ценовые) параметры, но и исполнительность договоров, качество их выполнения по объектам и времени поставок, соответствие технических характеристик аппаратуры заявленным в договоре, комплексность поставок и т.д. Таким образом, возникает типовая задача для применения экспертно-квалиметри-ческого подхода к разработке методики обоснования выбора наиболее эффективного производителя оборудования.
Содержание комплексной оценки эффективности производителя оборудования представлено на рис. 2. Расчет коэффициента эффективности, алгоритм проведения процедуры экспертного оценивания и отбора наиболее эффективного производителя по совокупности индикаторов результативной и затрат-
ной составляющих комплексной оценки эффективности производителя оборудования аналогичны методике обоснования эффективных инноваций.
Таким образом, выбор эффективного производителя обусловлен совокупностью факторов и условий, определяемых как объемами производства, применением ресурсосберегающих технологий и других технических решений, качеством выпускаемой продукции, так и реализацией оборудования телекоммуникационным компаниям.
Рассмотренные сферы прикладного применения инструментария комплексной оценки эффективности инноваций (производителей оборудования) подтверждают значимость разработанных аналитик о-и с след о-вательских средств управления инновационным процессом и обоснования решений по инновационному развитию инфокоммуникаций.
Литература
1. Голышко А.В., Степанов С.Н., Тихвинский В.О., Терентьев С.В. Экспертно-аналитическая система для ис-
следования инновационных решений на телекоммуникационном рынке // Электросвязь. 2007. № 7. С. 32—36
2. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. - М.: Вильямс, 2007. - 173 с.
3. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 382 с.
4. Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении: Учебное пособие. - М.: Дело, 2004. - 400 с.
5. Фомин В.Н. Управление качеством. Сертификация: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2007. - 384 с.
ХРОНИКА I Новости компаний
Выставка 1Т в Нижнем Новгороде С 22 по 24 апреля 2009 г. на Нижегородской ярмарке в рамках Международного форума информационных технологий пройдет 18-я специализированная выставка «Информационные технологии и системы». Задачи выставки определяются организаторами четко. В первую очередь, это демонстрация передовых разработок в области программного обеспечения, компьютерной техники, систем связи и коммуникаций. В более широком плане выставка призвана оказать содействие развитию рынка информационных технологий и услуг связи Нижегородской области и Поволжья. Выставочный проект «Информационные технологии и системы» демонстрирует базовые и прикладные программные средства, технику контроля и защиты информации, системы хранения данных, оргтехнику, комплектующие и периферийные устройства, аппаратуру радиосвязи, спутниковой и космической связи и др. Проводимые на выставке презентации программно-технических средств автоматизации и аппаратного инструментария для управления помогут руководителям российских компаний познакомиться со всеми новшествами этих направлений, выбрать лучшие IT-решения для своего бизнеса и с помощью специализированных предприятий начать их внедрение на производство. J www.yarmarka.ru ECI Telecom признана ведущим поставщиком решений для пакетных оптических транспортных сетей Независимая организация по исследованию рынка Heavy Reading признала компанию ECI Telecom ведущим поставщиком в своем отчете «Квартальный анализ пакетных оптических сетей за 3-й квартал 2008 г.», в котором приводится обзор недавно определенной категории продуктов пакетной оптической транспортной системы (P-OTS). ECI Telecom сохраняет лидерство в этом сегменте в течение последних трех кварталов. По мнению Стерлинга Перина, ведущего аналитика Heavy Reading, «сегмент P-OTS развивается значительно быстрее по сравнению с общим развитием рынка оптического транспорта, поскольку поставщики услуг связи понимают истинные преимущества такого конвергентно- го решения. Компания ECI Telecom была одним из первых разработчиков пакетных оптических транспортных систем и завоевала лидерство благодаря своей платформе XDM. Поставщики сетевых решений, такие как ECI Telecom, расширяющие свои линейки транспортного оборудования с расчетом на будущие перспективы пакетной передачи, будут иметь лучшие возможности в предоставлении поддержки операторам сетей по всему миру при их переходе от сетей с коммутацией каналов к пакетным сетям». «Объединение функциональных возможностей MPLS, DWDM, ROADM и SONET/SDH в единой платформе - это одно из ключевых отличительных качеств платформы XDM компании ECI. Благодаря гибкости архитектуры платформа XDM позволяет операторам связи индивидуально выбирать темпы перехода к сетям следующего поколения, вкладывая средства только в то оборудование и в то время, когда это экономически обоснованно», - отметил Эйял Шакед, исполнительный вице-президент и генеральный директор отделения сетевых технических решений Network Solutions Division компании ECI Telecom. www.eci.ru