Научная статья на тему 'Выбор асинхронного электродвигателя для привода ленточного конвейера с цилиндрическим редуктором'

Выбор асинхронного электродвигателя для привода ленточного конвейера с цилиндрическим редуктором Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
939
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД КОНВЕЙЕРА / ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ РЕДУКТОР / ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА / ASYNCHRONOUS MOTOR / ELECTROMECHANICAL CONVEYOR DRIVE / GEAR RATIO / PARALLEL-SHAFT GEARBOX / GEAR TRAIN

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лустенков М.Е., Скарыно Б.Б., Лустенкова Е.С.

Рассмотрены вопросы выбора асинхронного электродвигателя и цилиндрического редуктора для электромеханического привода с постоянным режимом работы, в частности, для конвейерной техники. Проанализированы массовые и стоимостные характеристики стандартных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором и серийно выпускаемых цилиндрических редукторов белорусского и российского производства. Приведены рекомендации по выбору электродвигателей с различными синхронными частотами вращения валов в зависимости от передаваемой мощности в диапазоне 0,37…5,5 кВт. Критериями выбора электродвигателя требуемой мощности с учетом его максимальной долговечности и рациональной загруженности были приняты минимальные массогабаритные параметры и цена привода. Установлено, что если требуются электродвигатели малой мощности (до 3 кВт), целесообразно применять низкооборотные модели с синхронной частотой вращения вала 750 мин–1. Поэтому предлагается скорректировать методики энергокинематического расчета электромеханических приводов, принимая передаточные отношения цилиндрических зубчатых передач не из рекомендуемых диапазонов с последующим вычислением частоты вращения вала электродвигателя, а исходя из передаточного отношения, определяемого заданной и принятой частотами вращения входного и выходного валов привода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Лустенков М.Е., Скарыно Б.Б., Лустенкова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selection of an Asynchronous Motor for the Belt Conveyor Drive with a Parallel-Shaft Gearbox

The article deals with the issue of selecting an asynchronous motor and a parallel-shaft gearbox for an electromechanical drive with a constant duty, in particular, for conveyor equipment. The mass and cost characteristics of standard asynchronous motors with a squirrel cage rotor and commercial parallel-shaft gearboxes of Belarusian and Russian production are analyzed. Recommendations on the selection of motors with different synchronous shaft rotational speeds depending on the transmitted power in the range of 0.37–5.5 kW are given. The minimal mass, dimensional and cost characteristics of the drive serve as the criteria for selecting the motor with the required power, taking into account its maximum durability and rational workload. It is established that when using low-power motors (up to 3 kW) it is advisable to use low-speed motors with a synchronous shaft rotational speed of 700 min‒1. It is proposed to refine instructional methods of energy-kinematic calculation of electromechanical drives and to select gear ratios of parallel-shaft gearboxes not from the recommended ranges, with subsequent calculation of the engine shaft rotational speed, but on the basis of the gear ratio determined by the specified and accepted rotational speeds of the drive and driven shafts respectively.

Текст научной работы на тему «Выбор асинхронного электродвигателя для привода ленточного конвейера с цилиндрическим редуктором»

#2(707) 2019

ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. МАШИНОСТРОЕНИЕ

3

Машиностроение и машиноведение

УДК 621.83.06 doi: 10.18698/0536-1044-2019-2-3-10

Выбор асинхронного электродвигателя для привода ленточного конвейера с цилиндрическим редуктором

М.Е. Лустенков, Б.Б. Скарыно, Е.С. Лустенкова

Белорусско-Российский университет

Selection of an Asynchronous Motor for the Belt Conveyor Drive with a Parallel-Shaft Gearbox

M.E. Lustenkov, B.B. Skaryno, E.S. Lustenkova

Belarusian-Russian University

Рассмотрены вопросы выбора асинхронного электродвигателя и цилиндрического редуктора для электромеханического привода с постоянным режимом работы, в частности, для конвейерной техники. Проанализированы массовые и стоимостные характеристики стандартных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором и серийно выпускаемых цилиндрических редукторов белорусского и российского производства. Приведены рекомендации по выбору электродвигателей с различными синхронными частотами вращения валов в зависимости от передаваемой мощности в диапазоне 0,37...5,5 кВт. Критериями выбора электродвигателя требуемой мощности с учетом его максимальной долговечности и рациональной загруженности были приняты минимальные массогабаритные параметры и цена привода. Установлено, что если требуются электродвигатели малой мощности (до 3 кВт), целесообразно применять низкооборотные модели с синхронной частотой вращения вала 750 мин-1. Поэтому предлагается скорректировать методики энергокинематического расчета электромеханических приводов, принимая передаточные отношения цилиндрических зубчатых передач не из рекомендуемых диапазонов с последующим вычислением частоты вращения вала электродвигателя, а исходя из передаточного отношения, определяемого заданной и принятой частотами вращения входного и выходного валов привода.

Ключевые слова: асинхронный электродвигатель, электромеханический привод конвейера, передаточное отношение, цилиндрический редуктор, зубчатая передача

The article deals with the issue of selecting an asynchronous motor and a parallel-shaft gearbox for an electromechanical drive with a constant duty, in particular, for conveyor equipment. The mass and cost characteristics of standard asynchronous motors with a squirrel cage rotor and commercial parallel-shaft gearboxes of Belarusian and Russian production are analyzed. Recommendations on the selection of motors with different synchronous shaft rotational speeds depending on the transmitted power in the range of 0.375.5 kW are given. The minimal mass, dimensional and cost characteristics of the drive serve

4

ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. МАШИНОСТРОЕНИЕ

#2(707) 2019

as the criteria for selecting the motor with the required power, taking into account its maximum durability and rational workload. It is established that when using low-power motors (up to 3 kW) it is advisable to use low-speed motors with a synchronous shaft rotational speed of 700 min"1. It is proposed to refine instructional methods of energy-kinematic calculation of electromechanical drives and to select gear ratios of parallel-shaft gearboxes not from the recommended ranges, with subsequent calculation of the engine shaft rotational speed, but on the basis of the gear ratio determined by the specified and accepted rotational speeds of the drive and driven shafts respectively.

Keywords: asynchronous motor, electromechanical conveyor drive, gear ratio, parallel-shaft gearbox, gear train

В электромеханических приводах (ЭМП) общемашиностроительного назначения, работающих при нагрузках, близких к постоянным, широко применяют асинхронные электродвигатели (АЭД) с короткозамкнутым ротором, так как они надежны в эксплуатации, имеют простую конструкцию и невысокую цену [1]. При этом около 80 % приводов, использующих такие двигатели, являются нерегулируемыми [2]. При проектировании ЭМП выбор АЭД проводят по двум параметрам: номинальной мощности и синхронной частоте вращения его приводного вала (ПВ).

Существующие методики энергокинематического расчета ЭМП [3] предполагают следующую последовательность. Первоначально определяют мощность на ПВ с рабочим органом по заданным кинематическим характеристикам его движения и действующим силовым факторам. Предварительно разработав конструктивную схему ЭМП, включающую в себя АЭД, ПВ, передаточный механизм, соединительные муфты, предохранительные устройства и др., оценивают средний коэффициент полезного действия (КПД) механической части ЭМП. С учетом этого КПД и, следовательно, потерь определяют требуемую мощность на ПВ электродвигателя. В предлагаемом ряду АЭД с различными частотами вращения ПВ подбирают модель с ближайшим большим значением номинальной мощности Рдв.

Выбор частоты вращения ПВ АЭД обусловлен особенностями, которые необходимо рассмотреть более детально. Частота вращения ПВ АЭД близка к одной из синхронных частот пс 750, 1000, 1500 и 3000 мин1 (согласно данным ГОСТ 10683-73). В работах [4, 5] отмечено, что АЭД с высокой частотой вращения (3000 мин-1) имеют малый рабочий ресурс, а АЭД с низкой (750 мин-1) — большую металлоемкость, поэтому выбирать следует из ряда электродвигателей с пс = 1000 и 1500 мин1.

Однако этот вопрос необходимо решать комплексно с учетом параметров того редуктора, которым укомплектован ЭМП.

В связи с многообразием приводных систем, обусловленным широким набором требований к параметрам движения рабочих органов различных машин, единые рекомендации выработать невозможно.

В качестве объекта исследования выберем достаточно широко распространенные в промышленности ЭМП конвейеров и транспортеров как типовые приводы общемашиностроительного назначения. Тем более что их часто используют в качестве примеров в учебной литературе по основам проектирования и деталям машин [4, 5].

Цель работы — выработка рекомендаций по выбору частоты вращения ПВ АЭД с коротко-замкнутым ротором в составе ЭМП ленточного конвейера как типового привода общемашиностроительного назначения.

Цена в качестве показателя элементов конвейерных приводов. Для анализа выбраны основные элементы ЭМП (АЭД и редуктор), серийно выпускаемые в Российской Федерации и Республике Беларусь, как приемлемые для потребителей по соотношению цена-качество. Рассмотрим параметры ряда АЭД, выпускаемых ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» (Республика Беларусь). Цены, приведенные на рис. 1, рассчитаны на основе данных, представленных в работе [6], с учетом ставки 20 % НДС.

Как видно из рис. 1, цены высокооборотных АЭД с синхронными частотами вращения ПВ, равными 1500 и 3000 мин-1, различаются незначительно. При этом АЭД с п = 3000 мин1 в диапазоне номинальных мощностей до 10 кВт имеют практически двукратное преимущество в цене по сравнению с низкооборотными АЭД с пс = 750 мин1.

#2(707) 2019

ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. МАШИНОСТРОЕНИЕ

5

С, долл. США

Рис. 1. Зависимость цены С АЭД от его номинальной мощности Рдв при синхронной частоте вращения ПВ пс = 750 (1), 1000 (2), 1500 (3) и 3000 мин-1 (4)

и трехступенчатых ( ) ЦР производства ООО «РЯЗАНЬ-ПРИВОД» от максимального межосевого расстояния Яктах

Поскольку существует большое количество редукторов различного типа (червячные, планетарные, волновые и др.), для анализа выберем самые распространенные цилиндрические редукторы (ЦР), часто используемые для приводных систем ленточных конвейеров, серийно выпускаемые российскими производителями [7, 8]. Рассмотрим, как изменяются стоимостные показатели ЦР производства ООО «РЯЗАНЬ-ПРИВОД».

Анализ коммерческих предложений [7] показал, что передаточное отношение, выбираемое из предлагаемого набора стандартных значений, и количество ступеней не оказывают существенного влияния на цену ЦР. Основным параметром, от которого зависит его цена, является максимальное межосевое рассто-

яние Яштах, определяющее массу и габаритные размеры ЦР (рис. 2).

Анализ системы АЭД-ЦР. Проанализируем совместное влияние массовых (соответственно, габаритных) и стоимостных параметров АЭД и ЦР на аналогичные показатели ЭМП. Промежуточные элементы (муфты, предохранительные устройства и др.) и рабочие органы учитывать не будем, так как они приняты одинаковыми для различных вариантов комплектования ЭМП.

Сначала определим кинематические параметры ЭМП ленточного конвейера. Анализ данных, приведенных в работе [9], свидетельствует о том, что диаметры приводных барабанов конвейеров находятся в диапазоне 0,8... 2,0 м (в редких случаях достигая 2,5 м), а рекомендуемые скорости движения ленты — в интервале 0,8.6,3 м/с. Однако при перемещении штучных грузов скорость движения ленты не должна превышать 1,0 м/с, при транспортировании насыпных грузов на спуск — 1,6 м/с, а при наличии барабанных и плужковых разгружателей — 1,6.2,0 м/с. Таким образом, приняв усредненное значение скорости ленты и = 1 м/с, а диаметр барабана В = 1 м, получим угловую скорость вращения ПВ ю = 2и/В = 2 с1, что соответствует частоте вращения ПВ п = 19,1 мин1.

Методика определения оптимального передаточного отношения ЦР для ЭМП с серводвигателями, учитывающая их динамические характеристики, приведена в работе [10]. Для АЭД будем считать частоту вращения постоянной и близкой к синхронной.

В известных методиках энергокинематического расчета приводов предлагаются ориентировочные рекомендуемые значения передаточных отношений различных видов механических передач [3-5]. Частоту вращения ПВ умножают на передаточное отношение ЦР, полученное как произведение рекомендуемых передаточных отношений последовательно установленных в ЦР передач и принимают синхронную частоту вращения ПВ АЭД, ближайшую к рассчитанной, с последующей корректировкой передаточного отношения по ступеням.

Например, для цилиндрических зубчатых передач рекомендуемые передаточные отношения выбирают из диапазонов г'т = 2,5.5,6 для тихоходных ступеней и г'б = 3,15.5,00 для быстроходных при средней твердости поверхностей зубчатых колес (40.56 НИС) [3].

6

ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. МАШИНОСТРОЕНИЕ

#2(707) 2019

В рассматриваемом случае, приняв средние значения передаточных отношений из указанных диапазонов, получим для двухступенчатого ЦР пг'бг'т = 19,1-4,075-4,05 = 315,2 мин1, для трехступенчатого ЦР пг'бг'т1г'т2 = 19,1-4,075-4,05-4,05 = = 1277 мин-1. В первом случае необходимо корректировать передаточные отношения в сторону увеличения, чтобы обеспечить минимальную синхронную частоту вращения ПВ АЭД Пс = = 750 мин-1, во втором — выбрать АЭД с ближайшей пс (1500 или 1000 мин-1).

При частоте вращения ПВ п = 19,1 мин-1 получены следующие значения требуемого передаточного отношения ЦР ' для различных синхронных частот вращения ПВ АЭД:

Пс, мин-1................. 3000 1500 1000 750

'........................ 157,1 78,5 52,4 39,3

В работе [11] отмечено, что группа АЭД мощностью 1...5 кВт является самой распространенной в промышленности и составляет 40 % всех АЭД, поэтому проектируемый ЭМП комплектовали моделями мощностью 0,37. 5,5 кВт (см. таблицу), так как они обеспечивают необходимые силовые характеристики для ПВ (барабанов). В таблице введены следующие обозначения: пн — номинальная частота вращения ПВ АЭД; Гшах и Тр — максимальный и расчетный моменты ЦР.

Для АЭД с определенной мощностью рассматривали различные синхронные Пс (и номинальные пн) частоты вращения ПВ. К каждому АЭД подбирали редуктор с передаточным отношением ', имеющий минимальные показатели массы и стоимости, таким образом, чтобы частота вращения на его выходном валу была

Кинематические и силовые параметры ЭМП и его элементов

Рдв, кВт Модель АЭД Пс (пн), мин 1 Тип ЦР* Тшах, Н-м Тр, Н-м

0,37 АИР63А2 750 (670) 1Ц2У-100 40 315 211

АИР63В4 1000 (900) 1Ц3У-160 50 1250 196

АИР71А6 1500 (1320) 1Ц3У-160 80 1250 214

АИР80А8 3000 (2730) 1Ц3У-160 160 1250 207

0,75 АИР71А2 750 (700) 1Ц2У-125 40 630 409

АИР71В4 1000 (920) 1Ц3У-160 50 1250 389

АИР80А6 1500 (1350) 1Ц3У-160 80 1250 425

АИР90LA8 3000(2820) 1Ц3У-160 160 1250 406

1,50 АИР80А2 750 (700) 1Ц2У-160 40 1250 819

АИР80В4 1000 (940) 1Ц3У-160 50 1250 762

АИР90L6 1500(1410) 1Ц3У-160 80 1250 813

АИР100L8 3000 (2880) 1Ц3У-160 160 1250 796

3,00 АИР90L2 750 (700) 1Ц2У-200 40 2500 1638

АИР100S4 1000 (950) 1Ц3У-200 50 3150 1509

АИР112МА6 1500(1410) 1Ц3У-200 80 3150 1626

АИР112МВ8 3000 (2860) 1Ц3У-200 160 3150 1603

5,50 АИР100L2 750 (700) 1Ц2У-250 40 5000 3002

АИР112М4 1000 (960) 1Ц3У-200 50 3150 2737

АИР132М6 1500(1430) 1Ц3У-200 80 3150 2940

АИР132М8 3000(2850) 1Ц3У-200 160 3150 2950

* Приведено сокращенное обозначение ЦР (например, 1Ц2У-100: 1Ц2У — тип редуктора — цилиндрический двухступенчатый горизонтальный, 100 — максимальное межосевое расстояние а^шах = 100 мм).

#2(707) 2019

ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. МАШИНОСТРОЕНИЕ

7

близкой к принятому усредненному значению п = 19,1 мин1.

Для всех пар сравниваемых АЭД и ЦР (см. таблицу) разброс частот вращения барабанов, вычисленных по формуле п = пн/г, составил

Дп = птах -птп = 19,2-17,5 = 1,7 мин"1,

что можно считать допустимым для сравнительного анализа, учитывая некоторую условность принятой частоты вращения п.

Расчетный момент для каждой пары АЭД-ЦР определяли по формуле

т 30Рдв103 щ Тр =-а-, Н-м,

кпн

где п — КПД ЭМП, принятый при расчете равным единице вследствие низких потерь в цилиндрических косозубых передачах.

Проводили проверку выполнения условия Тр < Ттах [8]. Если это условие не выполнялось, то подбирали ЦР с тем же передаточным отношением, но с большим максимальным межосевым расстоянием.

Зависимость массы системы АЭД-ЦР от номинальной мощности АЭД показана на рис. 3. Очевидно, что при передаче малой мощности (до 1,5 кВт) наиболее рациональным по такому критерию будет использование АЭД с синхронной частотой вращения пс = 750 мин1. В диапазоне мощностей Рдв = 1,5.3,0 кВт разница между парами АЭД-ЦР с неодинаковыми синхронными частотами вращения ПВ несущественна.

При мощности более 5 кВт система с низкооборотным АЭД проигрывает по массе. Ее рез-

т, кг

350

300 -

2

250 - ../.............

200

,уу 3 4

150 -

100 -

50 | 1 1 | |

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рдв, кВт

С, долл. США

900 _

800 -

700 -

600 -

500 -

400 -

300 уЦ..

200 -

100 1

0 1

Рис. 3. Зависимость массы т системы АЭД-ЦР от номинальной мощности Рдв АЭД при пс = 750 (1), 1000 (2), 1500 (3) и 3000 мин-1 (4)

Рдв, кВт

Рис. 4. Зависимость цены С системы АЭД-ЦР от номинальной мощности Рдв АЭД при пс = 750 (1), 1000 (2), 1500 (3) и 3000 мин-1 (4)

кое увеличение для пары с АЭД мощностью 5,5 кВт и пс = 750 мин1 по сравнению с остальными системами объясняется необходимостью применения ЦР с большим максимальным межосевым расстоянием (й»тах = 250 мм), так как двухступенчатые ЦР с меньшими значениями Чц/тах не удовлетворяли условию максимального момента, а ряд трехступенчатых ЦР с а^тах = = 200 мм не содержал модели с необходимым передаточным отношением, близким к требуемому (г = 39,3).

Цены сравниваемых систем показаны на рис. 4. Резкое возрастание цены пары, укомплектованной АЭД с синхронной частотой вращения ПВ пс = 700 мин1 объясняется той же причиной, что и рост массы аналогичной системы по сравнению с остальными вариантами.

Степень нагруженности АЭД проектируемых ЭМП можно оценить по отношению Тр/Ттах. Из таблицы следует, что самыми эффективными будут АЭД с синхронной частотой пс = 750 мин1 (за указанным исключением при Рдв = 5,5 кВт), у которых (Тр/Ттах)'100 % = = 0,65.67 %. Для АЭД с более высокими значениями пс действующие нагрузки составляют менее 50 % номинальных, а в некоторых случаях (при малой мощности) — менее 20 %. Это снижает эффективность их использования с учетом того, что расчетная потребляемая мощность ЭМП оказывается еще ниже номинальной. В работе [12] отмечено, что на территории стран Евросоюза электродвигатели эксплуатируются при нагрузках, составляющих 60 % номинальных.

8

ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. МАШИНОСТРОЕНИЕ

#2(707) 2019

Выводы

1. Проблема выбора АЭД и ЦР для ЭМП является многогранной. Принятие решения зависит от множества факторов, определяемых требованиями, предъявляемыми к приводу.

2. Для ЭМП общемашиностроительного назначения средней ценовой категории, комплектуемых серийно выпускаемыми ЦР, рекомендовано при выполнении энергокинематического расчета выбирать АЭД с низкими синхронными частотами вращения ПВ (750 мин-1) при передаче мощностей до 3 кВт, так как по массогабарит-ным и стоимостным характеристикам они не уступают системам, укомплектованным АЭД с высокой частотой вращения ПВ, а по показателям долговечности, надежности и эффективности (степени нагруженности) превосходят их.

Литература

3. Следует отметить, что повышение Пс снижает долговечность не только АЭД, но и ЦР, так как приводит к увеличению коэффициента динамической нагрузки и контактных напряжений.

4. В соответствии с этим предлагается скорректировать известные методики энергокинематического расчета и при необходимости использовать передаточные отношения цилиндрических зубчатых передач со значениями, отличающимися от рекомендуемых в справочной и учебной литературе. Их значения должны определяться заданными кинематическими параметрами рабочего органа и частотой вращения ПВ электродвигателя, принятого с учетом минимальных стоимостных и массогабаритных показателей ЭМП.

[1] Леонов Е.А., Зарецкий А.М., Соловьева Е.П. Метод оценивания переходных процессов

асинхронных электрических машин. Вестник Санкт-Петербургского университета. Математика. Механика. Астрономия, 2013, вып. 3, с. 47-69.

[2] Козярук А.Е. Энергоэффективные электромеханические комплексы горно-

добывающих и транспортных машин. Записки Горного института, 2016, т. 218, с. 261-268.

[3] Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. Москва, Высшая

школа, 1998. 447 с.

[4] Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. Калининград, Янтарный

сказ, 2002. 454 с.

[5] Чернавский С.А., Снесарев Г.А., Козинцов Б.С., Боков К.Н., Ицкович Г.М., Чернилев-

ский Д.В. Проектирование механических передач. Москва, ИНФРА-М, 2013. 536 с.

[6] ОАО «Могилевский завод электродвигатель». URL: http://www.mez.by/price.shtml (дата

обращения 14 октября 2018).

[7] Рязань привод. Продажа и ремонт редукторов. URL:

http://www.ryazan-privod.ru/prays/price3.html (дата обращения 14 октября 2018).

[8] ООО «Союз-редуктор». Редукторы цилиндрические. URL: http://reduktor-union.ru/

reduktor.base.html (дата обращения 5 ноября 2018).

[9] Пособие к СНИП 2.05.07-85. Пособие по проектированию конвейерного транспорта.

Ленточные конвейеры. Москва, Стройиздат, 1988. 25 с.

[10] Richiedei D. Integrated selection of gearbox, gear ratio, and motor trough scaling rules. Mechanics based design of Structures and Machines, 2018, vol. 46, pp. 1-18, doi: https://doi.org/10.1080/15397734.2018.1453366

[11] Мугалимов Р.Г. Концепция повышения энергоэффективности асинхронных двигателей и электроприводов на их основе. Вестник МГТУ им. Г.И. Носова, 2011, № 1, с. 59-63.

[12] Золотых С.Ф., Рожков С.В., Лобанова С.В. Анализ методов повышения энергоэффективности электродвигателей в машиностроении. Известия ТулГУ. Сер. Технические науки, 2013, ч. 1, вып. 12, с. 130-135.

#2(707) 2019

ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. МАШИНОСТРОЕНИЕ

9

References

[1] Leonov E.A., Zaretskiy A.M., Solov'yeva E.P. An estimation method of transient processes of

induction machines. Vestnik of Saint Petersburg university. Mathematics. Mechanics. Astronomy, 2013, iss. 3, pp. 47-69 (in Russ.).

[2] Kozyaruk A.E. Energy efficient electromechanical systems of mining and transport machines.

Zapiski Gornogo instituta, 2016, vol. 218, pp. 261-268 (in Russ.).

[3] Dunayev P.F., Lelikov O.P. Konstruirovaniye uzlov i detaley mashin [Design of units and

parts of machines]. Moscow, Vysshaya shkola publ., 1998. 447 p.

[4] Sheynblit A.E. Kursovoye proyektirovaniye detaley mashin [Course design of machine parts].

Kaliningrad, Yantarnyy skaz publ., 2002. 454 p.

[5] Chernavskiy S.A., Snesarev G.A., Kozintsov B.S., Bokov K.N., Itskovich G.M., Cher-

nilevskiy D.V. Proyektirovaniye mekhanicheskikh peredach [Design of mechanical gears]. Moscow, INFRA-M publ., 2013. 536 p.

[6] OAO "Mogilevskiy zavod elektrodvigatel". [JSC "Mogilevsky zavod "Electrodvigatel"]. Availa-

ble at: http://www.mez.by/price.shtml (accessed 14 October 2018).

[7] Ryazan' privod. Prodazha i remont reduktorov [Ryazan drive. Sale and repair of gearboxes].

Available at: http://www.ryazan-privod.ru/prays/price3.html (accessed 14 October 2018).

[8] OOO "Soyuz-reduktor". Reduktory tsilindricheskiye ["Union gear". Gearboxes, cylindrical].

Available at: http://reduktor-union.ru/reduktor.base.html (accessed 5 November 2018).

[9] Posobiye k SNIP 2.05.07-85. Posobiye po proyektirovaniyu konveyyernogo transporta. Len-

tochnyye konveyyery [Manual to SNIP 2.05.07-85. Manual for the design of conveyor transport. Belt conveyor]. Moscow, Stroyizdat publ., 1988. 25 p.

[10] Richiedei D. Integrated selection of gearbox, gear ratio, and motor trough scaling rules. Mechanics based design of Structures and Machines, 2018, vol. 46, pp. 1-18, doi: https://doi.org/10.1080/15397734.2018.1453366

[11] Mugalimov R.G. The concept of energy efficiency of induction motors and electric drives based on them. Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University, 2011, no. 1, pp. 59-63 (in Russ.).

[12] Zolotykh S.F., Rozhkov S.V., Lobanova S.V. Analysis of methods of improving energy efficiency electric motors in mechanical engineering. Izvestiya Tula State University. Ser. Technical sciences, 2013, pt. 1, iss. 12, pp. 130-135 (in Russ.).

Информация об авторах

ЛУСТЕНКОВ Михаил Евгеньевич — доктор технических наук, ректор, профессор кафедры «Основы проектирования машин». Белорусско-Российский университет (212000, Могилев, Республика Беларусь, пр. Мира, д. 43, e-mail: lustenkov@yandex.ru).

СКАРЫНО Борис Борисович — кандидат технических наук, доцент кафедры «Электропривод и автоматизация промышленных установок». Белорусско-Российский университет (212000, Могилев, Республика Беларусь, пр. Мира, д. 43, e-mail: bb.skarina@gmail.ru).

ЛУСТЕНКОВА Екатерина Сергеевна — ассистент кафедры «Основы проектирования машин. Белорусско-Российский университет (212000, Могилев, Республика Беларусь, пр. Мира, д. 43) e-mail: fittsova@gmail.com).

Статья поступила в редакцию 26.12.2018 Information about the authors

LUSTENKOV Mikhail Evgenievich — Doctor of Science (Eng.), Rector, Professor, Department of Fundamentals of Machines Design. Belarusian-Russian University (212000, Mogilev, Republic of Belarus, Mir Ave., Bldg. 43, e-mail: lustenkov@yandex.ru).

SKARYNO Boris Borisovich — Candidate of Science (Eng.), Associate Professor, Department of Electric Drive and Automation of Industrial Installations. Belarusian-Russian University (212000, Mogilev, Republic of Belarus, Mir Ave., Bldg. 43, e-mail: bb.skarina@gmail.ru).

LUSTENKOVA Ekaterina Sergeevna — Assistant Lecturer, Department of Fundamentals of Machines Design. Belarusian-Russian University (212000, Mogilev, Republic of Belarus, Mir Ave., Bldg. 43, e-mail: fittsova@gmail.com).

10

ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. МАШИНОСТРОЕНИЕ

#2(707) 2019

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Лустенков М.Е., Скарыно Б.Б., Лустенкова Е.С. Выбор асинхронного электродвигателя для привода ленточного конвейера с цилиндрическим редуктором. Известия высших учебных заведений. Машиностроение, 2019, № 2, с. 3-10, doi: 10.18698/0536-1044-2019-2-3-10

Please cite this article in English as: Lustenkov M.E., Skaryno B.B., Lustenkova E.S. Selection of an Asynchronous Motor for the Belt Conveyor Drive with a Parallel-Shaft Gearbox. Proceedings of Higher Educational Institutions. МаМт Building, 2019, no. 2, pp. 3-10, doi: 10.18698/0536-1044-2019-2-3-10

В Издательстве МГТУ им. Н.Э. Баумана вышло в свет 2-е издание учебного пособия Л.К. Мартинсона, А.Н. Морозова, Е.В. Смирнова

«Электромагнитное поле»

Серия «Физика в техническом университете».

Рассмотрено электромагнитное поле, посредством которого в классической физике осуществляется электромагнитное взаимодействие электрических зарядов - фундаментальное физическое взаимодействие, проявляющееся не только в электромагнитных явлениях, но и в ряде других явлений и процессов. В основе теории лежат уравнения Максвелла, которые дают математически строгое и полное описание всех известных в природе явлений электромагнетизма. Приведено решение большого числа задач, иллюстрирующих теоретический материал, а также развивающих и дополняющих его. Описаны новейшие технические достижения в области электромагнетизма.

Материал, приведенный в учебном пособии, соответствует курсу лекций, читаемых авторами в МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках курса общей физики.

Для студентов технических университетов и вузов.

По вопросам приобретения обращайтесь:

105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1. Теп.: +7 499 263-60-45, факс: +7 499 261-45-97; press@bmstu.ru; www.baumanpress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.