Научная статья на тему 'Вятский государственный гуманитарный университет -классический университет гуманитарной направленности'

Вятский государственный гуманитарный университет -классический университет гуманитарной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вятский государственный гуманитарный университет -классический университет гуманитарной направленности»

В. С. Данюшенков

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Процессы интеграции высшего образования в мировую систему должны в обязательном порядке сохранять и развивать достижения и традиции отечественной системы образования. Это является одним из ведущих принципов государственной политики. Целью современной высшей школы должна быть ориентация на формирование личности с опорой на социально-экономические и гуманитарные знания, интегрируемые с профессиональными умениями и навыками специалиста.

В связи с этим особое место и роль в учебно-воспитательном процессе вуза должны отводиться гуманитарным наукам, призванным осуществлять научное прогнозирование социально-экономического развития общества, психолого-педагогических основ поведения личности, ее организаторской и исполнительской роли в жизни. Однако гуманитарные науки на сегодняшний день вместо прогнозирования развития социально-экономического общества продолжают выполнять функции разъяснения и пропаганды уже принятых, иногда не полностью продуманных решений.

В современных условиях мы наблюдаем последствия поверхностного отношения российского общества к гуманитарному образованию.

К сожалению, сегодня не осознается принципиальная и решающая роль высшего гуманитарного образования и его влияние на социально-экономическое развитие общества и культуры. При этом следует отметить, что нет единства мнений среди носителей передовых взглядов на гуманитарные знания. Мы видим, как Минобрнауки каждый год сокращает число бюджетных мест на гуманитарные и педагогические специальности. Мировая практика показывает, что на устойчивость общества в целом оказывают влияние в первую очередь природный, производственный и человеческий ресурсы, в связи с этим основным фактором активизации человеческого потенциала является система образования. Образовательный процесс, точнее, его базовая часть, понимается как процесс первичной социализации человеческой личности. При этом необходимо учитывать, что первичным в развитии человека являются мироощущения, несущие общественные, социально-экономические знания об окружающем его мире, а значит, они являются гуманитарными знаниями и заслуживают того, чтобы на их основе формировались специальные и профессиональные знания, навыки и умения.

Кроме этого современное гуманитарное профессиональное образование дает возможность развития способностей человека не только для того, чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, но обеспечить основу продолжения человеческого рода.

На современном этапе развития общества гуманитарные науки призваны обеспечить безопасность его духовной сферы. Система массового

ДАНЮШЕНКОВ Владимир Степанович - чл.-кор. РАО, доктор педагогических наук, профессор, ректор ВятГГУ © Данюшенков В. С., 2007

информирования, ее доступность зачастую деформируют сознание современного гражданского общества России. Необходимо подчеркнуть, что гуманитарное образование является важнейшим фактором, который формирует межличностные отношения, влияющие на социально-экономическую стабильность общества.

Какие же типы учебных заведений отвечают за фундаментальное гуманитарное образование?

Российской высшей школе XIX века была близка модель Гумбольдта, согласно которой университет - это элитарное высшее учебное заведение, где обучение и научные исследования находятся в неразрывном единстве и главный акцент делается на подготовку и воспитание творческой личности, способной к саморазвитию. Отсюда следует, что основой классического университета являются наука и научно-педагогические школы, при этом в науке преобладает доля именно фундаментальных научных исследований, а в учебном процессе предполагается сочетание естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Вятский государственный гуманитарный университет, имеющий почти 100-летнюю историю, соответствует критериям классического университета, предложенным вузами Урала (Проко-пьев В. П. О признаках классического университета // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 2). ВятГГУ воздействует на социально-культурные процессы, протекающие в регионе и обществе, через профессиональную деятельность выпускников и результаты своих фундаментальных научных исследований. В отличие от других типов вузов в университете ра-

ботают специалисты широкого спектра областей знаний, что дает возможность открывать новые специальности и направления, вводить новые специализации. Значительную часть выпускников ВятГГУ составляют бакалавры, специалисты и магистры в области гуманитарных и социально-экономических наук. Именно эти науки отвечают в значительной степени за развитие культурной традиции нации, формируют представление у людей об общественном развитии и показывают пути решения сложных социальных проблем.

Сегодня ВятГГУ - это региональный гуманитарный центр не только науки и образования, но и профессионального становления, самореализации и адаптации студента к современным условиям жизни.

Достоянием университета является высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Сегодня в ВятГГУ работают более 600 научно-педагогических работников, 384 преподавателя имеют ученые степени и звания, 83 доктора наук и профессора, 33 академика, члена-корреспондента российских и международных академий. В штате университета - кандидаты и доктора наук, известные своими профессиональными и научными достижениями далеко за пределами Кировской области и за рубежом.

В настоящее время в структуре ВятГГУ 16 факультетов (исторический, филологический, лингвистики, культурологии, психологии, социально-гуманитарный, юридический, физико-математический, естественно-географический, химический, педагогический, физической культуры, тех-

нологии и дизайна, экономики, управления, информатики) и 51 кафедра.

Университет располагает современной материальной базой, позволяющей обеспечить высокий уровень образовательного процесса: 6 учебных корпусов, 4 студенческих общежития, научная библиотека, компьютерные классы, вычислительный центр, отдел информации и рекламы, центр по развитию творческой инициативы студентов, музей истории университета, издательский центр, ботанический сад и агробиостанция, оздоровительно-спортивный клуб, спортивный комплекс с плавательным бассейном, загородная учебно-тренировочная база. Ведется строительство учебно-спортивного комплекса площадью 12 тыс. кв. м.

В результате реализации университетского проекта по информационному обеспечению научных исследований и учебного процесса основные лекционные и исследовательские лаборатории оснащены современными компьютерами, телекоммуникационным и мультимедийным оборудованием. Университет имеет филиалы и представительства в Кировской области, Удмуртии (Ижевск), Коми Республике (Сыктывкар).

Научная библиотека ВятГГУ - одна из крупнейших в Кирове. Хранилища библиотеки насчитывают свыше 950 тыс. экземпляров научной, учебной и художественной литературы, 445 наименований периодических изданий. К услугам студентов и преподавателей - 5 абонементов, 6 читальных залов, в том числе зал для научных работников и зал электронных ресурсов. Фондами библиотеки пользуются более 17 500 читателей.

В вузе обучается почти 16 тысяч студентов. Ведется подготовка по 72 направлениям и специальностям высшего профессионального образования, 18 основным образовательным программам среднего профессионального образования, 36 специальностям послевузовского профессионального образования (аспирантура, докторантура), 3 программам дополнительного образования, 16 программам профессиональной подготовки рабочих со сроком обучения до 6 месяцев; 18 программам повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов по профилю вуза.

Вятский государственный гуманитарный университет - один из самых крупных образовательных центров Волго-Вятского региона, который плодотворно сотрудничает с вузами России: МГУ, МПГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, РГГУ, АГУ, - имеет тесные контакты с вузами Приволжского федерального округа: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Волжским государственным инженерно-педагогическим университетом, Глазовским госпединститутом им. В. Г. Короленко, Елабужским госпедуниверситетом, Коми научным центром Уральского отделения Российской академии наук (г. Сыктывкар) и другими.

В университете функционируют информационная система управления вузом; попечительский совет; экспертный научный совет, осуществляющий оценку качества научных исследований и проектов; учебно-методический совет, выполняющий функцию экспертизы учебно-методическо-

го обеспечения образовательного процесса; студенческий совет.

Университет активно расширяет международные связи. В настоящее время реализуются договоры о сотрудничестве с Тройским государственным университетом (Алабама, США); Канзасским государственным университетом (Канзас, США); Педагогическим институтом (Канн, Франция); Каоянским технологическим университетом (Каошун, Тайвань); Национальным университетом (Пэнху, Тайвань), Цицикарским университетом (Цицикар, Китай) и другими.

В университете успешно работает студенческое научное общество. Студенты ВятГГУ - постоянные участники и победители региональных, всероссийских и международных конкурсов научных работ, предметных олимпиад, выставок.

Наличие квалифицированных кадров, авторитетных научных школ, современной материально-технической базы позволяет вести масштабную исследовательскую деятельность.

В вузе функционируют Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр РАО; 21 научно-исследовательская лаборатория. Научные исследования проводятся совместно с РАН, РАО, РАЕН.

Сознание современного человека не успевает охватить важнейшие изменения, обусловленные развитием технического прогресса. Поэтому неизбежно возникают проблемы адаптации, глобализации, демографии и т. п.

Так будет до тех пор, пока человечество не осознает необходимость и важность гуманитарных знаний и ценностей, которые в значитель-

ной степени формируют структуру человеческой личности, воспитывают чувства долга, ответственности, толерантности, сострадания, патриотизма, помогают реализовать постулат древнего философа: «Ты человеком рожден - будь человеком!»

История последних десятилетий наглядно демонстрирует, что человечество накопило огромный научно-технический потенциал, позволяющий радикально воздействовать на все стороны развития общества, причем это воздействие имеет разнообразные, далеко не однозначные измерения. Можно утверждать, что большинство современных глобальных проблем человечества возникло в результате узкоутилитарного, по сути своей, коммерческого подхода к определению целей науки и образования в современном мире. В результате сегодня мы наблюдаем прорывы в сфере технологий, позволяющие создавать производство принципиально новых видов товаров потребления, информационный бум, впечатляющие сдвиги в области производства новых материалов, прогресс в сфере сервиса и услуг. Одновременно во все более возрастающем масштабе проявляются негативные процессы деградации отдельных регионов, отрицательной демографической динамики, повышения экологических и техногенных угроз и ряд других. Многие из этих проблем приобрели глобальный характер и своим происхождением обязаны недостаточным вниманием к развитию гуманитарных наук и гуманитарного образования. Устранение этого отставания - миссия современного гуманитарного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.