УДК 792.8 793.3(075) 725.821 БО!
Аяко Кадзи, Алла Шелаева
«Вы бросали в нас цветами незнакомого искусства...»: русские балерины на службе японскому классическому балету
Классический балет с его европейскими традициями пришел в Японию только в начале XX столетия и создавался усилиями русских балерин, которые оказали колоссальное влияние на его становление и признание. До сих пор этих русских танцовщиц с разными судьбами, объединенных своей причастностью к петербургской школе классического балета и случайно оказавшихся однофамилицами, в Японии называют «трое Павловых». Первая из них — всемирно известная _____ Анна Павлова (1881-1931), с искусством которой в 1922 г. позна- 2 комились восемь городов Японии: Токио, Иокогама, Киото, Осака, ^ Кобэ, Хиросима, Фукуока, Модзи. Вторая балерина — Елена1 Павлова г (1899-1941), основательница первой в Японии балетной школы, от- § крытой в 1927 г. в городе Камакура. Оказавшись с матерью и сестрой § в эмиграции, Елена связала свою жизнь с Японией, а в 1937
г. приняла японское подданство под именем Эрико Кирисима. Елену Павлову считали «матерью японского балета»2. Этот ее статус был определен .й по образцу системы традиционного японского искусства иэмото3. Еле- ^ на Павлова воспитала первое поколение японских балетных артистов ^ и педагогов. Третьей Павловой (Ольге Ивановне Павловой,
ПО Про- аЗ
звищу Ольга Сапфир (Сафайя)), посвящена наша статья. Выпускни- о! ца вечерних курсов Ленинградского хореографического училища, она «
Л СО
работала в эстрадной труппе, которая много гастролировала по России. В городе Хабаровске Ольга познакомилась с японским дипломатом Симидзу Такэхиса, вышла за него замуж и в 1936 г. приняла японское гражданство. Ленинградская балерина, оказавшись в Токио в Японском театре (Нитигэки), на сцене которого начали показывать балетные ревю в европейском стиле, стала первым преподавателем балета в Японии с русским академическим образованием.
Заслуги Ольги Сапфир в развитии балетного искусства в Японии, при всем уважении к ее личности и таланту, не получили должной оценки и широкого освещения. Скорее всего, это произошло в связи с тем, что театр, в котором она вела педагогическую деятельность и ставила балетные спектакли, не сохранился, а ее появление в Японии и брак с японским дипломатом до сих пор окутаны некоей тайной и остаются для историков загадкой.
и
л
в
л
*
=3
а
б и ЕГ
Я &<
О
н
о
я
=я
а
«
и
1-4
а*
о <и
И
<и
0 в
Рисунки Юлии Зориной
Ольга и Симидзу упорно хранили молчание по поводу их знакомства и других семейных обстоятельств. В предисловии к монографии жены «Моя балетная жизнь» в 1984 г. Симидзу писал, что «еще нельзя раскрыть все, что связано с СССР <...> есть кое-что, что нельзя писать, тяжело писать и незачем писать»4.
Романтическая история любви русской балерины и молодого дипломата-иностранца, по всей вероятности, была осложнена исторической обстановкой: ее особенностями внутри СССР и напряжением в военно-политических отношениях между СССР и Японией. В настоящее время появились новые данные, которые позволяют уточнить отдельные биографические сведения о балерине и проливают свет на причины ее отъезда в Японию, где, как было известно Ольге Павловой, не существовало профессионального европейского балета и условий для продолжения артистической карьеры.
Ольга Ивановна Павлова родилась 28 июня 1907 г. в Петербурге, на Петроградской стороне. Ее отец Густав Янович Грудберг происходил из Риги, работал слесарем, а мать Иулиана Кузьминична Кузьмина была родом из Пскова. Отец Ольги не принял православие, поэтому родители жили в гражданском браке. Когда родилась их первая дочь Екатерина, при крещении ей была дана фамилия Павлова от мужа тетки по матери, и Ольга впоследствии стала Павловой и однофамилицей легендарной балерины.
Семья была далека от искусства, но Ольга с детства увлекалась балетом. Во время Первой мировой войны мать Ольги работала в магазине в Народном доме им. Императора Николая II, который в это время был центром художественной жизни Петрограда. Это обстоятельство открыло маленькой Ольге окно в театральный мир и подарило незабываемые впечатления детства. Отец был против желания младшей дочери стать балериной, но в возрасте двенадцати лет она настояла на своем и поступила в балетную школу Миклоса5, расположенную на Гагаринской улице, д. 3, в класс известной балерины Аполлинарии Гордовой. Обучение было бесплатным и привлекло в стены школы более двухсот человек. Среди одноклассников Ольги был Игорь Швецов, который позже эмигрировал в США и сыграл важную роль в основании американского балета. Однако новая революционная власть 12 раз закрывала школу под предлогом того, что у Ю. Н. Миклоса не было специального образования. В 1922 г. Ольгу перевели в школу, основанную известным балетным критиком и теоретиком танца А. Л. Волынским. Затем она продолжила занятия балетом на вечерних курсах Ленинградского хореографического училища на улице Зодчего Росси. С-
Вместе с ней на вечерних курсах учились Константин Сергеев, Вахтанг Ча- ^ букиани, Игорь Швецов, Михаил Георгиевский и другие будущие звезды советского и мирового балета. В архиве Центрального государственного архива | литературы и искусства в Петербурге (далее — ЦГАЛИ СПб) сохранилась программа концерта слушателей вечерних курсов6, подтверждающая ее уча- -с стие в концерте. Предположительно 10 ноября 1928 г. она танцевала вместе с В. М. Чабукиани и С. Г. Корнем в сценах из балета на музыку Н. Н. Черепни- ^ на «Красная маска». На выпускном вечере Ольга Павлова выступила с сольной ^ партией. Она исполнила фрагменты из балета Гаспара Спонтини «Весталка» § (хореография М. И. Петипа). В апреле следующего года Ольга уже в составе ^ труппы артистов балета прибыла в Ташкент на гастроли7. я
а> Ольга в годы ученичества в Ленинграде. 1924-1929
£ По приглашению талантливого актера и режиссера оперетты А. Н. Феоны ® (1879-1949) Ольга Павлова начала работать в качестве солистки, как она вспо-§ минала, в «театре на Невском». Скорее всего, речь идет о театре Ленинградской ^ музыкальной комедии, в создании которого в 1929 г. А. Н. Феона принял актив-\ЕГ ное участие. Отношения с Феоной, обладавшим немалым театральным опытом, £ сложились еще в годы ее ученичества. Учащиеся вечерних курсов выступали
<и * *
во вспомогательном составе Малого оперного театра, и режиссер приметил наиболее одаренных. Затем юную балерину пригласили в оперную труппу, созданную в Ленинграде, с которой она исколесила всю Россию. В 1931-1932 гг. Ольга в Хабаровске танцевала главную партию Тао Хоа в «революционном» балете «Красный мак» на музыку Р. Глиэра, вошедшего в репертуар всех балетных трупп СССР сразу после премьеры в Большом театре в 1927 г. Вероятно, она была приглашена в Хабаровский городской музыкальный театр, который в эти годы получил статус государственного8, вновь по рекомендации А. Н. Феоны, который своей деятельностью способствовал становлению музыкального театра в СССР.
X
ОД
з
-О
л
я 'Й
сл
Архивные исследования выявили ранее неизвестные факты биографии балерины. До брака с Симидзу Ольга была замужем, и роковое знакомство с японцем, видимо, стало причиной семейной драмы. В домовой книге9 указано, что Ольга вернулась в Ленинград 15 сентября 1932 г. и жила на иждивении мужа Зозули-Леонидова Леонида Романовича, балетмейстера Ленинградского театра музыкальной комедии. Это был творческий союз. Леонидов был хореографом, который в 1932 г. поставил «Красный мак» в Хабаровском музыкальном театре10. Однако 13 декабря 1934 г. Ольга переселилась в Москву на улицу Герцена, д. 12, где размещались посольство и военный аттатттат Японской империи. Указанный адрес свидетельствует, что брак Симидзу и Ольги Павловой был официально признан Японской империей. Можно предположить, что второй брак балерины был условием ее выживания и сохранения жизни. Ее семья, по происхождению только наполовину русская, была подвергнута репрессиям в связи с распространенной в эти годы шпиономанией11.
Когда был решен вопрос о переезде в Японию, Ольга была готова бросить профессию, но продолжала брать уроки у опытных педагогов. Под руководством В. А. Семенова балерина получила шанс повторить академический экзерсис и подготовить репертуар, в который вошли «Вальс» на музыку Ф. Крейслера, «Умирающий лебедь» в хореографии М. Фокина, партия Никии из «Баядерки» Л. Ф. Минкуса и танец Анитры на музыку Э. Грига для драмы «Пер Гюнт» Г. Ибсена, вариация из балета Л. Ф. Минкуса «Дон Кихот» и др.
В
0
Эти блестящие танцевальные номера, в которых Павлова представила грациозных героинь классического балетного репертуара, вскоре увидели японские зрители. 27 декабря 1935 г. Ольга получила японский паспорт, а в апреле 1936 г. балерина навсегда оставила родину.
Муж Павловой Симидзу Такэхиса был одним из первых специалистов по России в Японии. В 1936 г. Симидзу с русской женой поселился в Токио. Вскоре, в октябре 1936 г., министерство иностранных дел предложило ему перейти на педагогическую работу, и бывший дипломат стал профессором Харбинского института12. Здесь готовили специалистов русского языка и переводчиков в экономической и дипломатической сферах. Спустя два года он вернулся в Токио и до 1941 г. работал в Институте Восточной Азии. Затем его вновь призвал МИД. Русская балерина была безупречной женой молодого дипломата, что подтверждает его успешная карьера. В Москве состоялось важное для Ольги знакомство с Итидзо Кобаяси, президентом одной из крупнейших кинокомпаний «Тохо* и железнодорожной компании «Ханкк».
Компания «Тохо» в 1933 г. открыла в центральном районе Токио Гиндза театр для показа фильмов и танцевальных ревю. Он мог разместить 3 тыс. зрителей. Театром заведовал европейски образованный Тоёкити Хата (1892-1956),
который пригласил балерину к сотрудничеству и, высоко оценив ее способности и трудолюбие, покровительствовал ее педагогическим опытам и вставал на защиту художественных начинаний. Первой постановкой балерины из Ленинграда стал «Танец маленьких лебедей» из «Лебединого озера» П. И. Чайковского. Ольга подготовила четырех девушек, выбранных ею исключительно по внешним балетным данным13. Вопреки тревогам постаповщицы, к ее удивлению ученицы неплохо подготовили и исполнили их роли.
Однако успех выступления не тронул японских зрителей и сотрудников театра. Более того, позже Ольга узнала, что даже директор театра Хата испытывал сомнения относительно включения ее постановки в репертуар. Спустя два года, когда Хата увидел своими глазами тот же танец на нью-йоркской сцене, он понял. что танец «четырех лебедей» в постановке Ольги Павловой был изящной балетной миниатюрой, и только тогда ее работа приобрела его полное доверие. Стоит отметить, что в Японии премьера балета «Лебединое озеро» состоялась лишь в 1946 г. Поэтому зрителям было трудно оценить оригинальность хореографии русской балерины. Даже педагоги Японского театра восприняли его как странный «джазовый» танец. Первое сольное выступление Ольги Сапфир состоялось 12 октября 193Gr. — в театре «Такарадзука» она танцевала восемь
номеров. Концерт прошел как «прогон» для журналистов. В начале персональных выступлений она использовала японский псевдоним Мидори Аояма. Затем все-таки сохранила в своем сценическом имени — «Ольга Сапфир» — связь с Россией, и это принесло ей известность.
Деятельность Ольги как педагога и балерины в Японском театре проходила в тревожное время. В 1937 г. началась японо-китайская война, в 1941 — Тихоокеанская. Обстоятельства требовали от Ольги поставить балет на военные темы — восточную и германскую, чтобы соответствовать идеологии милитаристской Японии. Однако в разгар войны, в 1942 г., главным событием для Японского театра стал показ классического балета «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова с участием известного немецко-американского дирижера еврейского происхождения Иозефа Розенштока. Несмотря на напряженное время, на концерт пришли представители антигитлеровской коалиции. Розен-шток впервые дирижировал оркестром для сопровождения балета и постоянно ссорился с Ольгой. Но профессионализм дирижера и любовь к искусству взяли верх над конфликтами и привели всех участников к огромному успеху. Помимо работы в Японском театре Сапфир увлеклась кинематографом. Она была привлечена к созданию танцевальных сцен в фильме «Опиумная война» (режиссер Макино Масахиро, 1943 г.), который можно рассматривать как ремейк американского фильма «Orphans of the Storm» (1921). С другой точки зрения, в нем много сходства с балетом «Красный мак», так как в сюжете присутствуют сходные мотивы — опиум, бедные китаянки, злодеи англичанине. «Опиумная война» является важным визуальным источником, сохранившим хореографию нашей героини.
После войны Ольга Сапфир потеряла своего главного защитника — заведующего театром Тоёкити Хата, признанного военным преступником. После его ухода из театра условия работы изменились в худшую сторону. Вопреки этому она продолжала усердно работать и подготовила несколько постановок: балет «Кармен» (музыка Ж. Визе, аранжировка Сиро Мацумото), сокращенный вариант балета «Лебединое озеро», фрагменты из балета «Щелкунчик» и т.д. В 1953 г. балерина в последний раз танцевала перед зрителем, а в 1957 г. поки-2 нула Японский театр, которому служила двадцать лет. В послевоенный период CJ. деятельность Ольги была скромной, но, несомненно, и она продвинула разви-J тие японского балета. Из ее учениц стоит отметить Кико Мацуяма (1923-?), и Акэми Мацуо (1919-2013) и Момоко Тани (1921-2015), которые позже воз-^ главили частные балетные труппы, по сей день играющие ведущую роль в мире ^ балета Японии.
s Для развития японского балета имеют большое значение литературные ^ труды Ольги Павловой. Она издала три монографии, которые служат ценным материалом для изучения классического японского балета: «О балете» (1950), £ «Для молодых, кто хочет стать балериной» (1980) и «Балет, моя жизнь» (1982). s Все эти книги были переведены с русского языка на японский мужем Ольги | Сапфир Симидзу Такэхиса. Первая работа «О балете» написана для широкого ^ круга читателей. В ней кратко изложена история балета и особенности русской \ЕГ балетной школы в сравнении с французской и итальянской. Отдельные главы S посвящены выдающимся деятелям русского балета: М. Петипа, А. Павловой, С
Saint-Petersburg Historical Journal N 1 (2019)
М. Фокину, В. Нижинскму, Э. Чекетте. С особым вниманием автор отнесся к проблемам японского балетного мир, обсуждает возможности японских танцовщиков, вопросы о балетном образовании, хореографии, театральной системе, балетной критике и т.д. Книга вызвала резонанс не только в кругах любителей балета, но и выдающихся деятелей японского искусства. Известный писатель Ясунари Кавабата, лауреат Нобелевской премии по литературе, в романе «Танцовщица» (1950) не только обратился к книге Сапфир, но и серьезно задумался о судьбе японского балета в связи с деятельностью русской балерины 14. Вторая книга «Для молодых, кто хочет стать балериной» является ответом на обращения к Ольге молодых энтузиастов, интересующихся балетом. В ней она знакомит читателей с учебной программой балетной школы А. Л. Волынского, изложенной в его «Книге ликований» (1925). Книга Ольги Павловой «Балет, моя жизнь», выпущенная в 1983 г., уже после смерти балерины, представляет собой иллюстрированный фотографиями автобиографический очерк.
Сегодня, спустя почти 70 лет после выхода первой книги балерины «О балете», содержание ее остается актуальным, поскольку в стране все еще отсутствует государственная балетная школа. Балетное образование в Японии будущие артисты получают в частных студиях, и оно опирается только на финансирование их родителей. Послевоенная балетная лихорадка, которая охватила Японию, тем не менее принесла результаты. За короткое время бурно возросло количество любителей балета, появились многочисленные балетные труппы, которые ставили масштабные спектакли, и немалая роль в этом процессе принадлежит Ольге Павловой и ее инициативам, определившим близость молодого японского балета русской классической балетной школе.
и
св К а.
«
s «
о
В статье Л. Д. Гришелевой «Русские корни японской балетной школы (1989)» она названа «Элиана».
Кавасима К. Мать японского балета. Елена Павлова. Токио, 2012.
В образовательной системе иэмото ученики поднимаются по иерархии, на вершине которой господствует мастер — учитель. Ученики могут одновременно играть роль артиста и педагога.
Ольга С. Моя балетная жизнь. Токио, 1983. С. 5-6.
Ю. Н. Миклос (1873-1937), барон, магистр права, на собственные средства в 1917 г. основал частную балетную школу. В 1930-е гг. репрессирован, в 1937 расстрелян в Саратове, g 6 ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-259. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой Министерства о4 культуры Российской Федерации. Санкт-Петербург. 1917 г. — по н. в. Оп. 1. Д. 176. Л. 1. и 7 У Ольги сохранилась фотография узбекской актрисы Тамары Ханума, на обратной сто-=s роне которой написаны слова «От Тамары Ольге» с датой 19 апреля 1929 г. § 8 Крыловская И. И. Рождение театральной легенды: к истории хабаровского краевого му-й зыкального театра // Вестник Кемеровского государственного университета культу-^ ры и искусств. 2017. Вып. 41. С. 175. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rozhdenie-teatralnoy-legendy-k-istorii-habarovskogo-kraevogo-muzykalnogo-teatra ( Дата обращения g 29 сентября 2018 года).
9 ЦГА. Ф. Р-7965. Жилищно-арендные кооперативные товарищества «Жакты» Ленинграда. Оп. 77. Д. 281. Л. 72.
10 См.: URL: http://www.slovoart.ru/node/934 (Дата обращения 30 марта 2018).
11 См.: URL: http://visz.nlr.ru/person/book/t7/4/220 (Дата обращения 25 марта 2018).
12 Харбинский институт был создан в 1920 г. Японо-Русской ассоциацией как высшее учебное заведение. В момент основания он назывался Школой Японо-Русской ассоциации, просуществовал до 1945 г.
13 Их имена остались в истории японского балета: Рэнко Михаси, Сумако Накау, Рэико Хамамори, Ханао Мацуо.
14 Сапфир О. О балете. Токио, 1980.
References
GRISHELEVA L. D. Russkie korni yaponskoj baletnoj shkoly [The Russian roots of Japan ballet school. In Russ.] // 100 let russkoj kul'tury v Japonii. Moscow, 1989. S. 328-348.
KRYLOVSKAJA I. I. Rozhdenie teatral'noj legendy: k istorii Khabarovskogo kraevogo muzykal'nogo teatra [Birth of the theatrical legend: to history of the Khabarovsk regional musical theatre. In Russ.] // Vestnik Ke-merovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. Kemerovo, 2017. Vyp. 41. S. 173-180. SAPHPIR О. О balete [About the ballet. In Russ.]. Tokijo, 1980. S. OL'GA. Moja baletnajazhizn' [My life in ballet. In Russ.]. Tokijo, 1983.
Список литературы
ГришелеваЛ.Д. Русские корни японской балетной школы // 100 лет русской культуры в Японии. M., 1989. С. 328-348.
Крыловская И. И. Рождение театральной легенды: к истории Хабаровского краевого музыкального театра // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. Вып. 41. С. 173-180.
Сапфир О. О балете. Токио, 1980. Ольга С. Моя балетная жизнь. Токио, 1983.
Аяко Кадзи, А. А. Шелаева. «Вы бросали в нас цветами незнакомого искусства...»:
русские балерины на службе японскому классическому балету ^
о
Статья посвящена судьбе и необычной профессиональной карьере ленинградской балерины Ольги С-
Ивановны Павловой, выпускницы Ленинградского хореографического училища. Став женой японского ^
дипломата, она приехала в Токио в 1936 г. и работала в Японском театре более 20 лет. Своей деятель- ^
ностью внесла колоссальный вклад в зарождение и развитие японского классического балета, выступая я
как танцовщица, балетмейстер, педагог, а в своих книгах, изданных в Японии,— и как историк балета. 3
Авторы дополняют биографию балерины новыми сведениями об ее учебе, становлении карьеры и жиз- ^
ни в Ленинграде 1920-1930-х гг. 11
Ключевые слова: Ольга Ивановна Павлова, Анна Павлова, Елена Павлова, Ольга Сапфир, русский §
балет, Ленинградское хореографическое училище, японский балет, Японский театр. .'й
The article is devoted to the fate of Leningrad ballerina Olga Ivanovna Pavlova and her unusual profes- tj sional career. She was a graduate of the Leningrad choreographic school. After becoming the wife of a Japanese diplomat, she came to Tokyo in 1936 and worked in The Japanese Theater for more than 20 years. Her work .3
A. Kaji, A. A. Shelaeva. «You Threw us Flowers of Unknown Art...» Russian Ballet-Dancers Are of Service on Japanese Classical Ballet
со
has made a huge contribution to the birth of and the development of Japanese classical ballet as a dancer, choreographer, teacher. In her books, published in Japan, Olga Pavlova speaking as a historian of ballet. The authors supplement ballerina's biography with new information about her studies, the formation of her career and life in Leningrad 1920-1930.
Keywords: Olga Pavlova, Anna Pavlova, Elena Pavlova, Olga Sapphire, Russian ballet, Leningrad choreographic school, Japanese ballet, Japanese theatre.
Кадзи, Аяко — Токийский университет иностранных языков, магистр истории.
Kaji, Ayako — Tokyo University of foreign languages, master of history.
e-mail: [email protected]
Шелаева, Алла Александровна — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры Санкт-Петербургского государственного университета.
Shelaeva, Alla Aleksandrovna — PhD in philological sciences, associate professor, Department of history of Western European and Russian culture, St. Petersburg state University, member of the Union of journalists of St. Petersburg and Leningrad region.
e-mail: a.shelaeva @spbu.ru
и ce К a.
«
s «
о
<L»
S a.
о
H о
S «
S «
о
[-4
a.
\o a.