Научная статья на тему 'Введение WINDFALL TAX в российскую налоговую практику: анализ законодательных новелл'

Введение WINDFALL TAX в российскую налоговую практику: анализ законодательных новелл Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налог на сверхприбыль / налог на прибыль / windfall tax / налоговая политика / экономический анализ права / Закон № 414-ФЗ / разовый налог / налог на непредвиденную прибыль / чрезвычайный налог / excess profit tax / profit tax / windfall tax / tax policy / economic analysis of law / Law No. 414-FZ / non-recurring tax / windfall tax / extraordinary tax

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меджитов Т.В.

статья посвящена введению налога на сверхприбыль в России. Автор приходит к выводу, что введение налога на сверхприбыль не является в достаточной степени проработанным решением российского законодателя. Введение рассматриваемого налога имеет как юридические, так и экономические дефекты, которые не были учтены при разработке Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль». Предметом изучения в статье стали налоговые правоотношения, возникающие в связи с введением налога на сверхприбыль. Актуальность работы обусловлена необходимостью проведения анализа нового инструмента российской налоговой политики – налога на сверхприбыль и выражается в сопоставлении российского налога на сверхприбыль с аналогичными налогами за рубежом. Автором выявлены преимущества и недостатки налога на сверхприбыль. Научная новизна работы заключается в том, что налог на сверхприбыль до настоящего времени практически не изучался в российской юридической науке, кроме того, при рассмотрении указанного налога автор использует методологию экономического анализа права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меджитов Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of windfall tax into russian tax practice: analysis of legislative novelties

the present article covers to the introduction of windfall tax in Russia. The author concludes that the introduction of excess profit tax is not a sufficiently elaborated decision of the Russian legislator. The introduction of the tax in question has both legal and economic defects, which were not taken into account during the development of the Federal Law of 04.08.2023 № 414-FZ “On excess profit tax”. The subject of the research is tax legal relations arising in connection with the introduction of excess profit tax. The relevance of the research is determined by the necessity to analyze a new instrument of the Russian tax policyexcess profit tax, and is further expressed in the comparison of the Russian excess profit tax with similar taxes abroad. The target of the research is to determine the advantages and disadvantages of the excess profit tax introduced under the Federal Law of 04.08.2023 No. 414-FZ “On excess profit tax”. The scientific novelty of the research is determined by the fact that virtually no research relating to the excess profit tax has been carried out within Russian legal science up to the present time; furthermore, the author uses the methodology of economic analysis of law while researching the mentioned tax.

Текст научной работы на тему «Введение WINDFALL TAX в российскую налоговую практику: анализ законодательных новелл»

Т.В. Меджитов, T.V. Medzhitov,

соискатель кафедры Postgraduate .student of the Department

административного и финансового of Administrative and Financial

права Юридического института Law of the Law Institute ofPeoples'

Российского университета дружбы Friendship University of Russia

народов им. Патриса Лумумбы named after Patrice Lumumba

DOI: 10.24412/1608-8794-2024-1-258-269

ВВЕДЕНИЕ WINDFALL TAX В РОССИЙСКУЮ

НАЛОГОВУЮ ПРАКТИКУ:

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОВЕЛЛ

Аннотация: статья посвящена введению налога на сверхприбыль в России. Автор приходит к выводу, что введение налога на сверхприбыль не является в достаточной степени проработанным решением российского законодателя. Введение .Q рассматриваемого налога имеет как юридические, так и экономические дефекты, которые не были учтены при разработке Федерального закона от 4 августа 2023 г. S № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль». Предметом изучения в статье стали налоговые правоотношения, возникающие в связи с введением налога на сверхприбыль. ^^ Актуальность работы обусловлена необходимостью проведения анализа нового g инструмента российской налоговой политики - налога на сверхприбыль и выража-CQ ется в сопоставлении российского налога на сверхприбыль с аналогичными налогами 2 за рубежом. Автором выявлены преимущества и недостатки налога на сверхпри-^ быль. Научная новизна работы заключается в том, что налог на сверхприбыль S до настоящего времени практически не изучался в российской юридической науке, ^ кроме того, при рассмотрении указанного налога автор использует методологию S экономического анализа права.

§ Ключевые слова: налог на сверхприбыль, налог на прибыль, windfall tax, налоговая

О политика, экономический анализ права, Закон № 414-ФЗ, разовый налог, налог на неС

I

предвиденную прибыль, чрезвычайный налог.

S INTRODUCTION OF WINDFALL TAX INTO RUSSIAN

g TAX PRACTICE: ANALYSIS OF LEGISLATIVE NOVELTIES

C

Abstract: the present article covers to the introduction of windfall tax in Russia. The author concludes that the introduction ofexcess profit tax is not a .sufficiently elaborated decision of the Russian legislator. The introduction of the tax in question has both legal and ^ economic defects, which were not taken into account during the development of the Federal (y Law of 04.08.2023 № 414-FZ "On excess profit tax". The subject of the research is tax O legal relations arising in connection with the introduction of excess profit tax. The relevance of the research is determined by the necessity to analyze a new instrument of the Russian tax policy - excess profit tax, and is further expressed in the comparison of the Russian excess profit tax with similar taxes abroad. The target of the research is to determine the advantages and disadvantages of the excess profit tax introduced under the Federal Law of04.08.2023 No. 414-FZ "On excess profit tax". The scientific novelty ofthe research is determined by the fact that virtually no research relating to the excess profit tax has been

258

carried out within Russian legal .science up to the present time; furthermore, the author uses the methodology of economic analysis of law while researching the mentioned tax.

Keywords: excess profit tax, profit tax, windfall tax, tax policy, economic analysis of law, Law No. 414-FZ, non-recurring tax, windfall tax, extraordinary tax.

В августе 2023 г. был принят Федеральный закон

№ 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» [1] (далее - Закон о нало- ш

ге на сверхприбыль), устанавливающий разовый налог на сверхпри- g

быль компаний. Закон о налоге на сверхприбыль был разработан |

Правительством РФ и внесен в Государственную Думу Федерального g

Собрания РФ в июне 2023 г. |

Разовый налог на сверхприбыль, или windfall tax (налог на непред- :: виденную прибыль), представляет собой

налог, объектом которого является сверхприбыль налогоплательщика. g

Решение о введении windfall tax применяется, как правило, ввиду нети- |,

пичных экономических обстоятельств: кризиса в определенном секторе |

рынка или резкого и значительного изменения цен на какие-либо эконо- g

мические блага, из-за которого компании в этом экономическом секторе °

получили сверхприбыль (разовая непредвиденная прибыль вследствие ^

непредвиденного события). .а

По большей части налоги являются регулярными, то есть взыскивают- щ ся в соответствии с установленной законом периодичностью (налоговым

периодом). Разовые налоги составляют, скорее, исключение в налоговой g

политике государства. Они уплачиваются не в соответствии с налоговым |

периодом, а в связи с событием, возникающим на непостоянной основе. g

Таким образом, специфика разового налога состоит в отсутствии такого §

элемента налога, как налоговый период. При этом разовый налог может щ

взыскиваться неоднократно, при каждом наступлении определенного |

законом события [2, с. 55]. |

До принятия Закона о налоге на сверхприбыль в России разовые §

со

налоги не устанавливались. Для целей введения разового налога в часть | первую Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. [3] (далее - НК РФ)

были внесены изменения. Статья 1 НК РФ, устанавливающая перечень 259

источников налогового права, была дополнена пунктом 9, согласно ко- .

торому налоги разового характера могут устанавливаться на основании ®

федерального закона [4]. g

В мировой практике windfall tax применяется достаточно активно. 1

Одним из наиболее ярких примеров установления разовых налогов явля- g ется введение лейбористским правительством Великобритании в 1997 г. единоразового налога на приватизированные компании. Правительство лейбористов оказалось недовольно итогами приватизации государствен-

ных компаний, проведенной предшествующим правительством консерваторов, в связи с чем новым правительством было принято решение обязать все приватизированные компании заплатить windfall tax. С помощью этого решения правительство Великобритании намеревалось получить около 5,2 млрд фунтов стерлингов [5, с. 117]. Налоговая база рассчитывалась как разница между рыночной капитализацией компании на момент приватизации и так называемой справедливой оценкой, рассчитанной как произведение среднегодовой прибыли по данным за четыре года после приватизации на установленный законом коэффициент [6]. Налог должен был быть уплачен налогоплательщиком в течение двух лет.

Другим примером последних лет является введение windfall tax в отношении компаний энергетического сектора после глобального энергетического кризиса, вызванного пандемией COVID-19. .а В докладе Международного валютного фонда по итогам 2022 г., посвященном целесообразности введения налога на сверхприбыль в энергетическом секторе, указывается, что ввиду резкого увеличения цен а на энергетические ресурсы в 2022 г. компании, занимающиеся экспортом § энергетических ресурсов, получили чрезвычайно высокую прибыль, oq в связи с чем странам рекомендуется установить текущий (системати-2 ческий) повышенный налог на добычу полезных ископаемых. Странам, в которых уже был установлен текущий повышенный налог на добычу — полезных ископаемых, было рекомендовано рассмотреть введение g в 2022 г. единоразового windfall tax в отношении компаний энергетиче-

ЕТ

g ского сектора [7, с. 1]. При этом в докладе указывается, что к введению § разовых налогов на сверхприбыль государствам необходимо относиться

с осторожностью, так как они существенно искажают инвестиционные ожидания (инвесторы предпочитают стабильный и предсказуемый на-

CQ

О логовый режим значительно больше, чем введение временных налогов) g и могут не учитывать специфические черты полученной компаниями С прибыли, что может привести к кризису в отрасли [7, с. 3-5].

В октябре 2022 г. Европейская комиссия приняла постановление 260 о введении windfall tax (Council Regulation (EU) 2022/1854 of 6 October 2022 on an emergency intervention to address high energy prices) [8]. CV Постановление предусматривает введение налога на сверхприбыль, ® который должны уплатить в компании, основная деятельность которых ^ состоит в добыче и переработке нефти, добыче и переработке угля или производстве коксохимической продукции (более 75 % от оборота компании). Налог уплачивается единоразово в размере 33 % от части прибыли за 2022 год, превышающей среднегодовую прибыль компании за предшествующие четыре года [9]. В постановлении указывается, что

его цель состоит в перераспределении избыточных доходов энергетического сектора в пользу конечных потребителей посредством ограничения рыночных доходов.

В декабре 2022 г. компания Exxon обратилась в Суд ЕС с иском о признании постановления Европейской комиссии противоречащим законодательству ЕС и его отмене в связи с тем, что введение единоразовых налогов на всей территории ЕС выходит за рамки полномочий Европейской ш комиссии. Кроме того, в иске к Европейской комиссии Exxon указал, что g введение налога на прибыль будет иметь контрпродуктивный экономиче- | ский эффект - подорвет доверие инвесторов к энергетическому сектору | ЕС, что значительно сократит их объем. В конечном итоге, по мнению Ц заявителя, подобные меры приведут к уменьшению энергетического :: рынка и росту цен на энергоресурсы [10]. П

Аналогичный иск был заявлен в Суд ЕС американской нефтепере- g рабатывающей компанией Klesch Group Holdings Limited, работающей |,

О

на европейском энергетическом рынке [11]. Иски до настоящего момента ^ не были рассмотрены Судом ЕС, решение по ним ожидается в 2024 г. g Согласно пояснительной записке [12], Закон о налоге на сверхпри- ° быль был разработан в целях формирования дополнительных доходов фе- ^ дерального бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 5 января .а 2022 г. № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» [13] дефицит бюджета на 2023 г. должен составить около 3 трлн рублей (около 2 % ВВП), на 2024 г. - около 2,2 трлн g рублей (1,4 % ВВП) и на 2025 г. - около 1,26 трлн рублей (0,74 %). Ц Согласно докладу Минфина России, основную часть дефицита бюджета О! планируется покрыть за счет увеличения государственного долга. § За счет windfall tax Минфин России планирует покрыть около || 300 млрд рублей бюджетной недоимки. Предполагается, что большая | часть налога будет получена от производителей удобрений (19 %), ор- | ганизаций торговли (12 %), металлургического (13 %) и банковского §

СО

(9 %) секторов экономики. По оценкам исследователей, общее число на- | логоплательщиков по налогу на сверхприбыль составит от 900 до 2 500

организаций, а общий размер налога может составить до 334 млрд рублей 261

[14, с. 58]. —

Таким образом, основанием российского windfall tax является не не- п

предвиденное событие, произошедшее на рынке, вследствие которого g

один из секторов экономики получил нетипично высокую прибыль, |

а необходимость государства получить больше налоговых поступлений g за счет одной категории налогоплательщиков. При этом в комментариях разработчики Закона о налоге на сверхприбыль все же оговариваются, что компенсация бюджетной недоимки путем введения windfall tax связана

с тем, что доходы крупного бизнеса в 2022 г. существенно превысили доходы в аналогичные периоды. Разработчики отмечают, что введение windfall tax позволило не увеличивать текущий налог на прибыль. Кроме того, они сомневаются в возможности повторного взимания налога на сверхприбыль в следующем году ввиду того, что прибыль бизнеса по итогам 2023 г. существенно сократилась по сравнению с 2022 г. [15].

Далее рассмотрим специфику Закона о налоге на сверхприбыль. Плательщиками налога на сверхприбыль признаются российские организации, иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России через постоянные представительства, а также организации, имеющие статус участника консолидированной группы налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря 2022 г. При этом в состав такой консолидированной группы в течение налогового периода не должны входить организации, которые не под-.а падают под действие Закона о налоге на сверхприбыль.

Исключение по налогу на сверхприбыль установлено для следующих категорий налогоплательщиков: а ■ организаций, включенных в реестр субъектов МСП по состоя-о5 нию на 31 декабря 2022 г.;

oq ■ российских организаций, созданных после 1 января 2021 г. 2 не в результате реорганизации;

■ иностранных организаций, начавших осуществлять свою дея-— тельность в России после 1 января 2021 г.;

§ ■ организаций, не имеющих доходов от реализации за 2018 и 2019 гг.;

■ организаций, в течение 2022 г., занимающихся добычей углеводородного сырья или угля;

■ организаций, занимающихся нефтепереработкой;

CQ

О ■ организации, занимающихся производством и экспортом

g сжиженного газа, при условии, что такие организации осуществили С экспорт хотя бы одной партии сжиженного природного газа до 31 декабря 2022 г.;

■ организаций, являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога непрерывно с 1 января 2018 г. по 31 декабря

CV 2022 г. включительно;

® ■ кредитных и некредитных организаций, в отношении которых

^ по состоянию на 1 января 2023 г. введены меры по предупреждению банкротства;

■ застройщиков, привлекающих средства участников долевого строительства, при условии, что они не распределяли прибыль в течение 2021 и 2022 гг.

I

С

262

Изначально от налога на сверхприбыль планировалось освободить только организации, включенные в реестр МСП, и организации, занимающиеся добычей полезных ископаемых, в связи с наличием для них специального налога (на добычу полезных ископаемых (НДПИ)). Однако на стадии обсуждения законопроекта в Правительстве РФ министерствами предлагалось расширить перечень исключений, включив в него

организации, относящиеся к курируемым ими отраслям. Большая часть ш

предлагаемых исключений была отвергнута Правительством РФ, так как Л

чрезмерное расширение перечня исключений нарушило бы концепцию |

законопроекта и не позволило бы осуществить цель, на которую он на- |

правлен, - формирование дополнительных бюджетных доходов. Однако Ц

некоторые предложения министерств все же были учтены и получили от- ::

ражение в перечне исключений. В частности, по инициативе Минсельхоза П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

России в перечень организаций, на которые не распространяется налог °

на сверхприбыль, были включены организации, являющиеся платель- |,

О

щиками единого сельскохозяйственного налога. При этом, как отмечают ^

эксперты, вряд ли найдется много компаний, одновременно являющихся ^

плательщиками единого сельскохозяйственного налога и имеющих при- °

быль более 1 млрд рублей [16]. §§

Согласно ст. 3 Закона о налоге на сверхприбыль объектом налогообло- .а

жения по налогу на сверхприбыль признается сверхприбыль, под которой, 3 по общему правилу, понимается превышение средней арифметической

прибыли организации за 2021 и 2022 гг. над средней арифметической §

прибыли организации за 2018 и 2019 гг. Специальные правила расчета |

установлены для сверхприбыли участников консолидированной группы а

налогоплательщиков, налогоплательщиков, заключивших соглашение §

о защите и поощрении капиталовложений, а также для организаций, З

созданных в результате реорганизации (ч. 5-9 ст. 3 Закона о налоге |

на сверхприбыль). |

Обязанность по уплате налога возникает только при превышении §

СО

средней арифметической прибыли организации за 2021 и 2022 гг. в 1 млрд | рублей. Если средняя арифметическая прибыль организации за указанные годы оказывается меньше, чем 1 млрд рублей, то налоговая база 263 по налогу на сверхприбыль принимается равной нулю (ч. 3 ст. 4 Закона ^ о налоге на сверхприбыль). Налоговая база для налога на сверхприбыль п отсутствует и в случае, если средняя арифметическая прибыль органи- .Ц зации за 2021 и 2022 гг. оказывается меньше средней арифметической | прибыли за 2018 и 2019 гг. (ч. 4 ст. 4 Закона о налоге на сверхприбыль). §

Налоговая ставка по налогу на сверхприбыль установлена в размере 10 % (ст. 5 Закона о налоге на сверхприбыль). При этом налогоплательщик может фактически уменьшить налоговую ставку до 5 % с помощью

механизма налогового вычета. Налоговый вычет может быть получен при условии, если налогоплательщик перечислит в федеральный бюджет обеспечительный платеж, равный половине суммы налога на сверхприбыль, в период с 1 октября по 30 ноября 2023 г. С момента наступления срока уплаты налога обеспечительный платеж признается суммой уплаченного налога. При перечислении обеспечительного платежа меньшего, чем половина суммы налога, налогоплательщик будет обязан уплатить оставшуюся часть без учета дисконта [17, с. 39].

Указанный закон, в соответствии со ст. 9 Закона о налоге на сверхприбыль, вступает в силу с 1 января 2024 г.

Введение разового налога на сверхприбыль вызывает вопросы как с юридической, так и с экономической точки зрения. Рассмотрим в первую очередь юридические вопросы, возникающие в связи с принятием Закона о налоге на сверхприбыль. В соответствии со ст. 1 НК РФ законо-„о дательство о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. При этом налог на сверхприбыль в НК РФ не закреплен. а Для устранения данного противоречия законодателем в ст. 12 НК РФ был § введен п. 8, в соответствии с которым могут устанавливаться налоги разо-§ вого характера. И хотя с формально-юридической точки зрения данное 2 положение не позволяет говорить о наличии какого-либо пробела в нало-^ говом законодательстве, с позиции правильности юридической техники, — на наш взгляд, такое закрепление налога на сверхприбыль не является § вполне корректным. Можно отметить, что пороки юридической техники § в целом свойственны так называемым антикризисным нормам, к которым § относят и налог на сверхприбыль. Комментируя низкую степень прора-^ ботанности указанных норм, некоторые специалисты ссылались на них как на результат «аварийной юриспруденции» [18].

со

о Объектом налогообложения по налогу на сверхприбыль признается ^ прибыль организаций за предшествующие годы. Налог по этому объекту С налогообложения уже был уплачен организациями в порядке главы 25 НК РФ. Следовательно, Закон о налоге на сверхприбыль фактически вво-264 дит двойное налогообложение одного и того же экономического объекта. ^ Согласно ст. 57 Конституции РФ, принятой 12 января 1993 г. [19], СЧ законы, устанавливающие или ухудшающие положение налогопла-® тельщиков, обратной силы не имеют. Конституционный Суд РФ не-^ однократно указывал на недопустимость двойного налогообложения одного и того же экономического объекта. В частности, в Постановлении КС РФ от 1 июля 2015 г. №2 19-П указывается следующее: «Нормативно-правовое регулирование в сфере налогообложения не должно приводить к двойному налогообложению одного и того же экономического объекта,

поскольку это нарушило бы принципы равного, справедливого и соразмерного налогообложения, вытекающие из ст. 19, 55 (часть 3) и 57 (часть 1) Конституции Российской Федерации» [20]. В связи с этим возникает вопрос, в какой мере положения Закона о налоге на сверхприбыль соответствуют конституционному запрету двойного налогообложения одного и того же экономического объекта.

Согласно ст. 17 НК РФ, одним из обязательных элементов налога ш

т-, „ а

является налоговый период. В случае, если налоговый период не пред- £

усмотрен, налог не может считаться установленным. При этом нало- 1

говый период по налогу на сверхприбыль не закреплен ни в НК РФ, |

ни в Законе о налоге на сверхприбыль. Объяснить это можно тем, что Ц

положения НК РФ об обязательных элементах налога распространяются ::

только на те налоги, которые регулируются положениями НК РФ и к ко- П

торым налог на сверхприбыль, будучи налогом разового характера, как °

было указано выше, не относится. Кроме того, как отмечают некоторые ||

О

специалисты, систематическое толкование законодательства РФ о на- ^ логах и сборах позволяет сделать вывод о том, что налоговым перио- ^ дом по налогу на сверхприбыль выступает период с 1 января 2021 г. ° по 31 декабря 2022 г., поскольку за это время определяется сумма ^ сверхприбыли [21]. Однако, на наш взгляд, формальное отсутствие а у налога на сверхприбыль одного из важнейших элементов налога, за- щ крепленного как в российском законодательстве, так и в научных трудах

[22], свидетельствует о том, что это недостаточно проработанный шаг §

|

законодателя. В то время как отступление от нормативных и доктри- |

нальных постулатов можно оправдать чрезвычайным характером налога а

на сверхприбыль, проблема отсутствия налогового периода могла бы §

быть решена более правильным с точки зрения юридической техники щ

способом, а именно закреплением налогового периода в Законе о на- |

логе на сверхприбыль. |

Наконец, в среде специалистов вызывает вопросы соотношение даты §

0)

вступления Закона о налоге на сверхприбыль в силу (с начала 2024 г.) | и возможности уплаты обеспечительного платежа по налогу на сверхприбыль в 2023 г. (ст. 6 Закона о налоге на сверхприбыль). Отметим, что 265 до официального опубликования законопроекта на официальных госу- ^ дарственных ресурсах положения проекта акта, который впоследствии п был принят как Закон о налоге на сверхприбыль, не предусматривали .Ц

уплату обеспечительного платежа: изначально предлагалось закрепить 1

§

возможность непосредственной уплаты налога до вступления в силу а Закона о налоге на сверхприбыль. Юридическое оформление досрочной уплаты налога на сверхприбыль как внесение обеспечительного платежа - это попытка законодателя избежать противоречия, возникающего

в связи с фактически досрочным вступлением в силу Закона о налоге на сверхприбыль и возможностью уплатить налог до того, как он будет установлен. На наш взгляд, хотя указанная юридическая конструкция и не соответствует привычным нормам налогового законодательства (следует отметить, что обеспечительный платеж - в первую очередь гражданско-правовой термин), однако позволяет достичь поставленной перед законодателем цели - как можно скорее обеспечить восполнение дефицита бюджета.

Далее рассмотрим экономические вопросы, связанные с введением разовых налогов. Само по себе увеличение налоговой нагрузки на бизнес неминуемо приводит к замедлению экономического роста. Кроме того, введение разовых налогов весьма негативно влияет на инвестиционный климат страны ввиду их неопределенности. Из-за указанных факторов сложно предугадать отрицательный эффект от введения непредвиденных .а налогов.

Ряд исследователей предполагают, что благодаря введению windfall tax России удалось избежать повышения налога на прибыль. В резуль-tt тате бюджет компенсировал недоимку за счет лишь одной группы на-§ логоплательщиков. Введение windfall tax позволило крупному бизнесу oq «продемонстрировать, что он остается в непростых условиях на одной 2 волне с государством и готов профинансировать бюджетные расходы и при этом удостовериться, что такие единовременные сборы будут как — можно более единовременными» [23, с. 52].

§ Приведенный довод кажется нам несостоятельным. Вряд ли можно jj представить ситуацию, в которой крупный бизнес был бы готов при-§ ветствовать подобное перераспределение налоговой нагрузки. Кроме ^ того, большая часть бюджетного дефицита в 2023 г. будет покрыта за счет увеличения госдолга, а не за счет налога на сверхприбыль: 300 млрд

CQ

О рублей, которые планируется получить в бюджет за счет нового налога, g покрывают лишь 10 % от суммы дефицита бюджета. Дефицит бюджета С планируется в 2024 и 2025 гг. Должно ли это означать, что аналогичный windfall tax будет введен и в последующие годы, несмотря на то, что 266 прибыль бизнеса по итогам 2023 г. оказалась существенно ниже, чем за ~ 2021 и 2022 гг.?

CV Использование налоговой политики государства для более справу ведливого перераспределения благ и доходов среди различных групп ^ экономических субъектов - отличительная черта экономической политики кейнсианства [24, с. 88-89]. При этом экономисты австрийской экономической школы крайне скептически относятся к подобным мерам, возражая как против прогрессивного налога, так и против налога на сверхприбыль. В качестве примера приведем рассуждения Мюррея Ротбарда

относительно налога на сверхприбыль. По мнению экономиста, налог на сверхприбыль является наказанием для самых эффективных предпринимателей, наиболее успешно адаптировавшихся к изменившимся условиям рынка. Исследователь указывает, что желание государства ограничить прибыль бизнеса в отдельном секторе рынка в ситуации непредвиденного экономического изменения губительно для экономики,

так как стимулирует бизнес к пассивности. В результате при следующем ш

экономическом изменении возможности приспособления к новым усло- g

виям могут оказаться недостаточными как раз тогда, когда потребуется |

быстрая адаптация [25, с. 160]. |

Введение windfall tax является новеллой российской налоговой по- ^

литики. Налог предлагается взыскивать с организаций, средняя арифме- S

тическая прибыли которых за 2021 и 2022 гг. превышает среднюю ариф- П

метическую прибыли за 2018 и 2019 гг. Кроме того, налог начисляется °

только при условии, если средняя арифметическая прибыли организации |, за 2021 и 2022 гг. превышает 1 млрд рублей.

Основанием введения налога на сверхприбыль в России является g

не непредвиденное событие, произошедшее на рынке, вследствие кото- °

рого один из секторов экономики получил нетипично высокую прибыль, .52

а необходимость государства получить больше налоговых поступлений .а

за счет одной категории налогоплательщиков. щ

Полагаем, что введение windfall tax - недостаточно проработанный

шаг как с юридической, так и с экономической точки зрения. С позиции g

права введение налога на сверхприбыль фактически означает двойное |

налогообложение одного и того же экономического объекта - прибыли, g

налог за которую уже был уплачен. При этом, исходя из положения ст. 57 §

Конституции РФ, в толковании, придаваемом ей Конституционным щ

Судом РФ, двойное налогообложение одного и того же экономического |

объекта недопустимо. С экономической точки зрения, увеличение нало- |

говой нагрузки на бизнес неминуемо приводит к замедлению экономи- §

со

ческого роста. Кроме того, введение разовых налогов негативно влияет | на инвестиционный климат страны ввиду их неопределенности.

267

Список литературы:

1. О налоге на сверхприбыль : федеральный закон от 4 августа 2023 г. П № 414-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2023. - № 32, ч. 1, Ц ст. 6146. |

2. Пепеляев, С.Г. Налоговое право : учебник для вузов / С.Г. Пепеляев. § - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 795 с. ю

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31, ст. 3824; 2023. - № 32, ч. 1, ст. 6147.

4. О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации : федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 415-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2023. - № 32, ч. 1, ст. 6147.

5. Бурделова, Т.Н. Совершенствование механизма взимания единовременных налогов и сборов в условиях международных санкций и роста государственных расходов (2023-2024 годы) / Т.Н. Бурделова // Финансы: теория и практика. - 2023. - № 3.

6. Waelde, T.W. Renegotiating previous governments' privatization deals: The 1997 U.K. windfall tax on utilities and international law / T.W. Waelde, A. Kolo. Northwestern Journal of International Law and Business. - 1999 (3).

- URL: https://scholarlycommons.law.northwestern.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1495&context=nji

7. Baunsgaard, T. Taxing Windfall Profits in the Energy Sector / T. Baunsgaard, N. Vernon. - IMF Notes. - 2022.

8. Council Regulation (EU) 2022/1854 of 6 October 2022 on an emergency JQ intervention to address high energy prices // EUR-Lex. - URL: https://eur-lex. g europa.eu/eli/reg/2022/1854/oj

9. EU Regulation for Cap on Market Revenues and Windfall Profits Tax Published for Energy Sector - Orbitax Tax News & Alerts // Orbitax. - URL:

§ https://orbitax.com/news/archive.php/EU-Regulation-for-Cap-on-Marke-51062 О 10. Exxon sues EU in move to block new windfall tax on oil compa-

g nies // Reuters. - URL: https://www.reuters.com/markets/commodities/ С exxon-sues-eu-move-block-new-windfall-tax-oil-companies-ft-2022-12-28/ S 11. EU, Germany and Denmark sued by oil firm over windfall tax //

g The Guardian. - URL: https://www.theguardian.com/world/2023/nov/20/ JS eu-germany-and-denmark-sued-by-oil-firm-over-windfall-tax 25 12. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 379248-8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ «О налоге на сверхприбыль» // СОЗД ГАС «Законотворчество». - URL: https:// С sozd.duma.gov.ru/bill/379248-8?ysclid=lsa3ecsubn940780215 ^^ 13. О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024

g и 2025 годов : федеральный закон от 5 января 2022 г. № 466-ФЗ // Собр. за-oq конодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 50, ч. 1, ст. 8760. сЕ 14. Самойленко, И.В. Налог на сверхприбыль: необходимость и ме-

тодика расчета / И.В. Самойленко // Бизнес. Образование. Право. - 2023.

- № 3.

15. Белоусов, А. Ядро устроено не из экономики, оно устроено из смыслов / А. Белоусов // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/business/13/06/2023/6482 d3389a79473805ee8978#chapter_8 О 16. Минюст счел налог на сверхприбыль прошлых лет «противоречащим

Конституции». Правкомиссия одобрила законопроект, освободив от сбора сельхозпроизводителей с льготами // Ведомости. - URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2023/06/05/978789-minyust-raskritikoval-nalog-na-sverhpribil 17. Веселов, А.В. Комментарий к Федеральному закону от 4 августа 2023 г. № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» / А.В. Веселов // Нормативные акты для бухгалтера. - 2023. - № 16.

С 268

18. Речкин, Р.В. «Добровольное обязательство» и его налоговые последствия / Р.В. Речкин // Интернет-портал «Закон.ру». - 1ЖЬ: https://zakon. ru/Ыog/2023/04/09/dobшvolnoe_obyazatelstvo_i_ego_nalogovye_posledstviya

19. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 января 1993 г. (с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - ЦКЬ: http://www.pravo.gov.ru

20. По делу о проверке конституционности положения подпункта 4 пун- и кта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой ^ общества с ограниченной ответственностью «Сони Мобайл Коммюникейшнз | Рус : постановление Конституционного Суда РФ от 1 июля 2015 г. № 19-П ® // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2015. - № 5. Ц

21. Принят закон о налоге на сверхприбыль // Официальный сайт § юридической компании «Пепеляев Групп». - ЦКЬ: https://www.pgplaw.ru/ ЕТ analytics-and-brochures/alerts/prinyat-zakon-o-naloge-na-sverkhpribyl/ ™

22. Кучеров, И.И. Объект налога как правовое основание налогообло- о жения / И.И. Кучеров // Финансовое право. - 2017. - № 5. - С. 23-25.

23. Санджиев, С.Л. Налог на сверхприбыль как один из источников покрытия дефицита бюджета Российской Федерации / С.Л. Санджиев // ® Вестник науки. - 2023. - № 9. |

24. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / 3 Дж.М. Кейнс. - М., 1948. Ц

25. Ротбард, М. Власть и рынок: Государство и экономика / пер. с англ.

Б. С. Пинскера; под ред. Гр. Сапова / М. Ротбард. - Челябинск : Социум, 2003. З

269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.