Научная статья на тему 'Введение в китайскую традиционную теорию музыки'

Введение в китайскую традиционную теорию музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пентатоника / звуки гун / шан / зюэ / чжи / юй / септатоника / гунчэ-нотация / система Фу-Цзэн / pentatonic / sounds gong / shang / zyue / zhi / yu / septatonic / gunche-notation / Fu Tseng system

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цуй Сянь

Излагается китайская традиционная теория музыки, начальные сведения о которой относятся к середине I тысячелетия до н. э. В основе китайской ладовой системы пять звуков — гун, шан, зюэ, чжи, юй (пентатоника) и два добавочных звука (бяньшен) – бянь-чжи и бянь-гун (септатоника). С привлечением множества письменных источников прослеживается история записи пяти звуков, а также связи традиционной китайской теории с древнекитайским музыкальным инструментарием. Китайская ладовая теория востребована до нашего времени. Перевод и комментарии Пэн Чэна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction to Chinese traditional music theory

We present Chinese traditional music theory, initial details of which belong to the middle of I millennium BC. At the heart of the Chinese five-modal system of sounds — gong, shang, zyue, zhi, yu (pentatonic) and two additional sounds (bianshen) — bian-zhi and bian-gun (septatonic). History of the five sounds recording is traced on the basis of various written sources, as well as links of the theory of traditional Chinese ancient music to Chinese musical instruments. Chinese modal theory is of demand in our times. Translation and commentary of Peng Chen.

Текст научной работы на тему «Введение в китайскую традиционную теорию музыки»

Цуй Сянь

(перевод и комментарии Пэн Чэна)

Введение в китайскую традиционную теорию музыки

Аннотация:

Излагается китайская традиционная теория музыки, начальные сведения о которой относятся к середине I тысячелетия до н. э. В основе китайской ладовой системы пять звуков — гун, шан, зюэ, чжи, юй (пентатоника) и два добавочных звука (бяньшен) - бянь-чжи и бянь-гун (септатоника). С привлечением множества письменных источников прослеживается история записи пяти звуков, а также связи традиционной китайской теории с древнекитайским музыкальным инструментарием. Китайская ладовая теория востребована до нашего времени.

Ключевые слова: пентатоника; звуки гун, шан, зюэ, чжи, юй; септатоника; гунчэ-нота-ция; система Фу-Цзэн.

Cui Xian

(translation and commentary of Peng Chen) Introduction to Chinese traditional music theory

Abstract:

We present Chinese traditional music theory, initial details of which belong to the middle of I millennium BC. At the heart of the Chinese five-modal system of sounds — gong, shang, zyue, zhi, yu (pentatonic) and two additional sounds (bianshen) — bian-zhi and bian-gun (septatonic). History of the five sounds recording is traced on the basis of various written sources, as well as links of the theory of traditional Chinese ancient music to Chinese musical instruments. Chinese modal theory is of demand in our times.

Keywords: pentatonic; sounds gong, shang, zyue, zhi, yu; septatonic; gunche--notation; Fu Tseng system.

/ /•=-/ китайской традиционной теК ) ории музыки пентатоника образуется пятью звуками: гун, шан, зюэ, чжи, юй, а гептатоника — семью: гун, шан, зюэ, бянь-чжи, чжи, юй, бянь-гун. Так появилась

теория о чжэншэн (Ш^, основные звуки) и бяньшэн изменчи-

вые звуки, «изменщики»). Эта теория была изложена в книгах V века до н. э. и существует до нашего времени (примерно 2500 лет).

I. История записи «пяти звуков»

В книге «Гуаньзы» записана теория

ученого Гуань чжуна (? — 645 г. до н. э.) и его школы «Зися», сама книга появилась в период Чжаньго (475 — 221 г. до н. э.) и последующих династий Цинь и Хань. В книге приводятся названия и отношения пяти звуков. Например, в «Гуаньзы. Ди-юань» (Ш^'Шщ) на старинном китайском языке говорится о системе строя «трехсекционности с увеличением и уменьшением»1.

Если звук гун обозначить числом 81, то низкий звук чжи получается следующим методом: к числу гун добавляется его треть [81 + (81^3) = 108]. Звук шан — от числа чжи отнять его треть [108 — (108^3) = 72]. Число юй получается так: к числу шан добавляется его треть [72 + (72^3) = 96]. Число зюэ — 96 — (96^3) = 64 (см.: таблица 1, пример 1).

В книге «Гуо-юй. Чжоуюйся» ("ШШ* ^ Ш Т ", «Речь царств. Речь Чжоу — 2»), в которой записаны высказывания периода Чуньцюй (770 — 476 г. до н. э.), говорится о том, что «гун есть главный из звуков» Й), то

есть звук гун имеет самый важный статус в ладу. Это совпадает с характером древней и современной китайской традиционной музыки.

Таблица 1

Сыма Цянь (II в. до н. э.) династии Западного Хань в книге «Шызи. Люй-шу» ("^лй* Ш^", «Записи истории. Закон») указывал, что «звуки начинаются с гун, заканчиваются зюэ» Это и есть порядок пяти звуков по квинтовому соотношению.

В написанной в I в. н. э. книге «Ханьшу. Люйличжи» ("Й^'ШЙ^", «Книга Хань. Музыкальный строй и календарь») пять звуков связываются с названиями расположений строев: «если считать гун звуком хуан-чжун, то тай-цу, гу-сянь, линь-чжун, нань-люй являются чжэншэн (основными звуками)» '

то

есть они имеют значение основных звуков лада. Таким образом, в названном источнике впервые появляется понятие чжэншэн.

Во времена династии Сун (960 — 1279 г.) Шэнь Куо в пятом томе2 «Мэнсибитань» (" ^ ШЖШ.", букв. «Сонно-ручейное эссе»3) уточнил, что по высоте звуки располагаются на пяти ступенях. Главным из них он называет гун, вторым — шан, третьим — зюэ, четвертым— чжи, пятым — юй. Их названия можно изменять, но порядок очередности остается неизменным, что совпадает с современной теорией лада (см.: таблица 2, пример 2).

& ш гй 'Я ш

ступекн чжи гун шан ■нот

н я

ЧНС'1а иГросв 108 81 12 64

П' V 111>с:1сд0вл'слы1 от. 2 1 Л 5

£ -и Й т да

108 96 К1 76 64

¡я оч: ш т Й Й ш Ш)

Таблица 2

IV tг п- Ч посясдовагелыаость 1 2 3 4 5

tf m К ft Я Ш M

ступени гун шли чюэ чжи юй

2

ж }{' Ц : 1 2 3 4 5

д,_п__

ViV J—1». r

-tr* It u

Шг # m % ш м

В древнем Китае теория «пяти звуков» (то есть чжэншэн) излагалась кратко, позднее она была дополнена, однако ее толкование в разные периоды истории не менялось.

II. История записи «семи звуков»

Сведения о «семи звуках» (цишэн) в Китае появились не позже теории «пяти звуков» (ушэн). Со временем они постепенно детализировались.

1. Теория «семи звуков» (династия Чжоу 1045—221 г. до н. э.)

В книге «Гуо-юй. Чжоуюйся» («Речь царств. Речь Чжоу — 2») говорится о том, что в 522 г. до н. э. Чжоу Зин Ван спросил Лин Чжоу Зю: «Что такое семь звуков?» Лин Чжоу Зю ответил, что это как семь разных групп звезд на небе (в древнем Китае небо делилось на четыре части, в каждой из которых было семь групп звезд. — П. Ч). Из изречения «гун есть главный из звуков» становится ясно, что среди звуков — гун, шан, зюэ, чжи, юй, бянь-гун и бянь-чжи — гун является главной ступенью

(йтжт,^ ш я # л и ш ^ р жши^тш, тштжр,

2. Теория ушэн (Ер, 5 основных звуков) и эрбянь два переменных) (династия Тан

(618—907 гг.))

В написанной в 636 г. книге Вэй Чжэна (Ш Ш, составитель) «Суйшу. Иньюэчжи» ("Ш^* «Книга Суй. Музыка») говорится, что если бы в музыке не использовались два до-

полнительных звука, то было бы, по аналогии с временами года, — как без лета и зимы. Значит, им нельзя отсутствовать (имеются в виду ладовые ступени. — П. Ч.) (—^^^^^^—Й,

В книге «Тундянь. Юэсань» ("ЙЛ*^ Н", «Музыка — 3») Ду Ю (ttfe, 735 — 812 гг.) писал, что до династии Инь (1600 — 1046 г. до н. э.) была только пентатоника, бяньшэн дополнили пентатонику во времена династии Чжоу, в результате чего получилась септатоника. Как было отмечено, первая запись о септатонике в китайской ладовой теории — в книге «Гуо-юй. Чжоуюйся» («Речь царств. Речь Чжоу — 2»). В книге уточняется, что пять звуков — чжэн-шэн — основные, а два звука — бяньшэн — переменные ( g 1 WE

g^MÎP ^ Ж ~ Р, it^^to

В книге «Юэшуяолу» ( «Записи о музыке»)4 говорится,

что септатоника возникла не искусственно, а существует в природе. Без этих двух дополнительных звуков музыка не получается. Они являются украшением и «приправой» для пяти основных звуков (А^Р^,^ Ш

ЖШ g Ж, ffiÈÀ Ш......

* W * % $Рмтйо Ш ^ ^ ^ Р t % ^ E

3. Теория семи иероглифов гунчэ-нотации (династи Сун (960—1276 г.))

В гунчэ-нотации данного периода чжэншэн и бяньшэн отличаются по записи: предлага-

ется запись музыки семью иероглифами — хэ ( Д), сы (И), и шан (^)5, чэ (К), гун ( X)6, фань (Л).

Обычно и и фань часто изменяются по высоте; хэ, сы, шан, чэ, гун — более стабильные, из них три иероглифа — хэ, шан, чэ — почти не меняются, являясь самыми стабильными. В нотации изменения звуков и и фань не отражаются, но в исполнении у каждого из них возможны высокий и низкий варианты.

Рассмотрим на примере С-dur: высокий и является звуком си, низкий и — это си-бемоль; высокий фань — это фа-диез, низкий фань — это фа. Они свободно меняются исполнителями в процессе игры. Данная специфика гунчэ-нотации отображена в таблице 3.

Сложившаяся во время династии Сун гунчэ-нотация используется и в наше время. Записанные в этой системе ноты оперы «Куньшань» (Сицюй), а также музыка разных районов демонстрируют сохранность тысячелетней китайской традиции.

III. Отношения между исторической теорией и традиционной музыкой

1. «Гуаньзы» и гуцинь

Гуцинь — трехтысячелетний древ-

некитайский музыкальный инструмент, на котором играют и в наши дни. Первоначально гуцинь имел пять струн, позже он стал се-Таблица 3

миструнным. Основная настройка (чжэндяо) инструмента представлена в примере 37.

Соотношения звуков подтверждаются надписью на наборе бронзовых колоколов правителя царства Цзэн, маркиза И (? — 433 г. до н. э.): «Цзэн-хоу-и бяньчжоу» — и самим расположением звуков колоколов, которые в последние 2400 лет не изменялись.

2. Основная и модулированная настройки гуциня

Основная настройка гуциня определяется порядком чжи — юй — гун — шан — зюэ8. Существуют также модулированные настройки:

— мань-сань — «медленная третья» — понижение третьей струны на полутон,

— мань-и — «медленная первая» — понижение первой струны на полутон,

— зинь-у — «тугая пятая» — повышение пятой струны на полутон,

— зинь-эр-у — «тугие вторая и пятая» — повышение второй и пятой струн на полутон.

Таким образом, получается девятиступен-ный звукоряд, состоящий из основных и дополнительных звуков. Отношения звуков в квинтовой цепи показаны в таблице 4.

Данный «девятиступенный звукоряд» упоминается в книге «Зуочжуань. Двадцатый год Чжаогун (522 г. до н. э.).

Бывшие правители соотносили вкусы и звуки,

мтукн С а Б 1ГГ С А иг 1! |Г]

т.гтзаг К Т н. А 1С £ а

■у|Г| 1-а икн мин * И шан*

ЙЯ я Й А • 41 Ш

11а|ылк1

Гун пин шл мчыи -1:1411 ■ГШ нй н^сш.-м: чн) 1711}

благодаря чему получали спокойное настроение и положительный режим. Звуки как вкусы — с первого по девятый: ци (воздух), ти (тело), лэй (род), у (вещь), шэн (тон), люй (строй), инь (звук), фэн (ветер), гэ (песня). Буквально здесь говорится о разных предметах, значение которых непонятно9. Противоположности—чистый и мутный, маленький и большой, краткий и длинный, медленный и быстрый, грустный и веселый, твердый и мягкий, поздний и ранний, высокий и низкий, выходящий и входящий, частый и редкий — взаимодействуют ( %1 Ш"о

и ¥ Й^.^ЙЙЙоГ ^ Ш^-.^Ч,

- д.

АШ, иШ Ш^ФА, МЪШШ, МйШ.ЖЮТ.ЖЛт.иШШЙ).

В «Зуочжуань. Двадцать пятый год Чжао-гун» (517 г. до н. э.) объясняется, что Зы Тай-шу встретился с Чжао Зяньзы: «...это девять гэ (песен), восемь фун (ветров), семь инь (звуков), шесть люй (строев) управляются пятью шэн (тонами)»

и Это означает, что пять тонов яв-

ляются основными в девятизвуковой системе, совпадающими с настройкой гуциня и, шире, с китайской традиционной музыкальной практикой (пример 4).

3. Теория музыки на цзэн-хоу-и бяньчжоу

(ш^т®)

Цзэн-хоу-и бяньчжоу — крупный музыкальный инструмент (колокола), появившийся в

Таблица 4

433 г. до н. э., состоящий из 65 колоколов (включая самый большой колокол — да-юй). Диапазон бяньчжоу — от ля контроктавы до до четвертой октавы (с a1 по c4), то есть более пяти октав.

Настройка цзэн-хоу-и бяньчжоу основана на двенадцатизвучной системе фу-цзэн. Система фу-цзэн образуется на основе гун — чжи — шан — юй (первые четыре звука. — П. Ч.) с их фу — звуками выше основных на большую терцию — и Цзэн — звуками ниже основных на большую терцию. Это совпадает с описанием в книге «Гуо-юй. Чжоуюйся» («Речь царств. Речь Чжоу — 2»). В среднем регистре диапазона бяньчжоу настройка дается по полной две-надцатизвуковой системе. Расположения колоколов в разных группах напоминают о чжэндяо (основной настройке) гуциня (см. пример 5).

Приведем высотные характеристики звуков и названия колоколов во второй группе нижнего яруса (см. пример 6). Ниже даны названия звуков: шан, вэй (гуй — октавой ниже зюэ), юй-цзэн, чжи, гун-цзэн, юй, чжи-зюэ, чжи-фу, гун, юй-зюэ, шан, чжи-цзэн, чжун-бо, юй-цзэн, шан-зюэ, би-бо (или си-бо)10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее представлены высотные характеристики звуков и названия колоколов в третьей группе среднего яруса (см. пример 7) — названия звуков чжи, юй, чжи-зюэ, гун, юй-зюэ, шан, чжи-цзэн, гун-зюэ, шан-цзэн, чжи, юй, гун, шан, гун-зюэ, юй-цзэн, шан-зюэ, чжи, юй, шан-зэн, гун.

В примере 8 даны высотные характеристики

ВВП* II г II [>■.■_' ммь III я. п>а

ггулмнк МММ У'М (М ММ1[ ■и ЧЛМ 9 В11 Я) ■П жл Сами т| ЦП

* Й 111МШ11 04 и 1[ и № *1>

Ш-. жи. -^ (Ьо) ^ Ш

ш! тт ш % ш

Н1 108

т - £ га

о * >

---ДТП

ш м % ££ зш

м % 11

звуков и названия колоколов во второй группе среднего яруса — звуки шан, гун-зюэ, юй-цзэн, шан-зюэ, чжи, гун-цзэн, юй, шан-цзэн, чжи-зюэ, гун, юй-зюэ, шан, чжи-цзэн, ся-зюэ, юй-цзэн, чжи-фань, шао-юй, гун-фань, шао-шан, зюэ-фань, юй-цзэн, чжи-фань, юй, гун-фань.

Высотные характеристики звуков и названия колоколов в первой группе среднего яруса приводятся в примере 9 — звуки шан, гун-зюэ, юй-цзэн, чжи, гун-цзэн, юй, шан-цзэн, чжи-зюэ, гун, юй-зюэ, шан, чжи-цзэн, ся-зюэ, юй-цзэн, чжи-фань, шао-юй, гун-фань, шао-шан, зюэ-фань, юй-цзэн, чжи-фань, юй-фань, гун-фань.

В примере 10 виден «стандартный звук» соль-бемоль на колоколе у-и (^М)11.

В книге «Гуо-юй. Чжоуюйся» («Речь царств. Речь чжоу — 2») написано о том, что «король Чжоузинван отольет у-и, это будет набором колоколов» %X X #). Надпись на колоколах цзэн-хоу-и гласит: «Гун-тоном является у-и» Следовательно, «стандартная высота» в VI веке до н. э. соответ-

ствовала звуку соль-бемоль первой октавы.

Между надписями цзэн-хоу-и бяньчжоу (колоколов) и гунчэ-нотацией существует определенная связь. Время написания книги «Гуаньзы» близко к эпохе цзэн-хоу-и бяньчжоу (колоколов). Во времена династии Юань (1343 г.) было начато составление «Истории Ляо» под руководством Туотуо, в которой говорится о близкой к гунчэ-нотации. «История Ляо» гласит: для того чтобы сочинять произведения в различных ладах, имеются десять звуков: у, фань, гун, чэ, шан, и, сы, лю, гоу, хэ. Записи в этих двух источниках сходны.

Древняя китайская цивилизация дала миру богатейшие исторические письменные источники. В разные эпохи традиции наследовались и развивались, благодаря чему древняя культура сохранилась до нашего времени в музыкальной практике и теории лада. Культурное наследие требует глубокого изучения для понимания традиции, которая имеет важное значение и сегодня.

ПримеЧлния

Об этом см.: Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дао и ее претворение в творчестве китайских композиторов ХХ века. — СПб.: Композитор, 2013.

«Юэлюй» «Музыкальный

строй — 1»).

Источник по содержанию и структуре напоминает энциклопедию [Прим. — П. Ч.]. Т. 5, глава «Лунь эрбянь» о зна-

чении двух дополнительных звуков. Это другой иероглиф по сравнению с Щ — шан-тон. В китайском языке достаточно много разных иероглифов, которые произносятся одинаково. — П. Ч. Это другой иероглиф по сравнению с Ш — гун-тон. — П. Ч.

Соотношения высоты звуков в настройке аналогичны указанным в таблице 1 и примере 1. — П. Ч.

Соотношения подобны соль-ля-до-ре-ми — пять струн с первой до пятой снизу вверх. — П. Ч.

Современные ученые считают, что на самом деле речь идет о звуках. — П. Ч.

В китайском языке бывают иероглифы, которые могут читаться по-разному, иногда могут отличаться и их значения. Существует несколько вариантов прочтения данного иероглифа с одинаковым значением: гун-цзэн, шан-цзэн, чжи-зюэ. — П. Ч. В текстах на русском языке встречается транскрипция у-шэ из-за неправильного понимания китайского старинного произношения второго иероглифа. — П. Ч.

10

2

11

4

6

7

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.