Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ ЮНЬ-ГУН-ДЯО'

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ ЮНЬ-ГУН-ДЯО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФУЦИАНСТВО / КИТАЙ / ЛАД / ПЕНТАТОНИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пэн Чэн

Статья посвящена рассмотрению историко-философского контекста становления китайской ладовой системы. В ней раскрываются некоторые аспекты философии музыки Конфуция, а также музыкально-эстетическая позиция конфуцианцев как главной идеологической силы древнего Китая, определявшей политику правительства в отношении музыки. Такие идеи конфуцианства как объединение музыки и политики, почитание древности и др. сыграли важную роль в процессе становления ладового мышления древних китайских музыкантов и содействовали формированию системы юнь-гун-дяо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL CONTEXT OF THE FORMATION OF YUN-GUN-DIAO MODAL SYSTEM

Historical and philosophical context of the formation of yun-gun-diao modal system (by Peng Cheng) is devoted to historical and philosophical context of the formation of traditional modal system in China. The author examines the musical philosophy of Confucius and musical-aesthetic position of Confucianism as the main ideological force in ancient China determining the government policy in the sphere of music. Such Confucius ideas as integration of music and politics, reverence for antiquity, etc. played an important role in the process of development of ancient musicians' modal thinking and contributed to the formation of yun-gun-diao system

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ ЮНЬ-ГУН-ДЯО»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ

©Пэн Чэн, 2011

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ ЮНЬ-ГУН-ДЯО

Статья посвящена рассмотрению историко-философского контекста становления китайской ладовой системы. В ней раскрываются некоторые аспекты философии музыки Конфуция, а также музыкально-эстетическая позиция конфуцианцев как главной идеологической силы древнего Китая, определявшей политику правительства в отношении музыки. Такие идеи конфуцианства как объединение музыки и политики, почитание древности и др. сыграли важную роль в процессе становления ладового мышления древних китайских музыкантов и содействовали формированию системы юнь-гун-дяо. Ключевые слова: Конфуцианство, Китай, лад, пентатоника.

В древнем Китае не было единой религии, такой, например, как католицизм в Европе или ислам в арабском мире. Религиозные силы Китая всегда были подчинены власти государства. В течение двух тысяч лет здесь господствовало конфуцианство.

Будучи центром ханьской1 философской идеологии, конфуцианство влияло на все стороны общественного уклада и культуры, в том числе и на музыку.

Как известно, музыка — юэ — в древнем Китае была не просто искусством. Она всегда символизировала добро и зло правителей, расцвет и гибель династий, поэтому использование лада было не просто проблемой музыкальной теории или практики, но на прямую соотносилось с политикой.

По древним книгам и нотам мы определили, что китайская традиционная ладовая система — так называемая «юнь-гун-дяо» — сформировалась в период Юань (1271-1368 гг.)2. Процесс этот тесно связан с историко-философской средой древнего Китая. В данной статье мы попытаемся выявить и рассмотреть эту связь.

Конфуций — основатель школы конфуцианства, один из родоначальников

древнекитайской философии, жил в 551-479 гг. до н.э. Его фамилия - Кун (?Ь), а имя — Цю (¿), и его зовут все с уважением Кун-цзы или Кун Фуцзы (по-русски — Конфуций). Конфуций был вторым сыном известного храбреца Хэ (историческое имя — Шулянхэ), который имел дворянское происхождение и был королевскими потомком династии Шан. В период правления династии Чжоу Шулянхэ имел титул Дафу и был правителем одного из уездов царства Лу.

Известно, что отец умер, когда мальчику было всего 3 года. Весьма трудное материальное положение семьи Конфуция не мешало тому, что уже в детстве он обратил свои помыслы к учёбе.

Как выдающийся философ и автор философского учения, Конфуций еще при жизни имел много учеников, которые записывали мысли учителя и свои беседы с ним. Именно таким образом было создано главное сочинение Конфуция «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), представляющее собой сборник нравственных поучений. Интересно отметить, что до середины XX века каждый образованный китаец еще в детстве должен был знать этот труд наизусть.

Культ прошлого являлся основной чертой древнекитайского исторического мировоззрения [2; с. 166]. Сам Конфуций преклонялся перед древними книгами. Идеалами прошлого для него были: идеальное государство, совершенный правитель, равновесие состояния музыки и общества.

Учение о «Чжэн мин» (Ш^, «исправление имен») было кульминацией конфуцианского культа прошлого. Конфуций учил, что государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом и сын — сыном не по имени, а реально, на самом деле. При всех

отклонениях от нормы всегда следует к ней возвращаться. Это учение самого влиятельного идеологического направления в Китае во многом стало одним из консервативных факторов, тормозящих развитие культуры и общества в древнем и средневековом Китае. Так, например, быть сыном означало соблюдение всего ритуала сыновней почтительности, который включал в себя наряду с рациональным и многое чрезмерное [2; с. 157].

Конфуций считал, что главное средство управления народом заключается в силе примера и даже в убеждении, а не в принуждении. Концепция взаимоотношений в обществе у Конфуция подобна взаимоотношениям в семье: правитель — отец, а народ — дети: «Как дома надо служить отцу, а вне дома — государю» [2; с. 172].

Философ считал, что в управлении государством следует исключить принципы насилия и страха и опирается не на жестоко карающий закон, а на нравственное самосовершенствование человека. Таким образом, по мнению Конфуция, личная нравственность имеет прямое отношение к обществу.

Основными понятиями конфуцианской этики являются «Чжун-юн (ФШ)» («золотая середина»), «Жэнь » («человеколюбие») и «шу (^)» («взаимность»), составляющие в целом «дао (Ж)» («правильный путь»). Им должен следовать всякий, кто желает жить в согласии с собой, с другими людьми и с самим мирозданием, иначе говоря, жить счастливо. Идеальный образ человека, по учению Конфуция, — «цзюньцзы (Ш^)» («благородный муж»), следующий конфуцианским моральным заповедям [2; с. 161].

Музыка играла важную роль в жизни и учении Конфуция: он имел специальную музыкальную подготовку и был крупным музыкантом своего времени. Его понимание музыки являлось не только профессиональным, но и глубоко философским. Он говорил: «Церемонии, говорят, да церемонии! А разве под ними разумеются только подарки [яшмы и шелка]? Музыка, говорят, да музыка! А разве под нею разумеются только музыкальные инструменты [колокола и барабаны]?» [5; с. 175].

В этих словах заключена очень важная мысль о том, что сущность церемоний, их основа заключается в проявлении почтения, а подарки служат лишь внешним выражением церемонии. Точно так же и основа музыки заключается в гармонии, а инструменты являются только орудием для внешнего ее выражения.

Объединяя две сферы жизни - музыку и церемонию, Конфуций показывал их нераздельную связь. «Церемонии — это порядок, а музыка — гармония; поэтому в мире нет ни одного предмета, в котором бы отсутствовали эти два начала. Они есть даже у воров и разбойников, потому что им для совершения воровства и грабежей необходимо иметь начальника, которого бы все слушались; без этого у них пойдут раздоры и безначалие, при которых они не могут заниматься своим ремеслом» [5; с. 175].

Учение о «Чжун-юн» (золотая середина) является основой конфуцианства. Без этого нельзя составить правильного представления о «жэнь» (человеколюбие) и «цзюньцзы» (благородный муж) и других понятиях философии Конфуция.

Основной целью Чжун-юн (примерный перевод — «не слишком») является теоретическая разработка и осуществление на практике дао, гармонизации природной и человеческой поднебесной. При этом, принцип Чжун-юн исходит из общего для древнекитайской философии принципа изоморфизма космоса и человека.

Философ не любил музыку царства Чжэн (^Р). Он говорил так: «Я не люблю фиолетовый цвет, потому что он затмевает красный; не люблю Чжэнский напев [сладострастный], потому что он нарушает истинную музыку , не люблю говорунов, ибо они губят государство» [5; с. 175]. Это отсутствие меры и порицал Конфуций.

Эти размышления философа ясно показывают значение музыкально-эстетического критерия в концепции Чжун-юн Конфуция. Музыка должна звучать красиво и радостно, но не выбиваясь из здоровой колеи умеренности — «не слишком».

В учении Конфуция соединились понятия нравственности и эстетики. И это служит критерием оценки музыки. Когда философ говорил о двух типах музыки «Шао» и «У», он утверждал, что «музыка Шао совершенно красивая и совершенно добрая». А «музыка У со-

вершенно красивая, но не совершенно добрая» [11; с. 34]. «Шао», также называется «Шунь-юэ», было музыкой древнекитайского правителя Шунь (по легенде жил в ХХШ-ХХ11 в. до н.э.), который принимал власть от старого правителя Яо. А «У» было музыкой правителя Чжоу Уван, который победил Шанчжоу (Й^), последнего правителя династии Шан, и создал новую династию Чжоу, при которой жил Конфуций.

В эпоху Конфуция было немало образованных людей, которые считали, что музыка двух правителей, использовавших разные пути получения власти, отличается по характеру. Оба правителя были мудрыми вождями, но всё-таки Чжоу Уван захватил власть посредством военной силы, доведя предыдущего правителя до самоубийства. Его путь к власти оказывался ниже с точки зрения нравственности, чем путь Шунь. Поэтому, по мнению Конфуция, в их музыке и отразилось это различие. Кроме него, такого же взгляда придерживались также и Чан-хун и Цзи-чжа.

В говорится в «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), Конфуций заметил: «Если человек не обладает человеколюбием, то как он может соблюдать ритуал? Если человек не обладает человеколюбием, то о какой музыке может идти речь?» [7; с. 145]. Сущностью человеколюбия является добро. Слова эти означают, что без внутреннего добра человек не может принять ритуал и музыку сердцем, то есть, внутреннее добро человека является основой музыки и ритуала, то есть для Конфуция лучшая музыка должна включать в себя как усовершенствованное искусство, так и безукоризненную нравственность, то есть, красоту и добро.

Идеальный образ человека, по учению Конфуция, — «цзюньцзы» («благородный муж»), следующий конфуцианским моральным заповедям. Чтобы воспитать цзюньцзы, в принципе, для установления общественного порядка, каждый образованный человек, считал Конфуций, должен усвоить Лю-и (^2, шесть искусств) и пройти трёхэтапное воспитание.

Лю-и (шесть искусств) включает в себя Ли (^Ь, почтительность, церемониал, ритуал), Юэ музыку), Шэ (М, стрельбу из лука), Юй (Ш, умение управлять повозкой), Шу книги, каноны), Шу (Ш, математику). А трёхэтапное воспитание — это Ши поэзия, стихи, слова песней), Ли почтительность, церемониал, ритуал) и Юэ музыка).

Цзюньцзы (благородному мужу) необходимо начинать с изучения поэзии (ши, стихи, слова песней), продолжать — церемониями (ли, почтительность, церемониал, ритуал) и завершать музыкой [5; с. 173]. Так что музыка в процессе воспитания цзюньцзы занимает высшее — завершающее место. Музыкальное образование является последним этапом воспитания и необходимым путём к совершенству.

Когда ученик Конфуция Янь-юань (ЩЩ) спросил его о законах правления, философ ответил: «Используй Сяский календарь, поезжай на Шанской повозке, поси Чжоуские одежду и шляпу, исполняй Шуньские музыку и пляску. И отходи от Чжэнской музыки и человека искусного в споре, Чжэнская музыка звучит без меры, человек чрезмерно искусный в споре — опасен» [11; с. 49].

Конфуция интересовала политическая функция музыки. В тексте «Лунь юй» («Беседы и высказывания») он много размышлял об этом. Например, ученик Цзы-лу спросил

учителя: «Вэйский государь [Чу Гун-чжэ] ожидает вас [философ], чтобы с вами управлять государством. С чего вы намерены начать?» — «Необходимо исправить имена». — «Вот как! Вы далеко заходите. К чему это исправление?» — «Дикарь ты, Ю (Й, имя Цзы-лу), — отвечал философ, — Благородный муж осторожен по отношению к тому, чего не знает. Если имя неправильно [не соответствует действительности], то слово будет противоречить делу, а когда слово противоречит делу, то дело не будет исполнено, и если дело не будет исполнено, то церемонии и музыка не будут процветать, а если церемонии и музыка не будут процветать, то наказания не будут правильны, а когда наказания будут извращены, то народ не будет знать, как ему вести себя. Поэтому для благородного мужа необходимо, чтобы имя он непременно мог сказать и слово исполнить и чтобы в словах его не было ничего бесчестного [недобросовестного]» [5; с. 173].

Ещё Конфуций говорил: «Когда во вселенной царит порядок [закон], то церемонии, музыка и войны исходят от сына неба; когда же в ней царит беззаконие, то церемонии, музыка и войны исходят от удельных князей. Когда все это исходит от удельных князей, то редкие из них через десять поколений не теряют власти. Когда все исходит от вельмож, то редкие из них через пять поколений не теряют власти; а когда бразды правления государством находятся в руках чиновников-вассалов, то редкие из них не теряют власти через три поколения. Когда во Вселенной царит закон, то правительственная власть не находится в руках вельмож, и народ не участвует в обсуждении дел» [5; с. 174].

Эти слова показывают то, что музыка для учения Конфуция — не только искусство и метод воспитания человека, но и важная часть государственного правления. Конфуций проповедовал это в своем учении, которое оказало сильное влияние на потомков.

Таким образом, основные взгляды Конфуция о музыке можно обобщить в следующих формулировках:

— Согласно Конфуцию, музыка всегда играет важную роль в вопросах управления государством и обществом. Хорошая, истинная, благородная, достойная музыка позволяет сохранять порядок в обществе, а плохая музыка приводит к нарушению порядка.

— Музыка является важной частью воспитания образованного человека, который может служить государству.

— Лучшая музыка, согласно Конфуцию, должна соединять в себе добро и красоту и не может переходить в «крайности».

— Образцом совершенной музыки являются древняя музыка «Шао» и я-юэ4 в начале династии Чжоу.

Одновременно эти взгляды философа сыграли отрицательную роль в развитии китайской музыкальной культуры, что проявилось в следующих факторах:

— Следование исключительно ограниченному древнекитайскому канону музыкальной эстетики приводило к тому, что музыканты подчёркивали в музыке нравственность, но не уделяли должного внимания драматизму.

— Главная тенденция в развитии взглядов на музыку в Китае до XX века была следующей: чем она древнее, тем совершеннее.

— Непонимающий музыку считался несовершенным человеком, то есть, не цзюньцзы. Поэтому в древнем Китае не было ни одного конфуцианца, который мог бы признаться, что он не понимает музыки. Как ни парадоксально это звучит, но нередко конфуцианцы, писавшие труды о музыкальной теории, не разбирались в своем предмете, так как связь с практикой у них была утрачена. Несмотря на то, что действительно понимающих было мало, общественное положение самих музыкантов оставалось очень низким, а интеллигенция часто избегала контактировать с ними.

— Государство часто управляло музыкальной практикой и направляло её развитие для того, чтобы музыка не мешала стабильности политической власти.

Во II веке до н.э. (в период правления династии Хань) конфуцианство получило поддержку государства. Многим конфуцианцам пожаловали чин. С тех пор конфуцианцы всегда являлись главной силой правительства Китая. Смены правителей не мешали этому положению [8; с. 1]. С 605 г. в Китае даже был введен экзаменационный режим отбора чиновников («Кэцзюй», 44^). Основным содержанием экзаменационных заданий и вопросов «Кэцзюй» было учение и труды конфуцианства. Режим «Кэцзюй» продолжался 1300 лет вплоть до начала XX века: последний раз экзамен «Кэцзюй» проходил в 1905 г.

На протяжении всей истории древнего Китая после династии Цинь конфуцианцы постоянно предлагали государству использовать лады (гун, дяо, звукоряды, систему строя) «правильные», «нравственные», «соответствующие древним нормам» и «защищающие хань-скую традицию». Это бывало в каждой династии. Однако, на самом деле, они не знали, какие это были лады. Во-первых, никто из них не слышал древнюю музыку. Во-вторых, часто они не были музыкантами. Поэтому предлагаемые ими стандартные лады были лишь те, которые

упоминались в древних книгах — пентатонический звукоряд и семиступенный звукоряд чжэн-шэн5, то есть, древняя гамма (12, 259).

Современная хань-нация сформировалась в период правления династии Хань (поэтому она так и называется), но продолжала древнекитайскую культурную традицию до династии Цинь. Учение Конфуция и древнекитайскую музыку считают важной частью ханьской культуры.

Тем не менее, уже в начале своего формирования хань-нация начала привлекать музыку других народов. Например, в императорской музыке можно было встретить корейскую пьесу «Кунхоу инь» ( ) и западно-южную пляску «Ба-юй у» ( «Е^Й)) ) [12;

с. 128, 120]. Согласно предположению современных исследователей, между ладами этих наций разница была не большая.

В 139-126 гг. до н.э. император Лю Чэ (МШ) направил посла Чжан Цяня (^Ш) в страны Средней Азии. По возвращении Чжан Цянь привёз в Китай их музыку. В соответствии с её стилем, один из музыкантов-чиновников Ли Яньнянь (^М^) написал двацать восемь воинских пьес [12; с. 109]. К сожалению, в древних книгах не сохранилось упоминаний о том, в каких ладах звучала эта музыка. Известно лишь, что характер она имела воинственный и могучий.

Мы полагаем, что по своей ладовой организации музыка, привезенная Чжан Цянем из Средней Азии, была близка современным ладам народной музыки Узбекистана и Таджикистана (Чжан Цянь там бывал) и отличалась от ханьских традиционных ладов своим энергичным характером.

Другое влияние на музыкальную культуру древнего Китая было связано с буддистской музыкой. Буддизм из Индии дошёл до границ проживания хань-нации. В III веке китайские монахи создали новую систему на основе китайской народной музыки с чертами музыки

индийской [12; с. 138-139]. Это также оказало влияние на ладовую систему китайской музы-

6

ки .

Такие влияния в VII-VIII веках достигли своей кульминации. В династии Суй и Тан большинство жанров янь-юэ7, на самом деле, представляли собой музыку других наций и стран. В музыкальной теории того времени звуки и лады имели традиционные названия, но на практике использовалось немало звукорядов без пентатонической основы, а также применялись стили других национальных культур.

Например, император Ли Лунцзи (^^й, 685-762 гг.) был замечательным композитором. Он сочинил высоко оценённое современниками произведение «Танец в костюмах из облака и перьев» ( {ШШШ^Ш) ) с древнеиндийскими чертами [12; с. 224]. А в пьесе «Жуй Чжэшу» ( ) того времени был использован «локрийский лад»: в музыке ощущают-

ся ладовые черты музыки народов Синьцзяна и Средней Азии.

Конфуцианцы выступали против использования ладов других наций и выражали свое мнение разными способами. Среди чиновников-музыкантов таких противников «смешения национальных стилей» было довольно много. Например, Ню Хун (ФЗА, 545-610 гг.), Чжансунь Уцзи ? — 659 г.), Ду Ю (ttfe, 735-812 гг.), Бай Цзюйи (Й^М, 772-846

гг.), Юань Шэнь (жК, 779-831 гг.) и др. Их мысли о музыке заметно различались, но их сближало одно — все они ратовали за сохранение древней традиции.

По мнению конфуцианцев, так называемая «древняя музыка» была музыкой до династии Цинь (до 221 г. до н.э.), которая, кстати, считалась образом лучшей музыки в Китае вплоть до XX века.

Следование традиции «древней музыки» означало, что музыканты в я-юэ (благородной музыке) могли использовать только пентатонику и звукоряд чжэншэн. Конфуцианцы обычно требовали, чтобы в сочиняемой музыке воплощались все аспекты «древности»: не только лады, но и инструменты, состав оркестра, жанры и т.д.

Лады, привнесенные в музыку из других музыкальных культур, считались нарушением старинного порядка [об этом см.: 12; с. 250, 268, 272].

Многие из представителей этой школы, кроме Юань Шэня, также критиковали современную им народную музыку. Звукоряд цин-шан8, который использовался здесь, критиковался больше, чем звукоряд ся-чжи9. Это объясняется тем, что последний возник в музыкальной практике уже до династии Цинь (до 221 г. до н.э.) и вошёл в теорию я-юэ (благородной музыки) в период династии Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.).

Подобная позиция конфуцианства в отношении народной музыки не способствовала развитию ладовой системы и проникновению в нее разных национальных музыкальных традиций в китайскую музыку. Однако, она не могла и помешать уже начавшемуся процессу взаимообогащения музыкальных культур разных народов, населявших Китай.

Как уже отмечалось, в то время музыка других народов была довольно популярной. Например, в разные периоды эпохи Суй-Тан (581-907 гг.) существовал музыкально-танцевальный жанр янь-юэ (светской музыки), представляющий собой семи-, девяти- или де-сятичастную композицию. Такие произведения, соответственно, назывались семичастной, девятичастной, десятичастной музыкой. Обычно, кроме первой части и финала её остальные разделы такой композиции представляли собой музыку других национальных традиций: Ань-го (^И), Тяньчжу Фунань (йШ), Гаоли (НШ), была и музыка нацменьшиства —

Силян (ШШ), Гаочан (Нн), Цюцы Шулэ Канго (ЖН). Тянчжу была индий-

ской музыкой. Она использовалась до 618 г., после чего происходит ослабление влияния индийской культуры на китайскую. Тем не менее, лады Индии и Средней Азии бытовали в Китае ещё очень долго.

Историк Янь Иньлю (ШШШ) считает, что эта «большая музыка» с иностранными заимствованиями сочинялась в китайской традиционной технике [12; с. 214], так что соединение ладов хань-нации с иными музыкальными традициями было обусловлено требованиями практики.

Следует отметить, что Суй и Тан были объединёнными могущественными династиями. Душевное состояние властителей и конфуцианцев было спокойным. Однако, в конце династии Тан из-за вторжения других народов Китай «погряз» в беспорядках. Затем вокруг территории, на которой жили ханьцы, начали возникать другие государства, которые были под владычеством ханьского императора.

Когда к власти в Китае пришла основанная хань-нацией династия Сун (960-1276 гг.), противников «внеханьской» музыки стало гораздо больше. Идея почитания древности одержала верх: ведь уже тысячу лет назад властители и интеллигенция мечтали о «нравственной политике» и культурном расцвете. «Музыкальная мысль почитания древности управляла деятельностью я-юэ (благородной музыки) и определяла политическую программу музыки. Это в какой-то степени защищало феодальный строй, но тормозило процесс развития музыкальной культуры» [12; с. 276].

В период Южного Сун (вторая половина династии Сун, 1127-1276 гг.) ханьская власть вновь понесла потери. Династия Сун потеряла северную часть родной земли из-за вторжения других наций.

Конфуцианцы продолжали ратовать за древнюю музыку и противостояли вторжению музыки других народов, чтобы «проявлялась ханьская твёрдость национального духа» [13; с. 69].

Восстановление древности и своего рода ксенофобия стали единой музыкальной позицией конфуцианцев. Музыкальные традиции других народов в это время в Китае приходили в упадок.

Следует отметить, что в это время музыка я-юэ сочинялась только по так называемому древнему стилю, существовавшему до династии Цинь (во многом придуманному). Музыка других наций и стран исполнялась редко. Даже упоминавшийся выше музыкально-танцевальный жанр с элементами разных национальных стилей, который был популярен в период правления династий Суй и Тан, использовался лишь частично.

Как указывалось выше, основой светской музыки династии Сун являлась ханьская народная музыка. При этом конфуцианцы не только укрепляли положение старых ладов в

областях я-юэ (благородной музыки) и янь-юэ (светской музыки), но и ограничивали развитие народной музыки. История сохранила довольно много государственных указов о запрете «плохой народной музыки».

Например, в 1113 г. государство обнародовало новый стандарт высоты строя и приказало, чтобы все музыканты и в я-юэ (благородной музыке), и в янь-юэ (светской музыке), и в народной музыке его придерживались. Одновременно были запрещены многие инструменты, потому что они могли извлекать слишком высокие звуки, а музыка на них исполнялась слишком подвижная, что не совпадало с установленной нормой. Игнорирование этого запрета могло привести к осуждению исполнителей и слушателей [12; с. 424].

В 1119 г. чиновник-конфуцианец Цай Ю (ШШ, 1077 — 1126 гг.) предоставил императору восемь статей о музыке, в которых он порицал несовпадение некоторых народных инструментов с древними формами, а также народных исполнителей, одновременно играющих мелодию в двух тональностях10. Он считал, что это мешает древнему ладу, и, следовательно, не благоприятствует порядку в обществе [12; с. 442].

Кроме государственного диктата, положение старинных ханьских ладов в народной музыке укрепляло взаимодействие императорской и народной музыки. Благодаря строгой позиции конфуцианцев в отношении су-юэ, в то время заметно возросло осознанное использование ладов и стиля я-юэ («благородная музыка»), а также усилилось влияние звукоряда чжэн-шэн [13; с. 32].

В Южном Сун музыкальным центром хань-нации стал южный город Линьан ныне Ханчжоу в провинции Чжэцзян) — временная столица Китая. В этот период укрупнилась пентатоническая основа в гептатонике, что было характерно для южной традиции.

По окончании периода правления династии Сун хань-нация потеряла господство, поскольку императором новой династии Юань стал властитель из Монголии. По сравнению с другими династиями, монгольские правители реже допускали конфуцианцев к своей политике, и уделяли гораздо меньше внимания я-юэ (благородной музыке). Поэтому много образованных людей обратилось к сочинению музыки. Это, в частности, содействовало расцвету музыкальной драмы.

Однако, почти через сто лет, когда появилась династия Мин (1368 — 1644 гг.) под управлением императора ханьской нации, конфуцианцы вернулись в центр политической жизни страны и стали ратовать за использование в музыкальных сочинениях только ханьских ладов. К тому времени, как уже говорилось выше, система юнь-гун-дяо уже сформировалась в музыкальной практике.

Итак, как показал анализ исторического контекста, формирование ханьской ладовой системы юнь-гун-дяо имеет под собой философское и политическое основания. Такие идеи конфуцианства, как объединение музыки и политики, почитание древности и другие, сыграли важную роль в процессе становления ладового мышления древних китайских музыкантов.

Примечания

1 Хань-нация — основная нация Китая.

2 Иначе говоря, система юнь-гун-дяо сформировалась не позже этого периода. Система юнь-гун-дяо могла бы сформироваться раньше, но доказательств этого сегодня пока не достаточно. С самой теорией системы юнь-гун-дяо можно познакомиться в книге «Китайская традиционная ладовая система и её применение в ХХ веке» (Пэн Чэн, М.: МПГУ, 2006).

3 «Истинная музыка» в оригинальном тексте: чжэн-шэн (Ш^).

4 Я-юэ (^Ш^) — музыка культа или музыка церемонии. Буквально — благородная музыка.

5 «Чжэн-шэн (Ш^)» в китайском языке значит «правильные», «верные» или «прямые» звуки. Звукоряд «чжэн-шэн» совпадает с гаммой лидийского лада, например, фа, соль, ля, си, до, ре, ми, фа. По-китайски ступени называются: гун, шан, цзюе, бянь-чжи, чжи, юй, бянь-гун, гун. Это был первый семиступенный ладовый звукоряд в теории я-юэ (благородной музыки), и конфуцианцы считали его «правильным ладом».

6 В современной буддийской музыке Китая черты индийской музыки не обнаруживаются.

7 Янь-юэ - светская императорская музыка древнего Китая.

8 Звукоряд цин-шан совпадает с гаммой миксолидийского лада.

9 Звукоряд ся-чжи совпадает с гаммой натурального мажора. В китайской теории музыки и называет её «новой гаммой».

10 Эти тональности располагались на чистую квинту друг от друга. Это напоминает нам о европейском органуме.

Литература

1. Грубер Р. Всеобщая история музыки. 2-е изд. М.: Музгиз, 1960. 488 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. I. Сост. Ян Хиншуна. М.: Изд. социально-экономической литературы, 1972. 361 с.

3. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. II. Сост. Ян Хиншуна. М.: Изд. социально-экономической литературы, 1973. 383 с.

4. История эстетической мысли. В шести томах. Т. I. М.: Искусство, 1985. 461 с.

5. Музыкальная эстетика стран Востока. Под ред. Шестакова В. Л.: Музыка, 1967. 412 с.

6. Чанышев А. Курс лекции по древней философии. М.: Высшая школа, 1981. 374 с.

7. Шицзин. Книга песен и гимнов. Пер. с китайского А. Штукина. М.: Художественная литература, 1987. 351 с.

8. , , --[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.confucius2000.com/confucian/hwddzrxzxwy.htm. Дата обращения: 2011-06-11

9. МММ ШЙ , , 2000 , 338^.

10. МШ, , , , 1988 , 318М.

11. , ^Ж: , 2003^ , 335^.

12. ШЙМ ФН^^^Й , , , 1980^ , 1070^.

13. ЖЖ н^Ш^Ш^й^ШЯ , , Ф^^^ , 2006^ ,

96^.

14. фдт^тм, , , 1980 , 469^.

15. ЯШФ, , , 1986 (2) , 16 - 28.

© Рахаев А. И., Гринченко Г. А., 2011

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ» И «ИСКУССТВО ФУГИ» И. С. БАХА В КОНТЕКСТЕ РОЗЕНКРЕЙЦЕРСКИХ МАНИФЕСТОВ

В статье рассмотрены связи двух загадочных произведений И. С. Баха «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги» с манифестами Ордена Креста Розы (Розенкрейцеров). Обозначенную гипотезу авторы доказывают наличием розенкрейцерской, алхимической символики, скрытой композитором посредством буквенного шифра, рисунков, числовых символов. Ключевые слова: И. С. Бах, Музыкальное приношение, Искусство фуги, ричеркар, контрапункт, Христиан Розенкрейц, манифесты розенкрейцеров.

«Музыкальное приношение» — одно из знаменитых, но редко исполняемых произведений И. С. Баха. По мнению А. П. Милки, его можно считать «"музыкой без исполнения", "музыкой в нотах"» [5; с. 127] на основании предположения о популярности в то время жанра «канонов в альбом». Подобные записи были рассчитаны на личное общение с их владельцем, при котором музыкальная сторона, выявленная внутренним слухом, и зрительное восприятие давали возможность обнаружить общее содержание. Это произведение посвящено прусскому королю Фридриху II, считавшемуся официальным основателем масонской ложи в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.